барочной главой. Формы Предтеченского храма были с небольшими изменениями (пятиглавие стало крещатым, как в Верхотурье) повторены в 2 заводских храмах - Введенском на Богословском заводе (ныне г. Карпинск; 1767-1776) и апостолов Петра и Павла Петропавловского завода (ныне г. Североуральск, 1767-1798),- построенных тем же заказчиком. Архитектура храмов, получивших название «походяшинских», стала одним из самых художественно ярких проявлений консервативных региональных традиций в рус. зодчестве. Менее удачной была попытка воспроизведения форм Предтеченского храма в Знаменской ц. в Верхотурье (1781-1808, в полуразрушенном состоянии сохр. нижний этаж). Воскресенская ц. в Верхотурье (1786-1806, снесены купол и колокольня) и ц. Рождества Христова в Дерябине (Верхотурский р-н; 1794-1799) отражают развитие того же типа храма с деталями барокко и классицизма. Одиночным явлением остался Троицкий собор Кушвинского завода (ныне г. Кушва; 1775-1798, не сохр.). Этот 2-этажный храм кораблем был возведен в приуральских традициях (завершения в виде убывающих восьмериков), хотя «полуглавия» (полуциркульные фронтоны над центральными «пряслами» четверика) были позаимствованы из Тобольска или с Вятки. Первые храмы Туринска и его окрестностей - напр., 2-этажные «корабли» городского Крестовоздвиженского собора (1751-1767, не сохр.) и Богоявленской ц. в г. Ирбите (1765-1783, с 1808 собор, не сохр.) - принадлежали тобольской традиции 30-60-х гг. XVIII в., соединившей формы рус. нарышкинского стиля и укр. зодчества. Храмы в этой стилистике строились до конца столетия - ц. Вознесения Николаевского мон-ря (1775-1785, не сохр.) и ц. Нерукотворного образа Спасителя (1786-1798, полностью перестроена) в Туринске. Одновременно с ними появились храмы в стиле ц. Воскресения (праведных Захарии и Елисаветы, 1759-1776, сохр. частично) в Тобольске, соединившей традиц. тобольскую композицию «кораблем» с с.-петербургским барокко Б. Ф. Растрелли. Шедевром тобольского барокко был Покровский храм в Туринске (1769 - после 1774; датируется по: Гос.

http://sedmitza.ru/text/969450.html

В Кириллово-Белозерском монастыре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781–1785, действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757–1761, каменщик Спасо-Прилуцкого монастыря Ф. Жуков). Колокола, в т. ч. главный весом более 19,5 т. (1755, мастер Иван Гаврилов, Москва) не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились 4-скатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей Вологодской епархии: Покровской в дер. Аксёново близ Кириллова (1782), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794), Богоявленской в Белозерске (1787). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохр.), Спасская в Вытегорском погосте (1780). В архитектуре храмов этого района также присутствуют барочные и древнерус. элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объемом). Аналогичные черты отличают выразительную по силуэту Спасскую церковь бывш. Спасо-Нуромского монастыря (1795–1816, колокольня в стиле классицизма), и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (2-я пол. XVIII в., не сохр.). Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796–1800, частично сохр.). На рубеже XVIII–XIX вв. в церковном строительстве Вологодской епархии сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, напр. Антипиевская церковь в Вологде (не ранее 1777), церковь Св. Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800, не сохр.), соборная церковь свт. Николая в Николо-Моденском монастыре (после 1671, перестроена в 1802, не сохр); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерус. черты. Успенская церковь в Тотьме (1808) имеет черты классицистической постройки, колокольня построена в стиле «тотемского барокко». Базиликальная церковь во имя прп. Варлаама Хутынского в Вологде (1777–1780) сочетает черты рококо и раннего классицизма (проектировал неизв. мастер столичного уровня). Необычный вид придают ей стройная колокольня с ионической полуротондой входа и высоким четвериком звона, грани которого вогнуты, пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем и завершение храма небольшим овальным фонарем с маленькой главкой и 2-я декоративными вазами на постаментах. ЦЕРКОВЬ св. Иоанна Предтечи (по приделу – в честь Св. Троицы) в Белозерске (1810) сооружена на средства купца Ивана Горина по проекту архит. В. И. Баженова, составленному в сер. 90-х гг. XVIII в. Его основной объем представлял собой массивную 2-ярусную ротонду с полукруглой алтарной апсидой и необычными, овальными в плане приделами с 4-колонными портиками. Широкая 3-нефная трапезная с закругленными углами соединена с храмом коротким переходом.

