Могилевская Основана 01.11.1632 (выделена из Полоцкой епархии). Это дата подписания королем польским Владиславом «Статей для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и вел. Княжестве Литовском», по которым Православным разрешалось открыть епископию в Могилеве ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 492). Архиепископия с 22.09.1783. С 1795 г. обычно замещалась епископами. С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1959–1989 гг. управлялась архиереями Минскими. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась (по ААО. Т. 1. С. 21; Н.Д. Иерархия... С. 333 и др.); Оршанская, Мстиславская и Могилевская (или Мстиславская, Оршанская и Могилевская); с 14.12.1772 (по др. 1755 г.) – Могилевская, Мстиславская и Оршанская; с 19.01.1795 – Могилевская и Полоцкая; с 01.09.1797 – Белорусская-Могилевская; с 04.12.1803 – Могилевская и Витебская; с 30.04.1833 – Могилевская и Мстиславская. Викарные кафедры: Оршанская, Гомельская, Мстиславская. 01.10.1633 07.04.1635 08.1635 18.01.1649 Сильвестр Коссов 12.07.1650 Игнатий Оксенович-Старушич 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф II Кононович-Горбацкий /1654 (1655?) в/у Каллист Дорофеевич-Рыторайский 04.05.1661 03.08.1661 04.03.1664 Иосиф III Нелюбович-Тукальский 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Василевич 1680 (?) 03.1686 07.1686 07.1686 30.09.1697 30.09.1697 02.1704 14.02.1728 08.12.1728 12.12.1728 12.12.1728 28.01.1733 Арсений Берло 08.01.1735 01.09.1742 Иосиф IV Волчанский 20.03.1743 14.10.1754 20.08.1765 13.02.1795 05.03.1795 27.08.1797 01.09.1797 24.10.1797 20.12.1797 20.12.1805 20.12.1805 05.12.1812 01.05.1813 06.07.1813 06.07.1813 31.05.1821 03.07.1821 01.03.1827 19.03.1827 07.08.1831 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.08.1831 05.06.1837 05.06.1837 06.04.1840 19.04.1840 12.11.1844 12.11.1844 29.08.1860 29.08.1860 06.10.1882 06.10.1882 14.05.1885 07.06.1885 21.11.1892 Сергий Спасский 21.11.1892 19.12.1892 Павел II Вильчинский 19.12.1892 17.07.1893 Ириней II Орда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится близ с. Косэуць (Косоуцы) р-на Сорока (Сорокского) Республики Молдова. Основан предположительно иеросхимонахами Павлом и Гавриилом как скит, по-видимому, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря на землях имения, полученного Хушской епархией Молдо-Влахийской митрополии в 1729-1730 гг. Скит был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Название происходит от владения Косоуцы, на землях к-рого была устроена обитель. Скит также именовали Йоржницким, поскольку он находился на берегу одноименного ручья. Первое письменное упоминание о К. м. относится к февр. 1757 г., когда скитоначальником был иером. Михаил. В 1801-1806 гг. начальником скита был иером. Виссарион. В 1809 г. в К. м. жили иеромонах и 11 монахов. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. В 1812-1813 гг. по решению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) скит был преобразован в мон-рь. В 1814-1821 гг., при настоятеле иером. Онисифоре, К. м. часто использовался епархиальным руководством как место исправления «бродяжных и неисправляющихся людей духовного звания» с запрещением священнослужения и «употреблением в свободное от церковных молитв время в монастырския послушания». С 1819 г., когда в К. м. проживали 8 насельников (настоятель, 2 иеромонаха и 5 монахов), иером. Онисифор являлся также и настоятелем Каларашовского мон-ря. В ряде источников ошибочно упоминается о закрытии К. м. в 1821 г. С 1823 г. К. м. возглавлял игум. Никандр, а с 1827 г.- иером. Арсений из Рудянского во имя Святой Троицы монастыря , неоднократно просивший о своем переводе в К. м. Последним настоятелем К. м. стал игум. Лазарь ( март 1833). В кон. 20-х гг. XIX в. в К. м. имелось 5 ветхих деревянных зданий, крытых камышом: ц.

