Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИУПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Существовала в 1929-1935 гг. с названием Мариупольская и Мелитопольская, в мае-сент. 1943 г. с названием Мариупольская и Приазовская. История Мариуполя (в 1948-1989 Жданов, Украина) началась в 1778 г., когда в устье р. Кальмиус в Приазовье был заложен уездный г. Павловск, который в 1779 г. был переименован в Мариуполь. Город был создан для размещения переселенных из Крыма греков. В 1780-1786 гг. Мариуполь являлся резиденцией митр. Готского и Кафского (Готфийского и Кефайского) св. Игнатия (Газадини (Гозадино)) , возглавившего переселение христиан из Крыма в Россию; в 1779 г. святитель перешел в юрисдикцию Русской Церкви из К-польского Патриархата. 21 мая 1779 г. имп. Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно к-рой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии; в грамоте закреплялись положения указа императрицы Синоду от 14 марта 1779 г. об особых правах митр. Игнатия как автономного архиерея с экстерриториальной юрисдикцией над греч. переселенцами Приазовья и Причерноморья, к-рому предписывалось «состоять по смерть беспосредственно под Синодом». В 1779 г. был учрежден Мариупольский греч. у. Азовской губ., преобразованный 22 янв. 1784 г. в Мариупольский греч. округ, был создан Мариупольский греч. суд - орган, выполнявший адм., полицейские и судебные функции. В апр. 1780 г. митр. Игнатий переселился из Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , где он жил в 1779-1780 гг., в устье Кальмиуса, где началось строительство Мариуполя. Первым храмом нового поселения стала каменная ц. во имя св. Марии Магдалины. В 1780-1782 гг. возводился главный храм Мариуполя - Харалампиевский собор, освященный митр. Игнатием 22 апр. 1782 г. (находился в черте Мариуполя, на территории совр. пос. Мирный). В нач. 80-х гг. XVIII в. в окрестностях Мариуполя по инициативе митр. Игнатия стал строиться муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, на к-рый собирались пожертвования во всех греч. поселениях края. После смерти свт. Игнатия в 1786 г. строительство обители прекратилось. Позже на месте мон-ря в здании «митрополитского (Игнатиевского) подворья» было размещено муж. Мариупольское ДУ с домовым храмом вмч. Георгия.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Вощажниково. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь скорее всего построена в 1700 годах, тогда, когда велось строительство церкви Рождества Богородицы. В 1780-е годы Троицкая церковь была перестроена. Для её осмотра приезжали известный московский архитектор К. Бланк и крепостной архитектор Шереметева А. Миронов. Возможно, одному из этих мастеров и принадлежит проект надстройки храма. В верхней летней церкви сохранились фрески выполненные крепостными художниками Н. Шереметева в 1791-1794 годах. В росписи храма, скорее всего принимал участие крепостной живописец Иван Аргунов, приезжавший в Вощажниково в эти годы. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 О позволении строить новую церковь в Вощажникове говорится в указе Петра Борисовича Шереметева от 19 апреля 1782 г.: «…приходские люди имели желание чтоб имеющуюся в том селе церковь перестроить и зделать в два этажа … а ныне же они желают построить вновь особо церковь каменную вновь каменную церковь строит просителям дозволить и под фундамент велеть начать копать рвы, а каким манером оная строится будет план и фасад на рассмотрение прислать в домовую канцелярию немедленно. Для строения ж той церкви на подмостки и жерди дозволить вырубить из лесных его сиятельства рощей до ста дерев…». Церковь предполагалось построить двухэтажную, следующим указом П.Б. Шереметева от 16 ноября 1782 г. велено «один храм зделать и освятить во имя Спаса Нерукотворнаго, а другой во имя Живоначальной Троицы или Воскресения Христова как они пожелают. На построение той церкви выдать из доходов его сиятелства денег сто пятьдесят рублев …». Строившееся здание упало, возобновили строительство в 1786 г. Согласно описи имущества 1796 г., Троицкая церковь «…заложена в 1782 году. Совершенным строением окончина и украшена 1796-го году. Освящена самим его преосвященством, архиепископом Ростовским и Ярославским в том же году месяца июня 9-го дня». В 1805 г. в Вощажникове стояли две каменные церкви «первая о двух этажах в верху во имя Св. Живоначальныя Троицы, в исподней Св. Вм. Параскевы, нареченныя Пятницы, вторая Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Николая Чудотворца …». Впоследствии придел Николая чудотворца устроили в Троицкой церкви. В литературе указан год начала строительства – 1782, различаются данные о времени окончания – 17961 или 1797 гг. Документы подтверждают дату заложения церкви и уточняют год ее освящения (1782-1796 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=15095

