А.А. Половцов Козодавлев, Осип Петрович Козодавлев , Осип Петрович – сенатор, министр внутренних дел и член Российской Академии, род. 29 марта 1754 г., ум. 24 июня 1819 г. Принадлежал к старинному дворянскому роду Новгородской губернии, ведущему свое начало от германского выходца Koss-von-Dahlen; фамилия Козодавлевых упоминается еще при ц. Борисе Годунове в числе псковских новиков, верстанных при этом государе жалованьем и поместными окладами. Отец О. П. Козодавлева служил в Конногвардейском полку; мать была рожденная Петрова-Соловая. Восьмилетним ребенком О. П. Козодавлев был произведен в пажи и с этого времени (1762 г.) числился уже на службе. В 1769 был отправлен для довершения образования за границу, в Лейпцигский университет, где слушал лекции на философском и юридическом факультетах у профессоров Гоммеля (каноническое право), Платнера (философия), Геллерта (словесные науки) и др. По возвращении из Лейпцига в 1774 г., он начал свою действительную службу, поступив в Сенат протоколистом; в 1777 г. был сделан сенатским экзекутором, а в 1780 г. советником С.-Петербургской гражданской палаты. Более видная деятельность его начинается с 1783 г., когда он был назначен советником при директоре Академии наук, княгине Е. Р. Дашковой: указом о назначении княгини повелевалось «для управления дел экономических по С.-Петербургской академии наук и прочих, касающихся до наблюдения порядка, определить в помощь директору Академии Наук двух советников шестого класса»; одним из этих советников и был Козодавлев. Будучи советником Академии, Козодавлев заведывал изданием «Собеседника любителей российского слова» и нового полного собрания сочинений Ломоносова. Основой при издании сочинений Ломоносова Козодавлеву служило, как кажется, издание этого писателя, сделанное в 1778 г. архимандритом Димитрием Семеновым-Рудневым; в Козодавлевском издании встречаются, однако, некоторые не напечатанные раньше произведения Ломоносова и, главное, здесь впервые обнародованы многие из его писем. Почти одновременно с назначением в советники Академии, Козодавлев был избран и членом Российской Академии, только что учрежденной в том же 1783 г.; деятельность его здесь выразилась в участии в составлении словаря русского языка: на долю его выпала буква «С», и он представил собранные им слова, начинающиеся с этой буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дегтево. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Корсунской Божией Матери, каменная, приходская; разделяется аркой со стеклянными дверями на летнюю и зимнюю; прочная. В летней — настоящей один престол во имя Корсунской Божией Матери (9 окт.), в зимней — трапезной два престола во имя Св. Иоанна Златоустого (13 нояб.) и св. Николая Чудотворца (6 дек.). Вся церковь закончена постройкой в два срока: зимняя — трапезная в 1802 г., а летняя — настоящая в 1819 г., на средства прихожан при преимущественном содействии местных помещиков Филимонова и Малышкиных. По данным церковного архива видно, что основание селу положил князь Алексей Шайдок и сын его Иван Алексеевич Шайдок, поселившиеся своею усадьбою на том самом плоскогорье, окаймленном с юго-восточной стороны речкою Курбицей, которое и занято настоящим селом Дегтевым и существующею ныне церковью. В окружности были дегтярные заводы, из коих последний уничтожен был лет 50 тому назад, отчего и самое село названо Дегтевым. Первоначально была церковь рубленая, деревянная, основана во 2-м десятилетии 18 столетия. В 1751 году церковь обращена в приходскую, в 1754 году деревянная церковь сломана и построена каменная, существовавшая до 1801 года. Земли церковной 33 д 121 кв. с., два церковных деревянных дома для священника и псаломщика. Сумма церковная билет. 195 руб. Прихожан 304 ч. м. 337 жен. п. Село на плоскогорье при речке Курбице. Адрес: Курба, Ярославль. В приходе две школы: церк.-приходская и земская, содержатся на местные средства. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалованья 392 руб. Причтового капитала 1088 руб. По данным на 1908 год Время основания церкви с. Дехтева (Дегтева) относится к 1819 году. Престолов в ней три: Корсунской Божией Матери, Иоанна Златоуста и св. чудотворца Николая. Земли церковной 31 десятина, в приходе 14 селений. Всего домов 86, душ муж. пола 358, жен. пола 393. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.

