Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь, трехпрестольная. Заложена в 1801 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1823 г. Придел во имя прп. Савватия Соловецкого, освящен в 1808 г. Придел в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " , освящен 12 декабря 1854 г. В 1875-1879 гг. церковь перестроена. Главный храм вновь освящен 27 сентября 1880 г. Приделы, соответственно, 15 ноября 1881 г. и 29 февраля 1886 г. Закрыта в 1930-е гг. Полуразрушена. Еще в первой полови­не XVII ве-ка появилось село Клевакинское, где в 1644 году, когда Далмат вырыл себе землянку, уже имелась церковь, по-ви­димому, первая на огром­ном пространстве. Вто­рой по времени храм на Исети, у озера Карасье­го, поставила около 1680 го-да группа крестьян из-под Кунгура во главе со священником Петром Ни­кифоровым Захарцевым. Так было основано село Карасий Исток (или Исток), ныне – Троицкое. Первый деревянный храм, простоявший 105 лет, сгорел в 1787 году. Второй храм, построенный в 1790 году, тоже был деревянным и тоже погиб от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами. В 1801 году было зало­жено каменное здание храма. Придел во имя преподобного Савватия Соловецкого освящен19 марта 1808 года протоиереем Екатеринбургского собора Феодором Карпинским (крупнейшим библиофилом тех лет). Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был освящен 14 июля 1823 года. Около 1850 года колокольня от образовавшихся в своде трапезной части церкви трещин начала отходить от основного здания и возникла угроза ее обрушения. Ввиду этого колокольня и трапезная часть храма были разобраны до основания и выстроены по новому плану, вследствие чего был устроен еще один придел, который освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» 12 декабря 1854 года. В 1875-1880-х годах ввиду необходимости расширения была ра­зобрана и заново построе­на главная часть храма. Пе­рестройку вел инженер-тех­нологПавел Федорович Голышев. Главный храм был вновь освящен 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и20 февраля 1886 года.

http://sobory.ru/article/?object=02505

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНОСЛАВНЫЕ общее наименование неправосл. христиан, используемое в правосл. Церкви (термин «инославие» является переводом греч. τεροδοξα). К числу И. не принято относить общины, отделившиеся от правосл. Церкви гл. обр. на дисциплинарной, а не на догматической почве (старообрядцев, обновленцев и др.). Также к И. не относятся сектанты крайнего толка (адвентисты, иеговисты, мормоны, хлысты, скопцы, молокане, духоборцы, адепты Богородичного центра и др.). Каноническая граница между разными группами И. проходит в зависимости от способа их присоединения к Православию: по 3-му (через покаяние) или по 2-му (через миропомазание) чину. Присоединяющиеся по 1-му чину (через Крещение) к И. не относятся, хотя есть исторические прецеденты, когда, напр., католиков перекрещивали (канонические принципы см. подробнее в ст. Ересь ). Правовой статус И. в Российской империи В синодальный период термин «инославные» в законодательстве не употреблялся, нередко И. официально включались в группу иноверцев или иностранных исповеданий. В то же время представители легальных инославных исповеданий имели особый правовой статус. Гос. учреждения, контролировавшие деятельность И., начали появляться в России в XVIII в. Делами лютеран и католиков занималась Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, в 1801 г. была учреждена Римско-католическая духовная коллегия (которой подчинялись в т. ч. униаты). В 1810 г. появилось Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий, осуществлявшее надзор и контроль за всеми И. и иноверцами (впосл. преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий Мин-ва внутренних дел). Представители Армянской Апостольской Церкви, армяно-католики, католики, лютеране и реформаты пользовались в России широкими правами и финансовой поддержкой гос-ва: открывали храмы, учебные заведения, могли обучаться Закону Божию в соответствии со своим вероучением, вели метрические книги; их духовные звания и титулы официально признавались. Меннониты и баптисты обладали меньшими правами, в частности ограничивалось право их поступления на гос. службу. Униат. (греко-католич.) Церковь после массового присоединения к Православию униатов в 1839 г. в Полоцке и в 1875 г. в Холме прекратила легальное существование.

