Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ-КАРБАТОВСКИЙ Богдáнов-Карбатóвский Иван Иванович (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.), иконописец из крестьян. В 1745 г. для Кожеезерского в честь Богоявления Господня мон-ря поновлял 7 пядничных икон. В 1749 г. в числе др. иконописцев, возможно возглавляя артель, и выполнял иконописные работы для Кий-Островского Крестного мон-ря. В 1770 г. для ц. Покрова Пресв. Богородицы в Онежском у. им были написаны 52 образа (Деисус, апостолы, праздники и пророки). В кон. XIX - нач. XX в. подписные иконы Б.-К. хранились в ц. Воскресения Христова в Каргополе (не сохр.): «Рождество Богородицы» (1765), «Богоявление» (1769). Сохранились сведения, что иконостас собора Рождества Христова г. Каргополя (1562) «по преданию, Карбатовской работы» (ИИМК, ркп. арх. Р. III. 4199. Л. 7). В том же соборе хранятся подписные произведения Б.-К.: «Алексий, Человек Божий» (1767, КИАМЗ), «Богоматерь с Младенцем» (совместно с Иваном Васильевым Мининым , 1776, там же), «Царь Царем» (1776, там же), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1776, там же), а также входные двери зап. паперти (совместно с Иваном Алексеевичем Богдановым-Карбатовским, 1784). Иконы «письма греческаго» работы Б.-К. находились в церквах Иоанна Предтечи и Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ЦГА Карелии. Ф. 27. Оп. 2. Ед. хр. 4/54. Л. 10об., 29об.). Из Троицкой ц. дер. Мондино Архангельской обл. происходят иконы «Благовещение» (1798, АМИИ) и «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с клеймами жития» (1800, там же) работы Б.-К. Б.-К. имел соратников по артели и учеников, среди к-рых наиболее известны Григорий Федорович Максимов и Иван Алексеевич Богданов-Карбатовский. О работах последнего можно судить по 2 подписным иконам: «Свт. Николай» (1805, СГИАПМЗ) из Онежского р-на Архангельской обл. и «Святые Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие» (1820, АМИИ) из ц. свт. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл. К работам артели Б.-К. по стилю можно отнести ряд икон «Кийский крест с предстоящими» (1773, Харьковский художественный музей; 1785, ГИМ НДМ). По свидетельству Максимова, в 1790 г. он и Б.-К. описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Ед. хр. 2433. Л. 12).

http://pravenc.ru/text/149459.html

собором св. Петра. Это пожелание совпало с замыслом гр. Строганова, и ему была оказана поддержка. Возможно, строительство было также приурочено к 100-летию города. Проекты представили Ч. Камерон (проект не сохр.), П. Гонзаго и Ж. Ф. Тома де Томон. Два последних архитектора хотели создать центрическую постройку и ориентировались на рим. Пантеон (в духе проектов Н. А. Львова и Дж. Кваренги 70-80-х гг. XVIII в.). 14 нояб. 1800 г. имп. Павел одобрил проект архит. А. Н. Воронихина . Активно выдвигая своего архитектора, Строганов хотел продемонстрировать успехи отечественного искусства и иметь возможность влиять на реализацию важнейшего для него проекта. В указе имп. Павла I Сенату от 22 нояб. 1800 г. предусматривалось учреждение комиссии для строительства церкви, к-рую предполагалось освятить в честь Казанской иконы Божией Матери (ПСЗ. 1830. Т. 26. С. 396). В комиссию велено было ввести президента АХ гр. Строганова, ген.-прокурора П. Х. Обольянинова, тайного советника Н. М. Карадыкина и вице-президента АХ П. П. Чекалевского, архитектором должен был быть Воронихин. Надзор за архитектурной частью возглавил И. Е. Старов, пристрастно следивший за деятельностью Воронихина, к-рый успешно справился с задачей (проектные материалы Воронихина хранятся в ГЭ, ГНИМА, НИМРАХ, ГМИС). Строительство собора 9 янв. 1801 г. имп. Павел I утвердил смету в размере 2 843 434 р. 971/2 к. На стройку было решено выделять по миллиону рублей в год. Строительство велось уже при имп. Александре I, в 1801-1811 гг. При выборе мастеров гр. Строганов отдавал предпочтение русским и сотрудникам АХ. Мастером И. Гербером была выполнена деревянная модель храма. В 1800-1803 гг. для нужд строительства передали материалы от разобранной ц. Рождества Пресв. Богородицы и с мызы Пелла, гранит, оставшийся от облицовки стен С.-Петербургской крепости, рускеальский и тивдийские мраморы, кирпичи производили на заводах по Шлиссельбургскому тракту. Проект зап. фасада Казанского собора. 1800 г. Архит. А. Н. Воронихин (ГЭ) Проект зап.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

