Чугуев. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Чугуев, Покрова Пресвятой Богородицы, собор, 1824—1834 гг. В 1872 г. перестроен, была разобрана значительная часть западной стены и весь объем сооружения увеличен более чем вдвое за счет пристройки прямоугольного притвора. Памятник в стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, четырех-столпный, однокупольный. Перекрыт системой полуциркульных сводов на подпружных арках. Центральную часть завершал купол на высоком круглом барабане (утрачены). Под всей площадью здания теплая церковь, перекрытая системой сводов, опирающихся на шесть столбов и стены. Перекрытие притвора (пролет 19 м) плоское, для его устройства было сооружено четыре кирпичных столба. Оси их не совпадают с осями внутренних опор основного объема сооружения. Фасады притвора увенчаны карнизом, отвечающим карнизу восточной части здания. Сооружение отличает строгая красота линий. Три фасада — восточный, южный и северный, выделены чвтырехколонными портиками дорического ордера. Классические пропорции антаблемента с триглифами на фризе, сандрики на кронштейнах над окнами, каннелюры и капители колонн, создающие игру светотени, четкая проработка деталей декора говорят о большом таланте зодчего. Недаром некоторые исследователи приписывают сооружение собора выдающемуся русскому зодчему В. П. Стасову, однако д-р архитектуры В.И. Пилявский, изучив творчество архитектора, отверг это предположение. В 1972 г. произведена первая очередь реставрации сооружения. Восстановлены северный и южный портики, декор фасадов, перекрытие притвора, своды. www.dalizovut.narod.ru Главной церковью поселения был Покровский собор, сооруженный в 1826–1834 гг. на месте старого деревянного Преображенского собора. Он располагался на западной стороне центральной площади. К квадратному в плане зданию с южной, восточной и северной сторон были пристроены четырехколонные портики дорического ордера. Центральную часть венчал широкий барабан с куполом (до нашего времени не сохранился). С запада стояла сорокаметровая колокольня, соединенная с собором колоннадой из 16 дорических колонн. В 1872 г. собор достроили теплой церковью, соединившей храм с колокольней вместо колоннады. Перестройка несколько упростила архитектуру храма, но чистота стиля, строгая красота линий, четкая проработка деталей восхищают и поныне. Кто был автором проекта, точно не известно (некоторые исследователи считают, что сам В.П. Стасов). До нашего времени дошел проект пристройки колокольни, подписанный Ф.И. Рербергом. Монументальные росписи и мозаики выполнил итальянский художник П. Розетти.

http://sobory.ru/article/?object=03989

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (ЖМНП), офиц. издание Мин-ва народного просвещения, выходившее в 1834-1917 гг. ежемесячно (всего было опубл. 434 части, каждая включала неск. номеров). Мин-во народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 г. по инициативе министра П. В. Завадовского . В 1803-1819 гг. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 гг.- «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 гг.- «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения». ЖМНП был основан в 1834 г. по инициативе министра народного просвещения гр. С. С. Уварова . Печатался в типографии С.-Петербургской АН. Редакторами журнала были К. С. Сербинович (1834-1856), А. В. Никитенко (1856-1860), К. Д. Ушинский (1860-1861), Ю. С. Рехневский (1862-1867), И. Д. Галанин (1867), А. И. Георгиевский (1868-1870), Е. М. Феоктистов (1871-1882), Л. Н. Майков (1883-1890), В. Г. Васильевский (1891-1899), Э. Л. Радлов (1899-1917), П. И. Лебедев-Полянский (1917). В 1-м номере в программной статье (1834. 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 г. «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в к-ром провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А. В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи ( Старчевский А. В. Восп. старого литератора//ИВ. 1888. 10. С. 110).

