С.Ю. Чимаров Обер-священник армии и флота России Г. И. Мансветов: страницы истории армейского и флотского духовенства Источник Более подробно о деятельности обер-священника армии и флота П. А. Моджугинского см.: Чимаров С.Ю. Обер-священник армии и флота России П.А. Моджугинский: страницы истории армейского и флотского духовенства (13.11.1826–03.09.1827)//Управленческое консультирование. 2014. 5. С. 113–117. Чимаров Сергей Юрьевич Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой управления общественными отношениями Доктор исторических наук, профессор Реферат Статья посвящена деятельности четвертого в истории Вооруженных сил России обер-священника армии и флота Г. И. Мансветова , вошедшего в историю военного духовенства в качестве ученого-богослова, подвижника религиозного нравственного просвещения воинов и ревностного попечителя о военных священниках и их семьях. Ключевые слова обер-священник армии и флота, военное духовенство, полковой священник, пенсионный устав После отстранения от должности в сентябре 1827 г. обер-священника армии и флота П.А. Моджугинского от занимаемых им постов «за болезнью» возник вопрос о назначении нового руководителя военно-церковного управления в Вооруженных силах Российской империи. Несколько ранее, 21 января 1827 г., «за старостью и болезнями» был уволен протоиерей А. А. Торопогрицкий, с 1 января 1816 г. именуемый «во уважение отличной службы и подъятых трудов в кампанию 1812–1814 гг.» обер-священником Главного Его Императорского Величества Штаба с. 52]. Сложившаяся к сентябрю 1827 г. ситуация с отстранением по различным причинам от должностей руководителей обеих ветвей военно-церковного управления собственно в Вооруженных силах, а также в частях гвардии и гренадер, способствовала формированию у членов Святейшего Правительствующего Синода вывода о наступлении благоприятного момента для централизации военно-духовных властных полномочий в руках единого обер-священника. Итогом всестороннего обсуждения членами Синода перспектив возможного единоначалия в деле управления церковным имуществом, военным и морским духовенством, явился специальный доклад, представленный на Высочайшее рассмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Освобождение Греции вовсе не в интересах Англии и даже опасно ей   Освобождение Греции вовсе не в интересах Англии и даже опасно ей ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС В 1827, 1828 И 1829 ГОДАХ 6 июля 1827 года в Лондоне уполномоченными России, Англии и Франции был заключен договор, по которому эти державы обязались сообща предложить Порте свое посредничество для примирения ее с восставшими греками, причем потребовать от обеих воюющих сторон перемирия. Когда в Вену пришло известие об этом договоре, то Меттерних написал интернунцию в Константинополь: " Договор может повести к чему угодно, только не к тому, для чего заключен. Наверное, поведет он к войне между Россиею и Портою. Англия будет этому содействовать, но сама воевать не будет; Франция будет игрушкою своих союзников - и своих собственных ложных расчетов " .     16 августа (н. с.) представители России, Франции и Англии (Рибопьер, Гильемино и Стратфорд Каннинг) передали рейс-эфенди ноту: почти уже шесть лет великие европейские державы стараются склонить высокую Порту Оттоманскую к умирению Греции. Их старания оставались бесплодными - и затянулась война истребительная, результатами которой были, с одной стороны, страшные бедствия для человечества, а с другой - потери, ставшие нестерпимыми для торговли всех народов. Поэтому невозможно допустить, чтобы судьба Греции касалась исключительно одной Порты Оттоманской. Вследствие договора, заключенного нами, три державы предлагают Порте свое посредничество и перемирие и будут ждать решения оттоманского правительства 15 дней; в случае же нового отказа или уклончивого и недостаточного или совершенного молчания прибегнут к средствам, которые сочтут самыми действительными для прекращения положения, несовместимого с истинными интересами Порты, с безопасностию торговли и спокойствием Европы.

