II. Учение Гегеля о религии и ее сущности. Философское учете Георга Вил. Фр. Гегеля (17701831) заслуживаете особенно серьезного внимания. Более полувека оно почти деспотически господствовало над умами западно-европейских мыслителей. Философия Гегеля, отличавшаяся стройною формальною законченностью, была применяема ко всем наукам и обещала разрешить все важнейшие вопросы, до того времени считавшиеся неразрешимыми. Но особенно сильное влияние она имела на последующее развитие и характер философских и богословских систем. Так, её влиятелем нужно объяснить появление умозрительного богословия Дауба и Маргешеке. Бидермап и Пфлейдерера еще и в настоящее время не перестали быть гегельянцами в разрешении некоторых вопросов. Видное место в своей системе Гегель отвел исследованиям о религии вообще и христианской в частности. В 1793 году он окончил курс в тюбингенском университете по богословскому факультету (по философскому факультету он окончил курс в 1790 году), а весною 1795 года им было уже написано сочинение „Жизнь Иисуса“ (Das Leben Iesu), в котором с достаточною ясностью определилось то направление, которое впоследствии приняло воззрение Гегеля на сущность религии вообще и христианской в частности. Сочинение это сохранилось в рукописи, из которой Розенкранцз и Гейм опубликовали только немногие выдержки. Но вот что мы читаем о нем у Ибер-вега – Гейнце 12 . „В основе сочинения лежит лессингово разграничение личного религиозного воззрения Иисуса от догмата христианской церкви. Это разграничение было заманчиво для Гегеля не столько вследствие чисто исторических мотивов, сколько в силу потребности найти у Иисуса свою собственную точку зрения. Что это так, видно из рассуждений, построенных на подобных мыслях. Иудейство представляет морализм категорического императива кантовской философии. Его преодолевает Иисус любовью. Эта любовь есть сннтез, в котором закон теряет свою всеобщность, и таким же образом субъект – свою особенность, оба – свое противоположение, тогда как в кантовской добродетели это противоположение остается.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Гегель Гегель (Георг-Фридрих-Вильгельм, 1770–1831 г.) в свое время оказал необыкновенно могучее влияние на умы, его философия рассматривалась, как последнее и окончательное слово истины, но его влияние не было продолжительным. Его ученики различным образом изменили его учение в существенных пунктах, а последующие поколения знакомились с ним лишь по кратким изложениям его системы в курсах истории философии. До сих пор нет ни одной специальной монографии о философии религии Г., но за всем тем, через посредство своих учеников, Г. еще живет в богословствующих умах, и затем в последнее время все более и более выясняется, что, если слава Г. была преувеличенною, то забвение его было мстившей саму за себя несправедливостью: забыв Г., забыли много глубоких и поучительных идей. Теперь снова постепенно обращаются к его философии. По Г. цель бытия и цель философии одна и та же. Цель философии есть истина; цель, к которой стремится бытие, есть самопознание, или самосознание; таким образом, процесс мирового бытия есть процесс философствования. Вместе с тем, это есть и процесс самоосвобождения, потому что познание истины есть приобретение свободы ( Ин.8:32 ). Абсолютное познание есть совпадение мышления с бытием, есть абсолютное самосознание. В процессе развития мысль предшествует бытию, потому что всякое бытие есть выражение или раскрытие мысли. Таким образом, началом всего должно положить абсолютную мысль или идею, которая переходит в бытие через самоотрицание (в бытии еще нет мысли), но бытие, развиваясь, в своих высших формах достигает сознания и самосознания. Здесь происходит возвращение идеи самой в себя или самосознание абсолютного духа через посредство конечного духа. Достижение такого самосознания есть цель и религии, и философии, но той и другой эта цель достигается различным образом. Религиозный процесс в его существе и в его исторических формах Г. представляет следующим образом. Первая форма, в которой религия вступает в сознание, есть чувство (Gefuhl), но это свойственно не исключительно религии, так как каждое содержание нашего сознания прежде всего открывается в чувстве, как форме непосредственного знания, в котором познающий субъект и познаваемый объект еще находятся непосредственно один в другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[  назад  ] Епархии Болгарской православной церкви Трновская епархия (1394 - 2000) Великотрновская (2000- Иеремия (1394-1401) Игнатий (уп. 1437-1439 ) Герасим (уп.1467) Панкратий (уп. 1474) " неизвестен " (1544-1545) Иоаким (уп. 1556-1561 ) Арсений (уп. 1565-1573 ) Дионисий I Рали (уп. 1590-1595) (руководил восстанием) Иеремия (уп. 1606) Гавриил (уп.1611 -1626) Макарий (1626 - 1639 и 1639-1646) " неизвестен " (1639) поставен Вселенским патриархом Кирилом II Дионисий II (1646 - 1650) Кирилл Спанос (уп. 1650) Анфим I (уп. 1653) Дионисий III (уп. 1654) Герасим II Какавелас (уп.1671 -1673) затем Константинопольский патриарх Иезекиил (1673- уп. 1678) Парфений I (уп. 1681) Афанасий (уп. 1687-1689) Иосиф I (1692 три месяца) Феодосий (уп. 1697) Иаков (уп. 1697) Дионисий IV (уп. 1708-1709) Иосиф II (1714 - 1722) Никифор (1722 - 1732 и 1732-1739) Герасим III (1732) Анфим II (уп. 1739-1748 ) Феофил (уп. 1751-1761 ) Парфений II (уп. 1763) Каллиник (1770 - 1791) Матей (1792 - 1796 и 1800 - 1802) Филофей (1797 - 1800) Даниил (1802 - 1805) Макарий II (1805 - 1816) Иоаникий (1817 - 1821) Иларион I (1821 - 1827 и 1831-1838) Константин (1827 - 1831) затем Константинопольский патриарх Панарет (1838 - 1840) Неофит Византиец (1840 - 1846 и 1848-1857) Афанасий Кесариец (1846 - 1848) Григорий (1858 - 1871) Иларион (Михайлов) (25 мая 1872 - 4 июня 1875) 1875-1884 - вакантно Климент (Друмев) (27 мая 1884 - 10 июля 1901) Анфим (Кончев) (29 июля 1901 - 24 марта 1914) Иосиф (Бакорджиев) (7 сентября 1914 - 30 апреля 1918) Филип (Пенчев) (26 февраля 1920 - 21 июня 1935) Софроний (Чавдаров) (22 сентября 1935 - 1 апреля 1961) Стефан (Стайков) (21 января 1962 - 18 мая 1992 ; - 11 ноября 1993) Григорий (Стефанов) (27 февраля 1994 - Викарные епископы: Иларион (Цонев), епископ Траянопольский (21 января 1973 -1 января 1994 ) Варнеская и Великопреславская епархия (1872 - В. и Преславская (1872-1997) Симеон (Попниколов) (21 августа 1872 - 23 октября 1937) Иосиф (Лазаров) (26 декабря 1937 - 8 ноября 1988) Кирилл (Ковачев) (26 февраля 1989 - 9 июля 2013)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-bu...

