Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Макарий (1788–1860) Старец Макарий (Иванов) поселился в Оптинском скиту в сорок шесть лет. В первые два года своего пребывания в скиту отец Макарий, находясь при старце Льве, помогал ему в обширной его переписке; в 1836 году определен духовником обители, а с 1 декабря 1839 года назначен скитоначальником. Преподобный Макарий был строителем скита, и при нем в скиту возводились многие строения. Скитская церковь , стоящая в средине остальных зданий, была предметом особенного попечения старца. Каждое украшение занимало в ней то, а не иное место по особой мысли старца и его личному указанию; и потому-то она с первого взгляда так и привлекала соединением благолепия с простотой. Даже росписи были сделаны по замыслу старца. Скит превратился в один огромный цветник, все скитские дорожки покрылись шпалерой цветов, начиная с низкорастущей, благоухающей резеды, до разноколерных красивых георгин. Внутренность скита еще основателем его, отцом Моисеем, обращена в плодовый сад. Усердием одного из ближних учеников старца сад этот не только поддержан, но приведен в наилучшее состояние. Урожай не продавался, и скитская братия имела за своей скромной трапезой «утешение» из плодов своего сада. В 1857 году при участии святителя Филарета Московского , уважавшего преподобного Макария, были утверждены особые штаты для скита. Келья старца Макария была всегда открыта для учеников. Предварясь Иисусовой молитвою, ученики могли войти к старцу в любое время. Старец даже беспокоился, не видя у себя долго тех, кто постоянно обращался к нему. По смерти преподобного Льва, на попечении отца Макария осталась вся духовная паства мирян почившего старца, и эта паства все расширялась. В последние годы жизни, удрученный усталостью, старец не раз выражал скорбь о том, что не должен и не может уклоняться от обуревавшего его огромного количества народа. И он нес с верой возложенный на него крест. Служение старца Макария совершалось посредством устных бесед и разговоров с приезжавшими для свидания с ним в Оптину, и переписки. На все это нужно было урывать время и без того заполненное иноческими и начальническими обязанностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Елец. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находится на углу улиц Октябрьской и Свердлова. Вследствие неоднократных перестроек и реконструкций в дошедшем до нас здании Архангельской церкви три ее части имеют различный «возраст», отличающийся почти столетием. Наиболее древней является колокольня, выстроенная в 1788 году; трапезная построена на месте прежней в 1828 году; собственно церковь заменила более раннюю и возводилась с 1845 по 1860 г. Разное время нашло свое отражение в самом здании, заявляя о себе соответствующим архитектурным стилем. Если поздний классицизм трапезной мог найти «общий язык» с ранним классицизмом колокольни и архитектурным оформлением ранее существовавшей собственно церкви, то вновь выстроенная в 1860 году огромных размеров собственно церковь своим официальным русско-византийским стилем вторглась чужеродным элементом как в общую композицию храма, так и особенно в характер его архитектурного декора. Это не может не снизить архитектурно-художественной ценности памятника, играющего большую роль в создании запоминающегося силуэта города Ельца. В то же время историческая ценность колокольни и трапезной несомненна. 1880 г. – церковь обнесена чугунной оградой из решеток и столбов, двое ворот и калитка. К архангельской церкви были приписаны 2 каменные часовни. 11 июня 1899 г. – церковь пострадала от пожара. Один из колоколов церкови весил 500 пудов. 1922 г. – властями изъята серебряная утварь церкови. 1930 г. – церковь закрыта, чуть позже в 1930-х г. – уничтожены четыре ложные главки, завершения основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны. Здание использовалось как складское помещение – хранилась бумага, подвалы – склад горпродторга. Здание пережило пожар, рухнул свод трапезной, в результате аварии снесено северное крыльцо. 1993 г. – церковь передана Вознесенскому собору, частично восстановлена.  Храм Михаила Архангела в Ельце снова открыт для прихожан. Торжественное открытие состоялось 1 мая 2016 года на праздник Великой Пасхи. В настоящее время ведутся активные работы по восстановлению подвального помещения, проводится отопление, освещение и другие коммуникации, это необходимо для регулярной работы храма в зимнее время. Примечательно, что во время войны в подвале церкви находилось бомбоубежище, об этом сообщил настоятель, это подтверждают и остатки трафаретной надписи над одим из подвальных окон. Также удалось узнать, что в советское время все росписи храма были подвергнуты целенаправленному уничтожению, вдоль стен были установлены строительные леса для большего удобства очистки стен от фресок. Сегодня от изображений остались только едва видимые контуры, местами виден рисунок орамента. По неведомым причинам, были сохранены лишь две фрески в алтарной части церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02126

