А.А. Половцов Брюллов, Карл Павлович Брюллов , Карл Павлович, знаменитый художник исторической, портретной и жанровой живописи; род. 12 декабря 1799 г. в Петербурге, ум. 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано, близ Рима. Карл Брюллов был слабым, золотушным ребенком и до семилетнего возраста почти не покидал постели, но зато очень рано начал развиваться в умственном отношении. Лишенный сверстников, почти всегда одинокий, он уже в детстве привык приглядываться к окружающему с необычайным вниманием, а врожденное чувство красоты нередко направляло эту наблюдательность на такие явления, как, напр., причудливое сочетание красок и линий, эффектное освещение и т. под. Отчасти под влиянием примера отца, искусного живописца-миниатюриста, отчасти по природной склонности у Брюллова явилось желание воспроизводить в рисунке то, что он видел вокруг себя или в своей фантазии, и скоро рисование на грифельной доске разных фигур и сцен стало его любимым занятием, за которым он часто проводил целые дни. Заметив в ребенке охоту и способности к рисованию, отец стал давать ему для срисовывания хорошие гравюры или различные предметы для рисования с натуры. Мало-помалу Карл Брюллов оправился от болезни, покинул свою постель, и тогда занятия его с отцом превратились в серьезные и продолжительные уроки, к которым учитель-отец относился чрезвычайно строго, не давая сыну завтракать или обедать, прежде чем он не исполнит тот или другой рисунок. При поступлении в академию художеств, имея лишь десять лет от роду, Брюллов рисовал лучше всех своих товарищей, даже старших по возрасту. В академию он поступил в 1809 г., вместе со своим старшим братом Александром, и сразу обратил на себя внимание необыкновенным талантом. Он блестяще проходил художественные классы академии, почти на всех экзаменах получая высшие отметки. Ближайшим наставником Брюллова был профессор А. И. Иванов ; на его художественное развитие имели также влияние профессора А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1813 г. Брюллов получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[  назад  ] Епархии Эладской Православной церкви Значительная часть инфорамции предоставлена Димитриусом Киминасом, с которым можно связаться по адресу constantinople@gmx.net Северные Территории (СТ) - епархии, которые входят в Эладскую церковь и управляется ею, однако формально находятся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Из-за назначений епископов на эти территории в 2004 году между Эладской и Константинопольской церковью разгорелся конфликт. Митрополия Патры (до 733 епархия, 733-1806 - архиепархия) Апостол Андрей Стратокл Хродион Плутарх (344-418) Периген (418) Александр (418- Афанасий (уп.733) А. (Пападопулос) (865-879) Федор (868-876) Савва (876- Андрей Гавриил I (975-1000) Константин I Еварет Никита Сифимин (1067- Леон Петр Филипп Константин II Феон (1164) Евфимий (1180-1205) Михаил (1315- Митрофан I (-1341) Иосиф (1341-1353) Макарий I (1353-1365) Метелий I (1365-1366) Игнатий Максим (-1396) Стефан (1396-1397) Нифон (1397- Иоаким Неофит (1460-1466) Кирилл (1467- Дионисий I (-1545) Григорий I (1545-1561) Герман I (1561-1571) Мефодий (1572-1575 и 1583) Арсений I (1575-1576, 1579-1580 и 1585) Даниил I (1576-1578 и 1593-1601) Дионисий II (1578) Парфений I (1579-1580) Нектарий (1586-1592) Гавриил II (1592-1593) Тимофей (Мармаринос) (1601-1612) Феофан I (Флориас) (1612-1638) Парфений II (1639-1641 и 1646-1650) Феофан II (Локамистас) (1641-1646) Антоний I (1650-1653) Даниил II (1653-1674) Парфений III (1674-1677) Паисий I (1677-1678) Герман II (1678-1683 и 1684-1687) Арсений II (Димитропулос) (1683 и 1687-1711) Христофор (Антонопулос) (1711-1715) Паисий II (1716-1717 и 1727-1733) Даниил II (1717-1727) Герман III (Фираиос) (1733-1750 и 1756-1759) Парфений IV (1750-1756 и 1759-1770) Гавриил IV (1771-1780) Григорий (Каламарас) (1781-1799) Макарий II (1799-1806) Герман IV (Гоциас) (1806 - 30 мая 1826) Григорий III (1826) Дедрин (1826-1828) Агафангел (Мирианфусис) (1828-1832) Мелетий II (1832-1840) Феодорит (1841-1842) Дедрин (1842-1852) Михаил (Апостолидис) (1852-1861)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-el...

