Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в. (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 6.12.1717 г., с. Мотовиловка близ Киева - 7.03.1795 г., Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской ДА (однокурсником был буд. свт. Георгий (Конисский) , архиеп. Могилёвский). В списке учеников риторики за 1736/37 г. Сопковский упомянут ближе к концу как «сын мужичий, учения мерного», в доношении архиеп. Рафаила (Заборовского) от 21 февр. 1738 г. уже указан 1-м в списке (67 учеников), а в ведомости 9 дек. 1739 г. отмечен среди учеников «школы философии» ( Петров. 1904. С. 43, 109). По окончании академии, в 1744 г., архиеп. Амвросием (Юшкевичем) был вызван в Новгородскую ДС и 18 нояб. того же года указом Синода назначен учителем синтаксимы, а затем риторики. 24 июня 1749 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года архиеп. Стефаном (Калиновским) рукоположен во диакона, 23 дек.- во иерея и в 1750 г. назначен префектом семинарии, с сент. 1754 г. преподавал в ней философию. В течение 6 лет «толковал катихизис» в Софийском соборе. Весной 1755 г. «ведал» Новгородской ДС во время отпуска и болезни ректора архим. Иоасафа (Миткевича) . 18 февр. 1756 г. П. возведен в сан архимандрита Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и назначен ректором, 23 апр. 1758 г. перемещен в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с оставлением в должности ректора. Одним из его любимых учеников был Т. С. Соколов (буд. свт. Тихон ). 10 апр. 1758 г. в семинарском храме Антониева мон-ря П. совершил иноческий постриг Соколова с наречением имени в честь свт. Тихона , епископа Амафунтского. Иером. Платон (Левшин) , посетивший в 1759 г. Новгород, познакомился с ректором, впосл. состоял с ним в переписке и вспоминал о П. как о «муже благочестивом, добродетельном» ( Снегирёв. 1891. С. 116). По желанию имп. Елизаветы Петровны указом Синода от 1 окт. 1759 г. П. был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) с оставлением в должности настоятеля Хутынской обители. 6 нояб. 1759 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. 7 марта 1761 г. П. получил назначение на самостоятельную Смоленскую кафедру, «яко весьма к тому способный и достойный». Епископом Кексгольмским по предложению П. утвержден свт. Тихон (Соколов).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТВЕЕВ Даниил (1687 (или 1688/89), Каргополь - 26.03.1776, Выголексинское общежительство), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства , писатель, иконописец. Из посадских людей Каргополя. Пришел в Выговскую пустынь в 1-е десятилетие XVIII в. (источники сообщают разные даты в пределах 1700-х гг.) вместе с братьями Иваном и Никитой, престарелой матерью и сестрой. Его духовным отцом был 1-й уставщик общежительства Петр Прокопьев. М. довольно быстро стал одним из ближайших помощников киновиарха Андрея Денисова (см. Денисовы ) и вошел в число соборной братии. Потомственный иконописец, М. принял активное участие в написании икон для обустраивающегося общежительства (10-е гг. XVIII в.) и позже, при строительстве новых часовен и восстановлении после пожаров старых. Литературному мастерству обучался у А. Денисова. М. помнил устные предания о пострадавших в тех краях старообрядцах и помогал Семену Денисову при написании соответствующих глав «Винограда Российского» (1730-1733). В 1740 г. киновиарх С. Денисов перед смертью завещал, чтобы М. «ведал» духовными делами пустыни; эти обязанности сохранялись за ним на протяжении 35 лет, до самой смерти, при настоятелях Мануиле Петрове (1744-1759) и Никифоре Семёнове (1759-1775). М. принимал участие в переписке выговских настоятелей с уральским горнозаводчиком А. Н. Демидовым в нач. 40-х гг. XVIII в., когда общежительству особенно требовалось высокое покровительство; в 1741 г. он написал слово на день тезоименитства Демидова. М. был последним из учеников братьев Денисовых и прямым их духовным наследником. Произнесенное Козмой Ивановым на похоронах М. надгробное слово являлось прощанием с прежним Выгом (опубл.: Юхименко. 2008. Т. 2. С. 108-113). Иконописное наследие М., согласно письменным источникам, было весьма велико. Его современник писал в 1776 г.: «Вниди в храмы молитвенныя и узриши всюду, не точию во обоих общежительствах, но и в скитских собраниях, его святыми трудами украшены стены церьковныя украшением боголепным».

