Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новгород-Северская и Глуховская епархия существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии. 1785-1797 гг. Хиротонисанный во епископа 8 марта 1657 г. Лазарь (Баранович) имел титул «Черниговский и Новгород-Северский», такой же титул был у его преемников. В 1657-1785 гг. и с 2008 г. по настоящее время Новгород-Северский (ныне Черниговской обл., Украина) является 2-м кафедральным городом Черниговской и Новгород-Северской епархии . Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Н.-С. и Г. е., что было связано с учреждением 27 янв. 1782 г. Новгород-Северского наместничества. Указом Синода епископом Новгород-Северским и Глуховским был назначен Иларион (Кондратковский) с предписанием пребывания в новгород-северском в честь Преображения Господня мужском монастыре , ставшем архиерейским домом. 6 июня 1785 г. была образована Новгород-Северская консистория. В том же году еп. Иларион перевел в архиерейский дом из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина) духовную семинарию (коллегиум), в сент. в ней начались занятия. Первым ректором семинарии стал архим. Варлаам (Шишацкий). После перевода архим. Варлаама в 1787 г. обратно в Переяслав ректором семинарии в 1787-1796 гг. являлся архим. Платон (Романовский), в 1796-1797 гг.- архим. Иероним (Загоровский). К 1790 г. в семинарии учились 470 чел. В 1785 г. в Н.-С. и Г. е. насчитывалось 448 церквей и 20 монастырей (14 мужских и 6 женских). Епархия была разделена на 11 уездных протопопий: Глуховскую, Конотопскую, Коропскую, Кролевецкую, Мглинскую, Новгород-Северскую, Новоместскую, Погарскую, Сосницкую, Стародубскую, Суражскую.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

Красноярск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Церковь каменная, одноэтажная, трехпрестольная, заложена в 1785 году. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 30 июня 1795 года, второй - во имя ап. Петра Павла 8 января 1790 г., третий - во имя Свят. Николая Чудотворца - 30 сен. того же года. В храме имеется серебряный напрестольный крест с вложенными в него частицами св.мощей многих угодников Божьих. При церкви есть библиотека, состоящая из 763 томов книг и журналов. Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 года " Церковь заложена в 1785 г, выстроена к середине 1789 г., средний престол освящён 30.06.1795 г. Построена «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Строитель М.И. Юшков. В 1871-1872 гг. по проекту архитектора Судовского были выполнены пристройки с запада. В церковной паперти с левой стороны в стене была сделана арка. Декор новой пристройки, протянувшийся по линии переулка повторил декор старинной части здания. В работах принимали участие: каменщик Мишин, «щекотур» Кротов, печник Зубов. По прямому назначению здание церкви использовалось до 1935 г., затем с 1945 по 1961 гг. В 1962 г. церковь была приспособлена под скульптурные мастерские. В 1989 г. церковь возвращена общине и проведён косметический ремонт с раскраской стен и сводов в интерьере. Возвращён главный иконостас из Троицкой церкви г. Красноярска, а боковые вновь выполнены. Покровская церковь расположена в центральном районе города на углу улиц Сурикова и пр. Мира. Затеснена новой застройкой, сохранилась ограда из кованых решеток на кирпичных столбах. Церковь одноэтажная, трехчастной структуры главного объема: колокольня, просторная трапезная, высокий четверик храма с пониженной сильно выступающей полукруглой апсидой, к трапезной примыкают симметричные боковые приделы. В 1840-х гг. колокольня обстроена с трех сторон, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор/ризница ипросвирня. Храм высокий, четверик с трехлопастными полуглавами перекрыт вытянутым 8-гранным куполом со световым барабаном, над куполом которого луковичная главка. 4 трехъярусных декоративных барабана размещены над углами четверика и завершены маленькими луковичными главками. Формы барабанов и главок повторены над всеми тремя апсидами.

