Все последующие каменные храмы города вплоть до 70-х гг. XVIII в. (сельские каменные храмы на территории Иркутской и Нерчинской епархии в это время не строились) также находят аналоги в устюжской архитектурной традиции, каждый раз по-новому сочетая характерные для нее объемно-пространственные композиции. Декор их варьирует мотивы Крестовской ц., но, за редкими исключениями, в упрощенном варианте. Не меньшую изощренность декор имел лишь в ц. святых Прокопия и Иоанна Устюжских (1744-1767, перестроена после 1879, снесена в 30-х гг. ХХ в.), построенной на средства устюжанина Михаила Глазунова. Основной, 2-этажный объем завершался малым восьмериком, 2-этажный сев. придел - большим восьмериком. Еще один (5-й) престол располагался в верхнем четверике колокольни, его апсида - на крыше трапезной. Очень редкую композицию - 2 восьмериками от земли - имел одноэтажный собор иркутского в честь Вознесения Господня мон-ря (1749-1767, разобран в 1863); 5-ярусная колокольня примыкала непосредственно к восьмерику, без трапезной. Декор был очень сложным, но судить о его качестве нельзя, т. к. храм известен лишь по рисункам и чертежу 1859 г. Определенное сходство с Вознесенским собором имеет композиция Троицкой ц. (1754/59-1778) - 2 больших восьмерика на 2 четвериках. Симметричные приделы здесь не выделены в объеме трапезной, но увенчаны малыми восьмериками, так же как и апсида. Выразительный декор храма близок к декору предыдущих памятников. Увенчанная куполом со шпилем 5-ярусная колокольня храма близка к возведенной в то же время колокольне Спасской ц. (1758-1762). Последний памятник с нарышкинским декором рассматриваемого типа - ц. Владимирской иконы Божией Матери (1775-1780, облик полностью искажен перестройками). Она имела традиц. композицию - 2-этажный основной объем с трапезной и 5-ярусной колокольней по оси, с 2-этажным объемом придела с сев. стороны. Четверик был увенчан 5 главами, вероятно под влиянием композиций тобольского барокко, прежде всего Воскресенской (праведных Захарии и Елисаветы) ц. в Тобольске (1759-1776).

