Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты 25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он " повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение " . 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками - И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года. На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов - наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ. Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь , которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.

http://sobory.ru/article/?object=00331

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. П. Мансуров. Фотография. Кон. XIX в. Борис Павлович (12.05.1826, Москва - 21.06.1910, Рига), гос. и общественный деятель, историк, один из основоположников идеи рус. присутствия на Св. земле, член-учредитель и член 1-го состава Совета Православного Палестинского об-ва (1882-1883), статс-секретарь (1859), сенатор (1865), член Государственного совета (1872). Его отец, Павел Борисович Мансуров (1794-1881), участник Отечественной войны 1812 г., был «закадычным другом» и адресатом поэтического послания А. С. Пушкина . По окончании Училища правоведения с 1-й золотой медалью (1845) М. был зачислен на службу в канцелярию 1-го департамента Сената. 9 лет прослужил на юридическом поприще в различных департаментах Сената и Мин-ва юстиции. Чиновник особых поручений при Морском мин-ве, сотрудник аппарата генерал-адмирала вел. кн. Константина Николаевича Романова. 16 янв. 1855 г. вел. князь командировал М. в осажденный Севастополь, предоставив ему право делать распоряжения «от своего имени». В период героической обороны города (до нояб. 1855) М. руководил обустройством военно-морских госпиталей и эвакуацией из Крыма раненых моряков. По завершении Крымской войны был привлечен в качестве соавтора и редактора к подготовке нового Морского устава. Согласно Парижскому трактату 1856 г., Россия утратила право иметь военный флот на Чёрном м. Соответственно возникла необходимость сохранить и усилить русское присутствие в Средиземноморье благодаря паломничеству на Св. землю, превратить «инстинктивное, неуправляемое» народное движение в элемент политики, для чего создать соответствующую инфраструктуру в Палестине и обслуживающую ее транспортно-коммуникационную систему на Чёрном и Средиземном морях. Для решения указанных задач 3 авг. 1856 г. в С.-Петербурге было учреждено Русское об-во пароходства и торговли (РОПиТ) с портовой базой в Одессе и конторой в С.-Петербурге. М. являлся одним из идеологов и главных деятелей этого проекта. Командировка на правосл. Восток и в Иерусалим в дек. 1856 - марте 1857 г. стала поворотным моментом в его жизни.

http://pravenc.ru/text/2561858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_42.html

Пригородное. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская заречная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанская Заречная церковь, каменная, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и во имя свт. и чуд. Николая (слева). Построена в 1874 г. приходом Сердобской Пригородной слободы. Часовня каменная в ограде церкви, построена в 1881 г. Источник: сайт Пензенской епархии После того как Сердобская слобода в 1780 году получила статус города, происходит рост численности населения. Одна соборная церковь перестала вмещать всех прихожан, в результате чего в конце XVIII века строятся сразу несколько новых церквей на территории города. Второй и по значимости и по количеству прихожан можно считать Заречную церковь. Построена она была в 1776 году в честь иконы Казанской Божией Матери. Кроме тех сведений, что храм был деревянный и оставался таковым до его перестройки в конце XIX века, сохранилось крайне мало данных, связанных с историей этой церкви. Наблюдается некоторое расхождение, связанное со временем постройки здания. Так, по данным Саратовской духовной консистории за 1850 год, Заречная Казанская церковь стала действовать лишь с 1794 года. Последнее утверждение кажется неверным по двум причинам. Первой является то, что в этом же списке Саратовская духовная консистория неверно датирует перестройку Сердобской соборной церкви, указывая 1799 год, а не 1796, как большинство других источников. Главным доказательством, обосновавшим первую дату (1776 год), следует считать надпись, сделанную на иконе Казанской Божией Матери, где указывается время постройки церкви. Икона эта считалась храмовой и была осмотрена в конце XIX века Саратовским краеведом А Н. Минхом, побывавшим в Сердобске. Эта церковь до 1820 года была кладбищенской. Ещё А.Н. Минх отмечал наличие множества могил возле церкви. С 1820 года она стала приходской. На 1842 год количество прихожан равнялось 1755 душ мужского пола. При осмотре в 1843 году благочинный Лавров отметил, что “церковные стены и полы чисты и опрятны, а деревянная ограда ветха и полуразвалившаяся " . Заречные прихожане обещали приготовить материалы для деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=21386

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вознесенский кафедральный собор (Елец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский собор — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии. Содержание История [ править править код ] На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году. 22 августа 1845 года была осуществлена закладка храма. Время строительства - 44 года. Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен. 22 августа 1889 года - открытие и освящение. Первый проект собора был разработан в 1824 г. Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Архитектор Константин Андреевич Тон (1794—1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве. Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм… Вновь собор был открыт в 1947 году. Описание [ править править код ] Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца. Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_к...

