Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ.-12(24).04. 1852, Баден-Баден, Германия), поэт, переводчик. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи (после крещения - Е. Д. Турчанинова). Фамилию получил от восприемника при крещении холостого дворянина А. Г. Жуковского (грамота на дворянство Ж. получена в 1795). Воспитывался в семье Буниных, с 1792 г.- в тульском доме своей единокровной сестры и крестной матери В. А. Юшковой. Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) В 1797-1800 гг. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где приобщился к лит. деятельности (1-я публикация - стихотворение «Майское утро» (1797)). Испытал влияние личности директора ун-та И. П. Тургенева, подружился с его сыновьями Андреем и Александром, проникся общей атмосферой пансиона, где господствовали нравственно-религ. и лит. интересы, почитались сочинения европ. мистиков. В речах и стихотворениях, с к-рыми Ж. выступал на пансионских актах, отразилось увлечение идеями нравственного самосовершенствования, всечеловеческого единства и т. п. («Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»), «Добродетель» («От Света светов луч излился…») (оба 1798), «Мир» (1800) и др.). Одно из ранних стихотворений - «Платону неподражаемому, достойно славящему Господа» (1800) было откликом на «Слово на день Рождества Христова» Московского митр. Платона (Левшина) (Ж. присутствовал при его произнесении в Троице-Сергиевой лавре 25 дек. 1800). Окончив пансион с серебряной медалью, Ж. в течение 1801 г. числился на службе в московской Главной соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и А. Ф. Мерзляковым стал основателем «Дружеского литературного общества» (янв.-нояб. 1801). Целью об-ва было служение «истине и добродетели» посредством «изящной словесности», в его планы входили популяризация малоизвестных в России достижений европ.

http://pravenc.ru/text/182353.html

Задонск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое. К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем. В начале XX века в штате церкви числились: священники - Холодович Никанор Иванович, Попов Иоанн Феодорович, Синявский Николай васильевич; диаконы - Кузнецов Иоанн Вениаминович, Муравлев Алексей Петрович; псаломщики - Попов Алексей Андреевич, Попов Виктор Иванович. Приход насчитывал 756 дворов, в которых проживало более 5300 человек. В советское время церковь одной из первых в Задонске была закрыта, в здании разместился краеведческий музей. В 1940-х гг. Успенская церковь продолжила службы, здесь находилась гробовая икона святителя Тихона, сохраненная верующими. В 1974 году Успенский храм был закрыт и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм, куда была перенесена вместе с прочими святынями и гробовая икона Тихона, ныне находящаяся во Владимирском храме Рождество-Богородицкого монастыря. В 1997 году Успенский собор был возвращен верующим. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., Возведена в 1798-1800 годах, перестроена в конце XIX века. Классицизм. Первоначально ансамбль храма включал здания церкви и отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. В конце XIX века сооружена трапезная, соединившая объёмы церкви и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02077

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К канонизации Императора Павла I 25.03.2021 2274 Время на чтение 18 минут Источник: Союз Православных Хоругвеносцев 1. Свечи на могиле Императора В ночь с 23 на 24 марта был умучен Русский Император Павел Петрович Первый. В этом году исполняется 220 лет со дня этого ритуального преступления. Да, у Хоругвеносцев очень многое связано с Царём Мучеником Павлом Петровичем. И уже давно. Лет эдак 20-ть – 25-ть. Проводили мы и митинги с требованием официальной церковной канонизации Павла Петровича. Один из таких митингов я уже описал в предыдущей главе. Удивительный это был человек. Удивительный и необыкновенный. Недаром его звали «русским Гамлетом» и «русским Дон-Кихотом»… Интересно то, что он стремился к контакту с простым народом. И даже в первые в Европе ввёл награждения для нижних чинов знаками отличия орденов «Святой Анны» и «Донатом ордена Святого Иоанна Иерусалимского» («донат» т.е. «знак» отличия ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Креста») – знак отличия ордена Святого Иоанна Иерусалимского был установлен 29 ноября 1798 года Павлом I для нижних воинских чинов российской Империи Донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского Лента и Донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского Страна Российская империя Тип знак отличия Кому вручается нижним чинам Основания награждения за двадцатилетнюю службу Статус не вручается Дата учреждения 29 ноября 1798 года Количество награждений 1129 знаков Императорским указом донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского с 10 октября 1800 года стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу, взамен знака отличия ордена св. Анны, для сего установленного». Собственно, слово «Донат» в данном случае означает «знак», замещающий Орден. Заметим, что до него, каких-либо орденов или наград для солдат не существовало. Вторым после Павла наградные знаки (донаты) ввёл Наполеон. Кроме утверждённых наград нижним чинам, Павел ввёл следующие новшества: – впервые в Европе ввёл награждение нижних чинов знаками отличия орденов " Святой Анны” и " донатом ордена Святого Иоанна Иерусалимского”. Отмечу, что до этого, каких-то орденов или наград для солдат попросту не существовало и не только в России, но и в Европе. Вторым после Павла I в истории Европы наградные знаки для солдат ввёл во Франции Наполеон.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/25/k_kano...

(Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев; груз. ] (1744, с. Икалто, Кахети - 24.09.1837), митр. Бодбийско-Сигнахский (1792 - 14 июля 1811, 30 авг. 1814 - 24 сент. 1837) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ. Род. в семье дворянина Омана Макашвили, обучался дома. В 1769 г. поступил в мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в Гареджи , где получил богословское образование. В 1774 г. принял там постриг, в 1776 г. был рукоположен во диакона, в 1778 г.- во иерея, в нач. 1788 г. по благословению католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) стал архимандритом и был переведен в Ниноцминдскую епархию настоятелем мон-ря Ниноцминда . В 1790 г. католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) хиротонисан во епископа Ниноцминдского (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 4). В 1792 г. территории Бодбийской и Сигнахской епархий были объединены, и И. был переведен в Бодбийско-Сигнахскую епархию, которой руководил 45 лет. Как политический деятель И. не разделял курс последнего царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) и после его смерти не поддержал притязаний на царский престол его сына Давида. И. вел переписку с др. претендентом, жившим в Иране и пользовавшимся поддержкой иран. шаха, сыном царя Картли-Кахети Ираклия II царевичем Александром (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 156, 258, 282; Иоселиани. 1978. С. 252). Сохранилось 2 письма от 25 окт. 1800 г., принадлежащие др. сыну Георгия XII, царевичу Иоанну. В 1-м, направленном командующему рус. военными частями в Грузии ген.-майору И. П. Лазареву, царевич сообщал, что Александр прибыл в стан правителя Аварии Омар-хана, намеревавшегося совершить вторжение на груз. территории, о чем и написал письма И. и «тамошним чиновникам». Собравший груз. ополчение царевич Иоанн просил Лазарева «на подкрепление наше... поспешить» с российскими войсками. В др. письме, адресованном И., царевич Иоанн предупреждал митрополита о готовившемся вторжении Омар-хана: «Возьмите меры осторожности, дабы он не напал на ваши селения» (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Сорвижи. Церковь Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Село Сорвижи Арбажского района Первая церковь в честь Василия Великого была деревянной (село раньше называлось Васильевским). В 1754 году в селе было две церкви: холодная – Алексеевская и теплая – Васильевская. По указу духовной консистории от 3 декабря 1754 года 1586 ветхая Васильевская церковь была разобрана и в 1755 году вновь выстроена деревянная, которая 1 февраля 1771 года сгорела. По храмозданной грамоте от 12 марта 1773 года начинается строительство каменного храма во имя святой Троицы. Храм был построен в 1796 году. В марте 1798 года был освящен придел в честь святителя Василия Великого. В 1800 году освящен другой придел - во имя Тихона, Амафунтского чудотворца. В этом же году была разобрана старая деревянная Алексеевская церковь. В июле 1808 года строительство Троицкого храма закончилось и 20 июля он был освящен. В 1823 году начали строить каменную колокольню. В течение двух веков церковь благоукрашалась стараниями крестьян и благотворителей. В советское время ее судьба полностью повторила судьбу всех православных святынь. Восстановление Троицкой церкви началось в 90-е г.г. и продолжается в настоящее время. Информация с сайта Вятской епархии    Грамота на строительство каменного храма была дана в 1773 г., однако возведение его началось только спустя 9 лет. Местные каменщики под руководством Д. Горынцева трудились долго, и вчерне закончили работу в 1796 г. Еще 2 года отделочных работ и, наконец, в 1800 г. произошло долгожданное освящение первого придела храма. Здесь начались службы, а параллельно мастера заканчивали декоративные работы в холодном храме (1805-1807 гг.) и отделку главного Троицкого престола. Он был освящен в 1808 г. Колокольня была выстроена в 1823 г. отдельно от храма. Подряд на ее строительство получил мастер Ф.Трушков. Работу он завершил через 5 лет, в 1828 г. Во второй половине 19 века колокольня была соединена с храмом крытым переходом с портиками. Троицкая церковь в Сорвижах была закрыта в 1920-е гг. С 1985 г. началась реставрация, которая продолжается по сей день. Действующая.