http://pravenc.ru/text/182367.html

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (30.05.1811, Свеаборг, фин. Суоменлинна, ныне в черте Хельсинки, Финляндия - 26.05. 1848, С.-Петербург), лит. критик, публицист. Род. в семье флотского врача Г. Н. Белынского, дед - свящ. Никифор Трифонов с. Белынь Пензенской губ. В 1816 г. вместе с родителями переехал в г. Чембар (совр. Белинский) Пензенской губ. Окончил Чембарское народное уч-ще (1824). В 1825-1829 гг. учился в Пензенской гимназии, в 1829-1832 гг.- на словесном отд-нии философского фак-та Московского ун-та. В сент. 1832 г. исключен из ун-та с мотивировкой «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей», затем зарабатывал на жизнь репетиторством и переводами. В 1834-1836 гг. ведущий лит. критик ж. «Телескоп» и газ. «Молва», издаваемых Н. И. Надеждиным . После закрытия «Телескопа» (окт. 1836) за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева и ссылки Надеждина был без работы, сильно нуждался. В марте-окт. 1838 г. работал внештатным преподавателем в Константиновском межевом ин-те, в 1838-1839 гг. был неофиц. редактором ж. «Московский наблюдатель». В окт. 1839 г. переехал из Москвы в С.-Петербург. В 1839-1846 гг. заведовал отделами критики и библиографии в ж. «Отечественные записки», затем сотрудничал в ж. «Современник». Умер от чахотки, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга. В. Г. Белинский. Гравюра Ф. И. Иордана. 1859 г. (ГИМ) В. Г. Белинский. Гравюра Ф. И. Иордана. 1859 г. (ГИМ) Б. пережил в молодости глубокое увлечение нем. идеализмом и эстетикой романтизма. Существенное влияние на него оказали Н. В. Станкевич и М. А. Бакунин, помогавшие Б., не знавшему нем. языка, осваивать работы нем. мыслителей. Влияние Ф. В. Шеллинга на Б. проявилось в идее превосходства искусства над наукой и в понимании целостности бытия. С т. зр. Б., лит-ра должна верно выражать действительность в соответствии с критерием народности, а задача критики - умозрительная проверка фактов.

http://pravenc.ru/text/77904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ [Валанчюс; польск. Wo oczewski; литов. Valanius] Матвей (литов. Мотеюс) Казимир (26.12.1799, дер. Насренай, близ Кретингена (ныне Крятинга, Литва) - 17.05.1875, Ковно (ныне Каунас)), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк. Происходил из крестьянской семьи. В 1816-1822 гг. обучался в доминиканской школе в Кальварии, затем продолжил учебу в начальной семинарии в мест. Ворне (ныне Варняй), а с 1824 по 1828 г.- в Главной семинарии для католич. духовенства при Виленском ун-те. 18 февр. 1828 г. В. был рукоположен во диакона, 19 мая - во пресвитера, направлен викарием и законоучителем на католич. приход г. Мозыря (совр. Беларусь). С 1834 по 1840 г. служил на литов. приходе в мест. Кроже (ныне Кражяй), где преподавал в средней школе. С 1840 г. являлся адъюнктом Виленской (с 1842 С.-Петербургской) католич. ДА, преподавал пастырское богословие и библейскую археологию. 18 июня 1842 г. был удостоен степени доктора богословия. В 1845-1849 гг. служил ректором и профессором церковной истории Самогитской католич. ДС в Ворне. По представлению правительства Российской империи 28 сент. 1849 г. папой Пием IX В. был назначен епископом Самогитским. Епископское рукоположение В., состоявшееся 24 февр. 1850 г. в С.-Петербурге, возглавил Могилёвский архиеп. Казимир Дмоховский . Находясь на Самогитской кафедре, В. уделял большое внимание просвещению и улучшению религиозно-нравственной жизни католиков. В 1858-1864 гг. под рук. В. была создана широкая сеть обществ трезвости, по его инициативе была реорганизована структура приходских школ и библиотек, способствовавшая их численному увеличению. В начале Польского восстания 1863-1864 гг. В. подписал обращение к литов. католикам, призывавшее к прекращению кровопролития и покорности гос. власти. В том же году по требованию ген. М. Н. Муравьёва им было разослано по приходам своего еп-ства пастырское увещевание, осуждающее восстание против российской власти. В мае 1864 г. по распоряжению властей В. перенес центр Самогитской епархии из Ворне в Ковно. Несмотря на проводимую В. политику лояльности по отношению к Российской империи, он выступал против насильственного проведения в Литве русификации и запрета выхода печатных изданий на литов. языке.