Вахитовский район. Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По преданию, храм был поставлен на месте армянской церкви. Действительно, в древности на том месте находилась армянская слобода, где жили купцы. Точная дата основания храма не сохранилась. В одном из текстов 1739 года говорится о ней: «Церковь великомученика Георгия в кирпишной слободе, деревянная, при ней придел деревянной тоже Изосима и Савватия Соловецких, освящена в 7225 году ( т. е. в 1717 г от Рождества Христова)». В документах 1788 года о ней говорится уже как о каменной. Георгиевская церковь имела три придела. Главный – великомученика Георгия Победоносца, правый –Дмитрия Солунского, левый Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В 1825 году далеко выдающееся на улицу крыльцо заменили двумя боковыми лестницами, при колокольне выстроена часовня. В 1860 году храм был переделан в теплый. В начале 1900-х годов приделы были расширены на восток до уровня главной апсиды. Крест главного купола был увенчан короной. В церкви хранилось много древних икон, многие со святыми мощами, что и не удивительно – церковь стояла посреди слободы, населенной староверами. В 1939 году храм был разобран на кирпич. На его месте в сквере, до 2004 года находился бюст Карла Маркса.  Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Крестный ход для освящения воды на озеро Кабан в Крещение Господне 1929 года был последним для 71 члена религиозной общины Георгиевской церкви. Запрос в НКВД на разрешение общего собрания 24 февраля удовлетворен не был, хотя и был подан заблаговременно. Такая «политика», имевшая целью посеять смятение в ряды общины, была поддержана и появлением комиссии ТатНКВД, проверившей наличие имущества. Изъяны, особенно при поставленной цели, найдены были в два счета. Попытки общины объяснить или хоть как-то оправдаться результатов не дали. 25 марта ТатНКВД, Управление Адмнадзора, представило в Президиум ЦИК ТАССР ходатайство, где указывалось на бесхозяйственное содержание богослужебного здания, усматривая в этом нарушение пп.

http://sobory.ru/article/?object=32588

Глава 7. Старец иеросхимонах Макарий Иеросхимонах Макарий – старец Оптиной Пустыни, в миру Михаил Николаевич Иванов, из дворян Дмитровского уезда, Орловской губ., родился 20 ноября 1788 г. и скончался 7 сент. 1860 г. Он старчествовал в Оптиной Пустыни совместно со старцем Леонидом, в схиме Львом, а затем до самой смерти нес единолично великий и святой подвиг старчествования в обители. Начнем с описания первой встречи одного инока со старцем. Она происходила в ранней его юности, когда жаждал он монашеского жития. «В те времена скитский лес был гуще и величественнее, чем теперь, и, в вечном полусумраке его святой тайны Божьего девственного создания, догорающий день  быстро сменялся мраком ночи и ночная тень ложилась плотнее и гуще, чем на просторе обширного Оптинского монастырского двора. Красотой был в то время скитский лес, когда в благоговейном трепете подходил я со своим путеводителем к св. воротам, скрывавшим за собой, казалось мне, истинных небожителей, временно и только для назидания, сшедших с горнего неба на грешную землю. Вспомнил я по дороге, что о. Герасим, прощаясь со мной в Сергиевой Лавре, сказал мне: «А ты постарайся найти, как придешь в Оптину, в скиту двух рясофорных монахов, отца с сыном – они ваши, Саратовские. Зовут отца Никитой, а сына Родионом; они наверное к тебе будут ближе других». И, вот, идя дорожкой по лесу в скит, я и думал: ах, если бы мне найти своих земляков – все бы было лучше… Когда ушел мой старец-путеводитель, я, еще не входя в святыя ворота, бросился на колени перед изображением свв. Отцев на стенах св. входа и слезно им помолился, чтобы они меня приняли в скитскую братию, и затем трепетно переступил порог скита, осенив себя крестным знамением… Меня сразу обдал густой, чудный запах резеды и всей роскоши скитских цветов благовонной вечерней зари догоравшего знойного летнего дня. Прямо передо мною, пересекая мне дорогу, смотрю, идут два инока. В скитском храме звонили во все колокола … Я поклонился инокам в землю. «Откуда брат?» Я назвал свою родину. Иноки переглянулись между собой…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. преп. Старцы Оптинские Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода " Добротолюбия " . В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841). До этого он некоторое время, пребывал в разных монастырях, и в одном из них встретился с учеником молдавского старца Паисия отцом Феодором. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — " умной молитве " . Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Победа над бесами была одержана преподобным Львом, конечно, только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов возмущения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, а на вопрос своего ученика, как он приобрел такие духовные дарования, отвечал: " Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит Свою милость " . Ученик и сотаинник старца Льва — иеросхимонах Макарий (1788-7/20 сентября 1860), прибыл в Оптину пустынь вслед за преподобным Львом и поступил под его духовное руководство. Ранее он познакомился со старцем Львом в Площанской пустыни, где пребывал под руководством старца Афанасия, ближайшего ученика преподобного Паисия Величковского. Старец Афанасий обладал большим количеством переводов святоотеческих творений, сделанных преподобным Паисием, и приобщил к исследовательской и литературной деятельности преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые переводят, обрабатывают и перекладывают на литературный язык писания (в основном в переводах старца Паисия) величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближнего подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Лицо преподобного постоянно было светло, сияло духовной радостью и любовью к ближнему, в чем проявлялось видимое действие творимой им непрестанно Иисусовой молитвы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Содержание Предисловие Психологические основы Русская житийная литература и ее источники Критические исследования Назидательная литература Часть первая. Домонгольский Период Страстотерпцы Святая Плеяда Преп. Авраамий Смоленский Период татарского нашествия и ига Святые князья Святители Преподобный Сергий Радонежский Святой Стефан Пермский Распространение Святости и Ее противники Северная Фиваида I. Преп. Кирилл Белозерский II. Иноки комельского леса III. Иноки кубенского озера Противники христианской духовности в России I. Русское язычество и его пережитки II. Антихристианские секты а) Стригольники б) Ересь жидовствующих Часть вторая. Золотой Век Русской Святости Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский и их школы Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Жизнь Учение Преподобный Иосиф Волоколамский Личность и дело Писатель А) Устав Б) Послания В) «Просветитель» Святые Миряне Юродивые Христа ради Женская святость Часть третья. Русская святость петровскую эпоху и позже Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) Личность. О Совершенстве. Поклонение Святого Дмитрия Страстям Христовым. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) Человек. Епископ Воронежский. Подвижник. Духовное учение Святителя Тихона. Паисий Величковский и начало духовного обновления. Оптина Пустынь и ее старцы Старец Леонид (1768 –1841) Старец Макарий (1788–1860) Старец Амвросий (1812 –1891) Преподобный старец Серафим Саровский (1759–1833) Заключение Алфавитный указатель     Предисловие Труд ныне уже покойного отца Иоанна Кологривова, предлагаемый здесь русскому читателю, возник первоначально в качестве лекций, читанных в Папском Восточном институте в Риме. Цель была, таким образом, – сколь возможно полно и точно ознакомить с вершинами русской духовности молодых представителей западного религиозного мира. Не только на Западе имеют, обычно очень туманное представление о том, что из себя представляет русская святость и как она проявлялась за тысячу лет русской истории: приходится признать, что в самой России лишь в течение последних дореволюционных десятилетий начали обращать должное внимание на величайшие ценности собственной духовной культуры. Очень многое из них, в XIX веке лежавшее втуне, незамеченным или непонятым, открывалось как бы заново и стало предметом очень серьезной и вдумчивой исследовательской работы. В России эта работа оказалась затем прерванной событиями, не успев принести всех своих плодов, и лишь отчасти могла быть продолжена отдельными русскими авторами заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов , имевшая место в ходе общего обострения мусульмано-христ. отношений на Ближ. Востоке в сер. XIX в. (см. в ст. Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. Т. 2. С. 523). Противоречия между этими этноконфессиональными группами накапливались с 1-й трети XVIII в., когда началось массовое переселение маронитских христиан из сев. округов Ливана в населенные друзами центральные и юж. районы. Первоначально друзские феодалы поощряли миграцию шелководов-христиан, привносивших в их владения новые методы ведения сельского хозяйства. Ситуация изменилась в 30-х гг. XIX в., когда в период оккупации Ливана егип. войсками большая часть друзской знати была изгнана из страны, а земли перераспределили между поддержавшими новые власти маронитскими лидерами. Меры, применяемые египтянами по установлению фактического равноправия подданных вне зависимости от их религ. принадлежности, привели к росту политического самосознания местных христ. общин, а раздача маронитам оружия и привлечение ливан. христиан к подавлению антиегип. восстаний друзов превратили маронитское ополчение в мощную военную силу. Ливан. эмир Башир II Шихаб (1788/89-1840), ранее тайно перешедший в христианство, стал открыто участвовать в богослужении, проводимом по маронитскому обряду. Христиане составляли большинство в подчиненных ему войсках и адм. аппарате. Разгром египтян в 1841 г. и последовавшее возвращение в страну друзской элиты, рассчитывавшей восстановить свои феодальные прерогативы, сделали межконфессиональный конфликт неизбежным. Усилению внутриливан. противостояния способствовала политика османских властей, стремившихся восстановить свое влияние в Ливане, и европ. держав, желавших усилить свои позиции на Ближ. Востоке: прежде всего Франции, традиционно поддерживавшей маронитов, и Великобритании, сделавшей ставку на друзов.

