Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЕВСКИЙ Василий Иванов (ум. после 1768), московский иконописец Синодальной конторы, работал в 20-60-х гг. XVIII в. Поляк или украинец по происхождению. По сведениям Я. фон Штелина, В. выполнил в 1729 г. 2 иконы местного ряда иконостаса Петропавловского собора в С.-Петербурге («Вседержитель на престоле», «Богоматерь на престоле»). Писал иконы для иконостасов церквей: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в С.-Петербурге (1731; вместе с А. М. Поспеловым, не сохр.), Спасо-Преображенской в Усолье Пермской губ. по заказу графов Строгановых (1750-1765, вместе с И. Я. Поспеловым, не сохр.), святых Кира и Иоанна на Солянке и вмц. Екатерины на Ордынке в Москве (1767, вместе с Д. Г. Левицким, не сохр.). Под его рук. в 1760 г. изготовлялись иконостасы для 3 церквей в Пруссии. В 1751 г. В. с И. Я. Поспеловым возглавляли работы по поновлению росписи в Успенском соборе Московского Кремля. В 1759 г. по указу Синода освидетельствовал изъятые в московских иконных лавках неискусно написанные иконы. Синод также рекомендовал всем московским иконописцам учиться у В. Писал на заказ для А. П. Волынского иконы для его детей Анны, Петра и Марии («Зачатие Пресвятой Богородицы», 1723. ГИМ; «Изведение апостола Петра из темницы», 1727. Тамбовский художественный музей; «Мария Египетская», 1746. ГМИР), для Н. И. Тишинина - образ по случаю бракосочетания («Свт. Николай и прп. Ксения с Христом Вседержителем», 1755. Рыбинский историко-художественный музей). Ранние работы мастера отличает приверженность к традициям изографов Оружейной палаты («Лонгин Сотник», 1730. ГРМ), однако уже в них можно отметить склонность к живописной манере письма, проявившуюся в поздних работах («Митрополит Алексий», 1759. ГИМ). Лит.: Скворцов Н. А. Архив Моск. Св. Синода Конторы: Мат-лы по Москве и Моск. епархии за XVIII в. М., 1914. Т. 2. С. 660-665; Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. М., 1964. С. 67, 85-88, 345, 349-350; Молева Н. М. , Белютин Э. М. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 193, 245; Малиновский К. В. Якоб фон Штелин и его записки по истории рус. живописи XVIII в.//Русское искусство барокко: Мат-лы и исслед./Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1977. С. 184, 202-203; Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России. М., 1990. Т. 1. С. 53-54, 66, 99, 104; Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 110-112. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/150471.html

Калуга, 1891; Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 213, 215, 216; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви. М., 1895. С. 251-255; Голубинский. Канонизация святых. С. 153; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 298; Иванов В. А. Св. прав. Лаврентий Калужский и мон-рь его имени: (Нек-рые итоги и задачи изучения)//Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 221-230; Романова А. А. Чудеса Лаврентия Калужского//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 238-240; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 261-262, 265; Руди Т. Р. О топике житий юродивых//ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 457; Туминская О. А. Рукописные жития юродивых XVI-XIX вв.: (По мат-лам ОР РНБ)//Вестник САФУ: Гуманит. и соц. науки. Архангельск, 2013. 1. С. 110-113; она же. Образ юродивого во Христе в рус. искусстве кон. XV - нач. XX в.: АДД. СПб., 2014. С. 34, 39; Днепровский-Орбелиани А. С. Лаврентьев мон-рь, воссиявший в веках. Калуга, 2015. А. А. Романова Иконография Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Древнейшее известное изображение Л. находится в калужской соборной ц. вмч. Георгия «что за верхом» (1700-1701); В. Г. Пуцко датирует его 3-й четв. XVII в., но видит в нем особенности живописи середины века ( Пуцко. 1993. S. 531-534. Il. 6). Возможно, данный образ (91×47) является надгробным, появившимся после обновления раки в 50-х гг. XVII в. (стилистически близок к произведениям этого времени), или его повторением. По сведениям архим. Леонида (Кавелина), в 1750 г., при архим. Киприане, на надгробный образ был сделан серебряный кованый оклад (не сохр., надпись на окладе: «Построена сия окладная риза тшанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года»; оклад поновлялся и позже).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. старообрядцы жили на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон-рь (после 1735-1844; не сохр., в наст. время зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский) . В 1832-1839 гг. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников , впосл. старообрядческий епископ), с этой обителью связаны мн. видные деятели Белокриницкой иерархии : Аркадий ( Дорофеев , впосл. еп. Славский), Онуфрий (Парусов, впосл. еп. Браиловский), Алимпий (Вепринцев), И. Г. Кабанов (Ксенос) - автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания . На В. действовали и др. старообрядческие мон-ри: Макариев Терловский, основанный ок. 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева мон-ря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный ок. 1760 г. др. выходцем из России - иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, жен. мон-рь в Спасовой слободе на территории совр. Гомеля. Этим мон-рям, особенно Лаврентьеву, в кон. XVIII - нач. XIX в. покровительствовали фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и его сын гр. Н. П. Румянцев , на землях к-рых располагались обители. В нач. XIX в. в Макарьевом мон-ре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на к-ром присутствовали представители Рогожского кладбища, В., Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились ( Мельников-Печерский. С. 346). В кон. 20-х гг. ХХ в. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской - 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома - 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение мн. исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В наст. время немногочисленное старообрядческое население живет в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде.

