Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Хелашвили Иване) [груз. ] (1772, с. Вакири, Кахети - 1837, С.-Петербург), иером., груз. церковный писатель и общественный деятель. Род. в крестьянской семье. Дата рождения И. нек-рое время считалась спорной: 1773/74 или 1775 г. ( Махатадзе. 1959. С. 14; Мегреладзе. 1971. С. 269). Исследования последних лет позволили установить, что И. род. в 1772 г. (Эпистолярный архив. 2000. С. 5). Представители семьи И. были близки к груз. царскому дому Багратиони. Так, дед И., Датуа Хелашвили, в 1747 г. сопровождал царя Картли Теймураза II в Иран ко двору Надир-шаха. Царь Картли-Кахети Ираклий II в 1777 г. «за преданность» пожаловал отцу И., Гиорги, дворянский титул с правом наследования (Свидетельство//НЦРГ. S 388. Л. 3-4). Гиорги погиб во время одного из набегов лезгин, вслед за ним скончалась и мать И.; воспитание сироты взяла на себя царская семья. В возрасте 6 лет Иване был определен к настоятелю (имя неизв.) ц. во имя Иоанна Предтечи в с. Вакири. Мальчик проявил способности к учению и освоил азы богословских наук; в 1793 г. царь Ираклий II поручил его воспитание духовнику тбилисского храма Метехи прот. Иессею Микадзе. После разорения Тбилиси в 1795 г. войсками иран. шаха Аги Мохаммед-хана Иване переехал в Телави, где продолжил учебу под рук. свящ. Иоанна Калатозишвили ( Барнабишвили. 1911. 347). После кончины царя Ираклия II (1798) Иване покровительствовал царь Картли-Кахети Георгий XII, назначивший наставником юноши ректора Телавской ДС Давида Алекси-Месхишвили (Давида Ректора). Вскоре после кончины царя Георгия XII (1800) Иване принял постриг с именем Иона и в 1801 г. поступил в монастырь Кватахеви . И. поддерживал отношения с представителями царской семьи и в 1805 г. в свите царевича Парнаоза (сына царя Ираклия II) покинул Грузию. Некоторое время И. жил в Воронеже и в Москве, в 1806 г. переехал в С.-Петербург, где сотрудничал с груз. царевичами. Особую помощь ему оказал писатель и просветитель царевич Давид Багратиони (сын царя Георгия XII), по ходатайству к-рого И. в 1809 г. за казенный счет был зачислен в класс философии и богословия СПбДА. За занятиями И. следил и наставлял его митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (Там же). После успешного окончания академии в 1812 г. И. был рукоположен во диакона (5 окт.), затем во иерея (10 окт.).

http://pravenc.ru/text/578328.html

Реж. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Первая на Режевском заводе деревянная Иоанно-Предтеченская церковь, небольшая, удаленная от центра и довольно убогая, не удовлетворяла потребностям местного населения. Почти сразу после ее возведения последовали обращения к заводчику Алексею Яковлеву с просьбой построить каменный приходской храм в центре поселка. Известно подобное обращение от 1837 года. Но прижимистый предприниматель не одобрил подобных планов: «Когда придет время, то предпишу». Такое время наступило через 10 лет: по проекту архитектора Уральского горного правления К. Г. Турского, одного из известнейших уральских архитекторов, началось возведение большого Богоявленского храма. Работы велись с 1847 по 1860 год, когда была освящена Богоявленская церковь, наряду с Господским домом ставшая главным памятником эпохи классицизма в Реже. В 1930 году Богоявленский храм закрыли, некоторое время в здании действовал кинотеатр, организовывались танцы, а осенью 1949 года здание передали агрошколе, началась его перестройка в учебное заведение. Сегодня стены техникума хранят в себе кладку старинной церкви. Пилястры (вертикальные выступы на стене в виде колонн), украшавшие Богоявленскую церковь, до сих пор видны на фасаде здания техникума со стороны улицы Красноармейской. История Режа 1773 - 1861 годы 22 мая 1773 года заводчик Савва Яковлев получил от Берг-коллегии разрешение на строительство на реке Реж чугуноплавильного и железоделательного завода. Это событие считается датой рождения города Режа. В 1830 году Реж впервые в своей истории начинает развиваться по генеральному плану. Главная в поселке улица Большая (ныне Ленина) ориентировалась на деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь, первый режевской храм, создавая необыкновенную зрительную связь между миром земным и миром горним. Кажется, это самый первый и, что интересно, едва ли не главный в Реже архитектурный ансамбль, связавший кесарево (главную улицу, а потом и площадь) и Богово.