Острогожск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1783 и 1787. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.С. Сокольников Адрес: Россия, Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Коммунаров. Координаты: 50.858137, 39.080604 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Композиционным прототипом собора послужил собор Покрова Пресвятой Богородицы (1753-1768) в Ахтырке Для земель Острогожского полка и уезда собор сам стал объектом архитектурных заимствований. Вот его заметным влиянием построены: Карта и ближайшие объекты Соборная Троицкая церковь изначально была построена вместе с Острогожским острогом основателем его стольником и воеводой, полковником, князем Федором Юрьевичем Арсеньевым. Церковь деревянная с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Постройка окончена вместе с острогом 7 ноября 1653 года. Через 68 лет вместо прежней была выстроена новая, каменная, которая освящена в 1721 году. К ней была пристроена трапезная с колокольней, оконченные в 1766 году. В трапезной имелось два придела - во имя Введения в храм Богородицы и во имя Николая чудотворца. В этом же году были освящены архимандритом Воронежского Алексеевского Акатова монастыря, Сампсоном, первый 4, а второй 6 мая. Через 14 лет, а именно 13 мая 1780 года, вторично построенную церковь начали разбирать снова. Третий собор, двухэтажный начал строиться в 1780 году 31 мая, каменщиком Тульского оружейного завода прибывшим сюда Федором Медведевым, по новому проекту, сделанному поручиком Сокольниковым из того же тульского завода и сотником Дмитрием Петровичем Синельниковым, местным избранным депутатом. К 1781 году закончен был первый этаж с тремя приделами: Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящен 30 января 1782 года, Святителя Николая Чудотворца, освящен 1 февраля и Всех Святых, освящен 5 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=36308

В 1770-е - 1780-е гг. в России проводятся работа по составлению регулярных планов подмосковных городов на основе принципов классицизма. Одной из главных задач выступало стремление преодолеть деление города на слободы и создать единое городское пространство. Наибольшим препятствием к этому являлась средневековая планировка, слом которой шёл самыми решительными методами. Эта работа была начата после путешествия Екатерины II по российским городам. 14-15 октября 1775 г. императрица посетила Коломну. Этот визит состоялся сразу после крупного пожара. Результатом явился вывод об изменении облика российских городов в сторону европеизации. Одним из факторов, ускоривших перепланировку Коломны, был пожар с 9 по 10 мая 1782 г., начавшийся на постоялом дворе купца А. Бочарникова на Житной площади, который сдавался в наём экономическому крестьянину Е. Степанову. На это рассуждение наталкивает и свидетельство Н.П. Гилярова-Платонова в книге «Из пережитого»: «В случайном разговоре услышал я замечание о кривизне улиц московских и задал себе мысленный вопрос: «А какие улицы у нас?» Представляя улицы ясно, тем не менее я затруднился решить вопрос заочно: какие они в самом деле, прямые или кривые? Только уже приехав снова на родину, убедился, что город распланирован правильно. А между тем об этой планировке я слышал ещё ранее, и притом неоднократно, с рассказом об обстоятельстве, которым она была вызвана и которым потом сопровождалась. Был пожар; за исключением нашего околотка весь город был истреблён. Это случилось в восьмидесятых годах, ибо отец был ещё мальчиком; вместе со старшим своим братом, на крыше дома, он метлой отмахивал падавшие головни…» Пожар был действительно опустошительным: на посаде сгорели шестьдесят два обывательских двора с шестнадцатью прилавками, полицейская изба, лавки, амбары, пострадал Спасский монастырь; в кремле огонь уничтожил шестьдесят пять обывательских дворов, церковь и кельи в Брусенском монастыре, пострадал архиерейский дом. В пожар с 9 по 10 мая 1782 г. сгоревшей числится церковь Симеона Столпника. Последствием пожара явилось и окончательное упразднение Покровской церкви в архиерейском доме, стоявшей достаточно продолжительное время без священнослужения. Произошло это по причине того, что в числе погоревших строений оказалась и консистория, которую перевели в здание Покровской церкви. Иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой церкви были переданы в церковь Симеона Столпника».

