Ростов. Церковь Николая Чудотворца " на Всполье " . Церковь Николы на Всполье Карта и ближайшие объекты Приходская церковь, сооружена в 1813 году. В XVII веке на этом месте стояла деревянная шатровая церковь, а ещё ранее был монастырь. В архитектуре её заметны черты классицизма: фасады украшены портиками с четырьмя колоннами каждый, с фронтонами. С запада к церкви примыкает двухъярусная колокольня. В храме есть древние иконы XV и XVI веков. Церковь действующая. Церковь св. и чудотворца Николая, что на сполье, воздвигнута в 1813 году. В ней два престола: святителя и чудотворца Николая и Сретения Господня. Земли при церкви 42 десятины. Приход состоит из 59 домов, в них 171 душа муж. пола и 205 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Николоспольская церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею, приходская, холодная, с теплым придельным храмом, крепка. Кругом обнесена каменною с железными решетками оградою. Престолов два: один в холодной церкви - во имя св. Николая чудотв., другой в теплом приделе - во имя Сретения Господня. Построена церковь в 1813 г. тщанием прихожан. Земли при церкви 42 десятины 431 кв. саж. Один церковный деревянный, одноэтажный дом для жительства священника; церковного капитала 2632 руб. 30 коп. Прихожан 137 муж. пола и 176 жен. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику. Причтового капитала 7 378 руб. 75 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Церковь Николы на Всполье находится в Ростове на улице Гоголя, 13 а, построена в 1813 г. в формах классицизма на месте деревянной Никольской церкви древнего Сретенского монастыря. Интерьер церкви в 1816 г. был украшен клеевой живописью служителем ростовского архиерейского дома Иваном Михайловичем Гладковым. Сюжетные клейма, написаны на светло-голубом фоне в виде отдельных медальонов и богато орнаментированы виноградными гроздьями в технике гризайли.

http://sobory.ru/article/?object=00604

Коденцово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1809 и 1815. Год утраты:приблизительно 1957 Адрес: Россия, Воронежская область, Каменский район, с. Коденцово, ул. Красная Координаты: 50.607667, 39.444943 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Время появления первого храма в слободе неизвестно. Есть информация, что первая деревянная церковь появилась уже в середине 18 века. Как сообщается на сайте администрации сельского поселения: " К середине XVIII-ro века здесь насчитывалось около 70-и дворов, имелась небольшая деревянная церковь. К концу XIX-beka в селе проживало более 3-х тысяч человек, имелись кирпичная церковь, школа, несколько ветряных мельниц, крупорушка. " Никакой дополнительной информации о деревянной церкви в Коденцово более неизвестно. Но известно, что первая деревянная церковь на территории современного Каменского района упоминается в 1710 году в Марках. В начале 19 века была построена каменная церковь. В разных источниках годы постройки несколько отличаются. Первая датировка: " В 1809—1815 годах в Коденцево построена каменная Благовещенская церковь и после этого Коденцово стало считаться полноценным селом. " Вторая датировка: " В 1816 году была построена каменная Благовещенская церковь. " Известно, что в 1813 году в храм был назначен первый штат (священник, дьякон, дьячок и пономарь). А в 1815 году был назначен второй штат (священник, дьячок и пономарь). С учётом информации о назначении священников можно предположить, что строительство храма началось в 1809 году, в 1813 году в храме начались регулярные службы, в 1815 году были достроены приделы, а в 1816 году строительство было закончено. По информации краеведов, храм был трёхпрестольный, однако названия приделов неизвестны.  Благовещенский храм стал первым каменным храмом на территории современного Каменского района. Правда опережение было относительно небольшое, в Марках и Татарино каменные храмы появились в 1822 году. Но в Марках и Татарино храмы построены уже явно после Отечественной войны. А в Коденцово строительство каменного храма почти наверняка началось ещё до Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=17751

