Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1269 и 1806. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер Координаты: 56.497799, 39.681052 Проезд:Центр, пешеходная доступность Изменить описание объекта Автор: Турбаев Роман Снято: 3 августа 2013 Добавлено: 4 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1238 г. Юрьев-Польский Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в. На территории монастыря можно ознакомиться с несколькими архитектурными памятниками. Среди них церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.). Она представляет собой пятиглавый, бесстолпный храм, построенный из кирпича. Он богато декорирован украшениями. Обращает на себя внимание и шатровая колокольня (1685-1688 гг.) - красивое монументальное сооружение. Массивный восьмигранный столп колокольни богато украшен архитектурными деталями. Сохранились надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), двухэтажное здание покоев архимандрита с трапезной палатой. Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

http://sobory.ru/article/?object=00202

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Усмань. Софийский Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь, Свято-Успенский храм На территории Софийского Успенского женского монастыря Карта и ближайшие объекты 1645г. - основан г. Усмань. 1684г. - Указ Государей Иоанна и Петра Алексеевичей определил устроение в г. Усмани Успенского девичьего монастыря. 1684-1685 гг. - окончена постройка Успенской церкви монастыря. 1690 г. - Царским Указом выделено регулярное хлебное жалованье монастырю. 1699 г. - Указом царя Петра первого монастырь передан в ведение Воронежского епископа святителя Митрофана Воронежского. 1764-1772 гг. - упразднение монастыря на основании Указа императрицы Екатерины второй. 1772г. - в связи с уничтожением пожаром Никольской церкви монастырский храм отдан под приходской для Никольских прихожан. А после постройки каменной Никольской церкви в 1780 г. деревянная монастырская церковь разобрана и передана в сёла Россошевка и Плавица. 1799 г. - начато восстановление монастыря на новом месте под именем Софийского в с.Новоуглянском на средства местной помещицы Надежды Георгиевны Фёдоровой (по совету святителя Тихона). Строителем монастыря назначен иеромонах Тихон, внук и келейник святителя Тихона Задонского. Скончался в 1812 году в основном построив к тому времени монастырь. 1806 г. - основательница монастыря Н. Фёдорова выхлопотала у города место бывшего Успенского монастыря под подворье нового. Провела там ремонт оставшихся келий и построила часовню, возвела каменную ограду с башнями по углам. 1827 г. - Указом Императора Николая первого окончательно закреплено место за подворьем монастыря. 1860 г. - выстроена каменная часовня вместо деревянной. 1862 г. - часовня обращена в домовую церковь во имя Успения Божией Матери. 1905 г. - по разрешению Епархиального начальства церковь была сломана, на её месте построена новая, на средства местного купца Григория Димитриевича Сукочёва, крупнейшего благотворителя Усманских храмов, почётного гражданина города, бывшего городского головы, владельца известной богадельни.

http://sobory.ru/article/?object=12555

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744, Сарское Село, ныне г. Пушкин - 23.01.1810, С.-Петербург), скульптор, мастер монументально-декоративной пластики. Из семьи придворного служителя (скотника), занимал должность писаря Царскосельского вотчинного управления. В 1759-1767 гг. учился в АХ сначала по классу живописи, затем в скульптурном классе члена АХ в Париже акад. Н. Ф. Жилле. Вместе с Ф. И. Шубиным Г. принадлежал к старшему поколению скульпторов - учеников АХ. Удостоен медалей в 1763 и 1765 гг.- малых серебряных за рисунок и лепку с натуры, в 1766 г.- малой золотой за рельеф «Убиение Олегом Аскольда и Дира» (не сохр.), в 1767 г.- малой золотой за рельеф «Мирное утверждение между российским князем Олегом и греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими» и аттестата 1-й степени на звание классного художника. Один из первых пенсионеров АХ в Париже (1767 - авг. 1769), где учился у Ж. Б. Лемуана, мастера скульптуры в стиле рококо, с 1768 г. ректора и директора Королевской академии живописи и скульптуры. Под рук. Лемуана Г. исполнил барельефы «Жены-мироносицы и ангел», «Диоген в бочке перед Александром Македонским». Интерес к динамичной, контрастной барочной пластике проявился в скульптурной группе «Прометей» (бронза, 1769, Московский музей-усадьба «Останкино», ГТГ, ГРМ), за к-рую по возвращении в Россию Г. получил звание «назначенный». Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. В 1769-1772 гг. Г. жил в Риме, посещал Геркуланум и Помпею. С 1773 г. преподаватель в скульптурном классе АХ, с 1777 г. его руководитель после отъезда Жилле на родину. 17 окт. 1776 г. удостоен звания академика за рельеф «Меркурий отдает новорожденного Бахуса нимфам на воспитание» (не сохр.), с 13 авг. 1779 г. адъюнкт-профессор, с 25 янв. 1780 г. член академического совета, с 1782 г. первый рус. профессор скульптуры, с 1794 г. адъюнкт-ректор, в 1795-1797 гг. исполняющий обязанности директора АХ, с 1802 г. ректор скульптуры. По выражению Шубина, Г.- «главный надзиратель, свидетель над другими скульпторами», его учениками были рус. ваятели И. П. Прокофьев, П. П. Соколов и др.