http://sedmitza.ru/text/404703.html

В Кирилловом Белозерском мон-ре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781-1785, действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757-1761, каменщик Спасо-Прилуцкого мон-ря Ф. Жуков). Колокола, в т. ч. главный весом более 19,5 т (1755, мастер Иван Гаврилов, Москва), не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились 4-скатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей В. е.: Покровской в дер. Аксёново близ Кириллова (1782), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794), Богоявленской в Белозерске (1787). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохр.), Спасская в Вытегорском погосте (1780). В архитектуре храмов этого района также присутствуют барочные и древнерус. элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объемом). Аналогичные черты отличают выразительную по силуэту Спасскую ц. бывш. Спасо-Нуромского мон-ря (1795-1816, колокольня в стиле классицизма) и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (2-я пол. XVIII в., не сохр.). Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796-1800, частично сохр.). Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XVIII-XIX вв. в церковном строительстве В. е. сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, напр. Антипиевская ц. в Вологде (не ранее 1777), ц. Св. Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800, не сохр.), соборная ц. свт. Николая в Николо-Моденском мон-ре (после 1671, перестроена в 1802, не сохр.); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерус.

http://pravenc.ru/text/155162.html

После назначения в Калугу видного московского архитектора и градостроителя П. Р. Никитина (1777) в зодчестве губернии получил распространение ранний классицизм. Должность губ. архитектора в кон. XVIII в. занимал московский архит. И. Д. Ясныгин, ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В этот период по плану строительства уездных городов возвели ряд соборов: во имя св. кн. Александра Невского (1777) в Жиздре (не сохр.), Успения (1777, перестроен в 1824) в Козельске, во имя святых Константина и Елены (1781, сохр. частично) в Медыни, во имя апостолов Петра и Павла (1785-1790, восстановлен в нач. XXI в.) в Тарусе. Соборы с выразительными композициями 2-светных основных объемов, завершенных восьмериком, с пониженными, более узкими западными частями, к которым примыкали стройные колокольни, стали градостроительными доминантами. В XIX в. у соборов Медыни и Тарусы были выстроены широкие трапезные, нарушившие стройность первоначальных композиций; в ХХ в. собор в Медыни остался без верхней части главного объема и верхних ярусов колокольни. Можно предположить, что оба собора создавались на основе одного или близких проектов. Сейчас собор в Медыни имеет в основе план в форме лат. креста с близкими к полукруглым вост., сев. и юж. рукавами, с протяженным зап. рукавом, к к-рому примыкала колокольня, ее формы, как и завершения основного объема, неизвестны. Главный объем тарусского собора также имеет в 2-светной части полукруглые выступы с востока, севера и юга. Церковь святых Космы и Дамиана в Калуге. 1794 г. Фотография. 2005 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Калуге. 1794 г. Фотография. 2005 г. В стиле провинциального позднего барокко и раннего классицизма строились храмы с центричными или близкими к таковым главными объемами. Квадратной в плане 2-светной постройкой со скругленными углами и с 4 устоями, несущими высокий восьмерик, является, напр., ц. Сошествия Св. Духа (1767-1781) в Перемышле. Церковь Рождества Пресв. Богородицы (1751?) в с. Столпове (Красном) Перемышльского р-на имеет крестообразный план, образованный центральным квадратным, со скругленными углами объемом, несущим высокий, с куполом и главкой световой восьмерик, и 4 одинаково пониженными рукавами креста с высокими глухими восьмериками с главками.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В 1970-1973 гг. он был отреставрирован под рук. Быковой. Сначала в нем разместили скульптурные мастерские, а в 1975-1997 гг.