Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Воловель. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1766 году из дерева. Сооружена из прямоугольного основного и пятигранного алтарного срубов, объединявшихся двускатой гонтовой крышей, которая образовывала треугольные навесы в местах соединения срубов. Главный западный фасад завершен криволинейным фронтоном, фланкированным 2-мя четырехгранными башнями с шатрами и главками над ними. Над алтарным срубом – луковичная главка. С обеих сторон апсиды (свода) пристроены низкие ризница и пономарка. Стены обшиты. Оконные проемы прямоугольные, на главном фасаде – полукруглые люкарны. Над входом — хоры. Апсида выделена деревянным иконостасом, выполненным в 1830 годы. Как следует из переписки о предоставлении Литовской епархии ведомостей количества устроенных иконостасов в церквях в 1834 году, в воловельской церкви был устроен новый иконостас. Иконы 18-19 вв. «Георгия Победоносца», «Архангел Михаил», «Богоматерь Умиление». Около церкви находится каркасная двухъярусная колокольня, накрыта низкой шатровой крышей: первый ярус глухой, второй сквозной с дощатым парапетом. Колокольня впервые упоминалась в архивных документах в 1899 году. Сохранился колокол с датой «1858». Свято-Георгиевская церковь является памятником народного деревянного зодчества с элементами барокко. За последние годы силами прихожан и настоятеля сего храма сделан ремонт, приобретена новая утварь, реставрируются старые иконы, местные рукодельницы дарят свой полотна. Свято-Георгиевская церковь является архитектурным памятником республиканского значения и находится под охраной государства. По материалам официального сайта drogblag.by Деревянная воловельская Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь - замечательный памятник полесского деревянного зодчества с элементами барокко была построена в 1766 году из дерева как униатская и переосвящена в 1839 году. Впервые храм в местечке Воловель упоминается в 1569 году, в связи с образованием Люблинской унии. Стоит сказать, что деревянная церковь 1766 года постройки, была перенесена в центр деревни Воловель, и в ней был произведён ремонт. Близ храма была выстроена в 1899 году каркасная двухъярусная брама-колокольня, накрытая низкой шатровой кровлей. Силуэт храма на небольшом пригорке, опоясанном рекой, невероятно живописен и в наши дни. Две стройные башни на главном фасаде объединены фигурным фронтоном, до недавнего времени были увенчаны шестигранными маковками в духе барокко. Но в 2012-2015-х гг. храм был основательно отремонтирован, причём бывшие шестигранные главки были заменены луковичными, стены храма обшиты современным материалов, тем самым почти полностью утратив свою аутентичность, свой первозданный исторический облик.

http://sobory.ru/article/?object=11010

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУДИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Дудзицкая] (празд. 1 окт.), чудотворный образ, явленный, по преданию, на сосне. Икона получила название по месту явления в расположенной на берегу р. Птичь дер. Дудичи в Игуменском повете Минского воеводства (ныне Пуховичский р-н Минской обл., Белоруссия). С 1748 г. Дудичи принадлежали Александре Заранковской (ум. ок. 1780), дочери Казимира Заранка, бывшего подчашим Волковысского повета. В 1781 г. супруг Александры, витебский воевода Юзеф Прозор, внес 3 тыс. серебряных р. на строительство деревянной приходской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (заложена в 1778/80 на месте старого деревянного костела как униатская, с 1839 - православная, в 1885 перестраивалась, не сохр.). В 1782 г. к денежному вкладу добавились одна волока (ок. 16,5-16,8 га) земли и сенокосы близ деревни. В 1766 г. в результате ходатайств Александры кор. Станислав Август выдал привилегию на организацию торговли в Дудичах: кроме понедельников устраивались также 3 ярмарки в год - на праздники Крещения Господня, Покрова Богородицы и католич. праздник Защиты (Опеки) Богородицы (в указе приведены 2 первых праздника, празднование 3-го, совпадающего по юлианскому календарю с Покровом, совершалось по григорианскому календарю). Доводом к разрешению организации ярмарок могло быть признание иконы чудотворной еще до 1766 г., т. е. прославленной местночтимой святыней, собиравшей множество паломников. В кон. XVIII в. некие Ратыньские (?) выкрали икону из храма и поместили в своих владениях в Дудичах, с тем чтобы получать доход от паломников, к-рые будут посещать святыню. Дело закончилось судебным разбирательством, и икона была возвращена в церковь. Письменное упоминание о Дудичах как о месте почитания Д. и. в кон. XVIII в. сохранилось в «Исторической песне о Пречистой Деве в церкви Ладзеньской», помещенной в сб. «Песни божественные в торжественные праздники согласно правилам Римской Католической Церкви, собранные на весь год» (Вильно, 1799).