http://pravenc.ru/text/180495.html

О.Л. Фетисенко Неизвестный отзыв преподобного Амвросия Оптинского и иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове Источник Когда говорят о теме «Оптина пустынь и славянофилы», главным образом подразумевают преп. Макария Оптинского (1788–1860) и семью Киреевских – яркий пример синергии церковной и светской культуры. Пожалуй, кроме И. В. и П. В. Киреевских, из старших славянофилов никто в Оптиной «замечен не был». Гораздо теснее связь их с Троице-Сергиевой лаврой и Московской Духовной академией 1 . В истории изучения «оптинской» (и шире – церковной) темы заметна следующая тенденция: взгляд светских исследователей направлен преимущественно на выявление и характеристику творческих и биографических связей писателей с монастырем и старцами, церковные же писатели и агиографы используют литературные сюжеты в «апологетико-катехизических» целях, для того чтобы показать: глубокая религиозность не мешает литературному творчеству. В обоих случаях центр тяжести оказывается смещенным в сторону великих посетителей 2 , а не обитателей монастыря. Так, долгое время больше писали о том, что Достоевский думал о русских монастырях вообще и об Оптиной пустыни в частности, нежели о том, как воспринимали в Оптиной его самого и его произведения 3 . Между тем для исследования важен взгляд «из-за церковных стен» – отзывы старцев о писателях и философах, их отклики на светские публикации по церковным вопросам. Интересны фрагменты такого рода в письмах старцев или их высказывания, сохраненные мемуаристами, но еще значительнее заметки или письма аналитического характера. Один из документов подобного рода сохранился в фонде К. Н. Леонтьева в отделе рукописей Государственного литературного музея (Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 337). Это записка оптинского иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове. На л. 1 есть помета Леонтьева, сделанная карандашом: «О Хомякове. Оптинское мнение о. Амвр и о. Климента». Леонтьев упомянул об этой рукописи в заметке, получившей заглавие «О богословствовании мирян» 4 . К тексту о. Климента исследователи не обращались. Между тем он важен, поскольку является фактически записью отзыва Оптинского старца о богословствовании Хомякова и о его роли в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Онега. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты В состав прихода входили все жители города Онеги, Андозерского селения (в 12 верстах от Онеги) и рабочие на лесопильных заводах под Онегой. В 1601 г. в приходе было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, построенный в 1597 г. В писцовых книгах 1621 и 1622 г.г. указывалось, что в Устьенской волости (названа по своему местонахождению в устье реки Онеги) было 22 крестьянских дома, 3 церковнослужительских, 6 келий, дом священника на погосте был сожжен и разорен литовцами. В 1657 г. волость, по грамоте царя Алексия Михайловича, была пожалована основанному в том же году патриархом Никоном на острове Кие Крестному монастырю. В 1683 г. был построен новый Никольский храм, в 1695 г. - соборный Успенский храм. Волость оставалась во владении монастыря до 1765 г., когда была причислена в состав Новгородской губернии, в 1776 г. переведена в состав Архангельской губернии, в 1780 г. Усть-Онежское селение переименовано в уездный город Онега. 19 июня 1827 г. оба храма сгорели от удара молнии. По сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно-Богословский и Ильинский. Храм был двенадцатиглавый и имел 30 углов. Никольский храм с трапезой и папертью был теплым, при нем был холодный Иоанно-Предтеченский придел. Сгоревшие храмы были уже ветхими. Строительство каменного двухэтажного Свято-Троицкого храма и каменной колокольни началось на средства в размере 8000 руб. асс., пожалованные по указу Екатерины II от 1783 г., и на добровольные пожертвования. Строился храм очень долго. Сначала в июле 1800 г. архимандритом Крестного монастыря Никоном был освящен нижний теплый храм в честь Архангела Михаила, затем главный Свято-Троицкий храм - 17 мая 1814 г. архимандритом того же монастыря Кириллом. 2 июля 1837 г. был освящен придел в честь Николая Чудотворца в трапезной нижнего храма. Онежский собор, называвшийся до пожара Успенским, стал именоваться Свято-Троицким. 28 ноября 1848 г. во время совершения литургии в нижнем Михайло-Архангельском храме, по неизвестной причине, случился пожар в колокольне, вследствие чего все деревянное строение как в колокольне, так и в верхнем Троицком храме сгорело, купол колокольни обвалился, колокола упали. Иконостасы и все имущество нижнего храма были спасены, в верхнем же храме все сгорело. Восстановление верхнего храма шло очень медленно, так что он вторично был освящен в 1860 г. На городском кладбище находился каменный храм во имя св. Лазаря. Ему предшествовал одноименный деревянный храм, построенный в 1788-1791 г.г., освященный в 1791 г. и сгоревший 24 мая 1884 г. На строительство каменного храма израсходовали 3000 руб. из церковной казны и 8000 руб. пожертвований. Несмотря на пожар 1886 года, когда многие лишились своих домов, горожане принимали деятельное участие в строительстве храма. Храм был освящен 10 декабря 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=15243

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010