http://isihazm.ru/1/?id=922

А.А. Половцов Куторга, Михаил Семенович Куторга , Михаил Семенович, профессор истории С.-Петербургского и Московского университетов, род. 6 июля 1809 г., в Могилеве, ум. 26 мая 1886 г., в своем имении Борках, Мстиславского уезда Могилевской губернии. Общее образование М. С. Куторга получил в 3-й Петербургской гимназии, откуда в 1827 г. поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, но пробыл там только один год: в ноябре 1827 г. состоялось Высочайшее повеление избрать в университетах человек двадцать способнейших студентов, «непременно природных русских», и отправить их для научных занятий сначала в Дерпт, а потом в Берлин или Париж. В числе шести питомцев Петербургского университета, избранных в число этих двадцати, находился и М. Куторга. Выдержав предварительный экзамен в Академии Наук, профессоранты 16 июля 1828 г. отправились в Дерпт и здесь, в так называемом «профессорском институте», М. Куторга пробыл более четырех лет, с июля 1828 г, до начала 1833 г. Здесь он написал первый свой ученый труд, под заглавием: De tribubus Atticis eorumque cum regni partibus nexu, Dorpati, 1832, и, защитив эту диссертацию 15 декабря того же года, получил степень магистра философии. Затем Куторга отправился для дальнейшего усовершенствования в своей специальности за границу. В 1833 и 1834 гг. он слушал лекции в Париже, Гейдельберге, Мюнхене, но большую часть двухгодичного пребывания своего в чужих краях провел в Берлине. В это время в немецких университетах получила широкое развитие так называемая «Нибуровская школа». Профессора истории преимущественно занимались изучением античного мира. Путем строгого критического анализа, через непосредственное знакомство с классическими писателями, воссоздавали и объясняли они историю Греции и Рима, с их особенным политическим бытом и учреждениями, с их различными литературой и искусствами. К этому научному направлению примкнул и М. С. Куторга. По возвращении из-за границы, в августе 1835 г. он был назначен для преподавания в Петербургском университете древней, средней и новой истории и вскоре же по своем поступлении в университет получил звание адъюнкта; в 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Куторга, Степан Семенович Куторга , Степан Семенович, профессор, род. 12 февраля 1805 г., в городе Мстиславе, Могилевской губернии, ум. 25 апреля 1861 г. Родители его были не богаты, но дали своему сыну хорошее образование. В 1813 г. семейство Куторги переселилось в Петербург, где служил отец двух будущих профессоров, Семен Мартынович Куторга. Первоначальное воспитание С. С. Куторга получил дома, под руководством своего отца, который скончался в 1817 г. С того времени вся забота об его дальнейшем образовании принадлежала его матери. В 1818 г. С. С. Куторга был определен вольноприходящим в Петербургскую губернскую гимназию (ныне 2-я гимназия), бывшую в то время единственной в столице. В этом учебном заведении он пробыл два года. В 1820 г., когда учрежден был в столице «Учительский Институт» на 30 казеннокоштных воспитанников, в это заведение перешел С. С. Куторга. Институт состоял в заведывании известного педагога Федора Ивановича Миддендорфа (впоследствии директора Главного Педагогического Института); воспитателями и учителями были известные впоследствии педагоги: Буссе, Тимаев, Александр Ободовский и Свенске. В 1823, г. по представлению тогдашнего попечителя С.-Петербургского округа Рунича, Институт был закрыт и все воспитанники переведены во вновь учрежденную Петербургскую гимназию – ныне 3-я. С. С. Куторга, окончил здесь полный курс учения, поступил в январе 1827 г. в Петербургский университет, по физико-математическому факультету. Когда в 1827 году последовало Высочайшее повеление об избрании в университетах Петербургском, Московском, Казанском, Виленском и Харьковском 20 молодых людей, чтобы, отправить их в Дерптский университет, а впоследствии, в Германию, для приготовления к занятию профессорских должностей в русских университетах, – Ст. С. Куторга попал в число избранных. Уже в июле 1828 года он перешел в Дерптский университет; предметом своих занятий он избрал зоологию, но, сознавая, сколь необходимо для успешной разработки этой науки основательное знание анатомии и физиологии, он перешел на медицинский и по нему и окончил курс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Рамазанов, Николай Александрович Рамазанов , Николай Александрович, скульптор и писатель по истории искусства. Род. в Петербурге 24-го января 1817 г., умер в Москве 18-го ноября 1867 г. Происходя из артистической семьи, так как отец и мать его были актерами Императорских театров, дед – балетмейстером, тетка M. И. Валберхова – известной драматической артисткой, а дядя по матери Гольц – известным балетмейстером, Р. с самого раннего детства рос в сфере искусства. Семилетним ребенком он танцевал уже на сцене Большого Театра, в бенефисы отца и тетки, и даже помогал отцу в обучении малолетних воспитанников Академии Художеств, когда там, по почину президента А. Н. Оленина, устраивались спектакли. Когда пришло время отдавать мальчика в учебное заведение, то отец предоставил ему самому выбор между двумя поприщами – поступить в Театральнее училище или в Академию Художеств, так как к этому времени уже выказались его способности к рисованию, и он начал уже учиться у Ф. Г. Солнцева, впоследствии известного художника-археолога. После недолгого колебания, мальчик выбрал Академию Художеств, куда и поступил в октябре 1827 года. Это время совпало с двумя тяжелыми событиями в жизни P.: 28-го сентября 1827 г. умерла