http://sobory.ru/article/?object=53160

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XIX в. - нач. XX. Персоналии АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/134134.html

Вильнюс. Собор Николая Чудотворца. Костёл Святого Казимира Собор. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1596 и 1604. Архитектор:Йонас Франкявичюс, Й.К.Глаубицас, А.И. Резанов (реконструкция), Н.М. Чагин (перестройка в собор) Адрес: Координаты: 54.67762, 25.28794 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Костел Св. Казимира и иезуитский монастырь основаны в 1596 г. Костел был заложен в 1604 г, но начатое строительство не было завершено. В 1610 г. костел горел, а окончательно он был достроен в 1616 г. Работами руководил архитектор Йонас Франкявичюс. Костел Св. Казимира - это первый образец стиля барокко в Вильнюсе. Архитектурный план храма отражает план первого иезуитского костела в Риме: продольный и поперечный нефы образуют латинский крест, а над местом их пересечения возвышается высокий купол. Боковые нефы превращены в отдельные часовни, над которыми сооружены открытые галереи. Двубашенный фасад костела возведен в традиции литовского костёльного строительства. Во время пожара 1749 г. был уничтожен интерьер костела, рухнули перекрытия купола. В 1750-1755 гг. произведена капитальная реконструкция храма: восстановлен многоступенчатый купол в стиле барокко, построено 13 алтарей под мрамор с множеством скульптур, изображающих святых, и роскошная костёльная кафедра. Стиль остальных элементов реконструкции указывает на то, что костел восстанавливал именно архитектор Й.К.Глаубицас. Во время реконструкции храма в боковых стенах были замурованы галереи, а на их месте помещены шесть сюжетных картин из жизни Св. Казимира. Автор картин – иезуит Фридрих Обст. С упразднением иезуитского ордена, в 1773 г. костел перешел в ведение ксендзов-эмеритов, а в 1799 г. он стал приходским. В 1812 г. французы превратили его в кладовую зерна, нанеся этим значительный ущерб храму. В 1815 г. костёл под своё попечительство взяли миссионеры и обновили его. В 1832 г. царским указом костел был закрыт и превращен в собор Св. Николая. По проекту академика А. Резанова во время реконструкции 1834-1837 гг. были разрушены 10 алтарей и замечательная костёльная кафедра работы Й. К. Глаубица.

http://sobory.ru/article/?object=23779

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_46.html

Мценск. Собор Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Большой кирпичный храм в стиле классицизма, выстроенный вместо каменного собора 1672-1681 гг. Заложен в 1810 г., трапезная окончена в 1837 г., основной храм в 1841 г.. Приделы в трапезной - Афанасия Александрийского и Параскевы Пятницы, боковые приделы главного храма - Стефановский и Печерский. Основной объём - четверик, увенчанный крупной ротондой, с трапезной и боковыми приделами, завершёнными малыми куполами. Отдельно стоящая многоярусная колокольня эклектичной архитектуры построена в 1865-1875 гг. В соборе хранился чудотворный образ Николая Чудотворца, вырезанный из дерева, явленный в 1415 г. Стоял на вершине Соборной горы (в XVII веке гора Самород) при впадении в Зушу речки Мцны. «Дом святого Николы» во Мценске являлся одним из древнейших храмов Орловщины и, предположительно, существовал уже в XII в. Первые же документальные упоминания о нем от носятся к 1625 г. Деревянный «клетский» собор находился в центре Мценского кремля – Рубленого города. Кроме собора, в кремле находилась деревянная «клецкая» церковь Параскевы Пятницы. В 1672 г. взамен деревянного обветшавшего храма на этом месте иждивением Богдана Давыдовича Протасова началось строительство каменного собора с колокольней, продолжавшееся до 1681 г. Здесь же в 1689 г. был захоронен и строитель храма. В 1757 г. собор сильно пострадал во время «великого» городского пожара. Тогда же полностью сгорели остатки деревянной Мценской крепости и церковь Параскевы Пятницы, заново отстроенная уже в другом месте, в Ямской слободе. В этом же году были разобраны старые трапезная и колокольня, взамен которых заложили новые. К 1773 г. более обширная трапезная, в которой устроили придел во имя Афанасия Александрийского, и высокая колокольня в стиле «барокко» «прекрасной архитектуры» были «по надлежащему устроены, иконостасами, святыми иконами и прочим церковным благолепием украшены». Но к началу XIX в. старый собор уже обветшал и стал маловместителен для прихожан быстроросшего и богатевшего торгового города, поэтому проект нового собора, более величественного и обширного, был заказан известному русскому архитектору Аврааму Ивановичу Мельникову (1784–1854).

