IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексей Плещеев Плещеев Алексей Николаевич (1825–1893) – поэт, прозаик, переводчик, драматург. 22 декабря 1849 года двадцатичетырехлетний Плещеев вместе с другими петрашевцами, среди которых был и Ф.М. Достоевский, услышал слова приговора: «...лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». К этому времени оба они уже были достаточно известны в литературе. Достоевский опубликовал первый роман «Бедные люди», Плещеев – первую книгу стихов. Они вернулись с каторги и ссылки в период «оттепели» (так Федор Тютчев назвал первые годы, последовавшие после Крымской войны и смерти Николая I), но Плещеев так и останется на всю жизнь идеалистом-романтиком как в жизни, так и в литературе, а Достоевский о бесах всех мировых революций создаст роман «Бесы». Поэзия Плещеева развивалась в русле некрасовских и фетовских традиций, гражданские темы вполне мирно уживались с пейзажной лирикой, сам же он, по словам В. В. Розанова , был «одним из аристократических имен в литературе». В 80-е годы, отмеченные большим интересом к «людям 40-х годов», он становится общепризнанным «литературным патриархом», опекает молодежь (В.М. Гаршин, С.Я. Надсон, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский многим обязаны ему). В стихотворении «Памяти А.Н. Плещеева» Константин Бальмонт писал: «В его строфах был звук родной печали,//Унылый стон далеких деревень,//Призыв к свободе, нежный звук привета//И первый луч грядущего рассвета». Не менее значимы в его поэзии и религиозные мотивы. Вокальной классикой стали романсы «Легенда» («Был у Христа-Младенца сад...) Плещеева– Чайковского, «Молитва» («О мой Творец! О Боже мой...») Плещеева– Рахманинова, «Молитва» («О Боже мой, восстанови...» Плещеева – Вас. С. Калинникова. Молитва Из Гете О мой Творец! О Боже мой, Взгляни на грешную меня: Я мучусь, я больна душой, Изрыта скорбью грудь моя. О мой Творец! велик мой грех, Я на земле преступней всех! Кипела в нем младая кровь; Была чиста его любовь; Но он ее в груди своей Таил так свято от людей. Я знала все... О Боже мой,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Балашов. Балашовский Покровский монастырь. Карта и ближайшие объекты Двухпрестольный каменный храм монастыря построен в 1862 году тщанием Балашовского купца Иллариона Ивановича Иванова. Главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. В 1887 году начато строительство еще одного собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В каменном корпусе монастыря находится домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, освященная 24 августа 1889 года. Подворья: В Царицыне (Волгоград) храм во имя Рождества Богородицы, построен на средства монастыря и доброжертвователей в 1888 году. В селе Верхне-Ахтубинском Астраханской губернии церковь во имя «Всех святых», построена на средства доброжертвователей и освящена 30 сентября 1891 года. В Области Войска Донского храм в честь Николая Чудотворца, построен тщанием Саратовского купца Федора Дмитриевича Егорова 8 декабря 1900 года. http://www.balashovblag.ru/ Основан в 1862 году как женская богадельня, с 1884 года — официально в статусе монастыря. В монастыре было большое хозяйство. В 1920 году закрыт и впоследствии разрушен. 2 октября 2013 года официально возрождён. К началу XX столетия Балашовский женский монастырь являлся известнейшим и богатейшим монастырём, а также духовным центром Прихопёрья и Саратовской епархии. В 1862 году на средства местного купца Иллариона Ивановича Иванова была открыта женская богадельня. При ней построили каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1871 году с разрешения Священного Синода богадельню переименовали в женскую общину, а в 1884 году при поддержке епископа Павла она получила статус общежительного девичьего монастыря... Чистосердечной любовью к Богу была наполнена жизнь монахини Марии Мандрыки – первой и единственной игуменьи Балашовского Покровского женского монастыря, сыгравшей ключевую роль в становлении и развитии святой обители на балашовской земле. Монахиня Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка) почти 60 лет посвятила служению Богу, из них 33 года проживая в Балашове. Подвижническое служение игуменьи Марии было отмечено наперсным крестом и крестом «из кабинета Его Императорского Величества». У игуменьи Марии был очень широкий круг общения. В 1893 году в вагоне поезда игуменья Мария познакомилась с баронессой Прасковьей Григорьевной Розен (1825-1899) – в монашестве Митрофания. П.Г. Розен приезжала в Балашов и подолгу жила в монастыре. Некоторые свои работы монахиня Митрофания дарила Балашовскому Покровскому монастырю, но, к сожалению, судьба их в настоящее время неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=37985