Иваново. Церковь Вознесения Господня (новая). Карта и ближайшие объекты В 1844 году на окраине деревни Иконниково образовалась Вознесенская слобода. 13 июня 1848 года на главной площади была заложена, а 13-14 ноября 1851 года освящена Вознесенская церковь с приделами Сретения и Всех святых. Строился храм по заказу фабрикантов Ивана Александровича Бабурина, Петра Афанасьевича Зубкова (1785 (1786) – 1864) и В.П. Дурденевского. Автором проекта был известный архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881), основоположник нового русского стиля, автор знаменитого храма Христа-Спасителя в Москве. В качестве прототипов для своих проектов архитектор использовал соборы Московского Кремля XV-XVI веков. Шатровую колокольню с проездной аркой, обращенную на Вознесенскую улицу (ул. Жиделева), выстроил в 1857 году купец Ф.П. Зубков. В 1870-е годы на средства О.В. Коноваловой по обеим сторонам колокольни сделали пристройки, где разместилась богадельня. Церковь была окружена оградой с башнями по углам. В 1900 году храм расширили по проекту Владимирского епархиального архитектора Николая Дмитриевича Корицкого (1854-1915). С западной стороны храма сделали обширную пристройку, завершенную куполом, стилизованную под существовавшее здание. В 1912 году церковный староста Д.В. Макаров устроил в северо-восточной башне ограды Иверскую часовню. Церковь закрыли решением президиума губисполкома от 2 ноября 1928 года, " принимая во внимание факт участия возглавляющей указанную религиозную общину верующих группы лиц в контрреволюционном выступлении " . 8 февраля 1929 года президиум Иваново-Вознесенского губисполкома посчитал " целесообразным использовать здание Вознесенской церкви под центральную библиотеку " . Для этого были выделены средства и вскоре здание " переоборудовали " - снесли главы, сделали внутреннюю перепланировку. Имущество частично передали во Введенский храм, частично уничтожили. А на следующий год церковь снесли. На ее месте выстроили фабрику-кухню " Нарпит " . Сохранились лишь металлические решетки, которые установлены сейчас на улице Громобоя, около детского сада.

http://sobory.ru/article/?object=35000

Лопьял. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В с. Лопьял (Богоявленское) Троицкая церковь каменная, построена в 1811 г. расстоянием от г. Вятки в 212 верст, от уездного города в 18 верстах. Приписная церковь в починке Михайловском деревянная, освящена в 1908 г., часовня Михайловская, построена в 1881 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2 десятины 672 сажени, пахотной 33 десятины, земля находится в пользовании крестьян. О кружечных доходах сведений нет; от казны на содержание духовенства назначено 931 руб. на весь причт. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. ржи и овса. Прихожан: православных русских 2095 муж. пола, 2153 жен. пола, приход состоит из 25 селений расстоянием 2 – 9 верст. Село расположено по Казанскому проселку, ведущему из г. Уржума в г. Казань, на берегу реки Уржумки. Не в далеком расстоянии от села находятся лесные рощи крестьян, помещиков и государственная роща. В приходе школы: министерская двухклассная в селе, земские – в деревне Сабуяле, в деревне при Двух Студеных Ключах, в починке Михайловском (ныне село Михайловское) и школы грамоты Витлинерская (Кисели) и Толгозинская. Занятие прихожан – хлебопашество. Древние предметы: крест серебряный 1803 г., сосуд с прибором серебряный, потир, обложен резною серебряной решеткой 1795 г., две оловянные дароносицы, евангелие напрестольное, издание Моск. Син. типогр. 1791 г., евангелие на полуалександрийской бумаге; иконы: образ нерукотворного Спаса, образ Казанской Божией Матери, образ Владимирской Божией Матери, образ Св. и Чуд. Николая, издревле почитаемый, особенно черемисами, образ Св. Власия и Модеста, Тихона Амафунского, Антипы, мучеников Флора и Лавра, образ страшного Суда Божия (висит на паперти) 1788 г., образ Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и Германа; книги: устав церковный 1773 г., осмогласник (две книги) издание Моск. Синод. типографии 1727 г., Триодь постная и праздничная минея того же издания, минея на все месяцы и общая 1794 г.

http://sobory.ru/article/?object=19973

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Развалины древней Деметриады [греч. Ιερ Μητρπολις Δημητριδος κα Αλμυρο] Элладской Православной Церкви. Деметриада (впосл. Димитриада) была основана Деметрием I Полиоркетом в 294/3 г. до Р. Х. на холме на берегу Пагасейского (Пагаситикос) зал. (в 1,5 км к югу от совр. г. Волос) и являлась важным портом. Димитриадская епископия впервые упоминается в 422 г. Она занимала первое место в списке епископий, подчиненных Ларисской митрополии. Максим, еп. Димитриадский, принимал участие в III Вселенском Соборе (431). Сохранились развалины 2 базилик IV и IV-V вв. Город был укреплен имп. Юстинианом I. С заселением этой территории в VII-VIII вв. слав. племенами Димитриада временно приходит в упадок. После взятия Константинополя крестоносцами (1204) и возникновения Фессалоникийского королевства папа Римский Иннокентий III учредил в Димитриаде лат. епископию. В кон. XIII в. за обладание городом соперничали византийцы и венецианские правители Эвбеи. Наиболее тяжелым периодом для православных было время оккупации города каталанцами (1310-1381). В 1393 г. Димитриада была захвачена турками. В XIII в. Димитриадская епископия объединилась с Алмирской епископией, а в XV в.- с Загорской. B XIV в. началась миграция населения из Димитриады в соседний Волос, куда после убийства турками Димитриадского епископа Агапия (1613) была перенесена епископская кафедра. В 1757 г. Димитриадская епархия возведена в ранг архиепископии (кафедра перенесена в Загору), в 1794 г.- в ранг митрополии (кафедра в Волосе). В XIX в. среди управлявших митрополией иерархов были нмч. Григорий III (Орологас) (1855-1858; † 1922) и ученый архиерей Дорофей Схоларий (1858-1870). В мае 1882 г., после присоединения Фессалии к Греческому королевству (1881), Димитриадская митрополия вошла в состав Элладской Православной Церкви в ранге епископии. В 1910 г. бывшие в составе епархии о-ва Сев. Спорады передали Эвбейской епископии. В 1922 г. преобразована в митрополию.

http://pravenc.ru/text/172054.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010