священник Вадим Суворов Скачать epub pdf Доклад на конференции «Священномученик Серафим (Чичагов) : личность и наследие». Удельная, 2007 год.  11 декабря 2007 года испольнилось 70 лет мученической кончины выдающегося иерарха, новомученика Русской Православной Церкви митрополита Серафима (Чичагова) . В феврале этого же года исполнилось 10 лет его канонизации.  Как известно, последние годы перед расстрелом владыка Серафим провел в поселке Удельная, где, находясь на покое, снимал в одном из дачных домов две небольшие комнаты. В Удельной, 30 ноября 1937 года владыка был арестован, а 11 декабря – расстрелян и похоронен на печально известном полигоне в Бутово. Поселок Удельная стал местом последнего земного пристанища митрополита Серафима, и в этой связи вполне естественной была идея провести в 2007 году в Удельной конференцию, посвященную его памяти. Дворянин по происхождению, до принятия сана и монашества – блестящий офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени – владыка Серафим являет нам пример широко образованной, гармоничной и высоконравственной личности, оставившей нам богатое духовное наследие. Изучению этого наследия и посвящена настоящая конференция. Митрополит Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов) родился в Санкт-Петербурге 9 января 1856 года в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья владыки Серафима принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Среди выдающихся предков Святителя – известный мореплаватель адмирал Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809) и российский морской министр адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767–1849) – видный военный и государственный деятель Александровской эпохи. В 1874 году Леонид Чичагов оканчивает по 1-му разряду Императорский Пажеский корпус – самое аристократическое учебное заведение того времени. В нем будущий святитель получает фундаментальное военное и общее образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Великоустюжская Основана 03.1682 (выделена из Вологодской епархии). Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область). Архиепископия (после 1718 г. обычно замещалась епископами). С 1731 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 06.06.1788 (присоединена к Вологодской епархии). Возобновлена 30.01.1888. Вологодское викариатство. Самостоятельная с 21.08(03.09)1918 (Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви 305 от этой даты: «...ныне же открыть следующие новые самостоятельные епархии, образовав из соименных им викариатств:... 2) Велико-Устюжскую с наименование Епархиального Преосвященного Велико-Устюжским и Усть-Вымским и со включением в ея состав уездов Никольского, кроме 1-го благочиннического округа, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского Вологодской епархии...» [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 58, л. 1.]). Именовалась: Великоустюжская и Тотемская; с 30.01.1888 – Великоустюжская; с 05.10.1916 – Великоустюжская и Усть-Вымская. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Никольская. 12.03.1682 04.10.1684 Геласий 08.02.1685 19.07.1699 03.03.1700 25.01.1719 15.01.1726 22.05..1727 11.05.1731 Лаврентий Горка 09.12.1731 06.10.1735 18.09.1737 09.03.1738 Лука Конашевич 09.03.1738 28.02.1748 28.02.1748 20.02.1761 11.11.1761 09.11.1766 Феодосий Голосницкий 09.11.1766 11.07.1767 09.06.1767 09.07.1786 21.02.1888 03.05.1891 Иоанникий Казанский 03.05.1891 07.05.1892 Петр Лосев 21.06.1892 10.12.1894 Варсонофий Курганов 14.09.1895 04.10.1897 Антоний Каржавин 04.10.1897 12.08.1904 Гавриил II Голосов 05.09.1904 25.04.1906 09. 12. 1909 1923(?) Сщмч. Алексий Бельковский, паки 17(30) 08 1923 10(23)03.1924 10(23)03.1924 06.1925 27.11(10.12)1925 Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14)12.1927 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 29.07(11.08)1933 Серафим Афанасьев 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 24.11.(07.12)1935 01.1936 07(20)06.1937 Великоустюжская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Архангела Михаила (Михайловское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Архангела Михаила — православный храм в селе Михайловское Тверской области, построен в 1767 и 1787 годах, стиль — барокко. Внутри сохранились росписи 1 половины 19 века, записанные позднее, в начале 20 века, маслом. Содержание История [ править править код ] Каменная церковь начала строится в 1767 году. Что интересно, вперед главного престола был освящен боковой — южный в честь святителя Николая, а центральный Михайловский освятили лишь спустя 20 лет, в 1787 году. Северный придел в честь пророка Илии построен симметрично Никольскому, в 1811 году. Церковь Архангела Михаила (Михайловское) Объемно-пространственная композиция храма типа восьмерик на четверике традиционна для своего времени. Крупный двусветный четверик, несколько вытянутый по оси восток-запад, несет восьмерик, завершенный высокой граненой купольной кровлей яйцевидной формы и маленьким восьмигранным глухим барабанчиком. Более узкий и низкий, чем четверик, алтарь имеет пятигранную форму. Обширная, прямоугольная в плане трапезная со скругленными углами включает в свой объем нижний четверик колокольни. С запада к трапезной примыкает прямоугольная в плане паперть. Храм был закрыт в 1937 году, колокольня по некоторым данным разобрана во время войны, остался лишь ее нижний ярус, включенный в объемы трапезной. Здание сначала использовалось под клуб, а после было отдано колхозу " Михайловское " под склад. В этом качестве церковь простояла до конца 1990-х годов. Колхозная крыша над трапезной к этому времени окончательно обрушилась, зияли прорехи в кровле центрального алтаря и на главном куполе, хотя на последнем, крепкая " родная " крыша сохранила высокий и крутой купол в очень хорошем состоянии. С момента " выезда " колхоза до 2003 года храм был хоть и брошен, но закрыт. Как отмечали старожилы, в один из субботников, в мае 1998 года из церкви было вывезено четыре тракторных тележки мусора. В состав которого входило: металлолом в виде деталей, траки и прочие железяки; голубиный помет, (земляной пол был покрыт его слоем до 1 метра); в алтаре летней церкви валялись остатки коровьих шкур. В трапезной пол был засыпан мусором. Придел Николая угодника был заложен красным кирпичом. 21 ноября 1998 года здесь настоятелем соседнего Васильевского храма священником Николаем Диким был отслужен первый молебен.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_в_чест...

