Н.Д. Струков В Москве, во имя святителя Димитрия, нет отдельных храмов, а существуют при нескольких храмах приделы. В Новоспасском монастыре устроен в 1758 году на левой стороне Покровской трапезной церкви. – В приделе во имя св. Саввы Освященного имеется образ Святителя Димитрия на полотне в рост в святительской ризе. В церкви в честь св. Троицы, что на Хохловке, разрешен к постройке в 1757 г. На престоле находится антиминс, освященный 6-го августа 1784 г. – Храмовая икона св. Димитрия современна основанию придела, писана яичными красками. Псалтирь, печат. в 1750 г. Рукописная книга (житие, проповеди и другие творения) дана 1 октября 1758 г. в поминовение Н. И. Глебова в приделах св. Димитрия, принадлежавшая пономарю села Старой Ситни, Серпуховского уезда, И. И. Староситенскому. В церкви во имя св. Иоанна Предтечи, что в Казенной на Покровке, начало придела, в честь святителя Димитрия, положено в 1766 г. Устроен на средства и по обещанию прихожанина «содержателя шелковой фабрики» Андрея Бабушкина. – Икона святителя Димитрия Ростовского современна основанию придела. Хранится минея св. Димитрия 1767 г. Ha престоле, помянутого придела, хранится крест, пожертвованный строителем его. В церкви во имя святителя Николая, что в Драчах, в приделе во имя святителя Димитрия, его икона с обретением его мощей и чудом (20x10 верш.) конца XVIII века. В приделе во имя святителя Димитрия при церкви Странноприимного дома гр. Шереметева, освященном 3 февраля 1811 г., икона Святителя, повидимому, портретное изображение начала XIX века. В храме во имя святителя Николая, что в Звонарях, придел в честь святитля Димитрия 1762 г. В храме имеется икона святителя, повидимому, портретное изображение. В храме во имя святителя Николая, что в Гнездниках, в приделе святителя Димитрия, храмовая икона святителя писана яичными красками, начала XIX века, риза 1808 года. Кроме того, имеются еще три иконы святителя, из коих две изображают его в святительских ризах, две иконы портретного характера, писаны в рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Предисловие Основание рукописному собранию в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре главным образом положено приснопамятным для этой обители архимандритом Авраамием Флоринским. Хотя в монастыре и было ранее несколько рукописей, принадлежащих святителю Димитрию и внесённых, по открытии его мощей во второй половине XVIII века, как надо полагать, Ростовским митрополитом Арсением Мациевичем, но этих рукописей было очень мало, так как вся библиотека святителя Димитрия после его смерти поступила в Москву и находится теперь в Синодальной библиотеке и частью в библиотеке Московской Синодальной типографии. Архимандрит Авраамий пожертвовал всё своё рукописное собрание и большую часть печатных книг монастырю. После его смерти библиотека монастырская одно время была в большом беспорядке и, как надо полагать, некоторые рукописи даже утрачены, но бывшим за последнее время ризничим Гавриилом (†1891) была приведена в порядок, а рукописи, принадлежащие святителю Димитрию, и его собственноручно писанные проповеди были исследованы преосвященным Амфилохием и частью напечатаны в разных духовных журналах. Основатель рукописного собрания Спасо-Иаковлевского монастыря Авраамий Флоринский, по словам В.И.