http://pravenc.ru/text/674055.html

9. В неделю третью великого поста из темы: иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Мк. 8:34 . о том, как отвергшись самих себя, преселяться нам в божественный Дух Божий? Сказывано в Москве в придворной церкви Марта 11 дня 1767 года. 10. Во святый и великий пяток из темы: Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася, и преклонь главу предаде дух, Ин. 19:30 . о том, что такое в совершенство и в окончание приведено. Сказывано в придворной церкви 1767 года Апреля 6 дня. 11. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Кого мя глаголют человецы быти сына человеческаго? Мф.16:13 . О различности людских мнений, и какое из них подлинно справедливо, и которое прямую делает нам честь? Сказывано в Москве в придворной церкви Июня 29 дня, 1767 года. 12. Во время высочайшего присутствия Ее императорского Величества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое. Рим. 8:28 . О любви к Богу. Сказывано в Лавре 1767. 13. Во время присутствия Его Императорского Высочества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: мне же зело честни быша друзи твои Боже! Пс. 138:17 о том, для каких причин святые другами Божиими именуются? Сказывано Июля 17 дня, 1767 года. 14. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: тако тецыте, да постигнете. 1Кор. 9:24 . О том, до чего достигать нам надобно? Сказывано В Москве в придворной церкви 1767 года, Сентября 20 дня. 15. В день Святых Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Отвещав Симоне Петре рече: ты еси Христос Сыне Бога живаго. Мф. 16:16 . О свойствах или о силе Евангельской веры. Сказывано в Петергофе 1768 года, Июня 29 дня. 16. На основание знаменитого храма Исакиевской соборной церкви в Санктпетербурге, из темы: Господи! возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Пс. 25:8 . о том, какими причинами побуждена Ее Величество к сооружению храма сего? Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества, Святейшего Синода, и всего Сигклита 1768 года, Августа 8 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Марченский епископ Симеон Филипович умер в 1743 г., а комиссары на народном сейме 1744 г. объявили, что императрица ни под каким видом не допустит избрания нового епископа; едва в 1749 году было дозволено не униатам присоединиться к епархии Карлштадтской; но монастырь Марча в 1753 году все-таки был занят вооруженною силой и отдан униатскому 85 ) епископу, а монахи православные были выведены из него в Лепавину. Бунт Граничар хорватских из-за унии был усмирен силою в 1755 году. В 1749 же году волнения румынов Трансильвании, не хотевших подчиниться униатскому епископу, вынудили наконец правительство дозволить им присоединиться к православной епархии Офенской 86 ). Патриарх Арсений IV умер 6-го января 1748 года. От природы милостивый и щедрый, он всегда находился под влиянием своих придворных; один из них архидиакон Иоанн Георгиевич, невежда, едва умевший читать и писать, особенно ненавидел русских учителей и убедил патриарха закрыть латинскую школу в Карловце и оставить только славянскую; русские учители отправились в свое отечество. С кончиной Арсения прекращается ряд патриархов Сербских в австрийских землях до новейших времен. После кратковременного (с 12-го января 1748 г. по 22-е января 1749 г.) управления митрополита Исаии Антоновича, из епископов Арадских, в июле 1749 г. был избран на митрополичий престол епископ Карлштадтский, Павел Ненадович, строгий постник. При утверждении его (в октябре 1749 г.) императрица Мария Терезия пожаловала ему титул превосходительства (excellenz), оставшийся навсегда за его преемниками. Его можно назвать восстановителем образования в сербском народе, потому что он снова устроил в Карловце латинскую школу 87 ) и завел при всякой церкви братства (скупштины), которые, между прочим, заботились и о школах. Он же положил основание так называемому школьному фонду от взносов от клира и народа; в течение двадцатилетнего его управления была собрана довольно значительная сумма, из которой после его смерти осталось 31.000 флоринов. Хотя сам он не говорил проповедей и не позволял другим говорить, но распорядился, чтобы по воскресным и праздничным дням читались в церквах поучительные слова из книг русского проповедника Симеона Полоцкого „Обед духовный“ и „Вечеря душевная“; он издал также „Православное исповедание“, извлечение из катехизиса Киевского митрополита Петра Могилы , и много хлопотал о благолепии в церквах; наконец, монастырскую дисциплину он вводил с такою строгостью, что многие монахи бежали из своих монастырей, не стерпев жить в них, по выражению его биографа 88 ). Во время Ненадовича, именно в 1752 году, была учреждена в Вене иллирская придворная депутация, присутственное место, которому подлежали дела, касавшиеся веры и привилегий сербов; оно состояло из президента, нескольких советников и секретаря с писцами; впрочем, там не числился ни один православный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

