Крапивна. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Архитектурных памятников в Крапивне немного. Самым крупным и значительным является Соборный Никольский храм, который расположен в центре села, на торговой площади. Выстроенная на средства тульского купца Г.С. Сушкина в 1759-1764 гг. церковь необыкновенно хороша. В 1821-1823 гг. были устроены к ней еще 2 теплых придела и построена большая трапезная. Здание храма построено в 1759-1764 годах по проекту архитектора Ухтомского на средства Тульского купца Герасима Сушкина и крапивенских купцов Юдиных. В 1821-1823 гг. была пристроена колокольня высотой более 50 метров. Храм построен на месте разобранного деревянного храма. В 1777 г. пос. Крапивна получил статус уездного города, где находилось пять храмов. Никольский храм именовался Никольской соборной церковью. Штат состоял из протоиерея-настоятеля, священника, диакона и псаломщика, остальные храмы были одноштатными. Храм уникален тем, что служба в нем совершалась практически постоянно: и в годы революции, и коллективизации, и во время Великой Отечественной войны. В храме сохранилось много икон конца 18 и начала 19 века, церковной утвари, имеются богослужебные книги времен царствования Петра I, Екатерины I и более позднего периода. В настоящее время храм остается одним из пяти ранее действовавших храмов. Престол в честь свт. Николая чудотворца. Приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Свт. Алексия, митрополита Московского и всея России, Чудотворца. Расположена в центре главной площади. По архитектуре представляет несомненный интерес. Пристройки и переделки позднейшего времени ухудшили общую композицию церковного комплекса. Церковь была построена в 1759-1764 годах, и явилась одним из последних в России зданий, возведенных еще в духе архитектуры середины XVIII столетия. В 1762 году на престол взошла Екатерина II и на смену стилю барокоо пришла классическая архитектура. В 1781 и 1802 годах церковь подверглась «обновлениям внутри» и «некоторым правкам». В 1821-1823 годах сооружена пятиярусная колокольня, устроены два теплых придела, и вероятно, построена (или расширена) большая трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=02331

граф М. Толстой Случайно попалась мне принадлежавшая С.Б. Большакову рукопись в лист, четкого письма прошедшего столетия, под заглавием: «Описание чудес, иже во святых отца нашего святителя Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, состоявшихся в 1759, 1760, 1761, 1762 и 1763 годах». Рукопись содержит в себе 150 исцелений, совершенных над 66 мужчинами и 84 женщинами. Из числа исцеленных принадлежали к духовному сословию 24, к дворянскому 51, к приказному 7, купеческому 12, мещанскому 6. Крестьян из дворовых людей было 43, нижних воинских чинов с женами и детьми 7. Исцеленные при гробе святителя Димитрия страдали: припадками и разными нервными болезнями 31 (из числа их некоторые считали себя одержимыми нечистой силой или испорченными)1 1 , горячкой и лихорадкой 22, параличом и расслаблением членов 16, слепотой и глазными болезнями 16, сумасшествием и временным расстройством умственных способностей 14, ранами 11, ломотой и ревматизмом 10, водянкой, наружными и брюшными болезнями по 5, грудными болезнями 6, женскими болезнями 4, глухотой 3 и кровотечением 2. Богомольцы, удостоившиеся исцелений, были в большинстве случаев из ближайших уездов Ярославской, Костромской и Владимирской губерний – 83; но некоторые приходили и приезжали из дальних краев – 67; в числе их были жители Новгородской, Олонецкой, Казанской, Пензенской, Воронежской, Астраханской, Архангельской и Тобольской губерний, из земли Войска Донского и из Лифляндии. Один больной в Пруссии получил исцеление (чудо 139). Почти все чудеса описаны очень кратко и ограничиваются именем, званием и местожительством больного и названием болезни. Но некоторые исцеления описаны более подробно и при том заключают в себя замечательные черты. Мы постараемся изложить их здесь. Олонецкого уезда, Толгуйского погоста, жена государственного крестьянина Анна Гаврилова заболела в январе 1758 года «необычайной болезнью»: у неё был жар, опухший язык наполнял собой всю гортань и вышел из уст на вершок длины, причинял невозможность принимать пищу. Привезенная к мощам св. Димитрия на исповеди призналась, что наказана Богом за неверие в святость «сего нового угодника Божия». По раскаянии получила исцеление и возможность причаститься св. Христовых тайн. А 18 января, возвратившись домой и пришедши в церковь Толгуйского погоста, объявила себя совершенно исцеленной, о чем Ростовской консистории объявлено в промемории ее Велико-Новгородской консистории 18 марта 1759 года (чудо й).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (17591762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель   Памятник преп. Серафиму в Сарове. Скульптор В.Клыков 19.07.1759 - Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор. 1762 - Смерть отца Исидора Мошнина 1766 - Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим 1769 - Болезнь, исцеление Божией Матерью 1776 - Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.1778 - Становится послушником в Сарове (игумен в Сарове - о. Пахомий); вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня... 1780-1783 - Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.1786 - Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт.1786 - О. Серафим посвящен в иеродиаконы 1788 - Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (матерью Александрой) 13.06.1789 - Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 2.09.1793 - О. Серафим рукоположен в священники 1794 - Кончина игумена Пахомия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 - о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец 1794-1798 - 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами 12.09.1804 - Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками и исцелен Божией Матерью 1806 - Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь. 4.12.1807 - Кончина о.Исайи 1807-1810 - Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке 1810 - Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь 8.05.1810 - Преп. Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор

http://sedmitza.ru/text/713589.html

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Велье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1763. Колокольня - 1860. Адрес: Псковская область, Пушкиногорский район, село Велье Координаты: 56.96935, 28.575833 Проезд:3 км от автодороги Санкт-Петербург - Киев, или рейсовый автобус от районного центра Пушкинские Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство каменной церкви началось 1 мая 1762 года, закончено в 1763 году. Руководил строительством управляющий вотчиной графа Ягужинского Л.А. Травин. На сооружение церкви была употреблена каменная плита разобранных крепостных сооружений на городище. К этому времени опасность вражеского нападения и проникновения вглубь Российской Империи миновала. Правительствующий Сенат в 1759 году разрешил разборку каменных крепостей внутри России и использование камня для строительства церквей, монастырских храмов, богаделен. Видимо, не все каменные плиты были соответствующего качества, т.к. часть плит привезли с берегов реки Синей. Кроме главного престола, в приделе устроен престол Успения Божией Матери. В 1909 году придел перестроен. В церкви хранилась местночтимая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Колокольня оставалась долгие годы деревянной. Её построили из камня в 1860 году на церковные средства. На колокольне в начале XX века было 8 колоколов. На большом колоколе, весом 101 п. 26 ф. была надпись: «1783 года сентября 3 дня, во дни благочестивого правления премудрой государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторыя лит сей колокол в царствующем граде Москве Псковского наместничества Опочецкого уезда в Велейскую вотчину от армии генерал-майора императорского величества действительного 57 камергера, флигель-адъютанта и кавалера орденов российских Святого Благоверного князя Александра Невского и польских Белого Орла и Святого Станислава, Александра Димитриевича Ланского его собственным иждивением. Лит на заводе Струговщикова». Второй колокол весил 55 п. 37ф. третий – 35 п. 17ф., на нем была надпись: «1763 года 31 марта Сергеем Павловичем Ягужинским в церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Четвёртый колокол весил 24 п. 30 ф., пятый – 18 п. 19 ф., шестой – 9 п. 8 ф., седьмой – 3 п., восьмой – 1 п. При колокольне в связи с церковью устроена церковная сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=07666