http://pravenc.ru/text/155173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЕ Бовé Осип [Иосиф] Иванович [Жозеф Жан-Батист Шарль] (24.10.1784, С.-Петербург -16.06.1834, Москва), московский архитектор эпохи позднего классицизма. Его отец, Винченцо Джованни Бова (1750-1816), неаполитанский живописец, в 1782 г. приехал в Россию. Б. учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (с 1802); канцелярист и коллежский регистратор (1803), губернский секретарь (1806), коллежский секретарь (1809), помощник архитектора (1809-1812), архитектор Комиссии для строений города Москвы (1813). С 1814 г.- главный архитектор, в ведении к-рого находилось художественное руководство по проектированию фасадов всех значительных общественных и частных зданий Москвы (помощники - его братья архитекторы Михаил и Александр). К 1816 г. Б.- автор 34 архитектурных работ. По проектам Б. был создан ансамбль центральных площадей Москвы (Красной (1813-1814), Театральной (1818-1821), Триумфальной (1818-1834)), Торговые ряды (1814-1816, осуществлен частично), восстановлены стены и башни Кремля (1816-1817, частично) и Китай-города (1817), выстроена терраса вокруг храма Покрова на Рву (1817). Б. участвовал в организации Александровского (Кремлевского) сада, для к-рого создал проект грота (1821), пандусов (1821) и ограждений; переделал «высочайше апробированный» проект Большого (Петровского) театра и осуществил его строительство (1821-1824); выполнил проекты скульптурного убранства Манежа, прославляющие военные победы России (1824-1825, осуществлены частично), и Триумфальной арки у Тверской заставы (проект 1826-1828, строительство 1829-1834). В 1825-1832 гг. Б. создал проект (утвержден 1827-1828) и построил Градскую больницу на Б. Калужской ул. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. по проектам Б. в Москве и ее окрестностях были возведены храмы: свт. Николая Чудотворца в Котельниках (1821), в с. Архангельском Рузского у. Московской губ. (1822), Покрова Богородицы в с. Пехра-Покровское (1825-1828), Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке (проект 1828-1833; строительство осуществил М. Бове в 1834-1836), Троицкий собор Данилова мон-ря (1833-1838), а также подворье Макариева калязинского Троицкого мон-ря на углу Б. и М. Черкасского пер. (1820).

http://pravenc.ru/text/149437.html

Барсуково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Здание церкви построено в 1788 г. из камня и кирпича на средства помещицы девицы Камер-юнкерши Татьяны Авраамовны Мещериной. Три престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в приделе с левой стороны - в честь Воздвижения Креста Господня, с правой - в честь иконы Казанской Божьей Матери. Церковь полностью разрушена в 1930 гг. Храм, изображенный на фото Меньшикова, был воздвигнут в совсем в другом месте в честь Казанской иконы Божией Матери в 2012 году. Комментарии и обсуждение Священнослужители Церкви Спаса Нерукотворного образа в 19-20-х веках (Информация взята из «Ведомостей о церкви» Государственного архива Тульской области) 1834 год Священник: Иоанн Васильев Каменев, род. 1774 г., сын священника (служил с 26.09.1804 г). Дьякон: Гавриил Севастьянов Флоров, род.1803 г., сын священника Дьячок: Андрей Алексеев Ивановский, род. 1808 г., пономарский сын Пономарь: Иоасаф Алексеев, род. 1779 г., дьячковский сын. 1839 год Священник: Иоанн Васильев Каменев, род. 1774 г., сын священника (служил с 26.09.1804 г). Дьякон: Петр Семенов Руднев, род.1805 г., пономарский сын Дьячок: Андрей Алексеев Ивановский, род. 1808 г., пономарский сын Пономарь: Павел Николаев Преображенский, род. 1814 г., в селе Пятница Каширского уезда Тульской губернии, сын дьякона. 1859 год Священник: Павел Алексеев Озерецковский, род. 1824 г. в селе Раево, Чернского уезда Тульской губернии, дьячковский сын (с 22.09.1858 г). Дьячки: Алексей Петров Руднев, род. 1837 г., сын дьякона Василий Андреев Успенский, род. 1835 г., дьячковский сын Пономарь: Павел Николаев Преображенский, род. 1814 г., в селе Пятница Каширского уезда Тульской губернии, сын дьякона. 1860 год Священник: Павел Алексеев Озерецковский, род. 1824 г. в селе Раево, Чернского уезда Тульской губернии, дьячковский сын Дьячок: Иван Петров Руднев, род. 1840 г., сын дьякона Пономарь: Павел Николаев Преображенский, род. 1814 г., в селе Пятница Каширского уезда Тульской губернии, сын дьякона.

