Павла в Лондоне и храмы франц. неоклассицизма, уже в стадии проектирования и особенно вслед. длительности сооружения И. с. стал архаичной для своего времени постройкой. Его архитектура завершила эпоху рус. классицизма, но не открыла новой; освящение собора пришлось на период максимального торжества «русско-византийского стиля» К. А. Тона, однако элементы, традиционные для православного храмостроительства, кроме пятиглавия и центричной композиции, в соборе не выражены. Пятикупольное завершение встречалось в данную эпоху и при возведении инославных храмов (лютеран. Николаевский собор в Гельсингфорсе, ныне Хельсинки, 1830-1852, К. Л. Энгель, Э. Лорман; вероятно, под влиянием проекта И. с.) и светских сооружений (обсерватория в Мадриде, 1790-1846, Х. де Вильянуэва). Венчающая часть собора, его планировка, оформление коринфскими портиками, наконец, объемно-пространственная композиция во многом восходят к ц. св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (1764-1790, Ж. Ж. Суффло), в свою очередь продолжившей в неоклассицистической храмовой архитектуре линию Ж. Лемерсье и Ж. Ардуэн-Мансара. Мотив колоннады коринфского ордера с барельефами во фронтоне портика, выполненными работавшим затем в С.-Петербурге Ф. О. Лемером, доминирует в композиции ц. св. Марии Магдалины (Мадлен) в Париже (1807-1842, А. Виньон). Не исключено, что конструкция металлического купола стала одним из прототипов купола амер. Капитолия в Вашингтоне (1855-1866, Т. Уолтер). Наружная монументально-декоративная скульптура собора (более 350 произведений) играет особую роль в создании художественного образа здания. Стремление к поиску новых художественных образов в начале эпохи историзма в искусстве, а также реакция на лаконичный классицистический стиль определили пышное убранство собора, более соответствующее католич. традиции. Расположение скульптур по проекту Монферрана (1839) (барельефы на фронтонах, на 3 больших дверях, в нишах портиков; статуи святых на углах фронтонов, на аттике и балюстраде главного купола) согласовано с архитектурными формами.

http://pravenc.ru/text/674760.html

За год до составления завещания Феодосия Виньон сделала еще одно пожертвование: 8 500 рублей были выделены ею на учреждение в той же больнице коек при мужской и женской палатах имени самой дарительницы и ее покойного мужа. Эта сумма была принята на заседании Николаевской городской Думы «открыто и единогласно». В 1916 году Дума выделила деньги на содержание церковного причта: священник получал в год 1200 рублей, псаломщик - 600 рублей, сторож церкви - 300 руб. На свечи, ладан и хор была определена сумма в 200 рублей. 19 мая этого же года Феодосия Ильинична Виньон умерла и была захоронена в храмовом склепе согласно завещанию. Революция, войны, долгие годы большевизма привели к неизбежной утрате части архивных документов. Имя Феодосии Виньон, казалось навсегда должно стереться из памяти николаевцев. Однако все произошло вопреки сопутствующим обстоятельствам. 8 мая 1992 года, во время ремонтных работ по восстановлению больничного храма, строители случайно вскрыли склеп и обнаружили в нем гроб. Новость быстро облетела больницу. Возле храма собралась толпа народу: медперсонал, больные и... военные. Последних вызвали на случай взрывоопасных предметов, которые могли находиться в склепе. В темный подвал вели разрушенные ступени. В самом центре, на полу, освещенный военными фонарями, стоял необычный по своему виду гроб: массивная крышка с изображением креста, подставки в виде львиных лап, отсвечивающие позолотой. Когда его выносили из подвала, бросилось в глаза то, что он металлический и массивный, будто изготовленный для человека большого роста. Поставленная в центре храма находка сразу привлекла к себе внимание местных журналистов. Никто ничего им толком сказать не мог. (Позднее музейщики идентифицируют захоронение, а экспертиза определит возраст усопшей - 75 лет). Без усилий сняли крышку гроба, и присутствующим открылся прах женщины. Прозрачный погребальный саван, похожий на подвенечную фату, маленький засохший букетик фиалок у изголовья и флакончик духов... Вдова французского гражданина г-жа Виньон собралась в последнее романтическое путешествие.

