Малей. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь во имя св. Георгия Победоносца была построена в 1799 году на средства прихожан. Каменная тёплая Георгиевская церковь была построена в 1896 году (по другим сведениям в 1875—1911 гг.) на средства прихожан. Престолов два: главный – святого Георгия Победоносца, придельный – святого благоверного князя Александра Невского. Здание включает основной объем храма с квадратной в плане апсидой, перекрытый восьмериком светового барабана; прямоугольную в плане трапезную в четыре световых оси и трехъярусную колокольню. Восьмерик и колокольня имеют шатровое завершение. Выразительность архитектурному декору здания придают ритмическая перекличка килевидных наличников окон и кокошников, завершающих грани колокольни и восьмерика, а также использование тесаного белого камня в обработке фронтонов колокольни, разорванных фронтонов четверика и щипца трапезной. Здание сооружено в стилевых формах кирпичного стиля. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. По данным 1876 года, Георгиевский храм был приписным к Богоявленской церкви с. Ярлуково. Штат церквей состоял из настоятеля, помощника и 2 псаломщиков. Настоятелем был священник Михаил Павлович Кедрин, 2 разряда, рукоположен в 1851 году; помощником – священник Трофим Геллинов, 2 разряда, рукоположен в 1844 году. Церковным старостой был государственный крестьянин Синицын, с 1874 года. По данным 1893, 1911 гг., штат Георгиевской церкви состоял из священника и псаломщика. Священником был Иоанн Трофимович Геллинов (вероятнее всего, сын предыдущего священника – Трофима Геллинова), 44 лет, рукоположен 27 июля 1876 года; псаломщиком-диаконом – Козма Михайловчи Лукин, 59 лет, рукоположен 16 мая 1866 года. Последним священником стал Зефиров Иван Анисимович, 1881 г.р., уроженец с. Токмановка Вермишинского района Московской области. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 26.03.1934 года по ст. 58-10-2, 58-11 приговорён к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 26.06.1989 года. Также была репрессирована Сокольская Ефимия Кирилловна, 1887 г.р., уроженка и жительница с. Малей Грязинского района, монахиня, член церковной двадцатки. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 26.09.1937 года по ст. 58-10-1 приговорена к 10 годам лишения свободы. Реабилитирована определением Липецкой областной прокуратуры от 24.04.1989 года.

http://sobory.ru/article/?object=17225

Мансурово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца построена в километре от усадьбы Петрово-Вырубово по проекту Николая Ильича Козловского, известного московского архитектора. Строительство начато в 1853 году на месте старой деревянной церкви методом замены деревянных звеньев на кирпичные. Кирпичная, с добавлением в деталях белого камня, что уже характерно для Истринского района. Под алтарем храма находится усыпальница Вырубовых. Первое упоминание о церкви относится 1623-1625 гг., когда Мансурово принадлежало роду Голохвастовых, после чего село многократно меняло владельцев. В 1799 г. его купила Елизавета Сергеевна Свиньина, стараниями которой началось строительство каменной церки. В 1820 г. она построила каменную колокольню по проекту архитектора Балашова. Майор Петр Иванович Вырубов в 1853 г. продолжил строительство с участием архитектора Н.И. Козловского. При нем был возведен основной объем ныне существующей церкви, к которой пристроили теплую трапезную с двумя приделами: зимним в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и летним во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Была также «возвышена и возобновлена колокольня». В 1859 г. возобновлена и покрыта железом каменная ограда, построенная Е.С. Свиньиной. При коллежском асессоре Г.П. Вырубове в 1875 г. церковь освятили, покрыли железом. Многолетним настоятелем был священник Григорий Грузов (1848-1898). При нем в теплом храме появляется новый придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, в 1887 г. строится церковно-приходская школа, закладывается яблоневый сад, осушается болото. В 1922 г. все церковные ценности изъяли. Последним настоятелем храма был насельник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Алексей (Белов). Церковь закрыли в 1935 г. Храм святителя Николая в сильно разрушенном состоянии передали общине верующих в мае 1995 г., а 1 ноября 1996 г. в нем была отслужена первая Божественная литургия. С тех пор проведена реставрация фасадов и внутренней отделки, покрыты медью купола; установлен иконостас из красного дерева, изготовленный в мастерской города Палеха, с иконами, выполненными иконописцами из Мстеры; приобретен полный ряд колоколов; построен дом причта.