его мать, а 23-го июня 1828 г. – отец. Братьев и сестру нашего художника взяла на свое попечение упоминавшаяся М. И. Валберхова, вполне посвятившая им свою жизнь. При своих способностях и горячей любви к искусству, Р. был до чрезвычайности увлекающеюся натурою. От усидчивых занятий своим предметом его отвлекали то музыка, то литература, то театры, то балы и кутежи с товарищами. «Раз я был в натурном классе в чрезвычайно расстроенном состоянии духа», вспоминает он сам о годах своего учения. «Работа моя не шла так, как бы мне хотелось; я видел, что отстаю в успехах от моих товарищей: это меня мучило, и я завидовал им, называл их счастливцами, потому что мысли их были единственно устремлены на натурщика, между тем как в моей голове бродили тысячи предположений, которых я не мог угомонить, при всем моем старании устремить внимание на предстоявшую работу. То рисовалась предо мною картина Страшного суда, то создавался план повести, то являлось непреодолимое желание постигнуть законы музыки».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В Париже Остроградский слушал лекции Коши, Бине и некоторых других профессоров в Collège de France и Сорбонне. О личных отношениях Остроградского к парижским математикам в оставшихся после него бумагах не сохранилось никаких сведений. Из адресованного им в 1856 году к непременному секретарю Парижской Академии Наук письма с выражением благодарности за избрание в члены-корреспонденты видно лишь, что Штурм был другом Остроградского, а также и «почтивший его своею благосклонной дружбою» Пуассон; что Фурье был его благодетелем и что, наконец, Пуансо оказался настолько любезен, что «изложил ему принципы своей прекрасной Théorie de la Rotation, прежде чем она была издана в свет». С Коши, вследствие его недоступности, Остроградский, как и другие приезжавшие в Париж учиться молодые иностранцы, сблизиться не мог. Но это, однако, не мешало ему иногда знакомить ученого с результатами своих исследований и даже заслуживать его одобрение. В своем знаменитом «Mémoire sur les intégrales définies prises entre des limites imaginaires», напечатанном в 1825 году, Коши говорит: «наконец один русский молодой человек, одаренный большой проницательностью и весьма сведущий в исчислении бесконечно малых, прибегнув также к их (определенных интегралов) употреблению и к преобразованию в обыкновенные дал новое доказательство формул, помещенных мной в 19-й тетради Журнала Политехнической Школы». 6 ноября 1826 года Остроградский представил Парижской Академии Наук свой первый ученый труд: «Mémoire sur la propagation des ondes dans un bassin cylindrique», ясно показавший, что автор не только вполне овладел высшим анализом, но и стал уже на уровне современного развития науки. На пятом году пребывания в Париже он занял место преподавателя математики в коллегии Генриха IV, которое занимал в течение 1826–1827 уч. года. В ноябре 1827 г. он оставил Париж и прибыл в Петербург, где и представил свои труды Академии Наук. Вскоре около Остроградского образовался кружок любителей математики, имевший целью ознакомиться, при посредстве читаемых им лекций, со современным состоянием высшего анализа. Составлявшие характерную особенность этих лекций – общность и изящество изложения – очень правились слушателям и сделали лектора настолько известным в Петербурге, что, несмотря на неполучение им даже звания действительного студента и на небольшое количество ученых трудов, он был избран Петербургской Академией Наук, 17 декабря 1828 года, в адъюнкты по предмету прикладной математики. Следующие академические ступени были пройдены им очень быстро. 11 августа 1830 года он сделался уже экстраординарным академиком, а через год ординарным. 15 июня 1855 года он, по смерти П. Фусса, занял кресло ординарного академика по предмету чистой математики.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОБЕДОНОСЦЕВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константин Победоносцев, 1902 год Константин Петрович Победоносцев ( 1827 - 1907 ), русский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Святейшего Синода (1880 - 1905). Родился 21 мая 1827 года в Москве , в семье профессора Московского университета, дед Победоносцева был священником. В семье было 11 детей, сам Победоносцев характеризовал свою семью как " благочестивую, преданную царю и отечеству, трудолюбивую " . В 1841 году поступил в Училище правоведения в Санкт-Петербурге , кончил курс в 1846 году и поселился в родном доме в Москве, на службе в сенате. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке “тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом”. Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. Победоносцев вспоминал: " По природе нисколько не честолюбивый, я ничего не искал, никуда не просился, довольный тем, что у меня было и своей работою, преданный умственным интересам, не искал никакой карьеры и всю жизнь не просился ни на какое место, но не отказывался, когда был в силах, ни от какой работы, и ни от какого служебного поручения. В 50-х годах московский университет, оскудев профессорами юристами, обратился ко мне, и я не отказался, оставаясь на службе в сенате, читать там лекции, по 8 часов в неделю, в течение 5 лет. " . В 1859 - 1865 годах он служит профессором-юристом Московского университета. Его курс “Гражданского права”, выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов. В конце 1850-х выступал как либеральный писатель-публицист. В начале 1860-х принял деятельное участие в разработке судебной реформы ( 1864 ), отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.

