Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЗНЕЦОВЫ Династия старообрядцев, предпринимателей в области фарфорового дела и благотворителей, родом из Гжели (ныне Раменского р-на Московской обл.). Основателем считается Яков Васильевич Кузнецов (1761-1816/23), удельный крестьянин дер. Новохаритонова Гжельской вол. Бронницкого у. (ныне с. Новохаритоново Раменского р-на). В 1810-1812 гг. он основал здесь небольшое производство, дело продолжили сыновья Терентий (1781-1848) и Анисим (1786 - после 1850), а также внук Емельян Терентьевич (1823-1850/54), совместно владевшие фарфоровым заводом «Братья Кузнецовы». Первоначальное производство К. находилось в Гуслице , центре старообрядчества (в т. ч. и старообрядческого искусства), где были широко развиты иконописный промысел, переписка и украшение книг. В 1832 г. Т. Я. Кузнецов приобрел завод в дер. Коротково, основал заводы в Дулёве (1832) и Риге (1841). Особенно прибыльным стал рижский завод, работавший на импортном сырье и имевший значительные рынки сбыта; в 1853 г. продукция завода получила награду на Рижской сельскохозяйственной выставке (ЦГИАМ. Ф. 337. Оп. 2. Д. 7. Т. 3. Л. 148). В 1853 г. завод в Новохаритонове перешел к сыновьям Анисима Яковлевича, на нем работало ок. 25 чел., к нач. 60-х гг. XIX в. он был закрыт. В 1853 г. состоялся раздел имущества между сыновьями Терентия Яковлевича, заводы в Дулёве и Риге отошли Сидору Терентьевичу (1806-1864). Ставший к 1839 г. рижским 2-й гильдии купцом, он приложил много усилий к укреплению предприятия, в Риге открыл 3 магазина. 31 марта 1846 г. было объявлено Высочайшее повеление «о недопущении раскольников в местное гражданство и в гильдейские братства г. Риги». К кон. 1854 г. было выработано циркулярное распоряжение, направленное против старообрядчества, в котором было указано, что «при объявлении купеческих капиталов требовать от предъявителей свидетельства о принадлежности их к православной Церкви, безусловно или на правилах единоверия; не предъявившим такого доказательства выдавать свидетельства на временном праве» (ИАЭ (Тарту). Ф. 291. Оп. 8. Д. 1871. Л. 5 об., 7). Купцы не только Прибалтийского края, но и всей России были поставлены перед выбором: присоединиться к Русской Православной Церкви и остаться членами гильдии или сохранить верность старообрядчеству и оказаться в мещанском сословии на правах торгующих крестьян. Члены семьи К. (Сидор Терентьевич, его жена Татьяна Ивановна, сын Матвей и дочь Пелагея) были переведены «в мещанский оклад» как «торгующие крестьяне» (Там же. Л. 167-170, 192-192 об., 224-225 об.).

http://pravenc.ru/text/2462203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К.-Ф. П. Бодри Александр Фомич (8.07.1800, С.-Петербург - 11.01.1870, Москва), рус. писатель и историк. Потомок швед. рода (его дед принял Православие и перешел на рус. службу в 1786), В. учился в моск. пансионах Плеско (1808), Гейдена, Благородном университетском (с 1811), братьев Терликовых (1816), окончил Школу колонновожатых (1817), служил на юж. границе, в основном в Бессарабии, участвовал в русско-тур. войне (1828-1829). В 1831 г. вышел в отставку в чине полковника и посвятил себя лит. и научной деятельности. В был действительным статским советником, кавалером орденов, чл.-кор. АН (1854), входил в Русское археологическое об-во (1861) и МАО (1869). В 30-50-х гг. XIX в. В. пользовался широкой известностью как романист и стихотворец. Был хорошо знаком с А. С. Пушкиным , близок с рядом литераторов и историков национально-романтического направления - В. И. Далем, М. Н. Загоскиным, И. И. Лажечниковым, В. В. Пассеком, М. П. Погодиным , И. И. Срезневским . В 1849-1850 гг. В. редактировал ж. «Москвитянин». В романтично-ироническом «Страннике» (1831-1832), в «Кощее Бессмертном» (1833), «Предках Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836), «Генерале Каломеросе» (1840) и др. романах он свободно соединял исторический и мифологический, бытовой и сказочно-фантастический материал, совмещая различные эпохи и пространства. В эпопее «Приключения, почерпнутые из моря житейского» (1864-1884) дал широкую и сатирически заостренную социально-бытовую панораму рус. жизни сер. XIX в. Во мн. сочинениях В. пытался воскресить раннюю историю славянства (Варяги. СПб., 1834; О Господине Великом Новгороде. М., 1834; Древние славянские собственные имена. М., 1840 и др.); собрал материалы для исследования древнерус. письменности и материальной культуры России. Особое внимание уделял истории и борьбе Болгарии за независимость: его историческая повесть из эпохи княжения Святослава «Райна, королева Болгарская» (1843) была переведена на болг. язык и пользовалась популярностью на Балканах. Главными методами в историко-этнографических работах В. считал филологический и сравнительно-лингвистический, по выражению Н. А. Добролюбова, В. старался «внести в историю вымысел, но сам вымысел основать на истории» (ПСС. М.; Л., 1934. Т. 1. С. 530). Уже во 2-й пол. XIX в. работы В. рассматривали как устаревшие и недостаточно серьезные, но, написанные рукой патриотически настроенного и несомненно талантливого художника, они играли важную роль в популяризации прошлого России.

