Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Палевицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1804. Год утраты:1939 Адрес: Республика Коми,Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Сидорова, 28 Координаты: 61.993563, 50.368315 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1804 г. Каменная. Престолы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца; во имя вмч. Георгия Победоносца. Троицкая церковь, в деревянном исполнении кладбищенская, построена в 1885 году. Обе церкви были разрушены до основания. На месте каменной церкви находится памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны, на месте кладбищенской Троицкой церкви - захоронения почившего местного населения. Хоть первый храм был построен в 1804 г., имеются сведения из архива общества потомков репрессированных священнослужителей Республики Коми о священнослужителях, начиная с 1797 г. Вероятно, первые богослужения совершались в часовнях, о датах постройки которых сведения не доступны. Часовни в деревнях: Даньдор, в честь Кирика и Улиты, разрушена до основания. В честь каких святых были построены часовни в деревнях Гавриловка, Ивановка, (Ервасьдор) ныне Тупицыно, Сотчем, Ысьник, не известно. Из данных деревень остались руины от часовни в д. Тупицыно, земельный участок и часовня находится на балансе государства, в остальных деревнях часовни разрушены до основания. Священники: 1797 (1807) - Тарабукин Исаакий Григорьевич, 1810 (1816) Чупров Иоанн Димитриевич, 1823 (1827) Шумков Петр Феодорович, 1835 (1845) Попов Иаков Георгиевич, 1846 (1869) Распутин Симеон Васильевич, 1867 (1902) Тюрнин Илия Георгиевич, 1912 (1917) Тюрнин Михаил Ильич. В приложении к мартирологу «Покаяние», выпуск 4 «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми Края» «Сыктывкар, 2005» М.Б. Рогачева, упоминается еще один священник – Тюрнин Александр Ильич, иерей, уроженец с. Палевицы. «Родился 07.05.1875 г. в с. Палевицы Яренского у.