http://sobory.ru/article/?object=09926

В 2009 году исполняется 93 года со дня освящения этого храма, построенного последним перед революцией. Сегодняшние николаевцы знают его под другим именем - Во имя Св. Пантелеймона-целителя. Городская больница очень нуждалась в церкви. В 1898 году тут находилось на излечении 480 больных. Из них православных - 412 человек. И выздоравливающие, и безнадежно больные испытывали нужду в церковных требах. Ситуация была удручающая. Вдова без колебаний откликнулась на обращение городской Думы о сборе средств на строительство больничного храма. В архиве сохранилось заявление, написанное г-жой Виньон собственноручно: «Посещая часто Николаевскую городскую больницу, в которой с каждым годом увеличивается число больных и доходит до такого количества, когда больница не в состоянии вместить всех желающих пользоваться ее услугами, я обратила внимание на то, что все эти больные, пребывая в больнице на излечении, иногда по нескольку недель и даже месяцев, а также все служащие больницы по целым годам лишены возможности посещать богослужение и молитвы в храме. Поэтому я решила построить храм при городской больнице во имя Святых Феодосии и Леонида, на что жертвую 10 000 рублей. Покорнейше прошу городское управление принять мою жертву на следующих условиях: 1) построить храм во дворе больницы между зданиями 3 и 1 и 2 женскими палатами, с боковым фасадом на 2-ю Экипажескую улицу, на том месте, где стоит барак; 2) приступить к постройке в этом, 1910 году, по типу и плану церкви 58-го Прагского полка или же наподобие ее; 3) при церкви устроить склеп, в котором завещаю своим близким похоронить меня. Вдова французского гражданина Ф. Виньон 14 дня, 1910 г.». В 1911, 1913-1915 годах она продолжала передавать деньги в городскую Думу, и к началу 1916 года на постройку храма израсходовали 14 тыс. 569 руб. 12 коп. Сведения о пожертвовании средств Феодосией Виньон «с целью поминовения своего мужа Лео Виньона» зафиксированы также в документах 1913 года. Николаевская пресса постоянно публиковала сообщения о ходе постройки храма, а в « Систематическом сборнике постановлений Николаевской городской Думы» ежегодно появлялись отчеты о расходе поступивших сумм. Когда в 1913 году денег не хватило, к вдове французского гражданина, находившейся тогда в Одессе, отправилась целая делегация: член городской управы А.Ф. Грачев, гласный городской думы А.Н. Лазарев, и священник при больнице отец Лещенко. Итогом их поездки стало обещание милосердной дарительницы удовлетворить просьбу и пожертвовать недостающие 5000 рублей для окончания постройки.