http://drevo-info.ru/articles/21247.html

Зиновьев , Алексей Зиновьевич, профессор Московского университета, родился 4 февраля 1801 г. в Москве и для окончательного образования поступил на словесное отделение Московского университета. Там, на студенческой скамье, ему пришлось завязать тесную дружбу с М. П. Погодиным. В 1821 г. Зиновьев окончил университетский курс действительным студентом, но через год выдержал установленный экзамен на кандидата и получил две должности в Московском благородном пансионе – надзирателя и преподавателя латинского и русского языков. Весь тот досуг, который оставался у него от этой учебно-воспитательной деятельности, Зиновьев отдавал ученым трудам, приготовлению к магистерскому экзамену и частным урокам. Так, в первые три года своей службы Зиновьев, вместе с другим преподавателем Н. Стриневским, занимался переводом известного в то время произведения Александра Адама «Римские древности» и издал его под заглавием: «Римские древности, или изображение нравов, обычаев и постановлений римских, служащее для легчайшего уразумения латинских писателей» (2 ч. М. 1824 г.; второе изд. М. 1834 г.). В то же время на страницах «Вестника Европы» (1824 г., кн. 16) им был помещен труд: «Об управлении Дюка Ришелье в полуденной России». Затем еще в начале 1826 г. он окончил свою диссертацию на степень магистра: «О начале, ходе и успехах критической Российской истории». (М. 1827 г.), которую защитил с успехом. Эта диссертация, являвшаяся как бы дополнением к магистерскому труду друга – Погодина: «О происхождении Руси» (М. 1825 г.), начиналась небольшим введением, где объяснялись приемы исторической критики; затем шло подробное описание важнейших материалов для русской истории; наконец, давался обзор иностранных и русских сочинений, посвященных древнейшим событиям России. Здесь так же, как и Погодин, автор касается вопроса о первоначальных руссах и преимущественно держится взглядов Августа Шлецера. Кроме возражений М. Т. Каченовского, предъявленных на диспуте, диссертация З. вызвала и рецензию Погодина, который, не соглашаясь с некоторыми выводами своего друга, так заканчивал свою рецензию: «Поблагодарим автора за сделанное и пожелаем успеха в усовершенствовании его рассуждения; во всяком случае начало, как канва, полезно и для него, и для других» («Москов. Вестн.» 1827 г., ч. III, 9, стр. 53). Слова Погодина поощрили З. к новой исторической работе: он напечатал большую статью «О скандинавских путешествиях в Константинополь и другие страны с IX в. («Записки и труды Общества истории и древностей» 1828 г., ч. IV; 1830 г., ч. V).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Федор Петрович (20.06. 1766, Тверь (?) - 14.12.1836, С.-Петербург), рус. муз. деятель, поэт, литератор. Происходил из древнего дворянского (некняжеского) рода. Принадлежал к родственному кругу Н. А. Львова (двоюродный брат), Г. Р. Державина , В. В. Капниста. В доме его отца П. П. Львова воспитывался И. А. Крылов. Военную карьеру (лейб-гвардии Преображенский полк, 1778-1783) еще в юности сменил на гражданскую: с 1783 г. служил в Коллегии иностранных дел, с 1794 г.- в таможне (в т. ч. с 1797 таможенный инспектор в Эстляндской губ.), с 1801 г.