Иером. Макарий. Гравюра. XIX в. [Румын. Macarie] (1750 (в источниках также упом. 1770, 1780), с. Периеци, совр. жудец Яломица, Румыния - 30.08.1836, мон-рь Вифорыта близ Тырговиште, совр. Румыния), иером., румын. протопсалт и мелург. Согласно записи, сделанной в 1897 г. митр. Молдавским Иосифом (Наниеску) в Калофоническом Ирмологии, написанном М. в 1833 г. (Bucur. Acad. Rom. m. r. 1685. Fol. 2-2v), иеромонах умер в возрасте 86 лет. С детства М. пел в церкви. Принял монашество одновременно со своей сестрой Иустиной: он был пострижен в мон-ре Кэлдэрушани , она, с именем Феврония,- в мон-ре Вифорыта. При митр. Досифее (Филитти) (1793-1810), который, вероятно, рукоположил его во иеромонаха, М. преподавал одноголосное церковное пение по «старой системе» протопсалта Константина, «ученика учителя Шэрбана, протопсалта Румынской земли». В 1816-1818 гг. М. изучал «новую систему» пения визант. традиции (см. Новый метод ) у греч. мелурга Петра Эфесского в школе при ц. свт. Николая Чудотворца (Сфынтул-Николае-дин-Шелари) в Бухаресте. В 1819 г. митр. Дионисий (Лупу) назначил М. руководителем певч. школы (вероятно, тогда же он получил церковный чин портария) и поручил ему заняться переводом певч. книг с греч. языка на румынский. В 1821 г. М. уехал в г. Сибиу, а затем в Вену, где в 1822-1823 гг. в типографии арм. монахов-мхитаристов издал первые певческие книги визант. традиции на румын. языке: «Церковный Анастасиматарий согласно правилам новой системы» (переведен гл. обр. с греч. Анастасиматария лампадария Петра Пелопоннесского († 1777 или 1778), изданного Петром Эфесским (Бухарест, 1820); см. также греческий рукописный Ирмологий, имеющий аналогичные содержание и структуру: Bucur. Acad. Rom. m. g. 751), «Ирмологий, или Сборник музыкальных катавасий» (перевод книги Петра Пелопоннесского с добавлением задостойников М.) и «Теоретикон, или Всеобъемлющий взгляд на церковное певческое искусство согласно правилам новой системы» (краткое изложение основ нотации и гласовой теории Нового метода, 1-я печатная книга по теории церковного пения на румын. языке). Эти книги М. были переизданы Д. Сучевяну (Яссы, 1848) и иером. Серафимом (Бузэу, 1856). А. Панн и Сучевяну продолжили перевод на румын. язык и адаптацию греч. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2561374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 22.07.1750 (1752 ?), с. Нихолажи Смоленской губ.- 28.03.1823, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Род. в семье полковника, был родственником (возможно, племянником) светлейшего кн. Г. А. Потёмкина . По некоторым сведениям, сестра деда И. игум. Памфилия была настоятельницей Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Старший брат буд. архиерея принял постриг на Афоне с именем Анастасий, впосл. в сане игумена был насельником Александро-Невской лавры , в 1783-1785 гг.- настоятелем Отенской муж. обители близ Новгорода, затем ушел на покой. Скончался в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Новоезерский архим. Феофан (Соколов) называл игум. Анастасия добродетельным старцем. Иов (Потёмкин), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Фотография с портрета XIX в. (РГИА) Иов (Потёмкин), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Фотография с портрета XIX в. (РГИА) И. Потёмкин с отличием окончил имп. Сухопутный кадетский корпус, получил чин поручика, однако отказался от перспектив блестящей офицерской карьеры и вышел в отставку. Втайне от родных он поселился в одном из молдав. мон-рей, неск. лет провел под руководством старцев, учеников прп. Паисия (Величковского) . Вместе с др. насельниками ходил за сбором милостыни на родину, неск. дней провел неузнанным в доме родителей, известил их о своем посещении уже после отъезда. В 1779 г. принял монашеский постриг, в 1784 г. в Яссах Молдавским митр. Гавриилом (Каллимаки) рукоположен во иерея, в 1785 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Городищенского скита (см. Успения Пресвятой Богородицы Городищенский монастырь в с. Цыпове). 20 янв. 1790 г. местоблюстителем Молдо-Влахийского Экзархата Екатеринославским архиеп. Амвросием (Серебренниковым) И. был возведен в сан архимандрита. Указом имп. Екатерины II от 3 дек. 1792 г. И. был назначен епископом Феодосийским и Мариупольским, викарием Екатеринославской епархии. Феодосийское вик-ство было создано для управления приходами на юге епархии и в Крыму. 27 февр. 1793 г. в Воскресенской ц. Киевского митрополичьего дома состоялась архиерейская хиротония И., к-рую возглавил Киевский митр. Самуил (Миславский). В окт. 1792 г. скончался Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), поэтому до назначения в мае 1793 г. на эту кафедру митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) И. самостоятельно управлял всей епархией. 13 марта того же года И. прибыл на кафедру, проживал в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня монастыре .