http://pravenc.ru/text/2458885.html

(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

6. Слово пред погребением тела светлейшаго князя Михаила Иларионовича Голенищева-Кутузова Смоленскаго. (Говорено в с.-петербургском Казанском соборе, в присутствии их императорских Высочеств государей великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, июня 13 дня. Напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.)» 1813 Благопоспешно бысть спасение рукою его: и огорчи цари многи, и возвесели Иакова в делех своих, и даже до века память его во благословение. 1 Макк. III. 6–7. Так в дееписании сынов Израилевых истина и признательность, совокупясь, старались одушевить чертами славы и безсмертия утешительный образ Вождя, о потере котораго «плакал и рыдал весь Израиль плачем велиим». Не обновляются ли пред нами 59 сии древния черты, не кажутся ли оне теперь только взятыми с величественнаго образа 60 , который наполняет ныне ваши мысли, ваши сердца, ваши чувства, сетующие пред Богом сыны России?.. Приидите, утвердим единодушно на предстоящем гробе столь давно готовое и никогда не обретавшее столь приличнаго места надгробие: «Благопоспешно бысть спасение рукою его: и огорчи цари многи и возвесели Россию в делех своих, и даже до века память его во благословение». Итак, он был для нас поспешником «спасения»: и мы ли для него закоснеем в безплодном чувствовании потери? «Огорчая» врагов, он был нашим «веселием»: и мы ли неутешною о нем печалию нарушим его торжественный покой и возвеселим врагов наших? Его память «даже до века во благословение»: и где же время жалоб и стенаний? Не отступай от нас, безсмертная память мудраго и сильнаго Богом Вождя; утешай нас благословением и похвалами тебе сопутствующими; сокрой, если не можешь исцелить, или, по крайней мере, укрась нашу скорбь, да не будет она оскорблением Безсмертному! Но нет, и цветы сельные не сияют под бурным небом, и плоды не созревают среди дождей: и среди бури смертной, под слезным дождем, не созревают, ниже процветают похвалы безсмертных. Чем обильнее было сеяние, тем долее не соберется жатва: и слабая рука не свяжет рукояти олив и лавров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ ВАМВАС [Греч. Νεφυτος Βμβας (Πμβας)] (1770 или 1776/77, о-в Хиос - 9.01.1855, Афины), иеродиакон, греч. просветитель. Основной источник сведений о его жизни (особенно по ее раннему периоду) - автобиография, опубликованная А. Гудасом ( Γοδας. 1869. Σ. 288-297). Однако надежность этого источника оспаривается исследователями. Так, К. Димарас доказывает, что традиционный год рождения Н. В. 1770 г., восходящий к сочинению Гудаса, является ошибочным ( Δημαρς. 1953. Σ. 16). Другой важный источник данных о жизни Н. В.- письма его друга и покровителя А. Кораиса . Н. В. (в миру Николай) начал обучение на греч. о-вах Хиос, Сифнос и Патмос. Скудость островных б-к и отсутствие в программе обучения латыни и др. европ. языков заставили Н. В. искать способы продолжить обучение вне Греции, однако его намерение отправиться с этими целями в Пизу не осуществилось. Н. В. продолжил обучение в Патриаршей академии в К-поле (1796-1807), где одновременно работал семейным преподавателем в домах богатых фанариотов и участвовал в создании словаря «Ковчег греческого языка». В 1803 г. посетил Бухарест. В 1808-1813 гг. Н. В. обучался в Париже, где сблизился с деятелем греческого просвещения Кораисом. В последующие годы Кораис финансово поддерживал Н. В., выплачивая ему по 50 франков в месяц за участие в подготовке к изданию его трудов. В 1813 г. в Париже была опубликована «Риторика» Н. В., созданная в тесном сотрудничестве с Кораисом, который не только участвовал в дискуссиях о содержании сочинения, но и занимался переговорами со спонсорами и работниками типографии и искал покупателей. В эти же годы Кораис, пользуясь своим авторитетом, начал переговоры о назначении Н. В. руководителем школы на о-ве Хиос. Весной 1815 г. Н. В. покинул Париж и возглавил школу на Хиосе. Благодаря изменениям, внесенным Н. В. в образовательный процесс (к занятиям греческим, богословием и математикой были добавлены уроки латыни, турецкого, живописи, химии, морского дела и музыки), и увеличению фонда б-ки западноевроп. литературой школа приобрела славу одного из самых сильных центров образования в греч. мире. В годы работы на Хиосе Н. В. переводил франц. учебники по химии (эти переводы остались неопубликованными), работал над трудом по этике, подготовил 1-е издание грамматики греч. языка (1821), почти полностью уничтоженное в ходе карательной операции турок в апр. 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2565020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУНДТВИГ [дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель. Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера». Н. Ф. С. Грундтвиг Н. Ф. С. Грундтвиг В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации . Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Свящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV. В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г.

