При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: " Государь, молись " ». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению. " Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго " ». В разговоре с Государем схимник также сказал: «Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш». « " Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца " , — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича. Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие. Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге. Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини.

http://elitsy.ru/holy/1998/

Статистика Александра Федоровна (Романова), царица-мученица Русская императрица, супруга императора Николая I (1796-1855) Александра Федоровна Романова (принцесса Шарлотта Прусская) родилась 1 (13) июля 1798 года в Потсдаме (Пруссия). Урожденная принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина была третьим ребенком в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III из династии Гогенцоллернов и его супруги, королевы Луизы. Ее отец, Фридрих Вильгельм III (1770-1840), был добрым и искренне верующим человеком, но оказался слабым и нерешительным правителем, натурой, в общем, совсем не примечательной. Став в 1797 году прусским королем, он обещал содействие Австрии, но ничего не предпринял после вторжения в Австрию Наполеона в 1805 году. После сокрушительного поражения прусской армии под Иеной и Ауэрштедтом (1806), потеряв половину своих владений, Фридрих Вильгельм был вынужден подписать в 1807 году Тильзитский мир. Мать принцессы Шарлотты, прусская королева Луиза-Августа-Вильгельмина-Амалия (1776-1810) была дочерью дочь герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого. Фридрих Вильгельм и королева Луиза женились в 1793 году, и у них родилось трое детей. Два сына от этого брака, Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) и Вильгельм I (1797-1888), впоследствии стали прусскими королями, а Вильгельм - ещё и первым германским императором (с 1871 года). Шарлотта была младшим ребенком в семье и единственной их дочерью. Став королевой, Луиза вскоре привлекла к себе сердца подданных и примкнула к партии реформ. Она пыталась вскружить голову Наполеону, ей самой вскружил голову русский царь Александр. Когда осенью 1806 года Фридрих Вильгельм выступил в поход против французов, Луиза последовала за ним в Тюрингию. После битвы при Иене Луиза бежала в Кенигсберг, забрав с собой троих детей, в том числе и младшую - 8-летнюю Шарлотту. В январе 1807 года Луиза была уже в Мемеле. Наполеон преследовал королеву, которую считал зачинщицей войны за своего нерешительного мужа, сопровождая погоню самыми недостойными оскорблениями. Несмотря на это, королева Луиза решила лично просить Наполеона в Тильзите о более мягких условиях мира, но все её усилия были напрасны.