А.А. Половцов Котляревский, Петр Степанович Котляревский , Петр Степанович, генерал от инфантерии, покоритель Закавказья, род. 12 июня 1782 г., ум. 21 октября 1852 г. Он был сын бедного священника из дворян в с. Ольхатовке Купянского уезда Харьковской губернии. Учиться начал в Харьковском духовном коллегиуме и выказал такие способности, что 10-ти лет уже был в классе риторики. Зимой 1792 г, в одну ненастную ночь в домике Котляревского-отца укрылись от метели Харьковский гражданский губернатор и подполковник Лазарев. Священник радушно встретил неожиданных гостей, и те у него прожили целую неделю. Мальчик Котляревский как раз в это время жил дома на вакациях и своей смышленостью не по летам обратил на себя внимание Лазарева. Тот уговорил священника отдать ему мальчика, обещая ухаживать за ним, как за сыном, и сделать из него «человека»; через пять месяцев, 1 мая 1793 г., приехал от Лазарева сержант за «фурьером» Котляревским и увез его в Моздок, где стоял полк Лазарева, входивший в состав знаменитого Суворовского корпуса. Лазарев встретил Котляревского как сына, и через год произвел в сержанты. В 1796 г. Котляревский принял участие в походе за Кавказский хребет против персов. Уже в этой первой экспедиции Котляревский ознакомился со способом ведения войны на Кавказе, понял, что каждый камень здесь важен, убедился воочию, насколько вероломными являются персы, и уже во всю жизнь не забывал этого урока. Со вступлением на престол Павла I, война с Персией была прекращена, но персы стали вести себя настолько вызывающе, что пришлось в 1799 г. опять двинуть против них войска. Этот второй поход дал Котляревскому чин подпоручика и звание шефского адъютанта 17-го Егерского полка, где шефом был Лазарев. Поход был удачен для русских. Грузинский царь Георгий XIII, видя невозможность защищаться от персов, которые обратились на него, просил помощи у русского правительства. Тогда в Тифлис был послан русский отряд под начальством Лазарева. Вскоре Лазарев оказался фактически главным начальником Грузии, так как Георгий XIII все предоставил в его распоряжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Сосновский, Антон Юрьевич, униат, протоиерей Сосновский , Антон Юрьевич, униат, протоиерей Клещельской церкви Гродненской губ., известный церковный деятель первой половины XIX века, род. 18 января 1775 г. в местечке Клещелях, умер 3 марта 1852 г. там же. С. был сын небогатого сельского униатского священника и начальное образование получил в приходском училище родного местечка. В 1783 г. поступил в Белостокское духовное училище, по окончании курса которого перешел в Супрасльскую семинарию, курс которой и окончил в 1797 г. В 1799 г. был посвящен в священники и назначен викарным священником св. Николаевской Клещельской церкви. В 1805 г., по смерти отца, С. был назначен настоятелем Клещельской церкви и членом Супрасльского капитула, в 1808 г. был сделан Дрогичиским благочинным, а по присоединении Супрасльской епархии к Брестской вошел в состав членов и Брестского капитула. В 1810 г. С. получил звание брестского каноника, в 1819 г. выдержал экзамен на богословском факультете Виленского университета с аттестатом на звание экзаменованного богослова. Назначенный в 1822 г. вице-председателем брестской консистории, С. пробыл в Бресте еще три года до 1825 г., когда был назначен официалом Виленской митрополичьей консистории. По упразднении в 1827 г. Виленской епархии, С. был оставлен за штатом и удалился в свой Клещельский приход, где и оставался настоятелем до самой своей смерти, нося звание старшего соборного протоиерея Жировицкой кафедры. Деятельность Сосновского клонилась, главным образом, к борьбе за самостоятельность и самобытность униатской церкви сперва с католическими элементами, иезуитами и базилианскими монахами, а потом и с православным течением, старавшимся, в лице епископов Иосифа Семашки и Василия Лужинского , присоединить униатскую церковь к православию. Уже в начале 20-х гг. С. в звании члена брестского капитула старается вырвать влияние на униатские церковные дела из рук базилианских монахов, захвативших все церковные имущества и проводивших свои католические взгляды с помощью множества школ и училищ, монополию на учреждение которых они присвоили себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Боровое (Александровское). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Александровское-Боровое – село в 64 в. к северо-западу от епархиального города и в 10 в. к западу от уездного. Село лежит в глухой местности, в дали от ж.-д. путей сообщения, только с севера к нему примыкает большая дорога, соединяющая Болхов с Плохиным (торговое село Калужской губернии). В окрестностях расположены лесные казенные дачи – остаток обширного старинного бора, откуда происходит и само название села «Боровое». Главное занятие приходских крестьян – земледелие, не встречающее препятствий ни в почве (суглинистая), ни в климатических условиях (умеренные дождевые осадки), но затрудняемое малоземельем. В зимнее время значительное число жителей занимаются извозом: перевозят лес и дрова из дач в город. Некоторая часть населения (по преимуществу молодежь) уходит на заработки в Москву или на шахты. В состав прихода кроме села, с 1852 г. входят две соседние деревни – Егино и Асеево (Калуж. губ.), присоединенные к приходу по ходатайству местной помещицы А.А. Желябужской, по мужу Барышниковой. С 1876-1897 гг. в составе прихода значились ещё два приписанных села – Коноплянка и Воиново, выделенные затем в особый приход. Всего населения в приходе по данным 1902 г. числилось 803 души муж. и жен. пола. Причт по штату состоит из двух лиц: священника и псаломщика; на содержание его назначено 525 руб. жалования и 36 дес. земли. Кроме того причт пользуется церковными домами и процентами с капитала в 2143 руб., положенного на вечное время супругой храмосоздателя М.А. Желябужской (погребена в храме в 1856 г.). В селе есть школа грамоты, открытая в 1894 г. Время образования прихода с точностью неизвестно, но несомненно, в половине XVIII в. он существовал. По крайней мере, в Ведомости церквей и приходов, составленной в 1749 г., упоминается церковь во имя св. Александра Свирского в селе Александровском. Церковь эта была деревянной и к концу столетия пришла в ветхость. В 1799 г. местный землевладелец Алексей Иванович Желябужский возбуждал ходатайство о ремонте церкви, но Епархиальное начальство отклонило его указом от 22 октября того же года. Сам приход по малолюдству и недостаточности обеспечения причта был закрыт. Церковное имущество, согласно, тому же епархиальному распоряжению в 1802 г. передано было в соседнее село Лунево для строящегося там придела во имя Димитрия Ростовского (переименованного потом во имя св. Александра Свирского), а здание храма продано было в 1800 г. в село Рябинки, причем сумма, вырученная от продажи, была обращена в пользу Болховского Тихвинского монастыря. На том месте, где стояла эта прежняя церковь, на приходском кладбище, воздвигнута была деревянная часовня (в 1892 г. заново отремонтированная) старанием местного землевладельца Н.Н. Барышникова.

http://sobory.ru/article/?object=32490

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание М. М. Тучкова. Портрет. 1820–1826 гг. (Музей-заповедник «Бородинское поле») (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря . Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил ( 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай ( 1826). После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) . 1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Скачать epub pdf К 150-летию со дня смерти … Архимандрит Феофан (Александров, 1785–1852) создал много прекрасных сочинений, одно из которых – Рождественские ирмосы – стало, можно сказать, народным. Их поют не только в самый праздник Рождества, но и в течение всего Рождественского поста и на святках. А между тем сам Феофан сегодня практически забыт. За последние 90 лет ему были посвящены всего две довольно скупые статьи в Журнале Московской Патриархии, причем вторая 8 за 1985 год), подписанная Г.А., во многом повторяет предшествующую – профессора Льва Парийского 10 за 1952 год). В свою очередь оба автора, по признанию Г.А., базировались на ставшей уже библиографической редкостью монографии протоиерея А. П.Смирнова 1 Архимандрит Феофан, церковный композитор (Казань, 1909) и на Истории Казанской Духовной Семинарии за XVIII и XIX столетия А. Благовещенского (Казань, 1881). Обе статьи, к сожалению, содержат ряд искажений и страдают существенной неполнотой. Например, по поводу происхождения архимандрита Феофана здесь сообщается только, что он – сын дьячка из села Городище Каширского уезда и родился либо в 1785, либо в 1786 году. Как удалось установить, первая публикация о Феофане содержится в книге С.