Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная церковь в с.Большое Пулково была заложена 30 мая 1783г. благочинным свящ. Стефаном Ивановым и строилась по проекту архитектора Джакомо Кваренги на казенные средства императрицы Екатерины II. Храм был торжественно освящен в 1785 г. Это была большая церковь с полукруглой апсидой, западный фасад храма был увенчан двумя квадратными башенками, на одной из которых находились колокола. К храму была приписана одна каменная часовня, построенная в 1831 г. и находившаяся в церковной ограде. Последним настоятелем храма в 1933-1938 гг. являлся прот. Александр Иоаннович Мошинский (1885-1955). Церковь была закрыта в 1938 г. и во время контрнаступления советских войск во время войны разрушена до основания. К настоящему времени сохранился лишь фундамент храма с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. Подробнее об этой церкви см. книгу М.Ю. Мещанинова " Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей " (СПб, 2007, сс.362-368), там же имеются старые фотографии ее внешнего вида и внутреннего убранства (1910-х гг.) из коллекции автора.  ЦГИА СПб, ф.19, оп.1, д.12027, л.4; ф.19, оп.113, д.4181, л.115. ЦГА СПб, ф.7179, оп.10, д.1341, л.66 Район Пулковских высот был заселён при Петре I и состоял из двух слобод: Большого (Верхнего) Пулкова и Подгорного Пулкова. Каменная однопрестольная церковь, взамен деревянной, 1749 года постройки, построена в Нижней Подгорной слободе села Большое Пулково в 1782-1784 годах. Храм был построен в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги. Рядом с ним была выстроена каменная колокольня. Около церкви у дороги на Царское Село была построена часовня. Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены в годы Великой Отечественной войны. http://piters.in/nohram Первая деревянная церковь в Пулкове была построена в 1748-1749 гг. Одновременно для нее писался образ Смоленской Божией Матери. Церковь была освящена архиепископом Санкт-Петербургским Феодосием 14 октября 1749 г., но через несколько лет сгорела. Вместо нее в 1755-1757 гг. по повелению имп. Елизаветы Петровны была выстроена новая деревянная церковь, освященная 28 июля 1757 г. архиепископом Санкт-Петербургским Сильвестром.

http://sobory.ru/article/?object=07055

Вязьма. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1748-1749 годах на средства купцов и прихожан. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня. Храм сильно пострадал во время боев с французами в 1812 году. После восстановительных работ богослужение возобновлено в начале 1820-х годов. В 1922 году комиссией по изъятию церковных ценностей из храма взяты все серебряные ризы с икон и утварь. На колокольне висели 5 колоколов. Храм закрыт в конце 1930-х. В марте 1992 года Введенский храм передан Епархии, возобновлено богослужение. Набор открыток " Вязьма Православная " О построенном здесь деревянном храме упоминается в 1627 году. В 1748-49 годах купцами и прихожанами был построен двухэтажный, двухпрестольный каменный храм. На первом этаже престол освящен во имя Введения в храм Богородицы, во втором - во имя Богоявления Господня. В 1762-63 годах с запада была пристроена трехъярусная колокольня. Сохранились элементы отделки окон и карнизов керамическими формами. Храм пострадал в 1812 году. В 1862 году к храму с севера был пристроен каменный придел с престолам в честь Преподобного Тихона Калужского. После революции храм был закрыт одним из последних - в конце тридцатых годов. Перед войной в здании размещался краеведческий музей. В 1992 году храм передан Смоленской епархии. Через дорогу от Введенской церкви находится дом, ей принадлежавший. Дом построен в конце XVIII века. Известно, что в годы оккупации здесь размещалось гестапо. http://www.ortodox.vyazma.com/uuu.shtml Богоявленский храм с трапезной и колокольней возведен в 1748-49 гг., в 1763 г. вдоль северной стороны трапезной и храма пристроен двухэтажный Введенский придел, измененный в 1862 г. и закрывший асимметричной параболической апсидой изначальный уступ на стыке храма с основным алтарем. Традиции зодчества кон. 17 в. соединились здесь с формами европейского барокко, преобладающими в облике колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=05777

