В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть XVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сат. 83) - в белом плате, с крестом в руке. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/2562606.html

Правосл. Церковь признает 3 двоицы св. мучеников Космы и Дамиана : 1) римские, безмездные врачи, † 284 г., пам. 1 июля; 2) киликийские (по месту страдания) или аравийские (по месту происхождения), † 287 или 303 г., пам. 17 окт.; 3) асийские, бессребреники и чудотворцы, † III в., пам. 1 нояб. Церковные историки разделились во мнениях о числе двоиц мучеников Космы и Дамиана. Одни признают все 3 двоицы, др.- 2 двоицы, нек-рые - одну двоицу. Архиеп. Сергий (Спасский) , упоминая различные т. зр., приводит доводы относительно признания 3 двоиц (Месяцеслов. Т. 3. С. 238-243). Св. чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн , александрийские, † 311 г., пам. 31 янв., 28 июня (перенесение мощей). Св. вмч. и целитель (целебник) Пантелеимон , † 303 или 305 г., пам. 27 июля, и сщмч. Ермолай , † ок. 305 г., пам. 26 июля. Прп. Сампсон Странноприимец, † ок. 530, пам. 27 июня, и св. мч. Диомид , врач, никейский, † ок. 298 г., пам. 16 авг. Св. мученики Фотий и Аникита, никомидийские, † 305/06 г., пам. 12 авг. Сщмч. Мокий , пресв. амфипольский, † 295 г., пам. 11 мая. Св. мч. Фалалей , киликийский, † ок. 284 г., пам. 20 мая. Св. мч. Трифон , никейский, † 250 г., пам. 1 февр. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона. 1692 г. (ЦАК МДА) Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона. 1692 г. (ЦАК МДА) Эти святые объединены в единый чин, т. к. все они связаны с безмездным даром исцелений, к-рый Бог подавал через них. Большая часть перечисленных святых до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Но лечили они уже не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением св. водой. За исцеления платы не взимали, за что и были названы Б. или безмездниками. Телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа. Мч. Трифон врачом не был, но еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Фалалей, Фотий и Аникита и Мокий включены в чин безмездников-целителей не потому, что прославились врачебными дарами при жизни, а, вероятно, по причине многочисленных посмертных чудес. Известно, что мощи мч. Фалалея подавали многочисленные исцеления, а на месте его усечения Бог произрастил растение для исцеления болезней ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 190). Церковь особо призывает Б. и целителей в тех таинствах и священнодействиях, к-рые направлены к исцелению души и тела.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ПАРМЕН (I в.), апостол от 70 (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать конфликт между христианами из язычников и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6) ПАРМЕНИЙ сщмч. Вавилонский (Кордульский) (пам. 30 июля) - см. в ст. Полихроний, сщмч., еп. Вавилонский, и др. мученики ПАРОД мч. (пам. 22 янв.) († вскоре после 813) - см. в ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников ПАРФЕНИЙ (Краснопевцев Петр Иоаннович; 1792-1855), прп. Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых) ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ Васильевич Грузинов (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ Петрович Красивский (1859-1919), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня) - см. в статьях Неофит († 1609) и Неофит († 1558), преподобномученики Липсийские ПАРФЕНИЙ (Журавлёв; 1815-1866), игум., прмч. (пам. 4 сент., 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Одесских святых и 23 авг.- в Соборе Херсонских святых) ПАСИКРАТ И ВАЛЕНТИН [Валентион, Валентиан] († нач. IV в.), мученики Доростольские (Дуросторские) (пам. 24 апр.; пам. зап. 25 мая), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122336_76.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОКЛЕТИАН [Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август; лат. Diocletianus; греч. Διοκλητιανς] (245, близ Скодры, совр. Шкодер, Албания - 3.12.313 или 316, мест. Аспалат, совр. Сплит, Хорватия), рим. имп. (17 нояб. 284 - 1 мая 305). До провозглашения императором носил имя Диокл. Отец Д.- иллириец, в молодости был рабом рим. сенатора Ануллина; получив свободу, стал писцом. При имп. Галлиене (253-268) поступил на военную службу; при имп. Пробе (276-282) был наместником Мёзии, затем был назначен на пост комита доместиков, т. е. начальника дворцовой стражи. Преемник Проба, имп. Кар (282-283), внезапно умер в Месопотамии во время войны с персами (возможно, был убит в результате заговора префекта претория Апра, намеревавшегося захватить имп. власть), и ему наследовали его сыновья имп. Карин (283-285) и Нумериан (283-284). 