Воронеж. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь - нижний теплый храм во имя Казанской иконы Божией Матери, верхний холодный храм во имя Воскресения Христова. Дата постройки - 1752-1765 (нижн.) - 1768 (верхн.). Воскресенская церковь в Воронеже построена на месте более древней, носившей иное название. В XVII веке примерно у нынешнего Каменного моста по линии улицы Орджоникидзе (прежде Воскресенская) заканчивался город. За его стенами находилась Ямская слобода. Здесь жили ямщики, перевозившие государеву почту. Их насчитывалось несколько десятков человек. В Ямской слободе существовала деревянная церковь во имя святых Космы и Дамиана; она упоминается в Писцовых книгах допетровского времени: «Церковь во имя Воскресения Христова, да в пределе явление иконы пречистые Богородицы Казанские да чудотворцев Козьмы и Демьяна, что в Ямской слободе, во дворе поп Федос, во дворе просвирница Татьяница, во дворе пономарь Никита Овдокимов». Святые, праздник которых отмечается 1 (14) ноября, считались покровителями домашней птицы, отсюда и предместье называлось еще Курьей слободкой. Деревянная Космодемьянская церковь, стоявшая «на взгорье», сгорела в пожаре 1748 года. Прихожане начали строительство нового деревянного здания, но имя церкви изменили и нарекли ее Воскресенской. К 1752 году работы были завершены, правда, к этому времени верующие возжелали обезопасить себя от огненной стихии и построить каменные хоромы. Деревянную церковь продали на своз в село Березовое Воронежского уезда. Каменный храм строили прочно, на века. Он был двухэтажным: нижняя церковь отапливалась, в верхней служили только в летнюю пору. Используя современную терминологию, можно сказать, что духовный очаг вводили в строй поэтапно. 29 ноября 1761 года освятили придел в честь Рождества честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, устроенный в первом этаже. Вся нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери стала действовать с 1765 года. Верхний холодный этаж в честь Воскресения Христова завершен был в 1768 году. Пять лет спустя крупный пожар уничтожил обширную часть Воронежа, но Воскресенской церкви он не коснулся. Восстанавливать город решено было по генеральному плану, утвержденному в марте 1774 года Екатериной II. Значительно расширялись городские границы, и Ямская слобода оказалась внутри них. Потому-то последний, девятый пункт указа императрицы гласил: «Ямской слободе быть вне города за земляным валом». Поселение ямщиков переносилось к Московской заставе, позже рядом прошла железная дорога. На новом месте ямщики церковь не построили. Жители слободы вплоть до конца XIX века по-прежнему относились к приходу Воскресенской церкви, хотя их отделяло от нее около двух верст.

http://sobory.ru/article/?object=00824

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕЩАТИЦКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится в с. Крещатик Заставновского р-на Черновицкой обл. (Украина), на склоне высокого правого берега р. Днестр, покрытого лесом. История К. м. мало исследована. По преданию, основан в кон. XVII - нач. XVIII в. братией Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , бежавшей из Галиции от притеснений униатов. Иноки подвизались в пещерах у целебного источника на склоне Днестра. В ночь перед праздником ап. Иоанна Богослова они увидели некое свечение. Решив, что это Божие благословение, монахи установили над источником крест, а затем возвели часовню, при которой, вероятно, и сложился небольшой скит. От креста, стоявшего над источником, местность стала называться Крещатик. Строительство монастырского каменного храма во имя ап. Иоанна Богослова (ок. 1765-1768) и башни-колокольни связано с преданиями о серб. купце Федоре Преда-Хаджи (Прида-Хаджи). Однажды ночью, возвращаясь из Львова, он сбился с пути и мчался на повозке прямо к крутому оврагу, но увидел впереди яркий свет. Решив, что это чей-то дом, он остановился. Пройдя неск. шагов вперед, Федор внезапно оказался у края обрыва и в благодарность Господу за спасение от неминуемого падения обещал построить храм. Возможно, сначала он возвел небольшую часовню над источником, а затем - каменную Иоанно-Богословскую ц. В 1768 г. братья Михаил, Георгий и Константин Талпа передали насельникам часть своих земель, построили кельи, проложили дорогу в Черновцы. Братия владела значительными земельными наделами, официально закрепленными за К. м. господарем Молдавского княжества (1761-1764; 1767-1769) Григорием Каллимаки. После включения в 1774-1775 гг. Буковины в состав Австро-Венгерской империи указом имп. Иосифа II в 1786 г. К. м. был закрыт. Монастырская собственность передана в т. н. религ. фонд, средства к-рого использовались кроме прямого назначения и на др. нужды в зависимости от требований австр. власти. Часть монастырского имущества была распродана во время финансового кризиса 1811-1812 гг. в интересах австр. правительства.