Лествицына 1 , родом из малороссийских мещан, обучался в Киевской Академии, где пострижен в 1753 году, и с 1752 по 1758 год был учителем, проповедником и префектом этой академии; в 1758 году определён настоятелем в Виленский Свято-Духов монастырь с титлом Виленского приора или старшего; в 1762 году посвящён во Владимирский Царе-Константиновский монастырь архимандритом и определён ректором Владимирской семинарии; в 1773 году переведён в Ростовский Борисоглебский, в 1775 году в тамошний же Авраамиев монастырь, в 1776 году вызван был в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, а в 1786 году переведён в Иаковлевский монастырь и здесь скончался в 1797 году апреля 30. Будучи в Авраамиевом монастыре, он, по указу Святейшего Синода, исправлял, и во многих местах вновь переводил, старинный перевод Бесед Златоустовых на Матфея евангелиста, изданный в 1664 году, а также и другой старинный же переводе Бесед того же отца на евангелиста Иоанна, изданный в 1655 году. Исправленные им переводы оба напечатаны в Москве, первый в 1781 году, а второй, пересмотренный ещё преосвященным Иринеем Клементьевским , в 1793 году. Из многих его в разных местах говорённых поучений напечатано одно только в Москве в 1807 году, говорённое в 1786 году на память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Библиотеку свою, состоявшую из довольного числа книг, он всю завещал монастырю Иаковлевскому. Портрет его – в «Собрании портретов россиян» Платона Бекетова (М., 1821 год);

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (17581762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Брыньково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Смутное время в селе Брыньково (Матвейцево тож) была уничтожена деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1625 г. земли села - в вотчине окольничего Льва Ивановича Долматова-Карпова, который в 1628 г. возобновил церковь (она стояла до 1826 г., когда была разобрана за ветхостью). В 1673 г. Брыньково стало дворцовым селом. С 1681 г. оно принадлежало боярыне Марии Матвеевне Грушевской (Грушевские были родственниками царствующего дома Романовых через Агафью Семеновну Грушевскую, жену царя Федора Алексеевича). В 1701 г. в селе построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. В 1705 г. село - вотчина Сибирского царевича Василия Алексеевича. Он был замешан в деле царевича Алексея Петровича, сослан в Сибирь, лишен титула " царевич " , с тех пор потомки Кучума именовались " князьями Сибирскими " . Князь Василий Алексеевич был женат на сестре царицы Агафии, Анне Семеновне Грушевской. В 1747 г. селом владел князь Федор Васильевич Сибирский (1717-1758), с 1762 по 1786 гг. - жена грузинского князя Леона Бакаровича, Александра Яковлевна, по наследству от отца, князя Якова Васильевича Сибирского (1709-1742). В 1830-х гг. село принадлежало Шумовым, купившим его у князей Грузинских. Н.И.Шумов устроил здесь писчебумажную фабрику. В 1863 г. Шумовы уехали из Брынькова. Через десять лет фабрика была продана Н.П.Гилярову-Платонову, земля в 1885 г. - московскому купцу И.А. Чуеву. Апсида, трапезная и колокольня храма построены в 1850 г. на средства Николая Ивановича Шумова, гусара, штаб-ротмистра, в 1849 г. вышедшего в отставку, женившегося на дочери почетного гражданина В.И. Усачева. В трапезной два престола: правый - во имя святителя Николая Чудотворца (освящен 4 июля 1865 г.) и левый - во имя великомученика Георгия Победоносца (освящен 27 августа 1867 г.). Н.И.Шумов с 1848 по 1863 гг. был ктитором храма.