Дионисий (Хитров) Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич), еп. Уфимский и Мензелинский. Родился 22 окт. 1818 года в с. Хитрово, Данковского округа Рязанской епархии. Сын пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слёз пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. На седьмом году Димитрия стали учить грамоте: братья Никита и Григорий, прибывшие на святки из Данкова, привезли ему церковно-славянскую азбуку (тогда, кажется, одна и была для всех славянская азбука с титловыми словами: «А – ангел, ангельский»). Димитрий в это время почти и без того уже знал азбуку, потому что вместе с братом Герасимом он каждый день ходил на учение в дом о. Тимофея, где обучалось более десяти мальчиков и несколько девиц. Весной 1825 года учился он несколько времени у дворовых людей Клима Петровича и Феодора Петровича. С поступлением в родительский дом Ивана Трофимовича (мужа сестры Гликерии), Димитрий поступил к нему на обучение. Домашнее обучение ограничилось изучением Часослова и Псалтири и отчасти – Октоика, и то не совсем успешно. В ноябре 1827 года отвезли его в Данков к брату диакону Никите погостить, где и прожил он до Рождества Христова. Смотря на учеников духовного училища в церкви и предполагая в них большие познания, Димитрий просил Бога, чтобы Он удостоил и его сравниться учением хоть с самым последним из них; так страшно для него было учебное поприще. В сентябре 1828 года брат Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвёз Димитрия в г. Данков и представил смотрителю протоиерею Ф.С. Семёнову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Весь сентябрь и девять дней октября новобранцы учились читать по книжке и письму, а в день св. Апостола Иакова Алфеева в первый раз задан был урок из русской грамматики для изучения наизусть. К концу года русская грамматика была пройдена до словосочинения. С переходом в 1829 году во второй приходской класс у того же учителя священника Николая Евдокимовича Протопопова (он учил в обоих приходских классах), Димитрий обучался арифметике, латинской и русской грамматике.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Кунгурской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан в 1873-1875 гг. как жен. община на юго-зап. окраине города, на т. н. Барановской заимке при р. Данилихе. Эти земли с постройками 21 июня 1872 г. выкупили для создания жен. обители купцы 1-й гильдии меценаты братья Г. К. (1814-1893) и Ф. К. (1810-1883) Каменские, ставшие главными попечителями общины. На содержание причта и сестер они внесли в Пермский Мариинский общественный банк капитал в 50 тыс. р. серебром «для приращения процентами» ( Остроумов. 1875. С. 3). Первыми насельницами стали прибывшие из Мотовилихинского Завода девицы. По ходатайству Каменских начальницей общины стала монахиня нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря Руфина (Брезгук; 1825-1907), переведенная в Пермь по благословению свт. Иоанникия (Руднева) и старца еп. Иеремии (Соловьёва) . 15 авг. 1873 г. еп. Иеремия благословил ее иконой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, освященной на их мощах. Мон. Руфина прибыла в Пермь вместе с нижегородскими инокинями Ниной (Хвальковской; 1831-1922), Никодимой и Павлой. В одном из деревянных домов на Барановской заимке была оборудована церковь (с востока пристроен алтарь, с запада - 2-этажный трапезный корпус с кельями) с 2-ярусным резным иконостасом работы пермского цехового мастера П. Д. Баталова. 1 окт. 1873 г. ее освятил в честь Казанской иконы Божией Матери архиеп. Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин). На торжестве освящения присутствовал губернатор Н. Е. Андреевский. В нач. 1873 г. в общине проживали 18 сестер, к кон. того же года - 26, а к окт. 1875 г.- уже 60 сестер. По прошению Каменских решением городской Думы от 23 янв. 1874 г. общине отвели еще 8 дес. земли для строительства новых зданий. Первоначально сестрам благотворительствовали также пермский купец П. Ф. Камчатов и фабрикант П. Д. Дягилев (1808-1883), дед известного театрального деятеля.