http://pravenc.ru/text/2459041.html

Нижний Ландех. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Рождества Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ивановская область, Пестяковский район, с. Нижний Ландех Координаты: 56.660029, 42.424226 Проезд:От Пестяков до Нижнего Ландеха асфальтовое шоссе (16 км) Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты В состав комплекса входят шесть прекрасно сочетающихся построек: зимняя Троицкая церковь (1768) и летняя Рождества Богородицы (1805), колокольня, въездные ворота, Саввинская часовня (XVIII в.) и торговая палатка. «Обе церкви возведены на месте их деревянных предшественниц и величаются местными жителями за их монументальность «соборами», вот почему мы часто весь архитектурный ансамбль называем соборным» (из книги «Ландех» Д.А. Иванова) В Нижнем Ландехе есть ещё несколько культовых строений: кладбищенская церковь Животворящего Креста (1807), Ильинская (XVIII в.) и Николаевская (1768) часовни. НИЖНИЙ ЛАНДЕХ. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ТРОИЦЫ, сер.-2-я пол. 18 в.; 1-я треть 19 в.; кон. 19 в. Расположен в центре села, на большом участке в форме прямоугольной трапеции, ограниченном четырьмя улицами. Та из них, которая подходит к участку с восточной стороны, расширяется, образуя перед комплексом небольшую площадь. Три его главных сооружения - церковь Троицы (1755-63), построенная вместо сгоревшего деревянного храма, церковь Рождества Богородицы (1785-1805) и колокольня (1774-75) - составляют уникальный, редкий по красоте ансамбль барочных зданий. Пространственную композицию и декор храмов в значительной мере определяют реминисценции нарышкинской архитектуры. В 1-й трети 19 в. была сооружена ограда (не сохр.) с воротами в стиле раннего классицизма, а в кон. 19 в. построены церковноприходская школа и часовня - обе в формах эклектики, как и небольшая пристройка к Троицкой церкви. Все здания комплекса кирпичные, Рождественская церковь и колокольня оштукатурены, остальные побелены по обмазке. Церкви Рождества и Троицы, поставленные, соответственно, в северной и южной частях участка, обращены апсидами к воротам — в сторону входа на территорию комплекса. Необычно расположение колокольни со стороны алтарных апсид храмов, с легким сдвигом к югу. С западной стороны между храмами находится небольшое здание церковноприходской школы, а слева от ворот на восточной границе участка - часовня. Храмы и колокольня, разные по объемам и силуэтам, эффектно открыты в сторону подъездной дороги. Храмовый комплекс Нижнего Ландеха - самый яркий по архитектуре культовый ансамбль области. Особую ценность имеют также сохранившиеся уникальные элементы внутреннего убранства храмов.