http://pravenc.ru/text/150173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИБОВИЧ Грибович [Грибович-Брежинский] Степан Григорьевич (1779 - 19.08.1849, С.-Петербург), учитель пения, автор духовно-муз. сочинений. Из дворянской семьи. С 24 дек. 1786 по 10 авг. 1797 г. был малолетним певчим, с 14 авг. 1818 - помощником учителя пения Придворной певческой капеллы (по данным прот. Д. Разумовского ). Согласно А. С. Фаминцыну - ученик Дж. Сарти . По данным А. Е. Хомутенко, Г. с 16 мая 1804 по 10 авг. 1818 г. служил в Главном почтовом правлении. В 1823-1839 гг. учитель пения (регент) в капелле (Гос. Академическая капелла. С. 168), по др. данным ( Хомутенко. С. 28; РГИА. Ф. 499. Оп. 1. Д. 96, 578) - с 13 янв. 1826 по 13 февр. 1843 г. С 27 февр. 1823 г. сын Г. Дмитрий был малолетним певчим капеллы. В 1833 г. Г. преподавал пение в батальоне военных кантонистов (РГИА. Ф. 499. Оп. 1. Д. 285. Л. 29) и в С.-Петербургском воспитательном доме (по данным Н. Ф. Финдейзена). За поднесенные имп. Александру I муз. сочинения 13 апр. 1825 г. получил в награду 1200 р. В 1840 г. награжден орденом св. Владимира 4-й степени за 35-летнюю службу в капелле. Уволен по болезни 13 февр. 1843 г. Из писем Г. известно, что в 1826 г. он сочинил задостойники на праздники Рождеству Богородицы и Воздвижению Креста и неск. светских хоров патриотического содержания (РГИА. Ф. 499. Оп. 1. 54. Л. 62-63, 68). Г. принадлежат гармонизации песнопений Литургии Иоанна Златоуста простого придворного напева и светильна «Плотию уснув» греч. распева (последнее произведение было рекомендовано А. Ф. Львовым в 1852 г. «для употребления при Богослужении» в жен. учебных заведениях - ЦГИА СПб. Ф. 7. Оп. 2. Д. 25. Л. 5-5 об.). По данным Финдейзена, в 1832 г. Г. представил императору 2 тетради, содержащие обедню и панихиду, в переложении для фортепиано, а в 1848 г. сочинил молитву «Спаси, Господи, люди Твоя» с аккомпанементом. Под его именем также напечатано песнопение Великой субботы «Да молчит». Арх.: РГИА. Ф. 499. Оп. 1. Д. 7, 96, 139, 285, 297, 514, 578; ЦГИА СПб. Ф. 7. Оп. 2. Д. 25; РГБ. Ф. 380. К. 9. 6: Разумовский Д. , прот. Мат-лы к истории Придворной певч. капеллы; РНБ ОР. Ф. Капеллы. F. 14: Хомутенко А. Е. Сб. биогр. справок: Мат-лы по истории Ленинградской гос. акад. капеллы им. М. И. Глинки: Хор придворных певчих и Придворная певч. капелла, 1762-1917 гг.: Автограф. Л., 1975. С. 28, 170; РНБ. Ф. 805. Оп. 1. Д. 8: Фаминцын А. С. Биогр. словарь рус. композиторов, певцов, певиц и муз. деятелей гг. XIX в.]. Т. 1. А-Г. Л. 273.

