Библиография Список литературы на русском языке Аксаков= Аксаков Н. Патриаршество и каноны. СПБ., 1906. Акты=Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. Алексий II. Обращение=Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995. М., 1996. Алмазов=Алмазов А.И. Законоправильник при русском Требнике. СПБ., 1902. Афанасьев= Афанасьев Николай , протопресвитер. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. Бартошек – Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М. 1989. Бенешевич. Синагога=Бенешевич В.Н. Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПБ., 1914. Бенешевич. Кормчая=Бенешевич В.Н. Древнеславянская Кормчая в 14 титулах без толкования. 4.1. СПб., 1906. Бенешевич – 883=Бенешевич В.Н. Канонический сборник 14 титулов со второй четверти 7 в. до 883 г. СПб., 1905. Бердников=Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Вып. 1. Изд. 2-е. Казань, 1903. Бердников –1888=Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. Благочиние=Инструкция благочинному приходских церквей. Болотов. Архим. Владимир=Болотов В.В. Из церковной истории Египта. Архимандрит Тавенниотов Владимир при Константинопольском дворе в 431 г. Ч. 1. Болотов. История=Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.2. М., 1994. Болховитинов= Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. БТ 2, 18, 25=Богословские труды. Сборник 2. М., 1961; Сборник 18. М., 1978; Сборник 25. М, 1984. Булгаков=Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно- служителей. Ч. 2. М., 1993. Вальсамон=Вальсамон. Толкование на «Номоканон» 9. Гл. 29. Василий Вел.= Василий Великий . Творения. Т. 3. СПб., 1850. Вестник=Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Властарь. Синтагма= Матфей Властарь . Алфавитная Синтагма. Изд. 2-е. Симферополь, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Подсосное (Подсосенское). Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Здание заложено 29 сентября 1807 года по грамоте тобольского архиепископа Антония взамен сгоревшей в 1806г. деревянной церкви Флора и Лавра (80-е гг. XVIII в.). Строительство осуществлялось артелью мастеров из г.Енисейска в составе: каменщиков Дудина С.О. и Лютыха М.К., плотников Кочкова Д., Кочнева И.. Первый строитель церкви – крестьянин Стариков Г. В 1809г. был завершен южный придельный храм Флора и Лавра. Освящен 7 июля 1812 г. Главный храм Богоявления освящен 5 октября 1825 г. В 1903-1906 гг. здание было значительно расширено пристройкой с севера и юга двух придельных храмов по проекту енисейского губернского архитектора Фольбаума А.А. Южный придельный храм Иконы богоматери «Утоли моя печали» освящен 8 июля 1905 г. Освящение северного придельного храма апостолов Петра и Павла состоялось 25 мая 1906 г. Здание церкви расположено в центре села на небольшой возвышенности. Центральная часть здания имеет продольно-осевую композицию: на оси восток-запад последовательно располагаются: квадратный в плане собственно храм с полукруглой в два окна алтарной апсидой и трехъярусная колокольня, относящаяся к типу «восьмерик на четверике». Храмовый трехсветный четверик вытянут по вертикали, перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Каждая из стен храмового четверика завершается невысоким трехлопастным полуглавием с круглым оконным проемом. Купол храма увенчан небольшой главкой на четырех вырезанных из дерева «волютах». Лицевые стороны «волют» обиты полосовым железом. Оконные проемы храмового четверика с лучковыми перемычками. Обрамления окон – рамочные наличники «ушастого» типа. Амбразуры круглых оконных проемов под углом прорезают стены четверика. Конструктивный переход от четверика к восьмерику колокольни осуществлен при помощи небольших арок под диагональными гранями. Перекрытие второго яруса колокольни сводчатое. Ярус «звона» колокольни прорезан восемью арочными проемами с частично сохранившимся деревянным ограждением. Перекрытие восьмерика колокольни – деревянное по балкам. Купол колокольни увенчан маленькой главкой, установленной на барабан в виде четырех деревянных «волют».