http://sobory.ru/article/?object=04084

Вениамин, митрополит Казанский и Свияжский (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич) Родился в начале 18 века в Полтавской губернии в семье значкового товарища (чин унтер-офицера в казачьих войсках – прим. ред.) малорусского казачьего Лубенского полка. Окончил Киевскую духовную академию. В 1733 году назначен учителем Казанской духовной семинарии. В 1740 году пострижен в монашество. С 1741 года – префект семинарии. 6 декабря 1744 года возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря и назначен ректором Казанской духовной семинарии. Уже в годы преподавательской деятельности отец Вениамин отличался даром проповедничества и неоднократно по поручению епархиальной власти ездил в качестве миссионера к магометанам и инородцам-язычникам и в короткое время просветил большое количество татар, черемис, мордвы и вотяков, обратив их в христианство . В 1746 году вызван на чреду священнослужения и два года находился в Санкт-Петербурге. 14 августа 1748 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 2 марта 1753 года переведен епископом в Тверь и назначен членом Святейшего Синода. С 2 апреля 1758 года – епископ Псковский. С 15 сентября 1761 года – архиепископ Санкт-Петербургский и священно-архимандрит Александро-Невской лавры. С 26 июля 1762 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 января 1775 года возведен в сан митрополита. 17 марта 1782 года уволен на покой с правом управления Казанской Седмиезерной Вознесенской пустынью. Скончался 21 июня 1785 года (по Строеву – 1783 года). Погребен в соборном храме (в нише с южной стороны) в Казанской Седмиезерной Вознесенской пустыни. Мощи его, по свидетельству очевидцев, нетленны. Деятельность преосвященного Вениамина на архиерейской кафедре началась в тот период, когда малороссийское духовенство имело в России монополию иерархической власти. Но с самого начала царствования императрицы Екатерины II на высшие иерархические посты стали назначать воспитанников Московской духовной академии, а малороссы теряли свое прежнее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гедеон, епископ Псковский, Изборский и Нарвский (Криновский или Ричковский) Родился около 1726 года в г. Казани в семье пономаря. По окончании курса Казанской духовной семинарии оставлен в ней учителем и принял монашество. В июле 1751 года в сане иеродиакона тайно уехал из Казани в Москву для продолжения образования и в декабре того же года был принят в академию. 8 января 1753 года в сане иеродиакона назначен императрицей Елизаветой Петровной придворным проповедником. 2 февраля 1758 года – член Святейшего Синода, а с 17 апреля того же года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 7 октября 1761 года хиротонисан во епископа Псковского и оставлен придворным проповедником. В июне 1762 года вызван в Святейший Синод. Скончался 22 июня 1763 года в пригородном Пантелеимоновском монастыре, где, не доехав до Пскова, остановился по болезни. Погребен в Псковском Троицком соборе. Епископ Гедеон, постоянно вращавшийся в блестящем придворном обществе, был далек от обязательной для инока простоты в обстановке и одежде. Еще будучи архимандритом Троицкой лавры, он прославился своею роскошью: его гардероб с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату; он носил шелковые чулки, бриллиантовые пряжки, которые стоили до 10 000 рублей. Ходили слухи и о его баснословной роскоши и богатстве. Даже сложилось присловье (поговорка – прим. ред.): «Гедеон нажил миллион». Правда, опись оставшегося после его кончины имущества и наличных денег не подтвердила этих баснословных сумм. Преосвященный Гедеон имел необыкновенный дар красноречия. Успех его как проповедника объяснялся тем, что он старался говорить языком народным, говорить просто, чтобы быть понятным для всех, не только образованных, но и необразованных, предпочитая душевную пользу народа славе оратора. По отзыву митрополита Платона (Левшина) , слушатели Гедеона «бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить». Искренность и добродушие в обращении с людьми украшали личность преосвященного Гедеона. По отзыву того же митрополита Платона, он (Гедеон) «сердце имел откровенное и искреннее и очень удалялся от хитростей политических».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 11. Синергия и личность в антропологии академика С. С. Хоружего Учитывая первую отличительную черту синергии, ее укорененность в личном бытии, мы должны полагать синергию как таковую, в ее полной форме, специфически христианской парадигмой. 