Иваново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:приблизительно 1690 - 1700. Колокольня - 1905. В 1815 и 1904 церковь переносили на новое место. Год утраты:2015 (сгорела) Адрес: Ивановская область, г. Иваново, улица Фрунзе, д.7 Координаты: 57.02805, 40.96655 Проезд:До самого конца проспекта Ленина, по мосту над железной дорогой, до остановки общественного транспорта " Культурный центр КРАНЭКС " . Церковь на левой стороне, за оградой и деревьями. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. От всего комплекса зданий, существовавших некогда на Покровской горе, сохранилась, как ни странно, деревянная церковь. В 1815 году по указу Владимирской духовной консистории Троицкую церковь с приделом Варвары великомученицы перенесли на Успенское кладбище и освятили 25-26 ноября 1817 года в честь Успения Божьей Матери. Постепенно деревянная церковь ветшала. В 1849 году был сломан придел Варвары великомученицы, а с 1883 года службы в церкви прекратились. В 1904 году фабрикант и основатель городского музея Дмитрий Геннадьевич Бурылин, получив разрешение Московского археологического общества, перенёс церковь со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе). Церковь была отреставрирована и открыта 15 января 1906 года. Дмитрий Геннадьевич Бурылин передал в неё некоторые иконы и старинные предметы из своей коллекции. Основные конструкции храма сохранились с конца XVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале XIX века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом.

http://sobory.ru/article/?object=01820

Марьинское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты Двухэтажный Покровский храм был построен в 1904 г. на средства помещицы села Марьинское Екатерины Ильиной. До великолепной настоящей церкви, в селе существовала деревянная, построенная в XVIII веке. Клировые ведомости сохранили имена строителей. Так, в ведомости за 1856 год написано, что Покровская церковь «построена в 1781 году июля 2 дня тщанием прихожан помещиков бригадира Николая Леонтьева Воронина, майорши Анисии Игнатьевой Хотяиновой, и поручика Стефана Симеона Ильина. Зданием деревянная с таковою колокольнею, крепка. Престолов в ней один во имя Покрова Богородицы». В 1815 году колокольня церкви пришла в негодность и была разобрана. Позже была возведена новая тщанием местного помещика коллежского советника Андрея Ивановича Веревкина. До 1853 г. имением в Марьинском владел поручик Александр Стефанович Ильин и его жена Татьяна Ивановна. После их смерти (Александр Стефанович умер 12 мая 1847 года, Татьяна Ивановна – 10 октября 1856 года) имение наследовала дочь Екатерина Александровна (родилась в 1819 году). Получив наследство, она решила построить новый каменный храм, и в 1859 году обратилась с прошением к святителю Филарету Московскому, где, в частности писала: «Будучи наследницей имения после моих умерших родителей, состоящего в Коломенском уезде, в селе Марьинском, где существует деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, я желаю в сем селе устроить на свое иждивение новую каменную церковь с тремя престолами по прилагаемому при сем плану и фасаду неподалеку, в нескольких саженях от существующей Покровской церкви. Престолов я желаю устроить: 1. В честь Покрова Пресвятой Богородицы. 2. В честь преподобного Александра Свирского. 3. В честь мученицы Татьяны. При сем, принимая во внимание, что существующая Покровская церковь, по причине своей ветхости, если по сооружении новой церкви будет упразднена, то я желаю, чтобы вся ее утварь была перенесена в новую. Почему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дозволить мне при помощи Божией произвести предлагаемое сооружение храма, и о сем моем прошении учинить свое архипастырское решение».