http://pravenc.ru/text/158276.html

Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. В 1517 и 1706-1707 гг. велись работы по обновлению внутренней росписи храма, повторно - в 1750 и в 1827 гг. Первоначальные фрески (между 1 сент. 1390 и 31 авг. 1391) сохранились только в нартексе, стены к-рого украшены полным циклом минология (не сохр. или частично сохр. изображения на янв., март, май, июль). Система расположения по месяцам в К. отличается от схемы росписи в основной группе настенных минологиев балканских памятников. В календарном цикле К. годовой круг имеет развитие по спирали. На каждой из 4 плоскостей комплекс миней разбит по горизонтали на 8 рядов и начинается в верхней точке в юж. части свода, затем переходит в иллюстрации следующего месяца на соседний участок стены и, постепенно снижаясь, заканчивается в нижнем регистре минология на вост. стене: на юж. стене - сент. (3 ряда), на тимпане зап. стены - окт. (4 ряда), на северной - нояб. (3 ряда), на тимпане восточной - дек. (4 ряда), на южной - янв. (3 ряда), на западной - февр. (2 ряда), на северной - март (3 ряда), на восточной - апр. (2 ряда), на южной - май (3 ряда), на западной - июнь (2 ряда), на северной - июль (3 ряда), на восточной - авг. (2 ряда). Т. о., месяцы нечетные и четные оказываются друг напротив друга (см. также: Менолог. С. 349-361; Cincheza-Buculei. 2002/2003. P. 11-16). Состав святых в минологии традиционен для памятников визант. круга. Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов (на юж., зап. и сев. стенах в 1 ряд) и Акафиста Божией Матери (на вост. стене в 2 ряда). В контексте календарного цикла подобное объединение неск. тем, отмечаемое в более ранних памятниках (напр., в церквах Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317), в Марковом мон-ре (1376) - см.: Менолог. 116-122), связано с годовым следованием правосл.

http://pravenc.ru/text/1841688.html

Позднесредневековое селище в 100 м к северу от села датируется археологами 16–17 вв. Поселение на этом месте, возникшее на развилке двух дорог – на Козельск и на Перемышль, видимо было сравнительно крупным торговым центром. В 18 в. Пятницкое-Салтыково стало вотчиной Салтыковых, перенесших сюда свою усадьбу из соседнего села Спас. Каменная церковь Спаса Нерукотворного, с южным приделом Параскевы Пятницы в трапезной, с колокольней, была построена в 1750 г. бригадиром Александром Васильевичем Салтыковым, вероятно, на старом церковном месте взамен деревянной. По предположению В.Г. Пуцко, простой четырехъярусный «традиционного типа иконостас» «столярной гладкой работы с цыровкою, выкрашен разными красками, и местами позлащен», существовавший в храме в 1799 г., мог быть перенесён из прежней церкви. В 1-й трети 19 в. храм был перестроен по тогдашней архитектурной моде в формах классицизма: четверик получил четырехколонные портики, переложенные фасады восьмерика – пилястровые портики и фронтоны; возможно в это же время был устроен новый иконостас в формах классицизма – пятиярусный с пилястрами, с позолоченными деталями (не сохр.); в середине – 3-й четверти 19 в. (до 1887 г.) интерьер храма был расписан. В середине 19 в. здешняя усадьба (от которой ничего не сохранилось) принадлежала А. Д. Шевичу; после него вплоть до 1917 г. – дворянам Поповым, последней помещицей была А. Д. Попова. В начале 20 в. в селе действовала земская школа. В 1917 г. церковь была закрыта; в советское время были разрушены верхние ярусы колокольни, у основного объема – портики, у трапезной – коробовый с распалубками над окнами свод; утрачены интерьеры. С момента первого обследования в 1970 г. к нач. 21 в. сооружение сильно обветшало. Основная часть стен церкви сложена из большемерного кирпича; достройки 1-й пол. 19 в. – из характерного для этого времени мелкого кирпича, многочисленные декоративные элементы 1-й пол. 19 в. – карнизы, абаки капителей, мутулы – белокаменные. На фасадах остатки тонкой штукатурки.