- фонды Ин-та археологии. В 2006-2009 гг. дрогобичские мастера полностью расписали собор, изготовили неск. мозаичных изображений. Трапезная с церковью Преображения Господня (вмч. Георгия Победоносца) Была сооружена напротив сев. фасада Георгиевского собора одновременно с ним, в 1696-1701 гг., на средства Миклашевского. Это единственное подобное строение кон. XVII - нач. XVIII в. на Украине, сохранившееся целиком. Изначально трапезная церковь была посвящена вмч. Георгию Победоносцу. В 1781 г., когда состоялось переосвящение всех главных храмов обители, церковь стала Преображенской (этот престол был перенесен из нового собора). Со стороны центральной площади трапезная одноэтажная, с обратной у нее 2 этажа. Эта архитектурная особенность постройки связана с рельефом местности. Орнаментальный портал с элементами резьбы и лепнины (возобновленный после пожара весной 1760 г., когда пострадала трапезная с храмом) увенчан фигурным картушем с гербом Миклашевского. Трапезная с церковью Преображения Господня. 1701 г. Фотография. 2013 г. Трапезная с церковью Преображения Господня. 1701 г. Фотография. 2013 г. В авг. 1760 г. обгоревшие храм и трапезная были уже отремонтированы, поставлены 2-ярусный иконостас и престол с прежним антиминсом, спасенные во время пожара. Трапезная ц. стала главным храмом обители в холодное время года. Алтарь храма полностью расписан евангельскими сценами (живопись XVIII в. сохр. лишь частично). В кон. XVIII в. алтарь и часть трапезной палаты были вновь расписаны маслом. Капитальный ремонт трапезной из-за порчи фундамента и трещин в стенах был произведен в 1784 г. (Л. Ф. Веретенников). Был подведен дополнительный фундамент и сооружены контрфорсы. В 1837 г. на пожертвования семьи кн. Яшвиля (1 тыс. р.) киевский иконописец И. Г. Оробиевский изготовил новый иконостас для трапезной церкви и украсил алтарь новыми росписями, в основе к-рых - Христос Вседержитель и Его жертва, символы литургии и причастия.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

имп. Александр III), цесаревича Николая Александровича, вел. князей Владимира и Алексея Александровичей, вел. кнг. Ольги Николаевны и свиты из 38 чел. Они приложились к чудотворному образу Божией Матери и раке прп. Арсения, посетили келью настоятеля и скит, затем по крутой лестнице (93 ступени) спустились к Конь-камню. Император передал обители 1 тыс. р. серебром, императрица - покров на раку преподобного из золотой парчи, вел. кнг. Ольга Николаевна - 150 р. серебром. Впосл. от государя в К. м. было пожаловано облачение из золотой парчи с серебром для игумена и 4 иеромонахов. В память посещения К. м. августейшими особами и митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) (в июле 1850) в К. м. был установлен пирамидальный обелиск с бронзовой и мраморной досками. К. м. посещали также правящие архиереи столичной епархии, митрополиты Григорий (Постников) (17 июня 1858), Исидор (Никольский (4-5 и 7-8 авг. 1862), еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) (26 июня 1863). В авг. 1836 г. в обители 3 дня прожил бывш. экзарх Грузии, митр. Иона (Василевский (Васильевский)). Лесков в очерке «Монашеские острова на Ладожском озере» (СПб., 1874) написал о К. м., храмах и скитах, которые он посетил. Писатель В. И. Немирович-Данченко охарактеризовал К. м. как «дворянский» в сравнении с Валаамом. В монастырь приезжали А. Дюма, Ф. И. Тютчев . Несколько лет Коневец посещал благотворитель кн. Н. И. Манвелов († 1856), потомок старинного грузинского рода и духовный сын коневского иером. Израиля (Дружинина, 1781/82-1856). По завещанию он был погребен у любимого места отдохновения прп. Арсения по дороге к Св. горе (надгробие частично сохр.). В XIX в. обитель прославилась такими подвижниками, как уставщик иером. Иларион (Андреев, 1769/70-1846), духовник монастыря иеросхим. Иоанн (Лукин; 1766/67-1847). Архитектура монастырского комплекса Облик К. м. формировался на протяжении кон. XVIII - кон. XIX в. К 2015 г. К. м. состоит из центральной усадьбы, доминирующей благодаря колокольне и собору, и небольших ансамблей 2 скитов - Коневского, хорошо просматриваемого со стороны подъезда к обители от Владимирской бухты, и Казанского, находящегося на возвышенном месте в глубине острова.