http://pravenc.ru/text/168209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛЕЙЛЬ [Карлайл; англ. Carlyle] Томас (4.12.1795, Эклфехан, близ Дамфриса, Шотландия - 5.02.1881, Лондон), брит. (шотл.) философ, религ. мыслитель, писатель, публицист, историк. Старший из 8 детей каменщика и дочери фермера. Обучался в частной школе в Эклфехане, с 1801 г.- в приходской школе в Ходдаме. К. с юных лет проявлял способности к учебе, и его родители, ревностные пресвитериане, стали готовить сына к духовной карьере. В 1806-1809 гг. он учился в средней школе («академии») в г. Аннан, достигнув особых успехов в математике.тав В 1809 г. К. поступил в Эдинбургский ун-т. Первые годы жизнь в Эдинбурге тяготила К., он был невысокого мнения о большинстве студентов и преподавателей (кроме профессора математики Дж. Лесли). Впечатления от студенческой жизни К. впосл. отразил в романе «Sartor Resartus». В нояб. 1813 г. К., не закончив обучения на подготовительном фак-те свободных искусств, записался на заочное отд-ние Эдинбургской семинарии (Divinity Hall). По рекомендации Лесли в 1814 г. он получил место преподавателя математики в школе в Аннане, в 1816 г. перешел на аналогичную должность в школу в Керколди, близ Эдинбурга, где преподавал его друг Э. Ирвинг (впосл. основатель секты ирвингитов). Осенью 1818 г. К. оставил тяготившее его преподавание и переехал в Эдинбург, окончательно отказался от мысли стать священнослужителем и поступил на юридический фак-т ун-та (оставил учебу в 1821). Одновременно он начал самостоятельно изучать нем. язык, увлекся трудами И. В. Гёте , Ф. Шиллера, И. Г. Фихте . Зарабатывал на жизнь частными уроками, переводами и журналистикой. В этот период К. пережил острый духовный кризис, к-рый сам объяснял как противоречие между привитой родителями религ. верой и усвоенными идеями франц. просветителей и Э. Гиббона. К. характеризовал свое состояние как потерю надежды и веры, составляющих смысл жизни человека. В июне 1821 г. К. пережил «духовное возрождение» (позднее описанное в романе «Sartor Resartus» как «крещение огнем»), преодолев «кошмар неверия» и обретя смысл жизни в постоянном труде и подвиге во имя высоких идеалов (в духе нем. романтиков).

http://pravenc.ru/text/1681081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

5. Слово в великий пяток. (Говорено в Александроневской Лавре; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1813 Чего теперь ожидаете вы, слушатели, от служителей слова? Нет более слова. Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякаго слова «живаго и действеннаго», умолкло, скончалось, погребено и запечатано. Дабы вразумительнее и убедительнее сказать человекам «пути живота» ( Ncaл. XV. 11 ), Слово сие преклонило 52 небеса, и облеклося плотию: но человеки не восхотели внимать Слову; растерзали плоть Его; и се, «взят от земли живот Его» ( Uc. LIII. 8 ). Кто же теперь даст нам слово жизни и спасения? – Поспешим исповедать тайну Слова, которая долженствует обезоружить гонителей Его и которая возвращает Его душам, готовым принять Оное. Слово Божие не связуется смертию. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда перестает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу и, прошед чрез чувство, вселяется в умах и сердцах слышавших: так Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотию, в то же время «исполняет всяческая» ( Eф. IV:10 ) Своим духом и силою. Посему-то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на кресте, тогда и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют воскресение Распятаго, и самое камение вопиет о Нем. «И померче солнце, и завеса церковная раздрася.., и земля потрясеся, и камение распадеся.., и многа телеса усопших святых восташа» ( Лyk. XXIII. 45 ; Mamф. XXVII. 51–52 ). Христиане! Воплощенное Слово умолкает токмо для того, чтобы сильнее и действеннее глаголать к нам; сокрывается для того, чтобы внутреннее «вселиться в нас» ( Uoah. I. 14 ); умирает, чтобы даровать нам Свое наследие. Будучи собраны церковию беседовать с умершим Иисусом, слышите «живое слово» ( Ebp. IV. 12 ) умершаго; слышите данное от Него вам завещание: «Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство» ( Лyk. XXII. 29 ). Но, дабы неблаговременныя мечтания о величии сего наследия не уклонили взоров наших от предписаннаго пред нами в сии великие дни Распятаго Иисуса, приметим тщательнее, христиане, что первые наследники Его не обрели по Его кончине инаго сокровища, кроме древа креста, на котором Он пострадал и умер, и сей токмо крест, в подражательных образах, преподали всем желающим участвовать в наследии царствия. Что сие значит? – То, что, как Христу «подобаше пострадати», дабы потом «внити в славу» ( Лyk. XXIV. 26 ), которую «имел Он у Отца», так христианину «многими скорбьми подобает внити в царствие» ( Дeяh. XIV. 22 ), которое завещал ему Христос; что как крест Христов есть дверь царствия для всех, так крест христиан есть ключ царствия для каждаго сына царствия. Вот сокращение великаго «слова крестнаго» ( 1Kop. I. 18 ), столь необъятнаго уму, столь удобоприятнаго вере, столь сильнаго Богом. Принесем оное, как каплю мира, ко гробу Слова Животворящаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010