438 Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 359–361. При этом ведомость о наличной сумме в Св. Синоде, Новгородском архиерейском доме и других епархиях, которую тратить без указа не должно: 1) Остающихся от 1745 г. по май 1749 г. синодальным членам жалованья, которого им по поданному Ея И. В. указу в 1742 г. штату на 9 персон в каждый год по 8650 руб. платить положено – 34600 руб. 2) Оставшихся по смерти духовных персон (в том числе при Синоде 8477 руб., а из епархий не присылают и по ныне) – 18113 руб. 3) Остающихся с мая 1745 г. по май 1749 г. в Новгородском архиерейском доме за определением его штатом ежегодно по 1377 руб. 73 коп., да за хлеб по сложному (среднему) урожаю и по ценам, установленным в штате) по 6598 руб. 61 коп., итого с 1745 г. – 31905 руб. 36 коп., а всего – 84618 руб. 36 коп. 19 июля того же года сама Императрица требовала сведений о том: 1) по сколько доходов получалось в Воскресенском «Новый Иерусалим» монастыре при Коллегии Экономии и К.С.Э.П. порознь; 2) сколько из этого употреблено на строительство и 3) сколько в К.С.Э.П. денег на лицо (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 362). 440 6 октября 1749 г. из Кабинета запросили, по какому указу Сената требуют из Канцелярий ревизии копии с ревизских сказок и книг за подписью ревизоров. Синод ответил: по указу 29 февраля 1749 г. (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 392–394. Приложена и копия указа л. 395–396). 441 Не прислано из следующих архиерейских домов с их монастырями: Переславского, Тобольского, Рязанского, Вологодского, Архангелогородского, Воронежского. Из Троице-Сергиевого, Донского и Бизюкова монастырей и из 38 монастырей Московской епархии и 12 – Тамбовской. Сведения же о Новгородском архиерейском доме даны были в ведомостях для штата 1740 г. (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 371–381). 442 Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 371–381. Письмом от 5 августа 1749 г. Иоанн Антонович (барон Черкасов?) просил прислать к нему копию с доклада Шаховского Государыне о неисправности присланных в Синод ведомостей 6 августа. Шаховской ответил, что Государыне он доносил о том, что Св. Синод надлежащего попечения о доходах не имеет и его объяснения и предложения оставляет без внимания. Тогда она велела письменно изложить ей бывшие споры, что Шаховской и сделал, а к Иоанну Антоновичу (барону Черкасскому?) послал копии (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 389).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Первая поездка состоялась в окт.-нояб. 1748 г. вместе с мясником Иоанном Оанчей из Фэгэраша. Сведения об этом сохранились в письме О. М. (1-я пол. 1749) серб. митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу) , в к-ром буд. мученик выразил стремление правосл. румын из трансильванских дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра войти в окормление Карловацкой митрополии Сербской Церкви ( Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 89). В письме (12 янв. 1749, Сибиу) венскому правительству губернатор Трансильвании Й. Халлер фон Халлерштайн и губ. католич. советники сообщали, что на территории, где в 1744 г. проповедовал «псевдомонах Виссарион» (сщмч. Виссарион (Сарай)), заверявший крестьян в том, что существует имперская резолюция, позволяющая отказаться от унии, после возвращения О. М. и Иоанна Оанчи из Вены вспыхнули волнения. 23 дек. того же года ок. 100 крестьян приехали в Сибиу, чтобы вручить свой меморандум и просить губернатора представить им резолюцию. 28-29 дек. им зачитали резолюцию на румын. языке и дали по ней объяснения. Иоанн Оанча и его соратник (неизв.) были заключены в тюрьму на 2 года за подстрекательство к расторжению унии (Despre Biserica românilor. 2009. P. 197), О. М. бежал в Банат вместе с крестьянами-пастухами из окрестностей Сибиу. В протоколе заседания придворной комиссии (15 янв. 1749, Вена), делегированной для рассмотрения трансильванских вопросов, содержится детальный разбор меморандума, врученного О. М. императрице. Согласно протоколу, конфликт возник на почве того, что правительство игнорировало право сохранения исконной веры, к-рое благодаря присутствию в Брашове, Фэгэраше и Сибиу богатых правосл. греч. торговцев правосл. население этих городов получило в 1701 г. от вводившего унию имп. Леопольда I (Ibid. Р. 198). Протоколы допросов крестьян из Юж. Трансильвании за янв., февр. и март 1749 г. демонстрируют усилия О. М. организовать движение сопротивления правосл. верующих (Ibid. Р. 201-211). О 2-й поездке О. М. и его соратников в Вену весной 1749 г. сохранились сведения во мн.