http://lib.cerkov.ru/authors/601

В 63 г. до Р. Х. Гней Помпей захватил Верхний город и Храмовую гору, вошел в Святая Святых, уничтожил стены И. и заставил Хасмонеев подчиниться власти Рима. И. стал столицей Иудеи, части рим. пров. Сирия. Наследовавший Хасмонеям вассал Рима царь Ирод Великий был сторонником эллинизации И., его правление (37-4 гг. до Р. Х.) - период экономического процветания города, сопровождавшегося социальным расслоением. Царь Ирод перестроил в И. храм (см. Храм Иерусалимский ) и возвел гигантский дворец; во дворе цитадели и в Армянском саду, у юго-зап. угла совр. городской стены, и на горе Сион, за стеной Старого города, открыты части его вытянутой с севера на юг платформы высотой 4-5 м и площадью более 4 га (300-350×60-130 м) ( Bahat, Broshi. 1975). Севернее дворца воздвигли 3 новые башни - Фасаэля, Мариамны и Гиппика; связанные с городской стеной, они защищали как дворец Ирода, так и город. Основание одной из них (Фасаэля или Гиппика) известно как башня Давида у совр. Яффских ворот (см.: Johns. 1950; Amiran, Eitan. 1970). Ирод перестроил также башню Барис в сев.-зап. углу Храмовой ограды (37-35 гг. до Р. Х.), расширив ее до размеров большой крепости, и назвал Антонией в честь имп. Марка Антония (снесена имп. Титом). Она защищала Храмовую гору, служила казармой и дворцом. Возможно, здесь был преторий римлян (офиц. резиденция рим. прокуратора), куда на суд Пилата привели Иисуса Христа (Ин 18. 28 - 19. 16); однако идентификация вымостки в мон-ре жен. конгрегации Богоматери Сиона как упомянутого евангелистом Иоанном (Ин 19. 13) «лифостротона» (см. Гаввафа ) стратиграфически недоказуема ( Benoit. 1952). Как и арка «Се человек», она не связана с крепостью Антония и со временем Иисуса Христа, но относится к маленькому форуму эпохи имп. Адриана. По версии, предложенной Гибсоном, с преторием во дворце Ирода следует идентифицировать руины мощных построек в зап. части города, в районе башни Давида ( Gibson. 2009). По всему И. Ирод построил не менее 6 резервуаров, проведя к ним воду по акведуку длиной 24 км: 2 - в районе храма (Овчая купель, или Вифезда, и т. н. Израиль - оба к северу от храма), 1 - в Антониевой крепости (Струтион), 3 - в районе Яффских ворот (Мамилла; Иезекииля и Офеон к юго-западу от города).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Верхняя церковь могла быть построена ок. 1130 или между 1163 и 1180 гг., время ее разрушения не выяснено ( Pringle. 2007. P. 287-306). Археологические исследования выявили базилику (27×38,5 м) предположительно с 8-гранной или крестообразной формой столбов. Стены были оформлены снаружи и внутри плоскими пилястрами. Центральная из 3 апсид, 3-гранная снаружи, была выдвинута. К числу базилик средней величины относится неск. монастырских церквей. Церкви св. Марии Великой и св. Марии Латинской, имевшие структуру с 3 парами столбов и перестроенные крестоносцами, находились в комплексе госпиталя. Строительство ц. св. Марии Латинской (Santa Maria Latina), судя по источникам (Вильгельм Тирский и др.), связывается с правлением халифа аль-Мустансира (1036-1094). После взятия города крестоносцами, по свидетельству Альберта Ахенского, только храм Гроба Господня и ц. св. Марии Латинской находились в сохранности. В 1893-1898 гг. на руинах церкви была построена лютеран. ц. Искупителя, включившая фрагменты старого здания. Совр. археологические раскопки не дают ответа, каким в точности был храм. Его фрагменты, а также фотографии и описание де Вогюэ, сделанные до 1893 г., свидетельствуют о его создании