http://pravenc.ru/text/180543.html

Ростов. Церковь Спаса Всемилостивого, что в Спасской слободе. Спасская слободская церковь, Спасграфская, Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасская слободская церковь. Приходский храм называли в прошлом либо Спасской слободской, либо Спасграфской, либо просто Спасской церковью. Она располагалась на северо-восточной окраине Ростова Великого, при городском кладбище. В 1930-е годы церковь была снесена до основания. В настоящее время на ее месте находится пустырь, к которому ведет Спасский бульвар - одна из немногих улиц города, сохранивших свое дореволюционное название. Храмозданная грамота на строительство церкви Всемилостивого Спаса, что в Спасской слободе, была выдана прихожанам этого храма Арсением, митрополитом Ростовским и Ярославским 21 декабря 1759 г. Предположение о закладке храма еще в декабре этого года более чем маловероятно. Скорее всего, его заложили на следующий, 1760 год, или несколько позже. В документе 1765 г. упомянуто, что названная церковь “строением не окончена”. В следующем же 1766 г., 30 октября, прихожане храма, которых представляли священник “града Ростова церкви Всемилостиваго Спаса, что в Спасской слободе” Андрей Григорьев и церковный староста крестьянин “ведомства государственной коллегии экономии преждебывой Ростовскаго Богоявленскаго Аврамиева монастыря вотчины Спасской слободы” Дмитрий Яковлев обратились к Афанасию, епископу Ростовскому и Ярославскому с просьбой освятить нижний придел во имя Николая Чудотворца, а не пророка Даниила, как предполагалось ранее. На этом прошении епископ Афанасий наложил следующую резолюцию: “Показанную теплую церковь освятить на новом антиминсе, а старой принять в хранение протопопу». Надо полагать, в том же 1766 г. Никольский придел и был освящен. На деньги прихожан в 1790—1793 гг. вместо обветшавших были устроены пять железных глав, а также покрыты железом алтарь и “кумпол”, под которым, очевидно, в данном случае следует понимать криволинейную кровлю храма. В 1793 г. “зделали при той же церкви новую деревянную колокольню”. Выходит, каменной, завершенной шпилем колокольни, которую мы видим на фотографии храма, в этом году еще не существовало. Построили каменную колокольню лишь между 1835 и 1839 гг.

http://sobory.ru/article/?object=43267

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКИТКИНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Никиткине, 2011 год. Фото Анастасина Александра Валентиновича с сайта sobory.ru Село Никиткино, находящееся на левом берегу реки Цны, принадлежало к числу вотчин Николо-Радовицкого монастыря . Первоначально Покровская церковь находилась в монастырской вотчине, в деревне Молодинках, которая в моровое поветрие запустела, и крестьяне были причислены к приходу села Купли , но за дальним расстоянием ходить им в то село весьма неудобно. Вследствие чего настоятель монастыря игумен Игнатий решил построить в деревне новую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и просил на то разрешения " на ту церковь благословить роить лес и в том лесу строить церковь " . Деревянная Покровская церковь окончена постройкою, освящена и обложена данью была в 1692 году, как указано в окладных книгах означенного года. В 1765 году церковь сгорела, иконы и всю церковную утварь из нее удалось спасти. 21 июня 1766 года епископ Рязанский и Шацкий Палладий (Юрьев) издал указ о построении в селе Никиткино новой деревянной церкви на старом кладбище и в прежнее храмонаименование. В мае 1817 года состоялось освящение Покровской церкви с приделами в честь Рождества Христова и во имя святителя Алексия Московского игуменом монастыря Авраамием. В 1839 году случился пожар, в котором сгорело все село, а вместе с ним и церковь. В 1840 году епископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым) была дана благословенная грамота на строительство нового каменного храма. Новую церковь построили из кирпича в формах позднего ампира. На ее возведение московские купцы Куровы пожертвовали 17.000 рублей, священник Алексий Герасимов - 3.000 рублей. В 1842 году были освящены приделы храма - в честь Рождества Христова и святителя Алексия Московского, а 30 сентября 1847 года состоялось великое освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня, соединенная с церковью, была построена одновременно с ней.

http://drevo-info.ru/articles/13677132.h...

