Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Сортировка: Карта и ближайшие объекты С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщание митрополита Платона в 1791-1792 годы на восточных вратах обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя Преподобного Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. В 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830 гг.; 1839-1843 гг. вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь Преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви Преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за полгода, и 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, храм был освящён. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ... «Встретившись, взаимно они поклонились до земли, прося друг у друга благословения, и никто из них не хотел принять на себя первенства дать благословение другому: так велико было их обоюдное смирение. Едва умолен был преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию…» (Из жития преподобного Стефана игумена Махрищского). В память о знаменательной встрече преподобных Сергия Радонежского и Стефана Махрищского у стен Махрищской обители над её восточными вратами, в 1791 году, по благословению митрополита Платона (Левшина), была устроена надвратная церковь во имя преподобного Сергия. Возведенный при строителе иеромонахе Астионе каменный храм был освящен 5 октября 1791 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игуменом Досифеем. Окончательная отделка была завершена летом 1793 года. Эта церковь с особым входом снаружи была отдана приходскому причту, долгое время не имевшему своего храма. В 1824 году Сергиевская церковь пришла в крайнюю ветхость, и Учрежденный Собор Лавры предписал ее запечатать. Лишь в 1830 году при строителе иеромонахе Тихоне были начаты восстановительные работы. Необходимо было «исправить храм с восточной стороны, починить кровлю листовым железом и окрасить ее, заменить деревянные кружала купола».

http://sobory.ru/article/?object=06918

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН СЕЗЕНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блаженный Иоанн Сезеновский Иоанн Лукич Быков, Сезеновский ( 1791 - 1839 ), Христа ради юродивый , блаженный Память 14 декабря (местн.), в Соборах Воронежских , Липецких и Тамбовских святых Родился 24 июня 1791 года в селе Горках Коротоякского уезда Воронежской губернии, у крестьянина Луки Ивановича Быкова, дворового человека небогатого помещика Коротоякского уезда Воронежской губернии Федора Кузьмина. По свидетельству ближайших родственников, Иоанн с малых лет отличался кротостью и незлобивостью, любил уединение и безмолвие, чурался детских игр. Отец Иоанна даже в преклонных годах часто ходил на богомолье в Киев и другие святые места. Несколько раз в этих странствиях ему сопутствовал и малолетний сын. А в 15 лет Иоанн по особому Промыслу Божию вступил в духовный подвиг, известный в Православной Церкви под названием юродства Христа ради . Тогда участились и его странствия. Чтобы прекратить самовольные отлучки дворового, барин отдал его для обучения к столяру. Но ни угрозы, ни наказания не могли его заставить быть внимательным к мирскому делу. Тогда приставили Иоанна пасти стадо. Вскоре он решил навсегда покинуть родину и отправился в Киев . Здесь, у трапезной Киево-Печерской лавры , вместе с другими нищими он вначале просил милостыню, а через некоторое время был принят в монастырь послушником . Но помещик уже разыскивал беглого своего раба, и через некоторое время Иоанна заковали в железо и в наказание оставили без питья и пищи. Но чудодейственным путем у Иоанна в достатке было и питья, и просфор, а когда это потребовалось, оковы сами спали с его рук. Вскоре после этого в поместье приехал Василий Федорович, сын помещика и друг детства Иоанна, и освободил подвижника из заключения. Блаженный Иоанн ушел из мира, и теперь уже навсегда. В 1816 году Иоанн жил в Задонском монастыре и был послушником известного затворника Георгия Машурина .

