А.А. Половцов Гастев, Михаил Степанович Гастев , Михаил Степанович, преподаватель вспомогательных исторических наук в Московском университете, статский советник; родился 8 ноября 1801 г. в Тульской губ., умер 24 июня 1883 г., погребен на Ваганьковском кладбище в Москве. Отец его, из духовного звания, поступил в 1805 г. в военную службу и, произведенный впоследствии в офицеры, неизвестно как и где погиб после 1812 г. Г., оставшись у родственников, сначала учился дома, потом в Тульской семинарии и Тульской гимназии. Затем в продолжение четырех лет самостоятельно подготовился к поступлению в университет, изучив между прочим лексиконы латинский, французский, немецкий и до половины греческий и итальянский, чтобы не терять времени на приискание слов при переводах; посвящал свободное время знакомству с литературой и особенно увлекался Жуковским, большинство произведений которого он знал наизусть. По выходе истории Карамзина, Г. сократил ее в два больших тома, предполагая издать это сокращение, затем перевел с французского одно математическое сочинение Тиссона. Поступив в 1825 г. в Московский университет на словесное отделение, Г. обратил на себя внимание проф. Каченовского основательным знанием русской истории, приобретенным им при сокращении истории Карамзина; Каченовский всячески поощрял его к дальнейшим занятиям этим предметом. По окончании университета 19-го июня 1828 г. со степенью кандидата, Г. в августе того же года поступил учителем истории и географии, с 1831 г. по 1843 г. – и статистики, и библиотекарем (был им до ноября 1833 г.) в Московскую практическую коммерческую академию, где служил уже два с половиной года частным образом, а в 1830 г. ему поручено чтение «приуготовительных» лекций по географии, хронологии, генеалогии, нумизматике, геральдике и дипломатике (для студентов первого курса) в Московском университете. В 1832 г. защитил диссертацию на степень магистра словесных наук и утвержден в этой степени 8 августа. В августе 1833 г. Г. вынужден был прекратить службу в университете и назначен старшим учителем истории и статистики в Московский дворянский институт, где прослужил 3½ года до января 1837 г., причем с 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В. А. Комаровский. Фотография. 1912 г. Владимир Алексеевич (8.10.1883, С.-Петербург - 5.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в. Происходил из носившей графский титул аристократической семьи с давними культурными и художественными традициями. Его двоюродный дед - поэт пушкинской эпохи Д. В. Веневитинов (1805-1827), отец - гр. А. Е. Комаровский (1841-1899), художник-любитель и иконописец, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля (90-е гг. XIX в.), старший брат Василий (1881-1914) - поэт Серебряного века. Начальное образование К. получил в московском Императорском лицее в память цесаревича Николая, затем в ялтинской гимназии. Окончив 3 курса юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, перешел в имп. Академию художеств, но вскоре покинул ее и стал работать самостоятельно. С 1900 г. участвовал в выставках в Вене, Лондоне и др. городах за границей, а также в Москве в выставках «Союза русских художников», «Московского товарищества передвижных выставок». С 1905 г. произведения К. декоративно-прикладного характера (рисунки вышивок, резьбы по дереву, изразцов и т. п.) экспонировались на выставках «Нового общества художников» в С.-Петербурге. Здесь же была представлена его 1-я церковная работа - эскиз росписи притвора Троицкого собора Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры (1910; архит. А. В. Щусев ). К этому времени относится эскиз мозаики «Благовещение» (частное собрание, Лондон). В 1909-1910 гг. К. совершенствовался в живописи в мастерской Р. Жульяна и Ф. Коларосси в Париже, а также у проживавшего там В. А. Серова. Путешествовал по Италии, изучая произведения искусства раннего средневековья. Являлся членом редколлегии сборников «Русская икона» (издание прекращено в связи с началом первой мировой войны; в 1914 вышло 3 вып.). Принимал участие в деятельности «Общества изучения древнерусской живописи» (ГТГ ОР. Ф. 31. Д. 642. Л. 1-4). Общался с художниками, реставраторами и коллекционерами - знатоками рус. иконы. Делал зарисовки и копии новооткрытых шедевров древней новгородской иконописи в Русском музее императора Александра III в С.-Петербурге. К 1911-1914 гг. относится создание К. совместно с Д. С. Стеллецким иконостаса в древнерусском стиле для ц. равноапостольных Константина и Елены в имении графов Медем «Александрия» под Хвалынском Саратовской губ. (после революции церковь была разграблена и разрушена). В 1912 г. К. женился на В. Ф. Самариной. Тогда же он совершил поездку в