http://sobory.ru/article/?object=09166

Ельцино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1819. Адрес: Владимирская область, Кольчугинский район, с. Ельцино Координаты: 56.208107, 39.612763 Проезд:Автодорога г.Владимир-г.Кольчугино, на 59-м км с. Ельцино. В центре села рядом две церкви, ближе к дороге Никольская, действующая, дальше от дороги Успенская, недействующая, бывшая сельским клубом. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь в Селе Ельцыно существовала уже в конце 1-й половины XVII века; в патриарших окладных книгах под 1646 годом отмечена " церковь Воскресение Христово в селе Ельцыне в Малом Рожку, дани два алтына две деньги, десятильничьих и заезда гривна " . Под 1667 годом показано в тех же книгах, что при Воскресенской церкви были приделы Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. В 1713 году местным вотчинником, боярином и князем Петром Ивановичем Хованским, построена новая деревянная церковь, которая освящена во имя Празднования Успения Пресвятой Богородицы, освятить церковь было поручено игумену Волосова монастыря Николаю. В 1819 году вместо деревянной церкви, пришедшей в ветхость, на средства местных вотчинников, генерал-адъютанта Ивана Николаевича Римского-Корсакова (1754-1831) и графини Екатерины Петровны Строгановой (1744-1815), дочери Петра Никитича Трубецкого и княжны Анастасии Васильевны Хованской,  устроен каменный храм Успения Божией Матери. Вероятно тогда же устроена и каменная колокольня (верхние ярусы разрушены в советское время). В 1836 году устроен под колокольней тёплый храм Николая Чудотворца, так что колокола помещаются в его куполе. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008 Село Ельцыно находится в 50 верстах от Владимира и в 39 верстах от уездного города Покрова. В патриарших окладных книгах под 1646 г. отмечена «церковь Воскресение Христово в селе Ельцыне в Малом Рожку…», а под 1667 г. показано, что при Воскресенской церкви были приделы во имя Успения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=02095

Амга. Церковь Спаса Преображения. Амгинская Преображенская церковь Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1742 и 1754. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с. Амга Координаты: 60.900648, 131.976807 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В конце XVII столетия, по преданию, в Амгинской слободе было поселено несколько человек россиян из низшего класса. В результате основания Амгинской слободы русскими крестьянами-хлебопашцами в 1680 году была построена часовня и в 1732 году — Спасская церковь. По благословению епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича) в 1742 году было начато строительство церкви. В 1745 в Амге была построена вторая большая православная Преображенская церковь. Храм был беден по внутреннему убранству, так и по внешнему виду. За 80 лет церковь стала ветхой. Местный священник Амгинской церкви Алексей Дьячковский в 1818 году обратился с ходатайством к епископу Иркутскому Виниамину о строительстве нового здания. В 1819 году получено разрешение на строительство нового храма. Новая церковь была построена в 1824 году на средства прихожан и священника А. Дьячковского. Постройка церкви стоило 21462 рублей 34 копеек и для окончательной отделки храма дополнительно вложены собственные средства священника А. Дьячковского в размере 3000 рублей. Через 17 лет построили колокольню. Здание церкви деревянное, в одной связи с колокольнею и оградой. Церковь двухпрестольная: главный престол во имя Преображения Господня (летний престол), второй - во имя святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского (зимний престол). Храм был обеспечен церковной утварью, имел трехъярусный иконостас с колоннами позолотой, иконы в серебряных и вызолоченных ризах, серебряные кресты, вызолоченный ковчег. Иконы были написаны Верхнеудинским мастером Мурзиным. Контракт с Мурзиным составил 10000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=41951

