Поникли. Церковь Воскресения Словущего. Церковь в память Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , Нила Столобенского , Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:между приблизительно 1785 и 1791. Год утраты:приблизительно 1942 (во время Великой Отечественной войны) Адрес: Тверская область, Нелидовский район, д. Каменка, погост Поникли. Координаты: 56.30115, 33.018166 Проезд:По пути из Москвы, свернуть с трассы М9 направо, на север, на деревню Сёлы. В Сёлах повернуть на главном перекрестке налево и ехать на восток до деревни Каменка. Место бывшей церкви (холм) располагается на северо-востоке деревни Каменка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый храм Воскресения Христова в селе Поникли упоминается в окладной книге митрополита Симеона IV, где священником указан Исаия. Вторая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с деревянной оградой была устроена в 1760 году. Каменная церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с приделом во имя преподобного Нила Столобенского, была устроена тщанием полковника Андрея Григорьевича Огонь-Догановского в 1791 году. Придел во имя Тихвинской Божией Матери пристроен усердием тайного советника Антония Михайловича Рачинского в 1818 году. Каменная колокольня пристроена тщанием коллежского асессора Алексея Антониевича Рачинского в 1859 году. Церковь, бывшая ранее холодной, по указу Консистории от 25 сентября 1898 года обращена в теплую. Вокруг храма - каменная ограда. Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников. Приход в 1774 году состоял из 237 дворов. В 1912 году в приходе было 28 деревень и 16 хуторов(всего 549 дворов). По материалам: «Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1. Бельский уезд. Редков Н.Н. Смоленск, 1915 год». Из воспоминаний о церкви. Церковь Воскресения Словущего располагалась ранее рядом с деревней Каменка, поглотившей деревню Поникли.

http://sobory.ru/article/?object=24520

Белики. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Дата строительства первой деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Белики Полтавской губ. неизвестна. Лишь теоретически можно высказать догадку о существовании церкви в кон. XVII - нач. XVIII ст. Древнейшее известное упоминание о Покровской церкви относится к 1722 г., когда церковная пасека насчитывала 4 улья пчёл «на зиму оставленных». В 1751 г. на месте старой церкви за счет сотников Белицкого-Петра Тройницкого и Нехворощанского – Каленика Прокопиева была возведена новая трёхдильная церковь. 10.10.1776 г. она была передана из ведомства Киевской в Славянскую и Херсонскую епархию. В то время в ней несли службу один священник, 1 дьякон, 4 священнослужителя. Перестроена она была в 1781 г. В 1791 г. средства для новой перестройки храма предоставила кн. Ульяна (?) и ее сын Николай (?). В этот период существования храма с его западной части была пристроена деревянная колокольня, которую перестроили в 1859 г., сделав второй ярус восьмигранным и предоставив ей шатровое завершение с декоративным фонарем и шлемовидным куполом с крестом. Колокольня была окрашена масляной краской в белый цвет. В 1867 г. в храме был проведен капитальный ремонт, во время которого с северной и южной стороны центрального объёма пристроили два притвора с четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Над лестницей установили крыльца. Во время следующего ремонта в 1880 г. над алтарем на колокольне старую кровлю заменили на металлическую и окрасили её в зелёный цвет. В 1889 г. церковь была поставлена на каменный цоколь, а территорию обнесли деревянным забором и установили ворота с двумя калитками. В нач. ХХ в. церковь была крещатая в плане, одноэтажная, пьятичастная, в одной связи с колокольней. Кровля над центральным объёмом имела залом, а над четверкой за помощью парусов был установлен восьмигранный световой барабан, который имел в каждой плоскости по прямоугольному окну и завершался деревянным декоративным фонариком и шлемовидным куполом с крестом. Церковь известна также под названием «Лесная» благодаря своей удаленности от центра села.

http://sobory.ru/article/?object=53504

Лакинск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь села Ундол, Суворовская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Казанская церковь реставрировалась в 1990-е годы, действующая, состояние удовлетворительное. Церковь хорошо известна автомобилистам. Почему-то именно на участке федеральной трассы М7 в районе Казанской церкви чаще всего располагаются засады ГАИ по контролю за скоростным режимом на въезде в Лакинск от Москвы, и в другом направлении, после преодоления крутого подъема от низины с речкой Ундолка. Село Ундол (Лакинск) - от Владимира 30 верст, близ ж/д станции, на речке Ундолке. Церковь Ундольская в книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записана так: «церковь Воскресения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа в селе Ундоле в вотчине окольничего Федора Васильевича Головина дани 11 алтын». В 1693 г. усердием помещика стольника П.В. Головина в Ундоле была построена другая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, но в книгах патриаршего казенного приказа 1746 г. пишется только Воскресенская церковь. В настоящее время в Ундоле существует церковь в честь Казанской иконы Божией Матери; Воскресенская же нарушена, но когда – неизвестно. Местный образ Воскресения Господня сохраняется в Казанской церкви. В 1859 г. на церковные средства пристроена к церкви теплая трапеза с престолами: в честь преп. Сергия, Радонежского чудотв., и в честь св. и чудотв. Николая и колокольня; в 1870 г. также на церковные суммы церковь и колокольня обнесены каменною оградою. Из святых икон отличаются древностью вышеупомянутая икона Воскресения Господня и Казанская икона Божией Матери. Копии метрических книг с 1791 г. и исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости; опись церковного имущества составлена в 1851 г. и хранится в церкви. При церкви имеется каменная сторожка и каменная часовня в ограде. Земли церковной 35 дес. 262 кв. саж. План на землю имеется. Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание ежегодного дохода причт получает: от земли, от процентных бумаг, от сбора хлебом и за требоисправления всего до 1640 руб. Приход состоит из села и деревень: Хренова, Лапина, Петрушина, Алексеевки, Тюриков, Александровки и сельца Быкова. Деревни расстоянием от церкви не далее 9 верст. Всех дворов в приходе 326, душ муж. пола 1164, жен. 1301. В селе имеется земское училище, помещается в отдельном доме.