http://sobory.ru/article/?object=03183

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. В дореволюционной историографии было принято различать историю «старой» КазДА (1797-1818) и «новой» (с 1842). История «старой» КазДА (1797-1818) Учреждение «Старая» КазДА была образована в соответствии с указами имп. Павла I Петровича от 18 дек. 1797 г. и от 11 янв. 1798 г. на базе действовавшей с 1723 г. КазДС (с 1723 по 1732 в качестве Казанской архиерейской славяно-лат. школы). В имп. указе от 18 дек. 1797 г. сообщалось: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в С.-Петербурге при Александро-Невском мон-ре и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным» (ПСЗ. Т. 24. 18273 (1797 г.)). Одним из инициаторов реформ духовного образования стал архиеп. Казанский и Свияжский Амвросий (Подобедов) , постоянный член Синода, оказавший большое влияние на имп. Павла I. Создание КазДА было обусловлено неск. причинами. Во-первых, к кон. XVIII в. КазДС считалась одной из крупнейших по количеству учащихся (напр., к сер. 50-х гг. XVIII в. общее количество учащихся семинарии достигало 600 чел.) и лучшей в России из духовных школ благодаря трудам как правивших архиереев Луки (Конашевича ; 1738-1755), Вениамина (Пуцек-Григоровича ; 1762-1782) и Амвросия (Подобедова; 1785-1799), так и ректоров, нередко малороссийского происхождения. По словам одного из первых историографов КазДА, «семинария... находясь под исключительным влиянием студентов киевской академии, приглашаемых казанскими иерархами на учительские должности, к концу XVIII века успела сравняться с главной Александро-Невской семинарией и учебными порядками походила на киевскую академию» ( Благовещенский. 1875. С. 4). Мн. дисциплины, преподававшиеся в КДА и МДА, были введены и в КазДС (философия - в 1739, богословие - в 1751, позже - англ. и франц. языки, историческая география). Во-вторых, согласно образовательной реформе, именно Казани отводилось значение духовно-образовательного центра восточной части Российской империи. Указом от 11 янв. 1798 г. в КазДА для продолжения образования направлялись воспитанники Астраханской, Тобольской, Нижегородской, Вятской, Тамбовской и Иркутской Духовных семинарий. С 1808(?) г. КазДА стала центром Казанского духовно-учебного окр. и осуществляла через внешнее академическое правление надзор за находившимися в округе семинариями.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

ПРИЛОЖЕНИЯ I. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Год Численность населения В том числе православных ок. 14000000 ок. 19000000 ок. 41000000 ок. 74000000 ок. 53000000 82172022 ок. 59000000 128924289 ок. 89000000 163778800 99166662 ок. 178400000 II. КОЛИЧЕСТВО ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН Год Церквей Часовен III. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА Год Священников Диаконов Церковно- служителей 124923 101040 113961 115619 102682 107906 IV. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей Академий Семинарий Духовных училищ ок. 6000 V. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц – без Южной и Западной России. VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ а) епархии, открытые до Синодальной эпохи 1 . Киевская (988 г.). 2 . Черниговская (992 г.). 3 . Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4 . Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5 . Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515–1616, 1639–1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в 1848–1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6 . Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733–1785 годы – самостоятельная, в 1785–1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7 . Полоцкая (1104 г., в 1596–1620, 1661–1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8 . Смоленская (1137 г.). 9 . Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10 . Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11 . Холмская (1233, 1650–1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12 . Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ [Валанчюс; польск. Wo oczewski; литов. Valanius] Матвей (литов. Мотеюс) Казимир (26.12.1799, дер. Насренай, близ Кретингена (ныне Крятинга, Литва) - 17.05.1875, Ковно (ныне Каунас)), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк. Происходил из крестьянской семьи. В 1816-1822 гг. обучался в доминиканской школе в Кальварии, затем продолжил учебу в начальной семинарии в мест. Ворне (ныне Варняй), а с 1824 по 1828 г.- в Главной семинарии для католич. духовенства при Виленском ун-те. 18 февр. 1828 г. В. был рукоположен во диакона, 19 мая - во пресвитера, направлен викарием и законоучителем на католич. приход г. Мозыря (совр. Беларусь). С 1834 по 1840 г. служил на литов. приходе в мест. Кроже (ныне Кражяй), где преподавал в средней школе. С 1840 г. являлся адъюнктом Виленской (с 1842 С.-Петербургской) католич. ДА, преподавал пастырское богословие и библейскую археологию. 18 июня 1842 г. был удостоен степени доктора богословия. В 1845-1849 гг. служил ректором и профессором церковной истории Самогитской католич. ДС в Ворне. По представлению правительства Российской империи 28 сент. 1849 г. папой Пием IX В. был назначен епископом Самогитским. Епископское рукоположение В., состоявшееся 24 февр. 1850 г. в С.-Петербурге, возглавил Могилёвский архиеп. Казимир Дмоховский . Находясь на Самогитской кафедре, В. уделял большое внимание просвещению и улучшению религиозно-нравственной жизни католиков. В 1858-1864 гг. под рук. В. была создана широкая сеть обществ трезвости, по его инициативе была реорганизована структура приходских школ и библиотек, способствовавшая их численному увеличению. В начале Польского восстания 1863-1864 гг. В. подписал обращение к литов. католикам, призывавшее к прекращению кровопролития и покорности гос. власти. В том же году по требованию ген. М. Н. Муравьёва им было разослано по приходам своего еп-ства пастырское увещевание, осуждающее восстание против российской власти. В мае 1864 г. по распоряжению властей В. перенес центр Самогитской епархии из Ворне в Ковно. Несмотря на проводимую В. политику лояльности по отношению к Российской империи, он выступал против насильственного проведения в Литве русификации и запрета выхода печатных изданий на литов. языке.