http://pravenc.ru/text/2581443.html

Настоятели: Лука Андреев (1720)-1732 г.г.; Иаков Никонов 1732-1749 г.г.; Иерофей Калинин 1749-1772 г.г.; Андрей Алексеев 1772-1776 г.г.; Матфей Сорокин 1776-1803 г.г.; Тимофей Никитин 1803-1807 г.г.; Петр Ануфриев 1807-1821 г.г.; Симеон Никитин 1821-1847 г.г.; Михаил Федоров 1847-1849 г.г.; Гавриил Лысков 1849-1862 г.г.; Петр Варфоломеев 1862-1881 г.г.; Алексий Васильев 1887-1892 г.г. 2-е священники: Алексий Иванов (1720-1729 г.г.; Иаков Никонов 1728-1732 г.г.; Иерофей Калинин 1732-1749 г.г.; Матфей Никифоров 1749-1757 г.г.; Андрей Алексеев 1757-1772 г.г.; Матфей Иерофеев 1774-1776 г.г.; Матфей Калинин 1776-1788 г.г.; Иван Калинин 1789-1797 г.г.; Гавриил Молчанов 1809-1814 г.г. (в 1804-1809 г.г. служил в Малошуйском приходе Онежского уезда); Иоанн Сорокин 1815-1819 г.г.; Михаил Павловский 1841-1843 г.г., вторично 1853-1858 г.г.; Алексий Ручьев 1858-1871 г.г.; Стефан Афанасьев 1871-1876 г.г.; Феодор Павловский 1876-1887 г.г.; Феодор Кононов 1887 г.; Михаил Тамицкий с 1887 г. Диакон: Матфей Ерофеев 1767 г. Церковный староста: Яков Вязьмин с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 131-144. Часовня Успения Божьей Матери расположена в центре островной части деревни Сумостров и, композиционно подкрепленная старой высокой елью, является доминантой в застройке поселения. Постройка принадлежит к числу трехчастных равношироких и равновысоких часовен. Часовня представляет собой сруб-пятистенок на низком подклете, включающий молитвенное помещение, притвор и примыкающие к ним с запада каркасно-обшивные сени. Она перекрыта двухскатной крышей, которая над молитвенным помещением ранее была увенчана главкой с крестом. Стены часовни рублены " в обло " , изнутри полностью отесаны со скруглением углов. Пол претерпел одну реконструкцию. На продольных стенах сохранились следы от балок первоначального пола. Ныне существующий пол ниже на полтора венца и выполнен из тесин, уложенных: в главном помещении - перпендикулярно, а в притворе - параллельно входу. Потолок - горизонтальный из профилированных тесин " вразбежку " , уложенных в главном помещении перпендикулярно входу по двум прямоугольным профилированным балкам, а в притворе - параллельно входу также по двум аналогичным балкам. Окна претерпели также одну реконструкцию: первоначально спаренные, позднее были растесаны по вертикали и заменены на одинарные с четырехкосящатыми коробками и семичастными рамами.

http://sobory.ru/article/?object=33019

Платонов О.А. ученый и писатель,директор общественной организации " Институт русской цивилизации имени Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна " (Снычева).Труды:“Русский труд”,“Экономика русской цивилизации”,“Убийство царской семьи”, “Григорий Распутин”, “Николай II”.(npoдoлжehue следует.. екатерина 30 декабря 2016, 17:46 хорошо знакомый мне многодетный священник получил от протоиерея Николая с острова Залит,лично, не через келейниц, благословение написать акафист Григорию Ефимовичу, который потом вместе с ним прочитал, и заказать написание иконы. Лично знаю от архимандрита Власия Перегонцева о почитании им Г.Е. Иван Киев 30 декабря 2016, 17:42 Григорий Распутин был великим человеком при царе Николае II. И ныне вновь здравствует в новой жизни и наблюдает, как Россия и всё человечество губят себя от безверия и беззакония. Близка погибель нашей цивилизации, так как Христианства уже никакого нет нигде! На Суде Божьем увидите царя и Григория! р.Б.Алла 30 декабря 2016, 17:07 С точностью-наоборот все выглядит в книге Любови Миллер " Трагедия последнего Государя и его семьи " ,которая написана на основе исторических документов.Если кто интересуется,то прочтите.Не нужно идеализировать Распутина,согласна с В,только Бог знает правду.Но посмотрите,какие глаза у Распутина!? Юрий Чухманов 30 декабря 2016, 16:57 Не думаю ,что до страшного суда кто то узнает истинную правду поворотов истории. В науке истории все так напутано ,что честное слово,страшно свое суждение высказывать. Если современная наука не может однозначно определить возраст артефактов, то о чем мы можем рассуждать трезво? Дай Бог в себе разобр СБ 30 декабря 2016, 16:40 Действительно, очень странная статья от уважаемого богослова. Особенно удивили пассажи о победоносной войне России. Как будто неизвестно, что Россия была абсолютно не готова к войне, к 1916 году фронт разваливался, военные дизертировали тысячами. Или материал плохо изучен, или не знаю что еще. Александр 30 декабря 2016, 16:29 Для меня тема Распутина началась давно, после чтения романа Пикуля .Тогда в написанное поверил ,сейчас не верю. Мое теперешнее мнение ,которое не навязываю ни кому , таково. Не любишь Распутина- не любишь Царя Николая и его семью,не любишь Царя Николая - не любишь Господа нашего Иисуса Христа.Аминь

