Елины. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 16 веке местность Елинского погоста принадлежала Псковскому Пантелеймоновскому монастырю. На мете нынешнего храма находилась деревянная часовня. В 16 веке для монастырских крестьян построили каменный Покровский храм. В 1744 году храм стал приходским. В 1798 г. к нему пристроили Никольский предел, а в 1811 году - Успенский. Храм закрыли в конце 1930-х годов. Во время войны служили священники Псковской Православной Миссии. Информация с сайта Псковской Епархии Деревня Елины, Островский район (бывший Островский уезд). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Действующая. Построена в 18 веке на месте прежней Святителя Николая Чудотворца, которая, в свою очередь, по преданию, была поставлена там, где находилась часовня, носившая название «Выставки», принадлежавшая Псковскому Пантелеймонову монастырю. Первое упоминание о погосте относится к 16 веку. Покровский храм имел три престола: в главном храме, холодном во имя Покрова Божьей Матери, в придельных, теплых во имя Успения Божьей Матери (придел пристроен в 1813 году помещиком И.М. Беклешовым) и во имя Святителя Николая Чудотворца. На колокольне висело 5 колоколов, самый большой из которых весил 52 пуда. Причт состоял из священника, двух псаломщиков и просфорни. Церковной земли 15 десятин. Неприкосновенного капитала 2560 рублей. Действовала церковно-приходская школа. В Покровской церкви находилась местнопочитаемая икона святой великомученицы Параскевы. В 19 веке к храму была приписана домовая церковь Успения Божьей Матери в имении действительного статского советника Н. С. Беклешова (в 1890 году сгорела) и 5 часовен. Вокруг церкви кладбище, на котором сохранились старинные захоронения, в том числе дворян Вульфов и Серебряковых. Информация: Владимир Орлов " Храмы Псковской земли " По местному преданию на месте, где стоит церковь, прежде была часовня, принадлежащая Псковскому Пантелеймонову " дальнему " монастырю. Эта часовня называлась " выставки " . Сюда приезжал для службы монах монастыря, он же наблюдал за производством крестьянами полевых работ на принадлежащих здесь монастырю землях.

http://sobory.ru/article/?object=09631

(Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев; груз. ] (1744, с. Икалто, Кахети - 24.09.1837), митр. Бодбийско-Сигнахский (1792 - 14 июля 1811, 30 авг. 1814 - 24 сент. 1837) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ. Род. в семье дворянина Омана Макашвили, обучался дома. В 1769 г. поступил в мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в Гареджи , где получил богословское образование. В 1774 г. принял там постриг, в 1776 г. был рукоположен во диакона, в 1778 г.- во иерея, в нач. 1788 г. по благословению католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) стал архимандритом и был переведен в Ниноцминдскую епархию настоятелем мон-ря Ниноцминда . В 1790 г. католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) хиротонисан во епископа Ниноцминдского (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 4). В 1792 г. территории Бодбийской и Сигнахской епархий были объединены, и И. был переведен в Бодбийско-Сигнахскую епархию, которой руководил 45 лет. Как политический деятель И. не разделял курс последнего царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) и после его смерти не поддержал притязаний на царский престол его сына Давида. И. вел переписку с др. претендентом, жившим в Иране и пользовавшимся поддержкой иран. шаха, сыном царя Картли-Кахети Ираклия II царевичем Александром (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 156, 258, 282; Иоселиани. 1978. С. 252). Сохранилось 2 письма от 25 окт. 1800 г., принадлежащие др. сыну Георгия XII, царевичу Иоанну. В 1-м, направленном командующему рус. военными частями в Грузии ген.