Демидов. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:Между 1748 и 1749. Год утраты:приблизительно 1944 (утрачена в ходе боев) Адрес: Смоленская область, г.Демидов Координаты: 55.267211, 31.511172 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В источниках о Поречье (прежнее название Демидова) одной из первых упоминается деревянная Пятницкая церковь. Каков был внешний вид этого храма, кто финансировал его строительство,- сказать нельзя. Неизвестна также дата его построения. Есть сведения о том, что в 1697 г. в эту церковь был выдан антиминс. О времени же разрушения можно предположить, что это 1749 г., когда смоленский мещанин Петр Андреевич Вольский выстроил в Поречье каменый храм, освященный в честь святой великомученицы Параскевы. Первоначально Пятницкая церковь имела деревянную колокольню, но в XIX в. на средства прихожан была выстроена каменная колокольня. Недалеко от храма в 1881 г. была выстроена теплая каменная часовня в память императора Александра II. В 1936 году постановлением облисполкома храм был закрыт и передан на нужды товарной базы райсоюза. В дальнейшем церковь была разрушена. Полуразрушенная часовня была восстановлена под руководством иеромонаха Сергия (Зятькова), настоятеля Покровской церкви. Священник трудился вместе с верующими. К кирпичной стене здания была пристроена полуовальная апсида, крыша покрыта оцинкованным железом и на ней установлен крест. Отреставрированная часовня освящена в 1991 году. В источниках о Поречье одной из первых упоминается деревянная Пятницкая церковь. Каков был внешний вид этого храма, кто финансировал его строительство, - сказать нельзя. Неизвестна также дата его построения (Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 254) . Есть сведения о том, что в 1697 г. в эту церковь был выдан антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 890) .

http://sobory.ru/article/?object=43790

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) (Миткевич Иоанн; 1724, г. Козелец Черниговской губ.- 30.06.1763, Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь), еп. Белгородский и Обоянский. Иногда в лит-ре И. ошибочно отождествляется с игум. Иоасафом (Миткевичем), возглавлявшем в 40-х гг. XVIII в. Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь в Черниговской губ. (ОДДС. Т. 29: 1749 г. С. 610). И. род. в многодетной семье священника. Обучался в Киево-Могилянской академии, был учеником С. Ф. Тодорского (впосл. архиеп. Симон (Тодорский) ). В окт. 1740 г. трудами архиеп. Амвросия (Юшкевича) была учреждена Новгородская ДС, первыми преподавателями к-рой стали выпускники киевских духовных школ. В нач. 1741 г. по приглашению архиеп. Амвросия И. Миткевич вместе с другом Иосифом Ямницким был переведен из Киева в Новгород. Служил учителем в начальных школах 1-го класса семинарии, с кон. окт. 1741 г. преподавал пиитику в среднем классе, с 1742 г.- риторику, с 1746 г.- философию, с 1748 г.- богословие. Ок. 1744 г. в новгородском Антония Римлянина монастыре Миткевич принял монашеский постриг, затем был рукоположен во иерея, в 1748 г. назначен префектом, в сент. 1750 г.- ректором Новгородской ДС и настоятелем Антониева мон-ря с возведением в сан архимандрита. При И. в 1754 г. в Новгороде для Антониева мон-ря был отлит новый колокол. В годы ректорства И. состоялся 1-й выпуск семинарии, среди окончивших был его ученик Тимофей Соколовский (впосл. свт. Тихон Задонский ). С нояб. 1755 г. по поручению Синода вместе с ректором СПбДС иеродиак. Никодимом (Пученковым) И. занимался подготовкой и цензурированием нового издания Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и Киево-Печерского патерика. В это время И. проживал на Новгородском подворье в С.-Петербурге и получал в дополнение к ректорскому жалованью (300 р.) еще 200 р.

http://pravenc.ru/text/578098.html

Татево. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая церковь в с. Татево, расположена возле родового имения Рачинских и старинной школы. На приходе в с. Татево с минувшего года действует православное общество трезвости, подобное основанным в XIX веке С.А. Рачинским. Престола два: главный холодный Живоначальной Троицы, теплый придельный Покрова Пресвятой Богородицы. Источник: сайт   Тверской епархии Описание прихода в 1915 году: " Село Татево, Ивановское, первое название которого произошло от владельцев - князей Татьевых, второе - от перваго храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, — расположено на северо-восточной окраине Бельского уезда, близ границы с Тверской губернией, в 45 в. от Белого (летом в 60 в.). Ближайшие села: Бельского у. — Глухово в 9, Кострицы и Егорье (Береза) в 12, Шопотово — в 15, Знаменское (Меженинка) в 18 в.; Ржевского уезда, Тверской губ. — Спас-Береза в 5, Рогалево в 8, Бобровка и Завидово в 15 в. Первый храм построен (а вместе основано и село) в начале XVIII в. Бывший тогда владельцем с. Татева Григорий Григорьевич Пенский 15 февраля 1714 г. испросил у митр. Дорофея благословение на построение в своей деревне Коптелой деревянного храма во имя Рождества Ианна Предтечи " ради поминовения родителей своих и ради крестьян своих великия их нужды " . До тех пор нынешний Татевский приход принадлежал к приходу с. Егорья (Березы), которое удалено было от некоторых деревень на 20 и более верст. " И в те деревни того села Березы (говорилось в прошении Г.Г. Пенского) попу к крестьянам со всякою духовною потребою в иныя времена за водами да за болотами выезжать удалено " . Когда построена и освящена эта церковь, - неизвестно; но она упоминается в документах первой половины XVIII в., и со времени её построения село стало называться Ивановским. Нынешняя каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, с тогдашним приделом Покрова Пр. Богородицы, построена сыном ктитора первого храма, поручиком Смоленской шляхты Михаилом Григорьевичем Пенским, в 1748 г. Антиминс, выданный в том же году епископом Гедеоном в придельную церковь, хранился в ризнице Смоленского Архиерейского дома. Эта церковь упоминается в 1774 И 1780 г.г. Ктитор в 1748 и 1749 г.г. пожертвовал в пользу церкви остальную землю дер. Коптелой, а также пустошь, при чем владевших ей крестьян помянутой деревни обязался в январе 1751 г. перевести в другое место. Грамота на пристройку к каменной церкви Пресв. Троицы каменного же придела во имя Рождества Пр. Богородицы выдана Николаю Богд. Потемкину епископом Парфением 20 мая 1789 г.; антиминс же в эту, придельную, церковь выдан был в 1808 г.