http://pravenc.ru/text/2562560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аббат Мартин Герберт. Гравюра. XVIII в. [нем. Gerbert] Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (11.08.1720, Хорб-ам-Неккар, Шварцвальд, совр. Германия - 13.05.1793, Санкт-Блазиен, там же), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед. Воспитывался в иезуитских школах во Фрайбурге (Брайсгау) и в Клингенау (Аргау). Вступил в орден бенедиктинцев в мон-ре Санкт-Блазиен в 1736 г., посвящен в сан пресвитера в 1744 г. С 1755 г. монастырский библиотекарь, а также наставник по философии и теологии. В 1759-1763 гг. путешествовал по Германии, Италии и Франции, собирая и каталогизируя рукописные источники по истории Церкви (см. сочинения Г.: Iter alemannicum, accedit italicum et gallicum: sequuntur glossaria theotisca ex codicibus manuscriptis a saec. IX usque XIII. St. Blasien, 1765. [S. l.,] 17732; нем. пер.: Reisen durch Alemannien, Welschland und Frankreich.../Übers. v. J. L. K[öhler]. Ulm, 1767). В 1764 г. был назначен князем-аббатом мон-ря Санкт-Блазиен. при нем обитель достигла наивысшего расцвета за всю историю существования. После пожара 1768 г. (унесшего бóльшую часть уникальной рукописной коллекции Г.), пользуясь протекцией имп. Марии Терезии, Г. за 15 лет отстроил мон-рь (новое здание было освящено в 1783), превратив его в своего рода научную академию по образцу парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Церковно-политическую и научную деятельность Г. можно проследить по его переписке и документам (Briefe und Akten des Fürstabtes Martin II. Gerbert von St. Blasien, 1764-1793/Vorarb. v. G. Pfeilschifter, A. Allgeier; bearb. v. W. Müller. Karlsruhe, 1957-1962. 2 Bde). Одним из первых крупных печатных трудов Г. стало изложение основ экзегетического, канонического, догматического, нравственного, мистического, литургического, таинственного и символического (т. е. изложенного в порядке Апостольского Символа веры ) богословия (Principia theologiae.

http://pravenc.ru/text/164645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Хотунцевский (Хотунцевич); † 29.04.1759, Новгород), еп. Кексгольмский и Ладожский, вик. Новгородской епархии, миссионер. Род. в Малороссии. В кон. 20-х - 30-х гг. XVIII в. обучался в Киево-Могилянской академии, принял постриг, был рукоположен во диакона. В 1739 г. перемещен в Москву в Славяно-латинскую академию на должность проповедника. В 1741 г. рукоположен во иерея, был экзаменатором ставленников Крутицкой епархии, проживал при архиерейском доме. Главное служение И. связано с миссионерской экспедицией на Камчатку. С 1 февр. 1742 г. по определению Святейшего Синода И. стал «именоваться и писаться архимандритом Камчатским». 7 окт. 1742 г. еп. Нижегородский Димитрий (Сеченов) возвел И. в сан архимандрита. В состав Камчатской миссии, к-рую возглавил И., также вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря , Пахомий из московского в честь Богоявления монастыря , иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского монастыря , а также студенты Славяно-латинской академии, избранные преподавать в школах для новокрещеных и письмоводства, В. Кочуров, П. Логинов, С. Никифоров, Ф. Серебряков, П. Грязный, А. Ласточкин и Д. Камшигин. 7 дек. 1742 г. Синод утвердил для миссии инструкцию из 29 пунктов, важнейший из к-рых определял: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением и объяснением заслуг Искупителя» (Инструкция архим. Хотунцевскому//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 50. С. 584). Инструкция отражала не только терпимость правительства, но и боязнь бунтов «инородцев». Помимо утвари, облачений и книг миссия была снабжена нательными крестами (210,2 тыс.) и иглами (50 тыс.) для подарков. И. добился повышенного жалованья для членов миссии (100-500 р. в год) и для камчатских причтов (40-80 р.). Позже, в 1744 г., миссионеры получили «хлебную дачу» крупой и мукой; местные власти распорядились выстроить для них дома, а для обучения детей - школы, выделить для перевода проповедей толмача из солдат, а для разъездов - собак и оленей.