-майору И. П. Лазареву, царевич сообщал, что Александр прибыл в стан правителя Аварии Омар-хана, намеревавшегося совершить вторжение на груз. территории, о чем и написал письма И. и «тамошним чиновникам». Собравший груз. ополчение царевич Иоанн просил Лазарева «на подкрепление наше... поспешить» с российскими войсками. В др. письме, адресованном И., царевич Иоанн предупреждал митрополита о готовившемся вторжении Омар-хана: «Возьмите меры осторожности, дабы он не напал на ваши селения» (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Тотьма. Собор Богоявления Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Главным зданием Тотьмы издревле был соборный храм Богоявления, расположенный на возвышенной части берега Сухоны, которая именовалась Соборной горой. Она имела с двух сторон крутые спуски к реке и к впадающей в нее маленькой речушке Песьей Деньге, а с третьей — глубокий овраг, некогда бывший рвом. В 1743 году большой городской пожар уничтожил все деревянные церкви на Соборной горе. Возведенный вскоре после пожара Богоявленский собор (1744-1749) был уже каменным. Он представлял собой характерную для своего времени двухэтажную бесстолпную постройку, увенчанную восьмериком и пятью главами. Рядом с собором находилась высокая ярусная колокольня, завершенная стройным шпилем. Однако этому собору не суждено было сохранить свои первоначальные формы. В 1811 году к зданию начали пристраивать обширную трапезную с крыльцом, но пожар 1815 года прервал работы. Губернский архитектор И.А. Фохт составил новый проект, по которому в 1816-1822 годах собор перестроили, превратив его в массивное сооружение, выдержанное в духе раннего классицизма. В 1863-1868 годах храм еще раз переделали по проекту некоего П.В. Иконникова, ключаря вологодского Успенского собора. Он, как сообщают документы, якобы хорошо знал строительное дело, однако произведенные им переделки свидетельствуют о невысоком профессиональном уровне этого зодчего-самоучки. Монументальный двухэтажный Богоявленский собор (ныне Дом культуры) тяжеловесен, непропорционален и сух. Его архитектура со слабо расчлененными фасадами и плоским декором еще во многом тяготеет к раннеклассическим формам XVIII века. Первый этаж на 2/3 высоты украшает характерная рустовка с замковыми камнями над окнами; в центре боковых фасадов расположены слегка выступающие портики с четырьмя парами полуколонн и небольшими пологими фронтонами. Завершение собора — цилиндрический барабан с куполом и четыре малых главы по углам — не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=06401

Церкви военного ведомства 25) Церковь св. пророка Илии, что на охтенском пороховом заводе Охтенский пороховой завод отстоит от центра Петербурга в 7½ верстах, а от границы его в 4-х. Церковь его прилегает, с востока и юга, к реке Малой Охте (иначе Лупе), с севера – к парку, где находятся пороходельные фабрики, с запада – к Большой Охте. Местность, где ныне находится церковь , до 1715 г. была покрыта лесом, а вблизи ее находились старые шведские кирпичные заводы. К 1715 г. должно отнести учреждение порохового завода. При Петре Великом стольник Иван Ляпунов, по царскому указу, и по наказу петербургской губернской канцелярии, отправился к рекам Большой и Малой Охте, осмотреть местность, по указанию посланного от артиллерии поручика Моисея Гусева, и построить, на порогах тех рек, две пороховые мельницы, с поселением, для производства на них работ, 50 человек мастеровых. Первая церковь , деревянная, во имя пророка Илии, была устроена здесь в 1720 году; к 1742 г. она так изветшала, что служить в ней было не безопасно. Поэтому, согласно представлениям священника Евтихия Ильина, последовал, из канцелярии главной артиллерии и фортификации, указ Сената, на имя заведовавшего заводом капитана Гулидова, 22 февраля 1742 г. о разборе церкви и о построении, вместо нее, новой деревянной, на каменном фундаменте, по чертежу архитектора Шумахера. Длина церкви, с алтарем, назначена в 10½ саж., ширина в 4 саж. Постройка церкви возложена была на асессора канцелярии главной артиллерии и фортификации Половинкина, а 649 р. асс. на постройку отпущено было из казны, с тем, чтобы на уплату ее обращены были деньги, собранные в пользу церкви от доброхотных дателей. Некоторые иконы, как-то: Тайная Вечеря, 4 местные, 6 в царских вратах и 6 икон праздничных, писаны иконописцем Иваном Поспеловым за 108 р. асс. Церковь окончена была в 1744 г. В 1760 г., к ней пристроен придел во имя св. Димитрия Ростовского , освященный 27 декабря. В 1779 г., в полуверсте от этой церкви, устроена была третья церковь , деревянная, во имя великомуч. Георгия, но в 1803 г. от взрыва пороховой сушильни, она была повреждена, и потому в августе 1811 г. запрещено было в ней служение; потом она уничтожена, а ковчег и церковная утварь перенесены из нее в церковь пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТЕИ Христиан Фридрих фон [нем. Matthäi; лат. Matthaei] (4.03. 