Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Мелхиседек (Значко-Яворский). Гравюра. 1910 г. (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720, г. Лубны - 2.06.1809, г. Глухов), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря , обличитель унии. Род. в многодетной казацкой семье, происходившей из знатного рода Значко-Яворских (герба «Костеша» (или «Косцеша»)), связанных с Лубенским полком. Иногда М. и его предки упоминаются в документах как Костеш-Яворские. Отец, Карп Ильич, был есаулом Лубенского полка. У М. было 4 брата, один из к-рых, Аркадий, стал игуменом Богуславского Николаевского муж. мон-ря близ Киева. В 22-летнем возрасте (в 1738 или 1742) М. окончил Киево-Могилянскую академию, знал лат., греч., нем., евр. и польск. языки, интересовался медициной. Поступил послушником в обветшавший после пожаров и войн Мотронинский мон-рь, спустя 3 года принял монашеский постриг. 8 мая 1753 г. М. был возведен в сан игумена. Вскоре стал сподвижником и единомышленником викария Киевского митрополита правосл. Переяславского и Бориспольского еп. Гервасия (Линцевского) , часть епархии к-рого находилась в пределах Речи Посполитой. В период нормализации отношений России и Речи Посполитой, 26 авг. 1761 г., еп. Гервасий назначил М. управляющим правосл. церквами «Украйны и Брацлавщины», «правителем духовных дел польской Украйны». Одновременно в Мотронинском мон-ре было образовано Чигиринское духовное правление, сначала распространявшее юрисдикцию на Чигиринское и Мошенское староства. М. развил активную деятельность по присоединению к Православию униат. приходов, оказывая всестороннюю помощь тем униат. клирикам, к-рые стремились вернуться в Православие. Только в 1761-1762 гг. из унии в Православие перешло не менее 22 приходов Чигиринского староства, открывались новые правосл. храмы вместо обветшавших. В 1762-1764 гг. М. освятил более 10 новых церквей, первая из к-рых открылась в мае 1762 г. в с. Воронове Чигиринского староства. Благодаря познаниям в медицине М. основал аптеку при Мотронинском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2562928.html

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III ФЕОДОРОВИЧА. 25 декабря 1761 – 28 июня 1762 года Милости нового государя. – Возвращение ссыльных. – Новый генерал-прокурор Глебов. – Новый совет. – Голштинские принцы и другие влиятельные люди. – Первые распоряжения в Сенате. – Манифест о вольности дворянской. – Уничтожение Тайной канцелярии. – Судный департамент в Сенате; разделение Юстиц – и Вотчинной коллегий и Судного приказа на департаменты. – Решение по делу о церковных имениях. – Указ о возвращении бежавших раскольников. – Крестьянские волнения. – Состояние финансов. – Военные приготовления. – Мир и союз с Пруссиею. – Столкновения с Даниею. – Сношения с Австриею, Франциею, Англиею, Швециею, Польшею и Турциею. – Неудовольствие в России на перемену внешней политики. – Затруднительное положение канцлера Воронцова и Ив. Ив. Шувалова. – Неудовольствие самых приближенных лиц. – Неудовольствие духовенства и войска. – Признаки расстройства правительственной машины. – Общее неудовольствие вследствие поведения Петра III. – Опасения прусских министров относительно этого неудовольствия. – Переписка Фридриха II с Петром III по этому поводу. – Румянцев и заграничная армия. – Иван Антонович. – Тяжкое положение императрицы Екатерины. – Н. И. Панин; гетман Разумовский. – Движения в гвардии. – Княгиня Дашкова. – Орловы. – Ускорение движения в пользу Екатерины. – Провозглашение ее самодержавною императрицею 28 июня. – Поход ее в Петергоф. – Неудачные попытки Петра III он отказывается от престола. Большинство встретило мрачно новое царствование: знали характер нового государя и не ждали ничего хорошего. Меньшинство людей, обещавших себе важное значение в царствование Петра III, разумеется, должно было стараться рассеять грустное расположение большинства, доказывать, что оно обманывается в своих черных предчувствиях. «Бесконечна будет навеки память в бозе опочивающей государыни императрицы. Бесконечно и наше к подателю всех благ благодарение, когда видим, что его императ. величество, вступя на прародительский престол, милосердие и щедроты на всех изливает, как милосердая Елисавета, и к трудам в государственном правлении спешит и прилежит, как неутомленный Великий Петр; а ее величество государыня императрица, непрестанно посещая тело любезнейшей своей тетки и смешивая свои слезы со слезами приходящих для прощения, самое то бремя на себя снимать является, которое налагает на нас естество и усердная любовь к имени и крови Петра Великого».