http://sobory.ru/article/?object=35099

III. Подвижники коломенского Бобренево-Голутвина монастыря: 1. Строитель иеромонах Самуил 43 Блаженной памяти иеромонах Самуил родился 1760 года в Холмогорах, городе архангельской губернии; при крещении он наречен был Афанасием. Отец его – мещанин Прокопий Иванович Колесницын, как видно, не имел достаточного состояния, потому что Афанасий еще мальчиком отдан был для приучения к торговле в Москву. В шумной столице можно было заглядеться на Москву, полюбить разные удовольствия, развлечься и напротив – лучше понять суету мира. Один из товарищей его (родом из Боровска, калужской губ., купеческий сын), оставив занятие торговлей и дом купца Зеркальникова, где жил вместе с Афанасием, – в 1780 г. поступил в Нямецкий Вознесенский монастырь (в Молдавии) и здесь постригся в монашество с именем Павла (1783 г.) 44 . Подобно ему и Афанасий, несмотря на свои младшие лета, ревновал подвизаться подвигом добрым – монашеским, вдали от житейских тревог и волнений. Родители его не хотели было согласиться на это, но потом благословили сына на поступление в Николаевский Пешношский монастырь, отстоящий от Москвы в 79 верстах. Афанасий находился здесь с 1782 года 20 апреля, под руководством опытного в жизни духовной строителя Игнатия 45 , и у него исповедовался в своих грехах. По отзыву о. Игнатия (1786 г.), он был «поведения кроткого, послушливого и трезвенного, для обители весьма потребен». Кроме клиросного пения, в котором Афанасий был очень искусен (мог петь по нотам), он исправлял еще должность ризничего. В 1786 г. 2 октября, по увольнении от градского (холмогорского) общества, пострижен в монашество с именем Арсения. Но, при посвящении его в стихарь, в Переславском Даниловом монастыре, 14 октября, преосвященный Феофилакт, епископ Переславский и Дмитровский 46 , переименовал его Самуилом; вместе с ним и другие три новопостриженные монахи, пешношские, были переименованы: Авраамий – Моисеем, Иоасаф – Аароном, Феофилакт – Мельхиседеком. Вскоре они посвящены в иеромонахи 47 , а Самуил во иеродиакона, 8 ноября. В следующем 1787 г. и он рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм надо спасать! Герой России Вячеслав Бочаров о суворовском храме 11.02.2013 1020 Время на чтение 3 минуты 9 февраля я в очередной раз присутствовал на собрании инициативной группы по воссозданию храма свт. Василия Великого, построенного на средства великого русского полководца Александра Васильевича Суворова . Этот храм расположен в селе Кистыши недалеко от древнего города Суздаля, что во Владимирской области. Это село имеет более чем 500-летнюю историю. Петр I подарил его деду Суворова, Ивану Григорьевичу, который начинал военную службу в Стремянном стрелецком полку. Затем село перешло в наследство отцу Суворова – Василию Ивановичу, который и поставил там деревянную церковь в честь своего небесного покровителя свт. Василия. Но когда село перешло во владение А.В.Суворова, он, на месте старой деревянной церкви, возвел каменную. Как ни удивительно, но в архивах сохранилась записка священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 г. епископу Суздальскому и Юрьевскому, в которой сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость. В место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал-поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, на которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение придела во имя св. Александра Невского датировано 14 ноября 1782 г. Так что в селе Кистыши мы имеем полуразрушенный храм, построенный на средства самого А.В.Суворова. Это ли не историческая и культурная ценность Российского государства! И если говорить о сохранении воинских традиций, то надо в первую очередь сохранять вот такие ценности. Ведь здесь молился Генералиссимус А.В.Суворов! Суворов, который не проиграл ни одного сражения, Суворов, память о котором чтут даже в далекой для нас Швейцарии. Мало того, в Швейцарии есть музей Суворова и установлен великолепный памятник полководцу.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/hr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Святителя Василия Великого в селе Кистоши Суздальского района Владимирской области просит помощи в восстановлении 13.07.2011 341 Храм Святителя Василия Великого в селе Кистоши Суздальского района Владимирской области просит помощи православной общественности и всех, кому дорога память великого русского полководца Александра Суворова. Первое упоминание о селе Кистоши относится к 1521 году. Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крестным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет был личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения. Именно Василий Иванович Суворов построил с селе Кистоши первый деревянный храм с честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Когда деревянный храм обветшал, его сын, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов, в память о своем отце построил на этом же месте новый каменный храм во имя Василия Великого, добавив два придела во имя Пророка Ильи и во имя своего небесного покровителя Святого и Благоверного Великого Князя Александра Невского. В доношении священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение ново построенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию. В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистоши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/13/hr...