http://sobory.ru/article/?object=22644

Марианске Лазне. Церковь Владимира равноапостольного. Карта и ближайшие объекты Храм относится к Карловарскому пресвитериату (благочинию) Пражской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Настоятель - протоиерей Йозеф Гаузар. В 1825 году среди русских отдыхающих родилась идея построить в Мариенбаде православный храм. Они провели первый сбор средств. Воплотить идею не удалось. Все собранные средства были переданы на возведение католического храма Вознесения Девы Марии. В 1860 году в одном из зданий была устроена небольшая часовня. В 1878 году она разместилась на первом этаже городской ратуши, а в ноябре 1880 года в ней поставили «походную» Никольскую церковь. После переноса последней в Ниццу 15 (27) июля 1882 года здесь была освящена новая церковь. Богослужения совершал священник, приезжавший из Веймара на время курортного сезона. Одновременно в 1881 году с целью строительства отдельного храма был учреждён специальный комитет, который организовал сбор средств. В 1891 году банк, в котором находились вклады Комитета, обанкротился. Новому комитету удалось собрать большую сумму. Председателем одновременно созданного в Санкт-Петербурге Церковно-строительного комитета состоял граф И. И. Воронцов-Дашков. В июле 1899 года был подобран для строительства храма участок площадью около 800 квадратных метров, расположенный на лесистом склоне холма Сухи Вршек, между гостиницей «Казино» и англиканской церковью. Закладка храма состоялась 11 (23) июля 1900 года, освящение протоиереем Алексеем Мальцевым - 25 июня (8 июля) 1902 года. Строительными работами руководил Густав Видерман, автором проекта является Н. В. Султанов. Храм не имел своего прихода, он был приписан к Дрезденской церкви, а с 1906 года - к Веймарской. С началом Первой мировой войны богослужения проводились редко. В 1920-е - 1930-е годы храм состоял в юрисдикции пражского епископа Сергия (Королева). Богослужения совершались только в летний период. 5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. В период Второй мировой войны в церкви служило несколько православных священнослужителей, среди которых - архиепископ Александр (Иноземцев). Регулярный православный приход при храме был образован в 1945 году, когда в Марианско-лазенскую область прибыли переселенцы - православные чехи из Волыни. В том же году храм перешёл в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви, а с 1946 года в Чехословацкий экзархат. С получением автокефалии в 1951 году Чехословацкой православной церковью храм перешёл в её юрисдикцию. В 1990 года при храме был основан православный факультет богословия.

http://sobory.ru/article/?object=11353

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ центр Русской правосл. старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ) в С.-Петербурге на Старообрядческой ул. (в 1942-2005 - Ташкентская ул.). Названо в честь основателей - купцов С. Г. и Ф. Г. Громовых, происходивших из Гуслицы , деятельных учредителей Белокриницкой иерархии. Кладбище было устроено на участке, подаренном Ф. Г. Громовым «старообрядческому обществу» в 1825 г., официально участок был выделен в 1835 г. Первая моленная старообрядцев-поповцев в С.-Петербурге открылась в 1756 г., затем добавились другие, все они размещались в купеческой части города - у Апраксина двора и близ «Пяти углов». С 1810/11 г. главным центром стала моленная с богадельней на 150 чел. и больницей в доме купца 1-й гильдии В. Ф. Королёва на Ивановской ул., по этой моленной поповцев называли «королёвой верой». Моленная, знаменитая древними иконами, была окончательно закрыта властями в 1844 г. Годом раньше с.-петербургские купцы-старообрядцы Громов, Калмыков и Петров подали прошение о разрешении построить на Г. к. дом и перенести туда иконы и утварь из королёвской моленной. Прошение было удовлетворено по отзыву чиновника особых поручений при Мин-ве внутренних дел И. П. Липранди, отметившего необходимость моленной для живших в столице военных-старообрядцев: 2 казачьих полков и солдат-отпускников. До 1850 г. на Г. к. была построена деревянная Успенская ц., в 1878 г. она была расширена 2 приделами, в 1906 г. к храму пристроили звонницу. В 1909-1915 гг. напротив церкви устроили пруд, где совершалось водосвятие. К 90-м гг. XIX в. на кладбище была возведена часовня. Средства на внутреннее убранство храма и часовни пожертвовали купцы Головины и П. И. Чубыкин. В 60-х гг. XIX в. территория кладбища существенно расширилась, были выстроены дома для священников, певчих, богадельня, пекарни и гостиницы, со временем был построен дом для епископа, образована улица, отделяющая кладбище от города (Старообрядческая), в 1912 г. устроен свечной завод.