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН Киприот (ок. 1723, Кипр - до 20.06.1783, К-поль), патриарх Александрийский (с 9 июля 1766). Обучался в церковной школе Патмиада под рук. видного греч. просветителя прп. Макария Патмосского (Калогеры) († 1737) и прп. Герасима Византийского († 1740), а с 1742 г.- в Янине у Евгения (Булгариса) , с к-рым в 1753 г. отправился на Афон и продолжил обучение в Афониаде; там же начал преподавать. Затем К. прибыл в К-поль и при патриархе Кирилле V (1748-1751, 1752-1757), будучи уже в сане иеродиакона, получил назначение дидаскалом Патриаршей академии в Ксирокрини. Старший современник К. Сергий Макреос, писатель и схоларх Великой школы нации в К-поле, характеризовал его как ревнителя правой веры, мужа ученого, разумного, великодушного, благородного и добродетельного (см.: Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 254). К. был одним из наиболее образованных людей своей эпохи; согласно Георгиосу Завирасу , он написал «Церковную историю». В нач. 1761 г. в К-поле К. был избран преемником Кипрского архиеп. Паисия (1759-1766), покинувшего остров. К. предпочел, чтобы его хиротония была совершена не в К-поле, а на Кипре, согласно кипрской традиции визант. периода ( Θιλππου. 1975. Σ. 112). В марте 1761 г. он прибыл на остров, однако его интронизация так и не состоялась или из-за противодействия кипрских иерархов, или из-за того, что архиеп. Паисий не отрекся от престола и не был отлучен (Ibidem). Кипр находился в крайне тяжелом экономическом положении после нашествия саранчи и эпидемии чумы, однако, чтобы заплатить за свое избрание обещанную туркам сумму, К. был вынужден увеличить сборы с верующих и с мон-рей. Эта мера стала причиной его непопулярности на Кипре. Проведя на острове 9 месяцев и оказавшись в долгах, К. отрекся от кафедры. Киприоты направили в К-польскую Патриархию жалобу на злоупотребления К., в т. ч. на вымогательство у Киккского мон-ря 1 тыс. гроссов. В связи с этим К. в июле 1762 г. был отлучен от Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684738.html

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

«История Славеноболгарская о народе и о церей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» 1762 г. (Ath. Zogr. 43. Л. 64 об.— 65) (Хилендарский) [болг. Паисий Хилендарски] (в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель. Род., по одним предположениям, в г. Банско, по другим - в с. Доспей, расположенном в Самоковской епархии, откуда в 1745 г. уже в сане иеромонаха пришел на Св. Гору и поселился в мон-ре Хиландар , где подвизался его старший сводный брат по матери мон. Лаврентий. П. Х. занимался сбором пожертвований и доходов от монастырских подворий, в кон. 50-х гг. XVIII в. избирался игуменом и исполнял должность скевофилакса (ризничего). Впосл. был членом монастырского собора в сане проигумена, дававшем П. Х. право заключать сделки и собирать пожертвования от имени обители. В 1761 г. он побывал в центре серб. правосл. митрополии в Австрийской империи - г. Сремски-Карловци, где приобрел рус. перевод соч. Мавро Орбини «Королевство славян» (1722). Т. о. завершился 2-летний период сбора просветителем материалов для написания труда по болг. истории, когда он обошел «вьси монастири светогорские, где имеют болгарски стари книги и царски превелегии» и «такожде по Болгарии по многи места». По возвращении на Афон временно поселился в мон-ре Зограф , чтобы избежать конфликтов с османскими сборщиками налогов по поводу долгов Хиландара и с серб. монахами относительно вопроса управления этой обителью. Там он написал «Историю Славеноболгарскую о народе и о царей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» (1762) - первый труд по болг. истории, рабочий список которого хранится в Зографе (Ath. Zogr. 43). «История...» была адресована «простим болгарам», к-рых автор призывал распространять ее: «Преписуйте историйцу сию и платите, нека вамъ препишатъ, кои умеют писати!» Список «Истории...» (не сохр.) он принес в г. Котел, где в 1765 г. его переписал свящ. Стойко Владиславов, буд. свт. Софроний , еп. Врачанский (НБКМ. 368). «История...» получила широкое распространение: к сер. XIX в. было сделано более 50 списков, многие из к-рых содержали интересные дополнения переписчиков. После написания своего главного труда он продолжил собирать пожертвования. В 1775 г. вместе с др. проигуменами подписал акт об отделении частицы от хранившегося в Хиландаре фрагмента Животворящего Креста Господня. О дальнейшей его жизни и смерти сведений не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2578688.html

