В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Е.В. Никольский Критика спиритизма в публицистике святителя Феофана и его современников (Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Вс.С. Соловьева, А.Ф. Тютчевой) Источник Скачать epub pdf Возникновение интереса русского общества к мистическим сферам бытия можно отнести ко второй половине XVIII века, когда в Российскую историю из стран Западной Европы начали проникать масонские ложи. Во время правления Александра I отмечалось значительное охлаждение светского общества к православию, следствием чего стало зарождение мистических сект, в том числе известного кружка хлыстовки Екатерины Татариновой. Во второй половине XIX века внимание многих обывателей было обращено к парапсихологии и гипнозу (в терминологии тех лет – «магнетизму»). Частично это отразилось и в литературе, например, в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Широкое распространение спиритизма и иных форм внехристианской «духовности» вызвало со стороны лиц, глубоко и осмысленно принимавших учение Христовой Церкви, вполне обоснованную и своевременную критику. (Свт. Феофан Затворник , Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, Вс. С. Соловьев , А.Ф. Тютчева) 1 . Отличительной особенностью спиритизма служит признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство особых лиц, называемых медиумами. Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В новейшее время это верование возродилось в конце 1847 г. в Америке и стало известно под наименованием “спиритизма” (от spiritus – дух). Из Америки современный спиритизм был разнесен по всем странам и быстро распространился во Франции, Германии, Англии, России и несколько позднее в Италии. В России он появился среди образованного общества – сначала в столицах, а оттуда проник в провинцию. В конце семидесятых годов XIX столетия у нас увлечение спиритическими сеансами приняло эпидемический характер, так что круглые столики, употреблявшиеся для спиритических сеансов, сделались принадлежностью почти каждого интеллигентного семейства. В ряды сторонников спиритизма вступали даже многие серьезные писатели и ученые, напр., писатель В.И. Даль (1801–1872), проф. П.Д. Юркевич (1827–1874), проф. А.М. Бутлеров (1828–1886), академик М.В. Остроградский (1801–1861) и другие. Впоследствии интерес к спиритизму в русском обществе понизился, хотя никогда не падал совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kritika-...

Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Козельщанский женский монастырь Рождества Богородицы — православный женский монастырь Кременчугской епархии Украинской Православной Церкви. Главная святыня обители — Козельщанская икона Божией Матери. При монастыре имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Предыстория [ править править код ] По одним данным, Козельщина основана в 1-й четверти XVII в. и с 1654 г. входила в состав Кобелякской сотни Полтавского полка; по другим – Козельщину основал в 1-й четверти XVIII в. Кобелякский сотник Павел Козельский. Его отец, войсковой товарищ Полтавского полка Степан Козельский, считается начальником украинского казацко-старшинского рода Козельских. Старший сын Павла, Иаков, служил Полтавским есаулом, а младший, также Иаков, стал известным философом и математиком. Сын старшего из сыновей Павла, Федор, был поэтом и мемуаристом (собрание его сочинений издавали в 1769-1771 и 1778 гг.). Последним из рода владел Козельщиной предводитель дворянства Кобелякского уезда Полтавской губернии Павел Козельский (†1879), завещавший это имение Софии Капнист– дочери математика Михаила Остроградского(1801-1861) и жене графа Владимира Капниста (потомок поэта и общественного деятеля Василия Капниста, †1823). В нач.1880 г. семью Капнистов постигло горе – тяжкий недуг 15-летней дочери Марии, которая училась в Полтавском институте благородных девиц. Годы спустя Мария вспоминала: «Училась хорошо. Была общей любимицей… Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась все острее… Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу… Забинтовали в гипс. Так пролежала до Св. Пасхи… Вторую ногу стало выворачивать… Я пережила новые мучительные боли… И вторую мою ногу залили в гипс».