http://pravenc.ru/text/155173.html

Жиздра. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1810 и 1875. Год утраты:1943 (взорван немцами) Архитектор:И.Д. Ясныгин Адрес: Калужская область, Жиздринский район, город Жиздра (перекресток улиц Коммунистической и Красноармейской). Координаты: 53.74797, 34.73478 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Александро-Невский собор, каменный, с каменной колокольней. Первоначально построен на казённые средства в 1777 г. Освящён преосвященным Феоктистом, епископом Севским в 1780 г. и значился в списках Севской епархии, а с 1799 г. в Московской епархии. При открытии в Калужской губернии самостоятельной кафедры в 1799 г. стал относиться к Калужской епархии. По благословению преосвященного Евлампия трапезная и колокольня были разобраны и на церковные суммы построена новая с тремя приделами. Настоящая часть по резолюции Калужской духовной консистории от 11 января 1832 г. разобрана, и по проекту губернского архитектора Соколова 4 июня 1833 г. заложен новый храм. Освящён преосвященным Григорием 21 августа 1855 г. во имя Святой Живоначальной Троицы, память на 50-й день по Пасхе, Пятидесятница. В настоящей части в 1875 г. устроены два придела. С правой стороны престол освящён 30 сентября 1875 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери, память 28 июля/10 августа. С левой стороны престол освящён преосвященным Григорием 1 октября 1875 г. во имя благоверного князя Александра Невского в схиме Алексия, память 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря. В тёплой трапезной части было три придела. На хорах престол освящён преосвященным Антонием 11 октября 1818 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. Второй престол - во имя благоверного князя Александра Невского — переименован в 1875 г. во имя священномученика Власия, епископа Севастийского, память 11/24 февраля. Третий престол освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября. Последние два престола в приделах освящены преосвященным Филаретом в 1820 г. Один 22, другой 23 августа.

http://sobory.ru/article/?object=33415

Маньково-Берёзовская. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты Слобода Маньково-Березовская - самый старый населенный пункт Милютинского района, Ростовской области. Основана она казачьим полковником станицы Средней (одна из станиц Старочеркасской) Василием Ивановичем Маньковым во времена царствования Елизаветы Петровны в 1760 году. Сначала в слободе стояла часовня, а в 1799 году построили деревянную церковь, половину денег на строительство которой внёс основатель слободы, пожелавший, чтобы храм носил имя покровительницы его дочери — Преподобной мученицы Евдокии. Когда деревянная церковь обветшала, в 1868 году решили создать новый трёхпрестольный каменный храм, который был построен и освящён в 1875 году. Носил он также имя Святой Евдокии, правый придел — Во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый придел остался не освящённым — не хватило средств для его обустройства. Интересна история его строительства. Храм начал строиться весной 1868 года артелью под руководством опытного церковного строителя, временно обязанного Калужской губернии Моисея Зайцева. Печи для обжига были устроены рядом с объектом. Форма кирпича, как видно по кладке, была самая разнообразная. К 1874 году стены и крыша были возведены, но дело застопорилось, так как закончились пожертвованные на строительство храма деньги. Вскоре умер Моисей Зайцев. Прихожане наняли нового артельщика, крестьянина-собственника Воронежской губернии Герасима Савченкова, чтобы он закончил всю внутреннюю отделку вместе с иконостасом за 7000 рублей. «Новый артельщик» строительство церкви закончил. Попечителями при постройке церкви были П.Г. Приходько, Т.Д. Приходько, Т.Д. Новиков, П.М. Деревянченко и Г.Г. Приходько. Освящение нового храма было многолюдным и торжественным. 19 мая 1875 года (2 июня по н. ст.) освящали храм во имя святой преподобномученицы Евдокии, а 20 мая (3 июня) - правый придел во имя святителя и чудотворца Николая. Из-за скудности средств левый придел так и не был освящен. При освящении присутствовало 14 священников и 5 дьяков из окрестных благочинных и церквей, в том числе из уже существующих Терновской и Селивановской. Было огромное стечение народа. Празднество продолжалось три дня. В день освящения за столами было 120 духовных и чиновных лиц, на второй – 50, на третий – 20 человек. В сентябре 1882 года Маньково-Березовскую слободу посетил Высокопреосвященнейший Митрофан архиепископ Донской и Новочеркасский. В октябре 1881 года прихожане Евдокийской церкви на свои пожертвования купили в городе Воронеже колокол весом 149 пудов 28 фунтов (2447 кг). Член церковного совета прихожанин П.Г. Приходько пожертвовал на покупку колокола 100 рублей (это ровнялось примерно стоимости 12 коров).