В 1-й пол. XVII в. К. вошел в новообразованное княжество Сатархно, принадлежавшее великому моурави Георгию Саакадзе (1580-1629) и его потомкам (Тархнишвили, Тархан-Моурави). Современниками Георгия были неск. настоятелей К.: Иоанн (Авалишвили) , Иосиф (Насисдзе), Захарий, Агапит (Тархнишвили). В документе 1609 г. Иоанн (Авалишвили) упомянут как настоятель К., в 1612 г. был хиротонисан во епископа Алавердского ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 2. С. 439-440; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 239). Иоанн (Авалишвили) был известным каллиграфом и художником. Нек-рые исследователи (С. Какабадзе, С. Макалатия и др.) считают, что он - автор иллюминированного списка «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели (НЦРГ. Н 2074, 1600 г.), Л. Менабде это мнение не разделяет. Ок. 1609 г. Иоанн переписал для царицы вмц. Кетеван акафист Пресв. Богородице (ГМИГ. H 284.). При нем в К. были возведены две 2-этажные башни; в зап. стене нижнего этажа одной из них была выполнена асомтаврули строительная надпись, в к-рой упомянут Иоанн (не сохр.). Позднее в верхней части одной из башен была устроена б-ка ( Какабадзе. 1924. С. 152-158; Макалатия. 1960. С. 31; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 239). Настоятель Иосиф (Насисдзе) венчал в К. царя Картли вмч. Луарсаба II (1606-1614) и сестру Георгия Саакадзе (имя неизв.) ( Иосиф (Саакадзе), митр. 1939. С. 18); настоятель Захария принимал участие в примирении Георгия Саакадзе с князьями Джавахишвили ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 28-29). Великий моурави в настоятели мон-ря выдвинул своего внука мон. Агапита ( Иоселиани. 1973. С. 94). Потомки Саакадзе и впосл. не раз занимали должность настоятеля мон-ря. Типикон и монастырский уклад К. были приняты в др. груз. мон-рях ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 86). По сведениям груз. историков П. Иоселиани и Д. Бакрадзе, настоятель К. в дни праздников стоял впереди настоятеля мон-ря Шуамта. Во время погребения царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) настоятель К. шел после епископа Никозского и перед настоятелем монастыря Шуамта ( Иоселиани. 1973. С. 94; Бакрадзе. 1873. С. 78).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

В декоре К. отказался от традиционной для эклектики штукатурки в пользу долговечных и разнообразных по фактуре материалов: лекального кирпича, гранита, радомского песчаника, изразцов, бетона. К штукатурному декору К. возвратился в последних своих церковных проектах, но трактовал его уже в модернизированных псковско-новгородских формах. В качестве прообразов церковных проектов К. также использовал форму памятников визант. архитектуры, в последних проектах - элементы модерна. Первой храмовой постройкой К. стала ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны (С.-Петербург, Большой проспект Васильевского о-ва, 100; 1889-1898). Проект 3-престольного храма в визант. стиле на 1800 чел. был разработан К. совместно с гражданским инженером Д. К. Пруссаком в 1888 г. В данном проекте К. развил тип тетраконха - однокупольного визант. храма с 4 апсидами, возрожденный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 50-х гг. XIX в. Главный престол был освящен еп. Вениамином (Муратовским) в сослужении с прав. Иоанном Кронштадтским 25 окт. 1898 г., придел во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Феодосия Черниговского - 28 марта 1900 г. Храм закрыт в 1932 г., богослужения возобновлены в 2008 г. (предполагается восстановление здания). Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг. Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг. В 1889 г. К. спроектировал памятник в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе на ст. Борки в с. Высоком на Волыни, в том же краю, в с. Пилипы,- часовню. Также в память о «чуде в Борках» К. построил квадратную в плане часовню с шатровым верхом в честь иконы Божией Матери «Милующая» при ц. блгв. кн. Александра Невского, относившейся к С.-Петербургскому морскому госпиталю (Старо-Петергофский проспект, 9 (1891, не сохр.)). Кафедральный собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани (ул. Епишева, 4) был сооружен в 1895-1902 гг. в память 900-летия Крещения Руси по итогам конкурса, объявленного Астраханской городской думой.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