в 30-х гг. XII в., когда возводилась ц. св. Анны, а сев. портал мог быть пристроен в 40-50-х гг. XII в. Церковь имела 3 пары столбов, фланкированных со всех сторон полуколоннами. Апсиды изнутри и снаружи были полукруглыми. Предполагается, что церковь XI в. была снесена перед возведением новой. Церковь св. Марии Великой (Santa Maria Maior) относилась к бенедиктинскому жен. мон-рю св. Марии Магдалины. По свидетельствам паломников XII в., он находился между ц. св. Иоанна Крестителя и ц. св. Марии Латинской в квартале госпиталя. К кон. XIX в. руины церкви были раскопаны, но в самом начале XX в. уничтожены, и наши знания о ней базируются на чертежах и сообщениях К. Шика и Л. Ю. Венсана ( Schick. 1899. 213-214; 1902. 47-48; Vincent, Abel. 1922. Fasc. 3. P. 646-647; 1926. Fasc. 4. P. 954, 958, 963 и др.). План этой базилики был близок к плану ц. Марии Латинской и общей структурой, и формой столбов и апсид. Квадратная ячейка перед апсидой на чертеже Венсана перекрыта куполом, остальные - крестовыми сводами. Церковь предположительно датируется 40-50-ми гг. XII в.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Пусть новое, точнее, новозаветное название нашего старого «Санкт-Петербургского церковного вестника» напоминает читателю о том, Кто животворит и Кто питает Своим Духом наше дыхание, наши души и тела, и куда устремляет нас Правда Божия, если мы предадимся ее мощному, полноводному потоку. Предвосхищение проповеди язычникам Материалы к проповеди Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО Господь выходит на проповедь с призывом к покаянию, как бы подхватывая факел, выпавший из рук Иоан­на Крестителя. Само слово «покаяние» является едва ли не ключевым в Евангелии. Его еврейский эквивалент бесконечно богаче этимологического значения греческого слова метанойа («перемена в образе мыслей»). В устах пророков «покаяние» означало не просто изменение направления пути, возвращение к себе, «отвращение» от греха, но твердое решение о безоговорочном возвращении к Богу, решительный поворот от греха к праведности. Вот в чем будет «достойный плод покаяния». Слова Предтечи можно перефразировать следующим образом: «Покайтесь, чтобы подготовиться к Царству». Новый первый мост Из истории одного... Екатерина СЕМОЧКИНА Новому мосту дали название Благовещенского – по имени находившейся на ближайшей площади церкви лейб-гвардии Конного полка. Этот изящный храм в итало-византийском стиле построили в 1844 - 49 годах по проекту архитектора К. А. Тона. После революции в течение многих лет пополнявшая свое богатое убранство церковь сильно пострадала при «изъятии ценностей». В октябре 1928 года храм закрыли, а почти через год приговорили к уничтожению с постыдной мотивировкой «стеснял трамвайное движение». Замечательно, что в 1854 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера на самом мосту между разводными пролетными строениями соорудили часовенку Николая Чудотворца («Николай-на-мосту»). Воздвигнуть ее решили после того, как воспитанники Императорской Академии Художеств привезли из Италии, где они учились искусству мозаики, мозаичный образ Святителя Николая Чудотворца. Для этой иконы и построили часовню. По свидетельству современников, она была «изящна, богато украшена, и в солнечные дни сверкала на солнце позолотою». Часовня была дорогим украшением моста и его «духовной доминантой». Однако судьба ее также печальна: превратившись в склад инвентаря мостовых уборщиков, в 1930 году была снесена и она.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/1/

