Закрыть День памяти священника Феодора Синькевича Сегодня мы также вспоминаем А.А.Нартова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.С.Сипягина, Е.В.Барсова, А.Н.Меллер-Закомельского, Н.Ф.Ватутина, Д.М.Шарова, А.Н.Сабурова и С.Н.Анохина 15.04.2024 39 Время на чтение 17 минут Фото: Wikipedia.org Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа (IV). Сегодня мы вспоминаем государственного деятеля, писателя и переводчика, президента Берг-коллегии Андрея Андреевича Нартова, скончавшегося в 1813 году. Он родился 25 ноября 1737 г. в Санкт-Петербурге в семье механика и изобретателя А.К.Нартова, служившего в токарне Императора Петра I. В 1746-1750 гг. обучался в немецком и латинском классах Академической гимназии. В 1750-1755 гг. Нартов продолжил образование в шляхетском (кадетском) корпусе, где участвовал в деятельности основанного А.П.Сумароковым «Общества любителей российской словесности». В 1755 г. получил чин поручика армии и был оставлен при отце «для обучения секретных его инвенций» в области артиллерии. После смерти отца ему было поручено «производство при морской артиллерии в орудиях секретной зачинки». Для открывшегося в 1755 г. Императорского театра Нартов написал пьесу, переводил комедии Сан-Фуа, Детуша, Гольдберга. С середины 1750-х гг. сотрудничал в ряде журналов («Ежемесячные сочинения», «Трудолюбивая пчела», «Праздное время» и др.), приобрел известность как переводчик. В 1762-1765 гг. Нартову было поручено обучение Цесаревича Павла Петровича переводам. В 1763 г. был произведен в подполковники артиллерии. В 1764-1765 гг. Андрей Андреевич был одним из организаторов Вольного экономического общества, его первым секретарем до 1797 г. В 1767 г. Нартов стал депутатом Уложенной комиссии от Монетного департамента, в 1766-1777 гг. – членом Монетного департамента. В 1777-1781 гг. занимал пост вице-президента, а в 1796-1798 гг. президента Берг-коллегии. Нартов возглавлял Горное Училище в 1777-1783 и 1796 гг. В 1794 г. Андрей Андреевич избран почетным членом Петербургской Академии художеств и Академии наук. С 1797 года Нартов – президент Вольного экономического общества. В 1801 г. назначен президентом Российской академии. В 1807 г. получил звание действительного тайного советника.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ [ημτριος Λτος Χος] (ок. 1733 - после 1811), протопсалт Смирнской митрополии (1768-1788), мелург и кодикограф. Происходил с о-ва Хиос. Выполненные Д. Л. Х. с высоким художественным вкусом рукописи отражают певч. традицию Смирны (совр. Измир, Турция) и являются ценными источниками для изучения произведений греч. мелургов, прежде всего XVII-XVIII вв. Анфология Д. Л. Х. 1764 г. (Ath. Doch. 337), в которой собраны произведения древних дидаскалов, как следует из колофона (Fol. 248-249), является списком со сборника лампадария Мануила Хрисафа (XV в.). Проставленные красными чернилами почти над всеми текстами параллаги (расшифровки попевок) принадлежат, вероятно, учителю Д. Л. Х. иеродиак. Феодосию Хиосскому , занимавшему в сер. XVIII в. должность протопсалта в Смирне. В этой рукописи также содержится неизвестное по др. источникам прозвище Петра Пелопоннесского (также ученика иеродиак. Феодосия) - Бардаки из Мореоса (Μπαρδκι κ Μορως - Fol. 244). К 1767 г. относятся Анфология новейших дидаскалов (Ath. Doch. 338) и Матиматарий (Ath. Doch. 339), в которых собрано большое количество произведений мелургов XVII-XVIII вв.; здесь также красными чернилами проставлены параллаги; завершаются кодексы стихотворными колофонами, в Матиматарии - с акростихом ημτριος (Fol. 255). Кратиматарий Д. Л. Х. (Hieros. Patr. gr. 540) датируется 1769 г. В 1774 г. Д. Л. Х. выполнил обширный (930 страниц) 2-й том Пападики (Ath. Paul. 132), содержащий версии неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии новых мелургов, часто «объясненные» с помощью параллаги красными и черными чернилами. В начале списка Новой Пападики 1781-1782 гг. (Ath. Xeropot. 330. Fol. 2-7) Д. Л. Х. поместил теоретический трактат Кирилла , митр. Тиносского. По замечанию Г. Статиса, показательно, что Д. Л. Х. не включил в столь полный сборник произведения протопсалтов Иакова и Петра Византийского ( Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 1. Σ. 206). Рукопись Xeropot. 330 завершается пространным колофоном с акростихом ημτριος Λτος στ в стихотворной части (Fol. 442-442v); этот колофон почти без изменений повторен Д. Л. Х. в Анфологии Новой Пападики 1805 г. (Athen. O. et M. Merlier. 7). Известен список с кодекса Xeropot. 330 - Анфология мон. Дамаскина Аграфорендиниота (Ath. Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.), повторившего без изменений авторские ремарки Д. Л. Х. к его песнопениям.