К.Смирнова История Троицкой Лаврской Семинарии, изданной в 1867 году. В семинарских архивах обнаружился документ о поступлении сюда будущего архимандрита. Из него следует, что первоначально дьячкова сына Федора во время разбора священнослужительских детей оставили при отце – с перспективой самому стать сельским пономарем или дьячком. Однако его старший брат, священник московской Климентовской церкви, ходатайствовал перед митрополитом Платоном, а через него – перед епархиальной консисторией о разрешении поступить мальчику в Троицкую духовную семинарию, на что и получил согласие. Поскольку Федор, видимо, фамилии не имел, он взял фамилию Некрасов (вероятно, епархиального секретаря, подписавшего отношение о его зачислении в семинарию), которую носил первые два-три года. Федор Васильев Некрасов 12-ти лет (согласно документу за 1799 год) и 13-ти лет (за 1800 год), сын дьячка (Василия Гаврилова – указано только в документе за 1800 год) Николаевской церкви села Городище 2 Каширского уезда Тульской епархии, ученик высшего грамматического класса, поступил в семинарию 15 декабря 1798 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

А.А. Половцов Гладин, Григорий Васильевич Гладин , Григорий Васильевич, вытегорский 1-й гильдии купец, подрядчик, строитель Ново-Ладожского канала, родился 24 сентября 1799 г. близ г. Вологды, в селе Новленском, крепостным помещика Горяинова. Еще в молодых летах, он начал мелочную торговлю пряниками и калачами, имея только 5 руб. асс., но эта торговля ему скоро наскучила и он поступил десятником при производившихся тогда работах на канале герцога Виртембергского. Затем Г. принял участие в осушке земель немецких колонистов в С.-Петербурге за Московской заставой и в разведении парка в Царском Селе. Англичане, заведовавшие этой работой, заметили способности и честность Г. и посоветовали ему сделаться самому подрядчиком, но у него не было достаточно средств, чтобы принять на себя какой-нибудь подряд. Наконец, с большим трудом ему удалось выхлопотать подряд на устройство дока в военной Кронштадтской гавани, который был начат в 1836 г. и с успехом окончен в 1840 г. В том же году он взял новый подряд – расширение и очистку Тверского (Вышерского) канала между реками Цной и Тверцой и окончил его в 1842 г. В 1843 г. Г. взялся прорыть Белозерский канал на протяжении 43 вер. и в сентябре этого же года – прорыть продолжение Онежского канала на протяжении 43 верст. Первый из них открыт 6 августа 1846 г. (за эту работу Г. награжден золотой медалью на Аннинской ленте), а второй – в 1851 г. Прорытием этих каналов Г. стал известен, как опытный и честный подрядчик, и поэтому, когда в 1852 г. была предпринята постройка С.-Петербургско-Варшавской дороги, то главноуправляющий путями сообщения гр. Клейнмихель предложил Г. взять этот подряд, но он принужден был отказаться, так как не мог обеспечить залогом подряд, оцененный в 20 млн. р. Тогда гр. Клейнмихель исходатайствовал Высочайшее соизволение на отдачу ему работ по устройству Варшавской жел. дор. от С.-Петербурга до Динабурга на протяжении 500 верст с субсидией на предварительный наем рабочих. Почти в то же время (в апреле 1851 г.) Г. взялся за постройку шоссе от Киева до Брест-Литовска на протяжении 560 верст, притом в местности во многих местах болотистой, по контракту за 5399480 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Чеодаев, Михаил Иванович Чеодаев , Михаил Иванович, генерал от инфантерии, происходил из дворян Казанской губ.; в 1799 г. он поступил унтер-офицером в гарнизонный генерал-лейтенанта Пущина I полк и в следующем году был произведен в прапорщики в Ширванский мушкетерский полк, а в 1806 году переведен подпоручиком в Кременчугский пехотный полк. В 1808 г., в чине штабс-капитана, он участвовал в Шведской войне и отличился при взятии городов Борго, Ловизы, Гельсингфорса и Свеаборга; находясь на гребной флотилии, Чеодаев принимал участие в морских сражениях при о. Ганго, между островами Рундиало и Харвисало и при о. Зундзало, когда был ранен в лицо и заслужил монаршее благоволение. В кампанию 1812 года он участвовал почти во всех крупных