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

Спиритизм Отличительной особенностью спиритизма служит признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство (medium) особых лиц, называемых медиумами. Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В новейшее время это верование возродилось в конце 1847 г. в Америке и стало известно под наименованием «спиритизма» (от spiritus – дух). Из Америки современный спиритизм был разнесен по всем странам и быстро распространился во Франции, Германии, Англии, России и несколько позднее в Италии. В России он появился среди образованного общества – сначала в столицах, а оттуда проник в провинцию. В конце семидесятых годов прошлого столетия у нас увлечение спиритическими сеансами приняло эпидемический характер, так что круглые столики, употреблявшиеся для спиритических сеансов, сделались принадлежностью почти каждого интеллигентного семейства. В ряды сторонников спиритизма вступали даже многие серьезные писатели и ученые, напр., писатель В.И. Даль (1801–1872), проф. П.Д. Юркевич (1827–1874), проф. А.М. Бутлеров (1828–1886), академик М.В. Остроградский (1801–1861) и другие. Впоследствии интерес к спиритизму в русском обществе понизился, хотя никогда не падал совершенно. По-видимому, большое оживление спиритизму дало наше «освободительное движение»; по крайней мере, именно с 1905 г. у нас возник второй спиритический орган – журнал «Спиритуалист», в добавление к издавна существовавшему «Ребусу». Необычайные явления, наблюдаемые присутствующими на спиритических сеансах,– весьма разнообразны. Одни из этих явлений происходят при видимом непосредственном участии медиума. Так, напр., при наложении рук медиума на стол последний сам собой приходит в движение, приподнимается, наклоняется, вращается и т.п., или рука медиума с непостижимой поспешностью автоматически пишет на разные вопросы ответы даже на языках, неизвестных ему,– и разными почерками, в зависимости как бы от разных духов, таинственно диктующих ему; иногда медиум сообщает о событиях, совершающихся в данную минуту за сотни тысяч верст от него, описывая их с поразительной точностью (как это впоследствии устанавливалось самой строгой проверкой событий на месте их происшествия). При этом надо заметить, что медиумы – всегда люди в большей или меньшей степени нездоровые, невропаты, а называемое «трансом» состояние, в которое обыкновенно они впадают во время сеансов, – прямо невменяемое, и в этом состоянии они действуют, как автоматы, ничего не помня и ничего не сознавая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Начало собранию египетского отдела положила коллекция Слоуна из 250 памятников: статуэток, ушебти (погребальных фигурок), бронзовых и глиняных изделий, скарабеев. Коллекция была расширена за счет даров др. собирателей. В нач. XIX в. пополнение собрания связано с военной неудачей наполеоновского похода в Египет. По условиям договора о капитуляции французы вынуждены были в 1801 г. отдать англичанам многие из собранных в долине Нила сокровищ (напр., т. н. Розеттский камень, надпись на к-ром послужила ключом к дешифровке в 1822 г. Ж. Ф. Шампольоном древнеегип. иероглифов). Тогда же собрание обогатилось 2 обелисками из Дельты, статуей Руи из Карнакского храма и различными саркофагами. Для памятников из долины Нила, Греции и Рима в 1807 г. была открыта «галерея древностей». В нач. XIX в. история многих из них была связана с именами брит. консула в Египте Г. Солта и работавшего по его заказам авантюриста Дж. Бельцони. В основном это были памятники монументальной скульптуры эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до Р. Х.). Событием стала доставка в Лондон 7-тонного гранитного бюста Рамсеса II, т. н. молодого Мемнона, подаренного музею Солтом и И. Л. Буркхардтом . Бельцони переправил также из Карнакского храма статую царя Мернептаха и 6 гранитных скульптур, изображающих сидящую богиню Сахмет. После смерти Солта в Б. м. попали монументальные памятники из его коллекции, собранной в Фивах: гранитные статуи Тутмоса III, божеств Монту и Хатхор, колоссальный бюст из красного гранита, приписываемый Тутмосу III или Аменхотепу II, статуя Аменхотепа III и головы от его колоссов. Из скальной гробницы Рамсеса I, или Сети I, происходят деревянные фигуры царей и богов (все эпохи Нового царства). В 1839 г. музей приобрел более 50 папирусов и 107 стел у собирателя древностей Дж. Анастази, составившие, как и купленные у Солта и герц. Белмора стелы, значительный корпус источников по периодам Среднего и Нового царств. В сер. XIX в. была приобретена коллекция герц. де Блака. Пополнение осуществлялось и за счет дарений: от У. Гамильтона в музей поступила найденная на о-ве Элефантина статуя Рамсеса II, кор. Виктория пожертвовала алебастровый бюст одного из Птолемеев. К 1861 г. собрание было разделено на 3 отдела: вост. древностей, Греции и Рима, монет и медалей.