http://sobory.ru/article/?object=01874

Липецк. Кафедральный собор Рождества Христова. Рождественский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Христорождественский кафедральный собор — православный храм, расположенный на центральной площади города Липецка — Соборной. Архитектор — Томмазо Адолини. Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году. В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин.

http://sobory.ru/article/?object=00983

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КСЕНИЯ Семеновна Петрухина (1897 - 20.03.1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КСЕНИЯ (Черлина-Браиловская Евдокия Федоровна; 24.01.1881 - 15.09.1937), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) КСЕНОФОНТ Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КУКША (Величко Косма Кириллович; 1875-1964), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_31.html

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи - Аксаков С.Т. Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи - Аксаков С.Т. Аксаков Сергей Тимофеевич Сказку " Аленький цветочек " записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Сказку " Аленький цветочек " записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести " Детские годы Багрова-внука " : " Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: " В некиим царстве, в некиим государстве... " Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об " Аленьком цветочке " . С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я " Царь-девицу " , " Иванушку-дурачка " , " Жар-птицу " и " Змея Горыныча " . В последние годы жизни, работая над книгой " Детские годы Багрова-внука " , Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку " Аленький цветочек " и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Аленький цветочек Сказка ключницы Пелагеи В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны – по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4227...

Вступление Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни.     Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Сказка ключницы Пелагеи В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны – по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сергей Тимофеевич Аксаков Ко дню памяти великого русского писателя 11.05.2012 520 Время на чтение 8 минут Ко дню памяти великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (20.09/03.10.1791-30.04/13.05.1859) мы публикуем одну из последних статей основоположника славянофильства Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Впервые опубликовано: Русская С. I- VIII. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 3. - М., 1900.- C. 369-375) ) подготовил профессор А. Д. Каплин . + + + 30-го апреля узнала Москва , что умер Сергей Тимофеевич Аксаков, и с горестью почувствовала, что лишилась великого художника. Об этом общем и для всех одинаково доступном вопросе скажем несколько слов, отстраняя все свои личные отношения к человеку, которого мы так глубоко и искренно любили и уважали. Особенности художника принадлежат только ему: они составляют часть его собственной природы. Критический анализ может раскрывать их, оценивать, передавать их в общее сознание, но не может передавать их в пользование или собственность кому-либо другому, точно так же как нельзя созидать другому звук голоса, взгляд и движения лица, составляющие чью-нибудь собственность. Всему этому можно отчасти подражать, под все это можно до некоторой степени подделываться; но к чему служат такие жалкие подделки? Разумеется, мы не думаем отрицать пользы художественного анализа; мы знаем, как много расширяет он область мысли, как он устраняет ложные понятия и усиливает самое художественное наслаждение; но полагаем, что наибольшая польза критики заключается не столько в разборе особенностей художника, сколько в ясном сознании его отношений к самому художеству. С этой стороны по преимуществу наставителен пример Сергея Тимофеевича Аксакова. По-видимому, его поприще представляет какую-то странность, почти необъяснимую. Долгая жизнь и - очень короткий срок художественной деятельности. Эта деятельность не смолода, как часто бывает, но в летах уже близких к старости, и не мгновенно возбужденная (что также случалось), но мгновенно измененная и как будто чем-то оплодотворенная после долгих и безплодных стремлений.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/12/...

Добрый день Степана Михайловича Аксаков С.Т. Добрый день Степана Михайловича/Сост. Т. А. Соколовой. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 656 с. — (Серия «Библиотека духовной прозы»). Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859) — мему­арист и критик, поэт и прозаик. В книгу вошли его ху­дожественные воспоминания о детских и юношеских годах, о замечательных русских людях, с кем приве­лось встретиться на жизненной стезе, — Г. Р. Держави­не, Н.В.Гоголе, М.С.Щепкине. ПИСАТЕЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА Писатель и мемуарист, литературный и театральный критик, неутомимый пропагандист столь любезных сердцу русского человека охоты и рыбалки, государственный чиновник и видный общественный деятель. Все это — Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). Современник Н. М. Карамзина и Г. Р. Державина, И. В. Киреевского и А. И. Писарева, И. С. Тургенева и С. П. Шевырева, близкий друг Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина, он написал прекрасные воспоминания о них, ставшие непреходящим свидетельством эпохи. Русская читающая публика с нетерпением ждала откликов С. Т. Аксакова о произведениях русских писателей и поэтов — А. С. Пушкина, М. Н. Загоскина, князя А. А. Шаховского, Ю. В. Жадовской. Почитатели театра старались не пропустить статей Аксакова (печатавшихся, правда, в основном под псевдонимом) о русском национальном театре в лице его главнейших представителей — великих актеров П. А. Каратыгина, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина. Но, безусловно, главным трудом Сергея Тимофеевича Аксакова была и остается его автобиографическая трилогия: «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука», завершенная автором на склоне лет, в 1856 году. Воистину: эту удивительную трилогию знала вся читающая Россия, плененная чистотой помыслов ее героев, красотой народного языка, который и лежит в основе всего творчества Аксакова. И сколько бы лет ни минуло, всё новые и новые поколения читателей (и совсем еще юных, и уже проживших жизнь) будут обращаться к этой удивительной, бессмертной прозе, рисующей зримые картины давно ушедшей, но такой притягательно-родной жизни.

http://pravoslavie.ru/55132.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010