Бор. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Строительство церкви началось в 1754 году. В 1757 храм был освящен: главный престол - в честь Преображения Господня, правый придел - в честь Святой Троицы, левый - во имя Преподобного Сергия Радонежского. В 1828 году была перестроена каменная колокольня, высотой 32 метра. В 1935 году храм был закрыт. В 1995 году церковь была передана Нижегородской Епархии. Текст с памятной таблички на фасаде храма Первая деревянная церковь на этом месте была поставлена в 1647 году и освящена в честь чудотворца Сергия Радонежского. В 1673 году церковь именовалась «Преображения Спасова да в приделе Сергия чудотворца», а само село относили к Заузольской волости. В 1703 году храм обветшал, кровля и паперти прогнили и обвалились. По указу Питирима в 1733 году возвели новый деревянный. Каменное здание без колокольни и с небольшой трапезной сложили в 1757 году на средства местного священника Андрея Курицына с незначительной помощью прихожан. В 1819 году теплая часть храма расширена, появился престол в честь Живоначальной Троицы. Каменную колокольню церковь обрела в 1828 году. Возвели ее на деньги крестьянина села, свободного землепашца Николая Ивановича Пачколина. Прихожане чаще в бытовой разговорной речи называли ее Сергиевской. Улица, на которой стояла церковь, в прошлом именовалась Преображенской, а следующая, идущая ей параллельно, - Сергиевской. В 1882 году епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий заметил: «Церковь каменная, благоустроенная и украшена очень прилично». В 1935 году церковь закрыли. Хотели переоборудовать ее под клуб, потом в ней планировалась библиотека. В 1960 году церковь перестроили в Дом пионеров. В 1991 году храм вернули верующим. Служба началась в 1995 году. С этого времени в храме молятся за репрессированного в 1933 году священника Николая Андреевича Смирнова. В 2006 году обитель закрыли на капитальный ремонт для воссоздания по дореволюционным чертежам. Но служба не прекратилась: она проходила в помещении Православного центра по соседству.