http://sobory.ru/article/?object=38795

Овчинино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Овчинино находится в 90 верстах от Владимира и в 18 верстах от уездного города Покрова. В патриарших окладных книгах 1677 г. отмечена прибылою вновь «церковь Николы Чудотворца да в приделе св. муч. Кирика и Улиты в вотчине Ивана Силина сына Дубасова в сельце Овчинине». К церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница… В 1773 г. эта церковь сгорела и вместо нее в том же году прихожане приобрели праздную церковь из села Бесед Вохонской десятины Московской епархии; новая церковь освящена была также во имя св. Николая чудотворца и устроен в ней придел во имя тех же святых. В 1837 г., вместо деревянной церкви, устроен каменный храм с такою же колокольнею. В 1873 г. храм и колокольня сильно обгорели во время бывшего в селе пожара, так что в следующем году потребовался крупный наружный ремонт колокольни и церкви. В 1887-88 гг. обновлены все внутренние украшения церкви: иконостасы и иконы; обновление стоило около 10 000 руб. Престолов в церкви три: в холодной – во имя св. Николая чудотв., в трапезе теплой – во имя св. муч. Кирика и Улиты и во имя св. благов. вел. князя Александра Невского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 9 руб. 85 коп., от служб и требоисправлений 966 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Овчинина и деревень: Больших Горок и Латиброва, в коих по клировым ведомостям числится 748 душ муж. пола и 862 жен. В селе Овчинине имеется церковно-приходская школа, в дер. Б. Горках – каменная часовня, здесь же есть земская народная школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=04589