http://sobory.ru/article/?object=06071

Тобольск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1768 г.; в ней три престола: св. апостолов Петра и Павла, святителя Алексия, препод. Нила Столбенского. В приходе 9 деревень: Ивановская (11 в.), Алемасова (7 в.), Анисимова (3 в.), Серебрянка (12 в.), Клюсова (16 в.), Токарева (14 вер.), Утемова (13 в.), Денисова (12 в.), Соколова (8 в.). Всего 286 дворов, прихожан 806 муж. пола, 797 жен. пола. В приходе одна часовня в дер. Анисимовой, деревянная, во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста. Причтовый капитал 535 руб. Жалованье священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Дом церковный имеется только для одного священника. Штат: священник и псаломщик. В дер. Соколовой сельскохозяйственная школа, построена в 1900 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского./Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Первоначально на этом месте была построена деревянная церковь, освященная во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Дату постройки этого храма история не сохранила, однако можно утверждать, что храм сей заложен не позже 1652 года. Судьба этой церкви, как и многих российских деревянных церквей, непростая. Она сгорала дотла и вновь восставала из пепла. Храм был дважды уничтожен пожаром – в 1701 и 1765 годах. В последнем случае вместо сгоревшего храма из Иоанновского Междугорского монастыря был перевезен и освящен 18 июня 1765 года деревянный Предтеченский храм. Этот храм был старый и использовался как временный до постройки постоянной каменной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. 13 сентября 1768 года был заложен каменный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, с приделами во имя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца и преподобного Нила Столобенского. Храм строился около пяти лет, по всей видимости, строили всем приходом, больших пожертвований не было. Архитектура церкви не претендовала на исключительность и представляла пример рядового посадского храма с типичным для Тобольска трехчастным делением. Главный придел церкви был освящен Преосвященным Варлаамом I 10 августа 1774 года, придел во имя преподобного Нила – 7 декабря того же года. В 1807 году к храму была пристроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00971

Вахитовский район. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая купина " при Земской больнице. Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты «Жемчужиной города» назвали архитекторы застройку района современных улиц Карла Маркса, Миславского, Большой Красной. Осуществлялась она после появления в 1768 году первого регулярного плана Казани. Одним из заметных «камней» в этом ожерелье сегодня является здание, расположенное по красной линии улицы Карла Маркса в доме 17 в охранной зоне Казанского кремля. До недавнего времени горожане знали его как кардиологический диспансер, а первоначально в 1774-1825 гг. как здание Конторы-канцелярии адмиралтейства (корабельных дел). Это здание относится к числу самых старых сохранившихся кирпичных в Казани. Пять домов, построенных по проекту В. Кафтырева в 1774 году, постепенно были объединены в три, а после 1844 года стали уже единым сооружением - типичным памятникам позднего барокко. Архитектурные задумки отчетливо видны до сих пор. Его главный фасад при помощи раскреповок расчленен на ризалиты, размер и скульптурные декоры которых нарастают к центру. Центральная часть с главным входом украшена четырьмя пилястрами на втором этаже и барочным фронтоном. Именно в этой части при больнице Приказа Общественного Призрения с выходом во двор в 1854 году была устроена и освящена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», а над фронтоном установлен крест - традиционный символ богоугодных заведений. В 1861 году для совершенствования студентов кафедры госпитальной хирургии Казанского императорского университета при больнице была открыта Госпитальная клиника с терапевтическим и хирургическим отделениями. На основе больницы и клиники в 1865 году была создана Городская Земская Больница. В начале XX века в главном корпусе больницы переделали парадную лестницу, которая вела к церкви. Алтарь и сама церковь выступала во двор. Иконостас и утварь для церкви пожертвовал купец Сергей Евсеевич Александров. Храмовые иконы писаны в мастерской Т.Т. Гагаева. Около восточной стены висели четыре колокола.