Глава 11. Синергия и личность в антропологии академика С. С. Хоружего Учитывая первую отличительную черту синергии, ее укорененность в личном бытии, мы должны полагать синергию как таковую, в ее полной форме, специфически христианской парадигмой. 1753 Сергей Сергеевич Хоружий – наш современник, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО, основатель и директор Института Синергийной Антропологии, который уже на протяжении многих лет в рамках православного мировоззрения занимается развитием философских и богословских представлений о человеческой личности и ее энергиях. Понятие личности, согласно мысли Хоружего, «определяется строгим следованием христианской догматике. Личный характер, обладание личностью присуще Богу, и понятие личности отождествляется с понятием Божией Ипостаси, Лица Пресвятой Троицы». 1754 «Всякий образ бытия имеет своими главными характеристиками сущность и энер­гию; христианская онтология, будучи онтологией личностной, при­соединяет к ним также и ипостась». 1755 Тождество перихоресиса, любви (понятой как онтологический принцип) и личного общения Ипостасей в Троице может рассматриваться как «философское определение Личности». 1756 Богословие личности: патристические истоки и необходимость развития Хоружий говорит о «патристических» истоках «богословия личности», 1757 об «открытии Личности» 1758 христианским богословием как в Боге, так и в человеке. По его мнению, «в трудах греческих отцов строилась конституция личного бытия как особого онтологического горизонта». 1759 Среди современных богословов встречается позиция, что якобы «никогда в православной патристике образ Бога в человеке не интерпретировался как личность». 1760 Однако, согласно Хоружему, если в классической западной «статической имперсональной парадигме» 1761 или «эссенциалистской модели» человек есть Субъект, Индивид, Личность (впрочем, два последних понятия сливаются), 1762 поскольку «семантическое гнездо личности» здесь «выражает основоустройство индивидуального человеческого бытия», 1763 то «в православной персонологии понятие личности отождествляется с Божественной Ипостасью». 1764 По убеждению академика, «богословская мысль Каппадокийцев произвела коренную перемену в философском употреблении терминов Усия и Ипостась... Само «бытие» Бога отождествляется с Личностью... Понятие же Сущности, Усии, определенно лишается роли верховного и производящего начала дискурса». 1765 «Личность идентифицируется с горизонтом Божественного бытия… Если не существует Бога, то нет и личности», 1766 понятию личности принадлежит «онтологическая выделенность». 1767

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Кострома. Церковь Алексия, человека Божия в Гашеевой слободе. Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуренная двухэтажная церковь, решенная в сдержанных формах барокко, интересна своей необычной объемной композицией и внутренней структурой. Она сооружена в бывшей Гашеевой слободе, вместо обветшавшего деревянного храма, на средства прихожан. Строительство осуществлялось в два этапа: собственно храм возведен в 1759-1762 гг., а трапезная и нижний ярус колокольни — предположительно в 1770-х гг. Верхние два яруса колокольни, а также западное крыльцо относятся к первой половине XIX в. Эти части церкви, как и барабан храма с главой, были сломаны в советское время и восстановлены в ходе реставрационных работ 1988-1992 гг. (арх. И.Ш. Шевелев). Продольно-осевая композиция церкви состоит из вытянутого в направлении “запад-восток” четверика храма, ориентированной поперечно трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни. Четверик храма с равной ему по ширине полукруглой апсидой завершен глухим восьмигранным барабаном, фигурной восьмидольной кровлей и луковичной главкой. Квадратный двухэтажный нижний ярус колокольни несет два цилиндрических яруса. С запада примыкает крыльцо в виде открытой двухмаршевой лестницы с палаткой на верхней площадке. Основным элементом наружного декоративного убранства являются рамочные наличники окон с ушами, зрительно объединяющие фасады всех частей церкви. Фасады четверика в три оси окон и апсиды выделяются своеобразным мотивом верхней части объема, решенной в виде аттика. Расположенные здесь над окнами второго этажа полукруглые арочки воспринимаются, как сандрики, которые завершают наличники, и одновременно, как традиционные кокошники, восходящие к допетровской архитектуре. Центральный проем первого этажа на южном фасаде четверика, который ориентирован на переулок, соединяющий церковь с ул. Лавровской, первоначально имел арочную форму и служил входом в нижний храм. Фасады трапезной, в отличие от храма, расчленены междуэтажным карнизом. Двухосевая средняя часть выделена пилястрами, охватывающими оба этажа. По-другому решено и завершение стен: грубовато профилированный антаблемент трактован аналогично трапезной. Верхние ярусы с арочными проемами звона, обработанные пилястрами, выдержаны в стиле позднего классицизма. Круговой балкон третьего яруса и главка в виде короны сообщают колокольне индивидуальный характер.