http://pravenc.ru/text/153451.html

Филипп Шафф (протестант) Общее введение С. Sagittarius: Introductio in historiam ecclesiasticam. Jen. 1694. F. Walch: Grundsätze der zur К. Gesch. nöthigen Vorbereitungslehren u. Bucherkenntnisse. 3 d ed. Glessen, 1793. Flügge: Einleitung in das Studium u. die Liter, der K. G. Gott. 1801. John G. Dowling: An Introduction to the Critical Study of Ecclesiastical History, attempted in an account of the progress, and a short notice of the sources of the history of the Church. London, 1838. Möhler (католик): Einleitung in die К. G. 1839 («Venn. Schriften», ed. Dollinger, II. 261 sqq.). Kliefoth: Einleitung in die Dogmengeschichte. Parchim & Ludwigslust, 1839. Philip Schaff: What is Church History? A Vindication of the Idea of Historical Development. Philad. 1846. H. B. Smith: Nature and Worth of the Science of Church History. Andover, 1851. E. P. Humphrey: Inaugural Address, delivered at the Danville Theol. Seminary. Cincinnati, 1854. R. Turnbull: Christ in History; or, the Central Power among Men. Bost. 1854, 2 d ed. 1860. W. G. T. Shedd: Lectures on the Philosophy of History. Andover, Mass., 1856. R. D. Hitchcock: The True Idea and Uses of Church History. N. York, 1856. C. Bunsen: Gott in der Geschichte oder der Fortschritt des Glaubens an eine sittliche Weltordnung. Bd. I. Leipz. 1857. (Erstes Buch. Allg. Einleit. p. 1–134.) Engl. Transi.: God in History. By S. Winkworth. Lond. 1868. 3 vols. A. P. Stanley: Three Introductory Lectures on the Study of Eccles. History. Lond. 1857. (Также включена в его книгу History of the Eastern Church, 1861.) Goldwin Smith: Lectures on the Study of History, delivered in Oxford, 1859- " 61. Oxf. and Lond. (republished in N. York) 1866. J. Gust. Droysen: Grundriss der Historik. Leipz. 1868; new ed. 1882. C. de Smedt (католик): Introductio generalis ad historiam ecclesiasticam entice tractandam. Gandavi (Ghent), 1876 (533 pp.). E. A. Freeman: The Methods of Historical Study. Lond. 1886. O. Lorenz: Geschichtswissenschaft. Berlin, 1886. Jos. Nirschl (католик): Propädeutik der Kirchengeschichte. Mainz, 1888 (352 pp.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Новоалександровский. Церковь Александра Невского. Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1861. Ссылки:   Адрес: Калужская область, Спас-Деменский район, Новоалександровский Координаты: 54.344786, 34.073342 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Новоалександровский, 7 км. от  Спас-Деменска. Усадьба основана в 1830-1840-х гг. капитаном А.М.Нарышкиным (по его имени хутор с усадьбой получили своё название); с 1846 г. до 1872 г. принадлежало его вдове от второго брака А.Я.Нарышкиной (урождённой Казариновой) и далее до 1917 г. их сыну штаб-ротмистру М.А Нарышкину. Сохранились руины хозяйственного флигеля и конюшни. Сохранилась утратившая завершие церковь Александра Невского 1861 г. Построена А.Я.Нарышкиной, в стиле эклектики, в память об умершем муже. Главный дом сгорел во время ВОВ; склеп Нарышкиных в церкви разорён; большой пруд на реке Болве спущен; фигурный валун " кресло Нарышкина " из парка украден. В 1918 г. в усадьбе был открыт музей, ликвидированный после 1922 г. Андрей Чижков, Алексей Зорин " Калужские усадьбы " В 1821 году юный Александр Михайлович Нарышкин (1801-1846), по состоянию здоровья вышедший в отставку в чине штабс-капитана, заложил усадьбу. Нарышкин дважды женился. Первая его жена Александра Васильевна Беклемишева (1812-1834) умерла при родах, оставив ему дочь Варвару. В имени усадьбы скрывается как имя основателя усадьбы, так и имя первой его жены. В 1838 году Александр Михайлович женился вторично. Его вторая жена Анастасия Яковлевна Казаринова родилась в 1820 году и была на девятнадцать лет моложе мужа. От второго брака было четверо сыновей и дочь Наталья. После смерти 45-летнего Александра имение перешло его молодой вдове и малолетним сыновьям, старшему из которых, Николаю, исполнилось только семь лет. Сразу же после смерти мужа Анастасия Яковлевна, выполняя его просьбу, начала строительство храма в Александровском, которое завершилось в 1861 году.