http://sobory.ru/article/?object=23035

Скачать epub pdf К 125-летию со дня кончины митрополита Макария (Булгакова) Прошедший год был ознаменован несколькими юбилейными датами, связанными с именем митрополита Макария (Булгакова) . В 2007 году исполнилось 125 лет со дня преставления архипастыря. 140 лет назад, в 1867 году, Высокопреосвященнейший Макарий подал Государю императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому прошение «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». В 1857 году, 150 лет назад, начал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви». Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) , святитель, историк и богослов, всю свою жизнь отдал исследованию, изучению и написанию истории Русской Церкви. Результатом его многолетней исследовательской деятельности явилась многотомная «История Русской Церкви», которая принадлежит к числу наиболее полных исследований не только по русской церковной истории, но и по истории России. За этот труд митрополит Макарий был удостоен звания действительного члена Российской Императорской Академии наук. Будущий архипастырь родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, в многодетной семье бедного сельского священника Петра Булгакова и его супруги Стефаниды Григорьевны. Младенец был настолько слаб, что отец сразу же крестил его. Во Святом Крещении мальчик получил имя мученика и исповедника Михаила, князя Черниговского. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы его проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на трудности, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование. Михаил учился основам грамоты в доме своего крестного отца священника П. Никитского. С 1825 года обучался в Корочанском Духовном училище, с 1827 года – в окружном уездном Духовном училище в Белгороде, при Курской Духовной семинарии. Болезненный ребенок не преуспевал в науках, учеба требовала от него огромного трудолюбия и усидчивости. «Кто мог подумать, – писал его биограф П. А. Смирнов , – что из этого жалкого, забитого, признанного безнадежным мальчика выйдет великий святитель, наставник многих поколений, направитель церковной жизни, доблестнейший слуга отечества, подвижник и покровитель просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(Речь к воспитанникам семинарии в актовом зале, в 11 часов утра 6 февраля ) Учебная система представляет собой дело величайшей важности, так как она дает учащемуся поколению тон, направление в глубь последующих времен. Потому-то она всегда была предметом высокого общественного интереса и особенной заботливости правительства, и для создания учебной системы, этой крайне великой и ответственной работы, призывались наилучшие просвещенные деятели в государстве. Тем большее значение приобретала духовно-учебная система, в частности в духовных семинариях, где получали образование будущие пастыри Церкви. В первой половине XIX века русская история отмечает два периода в духовно-учебной системе: по реформе 1814 года началось с 1815 года проведение начертаний Комиссии духовных училищ, а в 1840 году учебная часть в духовных семинариях снова подверглась реформе и впредь до устава 1867 года. Не входя ни в оценку принципов учебной реформы духовных семинарий, какие действовали в течение свыше пятидесятилетней их жизни от 1815 до 1867 года, ни в показания практической их пригодности, мы в своем этюде поставляем лишь историческую цель – сообщить сведения о том, чрез изучение каких наук и каким образом в период означенных двух реформ 1 минувшего века внедрялось образование в воспитанниках Костромской духовной семинарии, вследствие чего откроется возможность точно и целостно представить типичную, охватывавшую костромского семинариста, тогдашнюю учебную сферу. Согласно древнему изречению historia vitae magistra , намеченная нами задача, помимо ближайшего интереса, оказывается небесполезной в том отношении, что чрез такой исторический экскурс сами собой выступают пред нашим сознанием или восстановляются затмеваемые временем достоинства и прежнего учебного строя и быта семинарского, несмотря на некоторые его недостатки. I 26 июня 1806 года государем Александром Павловичем утвержден составленный специальным комитетом для преобразования духовных школ «Доклад о усовершении духовных училищ и начертание правил о образовании сих училищ». К началу 1809 года составлен проект и семинарского устава, утверждение же его государем последовало в 1814 году, когда и напечатаны и затем введены все уставы – академический, семинарский и училищ, уездного и приходского – в целях устранить те недостатки школьной жизни, которые ясно наметила прошлая история нашей духовной школы. В Костромской семинарии новый устав получил применение с начала сентября 1815 года, при чем произведен во всех классах экзамен с переводом достойных учеников в следующие классы. По этому уставу учебное дело в Костромской семинарии с 1815–1816 учебного года и до реформы синодального обер-прокурора графа Н. Протасова в 1840 году обстояло так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Письма к С.И. Снессоревой Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Предисловие Среди обширного эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова особое место занимают 24 послания, адресованные переводчице и писательнице Софии Ивановне Снессоревой (1815 или 1816 – 1904) – его духовной дочери, которая, по словам самого Святителя, принадлежала к числу «очень немногих людей, оказавших ему особенную любовь». Письма охватывают 22 летний период их общения (с 1845 по 1867 г) и свидетельствуют о тесной связи учителя и ученицы. Впервые издаваемые отдельным корпусом и откомментированные, они дают возможность наблюдать духовное водительство Владыки, благодаря которому София Ивановна прошла нелегкий путь от переводчицы журнальных романов до духовной писательницы, чьи произведения пережили своего автора и остаются благодатным и полезным чтением для каждого православного человека. 1 Помимо духовных уз, святителя Игнатия и С. И. Снессореву связывали литературные занятия, поэтому публикуемые письма имеют большое значение и для характеристики деятельности Святителя как русского духовного писателя 2 . На протяжении всего времени их знакомства, до последних дней земной жизни Преосвященного Игнатия, София Ивановна была деятельной помощницей в публикации и издании его сочинений. У нас нет точных сведений о том, когда произошла первая встреча Снессоревой с архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием. Знакомство их могло состояться в конце 1845 г. Именно в это время София Ивановна, страдавшая тяжелым недугом, приезжает из Астрахани в Петербург, чтобы определить своего сына в учебное заведение и, тем самым устроить судьбу мальчика, так как на свое выздоровление она почти не надеялась 3 . Помощь и утешение она находит в Сергиевой пустыни, к этому времени уже значительно обновленной неустанными трудами архимандрита Игнатия: София Ивановна становится его духовным чадом. Самое раннее из опубликованных писем архимандрита к С. И. Снессоревой (письмо 1) – от 9 мая 1846 г. – свидетельствует, что к этому времени между ними уже сложились близкие, доверительные отношения. Возможно, желая поддержать и ободрить Софию Ивановну, архимандрит Игнатий обращается к ее литературному опыту (Снессорева занималась переводами уже с 1837 г. 4 ) и знакомит со своими сочинениями, в частности с «Валаамским монастырем». Это произведение Святителя, написанное под впечатлением от его продолжительной служебной командировки на Валаам 5 , было первым, предназначавшимся для печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Нижний Новгород. Церковь Казанской иконы Божией Матери над Зеленским съездом (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В древние времена существовала деревянная Ризположенская церковь. В 1687 г. купцом Олисовым построена каменная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери. Церковь эта была одноглавая, с трапезой и колокольнею. В 1816 г. обветшавшие трапеза и колокольня были разобраны и вместо них были построены новая, более обширная трапеза с двумя приделами и колокольня с южной стороны; кроме того, на главном храме вместо одной главы устроено пять глав. В пожаре 1853 г. Казанская церковь сильно пострадала и после того была возобновлена старостою купцом Коптевым на его счет. В 1867-69 гг. перестроен был главный храм, причем над ним возведен был круглый купол. В Казанской церкви три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и придельные: правый – во имя св. муч. Иоанна Воина, а левый – во имя св. Димитрия Ростовского. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери находилась в конце Зеленского съезда при выходе его на Рождественскую улицу. В древние времена на этом месте стояла деревянная Ризоположенская церковь. В 1687 г., при митрополите Павле, известном строителе церквей, «гостем» А.Ф. Олисовым построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Она неоднократно страдала от пожаров, особенно в 1701 и 1715 гг., но была возобновляема. Поначалу церковь была одноглавая, с небольшой трапезной и колокольней. В 1816 г., при архиепископе Моисее (Близнецове-Платонове), обветшавшая трапезная и колокольня были разобраны и вместо них построены новая, более обширная, трапезная с двумя приделами и новая колокольня с южной стороны. В пожаре 1853 г. Казанская церковь сильно пострадала и возобновлена была купцом Л.М. Коптевым, старостой церкви. Его казной в 1867–1869 г. перестроен был главный храм, под круглым куполом и с пятью главами. Также средства вложили Иван Кварталов и Павел Вяхирев. Престолов в церкви было три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, придельные в трапезной – в честь св. мч. Иоанна Воина (правый) и во имя святителя Дмитрия Ростовского (левый). В 1860-х гг. при церкви была построена часовня в память избавления от покушений на жизнь российских императоров (Александра II – 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1877 г.; Александра III – 17 октября 1888 г., а наследника Николая Александровича – 29 апреля 1891 г. в Японии).

