Русская Православная Церковь ХХ век 10 июня Мцхета. Собор Светицховели 1908 год – Убит митрополит Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Архиепископ Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) родился 14 мая 1861 г . в семье священника. Окончив Костромскую духовную семинарию, священствовал; в 1887 г . после смерти жены принял постриг. 8 марта 1898 г . состоялась его хиротония во епископа с назначением в Вольск, викарием Саратовской епархии. 6 февраля 1899 г . он был назначен епископом Нарвским, викарием столичной, Санкт-Петербургской епархии. Следующим местом его служения стала Вятка: с 10 ноября 1901 г . в течение трех лет владыка занимал Вятскую и Слободскую кафедру. 27 ноября 1904 г . он стал епископом Владимирским и Суздальским (с 6 мая 1906 г . – в сане архиепископа). Новое, и последнее, назначение – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии – стало для владыки Никона воистину крестным. Историк Русской Церкви И. К. Смолич так оценивал ситуацию, сложившуюся в Грузинской Церкви: «В 1783 г . в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г ., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1914 г . Экзарх получил титул экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского: появились три грузинские епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской синодальной конторы, секретарь которой был подчинен оберпрокурору Святейшего Синода. Епископы Экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой Экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте (Русанове) (1817—1821) началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения». Архиепископ Павел (Лебедев), находившийся на Грузинской кафедре в 1882—1887 гг., вынужден был, после совершения на него покушения, вернуться в Россию. В 1905— 1907 гг., в период Первой русской революции, волнения захлестнули и Грузию. Ушедшего на покой архиепископа Николая (Налимова) сменил владыка Никон (Софийский). За время своего пребывания в Грузии архиепископ Никон многое сделал для укрепления Грузинской Церкви. По его инициативе велась реставрация Мцхеты и других памятников храмового зодчества, были начаты пересмотр, исправление и выпуск богослужебных книг на грузинском языке. Но противостояние автокефалистов не утихало ни на день. 28 марта 1908 г . владыка был убит.

http://pravoslavie.ru/5478.html

Алексей Жемчужников Жемчужников Алексей Михайлович (1821–1908) – поэт, драматург, публицист. Брат Александра и Владимира Жемчужниковых, двоюродный брат А.К. Толстого, в соавторстве с которыми создал знаменитый сатирический образ Козьмы Пруткова. «Хотя каждый из нас, – вспоминал он, – имел свой особый политический характер, но всех нас соединяла плотно одна общая нам черта: полное отсутствие «казенности» в нас самих и, вследствие этого, большая чуткость ко всему «казенному " ». Идейный пафос его гражданских стихов созвучен поэзии Н. А. Некрасова . В лирике, вслед за некрасовскими «Последними песнями», он создал свои «Песни старости» и «Прощальные песни». В конце XIX века его называли «последним могиканом идейной поэзии». В.Я. Брюсов отмечал: «Основная прелесть поэзии Жемчужникова состоит в его умении на все совершающееся взглянуть со своей самостоятельной точки зрения, и эту точку зрения определить ясно, кратко и метко». В романсной лирике второй половины XIX века широкую известность получил романс «Уже давно иду я, утомленный...» Жемчужникова–Балакирева. Но это не единственное лирическое стихотворение Жемчужникова, положенное на музыку. Во время Гражданской войны одним из популярнейших «белогвардейских» романсов стали его «Журавли» («Сквозь вечерний туман, под небом стемневшим...»). Наиболее полно творчество Жемчужникова представлено в издании Большой серии «Библиотеки поэта» (1962), но даже в него вошла далеко не вся его молитвенная поэзия. Мы восполняем этот «пробел». Прощание Иоанна с Патмосом Тогда мягкосердый был Нерва на римском престоле. Смирилась нещадная злоба врагов христиан; Открылись темницы, молиться и плакать на воле Дозволил сам кесарь. Любимец Христа Иоанн, Весь Патмос потрясши глаголом Христова ученья Бесовскую прелесть – господство греха и страстей – Молитвой низвергнув, и много устроив церквей, И людям болящим явив чудеса исцеленья, – Замыслил покинуть страну своего заточенья. И все христиане, о горькой утрате скорбя, К апостолу с плачем и громким рыданьем взывали:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 6. Духовник. Отец Савва Начиная шестую часть книги «Образы