1744, Грёст, Тюрингия - 14.09.1811, Москва), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та. Род. в семье музыканта военного оркестра, окончил в Дрездене школу при ц. Св. Креста. В 1763 г. записался на философский фак-т Лейпцигского ун-та, где помимо философии изучал богословие, основы юриспруденции и медицины, уделяя основное внимание древним языкам и греч. рукописям. В числе наставников М. были антиковед И. А. Эрнести (1707-1781), автор учебника риторики (Initia rhetorica, 1770), по которому учились студенты всех высших учебных заведений Европы, и И. Я. Райске (1716-1774), составитель серии исследований классических текстов. Греч. палеографию в Лейпцигском ун-те изучали по трудам основателя этой науки Б. де Монфокона , знакомство с к-рыми определило дальнейший путь М. как ученого. После защиты дис. «Disputatio de Aeschine oratore» (Исследование об ораторе Эсхине) М. получил степень доктора философии и магистра словесных наук. В течение года занимал должность профессора Лейпцигского ун-та и в этом качестве по рекомендации Эрнести был приглашен на философский фак-т недавно учрежденного ун-та в Москве. В сент. 1772 г. М. приступил к исполнению обязанностей ректора 2 университетских гимназий (для дворян и для разночинцев), сменив на этом посту своего земляка И. М. Шадена (1731-1797), к-рого студенты называли «отцом истинного классического учения в России». Исправно исполняя адм. обязанности ректора, М. продолжил разработку учебных курсов по классическим предметам, составил ряд пособий и хрестоматий, в их числе: «Glossaria graeca minora et alia anecdota graeca» (1774-1775); «Chrestomathia graeca» (1775); «Синтаксис латинский» (1780); «Грамматика латинская для употребления российского юношества» (1782); «Εκλογα κ τν Ελληνδι φων γραψντων» (Избранные места из греческих писателей; 1785 и многократно переиздавались). В 1776 г. М. был определен экстраординарным профессором словесных наук Московского ун-та, в 1778 г.- ординарным. В 1782 г. по указу имп. Екатерины II получил чин коллежского асессора, в 1784 г.- надворного советника и звание дворянина (к фамилии добавилась приставка «von»). В том же году М. стал членом-корреспондентом Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562622.html

Храм Архангела Михаила (Борисовка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Архистратига Михаила - первая церковь построенная в слободе Борисовка в 1698 году во время митрополита Авраамия Белгородского и Обоянского. Вначале храм был деревянный и был освящён в честь чуда Архистратига Михаила произошедшего в Хонех. В дальнейшем храм перестраивался. Содержание История [ править править код ] По некоторым данным начало строительства относится к лету 1698 года во время митрополита Авраамия Белгородского и Обоянского. Освящение храма в честь Михаила Архангела было связано с воспоминанием чуда Архистратига Михаила, произошедшего в Хонех. Возможно, оно связано с именем основателя и первого владельца Борисовки белгородского полковника Михаила Яковлевича Кобелева. В 1744 году деревянная церковь была перестроена. Но к началу 19 века она вновь начала ветшать. 