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Пробыв год в Йенском университсте, Коцебу перешел, по обычаю того времени, в другой университет, в Дуйсбурге, где тотчас же составил любительскую труппу и начал давать спектакли в католическом монастыре, так как протестантское население отказалось дать помещение для такого дела. В 1779 г. Коцебу возвратился в Йенский университет, и продолжал здесь свое юридическое образование. Сдав окончательный экзамен, он вернулся в Веймар и занялся адвокатурой. В это время он написал первую свою комедию (не появившуюся, впрочем, в печати) «Модные женщины», сюжет которой заимствован из современной скандальной хроники. В Веймаре Коцебу нашел Музеуса, и стал подражать ему в своих произведениях, как до тех пор подражал Гете, Виланду и Бюргеру. Ежедневно он приходил к Музеусу, и по несколько часов они за одним и тем же письменным столом проводили за литературной работой. Первый результатом этих занятий у Музеуса был первый появившийся в печати труд Коцебу: «Ich. Eine Geschichte in Fragmenten zu Nutz und Frommen der mannbaren Jugend. Eisenach, 1781». Затем, в короткое время последовали: «Erzählungen von A. von Kotzebue. Leipzig, 1781», «Das dreifache Gelübde. Weimar, 1781», и «Er und Sie. Vier romantische Gedichte. Eisenach, 1781». Такая быстрота творчества уже предвещала в лице Коцебу писателя, который впоследствии написал несколько сот литературных произведений. Осенью 1781 г. Коцебу покинул отечество и прибыл в Россию. Благодаря рекомендательным письмам к графу Ф. Герцу, тогдашнему прусскому посланнику при русском дворе, Коцебу получил место секретаря у генерала Баура и сделался помощником его по дирекции существовавшего в Петербурге немецкого театра. Для этого театра Коцебу написал пятиактную трагедию «Demetrius Zaar von Moscau» (СПб. 1782), и комедию «Die Nonne und das Kammermädchen», написанную по случаю притеснения монастырей в Австрии в царствование Иосифа II. В 1783 г. Баур умер и Коцебу получил в Ревеле место асессора аппеляционного суда – очень хорошее при его молодых годах. Через два года, в 1785 г., Коцебу был назначен президентом Ревельского магистрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Безродов Василий Вас. В1766 г. обучался в грамматике Безсонов Фёдор. Состоял певчим. В 1783 г. уволен, во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129). Бережков Ефим Козьм. 1788 г. обучался в синтаксеме, 1789 г. из риторики произведен в пономари в с. Бережки (Арх. Суз, кон. 1789 г., 983). Березин Иван Ив, 1771 г. из инфимы определен в с. Березники, Юр. у., пономарём «для лучшаго пропитания» (утверждено место); 1774 г.– дьячкомъ (Арх. Суз. кон. 1774 г., «для пропитания». Березин Никита Ив. В 1755 г. обучался в грамматике. Благовестов Иван. Состоял певчим. В 1783 г. уволен во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129. Благовещенский Александр. 1788 г. обучался в инфиме. 1792 г. из риторики исключён за малоуспешность (Арх. Суз. конс. 1792 г., 118) Бланшев Василий. 1779 г. из синтаксимы дьячком к церкви Живоносного Источника г. Суздаля (Арх., Суз, кон. 1779 г., 7). Богдановский Дмитрий Никит. В 1764 г. характеризован: «Studet diligenter et mores probos servat» 1776 г., как слушатель богословии, священ, в с. Тейково (Арх. Суз. кон. 1767 г., Богданов Артемий Гавр. Поступил в семинарию 1763 г. В 1769 г. обучался в школе синтаксимы. Богданов Василий. 1788 г. обучался в школе аналогии. Богданов Иван. 1786 г. обучался в аналогии. Богданов Пётр. 1781 г. обучался в аналогии. Богданский Фёдор. 1786 г. обучался в аналогии. Боголепов Иван. В 1774 г. взят в семинарию. 1781 г. из риторики определен священ. Троицкой церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1781 г., 207). Боголепов Стефан Ив. В 1771 г. обучался в классе аналогии. Боголюбов Алексей, 1774 г. поступил в семинарию, 1776 г. определен дьячком к Источниковской церкви г. Суздаля (Арх, Суз. кон. 1776 г., 18). Боголюбов Алексей Петров. 1781 г. из риторики в приказные Суздальского уездного суда (Арх. Суз.кон. 1781 г., 337). Богоявленский Яков. В 1788 г. учился в грамматике. В 1790 г. из синтаксимы пономарём в с. Заполицы (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 66). Браденский Иван. В 1786 г. обучался в школе поэзии, 1787 г. – свящ. в с. Алексино (Арх. Суз.кон. 1787 г., 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из показаний метрики 1782 г. можно сделать тот вывод, что эти книги только с 1781 г. и появились по распоряжению преосв. Арсения III Верещагина; а до тех пор жили по простоте, без документальной отчетности. Из этих копий можно извлечь нижеследующий список: А. Священники. 