http://sobory.ru/article/?object=09926

Виктора Эммануила I. Автор проекта Фердинандо Бонсиньоре, получивший образование в Риме, определял церковь как доминанту, замыкающую ось Виа-По от Пьяцца-Кастелло. Храм является частью ансамбля Пьяцца-Витторио-Венето (1818, Джузеппе Фицци), окруженной зданиями с колоннадами (Карло Промис). Построенный на возвышении и дополнительно поднятый на цокольный этаж храм представляет собой вариацию на тему Пантеона с декоративными элементами, повторяющими внешний декор гробницы римского консула Квинта Цецилия Метелла в Риме. В посленаполеоновское время активизировалось церковное строительство. Создание комплекса Музеев Ватикана завершилось строительством галереи Браччо-Нуово (1817-1822, Рафаэль Стерн), ставшей одной из наиболее элегантных построек послевоенного неоклассицизма. Правительство папы Льва XII провело реконструкцию базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура после пожара 1823 г. Комиссия отклонила проект Валадье, предлагавший максимально сохранить уцелевшие части базилики, и приняла решение о полной перестройке с сохранением прежних размеров. Автором утвержденного проекта был Паскуале Белли, к-рый руководил 1-м этапом реконструкции (1825-1833); после его смерти работы были продолжены Луиджи Полетти (1833-1869), автором фасада, кампанилы и левой части церкви с портиком; главный портик был построен Вирджинио Веспиньяни (1890-1892) и вскоре изменен Гульельмо Кальдерини (1892-1928). Хотя трансепт был освящен в 1840 г., а в 1854 г.- все здание, работы продолжались в целом более 100 лет: в реконструированной базилике соединились формы неоклассицизма, эклектики и неоклассицизма ХХ в. В целом только после 1815 г. неоклассицизм стал господствовать в области храмового строительства. Европейский неоклассицизм не разработал принципиально новой пространственной концепции храма, используя уже существующие базиликальный и центрический типы. Особое внимание было уделено приближению внешнего облика храма к античным прототипам - периптеру или ротонде. В И. периптер практически не использовался, в отличие, напр., от Франции, где он был моделью для крупнейшего храма Ла-Мадлен в Париже (1807-1845, Пьер Александр Виньон).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Иван Тихомиров, из студентов Московской академии, по сношению преосв. Амвросия с м. Платоном прислан к учительской должности в здешнюю академию в 1805 г. и преподавал греческий и французский языки; в 1808 г., за болезнью, уволен в светское звание. Дмитрий Малиновский, кандидат богословия, из здешних студентов, в 1805 –1808 гг. был учителем низших классов до риторики; впоследствии, бывши священником, принимал деятельное участие в трудах Российского Библейского общества, при котором состоял директором. Петр Никол. Виноградов, из здешних студентов, был учителем низшего латинского класса, репетитором высшего риторического и надзирателем Русской школы, с 21 сентября 1807 года. Андрей Иванов, кандидат богословия, из воспитанников здешней академии, с 13 ноября 1806 года преподавал общую историю и географию, с 21 сентября 1807 года общую и российскую историю и латинский синтаксис; после, в чине надворн. советника, был начальником отделения в Департаменте государственных имуществ и имел ордена св. Анны 2 и св. Владимира 4 ст. Епифаний Канивецкий, архимандрит, родом малороссиянин, обучался в Киевской академии и проходил учительские должности, в Переяславльской и Новгородской семинариях, до риторики; в 1806 г. перемещен в здешнюю академию на класс герменевтики и церковной истории, в 1807 г. произведен в сан архимандрита, с настоятельством Виленского Святодухова монастыря; в 1808 г. определен ректором и профессором богословия в Казанскую академию и переведен в тамошний Спасо-преображенский монастырь; скончался в 1825 г. епископом Воронежским, которым был с 1815 г. Дмитрий Порфиров, грек, прибывший с