http://sobory.ru/article/?object=12252

Боровичи. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты В слободе Коленица в конце XVIII в. устроили новое кладбище, на котором в 1798 г. началось строительство каменного храма. В 1800 г. храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Боровичане любили Успенский храм и заботились о его благолепии. В праздник Успения площадь около церкви украшалась ковром из живых цветов. В 1839—1840 гг. церковь была расширена. К ней пристроили два придела: в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и в честь Воскресения Христова. Приделы с наружной стороны были украшены портиками с колоннами. С западной сто­роны к храму пристроили притвор. На нем была устроена небольшая колокольня. В 1901 г. рядом с храмом возвели двухъярусную колокольню из красного кирпича. Она завершалась изящной главкой с крестом на яблоке. В 1911 г. церковь капитально отремонтировали и перестроили. Она приобрела более величественный вид. Среднюю часть храма надстроили новыми стенами с окнами второго света. Над куполом на высокой главке вознесся позолоченный крест. Колокольню на притворе разобрали. Архитектурный ансамбль Успенского храма и колокольни подчеркивал значимость Успенского кладбища как главного православного кладбища города. Историко-художественную ценность представляли многочисленные надгробные памятники. Кладбище имело красивое ограждение со святыми воротами. Борьба безбожной коммунистической власти с этим святым местом началась в 1931 г. В это время недалеко от церкви стали строить больницу имени Октябрьской революции. Для строительства будто бы не хватало кирпича, поэтому городские власти приняли решение использовать кирпич колокольни действующего еще Успенского храма. Разобрать монолитную кладку колокольни оказалось невозможно. Тогда рабочие стали долбить нижний ярус колокольни и вставлять в отверстия сухие бревна. Затем эти бревна подожгли. По замыслу, колокольня должна была упасть сама, лишенная опоры. Колокольня не падала. Тогда рабочие, привязав к ней канаты, стали ее раскачивать. Она упала с ужасным грохотом. Это произошло 10 августа 1931 г. Очищенного кирпича получили очень мало, едва хватило на достройку третьего этажа хирургического корпуса больницы. С колоколами поступили «по порядку закона».

http://sobory.ru/article/?object=11633

Городец. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты 24 июня 2011 года распоряжением Управляющего Религиозной организацией " Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) " архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, имеющим пастырское попечение о Местной религиозной организации " Православный Приход церкви в честь Святаго Духа г. Городца Нижегородской области " назначен иерей Роман Смирнов. В центре Городца около здания ТЦ «Добрыня» находится старинный храм, который требует капитального ремонта. Это памятник архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем. В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам». Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях. Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=10365