http://sobory.ru/article/?object=10847

Дерфельден, Отто Вильгельм Христофорович фон (1735–1819) – генерал от кавалерии, происходил из дворян Эстляндской губернии; род Дерфельденов переселился, в лице своего представителя Иоахима Дерфельдена, в Прибалтийский край из Вальдена в половине XVI века. Молодой Дерфельден поступил на военную службу в 1754 г. рейтаром лейб-гвардии в Конный полк; в корнеты – произведен в 1761 году, в ротмистры – в 1768 году. 1-го января 1770 года Вильгельм Христофорович был переведен в армию с чином полковника и назначен в Тверской карабинерный полк, находившийся в действовавшей против турок армии Румянцева. Эта война, в которой Дерфельден принял участие с 1770 по 1774 год включительно, доставила ему случай быть во многих боях и сражениях, в отрядах Волконского, Вейсмана, Унгерна и Каменского, причем своею выдающеюся боевою деятельностью не замедлил обратить на себя внимание. В 1775 году полковник Дерфельден был произведен в бригадиры. С 1783 г. по 1784-й находился в Польше, при резервном корпусе генерал-аншефа, князя Николая Васильевича Репнина. В 1777 – в генер.-майоры, а в 1784 – в генерал-поручики. В 1787 году, при новом разрыве с Турцией, Вильгельм Христофорович снова находился в «украинской» армии Румянцева, командуя 4-й ее дивизией, за отсутствием начальника ее генерал-аншефа барона фон Эльмпта. В марте 1789 г. Румянцев, узнав, что прибывший в Мачин великий визирь намерен вытеснить союзные русско-австрийские войска из Молдавии и что значительный корпус турок уже переправился на левый берег Дуная и двинулся на местечко Бырлад, приказал Дерфельдену прогнать противника и вообще препятствовать всеми мерами сосредоточению его сил между Дунаем и Прутом. Дерфельден, невзирая на глубокие снега, двинулся форсированным маршем к Фальчи, выслав вперед разведывательный отряд полковника Корсакова. 1-го апреля Корсаков встретил у Бырлада шеститысячный отряд турок и, невзирая на неравенство сил, решительно атаковал противника, разбил его и прогнал. 6-го апреля неприятель, получив значительные подкрепления, снова перешел в наступление. Но и Дерфельден поддержал Корсакова, который в новом бою при Бырладе разбил турок вторично. Между тем, 10-го апреля у Бырлада собрались все силы Дерфельдена, который, перейдя к решительным действиям, разбил турок 16-го апреля при местечке Максимени, причем взял в плен командующего турецким корпусом, Якуб-пашу, 120 человек, 1 орудие и 4 знамени. Через четыре дня (20-го апреля), под Галацем Вильгельму Христофоровичу удалось нанести противнику еще более тяжкое поражение; укрепленная турецкая позиция (редуты) взята была штурмом; турки потеряли до 2000 человек убитыми. Командовавший войсками, сераскир Ибрагим-паша взят был в плен с 1500 нижних чинов и офицеров; кроме того у турок было взято 37 знамен и 13 орудий. Эта двойная победа над турками, имевшая своим последствием поспешное отступление их за Дунай, доставила Дерфельдену орден св. Георгия 2-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На Валааме восстановили старинную часовню Православные называют Валаам " северным Афоном " ВАЛААМ. Работы по восстановлению исторической деревянной часовни в честь преподобного Сергия Радонежского заканчиваются на Валааме. Храм построили на средства благотворителей. Шатровая часовня выполнена в древнем северорусском стиле, сообщает сайт обители. Первоначально деревянная часовня в честь преподобного Сергия находилась у пустынной кельи игумена Назария, стараниями которого на Валааме было введено строгое уставное богослужение и три вида монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынная. Преподобный игумен Назарий в отшельнической келье уединялся для молитвы.  В 1880 году после постройки возле этой кельи храма часовня была перенесена на 1,5 км от обители, ближе к дороге, ведущей на летнюю ферму монастыря. Во второй половине ХХ века часовня была разрушена, уцелел лишь каменный фундамент. " Скитская жизнь и, я добавлю, пустынническая жизнь - это та особенность Валаама, которая в меньшей степени присуща другим русским монастырям. Например, в Оптиной пустыни был один скит, а на Валааме, если я не ошибаюсь, порядка тринадцати скитов, в которых жили пустынники, безмолвники " , - рассказал игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Православные называют Валаам " северным Афоном " . Основатели монашеской жизни на Валааме, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Сам монастырь на Валааме был основан в XIV веке. В начале XVII века обитель разорили шведы, и она более ста лет находилась в полном запустении. Святые мощи преподобных Сергия и Германа уцелели благодаря тому, что были скрыты монахами глубоко под землей. В 1715 году последовал указ Петра I о возрождении монастыря. В 1754 году обитель полностью сгорела в результате пожара, и ее начали заново обустраивать. В 1819 году монастырь посетил Александр I, в 1858 году - Александр II с семьей.