http://pravenc.ru/text/578184.html

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1921 году, в связи с изменениями в административно-территориальном делении, Малопургинская, Большенорьинская и Бурановская волости, входившие ранее в Сарапульский уезд Вятской губернии, были переданы в состав Ижевского уезда. Ильинская волость вошла в Елабужский уезд. Малопургинский район с центром в селе Малая Пурга образован постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 15 июля 1929 года из Бурановской, Больше-Кибьинской и Советской волостей. В состав района вошли 12 сельских Советов: Аксакшурский, Бобья-Учинский, Большенорьинский, Гожнинский, Ильинский, Кечурский, Малопургинский, Нижнеюринский, Пуро-Можгинский, Пытцамский, Среднекечевский и Старомоньинский и 168 населенных пунктов. с. Пуже-Уча (Пужеучинское, Ильинское) Елабужского уезда. Приход с. Пуже-Уча открыт по представлению Казанской новокрещенской конторы от 4 сентября 1749 г. В его состав вошли селения: Пуже-Уча, Буруджикья, Бобьи Учи, Новая Джикья, Урдес Обдес, Бигря, поч.Пытцам, поч.Баженов, поч.Шупшади, Косого, Гожня, Куреков, Малая Бодья, Постар. Можга, Пудга, Большая Бодья. Первая деревянная (холодная) церковь построена в 1750–1751 гг. в честь Св. Пророка Илии. Казанская контора новокрещенских дел в доношении в Св. Синод от 24 января 1752 г. указывала на завершение ее строительства. По указу Вятской духовной консистории от 19 апреля 1787 г. к холодной церкви пристроена теплая придельная церковь в честь Богоявления Господня. 7 ноября 1821 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 4358 на строительство, вместо ветхой деревянной церкви, каменного храма – холодного – во имя Св. Пророка Илии и теплого с двумя приделами: правый – в честь Богоявления Господня, левый – в честь Св. Апостолов Петра и Павла. 8 ноября 1823 г. был освящен правый придел теплой церкви – в честь Богоявления Господня. 14 октября 1840 г. освящен главный престол – в честь Св. Пророка Илии, 11 ноября 1844 г. освящен левый престол теплой церкви в честь Св. Апостолов Петра и Павла. По указу Вятской духовной консистории от 30 апреля 1825 г. старая деревянная церковь была разобрана. Пророко-Ильинская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 21 ноября 1940 г. Здание передано под клуб. Архивная служба Удмуртии и сайт МО " Малопургинский район " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14376

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Лихачёв Иван Тимофеевич; 1594-1681), возобновитель и основатель нескольких монастырей, деятель раннего периода старообрядчества ИОВ ШИШАТОВАЦ серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ

http://pravenc.ru/rubrics/121236_131.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОАННИКИЙ (Кобзев Иван Яковлевич; род. 1938), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда ИОАСАФ (Скрипицын; † 1555), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывший митрополит всея Руси. ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 1513), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_51.html

Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667-1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в. Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский (1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750-1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898-1977 гг.), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в 25-м томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.), епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде. Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.). Далее 25-й том «Православной энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский (1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский (1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. XV в.), Иона Яшезерский (ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.), основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен святому праведному протоиерею Ионе Атаманскому (1855-1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы. Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Собор во имя арх. Михаила. 1743–1749 гг. Фото: azbyka.ru Сложился в сер. XVIII в. Собор во имя архангела Михаила, заложенный в камне 1 апр. 1743 г. по инициативе еп. Переяславского и Бориспольского Арсения (Берло) , стал его доминантой ( Житель города Переяслава. 1868. С. 512). В 1749 г. строительство собора было завершено, а в 1750 г. он был освящен еп. Никодимом (Сребницким) ( Юрченко. 2006. С. 133). Храм - прямоугольный в плане, с гранеными выступами на торцах - с вост. 3-гранной алтарной апсидой и зап. 5-гранным притвором. Достоверно неизвестно, каким было первоначальное завершение храма. К нач. XIX в. он имел деревянный купол, который в 1823 г. был заменен новым ( Стороженко. 1900. С. 59). В 1815 г. храм был расписан (Там же). Колокольня с келейным корпусом были возведены северо-восточнее собора в 1745-1747 гг. Комплекс представляет собой одноэтажный каменный корпус, вытянутый с севера на юг. В центре его сев. части находится сквозная проездная арка, над к-рой разместился 4-гранный квадратный в плане каменный ярус звона, завершавшийся 8-гранным деревянным шатровым куполом с маковкой. В корпусе находилась церковь во имя преподобномученика Макария Овручского (упразднена в 1786). Деревянные кельи Деревянные кельи и трапезная (Там же. С. 54-55) были построены благодаря усилиям игум. Германа (Прохоровича-Кукутовича) в 1734-1737 гг. В трапезной размещалась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (упразднена в 1786 - Житель города Переяслава. 1868. С. 521). По всей видимости, эти здания были разобраны до кон. XVIII в. ( Юрченко. 2006. С. 135). 1786-2011 гг После закрытия монастыря собор во имя арх. Михаила был обращен в городской, в 1864 г. утратил статус собора, затем действовал как приходская церковь ( Стороженко. 1900. С. 59; Юрченко. 2006. С. 135). Колокольня с келейным корпусом первоначально отошли в ведение казны и использовалась под различные учреждения, некоторое время там размещалось переяславское уездное казначейство. В 1790 г. колокольня, а позднее и келейный корпус были возвращены Русской Церкви ( Житель города Переяслава. 1868. С. 535). В 1795 г. храму во имя арх. Михаила было выделено 4 участка в окрестностях Переяслава общей площадью ок. 43 дес. (ок. 47 га) (Там же. С. 537). К 1845 г. была заложена проездная арка колокольни. В 1850 г. обновлен храм во имя арх. Михаила (в т. ч. вновь заменен купол), одновременно перестроено деревянное завершение колокольни (Там же. С. 515). В 1934 г. храм был закрыт, купол сломан, в здании размещены склады. В 50-х гг. XX в. в бывшем храме открыта этнографическая экспозиция (позднее - Музей народной одежды Ср. Поднепровья). При реставрации колокольни в 1951-1953 гг. были восстановлены 8-гранный шатровый купол с маковкой и проездная арка. В 1979 г. над сев. фундаментом домонг. собора был сооружен подземный павильон (в 1982 в нем открыт Музей архитектуры древнего Переяслава), юж. и вост. фундаменты были обозначены на поверхности бутом.

http://pravenc.ru/text/2580020.html

292-293 293-294 294-295 295-298 299-306 ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 307-310 310-312 ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический 312-315 315-316 316-317 322-344 344-349 349-350 350-351 317-318 ИОВИЙ (кон. IV в.), еп. (кафедра неизв.), умеренный последователь учения Аполлинария Лаодикийского 351-352 ИОВИЛЛА мц. (пам. 16 янв.; пам. греч. 17 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла, мученики 352-353 ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Лихачёв Иван Тимофеевич; 1594-1681), возобновитель и основатель нескольких монастырей, деятель раннего периода старообрядчества 318-320 ИОВ ШИШАТОВАЦ серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне 320-321 ИОВ ЭДЕССКИЙ [Айюб ар-Рухави аль-Абраш (Рябой)] (ок. 760 - ок. 835), восточносир. переводчик и писатель 321-322 ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II 353-356 356-367 ИОИЛЬ (Озерянский, † ок. 1687-1688), преподобноисп. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых) 367-368 368-369 369-370 370-372 ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков 372-392 ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) 392-404 ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 404-408 ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 408-419 ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Сегодня туда иногда забредают разве что лишь «черные следопыты». Их воображение бередят старые описания богатой утвари из серебра и даже с украшениями из жемчуга давно снесенного храма в Саварне и рассказы о будто бы зарытом в 1920-е годы кладе, в котором последний батюшка спрятал имущество подлежавшей закрытию церкви. Погост Саварня – вообще место загадочное, чему способствует и почти полное отсутствие информации о нем. Сведений нет даже в вездесущей Всемирной паутине. Этот недостаток и хотелось бы отчасти восполнить. Саварня имеет богатую многовековую историю. По сохранившемуся преданию, этот погост существовал уже в начале XVI столетия при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. В 1623 году вместо обветшавшего деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы по благословению патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) – отца царя Михаила Федоровича – местный вотчинник Прокопий Хрисанфович Измайлов, владевший сельцом Мерзяевым в саварнинском приходе, выстроил новую деревянную Богородице-Рождественскую церковь с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Известно, что храмоздатель Измайлов несколько лет служил воеводой в Тюмени и заново отстроил тюменский острог. В 1653 году в Саварне имелось 6 дворов, в которых, в основном, жили члены церковного причта, а в приходе погоста значилось 153 двора крестьян и барская усадьба. В 1721-1724 гг. в погосте построили второй храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако в 1750 году страшный пожар фактически уничтожил Саварню. Тогда из огня не успели спасти ничего, сгорели даже антиминсы – шелковые платы, полагаемые на престол для совершения литургии, и запасные Святые дары. Почти четыре года погост был мертв, пока, наконец, по благословению первого архиерея возрожденной Владимирской епархии епископа Платона (Петрункевича) в 1754 году не была построена и освящена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Казанский же храм восстанавливать не стали. Ровно два столетия спустя в Саварне в 1823 году начали возводить каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Работы велись очень долго – в общей сложности четверть века. Каменную церковь освятили лишь в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова). Каменный храм в Саварне строился при священнике Исидоре Михайлове, сын которого Иван по месту рождения получил фамилию Саваренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а внук священника затерянного среди лесов погоста Федор Иванович Саваренский занимал должность секретаря Гороховецкого съезда мировых судей, выслужив чин надворного советника и потомственное дворянство.

