В 1788 г. открылась школа в Вел. Устюге, преобразованная из Великоустюжской семинарии. Преподавание в ней велось на базе семинарских курсов. В 1806 г. школа была преобразована в духовное уч-ще. В 1813 г. в уч-ще насчитывалось 247 воспитанников, в 1900 г.- 148 воспитанников. Программа изучалась в 7 основных классах: богословском, философском, риторическом, пиитическом, высшем грамматическом, среднем грамматическом, низшем грамматическом и 3 классах «необязательных»: греческом, немецком, французском. В нач. XIX в. в В. е. начала складываться сеть низших духовных учебных заведений. В 1805 г. по инициативе прот. тотемского Богоявленского собора Максима Савинова в Тотьме было открыто уездное уч-ще, в 1807 г. начало работу первое в В. е. приходское уч-ще. Вскоре приходские уч-ща появились в Вологде (одно открылось в 1807, второе - в 1838), в Верховажском посаде (1810), 3 уч-ща в Вел. Устюге (1810, одно закрылось в 1814), в Вельске (существовало в 1816-1831), в Грязовце (1823), в Никольске (1837), в Красноборске (1847). Приходские муж. уч-ща были организованы в городах Лальске (1834), Кадникове (1835), Усть-Сысольске (1835). Жен. приходские уч-ща существовали в Кадникове (1838), Грязовце (1840), Яренске (1843), Вел. Устюге (1844), в Вологде в 1843-1852 гг. при муж. приходском уч-ще действовала жен. приходская школа. В ходе реформы духовно-учебных заведений в В. е. были созданы уездные духовные уч-ща: Вологодское (1814), Тотемское (1815), Никольское (1822), Яренское (1821, в 1871 переведено в Усть-Сысольск), Вельское (существовало в 1822-1879). При еп. Палладии при уездных уч-щах открылись приготовительные классы. В 1888 г. начало работу Вологодское епархиальное жен. уч-ще (преобразовано из приюта при Горнем жен. мон-ре), в 1901 г. в нем насчитывалось 236 воспитанниц. В 1893 г. при уч-ще организована жен. одноклассная церковноприходская образцовая школа. В 1888 г. открылось Великоустюжское епархиальное 3-классное жен. уч-ще (преобразовано из учебно-воспитательного приюта при Иоанно-Предтеченском мон-ре, с 1896 - 6-классное), в 1901 г. в нем обучались 227 воспитанниц. С 1896 г. при уч-ще действовала начальная одноклассная образцовая школа для девочек.

http://pravenc.ru/text/155162.html

5 сентября 1869 года в Тобольскую Духовную Консисторию поступает рапорт 000 от благочинного Градо-Туринских церквей Протоиерея Тимофея Цветкова в котором он сообщает, «что сведения об Усть-Ишимской иконе Святителя и Чудотворца Николая сообщенные мною его Высокопреосвященств по возвращении его Святительской особы из епархии в прошедшем году заимствованы мной из рассказов моей матери, которая проживала несколько лет в Викуловской слободе Тарского округа до трех раз сходила пешком в село Усть-Ишимское для поклонения помянутой иконе Святителя Николая. Но небывши никогда в селе Усть-Ишимском и невидавши сам тамошней иконы Святителя Николая с другой стороны не полагаясь вполне на рассказы своей матери-старушки, переданные мне ею с рассказов Усть-Ишимских жителей. А главное, опасаясь в сведениях своих допустить неверность против письменных актов как таковые оказались в описании особо чтимых икон Протоиерея Сулоцкого, я сочел за нужное о доставлении мне сведений об Усть-Ишимской иконе Святителя Николая сообщить официально Каргалинскому Священнику Петру Тютев, который долгое время был над Усть-Ишимскою церковию благочинным и едва ли не через его руки шли рапорты о сгорании двух церквей в селе Усть-Ишимском и распоряжения Епархиального начальства о построении на месте их новых церквей. Но вот прошло больше полугода и я по сие время не могу получить от Тюшева затребованных сведений. После многих моих повторений. В письмах своих он постоянно пишет, что требуемые мною сведения в скором времени доставит, но на самом деле всё ещё их нет. Одно из таковых писем я в Августе месяце показывал членам Консистории Отцу Протоиерею Брыжалову Священника Евгению Рещикову и Иоанну Виноградову. Писал два раза отцу Тюшеву уже из Туринска но ответа не получил. После всего этого мне не остается ничего более думать, как только просить Тобольскую Духовную Консисторию понудить Тюшева к доставлению сведений об Усть-Ишимской иконе ко мне, или прямо в Консисторию. При сем … в самом архиве Консисторском должны быть сведения о помянутой иконе. Надобно посмотреть рапорты о сгорании церквей Усть-Ишимского села и о построении новых церквей на месте сгоревших, в особенности о построении последней Церкви. Помнится мне, что предполагалось Усть-Ишимскую церковь перевести в дер. Слободчикову, но потом это было отменено и церковь по прежнему осталась в селе Усть-Ишимском. Об этом деле должен хорошо знать Архивариус Алугин, как бывший долгое время столоначальником Тарского Духовного Правления».