современных святогорцев», мы испытываем особое удовлетворение, поскольку величественному образу иеромонаха Саввы (1821–1908) угрожала опасность быть поглощенным океаном забвения. Между тем было бы поистине жаль, если бы эта яркая звезда афонского небосвода пребывала в неизвестности. Я помню, сколь ощутимой была благодатная атмосфера его присутствия, когда я в возрасте восемнадцати лет прибыл на Святую Гору, хотя он и умер тридцатью годами раньше. Мне постоянно приходилось слышать: «Здесь, напротив, на возвышении, в Малом скиту святой Анны, в каливе Воскресения, жил знаменитый духовник отец Савва»; «так сказал отец Савва»; «так поступил отец Савва»; «такие-то имена поминал, так-то служил, так-то исцелял одержимых бесами отец Савва » и т. д. В моем юношеском сознании отец Савва представал как удивительный герой, как ширококрылый орел в недосягаемой духовной вышине. Если бы мы промедлили с составлением его биографии еще немного, оказалось бы поздно, потому что старые монахи, знавшие его лично, уходят один за другим. Слава Богу, что мы успели заключить среди страниц этой книги многоценное сокровище – сокровище, способное обогатить многие души, которые среди современного духовного оскудения взыскуют твердой пищи 161 и принимают то, что от Духа 162 . Отец Савва заслужил признание как великий подвижник, как равноангельный священнослужитель, как несравненный духовник и наставник человеческих душ. Успех его деятельности в качестве духовника был беспрецедентным, поразительным и напоминал богоносных старцев древности. Бесчисленные души, терпевшие бедствие, обрели близ него в тяжкие и беспокойные времена спасительную гавань, путь жизни, воду успокоения. В самом начале мы воссоздаем также и образ его наставника. Речь идет об иеромонахе Иларионе, грузине по национальности, который был удивительной личностью, благословенной ветвью, от которой родился священный цветок, словно изумительный Елисей от Илии Фесвитянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Алексей Жемчужников Жемчужников Алексей Михайлович (1821–1908) – поэт, драматург, публицист. Брат Александра и Владимира Жемчужниковых, двоюродный брат А.К. Толстого, в соавторстве с которыми создал знаменитый сатирический образ Козьмы Пруткова. «Хотя каждый из нас, – вспоминал он, – имел свой особый политический характер, но всех нас соединяла плотно одна общая нам черта: полное отсутствие «казенности» в нас самих и, вследствие этого, большая чуткость ко всему «казенному””. Идейный пафос его гражданских стихов созвучен поэзии Н.А. Некрасова. В лирике, вслед за некрасовскими «Последними песнями», он создал свои «Песни старости» и «Прощальные песни». В конце XIX века его называли «последним могиканом идейной поэзии». В.Я. Брюсов отмечал: «Основная прелесть поэзии Жемчужникова состоит в его умении на все совершающееся взглянуть со своей самостоятельной точки зрения, и эту точку зрения определить ясно, кратко и метко». В романсной лирике второй половины XIX века широкую известность получил романс «Уже давно иду я, утомленный…» Жемчужникова–Балакирева. Но это не единственное лирическое стихотворение Жемчужникова, положенное на музыку. Во время Гражданской войны одним из популярнейших «белогвардейских» романсов стали его «Журавли» («Сквозь вечерний туман, под небом стемневшим…»). Наиболее полно творчество Жемчужникова представлено в издании Большой серии «Библиотеки поэта» (1962), но даже в него вошла далеко не вся его молитвенная поэзия. Мы восполняем этот «пробел». Прощание Иоанна с Патмосом Тогда мягкосердый был Нерва на римском престоле. Смирилась нещадная злоба врагов христиан; Открылись темницы, молиться и плакать на воле Дозволил сам кесарь. Любимец Христа Иоанн, Весь Патмос потрясши глаголом Христова ученья Бесовскую прелесть – господство греха и страстей – Молитвой низвергнув, и много устроив церквей, И людям болящим явив чудеса исцеленья, – Замыслил покинуть страну своего заточенья. И все христиане, о горькой утрате скорбя,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как сохранить брак счастливым? Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. ( Сир. 4:34 ). Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. ( Мф. 18:20 ). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. ( Гал. 6:2 ) Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви. Преподобный Нектарий Оптинский (1853–1928). Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается. Амвросий (Ключарев) , архиепископ Харьковский (1821–1901) Поскольку сатана, враг душ человеческих, и в добронравных союз любви и согласия старается разорвать, то муж и жена должны друг к другу в случающихся немощах быть снисходительными, и с любовью друг друга терпеть, и тогда согласие и мир сохранится. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение. В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь, по Апостолу, благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Угольное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Петра и Павла , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1856 и 1857. Перестроена в 1908 г.. Адрес: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, село Угольное, ул. Советская, 27 Координаты: 51.110073, 55.177599 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Угольное образовано в 1821 году как станица Богуславская Первого отдела Оренбургского Казачьего войска. Первые поселенцы построили 12 землянок, соорудили сараи, крытые камышом, конюшни. Населенный пункт был образован для постоянного обеспечения солепромысла углем и для защиты города от набегов кочевников. Население станицы составляли казаки, переведенные из упраздненной Красноуфимской станицы уфимской провинции. Позднее, жители переселялись из Илецкой Защиты – это были потомки ссыльных рабочих, а также оренбургских казаков, командированных в Илецкую Защиту для несения службы по охране соляного промысла. Для защиты самого промысла и пути, по которому вывозили соль в Самару, появилась укрепленная линия с форпостами на ней – Угольная станица, Григорьевский отряд, Мертвецовская, Ветлянская, Изобильная, Буранная, Линевская, Перовская. Жители станицы Богуславской занимались земледелием, животноводством. Большинство из них были христианской веры. По выходным дням и по праздникам, на подводах, семьями ездили в церковь в Илецкую Защиту в Воскресенскую церковь (освящена 12 сентября 1839 года). В 1838 году в Угольном открыли мужскую школу, в 1850 году — женскую. Начиная с 1846 года, казаки станицы Богуславской стали обращаться к генерал-губернатору В.А. Обручеву с просьбой о выделении денег на постройку храма. Для строительства церкви зажиточные казаки собрали 2997 рублей, еще 7536 рублей 55 копеек серебром выделило правление Оренбургского казачьего войска. Основной костяк села составляли казачьи семьи: Ахмаметьевых, Арсеневских, Воротниковых, Дуниных, Екимовых, Ильиных, Извозчиковых, Крючковых, Курочкиных, Мельниковых, Сосниных, Замятиных, Полосухиных, Толкачевых, Фадеевых, Прокофьевых, Чекменевых, Ханжиных.

http://sobory.ru/article/?object=40932

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБЕЛИН Иван Егорович (17.09. 1820, Тверь - 31.12.1908, Москва), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей (ГИМ)), автор более 250 работ, посвященных средневек. периоду русской истории, прежде всего истории Москвы. Род. в семье чиновника Тверской казенной палаты. Отец З. происходил из сельского духовенства, после окончания семинарии выбрал светскую карьеру. В 1821 г. Забелины переехали в Москву, отец З. умер, когда мальчику было 7 лет. Юный Иван прислуживал в ц. вмц. Параскевы Пятницы (Божедомской) недалеко от Пречистенского бульвара, где изучил основы церковнослав. языка и искусство колокольного звона. В 1832 г. был принят в Преображенское уч-ще при Екатерининском сиротском доме - московском гос. приюте для детей-сирот (ныне ул. Стромынка, 32), к концу 1-го уч. г. был первым учеником в классе. Программа Преображенского уч-ща давала возможность его выпускникам поступать во 2-й или 3-й класс гимназии, однако З. не имел средств продолжить образование. 12 нояб. 1837 г. он был принят на службу канцелярским служителем 2-го разряда в Оружейную палату, где хранились дворцовые архивы - одно из богатейших собраний рус. документов XVI-XVII вв. Это назначение определило дальнейшую судьбу З. В 1848 г. он получил должность помощника архивариуса, в 1856 г. стал архивариусом Московской дворцовой конторы. Одновременно с канцелярской работой, овладев навыками чтения скорописи, З. изучал документы дворцового архива, также рус. древности (оружие, одежду, предметы обихода), стал экскурсоводом, а затем и консультантом ученых посетителей Оружейной палаты. З. собирал и обрабатывал архивные материалы для историков И. М. Снегирёва и П. М. Строева . И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) В 1842 г. в «Прибавлении к «Московским губернским ведомостям»» была опубликована 1-я статья З.- о поездках царей на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь (Приб.