http://sobory.ru/article/?object=09246

В.М. Ундольский Скачать epub pdf 1681–1981 Содержание Новые материалы для истории законодательства в России с замечаниями Вукола Ундольского Приложение I. Грамота Патриарха Никона… Газскому митрополиту Паисию Лигариде (1661–1663 г., в сокращении) Приложение II. Дело по доносам Бабарыкина, Сытина и других (в 1663 г.) Приложение III. Грамота Патриарха Никона к Константинопольскому патриарху Дионисию, 1666 г. (в извлечении) Приложение IV. Надгробная Никону Патриарху     Имя Святейшего Патриарха Никона стало великим в истории Русской Православной Церкви. Исследователи его многострадальной жизни и большого вдохновенного творчества всё глубже проникаются к нему чувством благоговении, преодолевая противоречивые литературные напластования. Дело, которое совершил Патриарх Никон , теперь – 300 лет спустя после его преставления к Богу – нашло признание ученой общественности: и в области архитектуры, и в широких дипломатических связях, в церковном и государственном строительстве. Особое же место Святейший Патриарх Никон нанял в истории культуры – созданием выдающейся в мире Патриаршей библиотеки, сохранившей в своих недрах лучшие славянские рукописи, своевременно собранные им по всему лицу земли Русской. Сейчас они становятся достоянием ученых всего мира – кто ценит историческое прошлое и стремится сохранить преемство культурных традиций. Богословское значение этого собрания по достоинству было оценено Митрополитом Филаретом (Дроздовым) († 1807), по благословению которого протоиерей Александр Горский , профессор Московской Духовной Академии, создал знаменитое научное «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». 1 Рукописное наследие Патриарха Никона еще не научено в должной мере. Начало научного использования его рукописей положил один из крупнейших ценителей памятников древнерусской письменности Вукол Михайлович Ундольский (1815--1904). Он составил большое собрание рукописей для последующей работы в области русской истории и литературы (ГБЛ, ф. 310 и ф. 704). Собрание В. М. Ундольского было приобретено Московским Публичным Румянцевским Музеем в 1866 г. 2 Комиссия по оценке его собрания отмечала, что оно «одно, без помощи и независимо от других наших рукописных собраний, может представить отличное пособие для науки отечественной истории и литературы, почти по всем их отраслям». Многие сочинения и работы Ундольского остались неоконченными, а другие были приготовлены к напечатанию, но не изданы. К числу неизданных работ относится и «Отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича» 3 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

Письма к С.И. Снессоревой Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Предисловие Среди обширного эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова особое место занимают 24 послания, адресованные переводчице и писательнице Софии Ивановне Снессоревой (1815 или 1816 – 1904) – его духовной дочери, которая, по словам самого Святителя, принадлежала к числу «очень немногих людей, оказавших ему особенную любовь». Письма охватывают 22 летний период их общения (с 1845 по 1867 г) и свидетельствуют о тесной связи учителя и ученицы. Впервые издаваемые отдельным корпусом и откомментированные, они дают возможность наблюдать духовное водительство Владыки, благодаря которому София Ивановна прошла нелегкий путь от переводчицы журнальных романов до духовной писательницы, чьи произведения пережили своего автора и остаются благодатным и полезным чтением для каждого православного человека. 1 Помимо духовных уз, святителя Игнатия и С. И. Снессореву связывали литературные занятия, поэтому публикуемые письма имеют большое значение и для характеристики деятельности Святителя как русского духовного писателя 2 . На протяжении всего времени их знакомства, до последних дней земной жизни Преосвященного Игнатия, София Ивановна была деятельной помощницей в публикации и издании его сочинений. У нас нет точных сведений о том, когда произошла первая встреча Снессоревой с архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием. Знакомство их могло состояться в конце 1845 г. Именно в это время София Ивановна, страдавшая тяжелым недугом, приезжает из Астрахани в Петербург, чтобы определить своего сына в учебное заведение и, тем самым устроить судьбу мальчика, так как на свое выздоровление она почти не надеялась 3 . Помощь и утешение она находит в Сергиевой пустыни, к этому времени уже значительно обновленной неустанными трудами архимандрита Игнатия: София Ивановна становится его духовным чадом. Самое раннее из опубликованных писем архимандрита к С. И. Снессоревой (письмо 1) – от 9 мая 1846 г. – свидетельствует, что к этому времени между ними уже сложились близкие, доверительные отношения. Возможно, желая поддержать и ободрить Софию Ивановну, архимандрит Игнатий обращается к ее литературному опыту (Снессорева занималась переводами уже с 1837 г. 4 ) и знакомит со своими сочинениями, в частности с «Валаамским монастырем». Это произведение Святителя, написанное под впечатлением от его продолжительной служебной командировки на Валаам 5 , было первым, предназначавшимся для печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вахитовский район. Церковь Илии Пророка в Мокрой слободе. Ильинская церковь в Мокрой слободе /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначально деревянная Ильинская церковь находилась в так называемой Мокрой слободе, что за Булаком. Сегодня это примерно на месте пустыря между ж/д вокзалом и ледовым Дворцом спорта. Время основания церкви, по одним источникам - вторая половина XVII века, по другим – 1722 г. Известно, что 30 августа 1738 г. духовенству «церкви пророка Илии, что в Мокрой слободе», был выдан новый антиминкс вместо обветшалого старого. Ильинская церковь была одним из бедных казанских забулачных храмов, хотя и считалась одной красивейших церквей в г.Казани. Она неоднократно подвергалась опустошительным пожарам. После пожаров 1749 и 1815 гг. по бедности и малочисленности своих прихожан долгое время оставалась в запустении. В последний раз она горела в 1859 г. С 1876 год была приписана к Успенскому собору и составляла с ним один приход. Когда и кто отстроил каменную церковь, неизвестно. Но только до пожара 1749 года она была деревянной. Поэтому можно предположить, что каменная церковь была устроена в 50-е годы XVIII столетия. Престолов в ней было два: главный холодный - во имя пророка Илии Фесвитянина и придельный теплый во имя Толгской Божией Матери. Приходскими священниками в конце XIX - начале ХХ вв. были Кремков В.А., Кроковский А.И., Софотеров М.В. На 1904 год в приходе числилось всего 20 дворов и 141 прихожан, русских, православных. Использованы материалы: «Спутник по Казани» Под редакцией профессора Н.П. Загоскина. - Казань,1895 г.; А.М. Елдашев «Святая земля Казанская», Семинарский вестник КДС 2006 г. Еще летом 1929 года богослужебная и административно-хозяйственная жизнь Ильинской церкви текла довольно ровно. Но состояние церкви было плачевным, что и послужило поводом для внесения ее в печально известный перечень семи храмов, по решению Президиума КГСа от 1.02.1930 г. подлежащих закрытию. Почти год это решение проводили по надлежащим инстанциям. 20.01.31 г. вопрос о ликвидации общины и, следовательно, церкви был решен. Однако при этом решении не смогли усмотреть еще один немаловажный аспект. Дело в том, что в церковной сторожке на арендных условиях проживал протоиерей Ильинской церкви о. Сергий Покровский, и с закрытием храма его автоматически лишали жилплощади. Пожилой человек фактически выставлялся на улицу без малейшего шанса зимой найти жилье, что и продлило существование церкви еще на один год. В конце 1931 года храм снесли.

