К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Показание содержащихся в сем втором томе поучительных слов Приношение Ее Императорскому Величеству 1. Слово на Новый 1766 год без темы о том, какое есть сходство между течением времени и течением наших лет и дел? Сказывано в придворной церкви. 2. При погребении господина Генерал-фельдмаршала, Сенатора, Действительного Тайного Советника и обоих Российских орденов, Белого Орла и святой Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, из темы: блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей глаголет Дух да почиют от трудов своих. Откр. 14: 13 . о том, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в жизни будущей? Сказывано в Невском монастыре Апреля 15 дня 1766 года. 3. В неделю Вайи из темы: рцыте дщери Сионове се Царь твой грядет тебе кроток. Мф. 21:5 . о том, какое есть свойство или характер Евангелия? Сказывано в придворной церкви 1766 года Апреля 16 дня. 4. О содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 6ез темы, сказывано в Москве в притворах церквей, куда преступники приводимы были, 1766 года в Мае. 5. В день святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: блажен еси Симоне Вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе: но Отец мой, иже на небесех. Мф. 6:17 . о том, какое блаженство Спаситель присвояет Петру и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. Сказывано 1766 года Июня 29 дня. 6. В день рождения Его Императорского Высочества из темы возмогайте о Господе, и в державе крепости его. Еф.6:10 . о том, в чем состоит истинное мужество? Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1766 года Сентября 20 дня. 7. При первом случае прихода в Лавру 6ез темы о том, какое в древние времена было, и какое ныне должно быть начало или побуждение к монашескому житию? Сказывано в Лавре февраля 4 дня 1767 года. 8. В неделю сыропустную без темы о том, что лицемерие мечем слова Божия истребляется. Сказывано февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Скачать epub pdf Лейпциг – Константинополь – снова Лейпциг. Ученая и издательская деятельность Иеромонах Никифор приехал в Лейпциг после мая 1765 года 29 . Здесь в то время проживали многие греки, прибывшие для совершенствования своего образования. В Лейпциге была православная церковь , и на университетских скамьях можно было видеть греков в монашеском одеянии. В Лейпцигском университете в 1763–1770 гг. знакомился с науками запада и знаменитый старший соотечественник Феотокиса Евгений Вульгарис. Никифор занимается здесь издательскими трудами и посещает уроки физики в научной лаборатории Иоанна Генриха Винглера 30 . Издав в свет «Поучительные слова на святую Четыредесятницу» (1766 г.) и составленный им учебник физики в двух томах (1766–1767 гг.) 31 , он направляется в Константинополь 32 . В это время правительство Керкиры решило восстановить школу, пришедшую после отъезда иеромонаха Никифора в полный упадок, и приглашало его вернуться на родину, чтобы вновь преподавать в ней. В мае 1767 года, из Константинополя, Феотокис ответил им отказом: он советовал правителям избрать на предлагаемую ему должность другое лицо – впрочем, подавая надежду, что с течением времени и сам сможет «оставить какую-нибудь незначительную должность» и послужить «столь великому делу». А в тот момент он предполагал о себе иное... «Желая видеть от юности моея монастыри горы Афонской, – пишет Феотокис, – приехал [я] в Константинополь, дабы оттуда ехать в Афон, но тщетно». Тщетно – потому что в Константинополе он был удержан князем Григорием Гикасом 33 . Гикас был любителем просвещения и собирателем рукописей; в то время он состоял в должности великого драгомана 34  при дворце. С князем, известным ранее Никифору лишь по письмам, теперь его связали узы тесной дружбы. В его доме ученый иеромонах был тепло принят и прожил около года, обучая наукам сына князя Григория. Занимаясь в его богатой библиотеке, он нашел рукопись, содержащую святоотеческие толкования на книги Ветхого Завета, «Цепь толковников», переписал ее и начал готовить к изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Барнаул. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1771 и 1774. Год утраты:1935 Архитектор:Д.