12 мая 1795 г. композитор уволился из группы певчих Придворной капеллы, продолжая оставаться там же капельмейстером. С 1 мая 1800 г. был переведен на службу в Дирекцию Императорских театров также на должность капельмейстера, к-рую занимал до 1804 г. и в 1806-1810 гг. Новое место работы предполагало занятия с воспитанниками Театрального уч-ща, возможно, репетирование партий с солистами придворной труппы, по случаю - сочинение музыки. С осени 1814 г. и до кончины композитор жил в Москве. Он получил должность учителя музыки при конторе московского Императорского театра, преподавал воспитанникам Театральной школы. Судя по описи муз. б-ки неизвестного владельца (Каталог певческой ноте//ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 25, 16 янв. 1793 г.), уже к 16 годам Д. были написаны песнопения на 2 хора для литургии (ектения и «Слава Отцу и Сыну», не сохр.) и хоровой концерт «Господь на небеси уготова престол Свой». Впосл. были созданы неск. литургических циклов (сохр. один) и отдельных песнопений, 13 хоровых концертов, из к-рых почти все, как считается, были сочинены до воцарения Павла I (1797), своим указом предписавшего вместо концертов за богослужением петь «обыкновенные киноники» (от 18 мая, 19960). Один из современников сообщает о популярности сочинений композитора во время правления Екатерины II: «Великая государыня и император Павел Петрович любили слушать церковную музыку Давыдова и всегда милостиво поощряли сочинителя» (Муз. соч. покойного С. И. Давыдова. С. 1045). Мн. духовные концерты Д. («Вознесу Тя, Боже мой», «Исповемся Тебе, Господи», «Предстательство христиан», «Се ныне благословите Господа») близки по стилю к концертам Бортнянского, в них также используются мажорные тональности (в миноре написана лишь молитва Богородице «Предстательство христиан»). Аккордово-гармоническая фактура у композитора явно преобладает над имитационным изложением (фугированная композиция встречается только в финале «Хвалите Господа с небес», дважды в финалах начальная тема излагается фугато - «Се ныне», «Господи, кто обитает в жилище Твоем»). В отличие от современников А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва Д. в муз. формах концертов отдает предпочтение 3-частным, а не 4-частным композициям. Лирическая направленность тем в средних разделах концертов Д. близка к светлой лирике раннего Бортнянского; иногда в медленных темах можно обнаружить связь с городской народной песней. В концертах гимнического характера заметно влияние стиля Сарти - виртуозные юбиляции в солирующих голосах хора, фанфарные обороты инструментального типа (2-хорный концерт «Слава во вышних Богу», «Хвалите Господа с небес»), тональность D-dur (6 из 13 хоровых концертов написаны в этой тональности).