http://sobory.ru/article/?object=04176

Новоникольское. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь возведена в 1777–1790 годах. Сочетание барокко, классицизма и эклектики. Построена на средства помещика А.И. Спешнева. В начале XIX века сооружена новая колокольня, в конце XIX века расширена трапезная. Здание включает квадратный в плане двусветный четверик основного объема храма с полуциркульной в плане апсидой, перекрытый четырехгранным сомкнутым сводом с венчающим малым глухим барабаном главки, прямоугольную в плане трапезную в четыре световых оси и двухъярусную колокольню (завершение утрачено). Лучковые оконные проемы первого, второго световых ярусов декорированы наличниками барочного рисунка с ушами. Фасады трапезной, притворов и западного ризалита обработаны рустом. Северный и южный фасады трапезной по центральной оси акцентированы треугольными фронтонами. Оконные проемы трапезной и притворов – прямоугольные с полуциркульным завершением. Первый и второй ярусы колокольни квадратные в плане. Второй ярус прорезан по сторонам света арочными проемами звона. http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66972 Из священнослужителей означенной церкви известны: Евфимий Андреев упом. с 1742-62 г. Григорий Евстратов уп. с 13 апр. 1762-1801 г. Филипп Автонов упом. с 1801-19 г. Иоанн Филиппов упом. с 1819-34 г. Тимофей Иоаннов Крылов уп. с 12 окт. 1834-37 г. Каллистрат Михайлов Баренев уп. с 1837-61 г. Алексей Демкин упом. с 1861-73 г. Петр Космин Боголюбов уп. с 5 февр. 1873-81 г. Василий Симеонов Лебедев сост. с 25 мая 1881 г. Из книги " Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии " И. Доброходов, 1888 г. том 3. Самодуровка, Аннин Верх и Никольское тож, в качестве деревни принадлежало к приходу Христорождественской церкви, что в Сторожевой слободе. По указу преосвящ. Алексия, архиепископа Рязанского и Муромского, от 18 марта 1748 г… в деревне Аннин Верх была построена вновь церковь деревянная во имя св. Николая чудотв. и освящена 14 января 1749 г… О построении в селе Самодуровке, вместо деревянной, каменной Никольской церкви с приделами Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы секунд-майором Абр. Ив. Спешневым подано было прошение преосвящ. Палладию в октябре 1777 г., которая в том же году и начата перестройкою, при ней придел освящен был в 1781 г. на новом антиминсе. Настоящая в честь св. Николая, за смертью А.И. Спешнева, постройкою остановилась, а окончена была как внешним строением, так и внутреннею отделкою только в 1790 г. В июле того же года причт и прихожане просили преосвящ. Симона о дозволении освятить новопостроенную Николаевскую церковь, которая и была освящена г. Данкова Дмитриевской церкви иереем Петром, по храмозданной грамоте, данной 15 июля 1790 г. за 1623.

