В годы царствования A. Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести неск. войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 гг.- с Персией, в 1806-1812 гг.- с Турцией, в 1808-1809 гг.- со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 гг. с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все др. войны завершились победой рус. оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 гг. к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 г. в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз). Отечественная война 1812 г. явилась серьезным испытанием для A. и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 дек. 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 янв. 1813 г. рус. армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России A. рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевроп. народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное ее выполнение. A. стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес A. титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности A. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,- говорил позднее A.- Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны А. руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильну и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Он выиграл четыре войны: Мировую войну с Наполеоном (1805-1814 гг.), войны с Персией (1804-1813), Турцией (1806-1812), Швецией (1809). В его царствование территориальные приобретения России были гораздо больше, чем при Петре Великом: Финляндия и Аландские острова (1809), Бессарабия (1812), территории в Калифорнии (1812), Восточная Армения, Имеретия, Гурия, Менгрелия, Абхазия (1813), Польша (1815). Абсолютный европейский арбитр после победы над Наполеоном, «царь царей», как называли его, Александр I стал основателем «Священного Союза», для которого святое Евангелие стало основным законом европейской политики. Но главным делом Императора Александра I является противостояние новому мировому порядку, который несла собой Французская революция, олицетворением которой был «император Республики» Наполеон, а затем тайные общества, готовивших свержение Самодержавия в России в 20-х гг. XIX века. Если бы она появилась в какой-то другой стране, то это был бы культ личности. Наполеон, который все проиграл и погубил более 2 миллионов французов, увековечен в памятниках по всей Франции. Александр I, который разгромил мирового захватчика и предложил миру впервые христианское устройство государства, у нас увековечен только недавно: президент Путин и патриарх открыли памятник, великолепный памятник Александру I работы Салавата Щербакова. Но он находится в Александровском саду - никто о нем не знает, хотя сад назван в честь Александра I. Но невольно задаешься вопросом: почему для памятника выбрано столь неудачное место? Ведь место Александру Благословенному, конечно, на месте памятника Карлу Марксу. Там Государь смотрел бы на построенный им Большой театр, а позади виднелись бы зубья стен святого Кремля. Памятники Александру I в России можно пересчитать по пальцам: Александрийская колонна в Петербурге, памятник в Александровском саду и памятник в Таганроге. До революции император Николай II в 1914 г. открыл ему изумительный памятник в Кишинёве, который в 1918 г. снесли румынские власти. Но ведь и до революции в российском обществе отношение к Александру I по мере удаления от событий 1812 года с каждым годом становилось все хуже. Поражаешься невежеству выводов людей очень образованных. Того же Николая Данилевского, который говорил, что война 1812 года была не нужна, что она была «великой ошибкой» Александра, превращенной в триумф народом. Я уже не говорю о «красном академике» Михаиле Покровском и его школе, которая говорила, что не Наполеон напал на Россию, а наоборот. Не говорю о Милице Нечкиной, которая утверждала, что « Отечественная» война — это русское националистическое название войны, происшедшей в 1812 году между Россией и Францией ». И такое кощунственное определение Отечественной войны 1812 г. было вплоть до начала Великой отечественной войны 1941—1945 гг, когда вдруг Сталин вспомнил Кутузова и других «великих предков». Только представим: Отечественная война 1812 года вплоть до 1941 года была запрещённым названием!

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

В марте 1804 г. на Кипре из-за повышения налогов и голода вспыхнуло восстание, в к-ром участвовали гл. обр. турки и тайные христиане, а также некоторые греки. Только дипломатический талант К. спас архиепископскую резиденцию от разграбления. Содержание тур. войск, пришедших из М. Азии для подавления восстания, легло тяжелым бременем на христ. общину острова, и долг архиепископии увеличился с 1,5 до 2 млн гроссов. В последние годы архиепископства престарелого Хрисанфа , к-рый из-за болезни не мог двигаться, К. сосредоточил в своих руках фактическое управление Кипрской Церковью. Мн. греки-киприоты были недовольны, что Пафосскую и Китийскую митрополичьи кафедры занимали 2 племянника архиепископа, к-рые также именовались Хрисанфами. В мае 1810 г. султан отдал распоряжение отправить в ссылку архиепископа и митрополита Китийского. Традиционно исследователи считали К. виновником смещения архиепископа, однако К. Коккинофтас, проанализировав многолетние связи К. с семьей Хрисанфа, продолжавшиеся и после его ссылки, опроверг эти обвинения (Ibid. Σ. 583-596). 1 сент. (по др. сведениям, 1 окт.) 1810 г. архиеп. Хрисанф скончался на о-ве Эвбея. Султан назначил К. предстоятелем Кипрской Церкви, 30 окт. 1810 г. он был хиротонисан прибывшим на Кипр Синайским архиеп. Констанцием II с одобрения К-польского патриарха. Одной из задач нового архиепископа стала выплата долга архиепископии. Несмотря на сложное экономическое положение, К. выделял средства для основанной им в 1811-1812 гг. «Греческой школы» в Никосии и в 1819 г. обязался ежегодно выплачивать по 500 гроссов школе в Лимасоле. В 1813 г. он подарил Махерасскому мон-рю поместье в Тимву и владения в сел. Прастио на равнине Месаория. К. также оказывал помощь и др. обителям, напр. Киккскому мон-рю после пожара 1813 г., Неофита Затворника преподобного мон-рю близ Пафоса и Варнавы апостола мон-рю близ Фамагусты. Одна из энциклик К. посвящена отлучению от Церкви масонов (2 февр. 1815). В 1820-1821 гг. по заказу К. были изготовлены сотни икон мч. Трифона и переданы в церкви районов, наиболее страдающих от нашествий саранчи. В наст. время сохранилось более 100 таких икон. Известно, что и К. занимался иконописанием.