http://sobory.ru/article/?object=35879

Холмогоры. Церковь Троицы Живоначальной на Глинском посаде. Карта и ближайшие объекты Приход охватывал половину Холмогор и был образован из четырех приходов, существовавших в XVI в.: Троицкого, Рождественского, Никольского и Покровского. В XVII в. в его пределах существовали следующие деревянные церкви: на Глинском посаде Троицкая церковь, с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и свв. Апостолов Петра и Павла, холодная; Благовещенская церковь, с приделом св. Апостола Андрея Первозванного, теплая; на Иванском посаде церковь Рождества Христова, построенная в 1771-1772 г.г., теплая; церковь Иоанна Крестителя, холодная, и церковь святителей Афанасия и Кирилла. Кроме того, в начале XIX в. существовала церковь или, может быть, придел Вознесения Господня; на Никольском посаде теплая церковь Зосимы и Савватия и холодная Николаевская, построенная в 1629-1631 г.г. и к концу XVIII в. обветшавашая настолько, что богослужения в ней уже не совершались; на Падрокурском посаде Владимирская (Пречистенская) церковь и при ней женский монастырь и приходская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1768 г. В XVIII в. прекратили свое существование церкви: Владимирская (Пречистенская), Зосимо-Савватиевская, Иоанно-Прдтеченская и св. Афанасия и Кирилла. В XVIII в. в приходе построили первую каменную двухэтажную Троицкую церковь. Строительство началось в 1698 г. Однако вследствие пожара 1698 года многие прихожане обеднели. А в 1714 г. был издан указ о запрете на строительство каменных зданий для привлечения каменщиков в новую столицу. Эти обстоятельства послужили причиной затянувшегося строительства. В первый раз о церкви упоминается в 1733 году. По случаю появления расселин в стенах она в 1774 г. была закрыта впредь до исправления (указ Духовной консистории от 1774 г. за Ремонт был начат из-за нехватки средств только в 1811 г. (указ Духовной консистории от 1811 г. за При этом были разобраны приделы: Иоанно-Предтеченский в верхнем этаже на южной стороне у западного угла и Андреевский в нижнем этаже с северной стороны. Покровская церковь в 1798 г. была приписана к Троицкой. Никольская и Рождественская церкви составляли Нижепосадский Рождественский приход, при котором с 1771 г. по 1798 г. был свой причт. В 1799 г. эти две церкви в ведение причта Троицко-Глинского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=38912

Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Возникновение соборного Троицкого прихода относится к 1821 г., хотя Троицкая церковь без значения соборной существовала со своим приходом в прошлом еще столетии. Но вследствие своей ветхости она была в 1768 г. упразднена, и прихожане ее были при­соединены к Казанской церкви, что в селе Богородицком в 1/4 в. от города, считавшейся тогда Соборною цер­ковью, так как это село считалось в то время городом. Но село Богородицкое не удержало за собою значения го­рода. (...) Соборный же храм Казанский с. Богородицкого обращался в приходскую церковь. П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А.Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки…Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Енисейск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский кафедральный собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Успенская четырёхпрестольная церковь, с 1990 г. Успенский кафедральный собор, построен в 1793-1820 гг. на месте деревянной кладбищенской церкви. Успенская церковь с верхним холодным храмом свв. Петра и Павла строилась на средства купцов Трескиных. В 1824-1843 гг. купцы Кобычевы пристроили с севепа приделы в два этажа (внизу тёплый - Святителя Иннокентия,  вверху холодный - Александра Невского). Монументальный объём здания венчает двухъярусная колокольня. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Строительная история кладбищенской церкви Успения Богородицы в Енисейске тесным образом связана с интереснейшим периодом в градостроительном развитии городов Сибири, отмеченным масштабными преобразованиями их планировочной структуры и застройки. В соответствии с указом императрицы Екатерины II от 25 июля 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» в 1764-1768 годах, по указанию губернатора Дениса Ивановича Чичерина, внесшего большой вклад в реализацию идей перепланировки сибирских городов, в тобольской чертежной был подготовлен первый регулярный план Енисейска.  Этот план Енисейска, несмотря на подписание губернатором Д.И. Чичериным, так никогда и не был утвержден. В соответствии с одним из последующих регулярных планов Енисейска, в его нагорной части, к западу от комплекса Спасского мужского монастыря было определено место для размещения городского кладбища. Земельный участок для этой цели был назначен в северо-западном углу пересечения одной из предполагаемых к прокладке продольных улиц города и поперечной улицы, разбитой вдоль пересохшего русла небольшого ручья, носившего в древности название Сухой Розлок. Обустройство комплекса нового городского кладбища на этом месте завершилось весной 1774 года, когда здесь 11 мая была освящена деревянная кладбищенская церковь во имя Успения Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=15125