Михайлова Гора. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Михайлова Гора ныне Лихославльского района, от Твери 55 верст, от Торжка 40 верст, от Лихославля 20 километров. Преображенская каменная церковь построена в 1860 году с тремя престолами: Преображення Господня, святителя Николая, святой мученицы Параскевы. В приходе 23 деревни, 397 дворов, 1436 мужчин и 1581 женщина, все карелы. Построены восемь часовен: деревня Терешкино - святых Флора и Лавра, деревня Тимошкино - Успення Божьей Матери, деревня Затулки - святых апостолов Петра и Павла, деревня Гутты - святых Космы и Дамиана, деревня Жерихово - Преображения Господня, деревня Лужки - Рождества Пресвятой Богородицы, деревня Каменка - Иоанна Предтечи. В 1767 году в селе была построена деревянная Никольская церковь, которая к середине XIX века пришла в ветхость. В этой церкви хранилось старое Евангелие, напечатанное при царе Алексее Михайловиче в 1668 году. Разрешение на строительство новой каменной церкви было получено в 1852 году. В то время село принадлежало удельному ведомству царя, другие деревни прихода принадлежали разным владельцам: Повало-Шейковскому, генерал-лейтенанту Я.Я. Воробьеву (1792-1869 гг.), инженеру, коллежскому советнику С.И. Серебретинскому (1812-1876 гг.), князю Эгалычеву. К строительству церкви приступили в 1857 году, а уже в 1860 году церковь была освящена. В 1880 году один из приделов церкви сделали теплым, в 1882 году церковь оградили. В 1904 году построена церковная сторожка с бревенчатыми сенями. Церковь стоит в центре сельской площади, здание кирпичное на гранитном цоколе. Церковь была закрыта в 1965 году, в настоящее время не действует. Не сохранилась церковная сторожка, от ограды осталось лишь гранитное основание, кровля утрачена, полы прогнили, сильно пострадала настенная живопись. В 1901 году служили: священник Савва Макарович Михайловский, 55 лет, на службе с 1869 года, священником с 1876 года. В 1915 году священником служил Иван Тугаринов, 27 лет. Дьякон Василий Васильевич Рождественский, 40 лет, на службе с 1879 года, дьяконом с 1886 года, в 1915 году на этой должности служил Федор Таиров, 39 лет. Псаломщик Павел Матвеевич Алимпиев, 33 года, в должности с 1888 года, в 1915 году продолжал службу. Последним священником в селе был Арсений Михайлович Соколов, 1892 года рождения, уроженец деревни Заобразье Осташковского уезда. Арестован за антисоветскую агитацию 8 октября 1937 года, расстрелян 3 ноября того же года. Полностью реабилитирован 16 марта 1989 года.