http://sobory.ru/article/?object=00949

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) ). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Высокопреосвященный митрополит Серафим 4 Высокопреосвященный митрополит Серафим родился в 1763 году, в Калуге, входившей тогда в состав московской епархии и, при крещении, назван Стефаном. Отец его, Василий Тимофеев, был дьячком калужской Козьмодамиановской церкви. В 1776 году, он, с фамилией Глаголева, поступил в информаторский (приготовительный) класс Перервинской семинарии, в Москве; отсюда, в январе 1779 года, с фамилией Глаголевский, перешел в Троицкую семинарию, а потом, в 1783 году, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где слушал философию и богословие. В списках студентов академии, за 1783 год, сохранилась о нем след. аттестация: «успехов весьма изрядных». Учась в академии, Стефан Глаголевский, с другим студентом Матфеем Десницким (впоследствии митрополит Михаил) слушал лекции в Московском университете и обучался языкам немецкому и французскому. За слушание лекций в университете Стефаном Глаголевским и Матфеем Десницким платило «Дружеское ученое общество», основанное Новиковым. В марте 1785 года Стефан Глаголевский был определен в Троицкую семинарию учителем сперва грамматического класса, потом риторики. В мае 1787 года было ему предложено принять посвящение в стихарь и дать отзыв, в какое звание он желает поступить. Глаголевский написал: «я, нижеподписавшийся, объявляю сим, что я в стихарь посвящен быть желаю, а в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу, в чем своеручно и подписуюсь». 3-го сентября того же года Глаголевский переведен в Московскую академию на должность учителя риторики. 2-го декабря в Заиконоспасском монастыре он был уже пострижен в монашество с именем Серафима. 1790 года, 21 авг., сделан префектом Московской академии и преподавателем философии. В феврале 1795 г. возведен в сан архимандрита, с предоставлением ему в управление Лужецкого монастыря и члена Московской духовной консистории, в 1798 году поручено ему преподавание богословия в Московской академии, и тогда же он перемещен был в архимандриты Заиконоспасского монастыря, а в следующем 1799 году возведен был в должность ректора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Переяслав. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Ансамбль Вознесенского монастыря расположен в центре города. Архитектурный облик монастыря начал формироваться с момента строительства Вознесенского собора (1695-1700 г.г.). В 1738 г. на территории монастыря был открыт коллегиум – высшая школа, разместившийся в деревянном здании. Пожар 1748 г. уничтожил в монастыре все деревянные постройки. Новое кирпичное здание коллегиума построено в 1753-1757 г.г. Ансамбль окончательно оформился после строительства колокольни в 1770-1776 г.г. В 1782 г. к восточной части колокольни пристраивают Варваринскую церковь (разрушена в 1941-1945 г.г.). В конце XVIII-haчaлe XIX в.в. с восточной стороны монастырской территории был построен двухэтажный корпус. В его нижнем этаже располагались торговые ряды с подвалами-складами, в верхнем вначале – общежитие для бурсаков, а в конце XIX в. – монастырская школа. С юга, запада и севера монастырь был обнесен высокой кирпичной стеной. В 1916 г. торговые ряды со школой сгорели и остатки их были разобраны. Теперь ансамбль монастыря состоит из Вознесенского собора, колокольни и коллегиума. В зданиях монастыря разместился филиал Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея. Ансамбль Вознесенского монастыря является одним из лучших в истории украинской архитектуры и каждое его здание представляет большую историческую и художественную ценность. Вместе с другими памятниками Переяслава-Хмельницкого ансамбль играет большую роль в силуэте города. Здания ансамбля пострадали в годы Великой Отечественной войны. Восстановлены в 1954-1964 г.г. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1983 г. Монастырь расположен в центре древнего посада Переяслава, севернее территории цитадели. В 1695-1700 г.г. здесь был воздвигнут каменный собор Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Вместе с деревянными строениями, поставленными в те же годы вокруг собора, храм образовал архитектурный ансамбль нового мужского монастыря. Когда в 1700 г. в городе возродили существовавшую в эпоху Киевской Руси епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея (первую кафедру занял тогда епископ Захария Корнилович). Создание монастыря положило начало образованию нового центра города. До 1733 и с 1785 г.г. епископ Переяславский служил викарием при Митрополите Киевском, а в период между этими датами – архиереем самостоятельной епархии; его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но – до 1790-х г.г. – и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой, до конца XVIII в. оставалась под властью католической Польши.