http://pravenc.ru/text/166471.html

Арсеньев Яков Арсеньевич , родился около 1762 г. в селе Бедареве Любимского уезда. Окончив курс в Костромской семинарии, около 1786 г. он прислан был в семинарию Ярославскую «для образования там наукам, которые еще не преподавались в Костромской семинарии, чтобы потом в ней поступить в учительские должности». По окончании курса в Ярославской семинарии он действительно и определен был учителем в Костромскую семинарию, в которой был потом префектом; затем определен священником Костромского собора, в котором был впоследствии с 1803 г. протоиереем; 1813–1824 г. состоял он законоучителем Смоленского в Костроме кадетского корпуса. Преосвященный Филарет 5 называет Арсеньева «проповедником и учителем нравственности». Из печатных трудов его известны: 1) «Слово в торжественный день мира России с Оттоманскою Портою». М. 1791. 2) «Богословие нравственное», пер. с лат. с поправками и переменами. М. 1808. В) «Описание Костромского Успенского собора». М. 1837. Из проповедей его известна еще, говоренная 15 декабря 1811 года, «при погребении Костромского епископа Евгения». (Диев. Материалы для био-библиографического словаря, в Библиографич. зап. 1892 г. 5; Филарет, Обзор). Архангельский Василий Дмитриевич Архангельский Василий Дмитриевич , сын диакона села Ильинского на Соти Любимского уезда, учился с 1856 г. в Ярославской семинарии, а с 1861 г. в Петербургской дух. академии. Был потом, с 1 октября 1865 г., (всего около 15 лет) преподавателем русской словесности и латинского языка в Ярославской семинарии; умер в отставке в Ярославле 5 ноября 1892 г. В 1877 г. он напечатал в Ярославле произнесенную им 21 сентября 1877 г. в торжественном собрании семинарии речь «О высших целях жизни и образования по понятиям древних, на основании de officiis Цицерона». (Яросл. епарх. вед. 1871 г. 19; 1873 г. 22). Архангельский Beam Федорович Архангельский Beam Федорович , родился 5 января 1814 г. в Ярославле, где отец его был священником при церкви Иоанна Предтечи; 1830–35 гг. учился в Яросл. семинарии; 1835–39 гг. в Петербургской духовной академии, и 27 сентября 1839 г. определен преподавателем в Ярославскую семинарию. Октября 1-го 1844 года, не оставляя службы при семинарии, поставлен священником в собор; 18 октября 1846 года утвержден в степени магистра, 24 декабря 1852 г. переведен священником к церкви Димитрия Солунского, 9 октября 1865 года уволен, согласно желанию, от службы в семинарии с пенсией и тогда же назначен членом консистории, 5 мая 1866 г. получил сан протоиерея, а 31 мая 1867 года перемещен на должность кафедрального протоиерея в Ярославский Успенский собор. Скончался 9 августа 1879 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Свято-Духовский храм с придельными в 1851 г. усердием церковного старосты И.Т. Протопопова и некоторых прихожан были капитально ремонтированы; 11 ноября того же года преосв. Ионою освящены. В 1882-83 гг. приделы Покровский и Златоустовский на средства екатеринбургского купца Ф.К. Соловьева вновь были ремонтированы: вместо ветхих иконостасов поставлены новые и на все местные иконы в северном приделе сооружены серебряные ризы. В 1897 г. на деньги, пожертвованные купцом М.Ф. Рожновым, Максимилиановский храм из холодного обращен в теплый, и к этому храму пристроена паперть. В 1899 г. иждивением церковного старосты М.Г. Королькова и некоторых прихожан стены Максимилиановского храма украшены киотами-иконами числом 10. Из икон, имеющихся в храме, особенно чтится прихожанами икона Иверской Божией Матери. Когда и кем внесена в храм эта икона, неизвестно. Перед нею по пятницам, после литургии, читается акафист. Нужным считаем упомянуть, что в 1805 г. из Златоустовского придела был похищен св. антиминс, а в 1828 г. похищен ковчежец с св. дарами. Свято-Духовская церковь обнесена железною оградой. Церкви принадлежит каменный дом в церковной ограде, построенный прихожанами «для пользы церкви» в 1821 г.; в доме этом помещаются некоторые члены причта. Кроме того, в Успенской улице церкви принадлежит дом с флигелем, пожертвованный в 1899 г. купцом Трусовым, а также 4 каменных лавки и 8 деревянных. За аренду лавок на содержание церкви поступает до 1000 руб. в год. В 1888 г. открыта церковно-приходская школа, она помещается вверху Свято-Духовской церкви, там, где был Никольский придел. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Свято-духовская церковь (Малый Златоуст), каменная, 2-этажная, 3-престольная. Заложена 28 мая 1755 г. Выс. колокольни 32 м. Построена в стиле барокко на средства купцов Ф. Сокольникова, И. Устьянова, И. Хлепитина. Первым построен лев. придел во имя свт. Иоанна Златоуста, патр. Константинопольского. Освщ. 3 июля 1759 г. Главный храм в честь Сошествия Святого Духа освщ. 19 мая 1768 г. Прав. придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы заложен 1 октября 1786 г., освщ. 20 ноября 1792 г. В 1768 г. под колокольней был установлен придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященный в 1769 г., затем перестроенный и вновь освященный 27 апреля 1809 г. В 1839 г. колокольня уничтожена пожаром, с левой стороны храма устроена временная деревянная, снесена в 1867 г. В 1851 г. церковь внутри перестроена. В 1877 г. Николаевский придел упразднен. Во втором этаже устроена церковно-приходская школа. В 1928 г. закрыта и снесена. На месте церкви построен Дом мод «Рубин».