http://sobory.ru/article/?object=51523

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1396. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Усть-Вымский район, село Усть-Вымь, ул. Заручейная, дом 36 Координаты: 62.223279, 50.399606 Проезд:Паломнику, отправляющему в Устъ-Вымский монастырь, следует сначала добраться до столицы Республики Коми города Сыктывкара. От сыктывкарского автовокзала нужно ехать на любом автобусе, проходящем через село Усть-Вымь (расстояние 75 километров, время в пути полтора часа). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Возникновение Усть-Выми связано с именем Стефана Пермского, пришедшего на берега Выми в конце XIV в. с верительными грамотами не только на просвещение народов от церковных властей, но и на государственное строительство, подписанными Дмитрием Донским. На месте современного села находилось капище коми. Рядом, по легенде, стояла огромная священная береза, на ветвях которой развешивали пожертвования. Капище пользовалось особым почитанием у коми, живших на нижней и средней Вычегде и Выми. В 1380 г. в этих местах появился проповедник Стефан. Оценив выгодное расположение капища (оно находилось в относительно сильно заселенном районе, на перекрестке речных путей, кроме того, капище посещало много людей, к которым Стефан мог обращаться с проповедью), он построил рядом келью и молитвенный дом. Со временем Стефан сжег капище и срубил священную березу. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия. Стефан стал епископом Пермским, а Усть-Вымь - центром епархии и фактически религиозным, политическим и экономическим центром Коми края. Через год на месте молитвенного дома был построен храм Благовещания Пресвятыя Богородицы, а на месте капища - храм Архангела Михаила, предназначенный для устроенного в Усть-Выми монастыря. При монастыре открыли школу, где готовили священнослужителей из местных жителей. Частые набеги коми-язычников, вятичей и манси вынудили епископов пермских превратить свою резиденцию в крепость. В конце XIV - XV вв. Усть-Вымь была одним из важнейших опорных пунктов Московского государства на европейском Северо-Востоке. Но с 1564 г., после того, как центр епархии был перенесен в Вологду, значение Усть-Выми падает. Селение осталось центром епископских владений в Коми крае. Спустя столетие здесь было 5 дворов и келий церковнослужителей, 30 крестьянских дворов и 5 деревянных церквей (Благовещения; Стефана Великопермского; во имя епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы; Архангела Михаила; Николая Чудотворца). В 1712 г. здесь построили первый (во всем Коми крае) двухэтажный каменный Вознесенский храм с каменной колокольней. В 1764 г. были упразднены Усть-Вымская вотчина епископов и монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=14466

Со словами поздравления со значимым событием в жизни Усть-Каменогорской епархии выступили заместитель акима области А.Б. Нусупова и секретарь областного маслихата В.М. Головатюк. Завершая официальную часть церемонии открытия, епископ Амфилохий выразил признательность главе Митрополичьего округа за освящение новопостроенного корпуса и поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в дело строительство административного центра епархии. Участники праздничного мероприятия осмотрели кабинеты и помещения. Мероприятие освещалось представителями светских и церковных средств массовой информации. 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Усть-Каменогорске прошли церковные торжества по случаю престольного праздника главного храма Усть-Каменогорской епархии — Андреевского кафедрального собора. Божественную литургию возглавил митрополит Александр.  Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), старейший клирик и духовник Усть-Каменогорской епархии архимандрит Спиридон (Теплухин), благочинный Уральского церковного округа Уральской епархии игумен Дионисий (Козулев), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, клирик Серафимовского храма Астаны иеромонах Силуан (Синегубов), секретарь Павлодарского епархиального управления протоиерей Алексей Степанов, настоятель Богородице-Рождественского храма Усть-Каменогорска протоиерей Евгений Яганов, благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван, клирики Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты — протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, духовенство Усть-Каменогорской епархии, священнослужители, прибывшие с архипастырями.

http://patriarchia.ru/db/text/5322092.ht...