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Москва. Домовая церковь Николая Чудотворца при Центре борьбы с туберкулёзом. Бывшая Никольская церковь при Боевской богадельне Карта и ближайшие объекты Архитектор А. Обер на пожертвования Николая Боева в сумме 750 тысяч рублей выстроил целый комплекс благотворительных сооружений имени братьев Боевых. В 1890 году было построена богадельня, а летом 1894 года освятили церковь Николая Чудотворца, которая расположена в центральной части богадельни. В храме через два года был погребен сам благотворитель. После революции в здании богадельни и церкви расположился Туберкулезный институт, а жилые дома для неимущих превратили в " коммуналки " , надстроив до 4-х этажей. http://moscow.clow.ru История домового храма свт. Николая на Стромынке, 10 и самого дома, в котором он располагается, началась в 1894 г. (выложенная кафелем, эта цифра до сих пор украшает пол холла). Построены они были на средства одного из крупнейших московских благотворителей своего времени, предпринимателя Николая Ивановича Боева (около 1825 г., предположительно, г. Карачев Карачевского уезда Орловской губернии — 1896 г., Москва). Боев пожертвовал Московскому городскому общественному управлению на благотворительные нужды около 1,2 млн. рублей. Из этих средств 750 тыс. рублей он выделил (1890 г.) на устройство и содержание «Дома призрения престарелых и неспособных к труду инвалидов» имени братьев Боевых, на 300 человек. Участок бесплатно отвела Городская дума. Кроме богадельни (ныне улица Стромынка, 10, здание Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом) были построены два двухэтажных дома бесплатных квартир на 130 семей (впоследствии надстроены ещё 3 этажа; ныне жилые дома — улица Стромынка, дома 8 и 12), архитектор А.Л. Обер. Благотворительное заведение дало название 1-й и 2-й Боевским улицам, 1-му и 2-му Боевским переулкам. В 1893 г. Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища (открыто в 1895 г.; названо его именем) при Доме призрения имени братьев Боевых.

http://sobory.ru/article/?object=03626

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Алексей Плещеев Плещеев Алексей Николаевич (1825–1893) – поэт, прозаик, переводчик, драматург. 22 декабря 1849 года двадцатичетырехлетний Плещеев вместе с другими петрашевцами, среди которых был и Ф.М. Достоевский, услышал слова приговора: «…лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». К этому времени оба они уже были достаточно известны в литературе. Достоевский опубликовал первый роман «Бедные люди», Плещеев – первую книгу стихов. Они вернулись с каторги и ссылки в период «оттепели» (так Федор Тютчев назвал первые годы, последовавшие после Крымской войны и смерти Николая I), но Плещеев так и останется на всю жизнь идеалистом-романтиком как в жизни, так и в литературе, а Достоевский о бесах всех мировых революций создаст роман «Бесы». Поэзия Плещеева развивалась в русле некрасовских и фетовских традиций, гражданские темы вполне мирно уживались с пейзажной лирикой, сам же он, по словам В.В. Розанова, был «одним из аристократических имен в литературе». В 80е годы, отмеченные большим интересом к «людям 40х годов», он становится общепризнанным «литературным патриархом», опекает молодежь (В.М. Гаршин, С.Я. Надсон, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский многим обязаны ему). В стихотворении «Памяти А.Н. Плещеева» Константин Бальмонт писал: «В его строфах был звук родной печали,//Унылый стон далеких деревень,//Призыв к свободе, нежный звук привета//И первый луч грядущего рассвета». Не менее значимы в его поэзии и религиозные мотивы. Вокальной классикой стали романсы «Легенда» («Был у Христа-Младенца сад…) Плещеева– Чайковского, «Молитва» («О мой Творец! О Боже мой…») Плещеева– Рахманинова, «Молитва» («О Боже мой, восстанови…» Плещеева – Вас. С. Калинникова. Молитва Из Гете О мой Творец! О Боже мой, Взгляни на грешную меня: Я мучусь, я больна душой, Изрыта скорбью грудь моя. О мой Творец! велик мой грех, Я на земле преступней всех! Кипела в нем младая кровь; Была чиста его любовь; Но он ее в груди своей