Смоленск. Церковь Сошествия Святого Духа. Богородице-Рождественская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Рождества Пресвятой Богородицы , Трёх Святителей Год постройки:не позже 1766. Год утраты:1943 (разрушена в ходе боёв, остатки разобраны в 1960-е годы) Адрес: Смоленская обл., г. Смоленск, близ ул. Соболева, 24, (в 40 м от здания школы 1) Координаты: 54.790502, 32.065286 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Другие названия: Церковь Святого Духа, Богородице-Рождественская церковь, Богородице-Рождественский храм. Находилась церковь на Духовской улице, ныне улица Соболева. Рядом располагались 1-я средняя школа и библиотека, разрушенные в 1941 году. Через дорогу стоял дом купца Мочульского, позднее переоборудованный в чулочную фабрику. Согласно данным Епархиальных ведомостей Богородице-Рождественская (Духовская) каменная церковь с каменной колокольней была устроена в 1765 году «…президентом города Иваном Борисовичем Пискаревым. Церковь состояла из двух частей: холодной - во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и теплой – в память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго». Церковь была богато украшена. Храм очень сильно пострадал во время войны 1812 года. Французы квартировались в деревянной церкви, которая стояла рядом с каменной. Для отопления они использовали полы и иконостас каменной церкви, разграбили церковную утварь. Однако священнику Герасиму Измайлову удалось сохранить часть церковных реликвий (серебряная дарохранительница; серебряный крест с частицами святых мощей Афанасия Александрийского, Иоанна Богослова, мученика Евстафия и мученицы Варвары; икона Смоленской Божьей Матери, копия с соборной), которые он «… положил на Сень над престолом в холодной церкви: французам не пришло на мысль поискать там». После изгнания французов в церкви нельзя было совершать богослужение. Хотя по данным Епархиальных ведомостей, на ее ремонт «…Святейшим Синодом было отпущено пять тысяч ассигнаций». Храм восстанавливался постепенно. В 1820 году была освящена холодная церковь. Теплая находилась в запустении до 1839 года. Ситуация была осложнена тем, что во время взрыва 1812 года церковь дала трещины во многих местах. Была повреждена колокольня, которая «…от сильного сотрясения поколебалась в своем основании и дала наклон в южную сторону». Впоследствии, в 1876 году, было решено колокольню разобрать, так как ее «падение» не прекратилось, а на ее месте устроить временную деревянную. В советское время в Духовской церкви в Смоленске размещался гормолзавод.

http://sobory.ru/article/?object=43599

Первая, деревянная Введенская церковь была построена в 1732 (или1733 году для стоявших здесь Ямбургского и Копорского полков. В 1763-1766 гг. рядом с ней была построена небольшая каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Через 60 лет после постройки деревянная церковь обветшала, и в 1793 г. на ее месте началась постройка новой каменной. Церковь строил архитектор И.М.Лейм в архитектор назван по-другому: Лейман, без инициалов). Средств для строительства было немного, и только через 13 лет, в 1806 г. был освящен главный престол. Но на этом строительство еще не было окончено. Только в 1809 г. был освящен правый Тихвинский придел (на месте разобранной Тихвинской церкви), а в 1810 г. - левый Ильинский, и в том же году была построена деревянная колокольня, арх. Ф.Ф. Штейнгель Сначала церковь подчинялась военному ведомству. В 1838 г. она стала приходской. В связи с этим в 1839-1840 гг. она была частично переделана по проекту В.Е. Моргана. У алтарной апсиды были построены новые приделы св. Митрофания Воронежского и св. Андрея Критского. Вместо деревянной колокольни была построена более высокая каменная, со шпилем. В ограде по сторонам от церкви появились Тихвинская и Введенская часовни. Позже, в 1857 и 1878 гг. были выполнены внутренние переделки. Первоначальный иконостас был повышен в 1857 г.; в 1878 г. сделаны новые Царские врата. В 1859 г. на парусах под куполом появились изображения евангелистов, а в 1903 г. – и другие росписи (худ. П.П. Вечтомов). Но внешний вид церкви сохранялся в том виде, какой она приобрела в результате перестройки 1839 - 1840 гг. (не считая тамбура при входе, пристроенного в 1878 г. Введенская церковь представляла собой памятник архитектуры классицизма. Вероятно, шпиль ее колокольни играл заметную роль в видах прилегающих районов Петербургской стороны, а может быть, и более далеких мест. Церковь взорвана весной 1932 г. Литература: 1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск 7. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб, 1883, с. 182-187. 2. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. Выпуски I-VI. СПб, 1909. III выпуск, с. 29-31. 3. В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Том 1. СПб, издательство Чернышева, 1994, 4. Старые карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. http://www.etomesto.ru/peterburg