http://pravenc.ru/text/468817.html

Простонародное название Феодоро-Тироновской церкви до наших дней донесло имя ее ктиторов. Анастасий (1801-1870) и Феодор(1794-1854) Чуфли осели в Кишиневе в начале 1820 гг. По национальности греки (потому фамилия пишется Чуфли, а не Чуфля, как в названии улицы), братья родились в бедной семье в местечке Цепелев Эпирской провинции. Некоторые факты их биографии приведены в статье " Феодоро-Тироновская церковь " , опубликованной в журнале " Кишиневские епархиальные ведомости " в 1875 году. В 1817 году братья вынуждены были покинуть родительский дом. Переселившись в Молдавию, они занялись " коммерческими делами для поддержания себя и домашних своих " .В период гетерии (греческого восстания в княжествах Молдавии и Валахии), когда начались жестокие преследования греков, Чуфли " чудесным образом " спаслись. В одну из ночей турецкая полиция осадила дом, где находились братья. Попрощавшись " мысленно с родными, помолившись со слезами Богу, изливши горячие молитвы, они решились в одних легких платьях, босыми и нагими, выскочить из своей квартиры задним окном и с опасностью для жизни купить себе свободу " . Подобно сотням своих соотечественников, бежавших от расправы турецких властей после поражения гетеристов, Чуфли нашли пристанище в Бессарабии. Здесь, проявив способности к коммерческой деятельности и предпринимательскую волю, братья прошли путь от мелкой розничной торговли до крупных домовладельцев и помещиков. Поначалу очень нуждались, не имея никаких средств, продавали на улицах бублики, прислуживали в кофейнях. Благодаря строжайшей экономии и " бережливости " , в 30-е годы смогли купить место на Новом базаре, где за несколько лет построили заезжий двор, пользовавшийся популярностью и преуспевавший. С появлением постоянного источника доходов, братья арендовали помещичьи имения, а затем и приобрели в Бендерском уезде селение Акуй (впоследствии переименованное в Чуфлешть).Достигнув известного благополучия, Анастасий решил жениться, однако Феодор предложил подождать несколько лет, пока состояние не увеличится " на 20 тысяч червонцев " . Заработав назначенную сумму, " они захотели ее удвоить, утроить " . В 50-е годы Чуфли входят в число виднейших и богатейших кишиневских купцов. Феодор занимался скотоводством, Анастасий проживал больше в Кишиневе. Имея репутацию " неподкупно честного " человека, часто от купеческого сословия избирался оценщиком домовладений. Слыл гостеприимным хозяином и благочестивым прихожанином Свято-Георгиевской церкви.Громкую известность А.Чуфли приобрел, благодаря благотворительной деятельности и, прежде всего, как ктитор. Клятвенное обещание построить храм во имя своего ангела в селе Акуй Феодор взял у брата перед смертью.