http://pravenc.ru/text/168173.html

Ульяновск. Собор Вознесения Господня (старый). Старый Вознесенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1901 и 1906. Трапезная (1850-е) и колокольня (нач. 19 в.) остались от прежнего собора (1729-1730), главным объём которого в нач. 20 в. был полностью перестроен. Год утраты:1935 (снесён) Архитектор:Н.А. Розетти (перестройка основного объёма в нач. 20 в.) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, перекресток ул. Гончарова и ул. Ленина Координаты: 54.314653, 48.395465 Изменить описание объекта Современная реконструкция - новый собор Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов - три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней. Прихожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт-Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым-Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов. Источник: сайт  Симбирской Митрополии Вознесенский собор до 1844 г. был приходским храмом. Первоначально Вознесенская церковь была построена около половины XVII в. деревянною, однопрестольною; в 1694 г. она построена во второй раз, опять деревянною, одноэтажною, но двухпрестольною; в 1729-30 гг. она построена в 3-й раз каменною, двухэтажною, трехпрестольною. В 1825 г. в верхней холодной церкви построен новый придел, в 1849-51 гг. храм был расширен пристройкой с западной стороны, между трапезой и колокольней; в 1852-54 гг. в этом пристрое устроены два придела в нижнем этаже, а в 1857-58 гг. два придела в верхнем этаже: храм стал шестипрестольным, а именно: в верхнем этаже: главный престол в честь Вознесенья Господня, в правом трапезном приделе – в честь Воскресения Господня и в левом – во имя св. великомученика Иоанна воина; в нижнем этаже: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом трапезном приделе - в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» и в левом – во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=24344

Чулково. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1700. Год утраты:1952 (сгорела) Адрес: Московская область, Раменский район, деревня Чулково, улица Садовая Координаты: 55.552069, 38.057632 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Чулково. Михаила Архангела церковь Официально община была зарегистрирована в 1906 г. Молитвенный дом старообрядцев-неокружников был выстроен после того, как старую молельню захватили окружники. Молитвенный дом сгорел в 1952 г. На его месте поставлен памятный крест. Старообрядческий храм в деревне Чулково известен еще с середины 18 века, «еще при Екатерине Великой с разрешения Ея Величества построен был великолепный храм, в который стекались старообрядцы, чтобы едино-мысленно славословить Господа Бога» (Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1912. С. 76.) Из рапорта чиновника особых поручений камер юнкера Шеншина Господину Военному Генерал Губернатору, князю Дмитрию Владимировичу Голицыну от 3-го июля 1825 года ясно, «что в деревне Чулковой находится раскольническая Церковь, не вновь выстроенная, а существующая уже более сорока лет, в чем свидетельствуют ея ветхость и показания крестьянина слободы Михайловской Ивана Гаврилова» (ЦИАМ, Ф.16, Оп.109, Д.4, ЛЛ. 63об.). Кроме того «Ведомость о состоящих в г. Москве и ея Губернии старообрядческих и раскольничьих часовнях и молельнях, составленная 1826 года» сообщает, что Чулковская часовня «существует около 50 лет, перенесена на теперешнее место лет с 30-ть первоначально построена была старообрядцами с коих на основании указов 1771 и 772 годов взимался двойной оклад; в июле месяце 1826 года с разрешения его Сиятельства Г. Московскаго Военнаго Генерал Губернатора покрыта вместо тесу железом и окрашена краскою» (ЦИАМ, Ф.16, Оп.109, Д.4, ЛЛ. 154, 163). Последние архивные изыскания выявили до сего дня ниразу не опубликованный документ, а именно, рапорт бронницкого земского исправника Давыдова Московскому военному генерал-губернатору, начальствующему по гражданской части, члену государственного совета, главному начальнику комиссии для строений в Москве и всех российских орденов кавалеру, князю Дмитрий Владимировичу Голицыну от 10 февраля 1831 года, который позволяет судить о том, как выглядел Чулковский храм во имя Архангела Михаила. Собственно, это его первое подробное описание найденное в архивах и проиллюстрированное чертежами.