Петербуржцы - участники летней школы " Русская гитара " июля 2022 Первый миссионерский творческий лагерь " Летняя школа " Русская гитара " начался 6 июля и продлится до 11-го в Спасо-Преображенском Пронском мужском монастыре по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и митрополита Рязанского и Михайловского Марка. Проекту также оказал поддержку Всемирный русский народный собор (ВРНС). В праздник Рождества Иоанна Предтечи , 7 июня, Божественную литургию в обители совершил настоятель Пронского монастыря игумен Лука (Степанов) в сослужении председателя ОВЦО Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Пелина . " Главная цель летней школы - показать многообразие музыкальной русской культуры, которая во многом опирается на духовную составляющую, - сказал отец Александр. - Русский человек начала XIX века не мыслил себя в отрыве от христианской православной традиции, от народного искусства. Игнац фон Гельд (1766-1816), Андрей Сихра (1773-1850), Михаил Высотский (1791-1837), Семен Аксенов (1784-1853) и другие композиторы-виртуозы, основатели русской гитары, исходили не только из музыкальных запросов русского общества, но и опирались на нравственные основы бытия русского человека. Потому и сейчас музыка, написанная так давно, звучит столь ярко, и побуждает и исполнителей и слушателей к самосовершенствованию и самоотдаче " . Здесь собрались молодые талантливые музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, объединенных любовью к музыкальному наследию русского народа. На творческом вечере, который состоялся вечером 6 июня, почетными грамотами ВРНС были награждены игумен Лука (Степанов) и руководитель летней школы " Русская гитара " Владимир Маркушевич. Участникам была предложена обширная программа: беседы с батюшкой, участие в Божественной литургии, экскурсии в краеведческий музей Пронска, творческие тематические встречи, индивидуальные занятия, знакомство с современной музыкой для гитары. Гитарист и композитор из Санкт-Петербурга Александр Вулла представил свою новую программу " Современная музыка для семиструнной гитары " , вызвавшую большой отклик у слушателей.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Храм Троицы Живоначальной в Карачарове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной в Карачарове — православный храм, принадлежащий к Петропавловскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] Село Карачарово впервые упоминается в 1571 году, как вотчина Спасо-Андроникова монастыря. Его название произошло от фамилии служивых людей Карачаровых. Их родословная начиналась с Федора Карачарова, управителя удельного князя М.А.Верейского, жившего во второй половине XV века. После разорений Смутного времени Карачарово отдали на «строение» царскому стольнику Василию Стрешневу, который не только восстановил село с боярским двором и церковью Трех Святителей, но и основал на Рязанской дороге новую слободку Карачарово с 42 крестьянскими дворами и деревянной церковью иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (с 1646 г.). По прошению священника Андрея Артамонова, старосты Федора Лаврентьева (и приходских людей, 150 дворов) и разрешению высокопреосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского в 1773-1776 гг. была построена «…каменная во имя Живоначальной Троицы церковь и всем церковным благолепием довольствована и стоит по освящении и готовности». К этому времени относится и первое захоронение при новой церкви — жены купца Егора Савина, о чем свидетельствует и поныне плита на фасаде. Дальнейшее строительство продолжалось со «тщанием прихожан» по мере накопления средств. В 1782-1837 гг. были построены придел во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и святителя и чудотворца Николая, а в 1833-1834 гг. по благословению митрополита Филарета Московского возведена колокольня. В сентябре 1812 года, по преданию, в нашем храме молился о победе над Наполеоном фельдмаршал М.И. Кутузов, когда из Москвы выводил русскую армию (и вместе с ней почти все население) по рязанской дороге (в настоящее время это Рязанский проспект и Нижегородская улица). Это было началом знаменитого «тарутинского маневра» М.И.Кутузова, который позволил ему подготовиться к контрнаступлению и разбить армию Наполеона.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Верхнетроицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Среди дремучих тогда Белебеевских лесов возникло это полураскольническое село. Владельцами трёх медеплавильных заводов к северу от Белебея – Верхнетроицкого, Нижнетроицкого и Усень-Ивановского были промышленники Осокины, известные тем, что оказали значительную материальную поддержку молодому тогда поэту Г.Р. Державину. По сути это было одно предприятие, ибо заводы не были самостоятельными в добыче руды и выплавке меди. Верхнетроицкий завод был основан в 1752 г. горнозаводчиком Иваном Гавриловичем Осокиным, им же одновременно с заводом в 1753-59 гг. возводился и каменный храм. Главный престол во имя Святой Троицы освящён в 1759 г. (дата освящения определяется храмозаветной грамотой, подписанной еп. Казанским и Свияжским Гавриилом). С 1760-х гг. заводы перешли во владение племяннику основателя – Ивану Петровичу Осокину, который, вероятно, и заканчивал обустройство церкви. В 1773-74 гг. заводы были разорены пугачёвцами, после поражения восставших восстановлены к 1777 г. Архитектура храма типична скорее для времён первых Романовых. На двусветный кубический четверик поставлен высокий вологодский восьмерик с тонкими трёхчетвертными полуколонками по граням. Высокая шатровая колокольня также пришла, будто запоздав на столетие. Много ложных оконных проёмов. Изначально храм был покрыт лепным декором, нижняя часть отчасти рустовкой. Пристроенные приделы, а позже притворы к ним исказили первоначальные стройные формы храма-памятника, утопив широкую и акцентную колокольню в навязчиво распластанном нижнем этаже. На сей день храм является одним из древнейших сохранившихся в пределах Уфимской епархии, наряду с храмом с. Березовки, что под Уфой (оба признаны выдающимися памятниками архитектуры XVIII ст.). Свято-Троицкий храм пребывает в устоявшемся ландшафте: с северной стороны – пруд, создающий незабываемый вид с противоположного берега. В 1837 г. Осокины продают три завода преуспевающему промышленнику греку Дмитрию Егоровичу Бенардаки и исчезают с исторической сцены. Около 1850 г. церковь несколько видоизменилась – пристроен северный придел, предположительно были заново оштукатурены все фасады с утратой части лепных украшений. Боковые престолы – в честь Рождества Христова (по СКУГ-1873 – Иоанна Предтечи) и в честь св. мч. Леонида. Все три апсиды полукруглые. Пол в церкви выложен каменными плитами. Для преодоления раскола Бенардаки построил в 1855 г. в селе единоверческую деревянную Троицкую церковь, простоявшую до г. В 1864-66 гг. Верхнетроицкий завод за невыгодностью упразднён. В 1915 г. на ремонт Троицкого храма Императором Николаем II была пожертвована символическая «царская тысяча» (1000 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=07579

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010