29 мая 1804 года близ старой деревянной была заложена каменная церковь, архитекторами которой были Мартын Воробьев, Петр Боженов, Масалов. Строительство храма велось на средства прихожан и было завершено в 1811 году. Храм был освящен 21 августа 1811 года. Каменный храм первоначально имел форму квадрата. Со временем число прихожан увеличилось, потребовалось расширять храм. Поэтому в 1865-1867 годах храм реставрировался, были пристроены трапезная часть и колокольня. В 1872 году на колокольне были установлены часы, изготовленные борисовским мастером-умельцем Василием Семеновичем Безсаловым (Марусенком). В 1848 году при старосте Иване Власовиче Николаенке был вылит колокол в 106 пудов. В 1894 году к нему был добавлен еще один – 306 пудовый, отлитый на Валдае. В 1911 году спустя сто лет после построения каменного здания храма была произведена грандиозная работа по замене иконостаса. Деревянный иконостас был заменен мраморным. Новый иконостас уникальный, единственный в своем исполнении в Белгородской и Старооскольской епархии. Изготовлен мастерами фабрики Соммавила в Харькове. В его архитектуре использованы русско-византийские приемы и формы. Выполнен из мрамора двух цветов – белого с голубыми прожилками и красно-коричневого. С большим мастерством иконостас украшен мелким кружевом искусной резьбы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

Бельское, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Василия Великого , Димитрия Солунского Год постройки:приблизительно 1842 - 1875. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Омутнинский район, урочище Бельское (Бельско-Троицкое). Координаты: 58.549485, 52.534314 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Старая дорога из Залазнинского завода (Залазна) на Глазов. От Залазны на юг, через Ренево, на Глазов около 15км. Село располагалось на высоком берегу реки Белая. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь была заложена в 1732 г. по указу Преосвященного Алексия, епископа Вятского и Великопермского, и освящена в 1744 г. во имя Св. Троицы. 11 декабря 1783 г. эта церковь сгорела. 7 мая 1784 г. Вятской духовной консисторией дана храмозданная грамота 1194 на строительство новой деревянной церкви. Церковь была построена в 1785 г. и освящена в январе 1786 г. в честь Св. Троицы. По определению епархиального начальства от 21 марта 1811 г., приход был закрыт, и прихожане причислены к приходу церкви Залазнинского завода. 16 января 1832 г. по усиленной просьбе прихожан приход был восстановлен. В 1839 г. в составе прихода числились: с. Бельское, поч. Простенический, д. Морозовская, д. Суминская, д. Реневская, поч. Реневский, поч. Раменский, поч. Выломный сверх Вотской речки, поч. Выломный, поч. Бабкинский, поч. Шестаковский, д. Бабкинская, д. Карауловская, поч. Бушковский, поч. На мысах, д. Конаковская, д. Загарская, поч. Слудский, поч. Ивонинский, поч. Пименовский, поч. 1-й Кукарский, поч. 2-й Кукарский, поч. 3-й Кукарский, поч. Сверх речки Реневки, поч. Созгиринский, д. Созгиринская, поч. Гледеневский, д. Воронинская, поч. Маркеловский, поч. Чежеговский, д. Лусниковская, поч. Савинский, поч. Блиновский, поч. Шумайловский, д. Хробостовская, поч. Сверх Даниловки речки, поч. Даниловский, поч. Петоринский.

http://sobory.ru/article/?object=45262

Костромская Костромская и Галичская. Основана 16.07.1744 (выделена из Московской епархии). Викарные кафедры: Кинешемская, Макарьево-Унженская, Ветлужская, Нерехтская. 31.03.1745 18.08.1745 10.11.1745 25.04.1750 16.04.1753 01.08.1757 21.05.1758 16.06.1769 06.09.1769 31.03.1778 Симон II Лагов (Лаговский) 15.04.1778 15.01.1800 Павел Зернов 04.03.1800 09.12.1811 17.03.1812 04.06.1817 Сергий Крылов-Платонов 19.08.1817 06.04.1830 26.05.1830 26.09.1836 Павел II Подлипский 26.09.1836 14.11.1842 Владимир Алявдин (Алаудин?) 14.11.1842 11.08.1845 Виталий Шепетов (Щепотев) 11.08.1845 25.02.1850 Иустин Михайлов 25.02.1850 19.08.1853 Леонид Зарецкий 19.08.1853 15.02.1857 Филофей Успенский 15.02.1857 12.05.1877 11.02.1878 07.06.1883 06.08.1883 16.12.1888 24.12.1888. 