http://pravenc.ru/text/178215.html

Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский (Мочульский Иван) Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха. В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет. Возведённый в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года в Рождество Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года – в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии; с 16 июля 1775 года – в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии. После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в неё архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определён коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией. С 28 июля 1776 года – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря. 4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии. 7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии. 9 февраля 1787 года переведён на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую. С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским. 5 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа. Скончался 30 апреля 1818 года на 90-м году жизни. Погребён в Троицком соборе города Белгорода. Преосвященный Феоктист – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске. Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария – любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже учёным своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II ; в рамках церковной истории обозначает гос. религ. политику, характерную для его правления. Самостоятельный курс религ. политики Иосиф II начал проводить с 1780 г., став единоличным монархом. Избранный и коронованный императором уже в 1765 г., при жизни матери, глубоко верующей католички Марии Терезии (1740-1780), он оставался лишь ее соправителем в австр. владениях Габсбургов и не находил у нее поддержки в осуществлении своих реформаторских проектов. Будучи католиком по рождению, Иосиф II тяготел к популярному в интеллектуальной среде XVIII в. деизму , в чем он, вероятно, мало отличался от высоко ценимой им российской имп. Екатерины II . В своем правлении имп. Иосиф стремился осуществить идеал просвещенной монархии; важным стимулом политики Иосифа было влияние на его мировоззрение просветительской идеологии не в радикальных ее проявлениях, по-разному представленных у Д. Дидро, П. А. Гольбаха или К. А. Гельвеция, но в том виде, как она выразилась в сочинениях Вольтера и Ш. Л. Монтескьё. В религ. политике Иосиф II традиционно для герм. императоров стремился к контролю над церковными учреждениями на территории империи, что вызывало трения в его отношениях с Римским папой. Во 2-й пол. XVIII в. власть императора реально осуществлялась в Австрии, Чехии, Австрийских Нидерландах и на территории Сев. Италии, а также в находившихся за пределами империи владениях Габсбургов. Иосиф II был далек от мысли провести на подвластной ему территории реформацию, подобную той, которую осуществил в Англии Генрих VIII (1509-1547); однако, не посягая на духовное главенство папы над католич. Церковью, Иосиф II фактически вводил в церковно-гос. отношения систему гос. церковности, хотя сознавал, что в своей полноте она несовместима с католич. экклезиологией, и был готов к компромиссам с Римской кафедрой. 26 марта 1781 г. имп. Иосиф издал распоряжение, подтверждавшее декрет Марии Терезии 1767 г. о т. н. placetum regium. В соответствии с ним все указы и постановления иностранных религ. властей прежде их обнародования и приведения в исполнение должны были поступать в имп. канцелярию для получения placetum regium, т. е. одобрения со стороны правительства. Этот декрет в полной мере распространялся и на акты папской власти. 7 мая 1782 г. было издано распоряжение, которым предписывалось испрашивать placetum regium для папских бреве об индульгенциях . Было запрещено распространение в Австрии и других владениях Иосифа II папских булл «In coena Domini», «Unigenitus», «De largitione munerum». Распоряжение императора, изданное 2 апр. 1784 г., обязывало епископов, имевших диоцезы во владениях Габсбургов, предъявлять правительству для одобрения все свои указы, проповеди и поучения, как напечатанные, так и рукописные, прежде их распространения.