преосв. Варлаамом, архиепископом Грузинским, в 1807 г. определен учителем священной истории; в том же году пострижен в монашество и назван Дионисием. Филипп Шпехт, иностранец, в 1807–1808 гг. обучал воспитанников разговорному немецкому языку. В то же время Иосиф Зихерманн, природный еврей, обучал студентов богословия еврейскому чтению, выговору и раввинскому письму. Под его руководством занимался с студентами еврейским языком, бывший воспитанник здешней академии, иподиакон (после приходский священник) Петр Александров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1831 году протоиерей Попов награжден был бархатной фиолетовой камилавкой. Он кончил жизнь в монашестве, – сколько нам известно, в одном из монастырей Киевской епархии. После Иоанна Попова учителями высшего грамматического класса были: с 1803 по 1805 год священник Дмитрий Квашнин, с 1805 по 1807 год Михаил Флоровский, города Екатеринбурга священнический сын, обучавшийся сначала в Тобольской семинарии, окончивший курс в Пермской, – поступил после в медико-хирургическую академию; с 1807 по 1810 год Алексей Вишневский, в 1808 году постриженный в монашество с наименованием Иустином 39 ; с 1810 по 1811 год иеромонах Иннокентий, с 1811 по 1813 Василий Прибылев; с 1813 по 1815 Ипполит Капустин; с 1815 по 1818 Павел Буров шадринского уезда Ольховской слободы священнический сын, обучавшийся в Пермской семинарии. Учители среднего грамматического класса: первый учитель этого класса Иван Брызгалов в 1804 году произведен был во священника к Пермскому кафедральному собору; в 1805 году уволен от учительской должности и переведен священником в Богословский завод, оттуда в 1807 году перемещен священником же в Баженовское село ирбитского уезда и определен благочинным; в 1816 году произведен в протоиерея; в 1830 году переведен к градо-чердынскому Воскресенскому собору и определен благочинным градских и некоторых уездных церквей и присутствующим чердынского духовного правления; в 1831 году награжден бархатной фиолетовой скуфьей; в 1832 году определен смотрителем чердынского духовного приходского училища. После Брызгалова с 1805 по 1807 год учителем среднего грамматического класса был Михаил Кириллов. Он был сын Пермского кафедрального собора протоиерея Иоанна Кириллова, обучался в Тобольской семинарии до риторики, окончил курс в Пермской и определен сначала учителем информаторического класса, а потом перемещен в средний грамматический. В 1807 году Кириллов уволен от учительской должности и поступил в Гороблагодатский Кушвинский завод на священническое место кандидатом, при чем определен был учителем тамошней главной горной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1791 . Chryssavgis J. Χαρμολπη: Joyful sorrow in the Ladder of St. Climacus// Κληρονομι. 1985. 17. 137–142. 1792 . Chryssavgis J. The Jesus Prayer in the «Ladder» of St. John Climacus//OS 1986. 35. 30–33. 1793 . Chryssavgis J. The monk and the demon: The demonology of the Byzantine Fathers. A study of the Ladder of St John Climacus (580–649)// Θεολογα. 1986. 57. 753–764. 1794 . Chryssavgis J. The sources of St. John Climacus (c. 580–649)//OS 1988. 37. 3–13. 1795 . Chryssavgis J. Ascent to Heaven. The theology of the human person according to St John of the Ladder. Brookline Mass. 1989. VIII, 269. Bayer M.//OS 1991. 40. 222. 1796 . Chrysawgis J. Una spiritualità dell’imperfezione. La via delle lacrime in Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 171–193. 1797 . Colunga A. La escala espiritual de san Juan Climaco//Vida sobrenatural. 1936. 31. 269–277. 1798 . Corneanu N. Contributions des traducteurs roumains à la diffusion de l’Échelle de S. Jean Climaque//StPatr 1966. 8. 340–355. (TU 93). 1799 . Corrigan K. Constantine’s problems: the making of the Heavenly Ladder of John Climacus, Vat.Gr. 394//Word and Image. 1996. 12.61–93. 1800 . Cortesi M. La ricezione della «Scala» in Occidente//GC 4 .1807). 