http://sobory.ru/article/?object=20924

Азарновка (Протасьев Угол). Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Протасьев Угол в 51 версте от уездного города Сапожка. Угол в качестве села с церковью Архистратига Божия Михаила с приделом Николая Чудотворца упоминается в окладных книгах 1676 г., где при той церкви земли показано 9 четвертей, сенных покосов на 100 копен. Земля и сенные покосы, замечено в окладных книгах, - боярская дача, а иных угодий нет. В приходе к той церкви 2 двора боярских, 4 двора боярских задворных слуг, 62 двора крестьянских, 9 дворов бобыльских, 2 двора вдовьих, и всего 81 двор. Построение вместо Архангельской Спасской церкви с приделами Архангельским и Никольским относится к первой половине XVIII столетия. Приделы были освящены по храмосвятной грамоте, данной 27 октября 1745 г. архимандритом Рязанского Духова монастыря Геннадием. О построении вместо деревянной каменной церкви в честь «Нерукотвореного образа Христа Спасителя» с приделами Смоленским и Архангельским села Протасьева Угла помещиком, надворным советником Федором Михайловичем Протасьевым подано епархиальному начальству прошение в мае 1792 г., а в августе 1799 г. храмостроитель просил об освящении новопостроенной церкви. В 1875 г. придельные храмы были возобновлены и освящены благочинным села Путятина священником Иоанном Озерским, а в 1880 г. возобновлена была и настоящая церковь и освящена села Глебова священником И. Карташевым. Церковной земли во владении причта состоит при Спасской церкви с. Протасьева Угла 33 и 33 десятины при Архангельской церкви села Фролова. В состав прихода, кроме села, входят деревни Выдерга с 109 дворами, Поповка с 60 дворами, село Фролово с 75 дворами и в разных хуторах 11 дворов, в коих числится муж. пола 752, жен. пола 803, в числе коих грамотных муж. пола 160, жен. пола 60. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1888 г. том 3 стр. 130.

http://sobory.ru/article/?object=18225

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В сентябре 2007 года исполняется 105 лет со дня кончины петербургского митрополита Исидора (Никольского). Он родился при Павле I, а умер за два года до воцарения последнего русского самодержца, прожив почти 93 года… Он ушел из жизни старейшим иерархом Русской Церкви, имея практически все церковные награды. Родился будущий митрополит, названный Яковом, 1 октября 1799 г. в семье диакона Сергия Иванова, скончавшегося вскоре после рождения сына. Отец служил в селе Никольском Каширского уезда Тульской губернии, откуда и произошла фамилия его сына. По преданию, мать Якова в первые часы своего вдовства отнесла его в приходской храм и поручила попечению Богоматери, положив перед Ее иконой. Начальное образование Яков получал дома, затем был определен в Тульское Духовное училище, в Туле же отучился в семинарии и, наконец, в 1825 г. закончил столичную Духовную академию. В том же году он принял монашеский постриг с именем Исидор и 5 сентября был возведен в сан иеромонаха. Талантливого выпускника сразу же определили бакалавром академии по кафедре Священного Писания и герменевтики и назначили библиотекарем академии. Таким образом, на стезю священнослужения он вступил при Александре I. Перемена царствования, ознаменовавшаяся восстанием декабристов, затронула и молодого иеромонаха Исидора: ему довелось приводить учащихся столичных духовных школ к присяге на верность новому государю. Именно в правление Николая I Исидор сумел раскрыть все свои способности. В 1829 г. Исидор - уже архимандрит и настоятель Мценского Петропавловского монастыря, ректор Орловской Духовной семинарии. Через четыре года - ректор Московской Духовной семинарии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря. Все говорило о том, что молодого монаха ждет епископство. Так и произошло: 11 октября 1834 г. он в 35 лет стал викарием знаменитого святителя Филарета (Дроздова), которого глубоко почитал. Почти три года, проведенные в Москве, дали владыке опыт не только архиерейского служения, но и определенного участия в церковной политике.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010