http://sobory.ru/article/?object=40736

Выставка (Пачеозерский с/с). Церковь Михаила Архангела. Пачеозерская Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: д. Выставка, Сольвычегодское м/о, Котласский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния. Михаило-Архангельская церковь была основана не позднее 1622 года, когда был построен храм по грамоте митрополита Ростовского Варлаама. Церковь Архангельская в Пачеозерской волости Сольвычегодского уезда упоминалсь в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Каменная Михаило-Архангельская церковь строилась с 1801 г. Престол во имя прор. Божия Илии освящен в 1809 г., во имя во имя свт. Николая Чудотворца - в 1816 г., во имя Тихвинской иконы Матери Божией - 12 июня 1852 г. Позднее освящены престолы во имя Архистратига Михаила и сщмч. Власия. Повторно престолы освящены: во имя прор. Божия Илии - 3 октября 1865 г., во имя Архангела Михаила - 26 июня 1867 г., во имя свт. Николая - 29 сентября 1868 г. Колокольня в одной связи с церковью, со шпилем, крытый белым железом. Церковная ограда с железными решётками и кирпичными столбами. В 1788 г. при Пачеозерской церкви числилось 1104 человека, в 1868 г. - 2658. Приходское попечительство открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Иван Дементьев. В ночь на 8 февраля 1891 г. сильным ветром с запада сорвало половину железной крыши с придела Тихвинской иконы Божией Матери, причём повредило стену храма и решетение. Убыток составил до 100 рублей. В следующую ночь ветром сорвало крыши с Яренской Покровской и Вотчинской Богородской (Усть-Сысольский уезд) церквей. ВЕВ. 1865, с. 195; 1867, с. 340; 1868, с. 508; 1873, с. 454; 1891, с. 109; 1912, с. 277. Дополнения к статье Савваитова П.И. Об учреждении Вологодской епархии//ВЕВ. 1865. Прибавления. - С. 202. С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии.//ВЕВ. 1872. Прибавления. С. 520. Церковно-историческое описание 1854 г.