279–300. 1801 . Couilleau G. La pénitence chez St Jean Climaque//Monachisme d’Orient et d’Occident: l’Orient monastique, quelques jalons au cours du premier millénaire (Colloque de Sénanque, 9–11 octobre 1984). 53–78. 1802 . Deseille Placide. La dottrina spirituale di Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 95–133. 1803 . Duffy J. Embellishing the steps: Elements of presentation and style in the «Heavenly Ladder» of John Climacus//DOP 2000. 53. 1–17. 1804 . Farantakes P. I. Καταβολς κα διαστσεις τν ννοιν « σοφα» κα » φιλοσοφα» στον ωννη τς Κλμακος//Parnassos. 1994. 36. 132–156. 1805 . Flusin B. Il monachesimo sinaitico al tempo di Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 27–55. 1806 . Fokilidis I. ωννης τς Κλμακος//EkPhar 1920. 19. 5–48, 342–364. 1807 . Giovanni Climaco e il Sinai. Atti del IX Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa sezione bizantina, Bose 16–18 settembre 2001/A cura di Sabino Chialà e Lisa Cremaschi. Bose 2002. 404. [GC].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Амвросий (Алексей) Морев, кандидат богословия, по окончании курса учения в 1807 г., был репетитором в низших классах; потом переведен учителем в Тверскую семинарию; в 1813 г. определен префектом Новгородской семинарии, в 1823 г. посвящен в епископа Оренбургского; в 1828 г. переведен в Волыно-житомирскую епархию, в 1832 в Нижегородскую, в 1835 в Пензенскую, где скончался 15 окт. 1854-г., 69 лет от роду. В 1806г. напечатано «Созерцание или изъяснительное описание литургии», читанное в Александроневской академии на публичном собрании, 22 июля того же года, канд. богословия А. Моревым. Дмитрий Аким. Воронов, из здешних воспитанников, с 24 ноября 1808 г. преподавал греческий язык; после преобразования дух. училищ, несколько времени, был профессором С.-Петерб. семинарии, потом перешел в гражданскую службу. За переводы на русский язык сочинений Шатобриана, Мармонтеля, Томаса и Фридриха Великого, Воронов принят был в члены С.-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, Любителей Российской словесности и в сотрудники Беседы любителей русского слова. Василий Ив. Григорович, студент богословия, (родом из Гомеля, протоиерейский сын), определен учителем арифметики 7 сентября 1808 г.; в то же время студент богословия, Василий Ив. Кутневич, утвержден учителем французского языка и репетитором по классу всеобщей истории и географии, но в октябре того же года оба вызваны в Могилевскую семинарию, из которой присланы были для образования к учительской должности. Герасим Петр. Павский, студент богословия, после Григоровича преподавал арифметику и был репетитором по медицинскому классу. Андрей Скородумов, с 20 янв. 1807 г. учитель немецкого языка, а с 15 окт. 1808 г. и французского. Лекторами при нем были студенты Дмитрий Алексеев и Алексей Сачковский. Кроме этих наставников, были еще входящие, по приглашению от начальства или по собственному усердию, наставники: а) медицины –Иван Сам. Бок, штаб-лекарь, б) живописи – Матвей Ливенцов с 21 сентября 1807 г.; в) архитектуры – Василий Петров, помощник лаврского архитектора (с 21 сентября, 1807 г.); г) практической математики –уездный землемер Матвей Курбанов, с 21 сентября 1807 г.; д) немецкого языка, в высшем классе – Знаменской церкви священник Филипп Вас. Кораллов, с 13 сентября 1806 г.; е) французского языка, в высшем классе – протоиерей Семеновского полка Вас. Фед. Налимов, с 13 сентября 1806 г. Так как протоиерей Налимов и священник Кораллов занимали только по два класса в неделю, то, при обоих, были в академии особые учители того и другого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Нет записей о том, кто совершал требы. 