В 1492 году к Пермской епархии присоединена Вологодская епархия. Приезжая из Усть-Выми в Вологду, первый епископ Пермско-Вологодский Филофей останавливался в Вознесенском монастыре, устроенном им в 1493 году на правом берегу Вологды возле переправы. Постепенно резиденция пермско-вологодских владык из Усть-Выми переносится в Вологду, епископы живут больше в Вологде, чем в Усть-Выми. В 1587 году наместнику Усть-Вымского монастыря от последнего Пермско-Вологодского епископа Антония послана грамота с указанием о производстве описи и учёта имущества в Усть-Вымском монастыре. С 1589 года Пермско-Вологодская епархия называется Вологодско-Великопермской, и правящие архиереи постоянно живут в Вологде. Но Усть-Вымский монастырь во Владычном городке не был закрыт. По переписным книгам 1608 года, в нём проживал один иеромонах Валаам. Монастырь имел три приписные пустыни: Вотчинскую, Пыелдинскую и Турьинскую. Усть-Вымский монастырь упразднён в 1764 году, монастырские церкви обращены в приходские. Церкви села Усть-ВымВ селе Усть-Вымь Яренского уезда перед революцией находились 2 приходские церкви: Благовещенская в трех каменных зданиях (холодная церковь, теплая церковь и колокольня) и Михаило-Архангельская в двух каменных зданиях (холодная и теплая церкви). 1. Благовещенская холодная двухпрестольная одноэтажная церковь на месте деревянной Благовещенской построена усердием прихожан в 1734 году, престолы освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Всех Святых. В 1755 году на месте деревянной Стефановской церкви прихожанами построена одноэтажная теплая церковь и освящена во имя святителя Стефана Пермского. Колокольня выстроена отдельно. В 1890 году все церковные здания Благовещенского прихода окружены каменной оградой с железными решётками. 2. Михаило-Архангельская каменная однопрестольная одноэтажная церковь на месте деревянной Архангельской церкви построена прихожанами в 1795 году. Рядом с ней стояла двухэтажная каменная церковь в одной связи с колокольней, построенная монахами в 1711 году на месте деревянной Николаевской церкви. Верхний храм - Вознесенский, нижний - Николаевский.

http://sobory.ru/article/?object=14466

К сопровождающей ковчег со святыней делегации присоединился епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава. В Усть-Каменогорске у трапа самолета святыню встречали: и.о. секретаря епархии иерей Евгений Яганов, благочинный городских приходов иерей Алексей Анищенко, духовенство Усть-Каменогорской епархии, генеральный консул России в Усть-Каменогорске С.В. Анненков, заместитель акима Усть-Каменогорска В.М. Головатюк, наиб имам центральной мечети Досжан Тулувхан. По прибытии в Андреевский собор митрополит Александр и казахстанские архиереи совершили молебен перед ковчегом с Поясом Богородицы. В главном храме столицы Рудного Алтая почтить святыню собрались многочисленные верующие. 22 мая, в день празднования перенесения честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, в Андреевском кафедральном соборе столицы Рудного Алтая митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и сопровождающие Пояс Богородицы архиереи — епископ Петропавловский и Булаевский Гурий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава и епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий совершили Божественную литургию. Главе Православной Церкви Казахстана и казахстанским иерархам сослужили руководитель Издательского отдела Казахстанского митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, клирик Андреевского собора архимандрит Спиридон (Теплухин), руководитель Информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, и.о. секретаря Усть-Каменогорской епархии иерей Евгений Яганов, благочинный городских приходов иерей Алексей Анищенко, духовенство Астанайской и Усть-Каменогорской епархий. За богослужением молились прихожане собора и многочисленные паломники из населенных пунктов Восточного Казахстана. Гостем праздника стал заместитель акима Усть-Каменогорска В.М. Головатюк. По традиции праздничное богослужение завершилось исполнением пасхальных стихир, после которого митрополит Александр перед ковчегом с Поясом Богоматери прочитал молитву и окропил верующих святой водой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3659091...