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Суворовский след 02.12.2014 232 Время на чтение 8 минут Поводов для написания этой статьи сразу несколько. Во-первых, фигура Александра Васильевича Суворова недавно стала предметом дискуссии в программе «Дело принципа». Во-вторых, в этом году исполняется ровно двести двадцать лет Польскому восстанию 1794 года и, соответственно, Суворовскому походу в Беларусь. Наконец, в-третьих, 24 ноября - День рождения великого полководца. В последнее время о Суворове, случается, рассказывают различные байки. Как правило, рождены они польскими и французскими публицистами еще в XVIII - XIX веках, но есть и отдельные «местные находки». Что же, попробуем в них разобраться. «Полководец никогда не участвовал в оборонительных войнах» Именно таким занимательным «открытием» поделился несколько лет назад в одной из своих многочисленных книг Владимир Орлов. Итак, небольшой урок истории для господина Орлова и Ко. Первой войной Александра Васильевича, стала Семилетняя. Россия вступила в этот вооруженный конфликт в сентябре 1756 года, после того, как Пруссия оккупировала Саксонию. Согласитесь, это уж никак не завоевательный поход. Обе русско-турецкие войны, в которых прославился великий полководец, и 1768-1774, и 1787-1791, были объявлены не Россией, а самой Османской империей. Причем речь не идет о какой-то формальности или же провокации. Каждый раз турки сознательно готовились к войне, желали ее, но победы Румянцева, Суворова и Ушакова рушили их надежды и умножали новыми землями Российскую империю. Успех русского оружия вселял надежду на освобождение армянам, сербам, грекам и болгарам, порабощенным османами. Участие Суворова в войне против Барской конфедерации в 1769 - 1772 годах стало следствием официальной просьбы о помощи короля Станислава-Августа Понятовского. Хотя, соглашусь, в данном конкретном случае вряд ли можно говорить об оборонительной войне. Наконец, знаменитые Итальянский и Швейцарский походы были предприняты без всяких претензий на завоевание каких-либо территорий. Вот дословная цитата из англо-русского договора, заключенного накануне войны: «Действительнейшими мерами положить предел успехам французского оружия и распространению правил анархических; принудить Францию войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие». Кстати, повсюду суворовских чудо-богатырей встречали как освободителей. А в Швейцарии имя генералиссимуса почитают до сих пор.

http://ruskline.ru/opp/2014/12/3/suvorov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г. Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г. (Симферопольской и Крымской епархии), в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Майрем (ущелье Марии). Основан между XI и XV вв. на месте явления на скале Бахчисарайской иконы Божией Матери . Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм (в память обретения иконы 15 авг.), вокруг к-рого позднее возник мон-рь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В нач. XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Б. м. стал оплотом Православия в Крыму и с XVII в.- резиденцией Готфских (Готфейских, Готско-Кафских) митрополитов, окормлявших гл. обр. греков и эллинизированных готов, живших на Крымском п-ове. Первое документальное упоминание о Б. м. («монастырь Пречистой Богородицы на Салачике») содержится в грамоте царя Феодора Иоанновича 27 мая 1596 г., в к-рой сказано, что ранее царь послал в обитель 15 р. милостыни. После русско-тур. войны 1768-1774 гг. христ. населению Крыма угрожали преследования, поэтому последний Готфский митр. свт. Игнатий (Газадини) решил вместе с паствой покинуть Бахчисарай и переселиться в пределы Российской империи. После получения соответствующего разрешения имп. Екатерины II в южнорус. степи Приазовья в июне-нояб. 1778 г. под охраной войск А. В. Суворова ушли ок. 30 тыс. греков, к-рые основали на месте своего нового поселения г. Мариуполь. Отслужив молебен перед чудотворной Бахчисарайской иконой, насельники Б. м. уехали из Крыма, взяв с собой почитаемый образ (местонахождение после 1918 неизвестно). В 1781 г. в пещерном Успенском храме, ставшем приходским, служил греч. свящ. Константин Спиранди - выходец из М. Азии, к-рого пригласил служить в Успенской ц. последний крымский хан Шагин-Гирей по просьбе немногих живших в городе христиан. После присоединения Крыма в 1783 г. к Российской империи началось возрождение святынь Бахчисарая. В 1800 г. в городе был построен приходской Никольский храм, незадолго до этого перестроенная Успенская ц. стала кладбищенской и вновь запустела.

http://pravenc.ru/text/77718.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010