Норман Л. Гайслер (протестант) Г Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (HEGEL, GEORG WILHELM FRIEDRICH) Жизнь и труды Гегеля. Гегель (1770–1831) родился в немецком городе Штутгарте в семье лютеран. Его отец был правительственным чиновником. Гегель скучал на уроках заурядных учителей, поэтому он часто прогуливал школу. Образование он получил в Йенском университете, где вместе с Ф. В. Шеллингом (Schelling) боролся против засилья скептицизма. Гегель был лютеранином и, по всей видимости, регулярно ходил в церковь . В число основных его произведений входят «Философия истории», «Философия природы», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия религии», главный его труд «Феноменология духа» и «Философия эстетики». Испытанные Гегелем влияния . Подобно большинству других великих мыслителей, Гегель опирался на плечи многих гигантов, которые были до него. Если упомянуть лишь нескольких главных из них, от °Платона он узнал, что свой смысл человек обретает в государстве, что философия есть высшее выражение реальности и что всякое определение осуществляется через отрицание. Благодаря °Плотину он пришёл к пониманию того, что мир и сознание суть проявления Абсолюта – это одна из форм °пантеизма. От Бенедикта °Спинозы он перенял идею о неразделимости Бога и природы и соответствующее отрицание всего сверхъестественного. Вслед за Иммануилом °Кантом он приходит к выводу о том, что мы должны начинать познание с феноменов, данных нам на опыте, и применять трансцендентальный метод обретения истины. И разумеется, его иудейско-христианское религиозное образование привило ему представления о линейном движении истории. Гносеология Гегеля . Гегелевскую теорию познания нелегко изложить в краткой форме. Однако некоторые её аспекты достаточно очевидны. Диалектика Гегеля. Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о той позиции, которой Гегель в действительности не придерживался. Хотя он употреблял слово «диалектика», он отнюдь не исповедовал марксистскую (см. Маркс, Карл) разновидность диалектики с её триадой «тезис – антитезис – синтез». Эта триада ни разу не встречается во всех восьми томах его опубликованных трудов (Mueller, 411). Она один раз появляется в его «Предисловии» к «Феноменологии разума», где он говорит, что она восходит к Канту, и отвергает её, называя «безжизненной схемой» (Mueller, 412). Специалист по Гегелю Густав Мюллер настаивает, что «самая возмутительная и выхолащивающая идеи Гегеля легенда – будто бы он всё мыслил в терминах «тезиса, антитезиса и синтеза " » (Mueller, 411). Эта легенда получила распространение вследствие искажённого понимания Гегеля Карлом Марксом (Marx).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Пожеревицы. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1824-1827гг. Приделы: Св.Георгия и Св. Параскевы Пятницы. Возведена на средства помещика Петра Дорина. Храм долгое время использовался как клуб и был перестроен. Погост Пожеревицы, церковь Рождества Христова В ведомости 1799 года говорится о деревянной церкви Святого Великомученика Георгия с приделом Святой Великомученицы Параскевы, построенной в 1717 году, «при ней» каменная церковь Рождества Христова, построенная в 1770 году помещиком села Дирины Горки Петром Ивановичем Дириным. Он же «во всем» содержал эту церковь. В 1824-1827 г.г. тем же помещиком и прихожанами построена новая кирпичная церковь Рождества Христова. В церкви было три престола. Кроме главного, были престолы в приделах: Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы, именуемой Пятница. В церкви находились древние иконы Святителя и Чудотворца Николая 1706 года в серебряной ризе, Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери 1739 года в серебряной ризе, а также Евангелие 1760 года. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 52 п, на нем была надпись: «Сей колокол лит в С.-Петербурге, мастер купец Михайла Макаров Стуколкин, в Пажеревицкую церковь старанием священника Тимофея Кустова. Декабря 24 дня 1858 г.». Вес второго колокола 30 п. 28 ф., на нем была надпись: «1831 г. при священнике Савве Тишинском и при священнике Иакове Хераскове». Вес третьего - пятого колоколов неизвестен. Шестой колокол весил 4 п., надписей на нем не было. Около церкви было кладбище. Другое кладбище, называемое «Пески», находилось в отдалении от церкви. Третье кладбище находилось при деревне Заборовье, четвертое - при деревне Сырково. В приходе было десять часовен: около деревни Пажеревицы, в селах Городок, Клемшино, в деревнях Дубки, Заборовье, Захонье, Зуево, Кривец, Савино, Сырково. В селе Лужок ранее стояла каменная православная часовня, однако в начале XX века, когда находившаяся здесь усадьба перешла в ведение зятя помещицы Н. И. Костюриной католика А. А. Малаховского, часовня неизвестными лицами была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=01369