http://sobory.ru/article/?object=32863

Золотовка. Церковь Святителей Московских. Церковь Петра, Алексия и Ионы Церковь. Действует.   Престолы: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, святителей Московских Год постройки:Между 2007 и 2013. Архитектор:Ю.И. Сушков Адрес: Тамбовская область, Ржаксинский район, село Золотовка Координаты: 52.299699, 42.070773 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Триста лет тому назад местность, где ныне находится село Золотовка, представляла собой необозримую степь, которая принадлежала казне. Во второй половине XVIII века земли здесь приобрёл генерал Пашков. Сюда им были переселены крестьяне из разных губерний. Образовалось несколько поселений, состоящих из ряда деревень. К haчaлyXIX века относятся и поселения крестьян – собственников, купивших казенные земли. Церковь начала возводиться в 1807 году на средства генерала Алексея Александровича Пашкова по данному им обету. Недалеко от места сооружения храма был поставлен сарай. Там изготовляли кирпич для строительства. Каменщики, кладчики, плотники и другой люд, что строили церковь, были из числа дворовых людей Пашкова. Храм строился в течение семи лет. Он был сооружен по традиционной схеме: храм, трапезная и колокольня в одной цепи. Церковь была покрыта железом, наружные стены окрашены белой и частично желтоватой краской, а внутренние стены расписаны иконописью. Его освящение состоялось 5 октября 1815 года епископом Тамбовским и Шацким Ионом. В церкви был устроен иконостас из красного дерева, отделанный лаком и позолотой, с хорошей иконописью. Пашков снабдил церковную ризницу золочёной и серебряной утварью, приобрёл Евангелие, исполненный на Александрийской бумаге, с серебряными обложками, отделанными финифтью. Престол был устроен один: во имя Трех Святителей – Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских. В 1887 году при церкви открывается школа грамоты. Попечительницей стала наследница Пашкова княгиня Надежда Белосельская-Белозерская. Она опекала церковь. В 1904 году епархиальным начальством ей была объявлена благодарность за пожертвование храму дорогих покровов и облачений. Школа располагалась в церковной караулке. Из-за ветхости и тесноты помещения с 1891 по 1893 год дети занимались на кухне местного священника Василия Виноградова, пока в 1894 году специально для школы на средства церковного старосты, местного крестьянина Павла Комарова, не было построено отдельное здание. В 1902 году школа грамоты преобразовывается в церковно-приходскую школу. В 1915 году там со священником, который преподавал Закон Божий и являлся заведующим школой, работали две учительницы и учитель пения.