http://sobory.ru/article/?object=35985

Единственным свидетельством более-менее благополучной судьбы К. после тур. завоевания этих территорий (после 1425) и до нач. XVIII в. может служить замечательная сохранность памятника, т. к. ни археологические раскопки, ни предметы церковной утвари из ризницы (большая их часть XIX в.) не дают информации об истории обители в эти столетия. Внутренний двор мон-ря Каленич Внутренний двор мон-ря Каленич Впервые составить летопись К. в сер. XIX в. пытались игумены Иоанникий (Нешкович ; 1845-1849, впосл. епископ Ужицко-Крушевацкий) и Феофил (Миюшкович; 1849-1859), которые на основании предания и, возможно, к.-л. иных документов пришли к выводу, что монашеская жизнь в К. после непродолжительного перерыва возродилась в 1-й пол. XVIII в. благодаря вхождению этих земель в состав Австрии и приходу монахов из мон-ря Морача . Впервые К. упоминается в письменных источниках в 1736 г. В сер. XVIII в. как насельник обители в источниках назван постриженик мон-ря Морача иером. Афанасий, вложивший в К. изданные в Москве в 1758 г. Минеи. В это же время в монастыре был проведен ремонт и была сделана надпись мон. Герасима под ктиторской композицией. В 1766 г., согласно надписи на юж. стене нартекса, были отремонтированы храм и братские корпуса (конаки). Размер владений К. в XVIII в. определить сложно, но с 1-й пол. этого столетия монастырь активно возвращал и приумножал свою собственность. Так, подворьями (метохами) К. были мон-ри Каменац, Орашье, Ивкович и Йошаница (до 1854). В 1788 г. мон-рь подожгли турки, поэтому братия недолго проживала в мон-ре Хопово. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1-я четв. XV в. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1-я четв. XV в. 28 дек. 1815 г. из Срема в К. были перенесены мощи св. блгв. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ), и до 1839 г. (возвращение реликвии в мон-рь Студеница) обитель была центром почитания этого святого. После Второго серб. освободительного восстания монастырь при поддержке серб. правительства стал крупным просветительским центром.

http://pravenc.ru/text/Каленич.html

Князь Платон Александрович, генерал-фельдцейхмейстер; кавалер святого Андрея, святого Владимира 1 степени и прусского ордена чёрного орла, рождение 15 ноября 1767 † 7 апреля 1822; женат на Фёкле Игнатьевне Валентинович (во 2-м браке за обер-гофмаршалом графом А. П. Шуваловым) Граф Валериан Александрович, генерал от инфантерии, кавалер святого Андрея, святого Георгия 2 степени, и прусского ордена чёрного орла, рождение 28 ноября 1771 † 24 июня 1804; женат на графине Марие Фёдоровне Потоцкой, рождённой княжне Любомирской (в 3-м браке была за генералом от кавалерии Ф. П. Уваровым) Ольга Александровна, рождение 1766 † 1 марта 1849, за действительным статским советником Александром Александровичем Жеребцовым Екатерина Александровна, † 31 марта 1781 Анна Александровна, за генералом-поручиком Осипом Ивановичем Хорватом КОЛЕНО XII: Граф Александр Николаевич; действительный статский советник, женат на княжне Наталие Павловне Щербатовой Граф Платон Николаевич † в марте 1855 Графиня Вера Николаевна, за генерал-лейтенантом Владимиром Петровичем Мезенцовым Графиня Любовь Николаевна, за генерал-майром Иваном Сергеевичем Леонтьевым Графиня Ольга Николаевна, за тайным советником Александром Степановичем Талызиным Граф Николай Дмитриевич, действительный статский советник и каммергер, рождение 1801; женат на графине Александре Гавриловне Реймон-Моден, рождение 1807 † 1839 Графиня Елисавета Дмитриевна, за генерал от инфантерии бароном Григорием Владимировичем Розеном Графиня Варвара Дмитриевна, за генерал-лейтенант графом Павлом Петровичем Сухтеленом Графиня Екатерина Дмитриевна, † в апреле 1821, за генерал- майором Андреем Ивановичем Пашковым † 1850 Графиня Анна Дмитриевна, за датским графом Карлом Кнут (Knuht) Княжна Александра Платоновна † во младенчестве КОЛЕНО XIII: Граф Платон Александрович Граф Николай Николаевич Граф Гавриил Николаевич Графиня Елисавета Николаевна, за генерал-майором графом Фёдором Логиновичем Гейденом Графиня Александра Николаевна Игнатий Никитич Зубов 7) служивший дьяком в приказе посольском и брат его Михайло Никитич подписались, в 1571 году, в поручной грамоте по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в пятидесяти, второй в семидесяти рублях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010