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Сура. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Суре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя свт. Николая построена в 1687 г. по грамоте архиепископа Афанасия от 22.3.1687. В 1894 г. она была разобрана для перенесения на приходское кладбище. 8 июля 1888 г. был заложен новый каменный храм. Перед закладкой храма о. Иоанном Сергиевым была произнесена речь. В 1891 г. строительство было закончено. Храм строился на средства о. Иоанна Сергиева и его многочисленных почитателей - например, великого князя Георгия Михайловича, на средства которого были написаны все иконы. Освящен храм 27-29 июня 1891 г. Архангельским Преосв. Александром в сослужении о. Иоанна Сергиева, 2 архимандритов и 12 священников (двое из них приезжали из Санкт-Петербурга) при большом стечении народа. Престолы: главный - в честь свт. Николая, с южной стороны - во имя преп. Иоанна Рыльского, с северной - во имя вмц. Параскевы. Жертвователи: архангельский купец Василий Браванов, родившийся в Сурском приходе, в 1853 г. пожертвовал напрестольное Евангелие с сребропозлащенной верхней доской, сребропозлащенные сосуды с принадлежностями (2 ф. 79 зол.) и такой же напрестольный крест (1 ф.); сурский крестьянин Трифон Панфилов в 1768 г. - колокол в 30 пуд.; некий Рыжов из Харькова - 10 колоколов, самый большой весил 250 пуд. Двухклассная ЦПШ им. Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, с отделением для девочек, располагалась в здании, построенном на средства о. Иоанна Сергиева и была обеспечена неприкосновенным капиталом в 40000 руб. Учащиеся жили в общежитии и обеспечивались всем необходимым, в том числе и одеждой. На средства о. Иоанна в 1890-1891 г.г. построены были также 3 дома для причта. В 1885 г. приход был включен в состав Веркольско-Лавельского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом). Священники: Иоанн Сергиев 1687 г.; Макарий Постников; Михаил Агапиев (служили друг за другом с 1754 г.); Григорий Постников с 1789 г.; Матфей Корытов с 1780 г.; Иоанн Порохин до 1823 г.; Никита Сергиев; Михаил Сергиев до 1837 г.; Василий Сметанин до 1812 г.; Николай Постников до 1825 г.; Никита Постников до 1847 г.; Артемий Козмин до 1851 г.; Павел Нечаев; Акиндин Алексиевский до 1857 г.; Александр Зуев; Алексий Ивановский до 1858 г.; Николай Козмин до 1871 г.; Иоанн Прялухин; Андрей Дмитриев до 1883 г.; Феодор Корелин до 1893 г. Псаломщик: Иван Петровский (умер в 1887 г.).

http://sobory.ru/article/?object=39065

Маркелл-Маркиан (Попель Маркелл Онуфриевич), еп. Полоцкий и Витебский Родился 31 декабря 1825 года от потомственного дворянина Онуфрия Попеля в г. Галиче, в Австрийской Галиции. Первоначальное образование получил в четырехклассной немецкой школе в том же городе, а затем в классической гимназии в Станиславове и Бучаче в Галиции. По окончании гимназии, поступил на философский факультет в г. Черновицах на Буковине и, по окончании его, прослушал полный богословский курс в двух университетах во Львове и в Вене. В 1849 году был назначен учителем педагогических курсов во Львове, а в следующем 1850 году 20 декабря рукоположен во священника к приходской церкви униатской Львовской архиепископии в г. Бучаче. В 1851 году определен законоучителем гимназии в г. Тернополе. В 1859 году – учитель русского языка в академической гимназии во Львове, и, наконец, в 1862 году – законоучитель немецкой гимназии в том же городе. Основательная богословская подготовка и неутомимое трудолюбие, всегда отличавшие Маркелла Попеля, доставили ему известность в литературном мире. В годы юности принимал деятельное участие в светской литературе. В первой по времени русской газете в Австрии, под названием «Зоря Галицкая», напечатана была, между прочим, его трагедия «Немира». В официальной Венской газете, издаваемой для русских в Австрии «Вестник», напечатано его рассуждение о певце Бояне, упоминаемом в слове о Полку Игореве. Но настоящее его призвание сказалось в целом ряде богословских работ, доставивших ему известность далеко за пределами Галиции. В последние годы пребывания в Галиции 1865–1866, о. Маркелл был издателем Львовской народной религиозно-нравственной газеты «Неделя». Церковно-литературная и научно-богословская деятельность Маркелла, его глубокое убеждение в истинности православной веры и ревностная защита им греко-восточных богослужебных и других обрядов обратили на неутомимого ревнителя православия внимание бывшей Правительственной комиссии народного просвещения в Польше. По вызову этой комиссии о. Маркелл с семейством, состоящим из двух сыновей (жена его Климента Феодоровна, урожденная Еловецкая, умерла еще в 1864 году), в конце 1866 года переселился в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010