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каларашовка. Успенский женский монастырь. Mnstirea Ortodox Moldoveneasc " Adormirea Maicii Domnului " , Mnstirea Clreuca Карта и ближайшие объекты Каларашовский Свято-Успенский женский монастырь — женский монастырь в молдавском селе Каларашовка недалеко от берега Днестра. Монастырь расположен 220 км от Кишинёва. До 1916 года монастырь был мужским. На территории монастыря находятся две церкви (Свято-Успенская и Св. Митрофана), трапезная, кельи, домовая церковь, библиотека, архиерейский дом и игуменские покои, три родника и пасека. Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно легенде в пещере напротив нынешнего монастыря жил монах-схимник, который и основал монашеский скит. Предполагается, что в конце XVI — начале XVII века здесь была построена первая деревянная церковь. Списки личного состава монашествующих существовали с 1648 года, но во время наступления советских войск в 1944 году в ходе Великой Отечественной войны они были уничтожены. В 1747 году Мария Кантакузино подарила скиту участок земли из своей вотчины. В грамоте господаря Молдавского княжества Григория Гики от 15 мая 1776 года сказано, что скит находится на вотчине Мишчень (Мичень). В 1780 году при помощи Марку Донича из Могилёва, получившего благословение патриарха Иерусалимский Авраама, в монастыре была построена каменная церковь и колокольня, которая была освящена в 1782 году, на Успение Богородицы. Патриарх пожаловал Марку Доничу пожизненный титул администратора и настоятеля монастыря. Каларашовский скит вместе с вотчиной Мишчень был подчинён монастырю Святого Саввы в Яссах, который, в свою очередь, подчинялся монастырю Святого Гроба в Иерусалиме. После смерти Донича в 1809 году из монастыря Святого Саввы был послан игуменом иеромонах Лазарь. Он должен был платить ежегодную подать монастырю Св. Саввы в размере 100 леев. В 1813 году после присоединения Бессарабии к России скит был преобразован в монастырь и перешёл под духовное начало Кишинёвской епархии, но экономически ещё некоторое время зависел от Ясского монастыря. В том же году земли монастыря начали сдаваться в аренду, оставляя 300 десятин для внутренних надобностей. В 1814 году Кишинёвская дикастерия запретила монахам свободный выход из монастыря без письменного разрешения настоятеля, а протопопам и благочинным предписывалось арестовывать нарушителей и отсылать их к прямым начальникам. Неповиновавшихся отправляли в Косэуцкий и Каларашовский монастыри. Несколько монахов, отбывавших наказание в Каларашовке, сбежали. За это 31 января 1819 года игумен Лазарь был снят со своей должности, а его место занял старец Косэуцкого монастыря Онисифор.

http://sobory.ru/article/?object=18058

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты Первая церковь Кирилла Белозерского была построена в 1585-1587 годах. Церковь была бесстолпной и одноглавой, к 1773 году церковное здание очень сильно обветшало, подпиралось контрфорсами и имело много трещин – все это послужило основанием для возведения новой каменной церкви. В 1782 году прежняя церковь была полностью разобрана, и началась закладка новых фундаментов. Полная перестройка церкви осуществилась в 1825 году. Храмовые формы соответствуют эпохе позднего барокко. Стоит отметить, что новая церковь Кирилла Белозерского была не просто тщательно, а профессионально спроектирована; ее возведение осуществлялось согласно присланному чертежу, над которым трудился архитектор. Во всем внешнем виде храма отчетливо прослеживаются ордерные формы, а его пропорции можно признать удачными. Храм достаточно красив, хотя и немного зауряден для своего времени. На сегодняшний день церковь не имеет небольшого притвора, хотя на снимках 1972 года его еще можно увидеть. К сожалению, внутреннее убранство церкви не сохранилось: резной иконостас Кирилловского храма был разобран и передан в церковь Иоанна Предтечи, в которой находится и сейчас. Резной покров Кирилловой раки также утрачен, а его крышка нашла свое место в Оружейной палате в качестве ценного вклада. Узорчатая роспись стен была осуществлена под конец 19 века. Источник информации Среди древнерусских архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерский монастырь занимает особое место не только благодаря своим масштабам, но и благодаря своей сохранности. Из одиннадцати каменных храмов, воздвигнутых здесь в XV-XVII веках, до нас дошло десять. Утрачен лишь один - церковь преподобного Кирилла, поставленная над его гробом. В 1780-е годы она была сломана и заменена существующим ныне зданием, не лишенным своего художественного интереса, но относящимся уже к иной эпохе и никак не связанным с местной традицией, характерной для кирилловского церковного строительства допетровской поры.

http://sobory.ru/article/?object=05138

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010