Не доносил и сей человек скрыл что либо от меня от истины и поведать оную во всей полноте. По собрании всех сих сведений надобно произнести вторный суд о такой иконе». В рапорте от священника Цветкова докладывается: «В Консистории о постройке в Усть-Ишиме настоящей церкви в 1845 и в 1866 году между прочим об Иконе Свят. Николая Чудотворца говорится следующее: раньше прихожане Усть-Ишимские вместо сгоревшей от неизвестной причины в 1844 году в Усть-Ишиме Никольской церкви, просили у Преосв. Владимира разрешения построить новую церковь не в Усть-Ишиме, а в деревне Слободчиковой, как более удобной по местоположению, что и было разрешено 24 марта 1845 года, но Тарское Духовное Правление при рапорте от 01.01.01 года представило рапорт причта и старосты Устьишимского прихода и приговора прихожан, в котором прописано: в рапорте Духовного правления говорится, что окружной благочинный Тюшев, представил в Духовное Правление вышеозначенный рапорт и приговор об обретении иконы Св. Николая Чудотворца, сохранившейся от пожара признаваемой чудотворной донес что икону эту при оканчивавшемся? В личном его благочинного присутствии пожара Усть-Ишимской церкви и взараз по окончании онаго при том бывший в значительном количестве русский народ, объявивиший усердием старался отыскать, но при всем усилии по расчищении места до неповрежденной огнем земли никто этой иконы и других икон найти не мог». По прошествии же времени более года после пожара как видно из рапорта Устьишимских священнослужителей и старосты, именно 8 числа Апреля 1848 года образ того святителя и чудотворца Николая найден без венца и без ризы, а задняя сторона крышки весьма обгорела, но изображение святителя довольно явно – на месте бывшего пожара в середине полуобгоревшей ограды при следующих обстоятельствах: крестьянка Кинья Кучкова с Дарьею Григорьевой несли на руках шестимесячного ребенка первая заметила на? Бывшей церкви обгоревшую икону, а узнала её только тогда, когда Дарья Григорьева подошла к месту замеченной иконы и взяла её в руки. Это была та самая икона, которая называлась Чудотворной, о чем они тотчас же объявили. По этому случаю в приговоре Усть-Ишимских прихожан говорится: «по радостному для нас случаю в 4 числа Апреля 1846 го года обретения иконы св. Чудотворца Николая, издревле чтимой нами и окружающими нас чужеприходными христианами, за чудотворную на месте бывшей церкви в Усть-Ишимском острожке считая это событие за особенное если не к нам недостопочтимым, то по крайне мере к тому месту, на коем существовала церковь до сгорания проявления божия благоволения и чаянии пособий от багоговейных чтителей сей иконы, нарочито и случайно стекавшихся в Устьишимский острожек для поклонения оной, решили просить его Высокопреосвященство разрешить построить храм на прежнем месте в Усть-Ишиме вместо разрешенной постройке в деревне Слободчиковой».

http://sobory.ru/article/?object=51523

К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Гонение на церковь при советской власти ударило и по усть-вымским храмам. В 1930-е годы они были закрыты (трагичной была судьба священников). Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви, да и то потому, что в первой помещалось пожарное дело, а во второй - столовая начальствующего состава, находившегося на другом берегу Выми Вогваздинского лагеря печально известного ГУЛАГа. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 1980-е годы были отреставрированы. Сегодня лишь в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы - старейшие каменные строения на территории Республики Коми. Македонская Н. М. Стефанова Усть-Вымская Архангельская пустынь. Описание Зверинского В.В. 1330 Стефанова Усть-Вымская Архангельская мужская пустынь, ныне село Усть-Вым или Михаило-Архангельское Вологодской губернии Яренского уезда Часовской волости, в 83 верстах к востоку-юго-востоку от Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду. Основан в последней половине 14 века первым епископом Пермским Стефаном для сотрудников его, распространявших христианство между зырянами. До начала 16 столетия пустынь была резиденцией преемников святителя Стефана, в 1503 году епископия переведена отсюда в Вологду, а в 1764 году сам монастырь закрыт и церковь обращена в приход. В Благовещенской церкви сооружена общая гробница над епископами пермскими Герасимом, Питиримом и Ионой, над которою лежит икона с изображением сих святителей и надписью 1607 год; память их чтится 29 января. Находилась на правом берегу реки Вымь при впадении её в Вычегду. Ныне село Усть-Вымь - районный центр в Коми. Основатель пустыни - святитель Стефан епископ ПермскийСтефан родился в Устюге в семье клирика соборной церкви. Мать Стефана происходила из народа коми, просторно жившего в Пермском крае, занимавшем громадную территорию. Пермяне, жившие по берегам Вычегды и её притоков назывались зырянами. Благодаря матери, Стефан отлично говорил на зырянском наречии. Повзрослев и не чувствуя привязанности к мирской жизни, Стефан отправился в Ростов, где был принят в число послушников Иоанно-Богословского монастыря и вскоре удостоился иноческого пострига. Больше 10 лет провел Стефан в стенах Ростовского Иоанно-Богословского монастыря, за это время он окреп духовно, изучил богословскую литературу и перевёл на зырянский язык тексты богослужебных книг, составив зырянскую азбуку (анбур).