http://pravenc.ru/text/1684742.html

Павел Тихомиров: Австрийское южное пограничье – междуречье Савы и Дравы населялось сербами, бежавшими с земель Косова и Метохии, а также Северной Македонии. Первый (1690) и Второй (1739) Исходы были вызваны резким ухудшением отношения Османской империи к православному населению Балканского пограничья, после того, как сербы поддержали войска Священной Лиги, совершивших неудачное вторжение в пределы турецких владений. З.Ч.: Сербская церковно-просветительская автономия, её учреждения – церковные и гражданские, её храмы и администрация большей частью были сформированы благодаря русской помощи. Речь идёт о книгах, церковной утвари, деньгами и преподавательскими кадрами. Тем самым Россия принесла неоценимый вклад в дело сопротивления униачению сербов в Австрии, о чём много писал сербский академик др. Мита Костич. Кроме того, все сербские историки признают, что одного сербского героизма, проявленного во времена Первого Сербского Восстания (1804-1813 гг.), было бы недостаточно для восстановления сербской государственности на пространстве бывшего Белградского Пашалука, если бы не было Русско-Турецкого Бухарестского мирного договора от 1812 года. Благодаря особому старанию императора Александра I, впервые после сокрушения сербской средневековой государственности в XV веке, в международном договоре гарантируется автономия сербскому народу. Опираясь на эту международно признанную гарантию, сербы уже после успешного Второго Восстания (1815 года), при дополнительной военной и дипломатической поддержке России, в конечном итоге получили в 1830 году от турецкого султана своё княжество. Этот краткий обзор показывает, что мощное присутствие России на Балканах является с одной стороны – залогом сохранения сербской национального и религиозной идентичности, а с другой стороны – гарантией независимости сербской державы, самостоятельности её политического курса. Всякий объективный серб – вне зависимости от того: верующий или нет, русофил или англофил – должен признать тот факт, что деятельность России на Балканах существенно отличается от деятельности других великих сил. И не потому, что у России нет своих интересов, но потому, что Россия - во имя осуществления своих интересов - никогда не требовала от Сербии отречься от себя, от своей религиозной и национальной идентичности.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/06/ro...

Жертвователи: в 1845 г. был приобретен 4-й колокол в 36 пудов на средства унтер-офицера Андрея Лукианова, пожертвовавшего 1000 руб. ассигн., и служивших на заводах людей, приносивших серебряные вещи и осколки, благодаря чему колокол оказался очень благозвучным. В 1862 г. на средства церковного старосты Алексея Корельского деревянные кресты были обложены белым английским железом и выкрашены кроком. В 1887 г. приходской крестьянин Николай Петрович Корельский пожертвовал на ремонт церкви 120 руб. Прихожан к 1 января 1894 г. было: 354 мужского пола и 385 - женского. Жили они очень бедно ввиду сильно распространенного пьянства, хотя зарабатывали достаточно денег на лесопильном заводе (сгорел 14 мая 1894 г.) и в Архангельске. Церковь посещали мало, хотя жили не далее, чем в двух верстах от нее. В 1885 г. приход был включен в состав Уемско-Лисестровского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Со времени образования прихода по штату в нем состоял один священник, а обязанности причетника исполняли военнослужащие и ученики заводского училища, из которых был образован прекрасный хор, особенно при священнике Евлампии Сампосонове - любителе и знактоке церковного пения, бывшем регенте архиерейского хора, и начальнике заводов Н. А. Корсакове, который был усердным прихожанином церкви и сам любил петь и читать в ней. Впоследствии была введена должность псаломщика. В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства, по прошению причта, церковь по бедности была освобождена от обложения процентными сборами на 3 года. Священники: Иоанн Жаравов (жил в Ширше еще до образования самостоятельного прихода на правах входящего из какого-либо сседнего прихода или Саломбальского собора); Афанасий Ивановский 1787-1804 г.г.; Антоний Варзугин 1804-1812 г.г.; Андрей Митрофанов 1813-1815 г.г.; Филипп Костылев 1823-1828 г.г.; Василий Иванович Нахоров 19.4.1829-20.9.1839; Василий Михайлович Ключарев 8.11.1839-июнь 1851 г. (очень много потрудился для благосустройства приходского храма); Евлампий Я. Сампсонов июнь 1851-1858 гг.; Михаил Петрович Овчинников 13.8.1858-28.6.1873 (приведший в порядок церковный архив); Димитрий Васильевич Перовский 1873-18.8.1875; Петр Иванович Зуев 19.8.1875-9.12.1876; Стефан Михайлович Афанасьев 1877-1882 г.г.; Александр Ручьев с 29.5.1894. Церковный староста: Николай Корельский 1884-1890? г.г.