http://drevo-info.ru/articles/25950.html

V. Архимандрит Митрофан, настоятель Московского Богоявленского монастыря 132 Покойный архимандрит Митрофан начал было (в апреле 1846 г.) составлять, на латинском языке, подробные записки о собственной жизни. Не для других, а единственно для того, чтобы познать себя, он предпринял этот труд, но, к сожалению, простер его не далее седьмого года своего возраста. Кроме того, он пытался кратко в стихах изобразить некоторые черты своей жизни. Этот очерк доведен до 1839 года, но с опущением детства и школьной жизни о. Митрофана. В «Московских Ведомостях» помещен был его некролог, заимствованный после «Губернскими» (1851 г. 4, стр. 39 – 42). Предлагаемые нами сведения об архимандрите Митрофане почерпнуты, сверх указанных источников, из официальных и многих других бумаг, оставшихся по его смерти, также из достоверных рассказов о нем. _________ В селе Ивановском, находящемся в дмитровском уезде Московской губернии, в последней половине прошлого столетия был священник Гарасим Иванович. Того же села дьячок Лаврентий Герасимов, сын священника, жил с родителем в одном доме. Жена его Екатерина Никитична отличалась не одной наружной красотой, но также тихостью нрава и добротой сердца. У них в 1791 г. 2 ноября родился сын Михаил, так названный в честь св. архистратига Михаила, празднуемого церковью 8 ноября; в этот день и было совершено над младенцем таинство крещения. Старший брат его – Петр был впоследствии священником в селе Огникове, звенигородского уезда; младшая сестра Пелагея, слабая и болезненная, скончалась в отроческом возрасте. Михаил в детстве тоже болезненный, почти три года страдал расслаблением и не мог ходить. С целью укрепить его ножки, мать, по совету какой-то крестьянки, посадила его под квашню, потом и забыла про него; тогда только вспомнила, когда другие спросили о нем. Бедный ребенок начал уже задыхаться: мать вынула его из-под квашни полуживого 133 ! Тем, что был долгое время сиднем, ему (так он сам объяснял в своих записках) как будто пред-изображалась жизнь сидячая, уединенная, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

А.А. Половцов Сперанский, Михаил Михайлович Сперанский , граф Михаил Михайлович – государственный деятель времен Александра I и Николая I (1772–1839 г.). I. Сперанский родился 1 января 1772 г. в селе Черкутине, Владимирского уезда, где отец его, Михаил Васильевич, был священником. Семи лет отдан был отцом во Владимирскую духовную семинарию; по окончании семинарского курса, как один из лучших студентов, переведен был студентом в главную Александро-Невскую семинарию, которую также прекрасно окончил (1791 г.) и был оставлен при ней преподавателем математики, физики, красноречия; затем преподавал философию и сделан был префектом семинарии. Благодаря связям, которые давно уже образовались между Черкутиным и известным протоиереем Самборским, в свою очередь близким к кн. Куракину, Сперанский принят был на службу к кн. А. Б. Куракину, определившему его вскоре (1797 г.) в канцелярию генерал-прокурора. Несмотря на частые смены генерал-прокуроров при Павле (Куракин, Лопухин, Беклешов, Обольянинов), Сперанский продолжал возвышаться и тогда уже стал известен лично и государю и цесаревичу Александру Павловичу. Вступление на престол Александра I сразу изменило положение Сперанского; Д. П. Трощинский, пользовавшийся тогда большим доверием государя, взял к себе в помощь Сперанского, который был назначен статс-секретарем (19 марта 1801 года); скоро Сперанский занял место в канцелярии нового непременного совета. Тогда же Сперанский стал проникаться конституционной идеей; государь хотел в день своего коронования обнародовать всемилостивейшую свою грамоту русскому народу, которая должна была стать magna charta России; сохранился текст этой грамоты с незначительными стилистическими поправками Сперанского. К этому же времени относится сближение Сперанского с молодыми друзьями Александра – Кочубеем, Строгановым, Новосильцевым и Чарторыйским; можно считать доказанным, что Сперанский не только был осведомлен о намерениях неофициального комитета, но и принимал косвенное участие в работах, составляя записки и проекты для молодых друзей Александра (Корф и вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Городище. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 10 километрах на юго-запад от г. Минска находится д. Городище. Она является деревней Щомысленского сельсовета. Первые упоминания д. Городище относятся к середине XVI века. В 1567 году деревня являлась собственностью князей Палубинских. В местечке проводились торги и имелся господский двор. С 1667 года Городище переходит во владение Статкевича Е., а в 1791 году – в имение помещика Пищалы. Своего храма в деревне до середины XVIII века не имелось. Население никогда не было католическим. О том, что оно изначально исповедовало Православие, свидетельствует, во-первых, время основания поселения – до Брестской Унии, во-вторых, то, что первый храм являлся униатским, а не римо-католическим. В 1756 году владельцем имения, помещиком Пищало, возводится деревянный на каменном фундаменте униатский храм в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Храм представлял собой прямоугольный сруб под гонтовой крышей, над которой с фронтального бока и посередине возвышались два купола. Оштукатуренные стены членились рядом окон и входными дверями. Потолок и пол были дощатые. Апсиду выделял простой иконостас на 10 икон. В церкви имелся местночтимый образ святителя Николая в серебряной ризе, пожертвованный в 1780 году Игнатием Пищало. Этот же помещик записал на церковь 20 десятин земли. В 1839 году приход переходит в Православие. Из первой клировой ведомости за 1840 год известно, что к тому времени церковь находилась в довольно ветхом состоянии. К ней было приписано 4 храма: 1. В д. Чики – деревянная с колокольней церковь в честь Предтечи Господня Иоанна. Построена помещиком В. Войдзевичем. 2. В д. Витовка – деревянная церковь в честь Преображения Господня. Построена в 1764 году помещиком Пищало. 3. В д. Новый Двор – деревянная церковь в честь Успения Богородицы. Построена в 1764 году помещиком Францем Володковичем. 4. В д. Вериги – деревянная церковь в честь Положения Ризы Господней. Построена в 1820 году помещиками Веригами.

http://sobory.ru/article/?object=42156

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Преподобный Иоанн, Затворник Сезеновский (1791–1839) Преподобный Иоанн уже с ранних лет тянулся к духовным подвигам. Будучи сыном крепостного, он в детстве дружил с сыном своего барина. Детей тянуло к духовным подвигам, они часто молились, даже надели на себя железные пояса, заперли их замками и ключи бросили в реку Потудань. Эта тайна обнаружилась, когда от них пошел дурной запах. Чтобы снять обручи, железо пришлось пилить – оно так врезалось в тело, что образовались раны. Подвиг юродства Иоанн принял в пятнадцать лет. Чтобы удержать Иоанна дома, помещик отдал его в обучение к столяру. Но он постоянно только портил материал, как будто ничего не понимал. Тогда его сделали пастухом. Но и тут, углубленный в молитву и размышления, он не замечал, как его скот заходил в засеянные поля. Помещик его наказывал, а другие пастухи били иногда до того, что он терял сознание. Подкрепляемый священником, который беседовал с ним иногда целые ночи напролет, Иоанн не оставлял избранного пути. Он молился часами, плача и вздыхая, часто обращаясь к иконе святителя Димитрия. Однажды во время такой ночной его молитвы, священник, бывший в соседней комнате, увидел от образа ослепительный свет, падавший на лицо Иоанна. Однажды Иоанн со своим старшим братом Иларионом пошли на праздник в соседнюю деревню и, возвращаясь, зашли ночевать на свой пчельник. В эту самую ночь Иоанн тайно ушел из дому и сперва побыл у двух подвижников, потом вступил в Киево-Печерскую лавру, где три года провел послушником при трапезной. Но в лавре его увидели богомольцы из родного села, об этом сообщили помещику, Иоанн вынужден был вернуться в родное село. Здесь он снова стал юродствовать, и тогда помещик сковал его и запер под караулом в амбаре, приказывая не давать ему ни пищи, ни питья. Может быть, барин относился к Иоанну с особым раздражением потому, что родная сестра Иоанна, Марья, тоже проникнутая стремлением к Богу, ушла неизвестно куда. Только письмо знаменитого острогожского юродивого Ивана Васильевича, когда написал помещику, что его крепостной – Христов раб, а не его раб, и уверения о том же священника заставили помещика оставить Иоанна в покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Федоров , Павел Иванович, генерал от инфантерии, бессарабский военный губернатор, сенатор, род. в 1791 г., умер в Москве, состоя на службе, 30 июня 1855 г. По окончании курса наук в С.