http://pravenc.ru/text/182399.html

Кишиневская Основана 13.08 (по др. 21.08) 1813. «...В Бессарабии до учреждения Кишиневской епархии существовала еп. Хотинская...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). Предыстория возникновения теперешней Кишиневской епархии относится к XVIII в. Во время русско-турецкой войны 1735–739 гг. в Яссах был хиротонисан митрополит Молдавский Антоний Черновский, находившийся во временной юрисдикции Св. Синода. Затем, в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., на территории, оккупированной Дунайской армией, для местного Православного населения учреждается Молдовлахийская епархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым) – «Местоблюстителем Молдовлахийской Экзархии» (ПБЭ Т. 4. С. 9; Т. 5. С. 357). Впоследствии на территории Бессарабии, отошедшей к России, учреждается Кишиневская епархия. Архиепископия с 03.07.1821. С 1844 г. обычно замещалась епископами. «...В 1878 г. к Кишиневской епархии присоединена епископия Нижнедунайская (кафедра была в Измаиле) существовавшая с 1856...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). 22 .09(05.10)1992 на основе архиепископии создана автономная Православная Церковь в Молдове. Митрополия. Именовалась: с 21.08.1813 – Кишиневская и Хотинская; Кишиневская и Молдавская; Кишиневская и Молдавская (Православная Церковь в Молдове). Викарные кафедры: Измаильская, Бельцкая, Бендерская, Дубоссарская, Ниспоренская. 1739 22.12.1789 29.12.1791 1 1.02.1792 10.05.1793 27.03.1806 20.09.1812 21.08.1813 30.03.1821 18.06.1821 04.08.1844 12.11.1844 17.03.1858 17.03.1858 13.03.1871 23.06.1871 16.07.1882 21.08.1882 12.01.1891 12.01.1891 21.11.1892 Исаакий Положенский 21.11.1892 26.01.1898 26.01.1898 12.08.1904 Иаков Пятницкий 12.08.1904 16.09.1908 Владимир Сеньковский (Синьковский) 16.09.1908 20.03.1914 29.05.1910 16.11.1911 20.03.1914 05.12.1915 10.12.1915 12.1940 18(31)12.1944 31.12.1946 13.01.1947) Иероним Захаров 05(18)02.1947 21.05(03.06)1948 Венедикт Поляков 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 25.05(07.06)1949 24.02(09.03)1969

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архангельская Основана 09.03.1682 (выделена из Новгородской епархии). Местопребывание – в г. Холмогоры, с 26.03.1762 – в г. Архангельск. Архиепископия в 1682–1759 гг. (с перерывами). Именовалась: Холмогорская и Важская (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43); с 16.06.1731 – Архангелогородская и Холмогорская; с 15.03.1787 – Архангельская и Олонецкая; с 16.10.1799 – Архангельская и Холмогорская; с 06(19)04.1985 – Архангельская и Мурманская; с 14(27)12.1995 – Архангельская и Холмогорская, паки. Викарные кафедры: Кемская, Пинежская. 18.03.1682 06.09.1702 03.12.1703 02.01.1704 11.03.1705 09.1707 21.03.1708 05.11.1711 24.08.1712 08.10.1730 02.05.1731 25.07.1735 28.12.1735 07.05.1738 18.02.1739 30.06.1740 Савва Шпаковский 13.07.1740 08.11.1759 02.12.1761 01.05.1769 10.10.1770 09.07.1773 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) 22.12.1773 01.04.1775 Арсений Верещагин 01.04.1775 26.10.1798 Вениамин Краснопевков-Румовский (Разумовский?) 