http://sobory.ru/article/?object=30700

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в с. Осич Бахмачского р-на Черниговской обл. (Украина), на берегу р. Сейм. Обитель располагалась рядом с мест. Батурин, гетманской столицей Левобережной Украины, что обусловило особенности ее истории. Первоначально мужская, время основания неизвестно. Считается, что древний монастырь находился в 500 м от совр. обители, на кургане, где к кон. XVII в. существовал небольшой скит, т. н. Ветхий монастырь (или Скиток). Крупецкий Батуринский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1858–1859 гг. Крупецкий Батуринский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1858–1859 гг. Предание об основании К. м. записал на монастырском напрестольном Евангелии (1678) настоятель (март 1682 - окт. 1683) К. м. игум. Димитрий (Савич (Туптало) , впосл. митрополит Ростовский: мон-рь устроен на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца. «В древности» иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при «нападении татарском», утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, поэтому мон-рь именовался Крупицким. Но к 70-м гг. XIX в. лист из Евангелия с записью святителя «утратился». В 1767 г. архим. Варсонофий (Пальмовский) утверждал, что небесные крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы», но после 1708 г. исчезли ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 269). К сер. XVI в. в «Ветхом монастыре» стояла деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Свт. Димитрий писал в монастырском синодике (после 1917 находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского), что во 2-й пол. XVI в. «по давнем места сего опустении» рядом с заброшенной Никольской ц. поселилась некая инокиня Макрина. Согласно записи игум. Димитрия, «по той инокине Макрине стали иноки зде жити и по малу место распространяти и монастырь заводили». Так, рядом с «Ветхим» был основан «Новый монастырь».

http://pravenc.ru/text/2462069.html

Николаевский Крупицкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский Крупицкий женский монастырь — православный женский монастырь Нежинской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Предание [ править править код ] По преданию, монастырь основан в древности, на месте явления иконы свт. Николая Мирликийского, и поначалу стоял на полкилометра западнее нынешней усадьбы. Предание также гласит, что иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при нападении «татар» (монгол в 1240 г. или крымчаков в нач. XVII в.), утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, отчего монастырь и прослыл Крупицким (в 1767 г. архимандрит Варсонофий утверждал, что те крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы»). Рассказ о чуде записал (в XIX в. или ранее лист с записью был утрачен) в принадлежащем обители напрестольном Евангелии свт. Димитрий (Туптало), бывший здесь в кон. XVII в. настоятелем в сане игумена, а позже ставший митрополитом Ростова Великого (†1709). В монастырском синодике кон. XVII – кон. XIX вв. (после революции находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 г. часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей), свт. Димитрий отметил, что, «по давнем места сего опустении», в пределах будущей новой усадьбы обители долго жила пустынницей инокиня Макрина, после которой здесь поселились иноки (автограф свт. Димитрия находится в «черниговской» части синодика). Документальная история [ править править код ] С 1633 г. документы указывают имена настоятелей монастыря. Видным подвижником был настоятель игумен Исаакий (Григорович). Он управлял обителью в 1669-1672 гг. Затем принял схиму и оставался наставником братии до самой кончины в 1677 г. В надгробной эпитафии о. Исаакию, составленной свт. Димитрием, есть слова: «Душа его со святыми обитает, тело же его нетленно в сем месте пребывает» (нетленность тела игумена подтвердилась в нач. XIX в. при ремонте входа в погребальный склеп).

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_К...

Ущерпье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В архиве Брянской области находятся материалы, в которых указывается, что в Храме во имя Святителя Николая в Ущерпье хранятся указы 1724 года. При описи имущества упоминается Евангелие 1691 года, а по переписи 1767 года при церкви имеется: «школьная изба, два дворовых места, два огорода и сенокос на 100 возов». Точная дата основания села Ущерпье неизвестна. Разбирая церковь в селе в 1939-1940 годах, под фундаментом церкви люди нашли две пластины (одну цинковую, а другую бронзовую), на которых было написано, что " церковь построена в 1777 году в селе Рангово на реке Ущерпке " . Первыми из известных помещиков — владельцами и устроителями Ущерпья — были представители знаменитого семейства «царских родственников» Апраксиных. В летописи храма упоминается, что «1789 года декабря 8 был написан образ Владимирской иконы Богородицы в 3 четверти аршина, покрытый вызолоченной ризой тщанием графини Софии Осиповны Апраксиной с двумя кольцами французского золота. Перед иконой — серебряная лампада». Прихожан (все записи актов гражданского состояния велись в церкви, и число прихожан равно численности населения) в конце XVIII века в Ущерпье: мужчин — 790, женщин — 715, а в начале XIX века здесь насчитывается 2 тысячи населения.  С 1900 года и до закрытия храма в Ущерпье служил священник Николай Гусаревич. В сводках на архивные дела, хранящиеся в управлении ФСБ Брянской области, читаем: «Гусаревич Николай Васильевич, священнослужитель. 1857, 1 марта — родился в м. Новый Быхов Могилевского р-на. Проживал в селе Ущерпье Клинцовского р-на Западной (ныне Брянской) обл. Священнослужитель церкви. 1937, 26 октября — арестован. Обвинение: пособничество немецко-гайдманским отрядам и организация выступлений против колхозов. 1937, 22 ноября — приговорен к расстрелу. 1989 — реабилитирован прокуратурой Брянской обл.».  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47234