http://sobory.ru/article/?object=33980

Степаново. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Село Степаново возникло на правом, крутом берегу реки Иржа. С трех сторон окружали село девственные заросли дубов, лип, ветел, особенно густые леса прикрывали его с запада. на пожертвования крестьян Степанова, Ветошкина, Булдакова и средства купцов первой гильдии Давыдовых, в честь победы русского воинства над Наполеоном в селе был выстроен каменный храм с летним и зимним помещениями. Во вновь выстроенном храме первым священником был Листвицын, 34 лет, дьяконом – Миловский, псаломщиком – Веселовский. Прихожан насчитывалось 932 человека. Церковь имела земельный надел в 39 десятин. При храме действовала церковно-приходская школа с 54 учащимися, среди которых были 4 девочки. Церковным старостой являлся Павел Иванович Гришин. Коренное население села русское. Степаново – село в Арзамасском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь. Датировка объекта – 1815 год. Документ о принятии на госохрану 471. Согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, главный (холодный) престол храма – в честь Вознесения Господня, теплые приделы: правый – Успения Божией Матери, левый – святого Иоанна Предтечи и святого Николая Чудотворца. По данным, предоставленным реставратором Алексеем Гараниным, до наших дней дошёл деревянный иконостас этого сельского храма. Вот как описывает его Архимандрит Макарий в «Памятниках церковных древностей Нижегородской губернии» (Санкт-Петербург, 1857 год): «В церкви села Степанова на царских вратах – Тайная Вечеря и Благовещение. Главы лиц представлены горельефом, а прочие части тела и одежды – барельефом. В киоте – Распятие Господа с предстоящими; над Распятием – два ангела. Иконостас этот, построенный около 1745 года, как видно из надписи на одной иконе, писанной в 1745 году Егором Ивановичем Греком, поступил в церковь села Степанова из прежнего Арзамасского Воскресенского собора, который был разобран в 1814 году». http://www.gttp.ru/map_NN/arzamas_obl.htm