http://sobory.ru/article/?object=56847

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕГОРОВ Егор Егорович (1862, Москва - 15.12.1917, там же), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев- федосеевцев , собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. Из семьи потомственных старообрядцев, происходивших из г. Рыбинска Ярославской губ. Дед Е. Константин Егорович открыл в Москве торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду. В 1825 г. он был записан в купеческое сословие, вскоре стал видным деятелем федосеевской общины на Преображенском кладбище . В сер. XIX в. за активную старообрядческую деятельность был сослан в Пензу, где и умер. Его дело унаследовал сын Егор Константинович, к-рый также играл важную роль в жизни Преображенской общины. В сер. XIX в. он женился на Феодоре Косичкиной, происходившей из московской старообрядческой семьи, у супругов родились дети: Е., Екатерина и Елизавета. После смерти отца в 1887 г. Е. унаследовал дело, но через год продал его московскому купцу С. С. Уткину и посвятил себя коллекционированию памятников древнерус. и старообрядческой истории и культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Во 2-й пол. XIX в., после запрещения в 1856 г. старообрядческого богослужения, среди последователей «старой веры» активизировалось собирательство икон и книг «дониконовского» времени, оно имело главной целью устройство тайных моленных. Такая моленная с книгами и утварью, собранными дедом и отцом Е., существовала и в доме Егоровых в Салтыковском пер. (ныне Дмитровский пер., д. 3). Е. тратил на коллекционирование значительные суммы, был знатоком рус. церковной старины, в его б-ке, насчитывавшей ок. 30 тыс. изданий, большое место занимали справочники, каталоги и альбомы по древнерус. искусству и палеографии. Е., как и его дед и отец, принимал участие в старообрядческой жизни, к-рая активизировалась в России после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие орг-ции. В 1907 г. была зарегистрирована московская федосеевская община Преображенского кладбища, членом к-рой являлся Е.; в качестве представителя прихожан он принимал участие в заседаниях совета общины, был одним из крупных благотворителей Преображенского богаделенного дома. В 1900-1917 гг. присутствовал на съездах беспоповцев, на собраниях старообрядцев в Москве, в Казани, в с. Воскресенском Саратовской губ. и др. Е. имел авторитет знатока Свящ. Писания, истории Церкви и старообрядчества, древнерус. и старообрядческой книжности и иконописи.

http://pravenc.ru/text/189529.html

Студенец, урочище. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Церковь каменная, построена в 1833 году тщанием прихожан в честь Знамения Пресвятой Богородицы. С колокольней. Железная кровля (на куполе алтарной части сохранилась частично до сих пор). Обнесена прямоугольной каменной оградой с 4 угловыми башенками, входные ворота с запада. В церковной ограде имелась церковь-часовня с престолом во имя прп. Алексия-человека Божьего, сооруженная тщанием г-жи Потемкиной. Три престола: 1) в честь Знамения Пресвятой Богородицы; 2) во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца (сейчас церковь восстанавливается именно как храм Сергия Радонежского) и 3) во имя св. вмц. Варвары. Кстати, порой Студенецкий храм так и зовут - Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Но местный престольный праздник неизвестно когда праздновался. В России несколько таких икон, называются по месту обретения. Так, 27 ноября/10 декабря - память сразу нескольких икон Знамения - Курской-Коренной, Абалацкой, Царскосельской и Серафимо-Понетаевской. В честь какой именно был посвящен Студенецкий храм, пока не ясно. Также, к примеру, 14 мая (по н. ст.) празднуется Царевококшайская ( " Мироносицкая " ) чудотворная икона Пресвятой Богородицы, 1 октября - " Целительница " , 28 июля - " Экономисса " , 14 сентября - Черниговская Гефсиманская, в Неделю 7-ю по Пасхе - Челнская, 21 июня - Ярославская и т. д. В 1915 г. в церкви хранились копии с метрических книг с 1809 г. (кроме 1817, 1825, 1828 и 1830 гг.) и исповедные росписи также с 1809 г. В 1915 г. служили: 1) Настоятель церкви священник Иаков Маков, 56 лет, сын священника. В 1882 г. окончил курс по 2-му разряду в Нижегородской духовной семинарии, 13 августа 1882 г. рукоположен в священника в Абабковском женском монастыре, с 21 сентября 1906 г. на настоящем месте. Состоит Законоучителем Студенецкого, Батурихинского и Яковского земских училищ с 21 октября 1906 г. Состоит духовником 4-го Благочин[нического] округа, Горбатовского уезда с 1910 г. Состоит цензором проповедей того же округа с 1911 г. Вдов. Дети: Владимир 1 марта 1886 г. р. - в действующей армии; Николай 3 апреля 1887 г. р. - при отце, по болезни освобожден от военной службы; Клавдия 17 марта 1897 г. р. - при отце; Константин 24 марта 1900 г. р. и Павел 13 января 1902 г. р. - оба обучаются в Арзамасском духовном училище. 2) Псаломщик Николай Васильевич Левитский, 42 лет, сын псаломщика. На настоящем месте с 4 июля 1895 г. Состоял учителем Церковно-Приходской школы грамоты в с. Студенце в 1895 - 1904 гг. Церковный староста - крестьянин с. Студенец Димитрий Алексеевич Бородин, 55 лет.