http://pravenc.ru/text/578232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

Монастырщина. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Монастырщина расположено на правом берегу реки Дон на крутом склоне Суходонецкой балки, выходящей к реке. Село сильно вытянуто вдоль склона. Село возникло как городок - Донецкая станица в последней четверти XVII века. Историки ссылаются на документ, свидетельствующий о том, что «…жители Донецкого заявили в 1703 году «ревизору» - стольнику Максиму Кологривому, что городок «построен тому ныне 27 год», то есть в 1677 году. Во всяком случае, в 1696г. этот городок уже существовал. В мае 1696 г. Петр I проплыл из Воронежа в сторону Азова. Путевые дневники сообщают: «Мая в 6-й день в среду … поутру приплыли в первый казачий городок Донецкой, а сидит он на острову Дона реки, и был тут до обеда, а после обеда приплыли во второй городок Казанка». Т.е., Петр I останавливался в Донецкой станице. В 1669 г. около городка, при впадении в Дон реки Сухой Донец, была основана Донецкая пустынь. В 1699 г. в пустыни завершилось строительство Успенского храма и она стала именоваться Донецкой Успенской. В 1711 г. из г.Азова на это место был переведен Предтечев монастырь, одной из ценностей которого являлась икона Чудотворный Образ Св. Предтечи. В том же 1711 г. была освящена церковь Иоанна Предтечи. В 1735 г. эту церковь перестроили и переименовали в память об Успенской пустыни в Успения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Предтечи. С 1781 по 1785 гг. Воронежским епископом Тихоном III при монастыре было создано семинарское училище «из коего ученики для продолжения наук доставляемы были в Воронежскую семинарию». В 1841 г. монастырь был переведен в другое место (п.Дубрава). В селе же была оставлена каменная церковь Успения, построенная в 1735 г. С первых лет основания монастыря, в бывшем Донецком городке было монастырское подворье. В 1711 г., после слияния двух монастырей, в подворье были поселены крестьяне, переведенные из дер. Орловки Данковского уезда. Так было образовано казенное село, получившее название Монастырщина. Неподалеку от монастыря и села в нач. XVIII в. была монастырская пасека. В 1767 г. на это место переселилось несколько семей из Боровского, Верейского и Мало-Ярославского уездов, образовавшие село Пасеку. В новую деревню из подмосковных уездов пришло до 400 человек. В том же 1767 г. в Пасеку подселилось несколько крестьян из соседней Монастырщины.