http://sobory.ru/article/?object=37413

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

Промыслительную связь семьи Говоровых с древней Владимиро-Суздальской землей, куда впоследствии был направлен епископ Феофан на святительское служение, можно усматривать еще и в том, что в доме священника Василия Говорова, отца будущего святителя, бывал и преосвященный Никодим (Быстрицкий) и знал сыновей о. Василия, знал и Егора Васильевича. Сам епископ Никодим (1786–1839) был выпускником Владимирской духовной семинарии (1908), а в 1825–1827 гг., будучи архимандритом, нес послушание настоятеля Боголюбского Богородице-Рождественского монастыря. Наша Владимирская духовная семинария носит имя святителя Феофана, потому что с его именем связано очень многое в истории этого учебного заведения. Исследователь Владимирского этапа жизни и трудов Владыки Феофана протоиерей Алексий Масалов в своем исследовании, помещенном на сайте семинарии, сжато, но информативно пишет следующее: «В 1859 г. святитель Феофан становится епископом Тамбовским и Шацким, а в конце августа 1863 г. получает назначение на Владимирскую кафедру. К этому времени святитель был уже известным писателем, прекрасным руководителем, организатором и ревностным борцом за чистоту веры и нравственности. На Владимирской кафедре святитель Феофан развернул привычную активную деятельность. Он часто служит, проповедует, подвигает к ревностному пастырству священство, организует систему катехизаторства под управлением Цензурного комитета при Духовной консистории, заботится о духовно-учебных заведениях, открывает церковно-приходские школы, женское епархиальное училище, начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости», завершает строительство корпуса Владимирской духовной семинарии, перестраивает здания епархиального управления... Уже в первом своем слове святитель Феофан говорит: «Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачество, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на небо. Неперестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути, или на исправление по-своему уже проложенного» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

29 февр. 1784 г. митр. Киевский и Галицкий Самуил (Миславский) выдал грамоту на освящение в Н. Л. м. деревянного собора во имя свт. Николая Чудотворца (1780-1784). 17 марта 1784 г. этот храм освятил настоятель Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря игум. Мелхиседек (Шаховский (Каховский?)). 25 мая 1780 г. заложена, а в 1784 г. освящена теплая трапезная ц. во имя вмц. Варвары. К теплой церкви примыкало каменное помещение с 6 комнатами для настоятельницы и сестер. В 1787 г. Н. Л. м. стал самостоятельным, заштатным. Соответствующее решение Киевской духовной консистории инициировал игум. Даниил (Натток-Михайловский; 1821), настоятель (1786-1796) Лебединского Георгиевского мон-ря, с целью разграничения земельных угодий 2 обителей, которые к тому времени пытался захватить ген. Н. П. Высоцкий, владелец соседнего мест. Златополь. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1858–1859 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1858–1859 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. По резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской епархии Феофана (Шиянова-Чернявского) от 20 июня 1800 г. при игум. Елисавете был освящен новый, более вместительный деревянный Никольский собор с приделом во имя праведных Захарии и Елисаветы (в 1883-1884 устроен 3-й придел - в честь Успения Пресв. Богородицы). Храм возводился на средства черноморского кошевого Захария Череги. К 1823 г. в Н. Л. м. построили деревянную колокольню, а в 1832-1838 гг. по благословению митр. Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) - каменную ограду с надвратной 3-ярусной колокольней (в 1876 колокольня реставрировалась). На колокольне имелось 8 колоколов (большой колокол, отлитый в Харькове, весил 64 пуда 22 фунта). Новый, каменный Варваринский храм (1839-1844) освятил 11 сент. 1844 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров) . По прошению митр. Киевского Филарета указом Киевской духовной консистории от 14 окт. 1842 г. Н. Л. м. утвержден как второклассный необщежительный с получением из гос. казны 2155 р. ежегодно. Это укрепило экономическое положение мон-ря. Н. Л. м. имел и свои доходы от свечного завода, мельницы на р. Гептурке, гостиницы, пасеки, сенокосов, пахотных земель. Значительные пожертвования осуществляли благотворители: графиня А. А. Орлова-Чесменская, митрополиты Киевские Арсений (Москвин) и Филофей (Успенский) , гр. А. Шуленбург, директор сахарного завода В. Константинов, купчиха А. Колобова и др. К 1852 г. в обители проживали 50 монахинь и 30 послушниц.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010