http://sobory.ru/article/?object=10069

Барнаул. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1771 и 1774. Год утраты:1935 Архитектор:Д.П. Макулов Адрес: Барнаул, Соборная площадь (сейчас Площадь Свободы) Координаты: 53.331136, 83.789794 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1 мая 1747 г. бывшие владения Акинфия Демидова на Алтае, включая все заводы, строения, земли, рудники, оборудование, а также приписных крестьян и мастеровых, отошли во владение Императора и отданы в ведение Кабинета Его Императорского Величества. Началсяся новый этап в истории Барнаула, условно называемый кабинетским. В 1748 году в поселке Барнаульского сереброплавильного завода, между казармами и офицерскими домами, началось строительство первой барнаульской церкви " во имя верховных апостолов Петра и Павла. Геодезии прапорщику Пимену Старцеву было поручено " сочинить чертеж " деревянного храма. Строители - плотник Елисей Анчутин, " Сибирского гарнизона Тобольского полка солдат " Анисим Чуркин, " новоучрежденного драгунского полка драгун " Еремей Кабаков и 13 помощников. Деревянный храм был завершен и освящен в 1749 году. При храме было небольшое кладбище. В 1751 году здесь в ограде был похоронен Андреас Беэр, горный специалист, первый начальник Колывано-Воскресенских заводов, а в 1766 году - Иван Ползунов, изобретатель русской паровой машины. Деревянная церковь простояла 19 лет. В 1767 г. духовное правление Барнаульского завода обратилось в Кабинет с прошением " разрешить построить церковь на каменном фундаменте, кирпичную... ибо за слабостью здесь грунта и дряблостью леса деревянное строение весьма непрочно и не более двадцати лет простаивает " . Деньги на строительство выделял Барнаульский сереброплавильный завод. В ответ на прошение в декабре 1767 г. из Петербурга был прислан проект каменного Петропавловского собора архитектора Д.П. Макулова, выполненный в стиле барокко. Поскольку в Кабинете проект был признан сделанным " с излишнею весьма огромностью и по смете превосходящим гораздо предписанные пределы " , в Барнауле должны были его взять за образец и доработать. Разработка сметы и плана строительства собора были поручены горному инженеру И. Медеру и подпоручику П. Попову.

http://sobory.ru/article/?object=23542

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

Реброво. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В документах впервые упоминается в 1628г. как церковь Михаила Архангела. Село Реброво в 17 в. принадлежало галичским дворянам Сытиным, позднее - боярину Б. И. Морозову, после его смерти - опять Сытиным. В 1753 г. село купил И. М. Хвостов. В 1758 в Реброве было построено новое, каменное здание храма во имя Рождества Богородицы с приделами Ивана Воина и Михаила Архангела. По моим данным (архивным, но недостаточно изученным) [примечание автора статьи] постройка начата еще М. А. Хвостовым в 1748-1749. Вероятно, в середине 19 в. были пристроены несохранившееся крыльцо с западной стороны и трехъярусная колокольня (ранее колокольня, видимо, имела форму шатра). Храм отличается “упрощенной трактовкой форм как архитектуры 17 в., так и стиля барокко”. В 1930-е годы в церкви устроили склад зерна, затем она была закрыта, колхозное правление по мере сил следило за тем, чтобы остававшиеся в храме иконы и утварь не разворовывались, но в конце 1980-х церковь была окончательно разграблена. Иконостас 1820-1830-х гг. в классицистическом стиле был перевезен в церковь Козьмы и Дамиана в Галиче (это действующая отреставрированная церковь на городском кладбище). Данные взяты преимущественно из книги: Памятники архитектуры Костромской области/Каталог. Вып. III. Город Галич. Галичский район. Кострома, 2001. Старую фотографию церкви можно найти в издании: Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Пг, 1916. С. 46. Фотография 1998 года, с этого времени вид церкви не изменился. Богородицкая церковь села Реброва зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1756 г. на средства прихожан. Ограда каменная с деревянной решеткою, кладбище в полуверсте от церкви, обнесено деревянной оградою. Престолов три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, св. Архистратига Михаила и св. вмч. Иоанна Воина. Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его: жалование от казны: священнику 90 руб., псаломщику 36 руб. и проценты с общего причтового капитала в 258 руб. 26 коп. Помещения для причта церковные. В пользовании причта состоит церковной земли: усадебной 1342 кв. сажени, пахотной удобной 18 десятин и неудобной 15 десятин. Плана и межевой книги на землю при церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=00448