http://pravoslavie.ru/99844.html

Из выделенных мон-рю средств за 1-ю пол. 1765 г. 45 р. 30 к. было уплачено священно- и церковнослужителям. Так, иереи Василий Стефанов и Захария Васильев получили каждый по 10 р., алтарники Александр и Гавриил Ивановы - по 5 р. каждый, служитель Лев Егоров с детьми Алексеем и Иваном - 12 р. Последним было выдано на платеж подушных и оброчных налогов 3 р. 30 к. (Там же. Л. 11). Расходы мон-ря в 1765 г. ограничивались покупкой дров, восковых свечей, ладана, виноградного вина для церковных служб, приобретением муки для просфор, меда для кутьи. На территории проводился ремонт монастырских зданий: перекладка печей, устройство новой сосновой драницы для покрытия келий, беление печей известью; имелись транспортные расходы. Отдельная статья расходов связана с обновлением и приведением в порядок богослужебных предметов. В 1767 г. денежные выплаты сестрам увеличились. Если в 1765 г. рядовые инокини получали за полугодие по 2 р. 82/4 к., то в 1767 г. им выдали по 5 р. (сумма выплат игумении и казначее остались без изменений - 20 р. и 7 р. 50 к. соответственно) (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 3182. Л. 1-3). Имена заштатных монахинь (19 чел.) упраздненных монастырей, проживавших в М. Т. м., приводятся в общем списке без указания на их принадлежность к закрытым обителям. Все они получили за 1-е полугодие 1767 г. одинаковую сумму - по 5 р. каждая. Однако деньги выдали с большой задержкой (Там же. Л. 14 об.). Кроме традиц. расходов на содержание мон-ря заслуживает внимания запись от 24 февр. 1767 г. об уплате муромскому иконописцу Михаилу Смольянинову 4 р. 50 к. за написание для церкви (какой именно - не указано) образа Святой Троицы (Там же. Л. 6). 20 мая муромскому купцу Алексею Корсунскому было выдано 2 р.- «за покупной у него для мощения в святых вратах пола кирпич 1000». Видимо, работы были обширные, т. к. для подсыпки под пол привезли 10 возов песка - по 3 к. за воз (Там же. Л. 7 об.). Работы по сооружению кирпичного пола производил каменщик подмонастырской слободы Родион Зимин, за что ему было выдано 29 мая 1767 г. из монастырской казны 20 к.