http://pravenc.ru/text/578110.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Флоринский [Флиоринский] Кирилл Антонович; 1729, мест. Барышевка Переяславского полка Киевской губ.- 27(24?).09. 1795, Киев), еп. Севский и Брянский. В нек-рых справочниках К. отождествляли с архимандритом Троице-Сергиевой лавры Кириллом (Флоринским; † 9.01.1744). Уникальным источником сведений о К. являются записки его келейника и канцеляриста Севской духовной консистории Г. И. Добрынина (1752-1824), в к-рых воспроизведен быт рус. духовенства 2-й пол. XVIII в. и охарактеризованы особенности служения архиерея (см.: Истинное повествование. 1872). Род. в казачьей семье. Обучался в Киево-Могилянской ДА. Учитель Я. И. Карпинский (впосл. архим. Иакинф) оставлял Флоринского в классе пиитики в течение 3 лет. Студент служил писарем, певчим и клирошанином в киевском Златоверхом во имя арх. Михаила муж. монастыре . В 1754 г. был вызван в С.-Петербург и по инициативе гр. И. И. Шувалова взят в певчие ко двору имп. Елизаветы Петровны, но в том же году оставил эту должность и стал слушателем лекций в АН, под рук. проф. Морбаха изучал «экспериментальную физику» и математику. В 1756 г. архиеп. Новгородским и Великолуцким Димитрием (Сеченовым) Флоринский был пострижен в монашество с именем в честь прп. Кирилла, отца прп. Сергия Радонежского, рукоположен во иерея и направлен на служение учителем 4 синтаксического класса в Новгородскую ДС. 18 авг. 1759 г. К. был назначен настоятелем посольской ц. во имя апостолов Петра и Павла (бывш. св. Иоанна Предтечи) в Париже. Прибыл в столицу Франции вместе с 2 помощниками - семинаристами П. Гранитским и Г. Заворитским. В нач. 1764 г. К. жаловался, что посольская церковь не имеет определенного помещения и по мере надобности переносится из дома в дом. Конфликтовал с послом П. Г. Чернышёвым. 24 мая 1764 г. был отозван из Парижа на родину. Нек-рое время служил законоучителем в С.-Петербургском кадетском корпусе. 19 сент. 1765 г. К. был назначен и 22 сент. возведен в сан архимандрита новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мон-ря Тверской епархии. Во время путешествия из С.-Петербурга в Москву имп. Екатерина II обратила внимание на яркую приветственную речь и проповеди архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