26.10.1798 14.05.1801 29.06.1801 16.04.1809 Евлампий Введенский 06.06.1809 22.07.1819 09.11.1819 03.07.1821 Иосиф Величковский 15.08.1821 08.06.1825 14.02.1826 16.08.1830 16.08.1830 30.06.1845 Георгий Ящуржинский 30.06.1845 04.12.1854 Варлаам Успенский 17.09.1854 15.02.1855 18.12.1854 20.07.1857 Антоний II Павлинский 17.11.1857 13.09.1860 Александр Павлович 13.09.1860 16.08.1871 Нафанаил Савченко 17.08.1871 25.12.1876 Иувеналий Корюков 25.12.1876 23.05.1879 Макарий Миролюбов 23.05.1879 06.03.1882 Нафанаил II Соборов 01.06.1882 16.02.1885 Серапион Маевский 16.02.1885 03.06.1890 03.06.1890 16.04.1893 30.09.1892 16.04.1893 16.04.1893 10.02.1896 Никанор Каменский 10.02.1896 07.02.1901 07.02.1901 31.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Михей Алексеев 17.04.1912 27.12.1919(09.01.1920) в/у Павел Павловский 05(18)01.1931 01(14)12.1927 16(29)07.1931 04(17)01.1933 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 23.05(05.06)1937 30.01(12.02)1944 23.04(06.05)1944 09(22)01.1953 15(28)01.1953 01(14)07.1953 03(16)11.1953 04(17)02.1956 26.04(09.05)1956 03(16) 03.1961 03(16)03.1961

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Селивановский МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: Ф. Куимби (1802–1866) «ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА» (С 1879 г.): М. Эдди (1821–1910) НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: У. Эванс (1817–1889) Г. Дрессер (1866–1954) Г. Вуд (1834–1908) Р. Трайн (1866–1958) Т. Траурд (1847–1916) Э. Хопкинс (1853–1925) У. Аткинсон (1862–1932) Э. Фокс (1886–1951) «Международный альянс Нового Мышления» (INTA с 1914, «Метафизический клуб» с 1895): Ч. Филмор (1854–1948) «Школа христианского единства» («Единство») Н. Брукс (1861–1945) «Божественная наука» (с 1898) Э. Холмс (1887–1960) «Религиозная наука» СВЕТСКИЕ АВТОРЫ: У. Уоттлз (1860–1911), Ч. Энел (1866–1949), Н. Хилл (1883–1970), «Думай и богатей» К. Бристоль (1891–1951), О. Мандино (1923–1996) Р. Берн (род. 1951), д/ф. «Секрет» («Тайна») ТЕОСОФИЯ: Е. Блаватская (1831–1891) А. Безант (1847–1933) Ч. Ледбитер (1854–1934) NEW-AGE: Марк Профет (1918–1973), Элизабет Клэр Профет (1939–2009), « Церковь Всеобщая и Торжествующая», «Саммит Лайтхауз» Шакти Гавейн (род. 1948), Х. Сильва (1914–1999), Л. Хей (род. 1926), Н. Уолш (род. 1944) Н. Правдина (род. 1963), В. Синельников (род. 1966), Г. (А.) Могилевская (род. 1942), А. Свияш (род. 1963), В. Жикаренцев (род. 1953), В. Зеланд 3 McConnell D. R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 144. 4 В строгом смысле метафизическое движение – более широкий термин, включающий помимо Нового Мышления и «Христианскую науку». Понятие «метафизическое» усвоено самим движением не в его философском значении, а в смысле строгого соответствия материальной действительности сверхъестественной духовной реальности. В философии «метафизика» не является сверхъестественной. 5 «Христианская наука» насчитывала в 1993 г. около 0,5 млн. человек во всём мире (Макдауэлл Дж. Обманщики. М., 1993. С. 90; Ср.: Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1153). «Христианская наука» в Санкт-Петербурге, где находится российская штаб-квартира организации, насчитывает лишь несколько десятков человек. Самая крупная организация Нового Мышления, «Школа христианского единства» насчитывает во всём мире по разным оценкам от 1 млн. (Харм Ф.Р. Как противостоять «научным» религиям. СПб., 2000. С. 29) до 2 млн. человек (Макдауэлл Дж. Обманщики. М., 1993. С. 98), но эти цифры условны, поскольку члены «Единства» одновременно входят в другие протестантские деноминации. Другие организации Нового Мышления гораздо малочисленнее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010