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Астрахань. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1728 году астраханский купец Федор Черпаков просит разрешения у Астраханского епископа Варлаама на строительство новой каменной Смоленской церкви. 19 января ему была дана храмоздательная грамота, а к 1737 году строительство церкви было уже завершено. 10 ноября 1737 года новосооруженный храм был освящен епископом Илларионом. По указанию Астраханского епископа Мефодия 4 мая 1761 года был заложен придельный теплый храм в честь великомученика Димитрия Солунского и 26 октября 1762 года был овящен. Из-за ветхости и малой вместимости в 1829 году был разобран. Вместо него были пристроены к трапезной два новых придела. Северный придел был освящен 29 октября 1829 года в честь великомученика Димитрия Солунского, южный придел освящен 23 мая 1835 года в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1857 году была выстроена каменная колокольня. К началу 20-го столетия храм сильно обветшал и шла речь о разборке старого здания и построения на его месте нового, но за отсутствием средств проект было решено отложить до лучших времен. В 1930 году церковь была снесена. Информация с сайта Астраханско-Енотаевской епархии Храм этот, теперь не существующий, находился недалеко от Спасо-Преображенского монастыря на перекрёстке улиц Эспланадной и Смоленской. История его появления уходит глубиною в XVII век, когда территория Белого города стала приобретать черты густонаселённого посада. Если в западной его части била кругом торговая жизнь, а в центральной и южной разместились стрельцы, то северо-восточный его угол по-прежнему оставался малообжитым. Только в начале 70-х годов здесь, на территории между Спасо-Преображенским и Вознесенским монастырями, была основана слобода рыбных ловцов. Место было удобное – рядом располагались Косые, или Исадные, ворота Белого города, выходившие прямо на реку Кутум, бывшую тогда судоходной, а вдоль берега её тянулся богатый астраханский рынок Исады, где рыбаки могли сразу же продать свой улов. Слобода расстраивалась и процветала. Вскоре после основания рыбацкой слободы появились и первые упоминания о Смоленской церкви. Её появление было связано с основанием нового прихода, в который вошли жители новой слободы. Ими же, возможно, и была построена первая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38508

Вениамин, митрополит Казанский и Свияжский (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич) Родился в начале 18 века в Полтавской губернии в семье значкового товарища (чин унтер-офицера в казачьих войсках – прим. ред.) малорусского казачьего Лубенского полка. Окончил Киевскую духовную академию. В 1733 году назначен учителем Казанской духовной семинарии. В 1740 году пострижен в монашество. С 1741 года – префект семинарии. 6 декабря 1744 года возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря и назначен ректором Казанской духовной семинарии. Уже в годы преподавательской деятельности отец Вениамин отличался даром проповедничества и неоднократно по поручению епархиальной власти ездил в качестве миссионера к магометанам и инородцам-язычникам и в короткое время просветил большое количество татар, черемис, мордвы и вотяков, обратив их в христианство . В 1746 году вызван на чреду священнослужения и два года находился в Санкт-Петербурге. 14 августа 1748 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 2 марта 1753 года переведен епископом в Тверь и назначен членом Святейшего Синода. С 2 апреля 1758 года – епископ Псковский. С 15 сентября 1761 года – архиепископ Санкт-Петербургский и священно-архимандрит Александро-Невской лавры. С 26 июля 1762 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 января 1775 года возведен в сан митрополита. 17 марта 1782 года уволен на покой с правом управления Казанской Седмиезерной Вознесенской пустынью. Скончался 21 июня 1785 года (по Строеву – 1783 года). Погребен в соборном храме (в нише с южной стороны) в Казанской Седмиезерной Вознесенской пустыни. Мощи его, по свидетельству очевидцев, нетленны. Деятельность преосвященного Вениамина на архиерейской кафедре началась в тот период, когда малороссийское духовенство имело в России монополию иерархической власти. Но с самого начала царствования императрицы Екатерины II на высшие иерархические посты стали назначать воспитанников Московской духовной академии, а малороссы теряли свое прежнее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гедеон, епископ Псковский, Изборский и Нарвский (Криновский или Ричковский) Родился около 1726 года в г. Казани в семье пономаря. По окончании курса Казанской духовной семинарии оставлен в ней учителем и принял монашество. В июле 1751 года в сане иеродиакона тайно уехал из Казани в Москву для продолжения образования и в декабре того же года был принят в академию. 