-Петербургском 2-м Кадетском корпусе, Ф., 17-ти лет от роду, поступил 14 января 1808 г. прапорщиком в Старооскольский пехотный полк и в том же году выступил с своим полком в поход в Турцию, где оставался на театре войны до 30 августа 1812 г., находясь, между прочим, в 1809 г. на флотилии в Сулинских гирлах и в десанте при крепости Измаиле. В отечественную войну с французами участвовал в 1812 и 1813 гг. во всех главнейших делах русской армии в пределах Польши, Австрии и Германии; 27 апреля 1813 г., при переправе через Эльбу, был сильно контужен в шею, под правым ухом и лишился слуха на этом ухе; 8 и 9 мая того же года сражался под городом Бауценом, 10 и 11 августа участвовал при разбитии корпуса под начальством маршала Нея при местечке Гольдберге, причем на второй день ранен пулею навылет в левый бок, 5 и 6 октября того же года был в генеральном сражении при Лейпциге и унесен с поля битвы, раненный двумя пулями. За выказанную во всех этих делах храбрость награжден орденом св. Владимира 4 степени и чином майора. Для излечения тяжких ран оставался до 1817 г. в разных германских госпиталях, а затем лечился до 1819 г. на Кавказских минеральных водах. Уволенный по болезни от военной службы, Ф. был назначен 29 сентября 1820 г. полицеймейстером в городе Николаеве, Херсонской губернии, и, занимая эту должность, состоял в 1829 г. членом комитета, учрежденного для решения дел по Черноморскому департаменту; в том же году назначен обер-штер-кригс-комиссаром этого департамента, а в 1833 г. переименован в генерал-майоры, с назначением комендантом города Николаева. С 23 июня 1834 г. исправлял должность николаевского и севастопольского военного губернатора, 28 августа того же года назначен бессарабским гражданским губернатором, заведуя вместе с тем, с 29 ноября 1835 г., измаильским градоначальством; в 1836 г. назначен бессарабским военным губернатором. В отсутствие новороссийского и бессарабского генерал-губернатора четыре раза временно исправлял его должность (с 18 сент. 1838 г. по 14 окт. 1839 г., с 22 июля по 22 сент. 1840 г., с 3 июля 1843 по 26 окт. 1844 г. и, наконец, в 1844 г.); за отлично усердную службу и полезные труды, оказанные при исправлении этой должности, Ф. был награжден орденом св. Владимира 2 ст. (1839), чином генерал-лейтенанта (1840) и орденом Белого Орла (1844); кроме того, за содействие при исполнении мер, принятых для устройства плавания по Дунаю коммерческих судов, удостоен императором австрийским ордена Железной Короны 1 ст. Произведенный в 1852 г. в генералы от инфантерии, Ф. 29 мая 1854 г. был уволен от должности бессарабского военного губернатора, с Высочайшим повелением присутствовать в сенате и с оставлением при армии; в сенате Ф. заседал до 1855 г. в 1 отделении 6-го департамента.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Юферов, Семен Андреевич Юферов , Семен Андреевич капитан–лейтенант флота, д. с. с., переводчик с английского языка; родился в 1772 г. Образование получил в С.–Петербургском водоходном училище, куда поступил 15 ноября 1786 г. В 1788 г. Ю. окончил курс училища, после чего произведен был в гардемарины и поступил на службу в Балтийский гребной флот. В 1790 г. он участвовал волонтером в Выборгском сражении, за что 9 августа того же года произведен был в подпоручики. 9 июля 1791 г. Ю. переведен был в Черноморский флот, с назначением при этом на должность мичмана на корабль «Св. Троица». 1 мая 1794 г. он утвержден был в чине мичмана Черноморского флота. В течение 1795–1804 годов Ю. крейсировал на разных судах в Черном море. Кроме того, он некоторое время (1801 г.) состоял преподавателем английского языка мореходного училища в Николаеве. 