Настоятели монастыря Настоятельство в Варницком монастыре до 1764 г. было «игуменское», а с этого года переименовано в «строительское». Кто был первый игумен – данных, указывающих это, – никаких нет; равно не сохранилось сведений и о первых годах монастыря. Как выше сказано, наиболее отдаленные сведения относятся к 1482 году, когда упоминается первый известный игумен «Троицкий с варниц Иосиф», сослуживший преосвященному Ростовскому Архиепископу Иоасафу при освящении храма в Угличском Покровском монастыре 1 октября 1482 года. Затем сведения о игуменах Варницких прерываются до 1614 г., в котором был в обители строитель Авраамий, первый упоминаемый в труде П. Строева «Списки Иерархов и Настоятелей монастырей рос. церкви.» Вот перечень игуменов Варницкого монастыря по этому труду (стр. 355) до 1764 года: После Авраамия: Нифонт, в январе 1624 г. Иона, 1647 г. Тимофей, 1654 г. Иона, в сент: 1657 г., в окт. – декаб. 1662 г. Варлаам, 1708 г. Иоаникий, 1722 и 1738. Иринарх, 1744 г. 14 Исаия, 1746–49 г. 15 Мисаил, 1757 г. Исаия, в янв. 1758 г. Адриан, 1759–64 г. Игнатий, 1764–65 г. 16 Здесь нужно упомянуть, что с переводом в Варницкий монастырь монахинь – ими сначала (в 1725 г.) управляли игуменья Христофора, а в 1729 г. наместница Мастридия. С 1764 г. монастырем управляли строители: 1) Ианнуарий, с 1765–1770 г, 2) Феофил, с 1771–1773 г. 3) Иларион, с 1773–1777 г; из экономов Ростовского Архиерейского Дома; был Членом Ростовской Духовной Консистории. 4) Мелхиседек Митрополитский, с 1777–1778 г:, из казначеев Ростовского Архиерейского Дома. 5) Варлаам, с 28 мая по 20 ноября 1778 г. 6) Порфирий, с 1778–1783 г.; затем поступил в игумены Угличского Покровского монастыря; из экономов Архиерейского Дома. Был Членом Духовной Консистории и смотрителем Семинарии. Из Покровского в 1789 г. переведен в Ярославский Толгский монастырь, где в 1893 г. произведен в архимандрита (первого в этой обители). 7) Анатолий, малороссиянин, с 1783–1786 г. При нем построена была зимняя каменная одноэтажная церковь св. Кирилла чудотворца, сгоревшая в 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Тобольск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Когда-то храм находился в самом центре города, и даже ведущая городская магистраль называлась в его честь – Большая Архангельская (ныне улица Ленина). Более трех столетий возносятся здесь молитвы к Создателю, кажется, что за витой церковной оградой дышит сама история. Здесь господствуют тишина и покой, и так привольно становится усталой душе. Храм пережил разные времена. Основанная в 1652 году первая деревянная церковь, сгоревшая от пожара и восстановленная вновь, разобрана была впоследствии ввиду ветхости. В 1744 году прихожане стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. По прошению их Митрополит Антоний распорядился выдать им шнуровую книгу для сбора денег на строительство. Через год храм заложили, в 1749 году построили нижний храм, а в 1759 году строительство завершили. Под карнизом церковного купола из изразцов выложена надпись: «Создася сей храм в честь Архистратига Божия Михаила и апостола Евангелиста Иоанна Богослова при державе великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны и при наследнике ея императорского Величества, внуке Петра Перваго, благоверном Государе и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его Великой княгине Екатерине Алексеевны, з благословением преосвященного второго Антония митрополита Тобольского и Сибирского; начася здатися тысяча семьсот четыредесять девятого году в бытность губернатора Алексея Михайловича Сухарева и старосты Дмитрия Худякова». Церковь двухэтажная, с зимним и летним храмами. Построена по привычной для Тобольска трехчастной схеме, однако для подъема на второй этаж здесь устроена наружная лестница на аркадах. Сам вид этого храма создает особый молитвенный настрой, который еще более увеличивается с восхождением в верхнюю церковь. На открытую светлую галерею лестницы можно попасть из темной закрытой паперти, как бы из мрака – к свету. На втором этаже человек также попадал в затемненный ярус колокольни, из которого входил в низкую светлую трапезную, а затем – в залитый светом высокий летний храм, под куполом со светлым фонарем. Эти перемены света и тьмы приводили верующих в особое торжественное чувство церковного праздника и служили как бы прелюдией к молитве. Особое мастерство строитель Архангельской церкви проявил в рисунке ее ограды, состоящем из заглавных букв имени Архангела Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=00968

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ I ПУТНЯНСКИЙ [румын. Iacob Putneanul] (нач. 1700, Рэдэуци, Молдавское княжество - 15.05.1778, мон-рь Путна, там же), митр. Молдавский. Точная дата рождения И. неизвестна. Встречающаяся в научной лит-ре - 20 янв. 1719 г.- является спорной. Вероятно, И. род. значительно ранее этой даты, на что указывают слова владыки в завещании 1762 г. о своем «старческом возрасте». В 1731 г. в мон-ре Путна И. был пострижен в монашество (отсюда его прозвище Путнянский). Он был учеником школ, существовавших при мон-ре в XVIII в.: элементарной, «латинской» и школы для подготовки священников. В 1736 г. был рукоположен во иеромонаха. В 1744 г. стал настоятелем монастыря. 11 авг. 1745 г. избран еп. Рэдэуцким. И. продолжил издательскую деятельность своего предшественника еп. Варлаама, основавшего в 1744 г. в монастыре Путна типографию, и издал Служебник (1745) на слав. и румын. языках. В 1747 г. открыл при епископии школу. 13 нояб. 1750 г. И. избирается митрополитом Молдавским. Приступает к печатанию богослужебных, богословских книг и школьных учебников на молдавском языке. В Ясской типографии вышли книги: «Синопсис, или Ежедневный круг богослужений, и Каноны святых правил для совершения исповеди» (Sinopsis adic adunarea celor apte laude a sfintei Biserici i Canoane din sfânta Pravil ce sunt trebuincioase la taina duhovniciei, 1751), Молитвенник (Sinopsis de molitve din Psaltire, adunate de prea îneleptul Ghenadie Scolarie, patriarhul arigradului, 1751). Вскоре И. перевел из Рэдэуци в Яссы типографию, где были напечатаны Цветная Триодь (1753), Евхологий (1754), Минея праздничная (1755), Апостол (1756), Псалтирь (1757), Служебник (1759). В помощь приходским священникам были изданы «Духовный алфавит» (Alfavita sufleteasc, 1755), «Синопсис, или Собрание многих поучений» (Sinopsis adic adunare de multe învturi, 1757). Для увеличения количества школьных учебников по распоряжению владыки был подготовлен Букварь (Bucvar, 1755; повторное изд. с дополнениями вышло в 1771 в Вене). Возможно, переводчиком вышеупомянутых книг был некий «учитель славянский» мон. Евлогий. Им же по благословению митрополита были переведены Жития святых (сохранились Жития на сент., окт., март и апр., переписанные в мон-ре сыном Евлогия Георгием).