http://sobory.ru/article/?object=12935

Перемышль. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в 1767 г. Была закрыта и сильно повреждена. В настоящее время действует как архиерейское подворье, реставрируется. Когда и кем построен первоначальный деревянный храм, освященный в честь Сампсона Странноприимца, неизвестно. В старом храме имелись приделы в честь Андрея Первозванного и вмч. Никиты. Со временем храм обветшал и его решили перестроить.Храм был построен в 1767 (1769) гг. (по другим источникам в 1781 г.) купцом из г. Перемышля Медведевым Козьмой Афанасьевичем. Приделы храма были освящены в честь Андрея Первозванного, Сампсона Странноприимца, вмч. Никиты, а также Гурия, Самона и Авива. В 1934 году храм был закрыт. Длительное время в здании размещалась МТС, потом склад типографии, что повлекло за собой существенное ухудшение состояния здания храма. Тогда же снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус. Храм передан Епархии в октябре 1994 года. К этому времени состояние храма было удручающим. Не было ни окон, ни дверей, полностью отсутствовала кровля, росписи на стенах не сохранились. Сейчас в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы. Первый молебен в храме отслужил иерей Владимир Яновский 2 июля 1995 года, первая литургия в храме совершалась на временно освященном престоле (в алтаре вмч. Никиты) 28 сентября 1995 г. К знаменательным событиям в жизни прихода можно отнести и первый звон колокола, зазвучавший над округой 21 мая 1997 года. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt История сохранила сведения, что в Перемышле был деревянный храм с тремя приделами. Со временем он обветшал и на его месте построили каменный. Новая церковь, освященная в честь Сошествия Святого Духа, строилась на средства перемышльского купца Козьмы Медведева. Это была одноглавая постройка с каменной колокольней. Церковь имела пять престолов, что удивительно для небольшой сельской церкви. Особо почитаема в храме была Смоленская икона Божией Матери. Около храма построили небольшую свечную лавку и сторожку.

http://sobory.ru/article/?object=01463

Бойково. Церковь Толгской иконы Божией Матери. Толгская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Белокаменная церковь Толгской Божьей Матери построена в 1767-1773 годах (освящена в 1777 году) в селе Бойково на средства помещика Андрея Ивановича Змиева, который, после смерти в 1781 году, был погребен у юго-западной стороны храма. Храм представляет собой двусветный одноглавый четверик, который отличает богатый декор в стиле барокко, соединенный трапезной с колокольней. Сама же трапезная была существенно расширена в 1902 году.  Имел три престола: главный – во имя иконы Толгской Богоматери, правый придел – в честь святого пророка Ильи, левый придел – во имя святого чудотворца Николая. Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги Тверской епархии — 730 мужчин и 763 женщины. После закрытия в 1935–1936 годах церковь использовалась под мастерскую, о чем свидетельствуют расширенные проемы с северной стороны трапезной и южной стороны четверика. В настоящее время заброшена, но не обделена вниманием местных вандалов, которые неоднократно жгли костры внутри церкви. Внутреннее убранство и роспись утрачены. За годы запустения местность вокруг церкви, особенно с северной стороны, заросла кустарником и деревьями. Церковь в с. Бойково своим основанием обязана помещику Андрею Ивановичу Змиеву. До постройки храма помещики Змиевы постоянно проживали в городе Ярославле и имели в губернии около тысячи крепостных. В 1769 г. Андрей Иванович внезапно ослеп. Усилия врачей оказать ему какую-либо помощь не увенчались успехом. В таком беспомощном и удрученном душевном состоянии Змиеву пришла благая мысль – обратиться за помощью и «Царице Небесной». Он решил отправиться в местный Толгский монастырь к чудотворной иконе Богоматери, где обратился с просьбой к настоятелю помолиться и отслужить водосвятный молебен по «Царице Небесной». И произошло чудо! Змиев получил исцеление – прозрел. Переполненный радостью и благодарностью Андрей Иванович дал обещание – выстроить церковь во имя Толгской иконы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=23454