Лежнево. Церковь Троицы Живоначальной. Троицко-Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Знаменская церковь (вместо деревянной, существовавшей с начала XVII века) была построена в 1745 г. на средства крестьянина А.П. Любимова (бургомистра села, винного откупщика). Храм был частью Знаменского женского монастыря, который существовал с XV века. В 1764 г. монастырь был закрыт, и церковь стала приходской. В 1813 г. был надстроен второй этаж, освящённый во имя Святой Троицы, после чего храм и стал называться Троицко-Знаменским. Церковь имеет три престола: в честь Знамения Божьей Матери (зимний), во имя Святой Троицы (летний), в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 1816-1823 году в честь победы русского оружия над Наполеоном на средства фабриканта К.В. Кокушкина, владельца местной фабрики, была возведена высокая колокольня. Автором проекта является итальянец Гауденцио Маричелли. Возможно, достраивал колокольню шуйский зодчий Павел Воронин. В 1870 г. в колокольню вмонтировали часы с курантами и четырьмя циферблатами фирмы «Братья Бутенопы» (год производства – 1858 г.). Расположен в центре поселка и определяет восточную сторону его главной площади. В средней части участка, близкого по форме к трапеции, расположена церковь, в северо-западном углу - дом Кокушкиной, восточную сторону занимает богадельня, в юго-западном углу — земское училище. Разрывы между зданиями заполнены оградой с воротами с трех сторон (кроме восточной). На площади перед храмом, по оси его западного фасада воздвигнута отдельно стоящая высокая колокольня. Первоначально на этом месте существовал женский Рождественский Знаменский монастырь с деревянным собором, по преданию, основанный в 15 в. и впервые упомянутый в 1712 г.; в 1741— 45 гг. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова возведено новое, каменное, здание собора Знамения. Одновременно были сооружены и другие монастырские постройки: корпус келий, колокольня и ограда. В 1764 г., после упразднения монастыря, Знаменская церковь стала приходской, в 1813 г. ее надстроили вторым этажом, где разместилась Троицкая церковь. В 1816-23 гг. была сооружена новая колокольня с часами, выполненными на средства местного купца К.В. Кокушкина. Возможно, авторство колокольни принадлежит работавшему в Шуе архит. Я. Маричелли. В 1-й пол. 19 в. сооружены дом А.В. Кокушкиной и новая ограда, в сер. 19 в. - женское земское училище, а в 1860 г. по заказу московского купца Прохорова вместо прежних келий возведен корпус богадельни. Вероятно, в нач. 20 в. западный, выходящий на площадь участок ограды перестроен. В 1965 г. проведен ремонт и частичная реставрация колокольни. Все здания кирпичные, оштукатуренные.