http://sobory.ru/article/?object=05554

Кисловодск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Крестовоэдвиженский храм г. Кисловодска первый храм, построенный при Советской власти. Строительство было начато в феврале 1986 года и закончено к концу того же митрофорным протоиереем Сергием за 11 месяцев. Храм освящен 4 октября 1987 года к 1000 летию принятия христианства на Руси. История церкви Воздвижения Креста Господня уходит своими корнями в середину XIX века, когда в 1825 году к северу от Кисловодской слободы и источника Нарзан возникла казачья станица, основанная поселившимися на Северном Кавказе запорожскими и донскими казаками, защищавшими южные границы России. Они же возвели небольшую церковь с колокольней, освящённую в честь Воздвижения Креста Господня. Станица росла, население её увеличивалось. В 1895 году общество станицы Кисловодской обратилось с ходатайством к Преосвященнейшему Владимиру, Епископу Владикавказскому и Моздокскому, о расширении церкви и строительстве новой колокольни, больших размеров. В 1896 году благословение было получено, и начался сбор пожертвований. Сборная книга на постройку храма была выдана на имя казака Елиазара Матвеевича Нагорного и крестьянина Евдокима Михайловича Докукина. Руководил работами приходской священник Михаил Лисицын. Реконструкция шла довольно долго и окончательно была завершена в 1906 году. Однако в годы богоборческой власти храм был уничтожен. В 1964 году после разрушения Пантелеимоновского храма в городе Кисловодске церковные службы проводились в небольшом деревянном бараке. В здании, отданном под церковь, размещались классы школы, общей площадью 10х10 м. С разрешения горисполкома полезную площадь расширили ещё на 6 кв.м. Но со временем прихожан становилось больше, что требовало строительства более просторного храма. Разрешение на строительство было получено через 10 лет. Документов разрушенного храма не сохранилось, поэтому было решено выбрать традиционный для православной архитектуры тип храма. Строительство проводилось в тяжелых условиях. Однако несмотря на препятствия со стороны властей, стройка была всенародной. Средства поступали со всей страны, каждый старался положить кирпичик в стены нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=00978

Леонтий, митрополит Киевский (Леон, Лев, Леонт) По происхождению грек. С 991 года – митрополит Киевский. Скончался в 1007 (1008) году. О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остается спорным. При нем князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги († 969; память 11/24 июля) в Десятинную церковь . Труды: Послание против латинян (на греч. яз.). – 1850. Литература: Терновский Ф. А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси/Соч. Филиппа Терновского , экстраординарного профессора Киевской Духовной Академии и доцента университета святого Владимира: в 2 вып. – Киев, 1875–1876, вып. 2. – С. 32. Толстой Д. А. Римский католицизм в России. Историческое исследование графа Дмитрия Толстого: в 2 т. – СПб., 1876. – Т. 1. – С. 9. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением различных граммат и выписок, объясняющих оное, а также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. – Киев, 1825. – С. 64. Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. – СПб., 1878. – С. 27–39. Павлов А. С. Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Спириным//Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца: в 24 кн. – Киев, 1879–1914. – Кн. 2. – С. 22–26. Лебединцев П. Г. Примечание в догадке А. С. Павлова //Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца: в 24 кн. – Киев, 1879–1914; 1888. – Кн. 2. – С. 27–33. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X–XI вв.). – СПб., 1906. – С. 43–47. Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв. ). – М., 1878 (1875). – С. 27–43. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русский перевод послания митрополита Леона//Временник Московского Общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857; 1850. – Т. 5. – С. 1–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010