http://sobory.ru/article/?object=03110

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАБОТИНСКИЙ [ЖАБОТИН] ЧУБОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЖАБОТИНСКИЙ [ЖАБОТИН] ЧУБОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черкасской и Каневской епархии), находится близ с. Чубовка Черкасского р-на и обл., в 4 км на северо-восток от с. Жаботин Каменского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально располагался в мест. Ст. Монастырище в урочище Ветряная Гора, в кон. XVIII - нач. XIX в. был переведен на нынешнюю территорию. История Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1706 г. в письме Киевского митр. Варлаама (Ясинского) гетману И. С. Мазепе , к-рого митрополит просил принять под покровительство Ж. м. и др. обители. В 1709 г. белоцерковский полковник С. Палей передал мон-рю мельницу на р. Стугне близ с. М. Солтановка (в грамоте от 14 окт. 1709 обитель именовалась «Онуфриевская Спасская»). В XVIII в. имущество мон-ря неоднократно подвергалось конфискациям: в 1758-1759 гг.- комиссаром Матвеем Троицким, в 1762-1763 гг.- комиссаром Леоном Самборецким, к-рый отнял у обители мельницу и угодья. Депозитор Казимир Скелмовский сжег все кельи, отнял у братии 2 хутора. При этом нередко монахов арестовывали и содержали под стражей в селах Медведевка и Жаботин. В 1766 г. в донесении Киевскому митр. Арсению (Могилянскому) игум. Ефрем (Быковский) свидетельствовал, что общий убыток, нанесенный мон-рю, составил более 22 тыс. р. Нек-рое время в Ж. м. проживал один из руководителей крестьянско-казацкого восстания (Колиивщины) - Максим Железняк (Зализняк), о чем он давал показания на допросе в 1768 г. Жизнь иноков в XVIII в. осложнялась не только социально-политическими событиями, но и тяжелым экономическим положением. Только 14 сент. 1777 г. кн. М. Любомирский предоставил Ж. м. права на владение мельницей с прудом и заливными лугами по обеим сторонам р. Жаботинки и др. землями. В посл. четв. XVIII в. известны случаи нападения крестьян, присвоения монастырской земли местными помещиками. В целом же объем земельных владений Ж. м. представить довольно сложно. Сохранившиеся документы не дают об этом полной информации, к тому же правобережные мон-ри в отличие от левобережных не имели постоянных землевладений, размер и местонахождение земельных наделов изменялись преимущественно в сторону уменьшения в связи с напряженными отношениями с местной польск. властью и местными землевладельцами. В XIX в. экономическое положение Ж. м. значительно улучшилось. К 1842 г. Ж. м. имел 600 ульев. В 1864 г. обители принадлежали 233 дес. земли, 30 дес. леса, мельница на р. Жаботинке, хутора Лаврусиха и Некрасиха; ежегодная прибыль составляла до 1 тыс. р., а общий капитал насчитывал 9593 р. К 1879 г. количество земель увеличилось до 313 дес., доход составлял 6,5 тыс. р., а капитал в ценных бумагах - 10 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/182179.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010