http://sobory.ru/article/?object=15972

Верхняя Мосоловка. Церковь Космы и Дамиана (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1867 году в селе «тщанием помещика Охотникова» была построена деревянная Космодамиановская церковь. Являлась приписной к Архангельской церкви в Грачёвке. В 1896 году было начало строительство новой каменной церкви. Одновременно строилась церковно-приходская школа. В 1904 году строительство завершилась и главный престол храма был освящен в честь Космы и Дамиана. Основная статья на сайте:  Русские Церкви Верхняя Мосоловка. Церковь каменная, теплая, построена на средства прихожан в 1904 году. Престол - в честь бессребреников Космы и Дамиана. Дворов 302, душ муж. пола 1059, жен. пола 1090, великороссы, земледельцы, имеют земли по 2 десятины на душу. Три мелких хутора: крестьянина Михаила Демидова, крестьянки Екатерины Демидовой и дворянина Николая Облова. Школа церковно-приходская, одноклассная, законоучителю 360 руб. в год, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1816 года. Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта 33 десятины полевой земли, в чересполосном владении с прихожанами, удобная. Причтовый капитал 200 руб., пособие от казны 550 руб. в год. Руга – печеным хлебом. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 380. Верхняя Мосоловка возникла в первой половине XVIII века. Упоминается в документах 1750 и 1782 годов. Вначале селение называлось Мосоловкой, позднее для отличия от других Мосоловок (Средней и Нижней) — Верхней Мосоловкой. Название села произошло от фамилии одного из первых крупных владельцев земельных участков — Мосолова. Однако, по преданию, название произошло от слова «мослы». Якобы, каждый год вешние воды вымывали много костей (мослов), которыми была сплошь усеяна степь. В списке населенных мест 1862 года Мосоловка – казенное село с церковью, 130 дворов, 868 жителей. До 1928 года село территориально входило в состав Усманского уезда Тамбовской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=40437

Стрелец. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь, церковь Архистратига Михаила Карта и ближайшие объекты Храм в селе Стрельце каменный, с такою же колокольнею. Храм во имя Святого Михаила Архистратига Михаила построен в 1816 году на средства прихожан. При главном храме два придельных алтаря – с южной стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с северной – во имя Святой Троицы. Последний построен в 1870 году, а первый в 1877 году, тот и другой на средства прихожан. В 1867 году иконостас главного алтаря заложен новым, а иконостасы придельных алтарей сохраняются в первоначальном виде. Причт - 8 человек. Данные за 1905 год. Информация с портала " Весь Елец " Сохранилась «Метрическая книга выдана из Орловской Духовной Консистории в Архангельскую церковь села Стрельца Елецкого уезда. Записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1910 год». Анализ записей в метрической книге Архангельского храма показывает, что здесь крестились дети жителей всего нескольких населенных пунктов - села Стрелец, деревень Приют и Ивановка. Изредка регистрировались также жители села Вязовое, что трудно объяснить, т.к. в Вязовом соседнем селе Сухой Ольшанец были свои церкви. Церковь была закрыта в 1932 году. В советское время в ней долгое время находился склад минеральных удобрений и ядохимикатов. И когда в начале 90-х годов прихожане захотели восстановить свой храм, это им не удалось. По заключению Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, пребывание людей в помещении церкви недопустимо из-за высокого содержания во всех субстратах вредных для здоровья химических веществ. В 2007 году в ограде церкви был установлен памятник первому её строителю священнику Василию Васильеву. Село Стрелец свое название получило, очевидно, оттого, что в этой местности в конце XVII ст. поселилось несколько семейств стрельцов, которых Петр I посылал сюда для охраны лесов. К приходу, кроме села, принадлежит деревня Приют, население прихода простирается до 1450 душ муж. пола и 1414 душ жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=09666

Ювеналий, епископ Орловский и Севский (Карюков Григорий Иванович) Родился в 1816 году в посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1839 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии. 2 мая 1840 года рукоположен во священника и назначен в Покровскую церковь Кременчугского уезда посада Крюкова. 24 августа 1841 года, после смерти жены, оставил приход и определён учителем в Полтавское духовное училище. С 13 сентября 1841 года священствовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 году для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. 12 февраля 1844 года пострижен в монашество. 1 сентября 1845 года, по окончании курса академии, занял должность учителя в Екатеринославской духовной семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского семинарского совета. 22 января 1846 года удостоен степени магистра. В 1848 году награждён набедренником. 29 сентября 1851 года назначен инспектором и профессором Кишинёвской духовной семинарии сначала по классу логики и психологии. С 12 июля 1852 годаназначен инспектором по классу богословских наук. С 1 апреля 1853 года – настоятель Гинкульского Параскевинского монастыря;. 12 апреля 1853 года возведён в сан игумена. В 1854 году определён цензором катехизических поучений священников города Кишинёва. 19 октября 1856 года назначен инспектором и профессором Астраханской духовной семинарии. 15 мая 1857 года назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. 30 ноября 1858 года получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской духовной семинарии. 25 декабря 1858 года возведён в сан архимандрита. С 31 июля 1859 года – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор Нижегородских епархиальных ведомостей. В 1866 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 году, согласно прошению, уволен от должности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010