http://pravenc.ru/text/166191.html

Санкт-Петербург. Часовня иконы Божией Матери " Милующая " при Адмиралтейском Императора Петра Великого госпитале. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: " Милующая " иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1891. Год утраты:Не установлен. Архитектор: В.А. Косяков Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский проспект, дом N9. Координаты: 59.914511, 30.27742 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Рис. из книги Альбицкий В.Е. " Слово на освящении часовни, сооруженной при церкви С.-Петербургского морского госпиталя, в воспоминании проявленной милости божьей над царской семьей " . Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 1715 г. на Выборгской стороне Петром I был основан Морской госпиталь. Его служащие и пациенты с 1722 г. пользовались Вознесенской церковью „в светлицах“, взятой у кн. М.М. Голицына. Только в 1769–1772 гг. для больных был создан отдельный храм. В 1806 г. известный зодчий А.Д. Захаров начал на Клинической улице постройку нового здания морского госпиталя с двусветной церковью в центре, которую завершил А.И. Гомзин. Здесь храм находился с 12 ноября 1811 г. до своего упразднения. В 1836 г. для госпиталя, ставшего Адмиралтейским, был куплен дом кн. Шаховской у Калинкина моста на Фонтанке, где после перестройки по проекту Л.Л. Карбоньера могло разместиться 330 больных. На втором этаже дворового флигеля 28 августа 1838 г. была освящена домовая церковь. В 1880 г. госпиталю передали соседние морские казармы, стоящие на углу, у самого моста (наб. р. Фонтанки, 156), и он сильно разросся. Поэтому и храм решено было расширить. В 1890–1891 гг. к нему по проекту Завьялова сделали двухэтажную пристройку, благодаря чему в помещении могло молиться до 600 человек. На крыше возвели звонницу, а интерьер оформили в русском стиле на средства купца Родиона Степановича Гробова. При освящении вновь отделанного храма известный миссионер иеромонах Арсений подарил большую икону Божией Матери „Избавительница“, перенесенную из церкви Ново-Афонского подворья.