Мария Александровна (1853–1920 гг.), великая княжна, дочь императора Александра II и императрицы Марии Александровны, родная сестра великого князя Сергея Александровича. С 1874 г. в браке с Альфредом–Эрнстом–Альбером, герцогом Эдинбургским и Саксен–Кобург–Готским, сыном английской королевы Виктории. Виктория Федоровна (1876–1936 гг.), великая княгиня, урожденная принцесса Виктория–Мелита, дочь герцога Эдинбургского и Саксен–Кобург–Готского Альфреда и великой княжны Марии Александровны. В 1-м браке (с 1894 г.) с Эрнстом–Людвигом великим герцогом Гессен–Дармштадтским (родным братом Елизаветы Федоровны); во 2-м браке (с 1905 г.) с великим князем Кириллом Владимировичем. Перешла в православие в феврале 1907 г. Брак признан императором в 1907 г., пожалован титул великой княгини. ГА РФ, ф. 63, оп. 52, д. 159, л. 97–98 об. Подлинник. Рукопись. Там же, д. 23, т. 1, л. 58–59. Машинопись. Подлинник Алексий (Соловьев; 1846–1928 гг.), см. о нем примечание 8 к вводной статье. Черниговский скит, пещерное отделение Гефсиманского скита, создан в 1847 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 52, д. 189, л. 136–136 об. Подлинник. Рукопись. Имеется в виду ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; 1876–1937 гг.), хиротонисан во епископа Волоколамского 14 сентября 1909 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 52, д. 189, л. 193–193 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 208–209. Подлинник. Рукопись. Мария Павловна старшая (1854–1920 гг.), великая княгиня, урожденная принцесса Мария–Александрина–Елизавета–Элеонора Мекленбург–Шверинская, с 1874 г. супруга великого князя Владимира Александровича, родного брата великого князя Сергея Александровича. ГА РФ, ф. 63, оп. 52, д. 189, л. 211–213 об. Подлинник. Рукопись. Десятинный монастырь в Великом Новгороде, по преданию, основан в 1-й половине XIII в. княгиней Феодосией Мстиславовной (в монашестве Евфросинья), матерью князя Александра Невского, в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 г.,первое упоминание о монастыре относится к 1327 г. После революции 1917 г. закрыт, в 1918 г. здесь находилась Новгородская ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ, в подвале Рождественского собора – камеры для арестованных, в настоятельском корпусе – клуб чекистов. В 1929 г. снесена кладбищенская церковь Всех Святых и закрыто монастырское кладбище, в середине 1950 гг. уничтожен монастырский собор. В настоящее время на территории монастыря располагаются Новгородская региональная организация Союза художников России и ее мастерские, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли (основан в 2002 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Подробно Тимофеева останавливается на ограде обители, ее воротах и башнях. Еще в начале XVIII века стены Рождественского монастыря города Владимира и четверо ворот были деревянными. Восточные ворота, по преданию, были наглухо закрыты после выноса из монастыря мощей Александра Невского. В 1763 году вся ограда обители уже была каменной с 4 воротами и 4 угловыми башнями. Южные ворота, выходящие к Клязьме, с середины XIX века тоже были наглухо забиты и ими не пользовались. В главе, посвященной монастырскому некрополю, приводятся все сведения о захоронении Александра Невского, о гробницах, найденных в Рождественском монастыре в 1930-х и 1990-х годах. Тимофеева сообщает, что в монастыре хоронили архимандритов, архиепископов, монахов, соборных старцев, отставных военных, присланных в монастырь по царскому указу «для пропитания». В отдельной главе речь идет о дворах и подворьях монастыря и архиерейского дома: «слободах монастырских» во Владимире, гостином дворе за Ивановскими воротами, летнем архиерейском доме возле Успенского собора, Патриаршем саде, загородных дворах (под Веризино на реке Содышке, на реке Рпени, в селе Добром), подворьях в суздальском кремле, Московском Кремле и других местах Москвы. В приложении, которое называется «Слово о погибели Рождественского собора. Документальная хроника», детально рассказывается, что происходило с обителью после Октябрьской революции: как в 1918 году в нее вошли войска внутренней охраны, обслуживавшие нужды губернского отдела ЧК, как выселяли монахов, как в Крестовой церкви открылся танцевальный зал, как владимирцы пытались спасти Рождественский собор и колокольню от сноса и как в 1925 году чуть не была снесена часть стены монастыря. Второй раздел книги посвящен Константино-Еленинскому монастырю в селе Доброе. Автор анализирует разные существующие датировки его возникновения, включая легенду об основании обители при Андрее Боголюбском, описывает исторические акты и грамоты, связанные с монастырем, в том числе хрестоматийную уставную грамоту митрополита Киприана 1391 года, рассказывает о его упразднении в XVIII веке и о печальной судьбе монахов.