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Десница святого Иоанна Крестителя и Мальтийский орден О подоплёке трагических событий в Черногории 31.12.2019 4907 Время на чтение 4 минуты Столь решительное «наступление» черногорских властей на Черногорско-Приморскую Митрополию Сербской Православной Церкви поневоле даёт повод задуматься: кто стоит за спинами бывших комсомольцев и безбожников? И здесь мы должны вспомнить рассказ первого президента Черногории (1990-1998) Момира Булатовича о том, как Мальтийский орден предлагал ему 100 (!) миллионов долларов за возвращение великих христианских святынь в Рим (Десница святого Иоанна Крестителя, Частица древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери, написанная, по преданию, Апостолом Лукой). Тогда Момир Булатович, по его же словам, совершенно не представлял, какую святыню всего христианского мира хранит Сербская Православная Церковь. Напомним, что великие святыни христианского мира находились в Ромейской империи до захвата Константинополя католиками-крестоносцами в 1204 году. Затем они были перевезены крестоносцами сначала на Крит, а затем на Мальту, где расположился Мальтийский орден. В 1798 году Мальту захватил Наполеон. Мальтийские рыцари попросили защиты у Российского Императора Павла Петровича, который согласился принять титул Великого магистра Мальтийского ордена. Император планировал превратить Мальту в губернию Российской империи и создать на острове военно-морскую базу для обеспечения наших интересов в Средиземном море. В 1799 году великие христианские Святыни были привезены в Россию и 12 октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. Затем их перенесли из Гатчины в Санкт-Петербург, где их поместили в придворной Большой церкви Зимнего дворца. В память об этом событии через год после передачи Святынь Святейший Синод нашей Церкви установил 12 октября 1800 ежегодное празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя. Этот праздник торжественно отмечается Русской Православной Церковью до сих пор 25 октября (12 октября по юлианскому календарю).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/31/de...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как русский святой явился пасынку Наполеона 19 января/1 февраля - память прп.Саввы Сторожевского 31.01.2024 196 Время на чтение 6 минут С именем преподобного Саввы Сторожевского связано много чудес. Об одном из них мы и поведем рассказ. Случилось оно в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Французский генерал Евгений Богарне с двадцатитысячным отрядом занял Звенигород и поселился в Сторожевской обители. Явление святого Саввы генералу Эжену Богарне Эжен Богарне Кто же такой этот Евгений (в французском произношении Эжен) Богарне, с которым произошло чудо в занятом им монастыре? Он пасынок Наполеона, вице-король Италии и крупный военачальник. Его отец, молодой офицер Александр Богарне, в конце XVIII века взял в жены креолку Жозефину, которая в 1781 году родила ему сына. Ребенок получил имя Эжен Богарне. Политическая и военная карьера Александра внезапно закончилась: он был убит в 1794 году. Его сыну на тот момент было 13 лет. Будучи еще юношей, Евгений поступил на службу в армию. В 1796 году вдова Жозефина Богарне вышла замуж за мало кому известного в то время генерала Бонапарта, который принял детей Жозефины как своих родных. В 16 лет Евгений стал адъютантом Бонапарта. С первых шагов на боевом поприще он показал мужество и отвагу. Вместе с Бонапартом участвовал в Итальянском походе 1796–1797 годов, в Египетской экспедиции 1798–1801 годов и других наполеоновских войнах. Когда осенью 1799 года Наполеон вернулся во Францию из египетского похода, Евгений получил чин капитана конных егерей. Во время итальянской кампании 1800 года Евгений Богарне за проявленное мужество в одном из сражений в 18 лет был произведен в полковники. По этому поводу Наполеон сказал: «Евгений стремительно идет к бессмертию: он покрыл себя славой во всех сражениях». Евгений содействовал Бонапарту в государственном перевороте 18 брюмера 1799 года, в результате которого во Франции было создано новое правительство во главе с Наполеоном. Затем Наполеон стал пожизненным первым консулом и, наконец, в 1804 году он объявил себя императором Франции, а Евгений стал именоваться принцем. Он всюду сопровождал своего отчима, который ценил пасынка за его благородство, открытость, преданность и военные таланты.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/31/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Липецкой епархии), в 4 км от г. Павловска, к юго-востоку от с. Белогорья Подгоренского р-на Воронежской обл., на правом берегу р. Дон. Начало Б. м. положила казачья вдова Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822). По благословению старца Киево-Печерской лавры в 1796-1798 гг. близ слободы Белогорье (на месте существовавших, вероятно с XIV в., пещер) она выкопала пещеру в горе на 8 сажень (ок. 16 м) и стала в ней подвизаться. Вскоре Шерстюкова стяжала известность старицы, к ней стали приходить паломники, к-рые продолжали пещерокопательство. Ежегодно пещеры посещали более 30 тыс. чел. из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, С.-Петербурга и др. Местное духовенство с недоверием относилось к пещерокопателям, подозревая в них сектантские и раскольнические действия, пещеры неоднократно закрывали, Шерстюкову преследовали. В 1800 г. священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному прот. Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 г. на основании донесения белогорского благочинного свящ. Иоанна Ставрова еп. Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. В 1807 г. вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. В 1811 г. белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к еп. Воронежскому Антонию (Соколову) . В 1816 г., после освящения в слободе Белогорье Преображенского храма, еп. Воронежский Епифаний (Канивецкий) объявил о Высочайшем повелении упразднить пещеры, а пещерокопательницу отдать под суд.

http://pravenc.ru/text/77930.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010