Мануховка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1789. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская обл., Конотопский р-н, с.Мануховка Координаты: 51.248458, 34.161503 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Мануховка (Покровское). До 1789 г. в этом селе существовала деревянная церковь, построенная, вероятно, на рубеже XVII-XVIII вв. и отмеченная на плане 1785 г. На смену ей в 1789 г. построили новую, одноименную, которая функционировала вплоть до 1920-х гг. Главной святыней храма считалась чтимая икона Пресвятой Богородицы «Казанская». 5 августа 1909 г. газета «Русское слово» писала: « КУРСК, 22,VII. В Мануховке, Путивльского уезда, грабители, проникнув через наружные двери в церковь, унесли чаши для причастия, все священные предметы из алтаря и дорогую ризу с чтимой Казанской иконы Божьей Матери. Преступники скрылись». Вероятно, храм был ограблен шайкой Абрамова, которая в сентябре того же 1909 г. совершила ограбление церквей в с. Стрельники и Антыки. С этим селом связано имя выдающегося архиерея конца XVIII в. – преосвященнейшего Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского (в миру – Лукиан Павлович Баранович). Его отец – Павел Баранович, был настоятелем местной церкви. Образование будущий святитель получил в стенах Киевской Духовной Академии, где по окончании курса обучения был пострижен в монашество c именем Лаврентий. 1 сентября 1758 г. он был назначен учителем в Новгородскую семинарию, там же с 1760 г. исполнял должность префекта, а с 10 сентября 1762 г. – ректора, будучи при этом архимандритом Антониева монастыря в Новгороде. «16 июля 1767 г. был перемещен настоятелем Новгородского Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря. 6 августа 1774 г. хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. В 1780 г. назначен присутствующим при открытии Вятского наместничества. В 1781 г. командирован в Пермь для открытия Пермского наместничества, а в 1782 – Уфимского наместничества. За эти труды был награжден большой золотой медалью. Скончался 13 марта 1796 г. Погребен в кафедральном соборе. Преосвященный Лаврентий много внимания и заботы уделял образованию. Он учредил ставленническую школу, привел в лучший вид епархиальную духовную семинарию, построил в ней несколько новых зданий, ввел в семинарское образование новые предметы (философию и богословие), обеспечил библиотеку семинарии книгами. После епископа Лаврентия осталась немалая по тому времени библиотека — 617 книг. Много позаботился преосвященный о благолепии кафедрального собора в Вятке».

http://sobory.ru/article/?object=34633

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Румовский Александр Иванович; 1738 - 10.11.1786, г. Астрахань), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Род. в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Окончил Александро-Невскую ДС. 29 марта 1762 г. архиеп. С.-Петербургским Вениамином (Пуцек-Григоровичем) в Александро-Невском мон-ре пострижен в монашество, определен в семинарию учителем физики. 7 апр. 1762 г. рукоположен во иеродиакона. 2 февр. 1766 г. назначен законоучителем в Сухопутный кадетский корпус. 8 апр. 1767 г. рукоположен во иеромонаха, 6 авг. 1770 г. еп. Тверским Гавриилом (Петровым) возведен в сан архимандрита Вяжищского новгородского муж. мон-ря с одновременным назначением на должность проповедника московской Славяно-греко-латинской академии . 2 февр. 1774 г. в Успенском соборе Московского Кремля еп. Крутицким Самуилом (Миславским) хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского, 27 авг. 1776 г. назначен на Астраханскую кафедру, в мае 1785 г. возведен в сан архиепископа. Восстановил архиерейский дом, консисторию и колокольню, полностью сгоревшие в апр. 1778 г. Открыл в Астрахани ДС. Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о передаче семинарии зданий заштатного Троицкого мон-ря, находившегося в Кремле, но его прошение не было удовлетворено. Вместо этого А. нанял для семинарии помещение ведомства астраханской Садовой конторы. В 1782 г. стараниями А. семинария была переведена в 4 просторных каменных флигеля при ц. Входа Господня во Иерусалим. А. участвовал в открытии Саратовского наместничества в 1781 г. и Кавказского - в 1785 г. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у зап. дверей. Опубликованы неск. проповедей А. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 55, 5; Оп. 57, 267; Оп. 66, 251; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 202. Соч.: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. СПб., 1767; Слово при погребении тела графа Алексея Григорьевича Разумовского. М., 1771; Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. СПб., 1771. [Возможно, А. принадлежат: Слово в день коронования императрицы Екатерины II. СПб., 1767; Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига [прививки оспы.- Ред.] СПб., 1769.]

http://pravenc.ru/text/116010.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010