http://sobory.ru/article/?object=17676

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

сост. А.Попов Х. Город Чембар и Чембарский уезд Уездный город Чембар лежит при впадении р. Малого Чембара в Большой, под 52° 58 сев. шир. и 61° 7 вост. долг., от г. Пензы в 119 г. и от соседних городов – Керенска в 90 в. и Н. Ломова в 70 в. До 1780 г. Чембар был слободою, в 1780 г., при открытии Пензенского наместничества, сделан одним из его уездных городов, в 1798 г. упразднен, а в 1801 г., при учреждении Пензенской губернии, сделан уездным городом. Город занимает пространство в 136 д. 1800 кв. с. Жителей по статистическим сведениям: муж. п. 2555, ж. п. 2721, обоего пола 5276 чел., в том числе: православных 5243, католиков 4, евреев 12 и магометан 17. Церквей в г. Чембаре: собор 1, приходских 1, домовых 2, кладбищенских 1, часовень и молитвенных домов 1. В числе церквей – каменных 4, деревянных 1. Учебных заведений: трехклассное городское училище, ремесленная земская школа, одноклассные женское и мужское училища. Чембарский уезд, находящийся на юго-западной части Пензенской губернии, лежит на границах Н. Ломовского и Пензенского уездов Пензенской губ., Моршанского и Кирсановского Тамбовской губ. и Сердобского уезда Саратовской губ. Пространство уезда равняется 3977,3 кв. в.=414302 дес., в числе которых 43839 д. находится под лесом, 170103 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т. п. Жителей в Чембарском уезде по статистическим данным числится: м. п. 75048, ж. п. 74907, обоего пола 149955 чел. В том числе: православных 129874, раскольников 8452, католиков 16, лютеран 9, евреев 4 и магометан 11600. Церквей в уезде: приходских 62, придельных 2, приписных 1, кладбищенских 2, домовых 1, единоверческих 2, часовень и молитвенных домов 3. В числе церквей – каменных 22, деревянных 48. В уезде школ церковно-приходских 22, школ грамоты 4, училищ Мин. Нар. Просв. 50 и 1 земледельческая школа. Первый благочиннический округ 1) Г. Чембара Соборный храм Покрова Пр. Богородицы, с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. кн. Александра Невского, каменный, теплый, построен в 1837 г., расширен и перестроен в 1875–89 г., расстоянием от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Дмитряшевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1801-1811 гг., расширена в 1872-1875 гг. Здание построено в скромных стилевых формах классицизма с элементами эклектики. К сожалению, в советские годы колокольня Покровской церкви была утрачена. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: два священника (Николай Феодорович Дубровский и Василий Алексеевич Милоградский), диакон (Александр Михайлович Воробьевский), псаломщик-диакон (Николай Феодорович Аскоченский), псаломщик (Михаил Иванович Муравлев). Церкви принадлежала 51 десятина пахотных земель. Приход насчитывал 710 дворов, где проживало более 4300 человек. Источник: http://rustemple.narod.ru/lp_dmitryashevka.html Дмитряшевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1801–1811 гг., расширена в 1872—1875 гг. Основной объем храма с тремя апсидами увенчан восьмигранным световым барабаном, перекрытым гранёным луковичным куполом. Прямоугольная в плане, вытянутая по оси трапезная соединяет основной объем с квадратной в плане колокольней (сохранилась на уровне первого яруса) и примыкающими к ней с севера и юга прямоугольными в плане приделами. Северный и южный фасады церкви обработаны пилястровыми портиками с треугольными фронтонами, прорезанными слуховыми окнами. Углы здания церкви и фасады трапезной обработаны пилястрами. Наличники прямоугольных оконных проёмов простые, ленточные. Карнизы профилированные. Здание построено в скромных стилевых формах классицизма с элементами эклектики. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. К сожалению, в советские годы колокольня Покровской церкви была утрачена. Покровский храм начали восстанавливать всем миром совсем недавно. По инициативе Владимира Коротких местные фермеры собрали около 4 млн рублей. http://www.lipland.ru/?p=490 Покровская церковь в селе Дмитряшевке с приделами: на правой стороне - св. Троицы, на левой стороне – св. Митрофана и Тихона Воронежских, каменная, с колокольнею, построена в 1810 г. Земли усадебной 3 дес., пахотной 41 дес. Прихожан 2010 душ. Село расположено в 55 верстах от г. Воронежа, на правом берегу Дона.