8 января 1753 года в сане иеродиакона назначен императрицей Елизаветой Петровной придворным проповедником. 2 февраля 1758 года – член Святейшего Синода, а с 17 апреля того же года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 7 октября 1761 года хиротонисан во епископа Псковского и оставлен придворным проповедником. В июне 1762 года вызван в Святейший Синод. Скончался 22 июня 1763 года в пригородном Пантелеимоновском монастыре, где, не доехав до Пскова, остановился по болезни. Погребен в Псковском Троицком соборе. Епископ Гедеон, постоянно вращавшийся в блестящем придворном обществе, был далек от обязательной для инока простоты в обстановке и одежде. Еще будучи архимандритом Троицкой лавры, он прославился своею роскошью: его гардероб с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату; он носил шелковые чулки, бриллиантовые пряжки, которые стоили до 10 000 рублей. Ходили слухи и о его баснословной роскоши и богатстве. Даже сложилось присловье (поговорка – прим. ред.): «Гедеон нажил миллион». Правда, опись оставшегося после его кончины имущества и наличных денег не подтвердила этих баснословных сумм. Преосвященный Гедеон имел необыкновенный дар красноречия. Успех его как проповедника объяснялся тем, что он старался говорить языком народным, говорить просто, чтобы быть понятным для всех, не только образованных, но и необразованных, предпочитая душевную пользу народа славе оратора. По отзыву митрополита Платона (Левшина) , слушатели Гедеона «бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить». Искренность и добродушие в обращении с людьми украшали личность преосвященного Гедеона. По отзыву того же митрополита Платона, он (Гедеон) «сердце имел откровенное и искреннее и очень удалялся от хитростей политических».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 11. Синергия и личность в антропологии академика С. С. Хоружего Учитывая первую отличительную черту синергии, ее укорененность в личном бытии, мы должны полагать синергию как таковую, в ее полной форме, специфически христианской парадигмой. 1753 Сергей Сергеевич Хоружий – наш современник, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО, основатель и директор Института Синергийной Антропологии, который уже на протяжении многих лет в рамках православного мировоззрения занимается развитием философских и богословских представлений о человеческой личности и ее энергиях. Понятие личности, согласно мысли Хоружего, «определяется строгим следованием христианской догматике. Личный характер, обладание личностью присуще Богу, и понятие личности отождествляется с понятием Божией Ипостаси, Лица Пресвятой Троицы». 1754 «Всякий образ бытия имеет своими главными характеристиками сущность и энер­гию; христианская онтология, будучи онтологией личностной, при­соединяет к ним также и ипостась». 1755 Тождество перихоресиса, любви (понятой как онтологический принцип) и личного общения Ипостасей в Троице может рассматриваться как «философское определение Личности». 1756 Богословие личности: патристические истоки и необходимость развития Хоружий говорит о «патристических» истоках «богословия личности», 1757 об «открытии Личности» 1758 христианским богословием как в Боге, так и в человеке. По его мнению, «в трудах греческих отцов строилась конституция личного бытия как особого онтологического горизонта». 1759 Среди современных богословов встречается позиция, что якобы «никогда в православной патристике образ Бога в человеке не интерпретировался как личность». 1760 Однако, согласно Хоружему, если в классической западной «статической имперсональной парадигме» 1761 или «эссенциалистской модели» человек есть Субъект, Индивид, Личность (впрочем, два последних понятия сливаются), 1762 поскольку «семантическое гнездо личности» здесь «выражает основоустройство индивидуального человеческого бытия», 1763 то «в православной персонологии понятие личности отождествляется с Божественной Ипостасью». 1764 По убеждению академика, «богословская мысль Каппадокийцев произвела коренную перемену в философском употреблении терминов Усия и Ипостась... Само «бытие» Бога отождествляется с Личностью... Понятие же Сущности, Усии, определенно лишается роли верховного и производящего начала дискурса». 1765 «Личность идентифицируется с горизонтом Божественного бытия… Если не существует Бога, то нет и личности», 1766 понятию личности принадлежит «онтологическая выделенность». 1767

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010