http://sobory.ru/article/?object=51072

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

Во внешней политике Император Александр I участвовал в двух коалициях против наполеоновской Франции (с Пруссией в 1804-1805 гг. и с Австрией в 1806-1807 гг.). Потерпев поражение под Аустерлицем в 1805 г. и под Фридландом в 1807 г., Россия заключила Тильзитский мир (1807) и союз с Наполеоном. Однако в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию и был разгромлен в ходе Отечественной войны 1812 года. Объединенные силы новой антинаполеоновской коалиции одержали победу в «битве народов» при Лейпциге в 1813 г. и вторглись во Францию. Император Александр во главе русских войск весной 1814 г. вступил в Париж. Он был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 гг., в результате которого был создан т.н. Священный союз христианских государств для борьбы с революцией. Государь вел также успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). Война со Швецией закончилась Фридрихсгамским миром, по которому Россия присоединила территорию Финляндии до р.Торнео и Аландские острова на правах Великого княжества. При Александре I к России были присоединены территории Восточной Грузии (1801), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). В 1825 г. ухудшилось здоровье супруги Государя, для которой признали полезным пребывание на юге, Царская семья отправилась в Таганрог. Своим пребыванием на юге Александр I воспользовался для поездки в Новочеркасск, в Крым и Георгиевский монастырь, из поездки вернулся совершенно больным и вскоре умер от тифа. Через несколько недель, сопровождая тело своего мужа в Петербург, в г. Белове скончалась и Императрица Елизавета Алексеевна. Все их дети скончались в младенчестве. По секретному завещанию на престол вступил брат Александра Николай I Павлович. Таинственные обстоятельства кончины и передачи власти спровоцировали революционное выступление декабристов, подавленное Николаем I. Существует благочестивое предание, что Император Александр I распространил ложное сообщение о своей смерти, а на самом деле жил в Сибири отшельником под именем старца Федора Кузьмича , скончавшегося в 1864 г.

http://ruskline.ru/history/2013/12/02/et...