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Другой экземпляр того же письма и к тому же генералу, вероятно, прислан потому, чтобы сообщить о нем всей братии. Письмо 17-е от 5 сентября 1766 года. Извещает, что болезнь его продолжается, просит молиться о нем пред чудотворной иконой Божией Матери, и желает видеться с генералом; если же нельзя, то прислать бы ему resultatum consultacyi na pismie. Письмо 18-е от 21 сентября 1766 г. уведомляет, что при первой санной дороге приедет в Почаев. Письмо 19-е от 11 апреля 1767 г. поздравляет с приближающимся праздником Воскресения Христова. Просит прислать кого-либо верного из братии (akkredytowanego zakonnika) под предлогом поздравления с праздником, которому он вручит остальные к жертвованной полтора миллиона сумме, деньги, по его счету 196,602 злота. В примечании к письму присовокупляет, что прежде посланное золото, он считал червонец по 18 злотых. Письмо 20-е от 9 мая 1767 г. снова посылает камердинера Василия Стршельницкого, и просит принять его в монастырь, как раскаявшегося в своем поступке и изъявившего решительное желание поступить в монашество. Письмо 21-е от 23 мая 1767 г. Потоцкий узнав, что генерал-протоархимандрит Белинский, избегая какой-то опасности, уехал из монастыря, чрезвычайно о том беспокоится и просит его, генерала, о последствиях этой тревоги доставлять ему верные сведения. Это было в царствование императрицы Екатерины II, когда для защиты польского короля Станислава Понятовского, русские войска проходили этим краем в Варшаву, и наводили страх на мятежных и тогда уже поляков: их особенно боялся Потоцкий, как богатейший в этой стране вельможа, и имевший много денег. Письмо 22-е от 9 августа 1767 г. выражает радость, что тревожные слухи не сбылись, благодарит генерала, что о нем молится пред престолом Божией Матери; откровенно объясняется, что Почаевское местоположение ему нравится, и что он навсегда желает поселиться в монастыре. Письмо 23-е от 8 октября 1767 г. извещает генерала, что он имеет решительную мысль переехать на жительство в монастырь, и потому просит приготовить ему квартиру в том самом гостином домике, который он и прежде занимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

2001 г. (Успенский собор г. Ростова Великого) Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Икона, написанная к прославлению священномученика в Ярославской епархии. 2001 г. (Успенский собор г. Ростова Великого) В сент. 1767 г. по доносам мон. Филарета (Батогова) и иеродиак. Иоасафа (Лебедева) началось 2-е следствие по делу А. В числе пунктов обвинения на этот раз фигурировали высказывания А. о том, что императрица Екатерина II - «государыня неприродная», и о желательности ее брака с Иоанном Антоновичем ; о том, что в деле об убийстве Иоанна Антоновича замешаны влиятельные вельможи; о болезни наследника престола Павла Петровича (см. Павел I ) и о предсказании жития прп. Кирилла Новоезерского , что в России будут царствовать 2 юноши; о «брани» на членов Синода и уподоблении себя свт. Иоанну Златоусту . Большинство обвинений А. отверг. По результатам 1-го этапа следствия Архангельская губернская канцелярия составила отчет, к-рый был отослан в С.-Петербург. 8 окт. 1767 г. ген.-прокурор кн. А. А. Вяземский приказал Архангельской губернской канцелярии провести дополнительное расследование с целью добиться новых показаний. Под давлением следствия А. оговорили нек-рые из допрошенных насельников мон-ря, в т. ч. и настоятель. По получении 3 нояб. 1767 г. дополнительных материалов следствия Вяземский составил записку императрице. 20 дек. 1767 г. состоялся Высочайший указ, повторявший основные пункты ранее предъявленных обвинений и повелевавший расстричь А., переименовать в «Андрея Враля», переодеть в «мужичье платье» и сослать в крепость Ревеля. 29 дек. 1767 г. в Архангельской губернской канцелярии над А. совершили чин расстрижения, и уже 8 янв. следующего года он был помещен в специальный каземат Ревельской крепости, проделав за 12 дней 2000-верстный путь. Условия содержания А. в крепости были оговорены в специальной инструкции, предназначенной обер-коменданту крепости фон Тизенгаузену: не допускать никого на свидания с арестантом, «чтобы сей великий лицемер не привел и других к несчастью».

http://pravenc.ru/text/76190.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010