http://pravenc.ru/text/1841826.html

Верхний Мост. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Погост Верхний Мост церковь Святителя и Чудотворца Николая Церковь построена предположительно в XVI веке. Впервые упомянута в писцовой книге 1684 года: «На погосте церковь Николы Чудотворца, да придел на полатех Сергий Чудотворец». По преданию, вначале церковь была однопрестольной, колокольня находилась отдельно от церкви, на каменных столбах. Придел во имя иконы Божией Матери «Знамение» выстроен в начале XYIIIbeka прихожанином - дворянином Беклешовым. В 1865 году из-за ветхости возобновлены иконостас и сень над престолом. В 1882-1883 гг. после пожара возобновлен внешний вид храма, исправлены внутренние повреждения. В 1903 году разобран ветхий и тесный придел. В 1907-1908 гг. на пожертвования прихожан и благотворителей воздвигнут новый каменный тёплый придел во имя иконы Божией Матери «Знамение». Церковь каменная, колокольня соединена с ней притвором, построена в первой половине XIX века. На колокольне семь колоколов: первый весил 61 п. 26 ф., на остальных вес не обозначен. Престолов в церкви два: главный - во имя Святителя и Чудотворца Николая, придельный - во имя иконы Божией Матери «Знамение». Вокруг церкви находится кладбище. В приходе пять часовен, все деревянные: в дер. Большие Пустыньки - Николаевская, в деревне Ракитно - Преображенская, в Медведево - Покровская, в Острейково - Михайло-Архангельская, при Новой Ниве - Анастасиевская. В приходе было четыре земских училища. Училище при церкви открыто в 1880 году прихожанами по убеждению их священником Лучанским, в нем обучались 57 детей. В училище деревни Ракитно, в 6 верстах от церкви, - 55 детей. В 1890 г. открыто училище в деревне Ушарнево, в 8 верстах от церкви, в нем обучались 60 детей; в 1899 году открылось училище в деревне Корныватка, в 15 верстах от церкви, в нем обучались 49 детей. В октябре 1910 года в 3 верстах от церкви открыта Ладовская земская школа, в ней обучались 28 детей. В 1805 году в приходе было 3199 прихожан, в 1900 году - 6786.

http://sobory.ru/article/?object=00270

Городец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Городец. Успенская церковь. Построил архитектор П.Лукашевич в 1844 г., на месте упраздненного в 1764 г. Городецкого монастыря - Гремячей пустыни. Действует. На момент съемки перебиралась по брёвнышку заново. Рядом - часовня Трифона Городецкого. Село Городец находится в 152 верстах от Петербурга и в 20 верстах от Луги. По устному преданию и по межевой книге здесь прежде был монастырь, разоренный литовцами. В здешнем приходе три деревянных храма. Храм св. великомученика Георгия, холодный, без колокольни, построенный в 1701 г. Бывший в нем придел Успения уничтожен в 1851 г. при возобновлении храма. Антиминс его освящен митрополитом Никанором 1850 г. октября 1 дня. Храм возобновлен на сборную сумму заботами священника Василия Ильинского и церковного старосты, крестьянина села Городца Григория Михайлова. Храм Успения Божией Матери, считающийся главным, освящен 1844 г. марта 5 дня. Антиминс его освящен в 1860 г. и подписан митрополитом Исидором. По надписи на кресте под престолом - храм освящен 1844 г. марта 5 дня. Храм построен, за ветхостью Георгиевского храма, усердием священника Иоанна Шишова, того же церковного старосты и помещика генерал-майора Михаила Сакера. Третий храм - на Дремяцком кладбище, деревянный, без колокольни, во имя мученицы Параскевы, освящен в 1839 г. сентября 27 дня. Он устроен усердием помещицы, вдовы коллежского асессора Анны Варалевской из часовни, которая, по преданию, была на месте сгоревшей в 1805 г. трехпрестольной приходской Троицкой церкви. Здесь, в Дремяге жил до 1883 г. причт церковный и служил в Городецкой церкви, отстоящей от Дремяги в 2 верстах. С 1833 г. причт и приход приписаны к Городецкой церкви. Антиминс храма Параскевы освящен и подписан митрополитом Григорием 1858 г. сентября 20 дня. Под престолом, на кресте, надпись об освящении собора 1839 г. сентября 27 дня. Под Георгиевским храмом, по преданию, покоятся мощи архимандрита Трифона, будто бы убитого литовцами. Над местом погребения - деревянная рака, покрытая покровами. По воскресным дням, после всенощного, над местом погребения служат литию, а иногда - панихиды.