http://sobory.ru/article/?object=11806

Архитектор Михаил Дормедонтович Быковский Михаил Дормедонтович Быковский (29 октября (10 ноября) 1801, Москва — 9 (21) ноября 1885, там же) — русский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах — идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников. Список храмов, которые построил Михаил Дормедонтович Быковский (или с его участием) Московская область Николо-Угрешский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Дзержинский Архитектор: А.С. Каминский, М.Д. Быковский Год постройки: Между 1857 и 1860 Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери Можайский городской округ, Семёновское (Бородинского с/о) Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1851 и 1859 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Солнечногорский городской округ, Головково Архитектор: М.Д. Быковский (план и фасад) Год постройки: 1852 Архитектурный стиль: Ампир Смоленская область Церковь Александра Невского Смоленский район, Вонлярово Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1853 и 1854 Архитектурный стиль: Классицизм г. Москва Домовая церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при бывшей Общине сестёр " Утоли моя печали " Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), Лефортово Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1872 и 1875 Домовая церковь Варвары великомученицы при Варваринском Сиротском доме Лобковых Южный административный округ (ЮАО), Донской Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1848 и 1855 Церковь Троицы Живоначальной на Грязех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1856 и 1861 Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Часовня Иоанна Предтечи

http://sobory.ru/architect/mdbyikovskiy

Боровицы. Церковь Игнатия Богоносца. Карта и ближайшие объекты Известно, что Андрей Мизеров делал проекты для церквей в Караше (1803 г.) и Боровицах (1803 г.). 30 мая 1801 г. архиепископ Павел дал грамоту на строительство церкви в селе Боровицы. Спустя некоторое время, 25 декабря 1802 г., прихожане обратились в консисторию с просьбой позволить перенести придел св. Параскевы из трапезы в алтарь (построить в ряд два алтаря), из-за того, что «совершаемаго в настоящей церкви богослужения, не малая часть молящихся за оным приделом, так и благолепия иконостаса в целом виде зреть не удостоится». Р.Ф. Алитова " К истории церковного строительства в Ростовском уезде (XVIII – начало XIX вв.) " Церковь с. Боровиц построена в 1806 году, престолов в себе два: св. муч. Игнатия Богоносца и св. муч. Параскевы. Земли церковной 38 десятин. Приход сей церкви составляют следующие 6 селений: Боровицы, Соколово, Новоселка, Спасское, Кустерь, Молоди. Всего домов 123, душ муж. пола 358, жен. пола 486. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Боровицы, казенное село, при пруде и колодцах, в 17 верстах от Ростова. В нем 19 дворов и 66 душ при 42 наделах. Местная каменная пятиглавая церковь во имя св. Игнатия Богоносца и св. Параскевы Пятницы, построена в 1806 г. усердием прихожан. До 1806 г. здесь были две деревянные церкви: первая, находившаяся в 20 верстах от настоящей, как видно из надписи на деревянном кресте, была основана в 1698 г. при Ростовском митрополите Иоасафе, но когда она была нарушена неизвестно, известно только то, что вместо нее была выстроена другая, деревянная церковь, находившаяся на том месте, где стоит теперешний каменный храм. Древних икон, за исключением иконы св. Николая (1724 г.), здесь нет, а равно нет и древней утвари, старинных книг и рукописей. При церкви села Боровиц числится 38 десятин земли и приход из 6 селений. Все совершаемые здесь крестные ходы установлены в позднее время или по случаю пожаров, или по случаю скотского падежа.

http://sobory.ru/article/?object=04565

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010