П. Макулов Адрес: Барнаул, Соборная площадь (сейчас Площадь Свободы) Координаты: 53.331136, 83.789794 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1 мая 1747 г. бывшие владения Акинфия Демидова на Алтае, включая все заводы, строения, земли, рудники, оборудование, а также приписных крестьян и мастеровых, отошли во владение Императора и отданы в ведение Кабинета Его Императорского Величества. Началсяся новый этап в истории Барнаула, условно называемый кабинетским. В 1748 году в поселке Барнаульского сереброплавильного завода, между казармами и офицерскими домами, началось строительство первой барнаульской церкви " во имя верховных апостолов Петра и Павла. Геодезии прапорщику Пимену Старцеву было поручено " сочинить чертеж " деревянного храма. Строители - плотник Елисей Анчутин, " Сибирского гарнизона Тобольского полка солдат " Анисим Чуркин, " новоучрежденного драгунского полка драгун " Еремей Кабаков и 13 помощников. Деревянный храм был завершен и освящен в 1749 году. При храме было небольшое кладбище. В 1751 году здесь в ограде был похоронен Андреас Беэр, горный специалист, первый начальник Колывано-Воскресенских заводов, а в 1766 году - Иван Ползунов, изобретатель русской паровой машины. Деревянная церковь простояла 19 лет. В 1767 г. духовное правление Барнаульского завода обратилось в Кабинет с прошением " разрешить построить церковь на каменном фундаменте, кирпичную... ибо за слабостью здесь грунта и дряблостью леса деревянное строение весьма непрочно и не более двадцати лет простаивает " . Деньги на строительство выделял Барнаульский сереброплавильный завод. В ответ на прошение в декабре 1767 г. из Петербурга был прислан проект каменного Петропавловского собора архитектора Д.П. Макулова, выполненный в стиле барокко. Поскольку в Кабинете проект был признан сделанным " с излишнею весьма огромностью и по смете превосходящим гораздо предписанные пределы " , в Барнауле должны были его взять за образец и доработать. Разработка сметы и плана строительства собора были поручены горному инженеру И. Медеру и подпоручику П. Попову.

http://sobory.ru/article/?object=23542

Владимир Русак Скачать epub pdf Богослужебная жизнь Богослужебные книги. В XVIII веке продолжалось исправление богослужебных книг. В числе важнейших обязанностей Синода Регламентом было предусмотрено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Священному Писанию , и непристойные запретить; б) употребить все меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в практику и напрасно не отягощали совести человеческой; в) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных (вроде повести об “аллилуйя” в житии Евфросина); г) искоренить суеверные обычаи (вроде празднования пятницы в Стародубском полку, когда под именем пятницы водили в крестном ходу простоволосую бабу и т. п.). При Петре I эти меры проводились в жизнь настолько решительно, что это вызвало даже недовольство со стороны благочестивых людей, приверженцев старины. Со второй половины XVIII века в этом деле стали поступать более осторожно. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: 1. Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725). 2. Чин принятия иноверцев и еретиков (1744). 3. Последование в Неделю Православия (1761). 4. Чин умовения ног (1765). 5.Чин Мироварения(1767). 6. Обе Триоди. Несколько служб и акафистов были составлены заново: 1. Служба в память о Полтавской битвы (1709). 2. Служба Феодоровской иконе Божией Матери (1777). 3. Чин исповедания (1766). 4. Чин исповедания отроков (1769). 5. Акафисты преп. Сергию, князю Даниилу и святителю Алексию (1795). 6. Службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому , Стефану Пермскому (с акафистом). С 1767 года было установлено священническое, а не монашеское погребение архиереев. Во избежание неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Священного Писания и в Кормчей, все эти книги должны были издаваться не иначе, как с разрешения Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской и петербургской, и в лаврских – киево-печерской и почаевской. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Малышково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Малышково) — каменная трёхпрестольная церковь с приделами Кирика и Иулитты, и Алексеевским, самый старый храм из сохранившихся на кимрской земле, построен в 1767 году, архитектурный стиль — барокко. Содержание История [ править править код ] Казанский храм в бывшем сельце Малышкове — самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен храм на правом берегу реки Волги в 15 километрах от города Кимры. Сельцо Малышково с 17 века становится владением дворян Костомаровых. Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок. В 1761 году тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок — снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту. В 1766 году храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мучеников Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 года. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел — во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 году придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинского Клобукова монастыря Авраамом. Здание Казанской церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Арсений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Верещагин Василий Иванович) Родился 27 января 1736 года в г. Кашине Тверской губернии в семье священника. Образование получил в Тверской и Троицкой духовных семинариях, а затем в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1761 года – учитель риторики в Тверской духовной семинарии. В декабре 1766 года назначен префектом семинарии. 