http://pravenc.ru/text/168600.html

Находится в центре города в районе городского сада. Занимает обширный участок при пересечении ул. Свободы (бывш. Владимирская) и ныне безымянного отрезка между ул. Полонского и Урицкого (бывш. ул. Пятая, позднее Приклонская). В конце 18 в. здесь сформировалась обширная городская усадьба влиятельного откупщика купца Гавриила Васильевича Рюмина. Владение располагалось на склонах большого оврага, занимая значительную часть квартала, между ул. Пятой и Садовой. В 1785–87 гг. по линии Пятой ул. была возведена центральная часть дома, с симметричной анфиладной планировкой и главным фасадом предположительно в девять осей. Почти квадратный объем зафиксирован на плане Рязани Тулаева 1792 г. Во 2-й пол. 1790-х гг. к юго-востоку от главного дома по кромке оврага был выстроен отдельно стоящий флигель со скругленным углом и загибающейся ломаной в плане хозяйственной пристройкой. С севера по ул. Владимирской располагался еще один меньших размеров квадратный флигель. Постройки показаны на плане Рязани 1798 г. Вероятно, в сер. 1800-х гг., предположительно под руководством московского зодчего Ф.К. Соколова, была проведена капитальная перестройка усадьбы. Дом и флигели были объединены общим протяженным фасадом по улице Пятой. Фасад был украшен колонным портиком и рельефами. Тогда же или чуть позднее на углах здания были надстроены мезонины, окружённые балконами. Балконы на железных подкосах имели ажурное металлическое ограждение, поверх дощатого пола были уложены свинцовые листы. Торец крыла по ул. Владимирской замыкала обширная терраса на арочном основании. Существующий объем дома, вероятно, сложился уже к 1808 г., когда Рюмин предоставил его в залог казне по крупному соляному подряду. В 1816 г. за недоимку по этому самому контракту дом был описан. Судя по описи, уже тогда дом имел существующий ныне объем. Северо-восточнее дома, в центральной части усадьбы в начале 19 в. находился сад и большой овальный пруд на ручье, протекавшем по дну оврага. К ручью выходил торец одноэтажной кирпичной бани. Вместе с коротким северным крылом главного здания она фиксировала границу усадьбы по красной линии ул. Владимирской. Сквозная ограда с двустворчатыми железными воротами соединяла баню и ледник, примкнувший с торца к юго-восточному крылу усадебного дома. Все эти сооружения уже существовали к 1816 г. Вероятно, тогда же были возведены каменные постройки (не сохр.) по другую сторону пруда. Они обозначены на плане Рязани 1818 г. Возможно, это были оранжереи, упоминающиеся в документах 1825 г. В 1833 г. старший сын Г.В. Рюмина Николай выкупил дом у брата Василия, получившего его в наследство, и подарил здание 1-й мужской гимназии, чтобы разместить здесь гимназический «Благородный пансион». С 1833 г. до самой смерти (1870) тайный советник и камергер Н.Г. Рюмин был бессменным попечителем гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Проект мон-ря св. Харалампия. 1800 г. Архит. А. Д. Захаров Проект мон-ря св. Харалампия. 1800 г. Архит. А. Д. Захаров Работы З. в области церковного зодчества интересны с т. зр. типологии классицистического храма и эволюции стиля. В 1799-1801 гг. З. был архитектором Гатчины, преобразованной имп. Павлом I из загородной резиденции в город. По проекту З. здесь была капитально перестроена дворцовая церковь (1799-1800, не сохр.), нереализованным остался замысел мон-ря во имя св. Харалампия (проект 1800 г.). Облик проектированной по заказу Павла I обители соответствовал романтическим фантазиям императора о возрождении рыцарской морали и средневек. благочестия. Мон-рь был задуман по типу католич. аббатства с чертами крепостной архитектуры (на что указывают контрфорсы и небольшие проемы), но без четких стилистических признаков. Архитектор использовал минимальные вкрапления романских, готических и даже барочных элементов, словно намекая на длительную историю древнего монастыря, подвергавшегося переделкам. Главенствующую роль в асимметричной композиции должна была играть 3-нефная базилика, завершенная миниатюрным табернаклем и скромной барочно-готической звонницей. Внутри предполагался тябловый иконостас со стрельчатыми готическими рамами. К нач. 1801 г. для постройки мон-ря были вырыты рвы и частично заложен фундамент, однако после смерти имп. Павла все работы прекратились. В дер. М. Колпаны (в той части ее территории, что ныне относится к Гатчине) по проекту З. была выстроена лютеранская ц. св. Петра (1799-1801). Простая схема зального храма дополнена высокой башней, первоначально увенчанной шатром. В оформлении фасадов, облицованных известняком, З. соединил классические элементы (руст) с готическими (стрельчатые проемы), что стало характерной особенностью т. н. павловского романтизма. Позже З. сделал проект храма в Гатчинском воспитательном селении (1809, не реализован; сохр. чертежи), который представлял собой приземистое монументальное здание, напоминавшее собор св. Иосифа в Могилёве (проект 1780 г., архит. Н. А. Львов). Особенностью церкви был широкий и низкий барабан купола, прорезанный множеством арочных окон, что напоминало собор Св. Софии в К-поле.