http://sobory.ru/article/?object=17398

Воронеж. Церковь Рождества Христова в Малышеве. Карта и ближайшие объекты В 1801 году в селе Малышево была возведена каменная церковь в честь Рождества Христова с приделами в трапезной во имя св. Димитрия Ростовского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Село Малышево находится на левой, луговой стороне реки Дон. В XIX веке жители села, имевшие обширные огороды, славились как искусные огородники, в изобилии поставлявшие в Воронеж огурцы, капусту, картофель. Расширение  храма было выполнено в 1873 году. В 1899 году при церкви была открыта церковноприходская школа. В начале 1930-х годов церковь Рождества Христова в селе Малышеве была закрыта, но здание осталось неразрушенным. В 1991 году церковь возвратили верующим. Началось постепенное возвращение храма к жизни. С 1995 года в летнее время в храме начались службы. Церковь находится на высоком пригорке, она видна со всех концов села. Верхние ярусы храмовой части и колокольни полностью восстановлены и оштукатурены. Ведется внутренняя отделка здания. Церковь Рождества Христова в селе Малышеве каменная, с приделами: в трапезной на правой стороне – Божией Матери всех скорбящих Радости, с левой – св. Димитрия, митрополита Ростовского, с каменной колокольнею, построена в 1801 г., распространена в 1875 г. Из архивных дел видно, что в селе Малышеве в 1730 г. был священник Симеон, следовательно, в селе Малышеве существовала Христорождественская церковь с начала XVIII ст., а само село упоминается в актах XVII ст. (1625 г.). В росписи Воронежских сторожей, т.е. мест, где были устроены сторожевые посты от набегов татар, упоминается село Малышево: «…сторожа в Малышеве от города Воронежа в 10 верстах, стоят на ней по три человека, а проживают в Девицкой стороже версты с три, да на той же стороже по вестям для приходу воинских людей стоит сотня». Земли 26 дес. пахотной и 7 дес. сенокосной. Прихожан 900 душ, к этой церкви приписана Митрофановская церковь села Шилова. Жители Малышева имеют обширные огороды и в изобилии доставляют в Воронеж огурцы, капусту, картофель и др. продукты, вследствие чего отличаются сравнительно с окрестными поселянами зажиточностью и богатством, но живут грязно и до ныне можно встретить в этом селе курные избы. Также нерадиво причт относился и к содержанию церкви. Преосвящ. Игнатий в свою поездку по епархии, увидев, как содержалась церковь в Малышеве, издал строгий указ всему епархиальному духовенству о приличном содержании храмов. Жители Малышева после долго собирались построить новую церковь, но ограничились только ее распространением в 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=09663