http://sobory.ru/article/?object=29717

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха). Кулич и Пасха Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы ( " Кулич и Пасха " ) Эта церковь, которая стоит сейчас в промышленном районе, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику - генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от столицы. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785-1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы. Название церкви – " Кулич и Пасха " объясняется ее внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а " твёрдая призматическая пирамида " - " неколебимую купность... трёх добродетелей " : Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня. Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

http://sobory.ru/article/?object=00702

Серафим, митрополит Новгородский, Санкт -Петербургский, Эстляндский и Финляндский (Глаголевский Стефан Васильевич) Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого «Дружеского общества», основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете. С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии. В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором. 2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре. С 21 августа 1790 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1791 года – цензор печатных книг. 12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном. 29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским. 7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. 7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода. С 30 августа 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 года – митрополит Московский и Коломенский. С 19 июня 1821 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 17 января 1843 года. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тучков Сергей Алексеевич (1767–1839) – поэт. Его отец Алексей Васильевич Тучков (1725–1799) был инженером-генералом, сподвижником Румянцева-Задунайского и Суворова-Рымникского. Из его пятерых сыновей четверо стали прославленными генералами: Николай (Тучков 1-й) – командир 3-го пехотного корпуса, был смертельно ранен при Бородине; Александр (Тучков 3-й) – командир 3-й пехотной дивизии, погиб в Бородинском сражении, защищая Семеновские флеши; Павел (Тучков 4-й) – тяжело раненный под Смоленском, попал в плен. Сергей (Тучков 2-й) сдал экзамен на первый офицерский чин в семнадцать лет. В Шведской войне 1789–1790 годов командовал ротой и батальоном морской артиллерии. С тех пор в течение полувека участвовал во всех войнах, которые вела Россия – в Польше, Турции, в Отечественной войне 1812 года, на Кавказе, в Молдавии, Бессарабии, став генералом еще при Павле I. Он даже основал близ Измаила город, который в сентябре 1812 года был назван Тучковым. Его поэтический дебют состоялся в 1785 году в новиковском журнале «Покаящийся трудолюбец», тогда же был принят в масонское «Общество друзей словесных наук», закрытое после ареста Радищева. «По разным видам и обстоятельствам, – напишет он много позднее в своих «Записках», – большая часть членов лишены были своих должностей, и велено было выехать им из Петербурга. Он был среди этих членов, но императрица сказала: «На что трогать сего молодого человека, он и так на галерах». Тучков продолжил службу на галерном флоте, оставаясь и в дальнейшем масоном. 20 декабря 1821 года в Измаиле ссыльный Пушкин, как значится в Летописи его жизни и творчества, с 11 часов осматривал «крепостную церковь , где есть надписи некоторым из убитых при штурме», днем – «обед у Славича, к которому приходит генерал С.А. Тучков. После обеда Пушкин отправляется с Тучковым к нему. Возвращается в 10 часов вечера». Пушкин посетил в Измаиле не просто генерала и собрата по кишиневской масонской ложе «Овидий» (Тучков был ее казначеем), но и собрата по поэзии. Первая поэтическая книга Тучкова вышла в 1797 году, а «Собрание сочинений и переводов» в четырех томах – в 1816–1817 годах, когда Пушкин заканчивал Лицей. Так что в гостях у Тучкова Пушкин вполне мог слышать его стихи в авторском исполнении, равно как и Тучков – пушкинские. Но об этом история, увы, умалчивает...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010