http://pravenc.ru/text/182717.html

Роспись купола ц. Сан-Антонио де ла Флорида. 1798 г. Роспись купола ц. Сан-Антонио де ла Флорида. 1798 г. Не прерывая работу над «Капричос», в 1798 г. за 3 месяца Г. выполнил росписи придворной ц. Сан-Антонио де ла Флорида, расположенной в зап. предместье Мадрида. Он создал единый фресковый ансамбль, расписав купол, конху апсиды, 2 полукруглых люнета в рукавах креста, своды трансепта и 4 пандатива подкупольного кольца. В конхе изображен в виде треугольника символ Св. Троицы в окружении 12 ангелов; сцена «Поклонение Имени Господа» композиционно ограничена навершием мраморного алтаря. Сюжетом подкупольной росписи послужило описание свящ. Круассе в «Христианских анналах» (перевод о. Хосе Франсиско де Ислы) чуда, совершенного в Лиссабоне св. Антонием Падуанским, к-рый, узнав о неправедном обвинении, воскресил убитого, чтобы тот назвал истинного преступника. Г. отошел от текста легенды, вопреки сюжету истории поместив сцену не в залах капитула, а под открытым небом, на фоне пейзажа. Эмоционально динамичная сцена, представленная на нижней окружности купольной сферы, образована единой цепью фигур, вписанной в иллюзионистическую балюстраду. Особый размах композиции сообщает «растворенность» сцены в пейзаже, что делает ее эмоциональным центром модели мира, преображенного благодаря чуду и лишающего смерть ее самодовлеющего характера. На арках и сводах церкви изображены ангелы. В нач. XIX в. Г. написал неск. парадных портретов, жестких по своей откровенности (портрет королевской семьи, 1801, Прадо; портрет М. Годоя, 1801, Академия Сан-Фернандо), а также близкие к романтизму лирические портреты, живописно насыщенные и пластичные (портрет гр. де Чинчон, 1800, Прадо). В 1815 г. за картины «Обнаженная маха» и «Одетая маха» (ок. 1802, Прадо; до 1831 их называли «Цыганка» и «Венера») Г. предстал перед судом восстановленной инквизиции (протокол допроса не сохр.). В этот период в живописи Г., особенно в его графических сериях, звучность и утонченность светлых оттенков сменились сумрачностью, поглощающей фигуры, к-рые проступают сквозь тьму, изредка озаряемую вспышками света («Бедствия войны», 82 листа, 1810-1813, изд. ок. 1820, и «Диспаратес», 22 листа, 1815, опубл. в 1863). Г. «разрушает лица» и деформирует тела, перенаселяющие безразличный мир; гримасы, маски, от к-рых порой неотличим реальный облик, погружают лица в пространство абсурда - театр жестокости (офорт «По дороге в ад»; «Дом умалишенных», «Трибунал инквизиции», «Процессия флагелантов», 1812-1813; «Похороны сардинки», ок. 1813, Академия Сан-Фернандо). «Мучение формы», живописная скоропись и та мера незаконченности, к-рая достигается обнажением технического приема, способны передать мир становлений и разрушений («Пожар», «Кораблекрушение», 1808-1809) и определяют манеру Г. 10-х гг. XIX в. Совр. художнику события получили оценку в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе - 1814, Прадо).

http://pravenc.ru/text/165243.html

Введенский храм соединен со Спасским собором каменным 2-ярусным закрытым переходом. Вскоре после возведения Введенской ц. была построена келарская пала-та, ок. 1675 г.- т. н. Белая палата, к 1717 г. сводчатые помещения палаты были пе-ределаны каменщиками подмонастырского с. Коровничьего под настоятельские ке-льи, в 1766 г. сделано каменное крыльцо. С сев. стороны от Спасского собора находятся св. врата с надвратной ц. во имя вмч. Феодора Стратилата и папертью, построенные в 1588 г. под рук. «церковного каменного дела мастера Тимофея». Церковь, освященная в 1590 г. архиеп. Вологод-ским и Великопермским Ионой (Думиным), имеет необычную 2-столпную конструк-цию, обусловленную, по мнению А. Л. Баталова, редукцией «4-столпного прототипа - ц. Иоанна Лествичника над св. воротами Кирилло-Белозерского мон-ря» (Бата-лов. С. 120). Храм завершен 2 ярусами килевидных кокошников, барабаном со шле-мовидной главой, орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. В сер. XVII в. над св. вратами на сев. и юж. фасадах имелись стенные росписи (не сохр.). После пожара в 1815 г. церковь была переосвящена в честь Вознесения Господня. В 1852-1853 гг. выполнена роспись внутри св. врат. К 1684 г. при ц. вмч. Феодора Стратилата имелась каменная часовня с колесными ча-сами и 9 колоколами, в 1729-1730 гг. перестроенная в одноярусную колокольню с шатровым завершением. В 1830 г. к востоку от Введенской ц. на монастырском кладбище была построена ц.-усыпальница во имя вмц. Екатерины в стиле классицизма. В интерьере частично сохранилась живопись 1-й пол. XIX в., выполненная прилуцкими живописцами. В 1867 г. близ нее похоронен поэт К. Н. Батюшков. Согласно переписным книгам, в XVII в. в Д. м. велось оживленное каменное строительство жилых и хозяйственных зданий, продолжавшееся до 30-х гг. XVIII в. К северу от собора к 1654 г. имелись 4 одноэтажные каменные кельи, построенные ярославскими каменщиками И. Сергеевым и Т. Ивановым, 2 двухэтажные казенные кельи, каменная больничная церковь, кельи для архиеп. Вологодского Симона. В 1712-1737 гг. и 1800-х гг. эти здания были перестроены в 2-этажный братско-настоятельский корпус. В его вост. части находилась больничная ц. во имя Трех свя-тителей (1721), перестроенная и освященная в 1846 г. во имя Всех святых. Здание братских погребов с сушилом было перестроено в 1718 г. в зимние настоятельские кельи, а в 1893 г. превращено в монастырскую гостиницу.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010