http://sobory.ru/article/?object=35466

Свято-Георгиевский храм (Правдинск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Георгиевский храм - православный храм, относящийся к Черняховской епархии Русской православной церкви. Изначально был католическим храмом, затем - протестантской кирхой, с 1990 года стал православным храмом. Памятник истории и архитектуры, храму более 500 лет. Содержание История [ править править код ] Строительство храма началось в 1313 г., через год после основания Фридланда рыцарями Немецкого ордена. С самого начала церковь была посвящена святому Георгию. Первоначально храм был деревянным. В 1347 г. в ходе вторжения литовцев город и церковь были полностью сожжены. В 1360–1380 гг. было начато строительство каменного здания церкви. В 1510 г. она обрела тот вид, который без значительных изменений сохранился до наших дней. В эпоху Реформации (XVI в.) фридландский храм, как и вся герцогская Пруссия, стал лютеранским. В 1668 г. изготовлен резной деревянный алтарь. После пожара 1772 г. на колокольне была устроена смотровая площадка. В ходе русско-прусско-французской войны 1806–1807 гг. у Фридланда произошло сражение: русская армия под командованием генерала Л.Л. Бенигсена потерпела поражение от наполеоновских войск, после чего Россия заключила Тильзитский мирный договор 1807 г. Предполагают, что и Беннигсен, и Наполеон могли подниматься на смотровую площадку. К 600-летнему юбилею церкви (1913 г.) её здание было отреставрировано. В 1945 г. церковь практически не пострадала в ходе боевых действий, но была разграблена в первые послевоенные годы. В 1961 г. в здании был устроен склад потребительского общества. Ремонт практически не производился, храм пришел в аварийное состояние. Из-за разрушения крыши стены пропитались водой, покрылись плесенью и водорослями. От морозов местами выкрошилась кирпичная кладка. В пристройках частично разрушились своды. На стенах выросли деревья, что ускорило разрушение здания. С 1979 г. предпринимались попытки сохранить здание. По инициативе Отдела культуры районной администрации была восстановлена кровля на башне.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Кэлдерушани [Румын. Cldruani], муж. мон-рь Румынской Православной Церкви в Бухарестской архиепископии. Расположен в с. Влэсия жудеца Илфов, на берегу оз. Кэлдэрушани, в 40 км к северо-востоку от Бухареста. К.- один из старейших монастырей Мунтении. Трехглавый собор, представляющий собой в плане триконх, в центральной части мон-ря освящен во имя вмч. Димитрия Солунского, келейные корпуса образуют прямоугольник стен. Над входными воротами возвышается ярус колокольни; в сев. части монастырской территории построена кладбищенская церковь. Ктитором мон-ря был валашский господарь Матей Басараб (1632-1654), к-рый отстроил К. в 1637-1638 гг. В грамоте 1615 г., вышедшей из канцелярии господаря Раду Михня, указывается, что еще до 1637 г. на месте мон-ря существовал деревянный скит. В XVII в. в К. были устроены скрипторий и типография. Со 2-й пол. XVII в. мон-рь начал приходить в упадок. Архим. Филарет, буд. митр. Унгро-Влахийский Филарет II (1792-1793), в течение 20 лет (с 1772 по 1792) уделял обустройству мон-ря большое внимание. Владыка по праву считается 2-м ктитором обители, в к-рой он был похоронен в 1794 г. В 1775-1778 гг. были проведены большие строительные работы: восстановлены соборные главы, разрушенные во время землетрясения, возведен зап. притвор (1778), надстроены одним этажом здания келлий, переложена и поднята до высоты 15 м башня-колокольня, построен архондарик. В 1778 г. под эгидой митрополии в К. открылась иконописная школа, которую возглавил Иван Русский (Rusul). 1 апр. 1794 г. в настоятели К. был поставлен прп. Георгий из монастыря Черника, окормлявший мон-рь вплоть до своей кончины в дек. 1806 г. Среди монашествующих, проживавших в обители в 1-й пол. XIX в., необходимо упомянуть прп. Каллиника Черникского, впосл. епископа Рымникского, иеродиак. Григория, ученика прп. Паисия Величковского, буд. митр. Унгро-Влахийского свт. Григория IV (Даскэла), чьи мощи покоятся в соборной церкви обители. В мон-ре останавливался протопсалт Макарий (ок. 1780-1836). В 1854-1855 гг. для К. писал иконы румын. худож. Николае Григореску (1838-1907), в музейной коллекции хранятся 7 икон его кисти. В XIX в. монастырские строения были реконструированы. Лит.: Nicolae V. Mnstirea Cldruani. Bucur., 1973; P curariu. IBOR. Vol. 2-3. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462377.html

Алексия Московского. Во время пожара 1869 г. церковь пострадала, в 1874-1875 гг. была восстановлена в прежнем виде; храм был снесен в 1946-1947 гг., сохранилась лишь восточная стена ворот. Храм представлял собой небольшой четверик, перекрытый 8-лотковым сводом с небольшим барабаном и главкой. Алтарная апсида была прямоугольной в плане, также с небольшой главкой. Четверик имел фронтончики-полуглавия 3-лопастных очертаний с круглыми окнами. В своде находились световые (по странам света) и слепые (по диагонали) люкарны, близкие к 4-лопастным очертаниям; может быть, они не первоначальные и возникли при перестройке 1855-1859 гг. ( Попадюк. 2005. С. 149). Церковь имела богатое кирпичное убранство, в неск. упрощенном виде воспроизводившее великолепный декор Троицкой ц. в Енисейске (1772-1776, сохр. частично) и относившееся к последней фазе развития нарышкинского стиля в его иркутском варианте. Этот этап, когда иркутско-енисейская артель строила храмы на Байкале, в Енисейске, в Красноярске и даже в отдаленном Кузнецке (ныне Новокузнецк), характеризуется сохранением иркутского нарышкинского декора 40-60-х гг. XVIII в. при одновременном обращении к иконографии тобольских барочных храмов. В ц. Захарии и Елисаветы последнее отразилось в формах завершения. На карте Ремезова 1701 г. мон-рь изображен овальным в плане, огражденным внушительным заплотом. На плане 1772 г. он имеет форму неправильного многогранника, обращенного к городу сев.-вост. и юго-вост. стенами, на стыке к-рых напротив алтаря собора располагались главные монастырские ворота с башней над ними. В 1785 г. на их месте началось строительство каменных ворот с надвратной церковью, оконченное только к 1822 г. Они были частью новой невысокой каменной ограды (1789-1806), в ее сев. части, примерно по линии зап. фасада собора, были устроены дополнительные ворота. Каменная ограда (ок. 200 м) охватила только переднюю часть территории мон-ря; задняя часть ограды (ок. 400 м), обновленная в 1792 г., осталась деревянной. К 1863 г.