17 нояб. 284 г. в войсках распространился слух о том, что Апр убил юного имп. Нумериана, труп которого вскоре был обнаружен легионерами. Во время скоротечного суда на солдатской сходке Апр пал от руки Д., к-рый тут же был провозглашен императором. Источники не позволяют уверенно судить, насколько высокое положение занимал Д. в политической иерархии империи до возведения на трон. Неизвестно, был ли его приход к власти стечением обстоятельств или результатом планомерной деятельности Д. и его сторонников. Имп. Карин выступил против Д., однако в мае 285 г. потерпел поражение в битве на р. Марг (совр. Морава, Сербия) и вскоре был убит. Имп. Диоклетиан. Скульптурный потрет. Кон. III в. (Капитолийский музей, Рим) Имп. Диоклетиан. Скульптурный потрет. Кон. III в. (Капитолийский музей, Рим) Придя к власти, Д. оказался лицом к лицу с рядом внутренних и внешнеполитических проблем; он должен был стабилизировать сложное политическое положение империи. Так, в 283-286 гг. большую часть Галлии охватило восстание багаудов. Повстанцы избрали своих императоров Аманда и Элиана и контролировали значительную часть Галлии. Д. разделил власть со своим сослуживцем и земляком Максимианом Геркулием, к-рый в 285 г. был провозглашен цезарем. В нач. 286 г. Максимиан подавил движение багаудов, а весной получил титул «август» и тем самым был возведен до равного положения с Д. Тогда же Д. разделил территорию империи на 2 зоны ответственности: под свое управление взял Восток (Египет, Ливия, Палестина, Сирия, Сев. Месопотамия, М. Азия, Фракия), Максимиану Геркулию был отдан Запад (Италия, Иллирик, Реция, Галлия, Испания, Африка). Основной резиденцией Д. постепенно стала Никомидия в пров. Вифиния (совр. Измит, Турция), хотя император постоянно совершал поездки по стране, подолгу жил в Антиохии, в Сирмии, в Египте. Резиденции Максимиана находились в итал. городах Медиолане и Равенне, а также в г. Августа Треверов (совр. Трир, Германия).

http://pravenc.ru/text/ДИОКЛЕТИАН.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН ГЕРКУЛИЙ Рим. имп. Максимиан Геркулий. Бюст. 293–296 гг. (Музей Сен-Реймон в Тулузе) Рим. имп. Максимиан Геркулий. Бюст. 293–296 гг. (Музей Сен-Реймон в Тулузе) [Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий; лат. Marcus Aurelius Valerius Maximianus Herculius; греч. Μαξιμιανς Ηρακλς] (ок. 250, близ Сирмия, Паннония, ныне Сремска-Митровица, Сербия - июль 310, Массилия, Галлия, ныне Марсель, Франция), рим. император (июль 285 - 1 мая 305, февр. 307 - нояб. 308, нач. лета 310). Род. в семье иллирийских лавочников. По свидетельству историка Аврелия Виктора (IV в.), М. не получил к.-л. образования ( Aur. Vict. De Caes. 39.17). Начав военную карьеру, выдвинулся при имп. Аврелиане (270-275), участвовал в большинстве походов того времени. Не позднее сер. 70-х гг. III в. М. женился на сириянке Евтропии. В браке родились сын Максенций (ок. 278 или 283; император в 306-312) и дочь Флавия Максима Фавста (ок. 289; жена имп. равноап. Константина в 307-326; о датах см.: Barnes. 1982. P. 34). Близкой родственницей М. была Флавия Максимиана Феодора (род. не позже 275), жена имп. Констанция I Хлора и мачеха имп. Константина. Позднеантичные источники говорят, что она приходилась М. дочерью ( Anon. Vales. Chron. Const. 2; Philost. Hist. eccl. II 16; Theoph. Chron. P. 7) или падчерицей ( Eutrop. Breviar. IX 22. 1; Aur. Vict. De Caes. 39.25; Idem. Epitom. 40. 12). Какая информация более верна, остается неясным. Возможно, М. принимал участие в провозглашении Диоклетиана императором в нояб. 284 г. в Никомидии (ныне Измит, Турция). Об отношениях М. с Диоклетианом до восшествия последнего на престол определенных сведений нет, вероятно они были дружны. В июле 285 г. в Медиолане (ныне Милан, Италия) Диоклетиан провозгласил М. своим соправителем, даровав ему титул цезаря. М. взял 2-е имя Валерий по номену Диоклетиана. Ряд исследователей высказывали мнение, что М. был усыновлен Диоклетианом, но достаточных подтверждений этому нет ( Odahl. 2004. P. 42-43; Southern. 2001. P. 136, 331; Уильямс. 2014. С. 54-57). Причины появления М. в качестве соправителя Диоклетиана античными источниками не объяснены. Вероятно, Диоклетиан пытался учесть опыт предыдущих императоров, к-рые, даже добившись политических и военных успехов, были убиты своими приближенными офицерами. Не имея сыновей, Диоклетиан стремился упрочить свое положение во власти, разделив ее с человеком, к-рому всецело доверял. Ок. 287 г. Диоклетиан принял титул Иовий (лат. Iovius), один из эпитетов Юпитера, а М. стал именоваться Геркулием, т. е. Геркулесом (лат. Herculius). Т. о., Диоклетиан претендовал на статус наместника Юпитера и проводника божественной воли на земле, а М. отводил роль сына верховного божества ( Liebeschuetz. 