- в аппарате реформируемого государственного управления. Был директором в департаменте Мин-ва коммерции (1803-1810), членом комиссии по составлению законов при Гос. совете (1810-1816), секретарем М. М. Сперанского (1810-1812). Автор проекта таможенного устава. В ходе реорганизации комиссии уволен. В 1824 г. по ходатайству А. А. Аракчеева получил должность помощника статс-секретаря Гос. совета и переведен в Департамент военных дел. В 1826-1836 гг. директор Придворной певческой капеллы . В 1827-1833 гг. исполнял обязанности статс-секретаря по Гос. совету в Департаменте гос. экономии. Тайный советник (1829). После смерти Л. в его записной книжке обнаружен проект конституции России. Л. был увлечен муз. и лит. просветительством. Участвовал в фольклорной работе литературно-муз. кружка Н. А. Львова, был членом об-ва «Беседа любителей русского слова». Свои поэтические и лит. сочинения публиковал под псевд. Скимнин (объединены в сб.: Часы свободы в молодости. СПб., 1831. 2 ч.). Л. владел большой нотной б-кой и великолепной коллекцией муз. инструментов. Петербургский дом Л., отца большой, музыкально одаренной семьи (от 2 браков имел 16 детей), был известен литературно-муз. вечерами, спектаклями, в к-рых Л. играл на скрипке в составе струнного квартета и выступал как певец (здесь читал свои басни Крылов, исполнялись сочинения молодого М. И. Глинки ). В 1827 г. вместе с сыном А. Ф. Львовым основал в С.-Петербурге салон «Музыкальная академия».

http://pravenc.ru/text/2110957.html

Письма к Александру Ивановичу Кошелеву Достопамятный общественный деятель, агроном и финансист, ревнитель Русского просвещения, Александр Иванович Кошелев родился 6 мая 1806 года, скончался 12 ноября 1883. Приводим (из «Русского Архива» 1879 год, кн. III) собственные его воспоминания об А.С. Хомякове. Из единомысленных сверстников Хомякова один Кошелев пережил его. Это обстоятельство даёт особенное значение его воспоминаниям, усугубляемое тесной дружбой, их соединявшей. Изд. Воспоминания А.И. Кошелева о Хомякове. (28 февраля 1873 года) Первое моё знакомство с А.С. Хомяковым было в 1823 году, в Москве, в доме Веневитиновых. Короче друг с другом мы сошлись в Петербурге, в марте 1827 года, во время предсмертной болезни Дмитрия Веневитинова. Брат Хомякова Фёдор ухаживал за больным как нежнейшая мать или сестра; а нас (своего брата Алексея и меня) он почти не впускал к больному, находя, что мы очень неловки и только тревожили его своим уходом. Во время этих нескольких суток, проведённых нами вместе, в третьей комнате от больного, среди тревог и страхов, мы много толковали и спорили о философии вообще и о Шеллине в особенности, о Христианстве и о других жизненных вопросах, и вследствие того очень сблизились. Затем, во время моего пребывания в Петербурге, с 1827 по 1831 год, А.С. Хомяков часто живал там, и тогда почти ежедневно мы виделись или у князя Одоевского, или у К.А. Карамзиной, или друг у друга. Хомяков всегда был строгим и глубоко верующим Православным Христианином, а я – заклятым Шеллингистом, и у нас были споры бесконечные. Никогда не забуду одного спора, окончившегося самым комическим образом. Проводили мы вечер у князя Одоевского, спорили втроём о конечности и бесконечности мира, и незаметно беседа наша продлилась до трёх часов ночи. Тогда хозяин дома нам напомнил, что уже поздно и что лучше продолжить спор у него же на следующий день. Мы встали, начали сходить с лестницы, продолжая спор; сели на дрожки и всё-таки его не прерывали. Я завёз Хомякова на его квартиру; он слез, я оставался на дрожках, а спор шёл своим чередом. Вдруг какая-то Немка, жившая над воротами, у которых мы стали, открывает форточку в своём окне и довольно громко говорит: Mein Gottund Herr, wasistdenndass? 154 Мы расхохотались, и там окончился наш спор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010