http://sedmitza.ru/text/5929505.html

Портрет Ивана Гончарова работы художника И.Крамского      Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 года в провинциальном Симбирске, воспитывался и рос в религиозной семье. Дед писателя, Иван Иванович Гончаров, был человеком не только религиозным, но и «книжным», что проявилось в семейном «Летописце», в котором записаны события не только семейной, но и библейской истории. Иван Иванович в 1720-х годах, в восемнадцатилетнем возрасте, взял на себя своего рода духовный подвиг: несколько лет переписывал (и даже, возможно, обрабатывал) средневековое сочинение «Страсти Христовы», которое помещено в «Летописце». Нет сомнения, что еще в детстве маленький Иван Гончаров слышал чтение этой дедовской книги и держал «Летописец» в руках. Несомненно, дед писателя имел творческие наклонности и, скорее всего, действительно не ограничивался механической перепиской памятника. Об отце писателя, Александре Ивановиче Гончарове (1754-1819) известно очень мало, но один из первых биографов романиста, М. Ф. Суперанский, отмечает, что он «был очень благочестив». Также и мать писателя, Авдотья Матвеевна, урожденная Шахторина (1785-1851), была женщиной набожной — и в этом духе старалась воспитывать своих детей. Известно, что даже дома она часто молилась и читала акафисты. Внук Авдотьи Матвеевны Александр Николаевич Гончаров вспоминал, что «в ее комнате был большой киот и постоянно горела синяя лампада». Ежегодно, по заведенному обычаю, она присутствовала на исповеди в Вознесенском соборе Симбирска. «В духовных ведомостях Спасо-Вознесенского собора А. М. Гончарова ежегодно отмечается в разделе “Купцы и их домашние” как присутствовавшая на исповеди. Ее не было только в 1848 году. Возможно, это было связано с болезнью и смертью Н. Н. Трегубова, близкого друга семьи Гончаровых, крестного отца всех четверых детей» (И. В. Смирнова). Судя по роману «Обломов», Авдотья Матвеевна пыталась приучить Ивана к молитве: «Став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени.

http://pravoslavie.ru/107696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРБЕЛАШВИЛИ Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. [груз. ], груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых. Предки К. носили фамилию Хмаладзе и жили в с. Карби (пров. Саамилахвро - владения князей Амилахвари, историческая обл. Шида-Картли; в XIX в. Горийский у. Тифлисской губ.; ныне Горийский муниципалитет, Грузия). Затем они переселились в близлежащее с. Квемо-Чала. По месту происхождения рода представитель старшего поколения этой семьи певчий Петре получил прозвище Карбела, от к-рого образовалась фамилия К. Петре (Петр) Григорьевич Хмаладзе (Карбела) (1754, с. Квемо-Чала - 1848, там же), певчий ( , букв.- «полный певчий», т. е. знающий весь церковнопевческий репертуар наизусть). Овладел певческим искусством при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II . На протяжении многих лет был певчим в хоре католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони). До 1818 (или 1819) г. был главным певчим кафедрального собора Самтависи (Самтависская епархия Восточногруз. (Мцхетского) Католикосата; с 30 июня 1811, с вхождением Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в состав РПЦ,- в юрисдикции Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви ; Мцхетско-Карталинская епархия), где находилась родовая усыпальница князей Амилахвари. Обучал пению в церквах и селах на р. Лехура. До 1840 г. руководил архиерейским хором в резиденции архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе) (28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839 епископ Горийский Грузинского Экзархата РПЦ), к-рая была расположена в мон-ре Марткопи (Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата). Григорий Петрович (23.04.1812, с. Квемо-Чала - 28.04.1880, там же), свящ., певчий («полный певчий»). Певч. искусству Григория обучил отец - Петре Карбела. Духовное образование он получил в 1820-1824 гг. в мон-ре Шиомгвиме . В 1829 г. служил псаломщиком в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 62156. Кн. 2. Л. 2). Точная дата рукоположения во диакона неизвестна. В последующие годы под руководством отца пел в хоре еп. Стефана. В 1844 г. рукоположен во иерея. Служил в придворной церкви князей Амилахвари, в с. Квемо-Чала, на собственные средства содержал готовившихся к рукоположению юношей, обучал их грамоте и пению. В 1862 г. его пригласили для преподавания церковного пения в жен. мон-рь Бодбе во имя св. Нины. В 1864-1872 гг. обучал груз. песнопениям в Тифлисской ДС. У Григория К. было 6 детей: дочь Сидония и сыновья Филимон, Андрей, Полиевкт, Василий и Петр.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010