1753 Сергей Сергеевич Хоружий – наш современник, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО, основатель и директор Института Синергийной Антропологии, который уже на протяжении многих лет в рамках православного мировоззрения занимается развитием философских и богословских представлений о человеческой личности и ее энергиях. Понятие личности, согласно мысли Хоружего, «определяется строгим следованием христианской догматике. Личный характер, обладание личностью присуще Богу, и понятие личности отождествляется с понятием Божией Ипостаси, Лица Пресвятой Троицы». 1754 «Всякий образ бытия имеет своими главными характеристиками сущность и энер­гию; христианская онтология, будучи онтологией личностной, при­соединяет к ним также и ипостась». 1755 Тождество перихоресиса, любви (понятой как онтологический принцип) и личного общения Ипостасей в Троице может рассматриваться как «философское определение Личности». 1756 Богословие личности: патристические истоки и необходимость развития Хоружий говорит о «патристических» истоках «богословия личности», 1757 об «открытии Личности» 1758 христианским богословием как в Боге, так и в человеке. По его мнению, «в трудах греческих отцов строилась конституция личного бытия как особого онтологического горизонта». 1759 Среди современных богословов встречается позиция, что якобы «никогда в православной патристике образ Бога в человеке не интерпретировался как личность». 1760 Однако, согласно Хоружему, если в классической западной «статической имперсональной парадигме» 1761 или «эссенциалистской модели» человек есть Субъект, Индивид, Личность (впрочем, два последних понятия сливаются), 1762 поскольку «семантическое гнездо личности» здесь «выражает основоустройство индивидуального человеческого бытия», 1763 то «в православной персонологии понятие личности отождествляется с Божественной Ипостасью». 1764 По убеждению академика, «богословская мысль Каппадокийцев произвела коренную перемену в философском употреблении терминов Усия и Ипостась... Само «бытие» Бога отождествляется с Личностью... Понятие же Сущности, Усии, определенно лишается роли верховного и производящего начала дискурса». 1765 «Личность идентифицируется с горизонтом Божественного бытия… Если не существует Бога, то нет и личности», 1766 понятию личности принадлежит «онтологическая выделенность». 1767

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

граф М. Толстой Случайно попалась мне принадлежавшая С.Б. Большакову рукопись в лист, четкого письма прошедшего столетия, под заглавием: «Описание чудес, иже во святых отца нашего святителя Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, состоявшихся в 1759, 1760, 1761, 1762 и 1763 годах». Рукопись содержит в себе 150 исцелений, совершенных над 66 мужчинами и 84 женщинами. Из числа исцеленных принадлежали к духовному сословию 24, к дворянскому 51, к приказному 7, купеческому 12, мещанскому 6. Крестьян из дворовых людей было 43, нижних воинских чинов с женами и детьми 7. Исцеленные при гробе святителя Димитрия страдали: припадками и разными нервными болезнями 31 (из числа их некоторые считали себя одержимыми нечистой силой или испорченными)1 1 , горячкой и лихорадкой 22, параличом и расслаблением членов 16, слепотой и глазными болезнями 16, сумасшествием и временным расстройством умственных способностей 14, ранами 11, ломотой и ревматизмом 10, водянкой, наружными и брюшными болезнями по 5, грудными болезнями 6, женскими болезнями 4, глухотой 3 и кровотечением 2. Богомольцы, удостоившиеся исцелений, были в большинстве случаев из ближайших уездов Ярославской, Костромской и Владимирской губерний – 83; но некоторые приходили и приезжали из дальних краев – 67; в числе их были жители Новгородской, Олонецкой, Казанской, Пензенской, Воронежской, Астраханской, Архангельской и Тобольской губерний, из земли Войска Донского и из Лифляндии. Один больной в Пруссии получил исцеление (чудо 139). Почти все чудеса описаны очень кратко и ограничиваются именем, званием и местожительством больного и названием болезни. Но некоторые исцеления описаны более подробно и при том заключают в себя замечательные черты. Мы постараемся изложить их здесь. Олонецкого уезда, Толгуйского погоста, жена государственного крестьянина Анна Гаврилова заболела в январе 1758 года «необычайной болезнью»: у неё был жар, опухший язык наполнял собой всю гортань и вышел из уст на вершок длины, причинял невозможность принимать пищу. Привезенная к мощам св. Димитрия на исповеди призналась, что наказана Богом за неверие в святость «сего нового угодника Божия». По раскаянии получила исцеление и возможность причаститься св. Христовых тайн. А 18 января, возвратившись домой и пришедши в церковь Толгуйского погоста, объявила себя совершенно исцеленной, о чем Ростовской консистории объявлено в промемории ее Велико-Новгородской консистории 18 марта 1759 года (чудо й).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010