19 февраля 1767 года пострижен в монашество в Желтиковом монастыре, 20 февраля рукоположен во иеродиакона, а 21 апреля – во иеромонаха и назначен настоятелем Малицкого Николаевского монастыря Тверской епархии. 15 октября 1768 года возведен в сан архимандрита Тверского Отроча монастыря и утвержден ректором и учителем богословия Тверской духовной семинарии. 10 августа 1771 года в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце в присутствии императрицы Екатерины II переведен во епископа Архангелогородского. 1 апреля 1775 года переведен в Тверскую епархию. С 22 сентября 1783 года – епископ Ростовский. 27 марта 1785 года возведен в сан архиепископа. С 1788 года в связи с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль стал именоваться архиепископом Ярославским и Ростовским. 8 ноября 1797 года назначен членом Святейшего Синода. Скончался 23 декабря 1799 года. Погребен 23 января 1800 года в Большой церкви Троицкого Калязинского монастыря, против южных пономарских дверей, близ правого клироса. Как духовный воспитатель юношества, владыка Арсений отличался любовью к ученикам и заботливостью об их духовном уровне и материальном благосостоянии. Он стремился развить у воспитанников сознание человеческого достоинства и, не прибегая к суровым мерам наказания, удержать их от дурных поступков. Арсений очень любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся ею. Его назначение на Тверскую кафедру было встречено в Твери с великой радостью, особенно в среде преподавателей и учеников Тверской духовной семинарии, где еще хорошо помнили своего бывшего ректора. Он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды и сделал для семинарии больше, чем кто-либо из его предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 11. Синергия и личность в антропологии академика С. С. Хоружего Учитывая первую отличительную черту синергии, ее укорененность в личном бытии, мы должны полагать синергию как таковую, в ее полной форме, специфически христианской парадигмой. 1753 Сергей Сергеевич Хоружий – наш современник, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО, основатель и директор Института Синергийной Антропологии, который уже на протяжении многих лет в рамках православного мировоззрения занимается развитием философских и богословских представлений о человеческой личности и ее энергиях. Понятие личности, согласно мысли Хоружего, «определяется строгим следованием христианской догматике. Личный характер, обладание личностью присуще Богу, и понятие личности отождествляется с понятием Божией Ипостаси, Лица Пресвятой Троицы». 1754 «Всякий образ бытия имеет своими главными характеристиками сущность и энер­гию; христианская онтология, будучи онтологией личностной, при­соединяет к ним также и ипостась». 1755 Тождество перихоресиса, любви (понятой как онтологический принцип) и личного общения Ипостасей в Троице может рассматриваться как «философское определение Личности». 1756 Богословие личности: патристические истоки и необходимость развития Хоружий говорит о «патристических» истоках «богословия личности», 1757 об «открытии Личности» 1758 христианским богословием как в Боге, так и в человеке. По его мнению, «в трудах греческих отцов строилась конституция личного бытия как особого онтологического горизонта». 1759 Среди современных богословов встречается позиция, что якобы «никогда в православной патристике образ Бога в человеке не интерпретировался как личность». 1760 Однако, согласно Хоружему, если в классической западной «статической имперсональной парадигме» 1761 или «эссенциалистской модели» человек есть Субъект, Индивид, Личность (впрочем, два последних понятия сливаются), 1762 поскольку «семантическое гнездо личности» здесь «выражает основоустройство индивидуального человеческого бытия», 1763 то «в православной персонологии понятие личности отождествляется с Божественной Ипостасью». 1764 По убеждению академика, «богословская мысль Каппадокийцев произвела коренную перемену в философском употреблении терминов Усия и Ипостась... Само «бытие» Бога отождествляется с Личностью... Понятие же Сущности, Усии, определенно лишается роли верховного и производящего начала дискурса». 1765 «Личность идентифицируется с горизонтом Божественного бытия… Если не существует Бога, то нет и личности», 1766 понятию личности принадлежит «онтологическая выделенность». 1767