http://sobory.ru/article/?object=06083

Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха крещения Руси Митрополит Евгений (Болховитинов) принадлежит к числу знаменитых иерархов Русской Православной Церкви первой половины XIX столетия. Более 30 лет он служил в архиерейском сане в разных местах России и был свидетелем важнейших событий в ее церковной и общественной жизни, во многих из них принимая самое деятельное участие. Родился он в 1767 году в семье священника, учился в семинарии в Воронеже (1778–1785), а затем продолжил образование в Московской Славяно-греко-латинской академии (1785–1788). Пребывание в Москве благотворно отразилось на всей его последующей деятельности, здесь он почувствовал влечение к церковно-историческим исследованиям. В январе 1804 года архимандрит Евгений был возведен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, и с этого времени началась его архипастырская деятельность: он последовательно занимал несколько кафедр: Вологодскую (1808–1813), Калужскую (1813–1816), Псковскую (1816–1822) и Киевскую (1822–1837). Архипастырская и научная деятельность владыки Евгения была настолько многогранной, что нет возможности осветить ее достаточно полно в кратком очерке 1 . Поэтому в связи с недавним юбилеем Крещения Руси следует уделить особое внимание научным изысканиям митрополита Евгения в области начальной истории христианства в Древней Руси. По словам одного из его биографов, он в своих перемещениях с одной кафедры на другую «постоянно двигался по местам, все более важным в историческом отношении, а круг его наблюдений через это тоже передвигался к самым ранним страницам русской истории. Явившись на новое место службы, Евгений (Болховитинов) с удивительной быстротой знакомился здесь с местной историей, и не проходило одного-двух годов, как в печати уже появился новый труд» (2, 17) . Будучи викарием Новгородской митрополии, владыка Евгений приступил к изучению истории христианизации этого края; в монастырских библиотеках он выявлял древние рукописные памятники X–XIII вв. Здесь он написал «Исторические разговоры о древностях великого Новгорода» (М., 1808), где речь шла «о древнем богопочитании славян новгородских, об их обращении в христианскую веру и о новгородской иерархии» (см. 3, 23– 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мы открываем постоянную экспозицию, тематика во многом связана с Отечественной войной 1812 года, поскольку и само здание Главного штаба посвящено победе над Наполеоном, — отметила куратор Анна Иванникова. — Сейчас в церкви установлен походный иконостас, заказанный императором Александром Первым в 1816 году, поскольку иконостас, который сопровождал императора во время военной кампании, был перевезен по его приказу в Вильно. Этот иконостас называли придворно-походным, он находился во дворце, и перед ним совершались богослужения, когда император был нездоров и не мог посещать храм. В 1826 году, после смерти Александра Первого, иконостас был перевезен в Александровский дворец Царского Села. Он был установлен в Малиновой гостиной, которая стала неглавной домовой церковью. Перед ним молилась и семья последнего российского императора Николая Второго. Иконостас поступил в Эрмитаж в 1956 году из Александровского дворца. Ценнейший экспонат — походный сундук с литургическим прибором, изготовленный по эскизам знаменитого архитектора Андрея Воронихина по распоряжению Александра Первого, сопровождал императора во время военной кампании 1813-1814 годов. Возможно, принимал участие в богослужении в 1814 году на площади Согласия в Париже по случаю полной победы над Наполеоном. Среди икон обращает на себя внимание образ Смоленской Богоматери с предстоящими преподобным Авраамием и мучеником Меркурием — небесными покровителями Смоленска. Внизу иконы — редчайшее для иконографии изображение разрушенного, горящего Смоленска, как он выглядел после ухода наполеоновских войск. Икона была заказана жителями Смоленска в дар полководцу Михаилу Кутузову, но вручить ее не удалось — в 1813 году он скоропостижно скончался. Икона какое-то время находилась в Успенском соборе Смоленска, а в 1815 году туда приехала дочь Михаила Илларионовича — Дарья Опочинина, которая захотела иметь этот образ в память о любимом папеньке. Она заказала список с иконы, который находился в Успенском соборе, а сейчас хранится в смоленском музее. А сама икона передавалась по наследству в семье Кутузова, и в Эрмитаж поступила от частного лица в 1945 году». 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский , А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий ), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий ), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт , экзарх Грузии), Г. И. Мансветов . 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря . В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/578314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила. Карта и ближайшие объекты Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ; Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.). В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г. Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина " с артелью " . Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века... На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.

http://sobory.ru/article/?object=05685

А.Н. Надеждин Должностные лица С учреждения семинарии, определены в ней следующие должностные лица: ректор, инспектор, эконом, профессора и вообще преподаватели, секретарь правления, библиотекарь, врач, впоследствии и помощник инспектора. Представляем список всех этих должностных лиц в хронологическом порядке, с 1809 по 1841 год. а) Ректоры Ректоры, обыкновенно по назначению Комиссии духовных училищ, все были в монашеском сане, магистры или доктора богословия, архимандриты, но большей части настоятели какого-либо монастыря. 17 Ректор обязан был преподавать богословие. С должностью ректора семинарии соединялись обыкновенно должности: члена академической конференции, духовно-цензурного комитета, присутствующего в консистории и благочинного над законоучителями светских учебных заведений 18 . 1) Анатолий (Андрей) Максимович, из малороссиян, (воспитанник александроневской семинарии), был сначала учителем поэзии и греческого языка в старой семинарии, в 1798 г. произведен во священника к Успенской Спасосенновской церкви, где приобрел известность как проповедник катехизатор. В 1809 г. вступил в монашество и определён Комиссией дух. учил, ректором вновь открытой петербургской семинарии; архимандрит Сергиевой пустыни; в июле 1809 г., с открытием академической конференции, избран ее членом; правил семинарией до 1812 г., когда назначен епископом полтавским. В 1816 г. – архиепископ минский и литовский, в 1832 г. – симбирский, а в 1842 г. за старостию уволен на покой. 2) Мефодий Пишнячевский, (из воспитанников киевской академии и московского университета), бывший префект и профессор киевской академии, потом инспектор и профессор философии с. -петербургской семинарии, с 15 февраля 1810 г. и ректор Александреневского училища; архимандрита Сергиевой пустыни; правил семинарией с 15 марта 1812 г. по сентябрь 1813 г., когда назначен викарием старорусским. Впоследствии – епископ полтавский и переяславский, потом астраханский (1824 г.), наконец псковский; в 1834 г. уволен на покой. 3) Иннокентий Смирнов , (московской Перервинской семинарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010