сражениях – при Бородине, Тарутине, Тетеркиной, Малом Ярославце, Вязьме, Красном и др., и за выдающееся мужество и распорядительность был награжден орденами: св. Владимира 4 степени с бантом и св. Анны 2 степени, золотой шпагой с надписью «за храбрость» и чином подполковника. В 1813 году, участвуя в преследовании неприятеля, сражался под Дрезденом, Люценом, Пирном, Теплицем, Кульмом, Полендорфом, Альтенбургом, Лейпцигом, где был ранен в ногу и не мог продолжать кампании; наградой ему было монаршее благоволение, чин полковника, орд. св. Анны 2 степени с алмазными украшениями и прусские ордена «Pour le Mйrime» и Красного Орла 3 степени. В следующем году Чеодаев был назначен командиром 3-го егерского полка, а в 1821 году произведен в генерал-майоры и получил в командование 3-ю бригаду 2-й гренадерской дивизии. В 1824 г. он был переведен в отдельный корпус военных поселений, а в 1825 г. командовал 2-ой поселенной бригадой 2-й гренадерской же дивизии. Когда началась польская кампания 1831 г., Чеодаев был назначен в действующую армию; за Гроховское дело он был награжден шпагой с бриллиантовыми украшениями, а за взятие Варшавы – орд. св. Владимира 2 степени. В 1832 г. Чеодаев состоял начальником 7-ой пехотной дивизии. Командуя 4-м пехотным корпусом, он участвовал в Венгерской кампании, за которую был награжден орденом св. Александра Невского с алмазными украшениями и орденом большого креста австрийского ордена Леопольда. 10 января 1850 года Чеодаев был назначен командиром 6-го пехотного корпуса и в том же году праздновал 50-летний юбилей своей службы в офицерских чинах. 8 ноября 1852 г. он был назначен заведующим всеми пехотными резервными и запасными войсками армии с оставлением и командиром корпуса. Назначенный 30 сентября 1854 года начальником всех пехотных резервных и запасных войск армии, он был уволен от этой должности, по прошению, 12 сентября 1856 года, с оставлением по армейской пехоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Уфа. Церковь Митрофана Воронежского при Юридическом институте МВД. Бывшая церковь Митрофана Воронежского упразднённого Успенского мужского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь святого Митрофана Воронежского была построена в 1852-м году, на территории Успенского Мужского третьеклассного монастыря. Это был второй по счёту в Уфе Успенский мужской монастырь, который был восстановлен 7 сентября 1799-го года. Выстроен он был на новом месте, так как прежнее место бывшего монастыря было застроено частными домами. Первый Успенский мужской монастырь был устроен близ каменной переправы через реку Уфимку и имел две церкви - церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Богоявления Господня. По преданию, монастырь был основан в царствование Михаила Феодоровича Романова. Также доподлинно известно, что на Духовных Соборах 1666 и 1681 годов, проходивших в Москве, было решено основать Викариатство при Казанском Архиепископе с тем, чтобы викарный епископ имел место пребывания, в городе Уфе, в Успенском Монастыре. Но это решение Соборов не только не было приведено в исполнение, но даже и сам Уфимский Мужской монастырь в 1764 году, при составлении новых штатов Епархий и монастырей, был закрыт. Можно предположить по выше изложенным фактам, что первый Успенский мужской монастырь просуществовал около ста лет. Второй Успенский мужской монастырь продлил своё существование примерно на 19 лет дольше, чем первый. Возрождение Успенского монастыря в 1799 году было связано с тем, что Император Павел I отменил многочисленные указы своей матери Императрицы Екатерины II. Так Уфимский Успенский Мужской монастырь получил своё второе рождение. Но построен он был уже на новом месте – за Золотухинской Слободой (под Усольскими горами). К 1912-му году на усадебной площади монастыря размещались две каменные церкви: церковь Успения Пресвятой Богородицы (построенная в 1810 году) и церковь во имя святого Митрофана Воронежского (возведённая в 1852 году). Также на территории монастыря находилось кладбище, на котором хоронили монахов и знаменитых горожан. Так, например, при церкви святого Митрофана Воронежского был погребён скончавшийся в Уфе (на покое) Епископ Оренбургский и Уфимский Михаил.

http://sobory.ru/article/?object=20748

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010