14.12.1891 Августин Гуляницкий 14.12.1891 30.05.1905 16.06.1905 11.07.1914 18.05.1910 18.07.1910 11.07.1914 10(23)08.1918 10(23)08.1918 30.04(13.05)1919 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 07.1923 09.1923 Севастиан Вести 09(22)09.1923 03(16)02.1924 25.11(08.12)1929 31.12.1929(13.01.1930) 30.04(13.05)1932 Сщмч. Димитрий Добросердов 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 28.05(10.06)1932 20.11(03.12)1936 08.1937 13(26)08.1937 03(16)11.1953 17(30)11.1953 29.10(11.11)1954 Иоанн Разумов 29.10(11.11)1954 04(17)09.1956 04(17)09.1956 02(15)06.1959 19.10(01.11)1959 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.04(05.05)1961 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 Донат Щеголев 28.07(10.08)1961 08(21)04.1964 Никодим II Руснак 07(20)05.1964 17(30)11.1988 17(30)11.1988 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 13(26)09.1989 14(27)09.1989 Костромская, обн. Основана 03(16)06.1922. Упразднена в 1943 г. Викарные кафедры: Чухломская, Кинешемская, Нерехтская. 03(16)06.1922 Севастиан Вести 01.1924 04(17)02.1925 Софроний Иванцов 16(29)06.1924 02(15)10.1925 Николай Орлов II 19.08(01.09)1929 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 04(17)03.1930 16(29)04.1931 16(29)04.1931 24.08(06.09)1934 02.1935 06.1935 Владимир Ковин (Кован?) 09.1935 27.08(09.09)1937 04(17)09.1942 19.10(01.11)1942 08(21)11.1943

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костромская Учреждена 16 июля 1744 года Кафедра в Костроме Костромская и Галичская Симон (Тодорский) епископ, рукоположен с 31.03.1745 по 18.08.1745 еп. Псковский, Нарвский и Изборский Сильвестр (Кулябка) епископ, рукоположен c 18.11.1745 по 25.04.1750 еп. Петербургский и Ревельский Междуархиерейство три года. Геннадий (Андреевский) епископ, рукоположен с 16.04.1753 по 1.08.1757 отрешен от кафедры †28.04.1758 Дамаскин (Аскоронский) епископ, рукоположен с 21.05.1758 †16.07.1769 Симон (Лагов) епископ, рукоположен с 6.09.1769 по 31.03.1778 еп. Рязанский и Шацкий Павел (Зернов) епископ, рукоположен с 15.04.1778 по 15.01.1800 еп. Тверской и Кашинский Евгений (Романов) епископ, рукоположен с 4.03.1800 †9.12.1811 Сергий (Крылов-Платонов) епископ, рукоположен с 17.03.1812 по 4.06.1817 еп. Рязанский и Зарайский Самуил (Запольский-Платонов) епископ, рукоположен с 19.08.1817 по 6.04.1830 на покое; †16.04.1831 в 1825 управлял делами Нижегородской епархии Павел (Подлипский) епископ, рукоположен с 26.05.1830 по 26.09.1836 еп. Черниговский и Нежинский Владимир (Алявдин) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 26.09.1836 по 14.11.1842 еп. Тобольский и Сибирский Виталий (Щепетов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 член Московской синодальной конторы †29.01.1846 Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 11.08.1845 по 25.02.1850 еп. Владимирский и Суздальский Леонид (Зарецкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 25.02.1850 по 19.08.1853 еп. Екатеринославский и Таганрогский Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 19.08.1853 по 15.02.1857 еп. Тверской и Кашинский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.02.1857 архиепископ с 31.03.1868 †12.05.1877 Игнатий (Рождественский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 11.02.1878 †7.06.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МАСУДИ [Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в.-сент. 956), арабо-мусульманский литератор, историк и географ МАТТЕИ Христиан Фридрих фон (1744-1811), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии» МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МЕТРЕВЕЛИ Елена Павловна (1917-2003), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф МИЛЕТИЧ Милетич Любомир Георгиев (1863-1937), болг. филолог-языковед, этнограф, историк, председатель Болгарской академии наук МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ (в ранних источниках - Дасхуранци; Каганкатваци), арм. историк 2-й пол. X в., автор труда «История Албании» (История страны Алуанк) МОЛИВДОВУЛ свинцовая вислая (подвесная) печать для скрепления письменной документации, писем и т. д., имевшая хождение в Византии (с IV по XV в., особенно широко в VI-XIII вв.) «MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA» [лат. «Исторические памятники Германии»], издание материалов (в неск. сериях) по истории Германии в средние века (с V-VI по XV вв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122904_14.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010