14 марта 1801 г. Ю. был произведен в лейтенанты, а 23 марта 1805 г. уволен со службы во флоте с чином капитан–лейтенанта. Оставив морскую службу, Ю. 6 марта 1806 г. поступил членом в Одесскую учетную банковую контору, причем переименован был в коллежские асессоры. Получив в 1811 г. чин надворного советника, он в следующем году был уволен со службы в учетной банковой конторе и не занимал никакой должности до 17 января 1829 г., когда был назначен начальником экипажного отдела черноморской экспедиции, с переименованием в чин 7–го класса. Когда было образовано черноморское управление, Ю. 1 сентября 1832 г. был назначен начальником второго отделения корабельностроительной экспедиции. 28 мая 1836 г. он был определен управляющим временной экспедицией для разрешения дел бывшего черноморского департамента. За отличие по службе Ю. был произведен 23 сентября 1837 г. в чин 6–го класса, а 3 ноября 1839 г. в чин 5–го класса. В 1844 г. он был награжден орденом св. Станислава 2–й степени, а за 35–летнюю службу в офицерских чинах – орденом св. Владимира 4–й степени. В следующем году он получил орден св. Анны 2–й степени. 6 апреля 1855 г., вследствие упразднения временной экспедиции, начальником которой он состоял, Ю. был назначен членом общего присутствия черноморского интендантства. В течение 1853–56 годов Ю. жил в Николаеве. 11 ноября 1857 г. он был назначен состоять по морскому министерству, а в 1859 г. уволен со службы с производством в действительные статские советники. Время смерти Ю. неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Бунзен Христиан-Карл-Иосия – известный немецкий писатель, историк и богослов (род. в Корбахе, в княжестве Вальдеккском, 1791 г.; ум. в Бонне, 1860). Он изучал богословие и филологию в Марбурге и Геттингене в 1808–13 гг.; благодаря своему знакомству с Нибуром и Сильвестром де-Саси, занялся изучением древней истории и восточных языков, и готовился уже к путешествию по Востоку, когда в 1818 г. поселился в Риме, сначала в качестве секретаря при прусском посольстве, затем «атташе» с 1823 г., и с 1827 г. в качестве министра-резидента. В 1839 г. он назначен был посланником в Берн, и в 1841 г. в Лондон, где и оставался до 1854 г. Остаток своей жизни он провел в качестве частного человека, по большей части живя в Гейдельберге и посвящая себя литературным занятиям – филологии, истории и богословию. Среди его исторических сочинений известны «Базилики христианского Рима», Мюнхен, 1843, и «Место Египта во всемирной истории», Гамбург, 1844–57, в 6 томах. Также и некоторые из его богословских сочинений имеют исторический характер, каковы « Игнатий Антиохийский и его время», Гамбург, 1847, и «Ипполит и его век», Лондон, 1857, в 2 томах, которые, вместе с его «Analecta Ante-Nicaena», и «Очерками философии всемирной истории», составляют его большое произведение «Христианство и человечество», Лондон, 1854, в 7 томах. Прямо полемический характер имеет его «Устройство церкви будущего» (1845) и «Знамения времени» (1855), причем последнее заключает в себе резкую полемику с Шталем и Генгстенбергом. Важное дополнение к его полемическим и критическим сочинениям составляет его «Полная толковая Библия для общины» в 9 томах, 1858, законченная Гольцманом в 1870. Его «Мемуары», содержащие часть его частной переписки, изданы были его вдовой в 1868 г. В 1869 г. вышла его корреспонденция с Гумбольдтом, а часть его переписки с Фридрихом Вильгольмом IV в 1873 г. Барон Бунзен был высоко образованный христианин, с широкими взглядами и большими личными достоинствами. Его гостеприимный дом в Капитолие в Риме и в Лондоне был центром литературных знаменитостей из всех стран. Он содействовал учреждению англо-прусской епископии в Иерусалиме, в качестве базиса для более широкого единения между немецкой евангелической и англиканской церквами. Подобно своему царственному покровителю и другу, Фридриху Вильгельму IV Прусскому, он отличался романтическими наклонностями ума, и предавался разным фантастическим схемам. Он придерживался многих спорных вопросов особенно в отношении Библии и впадал в пантеизм; но его сердце было всецело предано Христу, как Божественному Спасителю, и он умер в этой вере. Жена его была одной из благороднейших и образованнейших англичанок своего времени, и ее «Мемуар о бароне Бунзене» (на англ. языке, издан Ниппольдом и на нем.) служит прекрасным памятником их обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010