Скачать epub pdf Глава 35. О познании Бога В Первосвященнической молитве на Тайной Вечере Спаситель молился о том, чтобы всем, кого даровал Ему Бог-Отец, даровал Он и Жизнь Вечную: Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). В высшей степени знаменательно: Вечную Жизнь, восхищение Царства Божия Иисус Христос связывает прежде всего с познанием. Мы давно привыкли к этому слову. Культура, которая окружает нас, включает в себя и научное, и историческое, и эстетическое, и всякое иное познание, и нам психологически трудно бывает соединять это слово с тем, что мы называем спасением. Спасение – это дело милости Божией, дело веры, подвигов, добрых дел, а познание есть как бы нечто автономное, давно отделившееся от той сферы жизни, которую мы привыкли считать религиозной. Конечно, Иисус Христос говорил не о познании просто, но о познании единого истинного Бога. Однако догматы нашей христианской веры говорят нам о том, что мы веруем в Бога, Который есть Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный (Чин великого освящения воды), того Бога, Кто, по слову святого Дионисия Ареопагита (9–110), «пребывает превыше умопостижимых вершин святейшего Своего пребывания». Как в таком случае определить познание, о котором говорил Христос, когда призывал его ради Жизни Вечной, когда фактически ставил знак равенства между этой блаженной вечностью и Богопознанием? Мы знаем, что познать Бога всегда стремились и величайшие мыслители всех веков. Но это познание, когда оно происходило не в рамках христианского Откровения, всегда оказывалось в замкнутом пространстве, как бы в умозрительном тупике. Перводвигатель или Первопричина Аристотеля (384–322 до P. X.), Единое Плотина (ок. 204/205 – 269/270), Брахман Шанкары (предположительно 788–820), Бытие Спинозы (1632–1677), Абсолютный Дух Гегеля (1770–1831), хотя и таили в себе какие-то догадки и прозрения, но не только не открывали, а скорее заслоняли собой Бога Живого. «Бога философов», как его стали называть вслед за Паскалем (1623–1662), можно было познавать, но от него нельзя было ожидать участия или любви, милости или спасения. Такой «Бог» был не только объектом нашего земного человеческого разума, он был и его искуснейшим изделием, к тому же присваивавшим себе прерогативы Бога истинного, то есть идолом. Именно против такого «Бога» предостерегает нас заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху ( Исх. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Гегель Георг Вильгельм Фридрих Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Ранние годы: 1770—1801 Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранского рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии. 1788—1793 — учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. Интересный факт, что в 1793 г. по окончании полного курса кандидатом богословия Гегель получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии. 1793—1796 — домашний учитель в Берне 1797—1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне 1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801—1816 1801—1805 — приват-доцент Йенского университета 1805—1807 — экстраординарный профессор Йенского университета 1807 — редактор газеты в Бамберге 1808—1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге 1811 — женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816—1831

http://lib.cerkov.ru/authors/959

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США опубликована уникальная автобиография африканского раба-мусульманина 19 века На родине он был высокообразованным улемом – знатоком теории и традиций ислама   ВАШИНГТОН. По инициативе Библиотеки конгресса США, во всемирной сети опубликована редчайшая рукописная автобиография африканского раба-мусульманина 19 века, который у себя на родине был ученым улемом – знатоком теории и традиций ислама, сообщает religionnews . Выложенный в свободный доступ документ считается единственной на сегодня рукописной автобиографией американского раба, написанной на арабском языке. Автор рукописи, Омар ибн Саид, родился около 1770 года на территории современного Сенегала, был захвачен в плен работорговцами в возрасте 37 лет и перевезен через океан в портовый город Чарльстон (Южная Каролина), где и был продан в рабство. В 1810 году он предпринял попытку бегства, но был пойман в районе города Файетвилл (Арканзас) в тот момент, когда «погрузился в благочестивую молитву». Здесь его купил Джеймс Оуэн (James Owen), чьим рабом Саид и оставался до самой своей смерти в 1864 году. По некоторым подсчетам, порядка 20 процентов африканских рабов того времени исповедовали ислам, и Саид принадлежал именно к этой группе несчастных. От основной массы рабов он отличался тем, что на родине был весьма состоятельным человеком и высокообразованным мусульманским улемом, и совершенствовал свои знания по теории, праву и традициям ислама под руководством своего ученого брата и многих других мусульманских духовных лидеров. Библиотека конгресса США в Вашингтоне приобрела 15-страничную рукописную автобиографию Саида, написанную в 1831 году, на торгах в британском аукционном доме Sotheby’s в июне 2017 года. Рукопись недавно была оцифрована и выложена на прошлой неделе на вебсайте Библиотеки конгресса, а оригинал рукописи ныне выставлен на всеобщее обозрение в одном из ее залов. «Этот поразительный документ позволяет увидеть в новом свете судьбы тех несчастных, которых захватывали и продавали в рабство в Америку, – говорит Мари-Джейн Диб (Mary-Jane Deeb), заведующая отделом Африки и Ближнего Востока Библиотеки конгресса, в интервью изданию Religion News Service. – Он свидетельствует о том, что многие из рабов совсем не были язычниками и исповедовали одну из монотеистических авраамических религий, причем некоторые из них были высокообразованными людьми. Этот факт переворачивает предвзятые представления о рабах того времени».