1979. P. 235-252; Odahl. 2004. P. 43-44; Barnes. 1981. P. 11-12; Уильямс. 2014. С. 57, 75-77). Для управления М. был отведен Запад Римской империи, где были особенно сильны движения мятежников.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Фиатирскому, Папиле диакону, 13 окт.; 104 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию, Келсию, 14 окт.; 105 мч. Лонгину сотнику, 16 окт.; 106 мч. Уару, 19 окт.; 107 вмч. Артемию, 20 окт.; 108 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт.; 109 7 отрокам Ефесским, 22 окт.; 110 мученикам Маркиану и Мартирию, 25 окт.; 111 на воспоминание землетрясения, бывшего в К-поле в 740 г., 26 окт.; 112 прмц. Анастасии Римляныне, 29 окт.; 113 прп. Авраамию затворнику, 29 окт.; 114 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 115 апостолам от 70 Стахию, Амплию и др., 31 окт.; 116 мч. Епимаху, 31 окт.; 117 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб.; 118 мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу, 3 нояб.; 119 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб.; 120 прп. Иоанникию Великому, 4 нояб.; 121 священномученикам Никандру и Ермею, 4 нояб.; 122 Мелитинским мученикам, 7 нояб.; 123 мученикам Онисифору и Порфирию, 9 нояб.; 124 прп. Матроне, 9 нояб.; 125 апостолам от 70 Ерасту, Олимпу, Родиону и др., 10 нояб.; 126 мч. Оресту врачу, 10 нояб.; 127 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 128 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 129 на предпразднство Введения во храм Пресв. Богородицы, 20 нояб.; 130 апостолам от 70 Филимону, Архиппу и мц. равноап. Апфии, 22 нояб.; 131 свт. Григорию, еп. Акрагантскому, 23 нояб.; 132 вмч. Меркурию, 24 нояб.; 133 сщмч. Клименту, папе Римскому, 25 нояб.; 134 прп. Алипию Столпнику, 26 нояб.; 135 прп. Палладию, 27 нояб.; 136 прмч. Стефану Новому, 28 нояб.; 137 мч. Парамону, 29 нояб.; 138 свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, 7 дек.; 139 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 140 св. праотцам, 10 дек.; 141 прп. Даниилу Столпнику, 11 дек.; 142 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 143 мч. Севастиану, 18 дек.; 144 мч. Вонифатию, 19 дек.; 145 на предпразднство Рождества Христова, 20 дек.; 146 на предпразднство Рождества Христова, 21 дек.; 147 мц. Иулиании, 21 дек.; 148-149 на предпразднство Рождества Христова, 23 дек.; 150 на предпразднство Рождества Христова, 24 дек.; 151 на Собор Пресв. Богородицы, 26 дек.; 152 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Во многих древних месяцесловах наблюдаются разные сочетания памятей А., свт. Григория, еп. Акрагантийского, ап. Филимона и попразднства, или отдания, праздника Введения во храм Пресв. Богородицы . В разных списках Типикона Великой ц . Х в. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 70, 111, 128) память А. обозначается под 19 окт., 22 нояб., 12 дек. Стишной Пролог Христофора Митилинского XI в. под 23 нояб. фиксирует память А. и свт. Григория ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 425). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 99, XII в.) 23 нояб. отмечена память только свт. Григория. Это противоречит рус. студийским Минеям, в к-рых под 22 нояб. выписаны службы отдания праздника Введения во храм Пресв. Богородицы и ап. Филимона; под 23 нояб.- память А., под 24 нояб.- свт. Григория (ГИМ. Син. 161, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 31). Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) указывает 23 нояб. память А. и чтение на утрене его жития, память свт. Григория здесь помещена под 24 нояб.; попразднство Введения оканчивается 22 нояб. (Ibid. P. 60). По Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. 23 нояб. поются службы отдания праздника Введения, ап. Филимона и А., на утрене читается полностью житие А., память свт. Григория празднуется на следующий день, хотя чтение его жития начинается уже на утрене 23 нояб. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) память А. и свт. Григория фиксируется под 23 нояб., а память ап. Филимона - под 22-м. По первому рус. печатному Типикону 1610 г., так же как и по принятому ныне в РПЦ Типикону, 23 нояб. указывается служба 2 святым без знака - А. и свт. Григорию, соединяемая с попразднством Введения (см. Знаки праздников месяцеслова ). За числом в этот же день по Типикону 1610 г. указана полиелейная, а по Типиконам XVIII-XX вв.- славословная служба св. блгв. кн. Александру Невскому . В совр. греч. Церквах 23 нояб. также положена служба 2 святым без знака - А. и свт. Григорию, соединяемая с попразднством Введения.