Скачать epub pdf Страдание святых 42 мучеников Память 6 марта Греческий император Феофил 1743 , сын императора Михаила, по прозванию Валвос или Травлос и бывшего родом из Аммореи 1744 , вёл частые войны с арабами, иногда побеждая их, а иногда бывая побеждаем ими. Однажды выступив в поход с большим войском против агарян, Феофил осадил город, называемой Созопетра и бывший родиною князя сарацинского Амирмумны, и желал взять сей город. Князь же агарянский Амирмумна (он же Ависак) находился в это время в другом месте; он послал к царю Феофилу послов, усердно прося отступить от города Созопетра и не разорять любимого его родного города. Но Феофил не послушал его просьбы, взял город, совершенно его разорил и с большою добычей вернулся домой. Амирмумна, сильно скорбя о разорении своего родного города, весьма разгневался и начал за большие деньги нанимать повсюду воинов – в Вавилоне, в Финикии, в Палестине. в Келесирии и в дальней Африке. Чрез несколько времени он, собрав все свое войско в Тарсе 1745 , задумал идти на прекрасный город Амморею, во Фригии, каковой город был родиною царя Михаила Травлоса, отца императора Феофила, дабы отомстить за свой родной город Созопетру, разрушенный Феофилом. Услышав о сем, греческий царь Феофил также собрал большое войско с востока, с запада и из Персии, и, отправясь на войну против неприятеля, прибыл в город фригийский Дорилей, отстоящий от города Аммореи на три дня пути. Многие из приближенных царя, узнавши достоверно, что сарацинское войско гораздо многочисленнее греческого, советовали царю не вступать в битву с войском князя агарянского, а жителей Аммореи вывести и поселить в других укреплённых городах. Но Феофил сказал, что стыдно уклоняться от сражения и оставлять пустым прекрасной город Амморею. Он стал готовить войско к битве и часть его послал на защиту Аммореи. Вместе с войском были следующие полководцы: Константин. по прозванию Друнгарий 1746 , имевший сан патриция 1747 , Аеций, также патриций, Феофил, то же патриций, Феодор, по прозванию Кратир 1748 , имевший чин протоспафария 1749 , Милиссен и Каллист, по прозванию Турмарх 1750 , Васой и многие другие полководцы и знатные мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Частные вопросы Догматические темы 1742. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии//БТ. 1990. Сб. 30. С. 279–304. См. также 1405, 1434, 1451, 1452, 1865, 1866, 1890, 2258. Апологетические темы 1743. Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 21–39. 1744. Дронов М. , прот. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI в.//АиО. 1998. 4(18). С. 255–271. 1745. Задорнов А. Академическая школа русского богословия и проблема основания науки//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 39–59. 1746. Осипов А. И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 7–20. Итоги развития рус. богословия к 1917 г. и отражение их в «БВ». 1747. Панков Г. Д. Вопрос об отношении философии к религии на страницах харьковского журнала «Вера и разум»//BiP. 2000. 1. С. 87–89. См. также 1063, 1680, 1699, 3084. Персоналии (в алфавите имен; см. также ИУ) Булгаков С. Н. – см. также ИУ. 1748. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. О сборнике С. Н. Булгакова «Два града»//ППр. 1996/1997. 5. С. 48–55. К 125-летию со дня рождения прот. Сергия Булгакова . 1749. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944)//БТ. 1986. Сб. 27. С. 107–194. Список трудов прот. С. Н. Булгакова: С. 179–194. 1750. Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии//BiP. 2000. 1. С. 66–70. 1751. Митрофанов Г., прот. Религиозно-философские воззрения К. Леонтьева и их значение для русской религиозной культуры//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 26–29. Лосский В. Н. – см. также ИУ. 1752. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 8 «Богословских трудов», посвящ. В. Н. Лосскому ]//БТ. 1972 Сб. 8. С. 5–6. 1753. Асмус В. В., прот. Богословие В. Н. Лосского //ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 249–252. 1754. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского : Пер. с фр.//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 98–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010