http://sobory.ru/article/?object=37015

Коллегиум, со своей стороны, не был неблагодарен св. церкви за ее заботливость о нем. Он не только приготовлял способное духовенство для церквей Украйны и всей (нынешней) Курской епархии, а частию и нынешних епархий – Полтавской, Екатеринославской, Черкасской и Воронежской, не только образовывал в духе веры молодых людей, которые из стен монастыря переходили на гражданские места и были потом весьма полезными слугами царю и отечеству, но из Покровского же монастыря вышли люди, которые с честью и пользою служили св. церкви в звании архимандритов и архипастырей. Таковы были Арсений, в мире Алексей Могилянский, и родной брат его, Епифаний, в мире Евстафий, Могилянский, в 1727 г. перешедшие из Киевской академии в Харьковский коллегиум и здесь докончившие курс образования. Оба они были знаменитыми проповедниками при дворе императрицы Елисаветы, и первый был духовником ее, а потом митрополитом киевским, славным по святости жизни. Последний скончался архимандритом Киевского Николаевского монастыря, долго быв пред тем протоиереем полтавским. Гавриил, в мире Григорий, Кременецкий, митрополит киевский, был также из числа первых питомцев коллегиума; в Украйне еще и поныне остаются его родичи, например богодуховский протоиерей, Кременецкий, уже старец, живущий на покое. Феодосий Янковский в 1737– 1742 гг. архимандрит Ахтырский, 1743–1744 гг. наместник Сергиевой лавры, 1745–1750 гг. архиепископ петербургский; его родственники Янковские также известны в здешнем крае. Кирилл Флоринский – урожденец слободы Ворожбы, наставник коллегиума, и ректор Московской академии, 1768–1772 гг. епископ Севский, известный по некоторым проповедям, скончавшийся на покое в 1795 г. Иакинф Карпинский, сын протоиерея краснокутского, питомец и постриженец Покровского монастыря, для изучения языков, греческого и еврейского, отправлявшийся в Киев, префект коллегиума, первый преподаватель богословия в Коломне, скончавшийся архимандритом Московского Новоспасского монастыря, известен своим кратким Богословием, которого оригинал завещал он библиотеке коллегиума. Сильвестр, в мире Семен, Лебединский, архиепископ астраханский, получил образование в коллегиуме; родственники его еще живы в Тарановке; сочинения его: а) Приточник Евангельский, М., 1796, в 2 ч.; М., 1807; в первом издании – перевод с дополнениями, во втором – сочинение; б) Нетленная пища, М., 1794; в) краткое Богословие. Димитрий Сулима, архиепископ кишиневский, умер 1843г., сын протоиерея Новой Водолаги. Даниил Сулима кончил курс учения в коллегиуме, с 1811 г. был викарным епископом молдавского митрополита Гавриила, в 1823 г. наименован самостоятельным епископом кишиневским; в продолжение долгого служения в Кишиневе переведены им со славянского на молдавский язык псалтырь, общая минея, служебник, требник, краткий катехизис, святительское поучение, инструкция благочинным. Антоний Шокотов, урожденец с. Богородичного, ныне епископ старорусский. Других знаменитых воспитанников коллегиума увидим мы в последующем обозрении епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010