http://sobory.ru/article/?object=12679

В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Из сборников И. Б. выделялся т. н. жен. сборник (был составлен ок. 1756, автограф не сохр.), к-рый он впервые в истории болг. лит-ры адресовал жен. аудитории и включил в него под 26 июля (дата, возможно, связана с днем памяти св. Параскевы) оригинальное «Поучение к женам и девушкам» (дошло в многочисленных списках). В «Поучении...», тематически близком к популярным в Зап. Европе произведениям против магов и суеверий и основанном на Послании к Тимофею св. ап. Павла, подчеркнув особую роль женщин в сохранении веры и ярко описав господствующие в болг. обществе языческие традиции, И. Б. призвал болгарок отказаться от гаданий (как по Библии, так и по Корану) и языческих обрядов, быть смиренными, трудолюбивыми и добродетельными. Местонахождение самого раннего, составленного И. Б. в 1741 г. в Рильском мон-ре «Дамаскина» с поучениями на воскресные дни Великого поста неизвестно, о нем сообщали Й. Иванов и Б. Гацов (см.: Иванов Й. Св. Иван Рилски и неговият манастир. София, 1917. С. 114; Гацов Б. Дамаскинари от Рилската школа//ДК. София, 1933. Кн. 51/52. С. 251). В наст. время известны 7 автографов И. Б.: 1) «Дамаскин» с 15 Словами, в т. ч. с житиями мучеников (1743, с. Оризари; НБКМ. 1060. Инв. 5/927); 2) сборник с евангельскими толкованиями на дни пасхального цикла и Господские праздники (1745-1749, с. Оризари и г. Враца; НБКМ. 1/979); 3) сборник со Словами свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита и с житиями раннехрист. святых (1749-1751, городов Самоков и Враца; НБКМ. 328(62)); 4) сборник со Словами свт. Иоанна Златоуста (1750, г. Враца; НБКМ. 12/971); 5) сборник с толкованиями свт. Иоанна Златоуста и библейскими чтениями (1-я пол. XVIII в.; НБКМ. 1189); 6) сборник со Словами митр. Дамаскина Студита и св. отцов Церкви («Ковачевский», 1755; НБКМ. 687(283)); 7) сборник со Словами свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и с апокрифами (2-я пол. XVIII; Пловдив, Нар. б-ка «И. Вазов». 126(179)). Гипотетически И. Б. были атрибутированы еще 2 «Дамаскина»: с 4 Словами митр. Дамаскина Студита и 6 Словами о Пресв. Богородице (1742; НБС. 421(322); погиб во время второй мировой войны) и созданный в Самокове (сер. XVIII в.; НБКМ. 1058. Инв. 5/953).