http://pravenc.ru/text/114614.html

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 4 нояб. отмечается память П. как епископа Путеол, к-рый «крестил многих и привел ко Христу» вместе с апостолами от 70 Ермой, Лином, Гаием и Филологом (SynCP. Col. 194). Кроме того, память П. с теми же апостолами под 5 нояб. отмечена в рукописи стишного Синаксаря (Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 195). Под 30 июня память П. включена в Собор св. апостолов (SynCP. Col. 786). Те же сведения под 4 нояб. приводятся и в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 144). Согласно греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), память П. помещена под 5 нояб. вместе с памятью тех же апостолов с краткими сведениями из визант. Синаксарей и с двустишиями, посвященными их памяти ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 43). В слав. традиции память П. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. источниках, помещена под 4/5 нояб. ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 344). При переводе визант. Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. под 4 нояб. попадает память П. с теми же апостолами и со сказанием (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 302), а в стишные Прологи (XIV-XV вв.) под 5 нояб. память П. включена вместе со сказанием и с двустишиями ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2: Месец Октомври. С. 23-24). Поскольку при составлении ВМЧ использовались как стишные, так и нестишные Прологи, то в них память П. и др. апостолов указывается дважды: под 4 нояб.- с кратким сказанием и под 5 нояб.- с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 98-99, 178). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского память П. как «епископа в Неаполе и Путеолах» помещена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265), так же и в издании «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 57). Под 5 нояб. память П. как «епископа Неаполитанского и Путеольского» вместе с памятями других апостолов от 70, Ермы, Лина, Гаия и Филолога, закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2019. С. 278, 376). В совр. рус. богослужебной традиции не существует отдельной службы П. и поминаемым вместе с ним апостолам, но в праздник Собора 70 апостолов, 4 янв., в 7-й песни канона на утрене ему посвящен стих: «Твой апостол Патров, Блаже, плотское Твое к человеком пришествие проповеда, заблуждшия к познанию наставляя и просвещая зарею веры» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 137).

http://pravenc.ru/text/2579782.html

Причем пресвитер получил приказ отдать это завещание в руки управляющего востоком сына Константина, Констанция, а не кому другому. Сделав завещание, царь прожил еще несколько дней и скончался. При его кончине не было ни одного из сыновей. Поэтому к Констанцию, на восток, тотчас же отправлено было донесение о смерти его отца. Глава 40 О погребении царя Константина Приближенные положили тело царя в золотой гроб и перенесли его в Константинополь, тут оно положено было в царском дворце, на возвышении, и окружено всеми знаками почестей и множеством телохранителей, как и при жизни. Это делалось, в ожидании приезда которого-либо из сыновей. Когда же с востока прибыл Констанций, тело Константина почтено царским погребением и положено в церкви, соименной Апостолам, которую Константин построил для того, чтобы цари и иереи были недалеко от останков апостольских. Царь Константин жил шестьдесят пять лет, царствовал тридцать один год и умер во время второго консульства Филикиана и Тациана, в двадцать второй день месяца Мая. То был второй год двести семьдесят восьмой Олимпиады 104 . Вся эта книга обнимает тридцать один год времени. 1 Евсевий, сын Памфила ок.260–339 – один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284–305, начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса», император Запада 286–293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293–305, отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293–305, ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305–311, и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293–305, ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305–306.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010