http://bogoslov.ru/event/6027466

Колокольня храма – не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации. Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Французы использовали храм под конюшню. В 1920-х годах церковь была закрыта. Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 году в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В этот период храм был перестроен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри церкви сохранились росписи XIX века и хоры-ложа в западной части. В 1965–1967 годах храм отреставрировали, под руководством архитектора Г. А. Макарова была восстановлена колокольня. В 1991 году церковь великомученицы Варвары была возвращена верующим. Церковь великомученицы Екатерины на Всполье (Москва) В XVI веке на Всполье царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была устроена белильная слобода. В ней построили деревянную церковь во имя святой Екатерины Великомученицы, которой молятся об облегчении родов и защите детей. Что стало с этим храмом впоследствии, неизвестно. Как документально известно, церковь святой великомученицы Екатерины на Всполье была возобновлена лишь после Смутного времени. Она была устроена на месте сражения между войсками Второго Ополчения и отрядами польско-литовских интервентов. С 1625 года в церкви значится придел преподобного Феодора Студита, с 1636 года – придел святителя Николая. В 1657 году церковь великомученицы Екатерины, что на Всполье, в документах показана каменной. Есть предположение, что устроение каменной церкви во имя великомученицы Екатерины было связано с чудесным явлением великомученицы царю Алексею Михайловичу. Святая Екатерина предсказала царю рождение дочери Екатерины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Многократные ремонты и поновления очень исказили фасад церкви, окна лишились наличников. Внимания специалистов храм не привлекал, и в публикациях о выдающихся московских церквях сведения о нем не встречаются. В 1926–1928 годах по инициативе прихода и настоятеля храма о. Сергия Мечева были произведены реставрационные работы под руководством известного архитектора-реставратора Д. П. Сухова. Они затронули фасады и нижний этаж церкви, где в северной части были выявлены элементы древней архитектуры и воссоздан придел, освященный во имя святого Алексия, человека Божия. Были исследованы и восстановлены окна первого яруса северного придела, оконные обрамления абсиды и четверика церкви, установлены кубчатые решетки по древнему образцу. В 1932 году храм был закрыт. Последняя Божественная литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 23 сентября (6 октября) храм был окончательно закрыт и разорен. С колокольни была снесена глава, а с четверика – глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений – в доме располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение составила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Ка занского придела. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены. Силами клириков и прихожан был установлен каменный иконостас тонкой работы. С 1990 по 2009 год настоятелем храма святителя Николая в Кленниках был из вестный протоиерей Александр Куликов. Все эти годы своего служения отец Александр духовно окормлял еще остававшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Когда я ещё служил в большом и старинном храме св. Иоанна Богослова в Порецком районе, со мной произошли следующие события. Мы делали ремонт храма и подготавливали его к празднику. Я купил краску и положил ее в две большие дорожные сумки. Приехал в районный центр, чтобы оттуда также на автобусе добраться до своего храма. Так как сумки были тяжёлые, а народу было много, то я как ни старался, но влезть в автобус не смог. Так я и остался один на остановке. Скорбя, я потихоньку пошёл в свой посёлок, который находился в нескольких километрах. Но вот милость Божья. Я не прошёл и пятисот метров, как меня подобрала легковая машина, которая направлялась в нужную мне сторону. И каким было моё удивление и ужас, когда увидел такую картину. Мой автобус стоял разбитым... На спуске через овраг его занесло, и одна сторона автобуса просто была снесена бетонными заграждениями. Кто находился на этой стороне, сильно пострадал. Этим местом оказались входные двери автобуса. И если бы мне удалось всё же влезть в него, то непосредственно удар пришёлся бы по мне. Я раскаялся в своих ропотных мыслях, видя промысел Божий в моём чудном спасении от аварии, а может и гибели. Другая же история подобна этой. Вновь собрался в дорогу, но уже я находился на другом приходе в честь Иверской иконы Божьей Матери, где до сего дня служу настоятелем. Случай этот произошёл недавно. Я сел в маршрутное такси и собирался ехать в Чебоксары. И вот в салон «Газели» заходит какой-то странник и через людей передаёт мне записку. В ней он просил оказать ему посильную помощь. Денег у меня было немного и все купюрами. Бес скупости удерживал меня, внушая разные мысли об этом человеке. Но что-то побудило меня подать этому страннику. Подумав в себе, пусть Господь сам примет эту милостыню и положился на промысел Божий. Мы поехали. Вроде бы всё шло нормально, но после половины пути что-то случилось. Мы на скорости «улетели» в кювет, Машина не перевернулась, а просто проползла на «брюхе» по талому снегу. Её с помощью Божьей вытащили опять на трассу, и мы продолжили свой путь. Спросите вы, что здесь удивительного? Трасса была ледяная, пурга, видимость плохая, а навстречу нам прямо в лоб вылетает машина. Вот-вот и столкновение. Но в последние секунды наш водитель сумел свернуть в сторону, и мы оказались в кювете. Никто не пострадал. Вот так вразумил меня Бог. Есть слова в Евангелии: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Проявив милость к этому страннику, я увидел милость к себе со стороны Господа. Бог спас меня и людей, ехавших в этой маршрутке, от страшной трагедии.

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-2....

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010