http://sobory.ru/article/?object=12012

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН [Серб. Nahmeлejмoh] (Живкович Петар; 1.10.1795, Сремски-Карловци - 10.03.1851, Вена), еп. Темишварский. Род. в бедной семье. Окончил гимназию в г. Сремски-Карловци, изучал философию в г. Пожонь (ныне Братислава) и право в Вене. Вернулся в Сремски-Карловци, стал преподавателем в лат. школе; одновременно учился в ДС (богословии). С 1817 до Пасхи 1820 г. преподавал классические языки в гимназии в г. Сремски-Карловци. Переехал в г. Арад (ныне в Румынии) и стал учителем детей П. Чарноевича. В 1824 г. принял монашеский постриг с именем Пантелеимон в мон-ре Раковац (см. в ст. Фрушка-Гора ). С 1824 по 1830 г. преподавал в ДС в г. Сремски-Карловци: в этот период был последовательно рукоположен во диакона, архидиакона, синкелла и протосинкелла. 24 июня 1830 г. получил сан архимандрита. Нек-рое время был нотариусом в консистории Карловацкой митрополии и администратором Будимской епархии и Темишварской епархии . По предложению митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) 5 апр. 1834 г. П. против его воли был назначен епископом Далматинской епархии : хиротония состоялась 16 авг., 26 дек. в г. Шибеник он взошел на кафедру. П. активно боролся против насаждения унии среди православных, предложил создать комиссию для проверки обстоятельств (добровольно или под давлением) перехода в унию 3 приходов епархии, но не получил согласия местных властей. 30 июня 1835 г. П. уехал в Вену, добился встречи с королем, к-рый велел губернатору в Задаре проверить жалобы православных и обеспечить соблюдение их прав. Однако местные власти продолжили проуниат. политику и добились удаления П. из епархии: 20 окт. 1835 г. его перевели на Будимскую кафедру, но он отбыл в Будим (Буду) только в нач. марта 1836 г. 29 мая 1839 г. П. был поставлен на Темишварскую кафедру. В 1842 г. избран одним из 3 кандидатов на замещение вдовствующей после смерти митр. Стефана (Станковича; † 1841) Карловацкой кафедры, но не набрал нужного количества голосов. Во время революции 1848-1849 гг. в Австрийской империи и провозглашения автономии серб. обл. Воеводина, к-рую власти отказались признать, П. призывал восставших сербов повиноваться властям. Похоронен в мон-ре Раковац.

http://pravenc.ru/text/2578856.html

Мефодий, архиепископ Псковский и Лифляндский (Пишнячевский) Обучался в Киевской духовной академии; с 1797 года – в Московском университете. В 1803 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен соборным иеромонахом и префектом Киевской духовной академии. В 1811 году назначен инспектором Петербургской духовной семинарии, а с 1812 года – ректором ее. В этот же период управлял Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустынью в сане архимандрита. 21 сентября 1813 года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 7 февраля 1816 года – епископ Полтавский и Переяславский. 27 июня 1824 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. С 30 сентября 1825 года – архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. С 30 апреля 1833 года – архиепископ Псковский и Лифляндский. 10 мая 1834 года (по «Спискам», 10 мая 1830 года) уволен на покой в Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь с управлением им. Скончался 10 июля 1845 года в Лубенском Мгарском Спасо-Преображенском монастыре, где и погребен в соборном храме. Добрый отзыв о преосвященном Мефодии дает в своих письмах святитель Филарет Московский , называя его «хорошим философом, хорошим христианином, хорошим монахом, хорошим товарищем». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 214. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1409, 1410. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 214. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 312, 382, 927, 930. Письма Московского митрополита Филарета к родным (1800–1866 гг.). – М., 1882. – С. 150, 154, 159. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888. – Т. 1. – С. 22, 38–39, 79, 81, 460, 461.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Моисей, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Богданов-Платонов-Антипов) Родился в 1783 году. Образование получил в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 1817 года – ректор Киевской духовной семинарии и архимандрит Киевского Братского монастыря. С 1819 года – первый ректор Киевской духовной академии. В 1822 году за лекции, читанные в Киевской духовной академии, удостоен звания доктора богословия. 2 марта 1824 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 28 ноября 1827 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. 29 ноября 1828 года переведен в Саратов. С 12 марта 1832 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Синода. Скончался 13 июля 1834 года. Погребен в Тифлисе в Сионском соборе. Преосвященный Моисей оставил о себе память как об архипастыре в высшей степени кротком, мягком, радушном, общительном, снисходительном и приветливом. Литература: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 280, 281. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1399, 1412. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 21, 22. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 248. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 20, 40, 733, 1023. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 248. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010