http://pravenc.ru/text/189971.html

К предметам достопримечательности по древности принадлежат два образа, находившиеся в старой деревянной церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы имееется следующая надпись: " Написан сий Святой оброз, лета 1719 по повелению Салминского попа Фёдота Иванова, сына Окулова, его радением " . На образе Св. пророка Ильи значится: " Написася сие Святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех " . Из прежних священников сохранились имена: Фёдот Иванов Окулов. Константин Федотов Окулов, умер в 1772 г. Филипп Константинов Окулов, переведенный в Суйстамо. Андрей Константинов Окулов, умерший в 1828 г. Иоанн Емельянов Зарянов, умерший в 1812 г. Пётр Иоаннович Аркудинский, переведён в Нейшлот. Стефан Марков. Николай Петрович Заостровский, погиб (утонул) в 1821 г. Василий Михайлов Дремяцкий, переведён в 1831 г. в Кронштадт. Алексей Стефанов Зосимовский, умер в 1865 г. Габриель Васильевич Зотиков, умерший в 1873 г. Яков Васильеа Заболотский. Алексей Елисеевич Фортунатов. Николай Иванович Зотиков с 1897 по 1907 гг. Николай Васильев с 1907 по 1909 гг. Константин Яковлев с 1909 по 1917 гг. Йоханнес Райллас (Фёдоров) с 1917 по 1950 гг. Одним из последних протоиереев был Михаил Александрович Miikkola (Михайлов). Метрические книги велись в Салми с 1806 г. Церковная библиотека в Салминском приходе была заведена священником Василием Дремяцким и пополнялась по мере церковных средств. Школа находилась не далеко от здания церкви, размещалась в приходском доме, была основана бывшим владельцем этой вотчин Громовым. Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви, была разграблена. К 1944 году салминцы смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский артобстрел совершался якобы по державшим оборону в здании церкви финским солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части. Заслуживающими доверия, тем не менее, можно считать мемуары финских ветеранов, согласно которым во время отступления финских войск церковь, занимающая господствующее положение, интенсивно обстреливалась советскими войсками.

http://sobory.ru/article/?object=04676

Со вступлением Императора Павла на престол для гр. Безбородко наступила новая эра. Сам Павел I говорил о Безбородко: «Этот человек для меня дар Божий». В 1797 г. он стал сенатором, пожалован канцлером и возведен в княжеское достоинство. Кроме этого, Император Павел I пожаловал ему свой портрет и большой крест св. Иоанна Иерусалимского, осыпанные бриллиантами, орловскую вотчину, несколько тысяч десятин земли и душ крестьян. Просвещенный меценат, Безбородко поражал современников роскошью, хлебосольством и художественным вкусом, собрав одну из лучших в России коллекцию картин. А.А.Безбородко умер в 1799 г. в Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем путешественника, естествоиспытателя, лексикографа, академика И.И.Лепехина (1740-1802). Иван Иванович Лепехин родился 10 сентября 1740 г. в Санкт-Петербурге. Учился в академической гимназии, затем в Страсбургском университете, окончив его в 1767 г. со степенью доктора медицины. Из Страсбурга молодой ученый вел переписку с М.В.Ломоносовым, который предназначал его к занятию кафедры ботаники в Академии. Вернувшись в Петербург, был определен адъюнктом, а с 1771 г. академиком по естественным наукам. Иван Иванович участвовал во многих научных экспедициях, обследовавших различные российские провинции с естествоведческой и этнографической точек зрения: в 1768-1772 гг. путешествовал по Уралу, Поволжью, Западной Сибири, в дальнейшем также по русскому Северу и западным губерниям России, причем составил замечательные для своего времени ботанические коллекции. Записи, сделанные Лепехиным во время этих поездок, легли в основу его книги «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» (1771-1805). В 1773-1774 гг. ученый путешествовал по Белоруссии и Прибалтике. С 1768 по 1783 гг. Лепехин был редактором изданий временной организации для переводов зарубежных научных книг, где продолжалась работа по созданию русского научного языка. С 1783 г. он был непременным секретарем Академии Российской и участвовал в работе над «Словарем Академии Российской». Написал предисловие к его второму изданию (1806), следующее лингвистическим взглядам М.В.Ломоносова.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010