http://sobory.ru/article/?object=00847

М. Александровский Г. Часовни 3десь перечисляются те часовни, которые постоянно посещаются молящимися, а также те, которые по своему внешнему виду очень заметны для всякого приходящего или проезжающего по улицам и площадям. Опущены 1) все надмогильные часовни разных кладбищ; 2) почти все часовни при больницах, богадельнях и полицейских управлениях, назначенные для выноса покойников; 3) те часовни при монастырях и церквах, которые не находятся в особых для них построенных помещениях. Не перечислены также те небольшие находящиеся на улицах сооружения с иконами, которыя едва ли могут быть названы часовнями. Печерской Божией Матери. Находится при кремлевской церкви Риз Положения и имеет общее с нею крыльцо. Икона в древности помещалась снаружи в верхней части западной: церковной стены. С XVII века место около церкви постепенно застроивалось, и стена с иконой оказалась уже внутри дворцовых помещений. 2. «Великого Совета Ангел». Часовня Спасителя на Красной площади, по правую сторону Спасских ворот. Принадлежит Покровскому собору. 3. «Великого Совета Откровение». Часовня Божией Матери на Красной площади, по левую сторону Спасских ворот. Принадлежит Покровскому собору. Христа Спасителя, на Красной площади, по правую сторону Никольских ворот. Принадлежит Казанскому собору. Николая Чудотворца, на Красной площади, по левую сторону Никольских ворот. Принадлежит Казанскому собору. Владимирской Божией Матери, на Никольской, у Владимирских ворот. Икона при этих воротах была поставлена, вероятно, еще в XVI веке. Затем была устроена часовня, вместо которой в 1692 году была воздвигнута церковь . Нынешняя часовня с новым снимком с иконы существует при церкви с 1805 года. Великомученика Пантелеймона. Построена в 1883 году на Никольской, у Владимирских ворот. Принадлежит русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афонской горе. Николая Чудотворца, на Никольской. Принадлежит Никольскому греческому Монастырю, который состоит в зависимости от Иверского монастыря на Афонской горе. Часовня существовала в XVIII веке, перестроена в ХХ-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