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Закрыть День памяти священника Феодора Синькевича Сегодня мы также вспоминаем А.А.Нартова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.С.Сипягина, Е.В.Барсова, А.Н.Меллер-Закомельского, Н.Ф.Ватутина, Д.М.Шарова, А.Н.Сабурова и С.Н.Анохина 15.04.2024 39 Время на чтение 17 минут Фото: Wikipedia.org Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа (IV). Сегодня мы вспоминаем государственного деятеля, писателя и переводчика, президента Берг-коллегии Андрея Андреевича Нартова, скончавшегося в 1813 году. Он родился 25 ноября 1737 г. в Санкт-Петербурге в семье механика и изобретателя А.К.Нартова, служившего в токарне Императора Петра I. В 1746-1750 гг. обучался в немецком и латинском классах Академической гимназии. В 1750-1755 гг. Нартов продолжил образование в шляхетском (кадетском) корпусе, где участвовал в деятельности основанного А.П.Сумароковым «Общества любителей российской словесности». В 1755 г. получил чин поручика армии и был оставлен при отце «для обучения секретных его инвенций» в области артиллерии. После смерти отца ему было поручено «производство при морской артиллерии в орудиях секретной зачинки». Для открывшегося в 1755 г. Императорского театра Нартов написал пьесу, переводил комедии Сан-Фуа, Детуша, Гольдберга. С середины 1750-х гг. сотрудничал в ряде журналов («Ежемесячные сочинения», «Трудолюбивая пчела», «Праздное время» и др.), приобрел известность как переводчик. В 1762-1765 гг. Нартову было поручено обучение Цесаревича Павла Петровича переводам. В 1763 г. был произведен в подполковники артиллерии. В 1764-1765 гг. Андрей Андреевич был одним из организаторов Вольного экономического общества, его первым секретарем до 1797 г. В 1767 г. Нартов стал депутатом Уложенной комиссии от Монетного департамента, в 1766-1777 гг. – членом Монетного департамента. В 1777-1781 гг. занимал пост вице-президента, а в 1796-1798 гг. президента Берг-коллегии. Нартов возглавлял Горное Училище в 1777-1783 и 1796 гг. В 1794 г. Андрей Андреевич избран почетным членом Петербургской Академии художеств и Академии наук. С 1797 года Нартов – президент Вольного экономического общества. В 1801 г. назначен президентом Российской академии. В 1807 г. получил звание действительного тайного советника.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/de...

К.А. Панченко Глава IX. Католическая уния (Патриарх) Кирилл упорядочил дела народа весьма хорошо и пас паству Христову в тишине и спокойствии. Он достоин всяческого восхваления, за исключением того, что сговорился он с франками и смотрел сквозь пальцы на деяния их, так что возвысилось их дело. Современники их ели незрелый виноград, а оскомина досталась нам! Михаил Брейк ад-Димашки, 1767 год. О я несчастный, который в такое неподходящее время оказываюсь вашим архиереем и пастырем! Сильвестр, патриарх антиохийский (1724–1766) Католическое присутствие в Леванте. Антиохийская церковь и Ватикан: хроника контактов. XVII век: Объятия сжимаются. Точка возврата пройдена. Раскол. Халебский эпицентр. Битва за Халеб: финал. Мелькитская униатская церковь . Бейрутский эпицентр. Последний бой. Почему побеждала уния? Униатская идентичность. Католическое присутствие в Леванте Период XVII–XVIII века, – время активной экономической и религиозной экспансии католического мира в Леванте, стали одной из ключевых эпох в истории Христианского Востока. Арабы-христиане оказались перед лицом исторического «вызова» со стороны Западной цивилизации. Соприкосновение этих культур привело к драматическому расколу ближневосточных христианских сообществ. Часть восточных христиан отказалась от прежней идентичности и перешла в унию с Римом. Эти потрясения стимулировали огромный выброс духовной энергии у всех противоборствующих сторон – униатов разных толков и приверженцев традиционной ортодоксии – осмысление собственной идентичности, оправдание своего исторического выбора, освоение новых методов церковно-политической борьбы. Не будет преувеличением сказать, что католическая духовная экспансия в Леванте и становление арабской унии стали основным содержанием культурно-политической истории христиан-сирийцев в конце XVII–XVIII вв. Активные контакты латинского Запада с ближневосточным христианским миром происходили во время Крестовых походов, однако с изгнанием крестоносцев из Сирии и Палестины, римско-восточные связи резко ослабели. Как говорилось ранее, в 1330-х гг. мамлюкские власти позволили группе францисканских монахов вернуться в Иерусалим и Вифлеем. Со временем в Яффе, Рамле и Иерусалиме возникла сеть монастырей и постоялых дворов, обслуживавших европейское паломничество. В XVII века католики получили возможность основать сразу несколько монастырей в Палестине: в Назарете, на горе Фавор, в Айн-Кареме (Горней) и на горе Кармель над Хайфой. Традиционно считается, что францисканцы – «стражи Св. Гроба» – не были склонны к прозелитизму, их больше заботили контроль над Св. местами и организация паломничества, чем проповедь среди местных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010