Тяжесть положения приводила к тому, что более слабые православные сербы принимали ислам. Но более сильные в вере люди считали, что для них понятие «Православие» тождественно понятию «народность»; отказаться от Православия означало отказаться от своей народности. В конце XVII в. около 40 тысяч сербских семей под предводительством Патриарха Арсения III (Черноевича) (1674 – 1690, ум. 1706) покинули Сербию и ушли в Славонию (северная часть Хорватии). Там возник анклав сербских переселенцев, организовавших новый административный центр церковной жизни. В 1694 г. там появилась Карловацкая митрополия. В то же время Печская Патриархия на протяжении второй половины XVI -XVIII вв. испытывала удар за ударом. Во-первых, Патриарший престол полностью оказался в руках греков. Во-вторых, в 1766 г. султан Мустафа III по настоянию Константинопольского Патриарха Самуила отдал распоряжение о полном подчинении Печской Патриархии Константинополю с низведением ее в ранг митрополии. С епископских кафедр были удалены все архиереи сербской национальности, их место заняли греки. Вообще Османский период в истории Сербской Церкви характеризуется особо активным стремлением греческой иерархии эллинизировать сербов. В проповедь, в учебные заведения, в письменность целенаправленно вводился греческий язык. В начале XIX в. в Сербии произошли два крупных национально-освободительных восстания (18041813 гг. и 1815 г.), направленных на признание Османской Портой прав Сербии на автономию. Второе восстание было для сербов удачным, вследствие чего в 1815 г. князь Милош I Обренович обратился к Константинопольскому Патриарху и правительству Порты с просьбой о предоставлении автономии Сербии и Сербской Церкви. Через 15 лет – в 1830 г., – благодаря требованиям российского правительства, сербы смогли получить политическую внутреннюю автономию и церковную автономию с титулом Митрополии. Таким образом, произошло восстановление Сербии как политического образования и возрождение Сербской Церкви. Как митрополиты, так и другие епископы должны были отныне выбираться из сербского духовенства. Первым Сербским митрополитом стал Мелетий (Павлович) (1830 – 1833).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 г. Новосильцев был произведён в полковники. Участвовал в подавлении восстания Костюшко 1794 г. в Польше и Литве. Выйдя в 1796 г. в отставку, Новосильцев жил в Лондоне. Новосильцев был одним из ближайших сподвижников Александра I в первые годы его правления, членом т. н. «Негласного комитета». В 1803-1810 гг. он состоял попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, был президентом Императорской Академии наук. С 1804 г. Новосильцев занимал должность товарища министра юстиции, состоял в комиссии законов. Николай Николаевич с успехом выполнил возложенную на него миссию о заключении союза с Великобританией в 1805 г., избран почётным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Участвовал в событиях 1806-1809 гг., состоя при императоре. В 1809-1812 гг. жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. В 1813-1815 гг. Новосильцев был вице-президентом временного совета, управляющего Варшавским герцогством, позднее представителем Императора Александра I при совете, управляющим Царством Польским, составил для него ряд проектов и учреждений, заведовал комитетом по учебной части. С 1821 г. Новосильцев советник наместника Царства Польского и доверенное лицо великого князя Константина Павловича. Как попечитель Виленского университета, Новосильцев возглавлял комиссию, расследовавшую тайные организации студентов. К 1820 г. Новосильцев разработал проект «Уставной грамоты Российской империи» – первой конституции за всю историю России. В 1821 г. вместе с М.С.Воронцовым и А.С.Меншиковым разработал и представил Александру I проект отмены крепостного права. В 1831 г. был назначен членом Государственного совета, в следующем году Председателем Государственного совета, в 1834 г. кабинета министров. В 1833 г. Новосильцеву пожалован титул графа. Н.Н.Новосильцев умер в 1838 г. Похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем государственного деятеля, крупного чиновника П.А.Харитонова (1852-1916).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/de...

В 1775 г. монахи основанного орденом василиан Уманского мон-ря захватили Свято-Троицкий муж. мон-рь в мест. Лысянка, после чего лысянская братия перешла в М. Т. м. (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8. Л. 6). В том же году униатский супериор Уманского мон-ря и ректор Уманской школы ордена василиан Афанасий Назаревич принуждал к переходу в унию и насельников М. Т. м., присылая своих посланников с угрозами. 17 нояб. 1777 г. владелец земель, познанский воевода кн. А. Яблоновский, отнял у М. Т. м. нек-рые права. Однако его наместник кн. Михаил Любомирский в 1777 г. позволил М. Т. м. основать новый монастырский хутор вместо ранее утраченного. В 1786 г. М. Т. м. был отнесен к заштатным обителям. После 1795 г. мон-рь был переведен в ведение Киевской епархии. В 1795 г. игум. Иринарх (Баландовский) был уволен на покой, новым настоятелем стал архим. Антоний († 6 февр. 1807). При нем в 1799-1800 гг. разобрали деревянный Троицкий собор (1726) и в 1800 г. построили одноименный каменный храм. Новая соборная церковь «от поспешности в кладке, и по непрочности материалов» обрушилась в окт. 1802 г. и на средства подрядчика была отстроена в 1803-1804 гг. 19 апр. 1801 г. настоятель глуховского Петропавловского муж. мон-ря архим. Мелхиседек (Значко-Яворский) пожертвовал в пользу обители 1 тыс. р. 26 февр. 1802 г. он же пожертвовал еще 2 тыс. р. В 1805-1836 гг. М. Т. м. вел тяжбу с помещиком И. Сабанским, предводителем дворянства Ольгопольского у., который продавал монастырский лес и отнял у братии часть мельниц. Суд прекратился в 1836 г., когда новый владелец соседних сел И. И. Фундуклей заключил с мотронинским игум. Палладием мировое соглашение. В 1815 г. на средства помещика М. Обидовского для Троицкого храма был сооружен иконостас. В 1813 г. была разобрана старая колокольня, в 1820 г. перестроена и через год освящена деревянная теплая трапезная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, к которой пристроена колокольня. Храм был расписан К. М. Обидовским, сыном помещика Обидовского. Ансамбль М. Т. м. дополнили трапезный корпус (1824), просфорная (1826), настоятельский корпус (1830) и братский корпус с каменной оградой (1837). В 1845 г. в М. Т. м. побывал Т. Г. Шевченко и оставил в подарок обители ее акварельное изображение. 14 февр. 1846 г. Киевская духовная консистория запретила раскапывание старинных валов рядом с мон-рем, потребовала засыпать пещеру, в к-рой ранее был устроен монастырский храм.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010