(По данным, заключающимся в дневнике святителя) Преосвящ. Евсевий (1805–1883 г.), в мире Евфимий Орлинский, сын диакона Поликарпа Ефимовича Орлинского, родился в с. Черном Верхе, Белевского уезда, Тульской губернии. Последовательно проходил служение: на должности инспектора Семинар. Вифанской и Московской, и дух. Академии Московской, на должности ректора Академий Московской и Петербургской; затем в сане епископа Самарского и архиепископа Иркутского; закончил свое земное поприще на кафедре Могилевской. Все сведения, которые мы имеем предложить вниманию читателя, заимствованы нами из собственноручно веденного дневника покойного Архипастыря, во время четырехлетнего служения его на Иркутской кафедре (57–60 г. истекш. стол.). В дневнике отмечены только числа месяцев, проведенные в обозрении епархии. Сами заметки – отрывочного характера: Святитель указывает обыкновенно ту церковь , которую посетил известного числа; отмечает ту службу, какая была им совершена в сельском храме и поучение, какое было сказано им; делает краткую характеристику приходского духовенства и – только; только в некоторых, исключительных случаях, он делает отступления, уделяя в своей (и до сих пор чистенькой) книжке – дневнике место описаниям природы и выдающихся событий, и излияниям пережитых им чувств и впечатлений; тем, не менее, прочитанные до конца, в общей своей сложности, заметки эти дают богатый материал читателю и для рассмотрения, и для размышления, и для назидания. Стараясь держаться некоторой последовательности, при изложении заинтересовавших нас в дневнике сведений, мы остановимся, прежде всего, на описании тех мест отдаленной Сибири, где Промысел Божий судил подвизаться нашему Святителю. О громадных пространствах, которые приходилось обозревать преосв. Евсевию, свидетельствуют те цифры, которые он неопустительно выставлял, подводя итог каждому своему путешествию. В продолжение времени, с 30 мая 1857 г. до конца 1858 года, в пять выездов, Святителем осмотрены церкви на пространстве 8161 версты; в 1859 г., в три выезда, 5133 ½ в., в 1860 г., в три же выезда, 5521 версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Панарет (Мишайков Петр Иванов, 1805 - 1883), митр. Пловдивский (Мишайков Петр Иванов, янв. 1805, с. Патели (ныне Айос-Панделеимонас, подобласть Флорина, Греция) - 26.11.1883, Пловдив), митр. Пловдивский. Происходил из известного болг. рода Мишайковых, его брат Константин (1807-1880) был врачом и видным общественным деятелем. Начальное образование получил в г. Битоле (ныне в Республике Сев. Македония) и в г. Козани (ныне в Греции), затем учился в школе Т. Каириса на о-ве Андрос (ныне в Греции) и в гимназии в Афинах. С 1838 по 1841 (или 1843) г. учился на историко-филологическом отделении Афинского ун-та, в этот период познакомился с иером. Иларионом (Михайловским ; впосл. епископ Макариопольский и митрополит Тырновский). Стал одним из основателей Славяно-болгарского об-ва любителей науки в Афинах. В 1843 г. работал учителем в Битоле, потом переехал в К-поль, где в 1844 г. принял монашеский постриг с именем Панарет, был рукоположен во диакона и назначен секретарем митр. Янины Иоакима (см. Иоаким II Коккодис (Курсулудис) , патриарх К-польский в 1860-1863, 1873-1878). Впосл. рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. В 1851 г. хиротонисан во епископа и поставлен на кафедру г. Лампсак (ныне Ляпсеки, иль Чанаккале, Турция), 26 янв. 1858 г. назначен управляющим Ксанфийской и Перифеорийской митрополией . После отстранения митр. Паисия (Зафирова) переведен в февр. 1861 г. на кафедру Пловдивской епархии , но в силу недовольства клира и паствы после устранения его предшественника не мог вступить в управление епархией и продолжал жить в К-поле. В 1864 г. отказался выполнить предписание К-польского патриарха Софрония III (1863-1866) отбыть к месту служения, опасаясь недовольства местных болгар. По требованию пловдивских греков из-за отказа П. прибыть в епархию был назначен новый епархиальный наместник в лице епископа Неокесарийского, но тот также не смог поехать в Пловдив. Активно участвуя в переговорах на различных уровнях по поиску решения болг.

http://pravenc.ru/text/2578797.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_4.html