Мариинск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Еще в 1702 году на месте селькупского поселения на левом берегу реки Кии ссыльными украинскими казаками было основано село Кийское. С прокладкой в 1726-35 годах летней дороги Московско-Сибирского тракта село стало быстро разрастаться. Появились постоялые дворы, лавки, небольшие кожевенные и канатные заводы, мукомольни и другие мелкие предприятия. Первый деревянный храм был заложен в 1765 году, построен в 1767 году. В конце этого периода на средства «торгующих крестьян» в 1824 году был построен редкий для Сибири каменный трехпрестольный, пятиглавный соборный храм. Трёхъярусная колокольня завершалась шатром. Церковь имела центральный престол в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, правопридельный в честь Богоявления Господня, левопридельный в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1872-1874 годах трапезная с Богоявленским и Казанским приделами построена вновь. Новый исторический этап для села Кийского наступил с началом разработки золотых приисков поисковой партией Егора Лесного в 1829 году. Село Кийское становится крупным торговым центром Московско-Сибирского тракта. 6 декабря 1856 года указом императора Александра II село Кийское было переименовано в город Кийск и образован самостоятельный округ. 21 октября 1857 года с позволения императора Кийск переименовывается в город Мариинск в честь государыни Марии Александровны. В 1934 г. собор закрывается, здание сносится, а все имущество расхищается. Последний настоятель собора протоиерей Иосиф Долматов был репрессирован в 1937 году. Новая деревянная Никольская церковь перестроена из жилого дома в 1980-82 годах и ее престол назван в память о Никольском соборе. В 1985-86 годах на здании храма возведен купол, а внутри произведен текущий ремонт. По деревням были собраны старинные иконы. В 1996 году епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний в сослужении клириков епархии освятил закладной камень на месте строительства нового каменного храма. В 2000 году вокруг деревянной Никольской церкви были забиты сваи, началась кладка стен, а в 2001 г. на куполе уже установили крест. В 2002 году стены старой деревянной церкви были разобраны, а службы проводились в новом здании хозблока. Первое богослужение в новом каменном храме провел настоятель Алексий Баранов 14 октября 2002 года. 22 мая 2007 года состоялось освящение храма. Церковь освятил епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. Отдельно стоящая колокольня не достроена из-за опасений за целостность фундаментов, построенных на болотистом грунте. Информация подготовлена с использованием материалов сайта Кузбасс Православный Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14575

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Кульберг Алексей Сергеевич; род. 25 сент. 1972 г.), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, глава Екатеринбургской митрополии ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_39.html

Собрание сочинений профессора Афанасия Прокофьевича Щапова в 3-х томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Содержание 1-го тома Голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей Памяти М. В. Ломоносова (Речь) Древние пустыни и пустынножители на северо-востоке России Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (Православного и старообрядческого) Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVll веке и в первой половине XVIII Земство и раскол I Земство и раскол II (Бегуны) Умственные направления русского раскола Великорусские области и смутное время (1606–1613 г.) Земские соборы в XVII столетии. Собор 1642 года Земский собор 1648–1649 и собрание депутатов 1767 годов Земство Сельская община Сельский мир и мирской сход Городские мирские сходы Содержание 2-го тома Ольга Ивановна Щапова Значение народной женщины в антропологическом и социальном развитии русской народности Влияние общественного миросозерцания на социальное положение женщины в России Положение женщины в России по до-петровскому воззрению Естествознание и народная экономия О влиянии гор и моря на характер поселении Историко-географическое распределение русского народонаселения Этнографическая организация русского народонаселения Историко-этнографическая организация русского народонаселения Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России Исторические условия интеллектуального развития в России Содержание 3-го тома Афанасий Прокофьевич Щапов Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского народа Социально-педагогические условия умственного развития русского народа Физическое и антропологическое миросозерцание и социальное развитие русского общества Миросозерцание, мысль, труд и женщина в истории русского общества О развитии высших человеческих чувств Сибирское общество до Сперанского Читать далее Источник: Сочинения А.П. Щапова : В 3 т. - Санкт-Петербург : Изд. М.В. Пирожков, 1906-1937. - (Исторический отдел/Кн-во М.В. Пирожкова; 20) : Т. 1. - 1906. - 803 с.; Т. 2. - 1906. - 620 с.; Т. 3 : С биогр. А.П. Щапова. Г.А. Лучинского. - 1908. - CX, 717 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010