http://sobory.ru/article/?object=12424

Покровский храм (Марьинское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм построен в 1904 году на средства владелицы имения Марьинское — Екатерины Ильиной, вместо деревянной церкви XVIII века. Содержание История [ править править код ] Двухэтажный Покровский храм был построен в 1904 г. на средства помещицы села Марьинское Екатерины Ильиной. До великолепной настоящей церкви, в селе существовала деревянная, построенная в XVIII веке. Клировые ведомости сохранили имена строителей. Так, в ведомости за 1856 год написано, что Покровская церковь «построена в 1781 году июля 2 дня тщанием прихожан помещиков бригадира Николая Леонтьева Воронина, майорши Анисии Игнатьевой Хотяиновой, и поручика Стефана Симеона Ильина. Зданием деревянная с таковою колокольнею, крепка. Престолов в ней один во имя Покрова Богородицы». В 1815 году колокольня церкви пришла в негодность и была разобрана. Позже была возведена новая тщанием местного помещика коллежского советника Андрея Ивановича Веревкина. До 1853 г. имением в Марьинском владел поручик Александр Стефанович Ильин и его жена Татьяна Ивановна. После их смерти (Александр Стефанович умер 12 мая 1847 года, Татьяна Ивановна – 10 октября 1856 года) имение наследовала дочь Екатерина Александровна (родилась в 1819 году). Получив наследство, она решила построить новый каменный храм, и в 1859 году обратилась с прошением к святителю Филарету Московскому. Благословение на строительство нового каменного храма было дано святителем Филаретом 31 октября 1862 года. Получив благословение, Екатерина Александровна начала работы по строительству. В 1881 году на средства Ильиной были отлиты колокола для строящейся церкви. Казалось, пройдет немного времени, и церковь будет окончательно построена и освящена. Но произошло несчастье, в 1894 году свод храма обвалился, и недостроенная церковь рухнула. Одному Господу известно, как переживала этот «удар судьбы» Екатерина Александровна, но она не прекратила работ по строительству, и начала строить новую церковь. Пред этим было проведено разбирательство о причинах обрушения. Благочинный священник Иоанн Постников причиной называл отсутствие должных средств у Ильиной, храм строился долго, и свод за это время могло размыть. Сама Екатерина Александровна причиной обвала назвала ошибку архитектора храма. В 1896 году началось строительство новой церкви. На этот раз проект храма был сильно изменен. Теперь предлагается строительство уже двухэтажной церкви. А в нижнем этаже устроить теплую церковь с одним престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Работы были успешно завершены к 1904 году, и церковь была освящена.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Рязань. Троицкий мужской монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рязань, Троицкий монастырь церковь в честь иконы Божией Матери Феодоровской. Приведением в более приличный вид Троицкий монастырь обязан известному в XVII столетии  ревнителю церковного благолепия стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому. Им же, вероятно, устроен в 1697 г. храм в честь св. Иоанна Предтечи, при коем придел в честь преподобного Сергия, устроен в 1752 г. по обещанию и  на средства Алексея Петровича Вердеревского. В недавнее время  Предтеченский придел разобран, а в Сергиевском приделе в 1852 г. устроен престол в честь иконы Божией Матери  Феодоровской. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии» 1884 г., том 1, стр. 50 Сергиевский храм был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского). В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской. Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815–1819 годах). В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери " Феодоровской " . В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи. Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 1902-1904 годах новый (освящен 28 октября 1904 г.). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных. В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.

http://sobory.ru/article/?object=11691

Калуга. Казанский монастырь (новый). Церковь Гурия Казанского. Карта и ближайшие объекты Рассказывая о храме во имя святителя Гурия архиепископа Казанского, нельзя не упомянуть о калужском духовном училище, рядом со стенами которого его возвели. Духовное училище было открыто при духовной семинарии в январе 1815 года и изначально они размещались в одном здании на улице Набережной (Набережная 4). Поначалу училище и семинария прекрасно уживались вместе, но позже с ростом учеников им стало тесновато, и было принято решение отделить училище и перевести его в другое здание. Летом 1837 года под размещение училища за 72 тысячи рублей был куплен один из лучших домов в городе — это был дом купца Я. И. Билибина, находившийся в Архангельском переулке (ныне улица Дарвина). Три года, до сентября 1840 года в доме велись перестройки под нужды училища, и лишь после этого здесь начались учебные занятия. В 1903 году, во время прохождения съезда епархиального духовенства, было решено построить при училище храм. Но возвести его решили как пристройку к зданию самого училища, а под храм отвести лишь второй и третий этажи. 30 августа 1903 года заложили первый камень в основание храма, а 1 декабря 1904 года храм уже был освящен во имя Гурия Казанского. На все строительство ушло чуть более года. Отстроенный храм был не особо больших размеров — всего 15х10 метров, — стены его примыкали к училищному залу, но были отделены от него дверями, которые широко открывались во время богослужений, — это прибавляло храму дополнительное место. С левой стороны алтаря была ризница, иконостас был небольшой одноярусный. Полы в храме выстлали популярными и дорогими в то время метлахскими плитками. Стены храма снаружи были орнаментированы белыми наличниками и колонками на красном фоне, увенчан же храм был пятью маленькими главами купой. Утварь в храм была пожертвована К. Т. Ивановой. После закрытия училища, храм переоборудовали в актовый зал, разместив сцену на месте алтаря. Пятиглавое венчание храма снесли. После распада СССР в здании училища и храма располагались различные коммерческие организации, от лазерного медцентра до ломбарда. 3 августа 1995 года здание бывшего духовного училища было передано епархии, и до 2011 года там располагался девичий монастырь. Сейчас там снова Калужское духовное училище и Православная гимназия. Домовый храм Гурия Казанского передан гимназии, лишь вместо былых пяти глав его сейчас венчает лишь одна. Источник: http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11864/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05810

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010