Войново. Церковь Богоявления Господня. Сортировка: Карта и ближайшие объекты По дороге из Мценска в Корсаково мы встречаем храм в селе Воиново. Он представляет собой, как считают специалисты, один из самых оригинальных памятников классицизма в Орловской области. Смотрится храм на холме среди обильной зелени красиво даже в полуразрушенном состоянии. Остается только вообразить, каким чудным он был более ста лет назад. Само село Воиново, как написано в книге Малицкого, разместилось в 120 верстах от Тулы и в 34 верстах от Новосиля у реки Филиной Зушицы (сейчас она называется короче - Филинкой), притоке реки Зуши. Приход состоял из села Воинова и деревень Авдеево, Вороновка, Шеино, Минино, Сухотинка, Пушино, Кукуевка, Меркуловские дворы и Воиновские дворы. Всего населения в приходе, преимущественно крестьян-собственников, на период 1895 года было 1670 человек. Приход существовал уже в XVII веке. По своим храмам именовался сначала селом Никольским, потом Богоявленским и Воиновым. По словам местного летописца, название Воиново произошло оттого, что жалованная грамота от царя Алексея Михайловича на село Богоявленское предку строителей местного храма Меркуловых Авксентию Феодоровичу Меркулову была написана так: " Царедворцу, нашему Воину Феодоровичу Меркулову жалуем в потомственное владение в Пятницкому стану Новосильской округи столько-то земли с населенными на ней крестьянами " . Судя по названиям прихода, можно сказать, что первый приходской деревянный храм был во имя Святого и чудотворного Николая (дата его построения неизвестна). Впоследствии деревянный храм был во имя Богоявления Господня с приделом во имя святого и Чудотворного Николая, в память первого Николаевского храма. Каменный храм был построен в 1796-1805 годах иждивением прихожан - помещиков, двух родных братьев: прапорщика Андрея Григорьевича и майора Феодора Григорьевича Меркуловых. Иконостас храма обновлялся в 1867 и в 1883 годах, придельный иконостас в 1896 году был заменен новым. В храме была местночтимая икона Божьей матери " Всех скорбящих радость " . Эта икона была древнего письма. В Войновскую церковь она была пожертвована местным помещиком, благотворителем храма, Никадором Николаевичем Грише-вым, к которому она перешла от Меркуловых, хранивших ее как фамильную святыню. Большую ценность имел и святой животворящий серебро-позлащенный крест с 21 частицей святых мощей.

http://sobory.ru/article/?object=02846

Воронеж. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая). Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1786 и 1789. Год утраты:Не установлен. Адрес: г.Воронеж, мкрн.Подклетное, улица Арбатская Координаты: 51.708905, 39.074873 Проезд:от Воронежа автобусами 102 и 303 до остановки " Подклетное " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Подклетное, входившее прежде в Воронежский уезд, потом - в Семилукский район, несколько лет назад оказалось в черте Воронежа. Подклетное основано в 1640-е годы «при озере Большом» однодворцами (государственными крестьянами), детьми боярскими и казаками; свое название оно, по мнению краеведа В.А. Прохорова, получило по находившимся здесь помещениям для животных (клетям), принадлежавшим жителям соседнего села Подгорное или города Воронежа. Уже в середине XVII века в селе существовала деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1732 году в церкви служил священник Никита. В 1738 году деревянная церковь была перестроена. В 1786-1789 годах Казанская церковь в Подклетном перестроена в каменную. По сохранившимся в архиве Клировым ведомостям на 1805 год, в ней служили священник Димитрий Стефанов (с 1798 года), по характеру «невоздержан», его с ноября 1806 года сменил Иоанн Смельский, прежде служивший при этом же храме диаконом (с 1800 года). Пономарем более полувека (с 1753 года) пребывал Самуил Пономарев, дьячком только что стал Поликарп Смельский. Приход состоял из 145 дворов, где проживали 1430 человек однодворцев обоего пола. В середине XIX века в селе уже числилось 220 дворов и 1846 человек обоего пола. Подклетное входило в Подгоренскую волость и находилось в пяти верстах от волостного центра, с 1892 года здесь служил священник Михаил Ключанский - зять подгоренского священника Н.А. Богомолова. В ночь на 1 апреля 1883 года Подклетненская церковь была ограблена: похищены четыре кредитных билета сторублевого достоинства и на 50 рублей серебряной монеты. По Клировым ведомостям за 1911 год, служили в Казанской церкви священник Александр Егоров (с 1896 года) и диакон-псаломщик Симеон Попов (с 1865 года). Старостой был крестьянин Николай Жуков. Жалованья от казны причту не полагалось, кружечные сборы составили 940 рублей за год, отмерено 33 десятины песчаной земли. Приход разросся, в нем было 326 дворов, где проживали 3193 человека обоего пола. В селе были две земские школы и одна церковно-приходская, открытая в 1893 году: в ней обучались 30 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=26483

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010