http://pravenc.ru/text/200295.html

Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли; 1700 Париж — до 29 апреля 1771) — российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744). Список храмов, которые построил Бартоломео Франческо Растрелли (или с его участием) Курская область Новгородская область Кремль. Церковь Входа Господня в Иерусалим Великий Новгород, город, Великий Новгород Архитектор: Б.Ф. Растрелли (?) Год постройки: 1759 Архитектурный стиль: Барокко Украина, Киевская область Украина, Сумская область Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы Ахтырский район, Ахтырка Архитектор: Б.Ф. Растрелли, С.И. Дудинский Год постройки: Между 1753 и 1768 Архитектурный стиль: Барокко Украина, Черниговская область Собор Рождества Пресвятой Богородицы Козелецкий район, Козелец Архитектор: И.Г. Григорович, А.Квасов, (по проекту) Б.Ф. Растрелли Год постройки: Между 1752 и 1763 Архитектурный стиль: Барокко г. Москва Домовая церковь Воскресения Словущего при бывшей Покровской общине сестёр милосердия Восточный административный округ (ВАО), Сокольники Архитектор: Б.Ф. Растрелли Год постройки: Между 1870 и 1872. Обустроена в здании постройки 1753 г. Санкт-Петербург Собор Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: Б.Ф. Растрелли, А.В.Квасов Год постройки: Между 1753 и 1761 Архитектурный стиль: Барокко Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова ( " Смольный " ) Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Б.Ф. Растрелли Год постройки: Между 1748 и 1769 Архитектурный стиль: Барокко , Елизаветинское барокко Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Б.Ф. Растрелли

http://sobory.ru/architect/bfrastrelli

Иоасаф, епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии (Хотунцевский или Хотуневич) Родился в Малороссии. Окончил Киевскую духовную семинарию и был пострижен в монашество. С 1739 года в сане иеродиакона, а затем в сане иеромонаха был проповедником в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1741 года – экзаменатор Крутицкой епархии. В 1742 году возведен в сан архимандрита и назначен начальником духовной миссии, отправлявшейся на Камчатку. В Охотск он прибыл в июне 1744 года. Здесь он крестил многих тунгусов и летом 1746 года был уже на Камчатке, где наряду с миссией ему было поручено окормлять одичавший местный гарнизон. Конфликт с казаками был неизбежен, но даже главный зачинщик бунта говорил о нем: «Архимандрит добр до нас был». Архимандрит Иоасаф оставался на Камчатке до 1 января 1750 года и покинул ее, так как был вызван в Санкт-Петербург для хиротонии во епископа Иркутского. Но хиротония не состоялась, по одним источникам, по его болезни, по другим – из-за его отказа. С 18 февраля 1754 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 12 мая 1757 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 24 мая 1757 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Скончался 29 апреля 1759 года. Погребен в Юрьевом монастыре. Иоасаф принадлежал к самым видным миссионерам XVIII века; его влияние на новокрещенных было гораздо глубже, чем в других миссиях, даже в районе Поволжья. По его подсчетам, население Камчатки составляло тогда 11 тысяч 500 человек. Он лично окрестил примерно 4 тысячи 500 инородцев. Миссионерские труды архимандрита Иоасафа оставили о нем на Камчатке добрую память. Благодаря заботливости отца Иоасафа, на полуострове было сооружено несколько церквей; до того времени их было всего три. Затем были основаны три школы: в Большерецке, Верхне-Камчатске и Нижне-Камчатске. Труды: Слово в день Вознесения, говорено в 1742 г. Краткий катихизис для новокрещенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010