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Реставрировать собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте было очень непросто. Трагична судьба этого храма: он чем-то особенно не угодил советской власти, его взрывали трижды. Но, несмотря на упорство подрывников, собор выстоял… История гарнизонной церкви Кронштадт появился на карте России вскоре после Петербурга. «Коронный город» на острове Котлин рос, охраняемый «Коронной крепостью» - Кроншлотом. Он был и портом, и вооруженным защитником акватории Невской Губы. Солдаты Кронштадтского гарнизонного полка нуждались в храме, и в 1730-1735 годах была построена церковь, освященная в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона, список с чудотворной Владимирской, была написана по приказу Петра I специально для Кронштадта. Образ всегда сопровождал полки в походах, поднимал боевой дух, воодушевлял. Икона была написана маслом на металле, украшена позолоченной медью. К окончанию строительства первого деревянного храма в 1735 году икона получила киот, украшенный камнями. Первые полтора столетия своего существования храм вместе со своими прихожанами потихоньку старел, но периодически заботливо подновлялся. Так, в 1753 году вместо прежней церкви устроили новую. Спустя десяток лет ее обновили. К концу века она снова обветшала и нуждалась в ремонте. В 1801 году церковь заменили на деревянную, вмещавшую 500 человек. В середине XIX века ее размера оказалось недостаточно. Проблему разрешил тогдашний кронштадтский военный губернатор, вице-адмирал Казакевич. Он подал прошение о строительстве каменного собора и в 1872 году получил Высочайшее разрешение. Новый собор Памятник Славы в Петербурге, архитектурная часть монумента Екатерины II, Владимирской собор в Херсонесе - вот лишь немногие из работ известного ученого и архитектора Д. И. Гримма. Именно по его проекту в 1875-1882 годах в Кронштадте был выстроен новый каменный храм. Его архитектурное решение в виде пятинефной базилики удачно совмещается с «цитатами» из русского зодчества XVII века, которым тогда серьезно увлекались. Настоящих базилик в нашем городе практически нет, тем более украшенных древнерусским узорочьем. Поэтому проект Гримма уникален, недаром его автор глубоко изучал историю различных архитектурных стилей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Архитектор Михаил Дормедонтович Быковский Михаил Дормедонтович Быковский (29 октября (10 ноября) 1801, Москва — 9 (21) ноября 1885, там же) — русский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах — идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников. Список храмов, которые построил Михаил Дормедонтович Быковский (или с его участием) Московская область Николо-Угрешский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Дзержинский Архитектор: А.С. Каминский, М.Д. Быковский Год постройки: Между 1857 и 1860 Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери Можайский городской округ, Семёновское (Бородинского с/о) Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1851 и 1859 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Солнечногорский городской округ, Головково Архитектор: М.Д. Быковский (план и фасад) Год постройки: 1852 Архитектурный стиль: Ампир Смоленская область Церковь Александра Невского Смоленский район, Вонлярово Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1853 и 1854 Архитектурный стиль: Классицизм г. Москва Домовая церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при бывшей Общине сестёр " Утоли моя печали " Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), Лефортово Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1872 и 1875 Домовая церковь Варвары великомученицы при Варваринском Сиротском доме Лобковых Южный административный округ (ЮАО), Донской Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1848 и 1855 Церковь Троицы Живоначальной на Грязех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1856 и 1861 Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Часовня Иоанна Предтечи

http://sobory.ru/architect/mdbyikovskiy

Глазов. Кафедральный собор Спаса Преображения. Храм Преображения Господня Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Вознесения Господня Год постройки:между приблизительно 2006 и 2008. Адрес: Россия, Республика Удмуртия, Глазовский район, г.Глазов, пл. Свободы, 10-а Координаты: 58.140127, 52.674264 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая деревянная церковь в д. Глазовской построена на средства новокрещенных удмуртов в 1750 г. по указу Святейшего Синода от 3 апреля 1747 г. и освящена во имя Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца. Одновременно открыт приход, и д. Глазовская стала именоваться селом. В апреле 1786 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на постройку вместо ветхой деревянной церкви каменной в честь Вознесения Господня. Церковь строилась на средства прихожан и купеческой жены – вдовы Феклы Кореневой из г. Слободского. Строительство небольшой каменной холодной церкви завершено в 1793 г. Однако главный престол освящен в честь Преображения Господня 7 декабря 1798 г., Николаевский - 26 сентября 1794 г., преподобного Исидора Пелусиота - 24 сентября 1794 г. С 1801 г. Преображенскую церковь стали именовать собором. В 1809 г. к собору была пристроена колокольня. В 1817 г. во втором ярусе колокольни собора на средства прихожан устроена церковь во имя Вознесения Господня. В 1859 г. к колокольне была пристроена двухпрестольная теплая церковь: правый придел устроен в честь Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " ; левый - во имя Свт. и Чудотворца Николая. Иконостас в церкви был устроен Почетным Гражданином Григорием Сергеевым. В клировой ведомости за 1859 г. Вознесенская церковь считается одним из приделов теплой церкви. В 1875 г. с разрешения Епархиального Начальства холодная церковь была разломана. Новый большой храм был выстроен в 1879 г., но в этом же году от непропорционального устройства главного купола храм рухнул. В 1887 г. храм вновь был выстроен с 3-мя престолами:

http://sobory.ru/article/?object=12223

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010