http://sedmitza.ru/text/8658140.html

А.А. Половцов Осинский Алоизий, епископ Луцкий Осинский, Алоизий (Aloizy Osiski) – ректор Виленской духовной римско-католической академии, епископ-суффраган Луцкий. А. Осинский родился в 1770 году в Сандомирском воеводстве; первоначальное образование получил в Радоме, в 1784 году вступил в монашеский орден пиаров, с 1791 года стал преподавать математику, физику и логику в училищах ордена; в 1793 году был посвящен в духовный сан. С 1802 по 1806 год Осинский был префектом пиарских училищ, а затем был приглашен в Кременецкий лицей на должность преподавателя польской и латинской литературы и римских древностей, и занимал эту должность в течение восемнадцати лет. Преподавая в гимназии и читая лекции в лицее, Осинский все свободное время посвящал литературным занятиям и в это время издал многие из своих сочинений. В 1812 году он был разрешен от обета монашества, в 1817 назначен каноником Луцким и прелатом, в 1818-м – членом Варшавского общества любителей наук (Towarzystwo przyjaciò nauk), а папа Пий VII, в награду за его заслуг, прислал ему в 1820 году диплом на звание римского графа (comes) и пожаловал его в кавалеры ордена Золотой Шпоры. В 1824 году Осинский переехал в Вильно. Здесь он был избран асессором консистории, депутатом 1-го виленского департамента и членом пограничного суда. В 1828 году он приобрел степень доктора богословия и получил звание виленского каноника; в 1831 году назначен инфулатом Ольсским, в 1833-м ректором Виленской духовной римско-католической академии, в 1889 г. – епископом-суффраганом Луцкой епархии, переехал в Ольски, где и умер 10 июня (н. с.) 1842 года. Основательно знакомый с историей, библиографией и лексикографией, преимущественно польской, одаренный отличной памятью и неутомимый в труде, Осинский был в то же время большим любителем старины и выдающимся в свое время оратором-проповедником. До последних минут жизни Осинский не выпускал пера из рук, собирая материалы, отыскивая с большим трудом старинные источники и подготовляя к печати свои многочисленные сочинения. Более всего он работал над составлением «Словаря польских писателей» (Sòwnik pisarzy polskich) и «Словаря польского языка» (Sòwnik jzyka polskiego); последний, под заглавием «Bogatstwa mowy polskiej», был совершенно подготовлен к печати, но не увидел света. Из напечатанных сочинений Осинского, не считая множества проповедей, наиболее известны: «za i nadzieja» (Wilno, 1835); «Nauka ojca, dana synowi, jadcemu do Akademji» (Варшава, 1801); «Sòwnik mitologiczny z przyaczeniem obrazopisma» (Ikonologja, 3 tomy, там же 1806–1812), Wiadomo o biskupie Wileskim Pawle Algimontowiczu Ksiciu Olszaskim», помещенное в «Wizerunkach Naukowych» (том XI). Из рукописей самые замечательные – «Житие виленских епископов» в 26 выпусках и «Известия о жизни и сочинениях польских писателей с разбором их произведений» в 20-ти томах. Довольно полное собрание сочинений Осинского указано в Encyklopedji Powszechnej Orgelbranda 1865 года, том 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010