1 . Моисей Карпов род. ок. 1737 г. 12 . Уже священник в 1781 г. Последняя треба им совершена 12. апреля 1805 года (I, 18. 19) 13 . А «генваря 20» 1807 года (III, 7) погребена «села Кравотыни умершого священника Моисея Карпова жена вдова Анна Леонтьева, 70 лет»; и в рукоприкладстве в 1805 и 1806 гг. имени священника Моисея Карпова уже нет. Видимо он умер и погре- бен не в Кравотыни. Кажется, о. Моисей был очень хороший хозяин: он умел не только уладить дело о постройке своего дома на крестьянской земле, но и оформить его документально 14 3); за кось, которая была в его владении, и до сих пор назы- вается «Мысеевское». Но у своего ближайшого начальства он, по-видимому, особенным почетом не пользовался: в 1781–1784 гг. в метриках имя Моисея Карпова стоить на первом месте; в 1785 г. первым пишут Ефима Васильева, а с 1786 г. первенство переходить к Максиму Емельянову. 2 . Евенмий Васильев род. ок. 1740 г. 15 Уже священник в 1781 г. 16 Вдов с 1785 г. 17 Скончался, видимо, в 1787 г. 18 3 . Максим Емельянов род. в 1739–1740. Кравотынский священник вероятно с конца 1784 г. 19 ; первенствует с 1786 г.; в 1792 г. (единственный раз) назван блогочинным; 3 октября 1804 г. (I, 88) совершил последнюю требу; а под 16 октября [воскресенье] 1804 г. (III, 53) записано: «Села Кравотыни священник Максим Емелианов (65 лет) волею Божиею умре с покаянием и погребен при церькви; погребен священниками Моисеем и Парфеном с диаконом и причетники». 4 . Парфений Евфимиев род. в 1761–1762 г. Конечно сын священника Евфимия Васильева (А, 2). 1781 г. застает «Парфения Ефимова» пономарем в Кравотыни. Он женат на Степаниде Афанасьевой (1789 (I) 5 янв.; 1792 (I) 23 сент.). В 1787 г. он руку приложил в званий третьего священника. С мая 1805 г. по сентябрь 1813 г. чему-то оставался единственным священником в Кравотыни; 28 января 1814 г. (II,18) совершил последнюю требе; а «13 марта» 1814 (III, 14) «Кравотыни священник Парфений Ефимов 53 лет погребен священником Иваном Ивановым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Наиболее ранним христ. автором, к-рый мог соприкоснуться с идеями Н. в изложении Плотина и Порфирия, является Ориген . Он не просто был современником этих философов, но вырос в той интеллектуальной среде александрийского платонизма, которая оказала важное влияние на формирование взглядов Плотина, учившегося в Александрии у платоника Аммония Саккаса в 30-х гг. III в. С хронологической т. зр. знание Оригеном сочинений Плотина и Порфирия маловероятно. Параллели с учением Плотина, обнаруживаемые в нек-рых сочинениях Оригена, могут объясняться опорой на общие платонические источники, однако нельзя полностью исключать ни того, что Оригену были доступны отдельные заметки Плотина, впосл. вошедшие в состав «Эннеад», ни того, что Ориген встречался и общался с самим Плотином или его учениками (так, Порфирий прямо упоминает, что он встречался с Оригеном; см.: Euseb. Hist. eccl. VI 19. 5). Однако в философско-богословском отношении Ориген оставался ближе к среднему платонизму, чем к Н., о чем свидетельствует в т. ч. и приводимый Порфирием список языческих философов, сочинения которых читал Ориген (Ibid. 19. 8; подробнее см.: Crouzel. 1992; Морескини. 2011. С. 173-175). Первые прямые свидетельства внимания христ. богословов к учению неоплатоников связаны с изданием Порфирием соч. «Против христиан». Из сообщений церковных историков известно как минимум о 3 ответных христианских трактатах: 1) «Против Порфирия» (CPG, N 1818; сохр. несколько фрагментов) сщмч. Мефодия ( ок. 311), еп. Олимпийского; 2) «Против Порфирия» (CPG, N 3672; сохр. 2 фрагмента в лат. переводе) Аполлинария († 390), еп. Лаодикии Сирийской, в 30 книгах; 3) «Против Порфирия» (не сохр.; упоминается блж. Иеронимом Стридонским; см.: Hieron. De vir. illustr. 81) Евсевия Кесарийского, в 25 книгах (подробнее о полемике см. в статьях сборника: Die Christen als Bedrohung. 2017; ср.: Erler, Tanaseanu-D ö bler. 2016. Sp. 881-884). Евсевий Кесарийский был знаком со мн. сочинениями неоплатоников; так, в «Церковной истории» он упоминает о Порфирии и его полемике с христианами (см.: Euseb.

http://pravenc.ru/text/неоплатонизме.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010