http://pravenc.ru/text/673661.html

Итал. исследователь А. Соджин утверждает, что у истоков И. ВЗ лежат «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы и «Критическая история Ветхого Завета» Р. Симона ( Soggin. 1987. P. 6). Нем. автор О. Айсфельдт во «Введении в Ветхий Завет» в качестве 1-й работы по этой теме называет «Введение в Ветхий Завет» И. Г. Эйхгорна ( Eissfeldt. 1976. P. 3); в этой работе впервые на нем. языке была изложена документарная гипотеза Ж. Астрюка . История немецкоязычных введений в НЗ началась с книги И. Д. Михаэлиса ( Michaelis J. D. Einleitung in die göttlichen Schriften des Neuen Bundes. Gött., 1750, 17884). Предыстория. Докритическая эпоха И. в совр. понимании этого раздела библеистики была неизвестна в эпоху христ. древности и в средние века. Однако ряд элементов этой науки, в частности историко-критического подхода, встречался уже в ранней иудейской и христ. лит-рах. Вопросы о происхождении, статусе и значении текстов ВЗ содержат труды ранних иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия . Происхождение отдельных книг НЗ обсуждалось уже в связи с началом процесса создания канонического сборника во II в. Древнейшим памятником, содержащим исагогическую информацию НЗ, можно считать Муратори канон , который датируют ок. 200 г. (в последнее время - нач. IV в.; эта гипотеза, однако, не получила широкого распространения). В каноне Муратори не только перечисляются канонические книги, но и приводятся краткие сведения об авторах, о содержании и подлинности текстов. Ко 2-й пол. II в. относятся также т. н. Прологи Маркиона к признаваемым Маркионом 10 Посланиям ап. Павла, а также антимаркионитские прологи к 4 Евангелиям (из них сохр. только 3: на Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна) и к Посланиям ап. Павла. Позже появилось много аналогичных прологов. Блж. Иероним Стридонский. Роспись ц. Всех святых во Флоренции. 1480 г. Худож. Д. Гирландайо Блж. Иероним Стридонский. Роспись ц. Всех святых во Флоренции. 1480 г. Худож. Д. Гирландайо Отдельные исагогические вопросы рассмотрены в произведениях ранних церковных писателей и отцов Церкви ( Папия Иерапольского, сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Климента Александрийского , Оригена , Евсевия Кесарийского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина , Руфина Аквилейского и др.).

http://pravenc.ru/text/674796.html

Монастырь Моцамета Монастырь Моцамета Сведения о земельных владениях М. полностью отсутствуют. Источники немного сообщают и об истории мон-ря в XI-XVIII вв. Сохранившиеся святыни свидетельствуют о том, что обитель пользовалась покровительством высшего духовенства и светских феодалов, в т. ч. царственных особ и крупных сановников. В 1510 г. тур. войска под предводительством принца Селима (султан в 1512-1520) вторглись в Зап. Грузию, «сожгли Кутатиси и Гелати, затем опустошили, выжгли, перебили и истребили всех, кого нашли в Имерети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 753). В то же время пострадал М. Из приписки к Моцаметскому Четвероевангелию (Кут. 182. Л. 78 об., XII-XIII вв.) известно, что после разорения мон-ря «татарами» некие Давид и Гиорги «для укрепления храма» выстроили стену ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 327; Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 336). В 1795 г. царь Имерети Соломон II даровал М. «Большой девтер о пожертвовании крестьян и земель» (документ не сохр.; Кезевадзе. 1991. С. 190). Незаконное использование угодий М. строго каралось (Указ моурави Кутаиси Георгия Цулукидзе кутаисским купцам, кон. XVIII в.// Бердзенишвили. 1940. С. 216-217). Первый известный по имени настоятель М., архим. Симеон, упоминается в статейных списках рус. послов в Имерети (1650-1652) Н. Толочанова и дьяка А. Иевлева (Посольство стольника Толочанова... 1926. С. 185). По документу 2-й пол. XVIII в. известен Сильвестр (Силибистро) (Гогаберидзе), игумен М. и священник царского двора (Дарственная грамота иером. Лазаря (Ергеблидзе) мон-рю Гелати, 1750 г.// Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 1; Иммунная грамота царя Соломона I мон-рю Гелати, 1755 г.//Там же. С. 4-6). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в. Сильвестр в сане архимандрита был переведен в мон-рь Саирме близ Цагери (Дарственная грамота кн. Николая Дадиани пустыни Саирме, 1771 г.//Там же. С. 44-45). С вхождением в нач. XIX в. груз. царств в состав Российской империи ГПЦ была включена в юрисдикцию РПЦ как Грузинский Экзархат. В 1819 г. груз. дипломат и общественный деятель Г. Авалишвили посетил М. и нашел его «в весьма стесненном состоянии» ( Авалишвили. 1984. С. 605). После кончины настоятеля М. архим. Герасима (Лорткипанидзе) (1785-1825) по приказу экзарха Грузии Ионы (Василевского) М. как мон-рь 2-го класса вошел в подчинение монастырю Гелати ( Ткешелашвили. 2010. С. 24-25). Щедрые пожертвования (иконы, утварь, книги) оказывали обители супруга царя Имерети Давида II царица Анна Орбелиани (1784-1789), правительницы Гурии и Мегрелии княгини София Гуриели († 1829) и Екатерина Дадиани († 1882), поэт А. Церетели († 1915). В 80-х гг. XIX в. московский в честь Страстной иконы Божией Матери мон-рь подарил М. 2 колокола и облачения ( Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010