http://sobory.ru/article/?object=14466

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 3 часть 05.12.2023 74 Время на чтение 41 минут Фото: Усть-Цильма до революции 1 часть 2 часть На реке Цильма издревле добывали медь и серебро. Великий князь и государь всея Руси Иоанн III Великий в конце XV века направил туда экспедиции для изучения недр и развития горной металлургии. Правда, это производство оказалось здесь не слишком рентабельным . Село Усть-Цильма известно с 1542 г., когда новгородцу Ивану Дмитриеву сыну Ластке были пожалованы земли по реке Печора. Иван Ластка построил храм Святителя Николая Чудотворца. После раскола Русской православной церкви в XVII веке регион стал одним из центров старообрядчества поморского согласия . В результате браков и социокультурного взаимодействия с местными народностями сложилась этническая группа устьцилемцев со своеобразным русским наречием и особенностями быта. Коренные жители Усть-Цильмы занимались добычей серебра и меди, рыбным и охотничьим (пушным) промыслом. Предприимчивые староверы содействовали ускоренному развитию края. Усть-Цильма входила в состав Пустозерского, а затем Мезенского уездов Архангелогородской губернии. Приток населения и рост экономического значения Усть-Цильмы был связан с развитием лесной отрасли. Усть-Цильма использовалась как место ссылки ещё в Российской империи. В 1910-1912 гг. там находилось ок. 50 ссыльных, осужденных за революционную деятельность. При императоре Александре III Миротворце наблюдается расцвет региона . В 1887 г. село посетил Архангелогородский губернатор князь Н.Д. Голицын , будущий последний председатель Совета министров Российской империи. В 1891 году государь утвердил решение Государственного совета о присвоении Усть-Цильме статуса уездного города новообразованного Печорского уезда. В царствование императора Николая II Страстотерпца в 1911 году в Усть-Цильме открылась Печорская сельскохозяйственная опытная станция, занимавшаяся проблемами животноводства и обеспечения кормами, просуществовавшая до 1957 года.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Однако небольшой городок со времен Стефана был окружен внушительными валами с деревянными стенами. В упоминавшихся «осадных дворах» в случае опасности отсиживалось местное население, укрывавшееся за стенами городка. Время было смутное, тревожное. Уже в 1385 г. «владыко Новгородский» послал дружинников «воевати пермскую епархию», но в тот раз до Усть-Выми не дошли, были разбиты устюжанами. Однако в следующем году новгородцы опять «воевали» вычегодские волости - шла яростная борьба за власть между Новгородом и Москвой. В 1392 г. к Усть-Выми подступили вогуличи, городок не взяли, но пожгли посады. В 1450 г. городок пытались взять ветчине, но опять безуспешно. Епископы Герасим и Питирим погибли насильственной смертью. Позднее они, а также епископ Иона были канонизированы Русской Православной Церковью, и вместе со Стефаном Пермским составили Собор усть-вымских святых. Но постепенно значение Усть-Выми начинает падать. Влияние Московского государства распространилось на зауральские племена, и они перестают совершать набеги на Коми землю, теряет свое значение Новгород, и прекращается междоусобная борьба за вычегодские и двинские земли. В конце XV в. епархия получает название Пермской и Вологодской, а ее центр постепенно перемещается в Вологду. В 1564 г. резиденция архиерея была официально перенесена из Усть-Выми в набирающую силу столицу Русского Севера. Из форпоста Московской Руси Усть-Вымь становится тихим погостом, затерянным в глуши северных лесов, вдали от эпицентров политической и экономической жизни государства. В XVII - XIX вв. Усть-Вымь - тихое село, впрочем, сохранявшее память о своем былом величии. В XVII в. оно по-прежнему делилось на городище и посад, что не характерно для сельских поселений. В писцовой книге 1608 г. указывалось, что еще сохраняется «владычне дворовое место, что был двор прежних епискупов», но постоянно уже никто здесь не жил». Писцы отметили, что на городище были «иные места владычных крестьян, а имен им не помнят». Вероятно, еще долго сохранялись и укрепления, потерявшие свое оборонное значение.

http://sobory.ru/article/?object=14466

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010