1802 г. «16 февраля. Отрок вотчины гр. Николая Ивновича Салтыкова деревни Норкина Иван Григорьев понел девку той же вотчины и деревни Марью Степановну», «ноября 1. вотчины гр. Николая Ивновича Салтыкова деревни Норкина отрок Самуил Иванов понел девку той же вотчины д. Ивачев Аксинью Иванову». Запись о смерти. «17 октября умер крестьянин Григорий Никифоров 95 л.». В 1804-1806 гг. священником прихода, согласно книгам, был Василий Петров, дьяконом – Пётр Ефимов, пономарём – Николай Иванов. О. Пётр скончался 25 октября 1806 г. В метрической книге написано: «Означенного приходу священник Василий Петров по исповеди и святых Таин причастия скончался и погребён при церкви по церковному чиноположению октября 27 числа священником села Кароваева (как в тексте) Николаем Егоровым, диаконом того села Воспушки Петром Ефимовым, дьячком Григорием Ивановым и пономарём Николаем Ивановым». Священнику было 60 л., умер от «горячки». До этого он служил, 16 сентября отпевал, а 12 и 16 октября крестил детей. До Рождества 1807 г. священник с. Короваева совершал требы, а с 1807 г. настоятелем становится о. Пётр Ефимов. Мы привыкли, что срок траура по близкому человеку 40 дней. Раньше он мог быть до году. Но уже в январе 1807 г. дочь о. Василия выходит замуж. «1807 г. Январь. Владимирской семинарии ученик бывшего Риторического класса Василий Соколов с девкой после умершего священника с. Воспушки Василия Петрова по добровольному их согласию и поучению о них из церкви указнаго обыска, который вписан (неразб.), оба 1 браком; сие таинство совершено было по церковному чиноположению в церкви; при венчании сего брака были поежане: той же Губернии и Епархии Юрьевской округи с. Луженскаго дьячок Николай Андреев. Таинство брака совершал священник с. Воспушки Пётр Ефимов с причётчиками своими». С 1807 по 1833 гг. священником прихода Иерусалимской иконы Божией Матери был отец Пётр Ефимов, дьяконом – Ефим Фёдоров. С 1833 по 1853 гг. служил о. Иоанн Сергеевич Давидовский.

http://sobory.ru/article/?object=04412

Михаил Ефимовский – Платонов учился в университете новым языкам и определен учителем французского языка в семинарию в сентябре 1802 г·В 1805 г. был учителем и немецкого языка. Выбыл в Москву во священника в 1807 г. Павел (в монашестве Палладий) Аничков, вдовый священник из московского Алексеевского монастыря; определен учителем греческого класса в 1802 г.; учил студентов говорить по-гречески. В 1805 г. сделан при семинарии катихизатором и при лавре проповедником, но в ноябрь того же года перевсден на должность проповедника в московскую академию. Умер в 1809 году. Матвей Абрамович Знаменский, юрьевского уезда, села Красная, священников сын. Поступил учиться в семинарию в октябре 1791 года. Кончил курс одним из отличных учеников в 1803 г. и определен учителем русской школы. В январе 1805 г. переведеи иа высший грамматический класс, но за болезнью в 1806 г. уволен. Скончался в сане протиерея церкви Николая чудотворца на Пупышах в Москве. Из его сочинений напечатано стихотворение: Москва, оплакивающая бедствия свои в 1812 г. (М. 1814). Михаил Громов, учитель немецкого языка в 1804 г. Семен Яковлевич Ершов-Платонов. По окончании курса в 1804 г. отправлен в греческий монастырь для практического изучения греческого языка, и в 1806 г. поступил в учителя сего языка. В 1808 г. вызван на должность бакалавра греческого языка в петербургскую академию. Скончался в сане протиерея Владимирской церкви в Петербурге. Порфирий, иеромонах, учитель нисшего немецкого класса в 1805 году. Николай Платонов учился в Троицкой семинарии, и потом греческому языку в греческом монастыре: в 1806 г. поступил в учителя нисшего грамматического класса. В 1807 г. по слабости зрения уволен. Иван Лебедев, учитель немецкого языка с 1807 г. В 1809 г. учитель поэзии и немецкого языка. Андрей Розанов, учитель французского языка с 1807 г.; с 1809 г. – и нисшего класса. Петр Скворцов, окончивший курс в вифанской семинарии, учитель нисшего класса в 1807 г., высшего в 1808 г., с 1812 до 1814 г. – поэзии. Умер в сане священника в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010