Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Мелиссино. Портрет. 1795 г. Неизвестный художник Иван Иванович (1718, Рига - 23.03.1795, Москва), обер-прокурор Синода, гос. и лит. деятель. Происходил из старинного греч. рода из Византии, представители к-рого в XII в. переселились на о-в Крит и жили в пределах Венецианской республики. Его отец, врач Иван Афанасьевич († 1758), прибыл в Россию при имп. Петре I, служил в Курляндии, являлся вице-президентом Коммерц-коллегии (1740-1745) и Мануфактур-коллегии (1745-1752). Брат, генерал от артиллерии П. И. Мелиссино (1726-1797/98), был инспектором артиллерии, директором Имп. сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1783-1797). 17 февр. 1732 г. М. поступил в Сухопутный шляхетский корпус, учился вместе с А. П. Сумароковым . 20 апр. 1740 г. выпущен в чине прапорщика, поступил на статскую службу в Юстиц-коллегию (1740-1745). В 1745 г. был членом комиссии, ревизовавшей Кунсткамеру и б-ку Академии наук. С 1746 г. служил в Ревельской генерал-губернаторской канцелярии в чине надворного советника при губернаторах герц. П. А. Ф. Гольштейн-Бекском и кн. В. П. Долгорукове. По инициативе гр. И. И. Шувалова, куратора Московского ун-та, указом Сената от 24 апр. 1757 г. определен директором ун-та с чином канцелярии советника. 11 мая прибыл в Москву. Активно занимался подготовкой материалов, необходимых для приобретения ун-том автономного статуса, и организацией учебного дела. Присутствовал на экзаменах; уделял внимание религиозному воспитанию, составлению учебных программ, наблюдению за домашним образованием и аттестацией иностранных учителей; заботился о состоянии здоровья и быте учащихся; организовывал получение воспитанниками бесплатных учебников и качественного питания. Летом 1757 и зимой 1759/60 г. в С.-Петербурге представлял Шувалову лучших учеников (в 1-м представлении участвовала имп. Елизавета Петровна, 2-е описано Д. И. Фонвизиным, принимавшим в нем участие). В нояб. 1757 г. М. пытался организовать постоянные заседания лит. об-ва при ун-те. В 1756 г. по инициативе М. началось издание «Московских ведомостей», где он нередко публиковался. В университетской типографии издавался 1-й московский лит. ж. «Полезное увеселение» (1760, под рук. М. М. Хераскова). М. занимался подготовкой 2-го изд. «Собрания разных сочинений…» М. В. Ломоносова (1757-1759. Т. 1-2), инициировал введение должности цензора при университетской типографии (в 1762 на нее был назначен Херасков). Особое попечение М. имел об устройстве университетской церкви. В июне 1757 г. просил Московскую синодальную контору временно отдать ун-ту здания 2 близлежащих храмов, находившихся в бедственном состоянии, в т. ч. ц. во имя св. Параскевы в Охотном ряду (не сохр.), и предоставить «нужнейшие храмовые вещи», приложив их реестр. В повторном обращении, направленном в июле, М. подчеркивал, что «в церквах университету крайняя... надобность», и гарантировал жалованье священникам от ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Собор в честь Вознесения Господня. Фотография. 2006 г. Собор в честь Вознесения Господня. Фотография. 2006 г. Первоначально все строения Д. п. были деревянными. В 1600 г. на келейные деньги игум. Леонида была построена деревянная Вознесенская ц. (впосл. перенесена в с. Легчищево). В 1619 г. Д. п. была разорена литовцами и черкасами гетмана Сагайдачного. По описи 1627-1628 гг., в Д. м. значится деревянная Вознесенская ц. с приделом свт. Николая Чудотворца с трапезной. К 1657 г. в Д. п. находились: обветшавший деревянный шатровый «о трех верхах» Вознесенский храм с приделами Успения и свт. Николая Чудотворца, недостроенный каменный Вознесенский храм, Знаменская часовня над гробом прп. Давида, деревянная колокольня с 5 колоколами, хозяйственные постройки, ограда ( Холмогоровы. Вып. 7. С. 138-141). В 1732-1740 гг. над местом погребения прп. Давида, где стояла деревянная часовня, была сооружена каменная колокольня, под к-рой в 1740 г. на средства жены статского советника А. В. Бобрищевой-Пушкиной устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1762 г. на колокольне были установлены «часы боевые с перечасьем». К нач. XX в. окончательно сложилась структура Д. п.: мон-рь занимал территорию в форме почти правильного прямоугольника со срезанным юго-зап. углом, был обнесен каменной оградой, по углам (кроме юго-вост.) к-рой было сооружено пять 3-этажных башен. В сев. ограду были встроены 2-этажный корпус, надвратная Успенская ц., Спасский собор, трапезная Всехсвятская ц. Симметрично этим постройкам в юж. части Д. п. располагались два 2-этажных здания. В зап. и вост. ограду были встроены небольшие одноэтажные постройки. Главный вход в мон-рь располагался в проездном ярусе колокольни, возведенной в середине зап. стены. В центре основного двора на одной линии с колокольней находились Вознесенский собор и Знаменская ц., севернее - Никольский храм. Нек-рые постройки пустыни возвели за ее стенами. Собор во имя Всемилостивого Спаса. Фотография. 2006 г. Собор во имя Всемилостивого Спаса. Фотография. 2006 г. Строительство каменного собора в честь Вознесения Господня началось в XVI в., но тогда не было завершено. От XVI в. сохранился фундамент и стены четверика до уровня порталов 2-го яруса, а также портал и проем юж. фасада. Лишь в 1676-1682 гг. по указу патриарха Иоакима строительные работы были завершены. Здание Вознесенского собора представляет собой 2-ярусный четверик, увенчанный пятиглавием (барабан центральной главы - световой), с 3-частной апсидой на востоке. Первоначально с 3 сторон собор был окружен 2-ярусной галереей с 2 симметричными приделами на вост. торцах (сохр. юж., Успенский придел, юж. и частично зап. галереи).

http://pravenc.ru/text/168568.html

Распятие. Икона. 1737 г. (НМ(Л)) Распятие. Икона. 1737 г. (НМ(Л)) Сведения об этом периоде биографии завершает постановление собрания Луцкого братства от 15 сент. 1713 г., согласно к-рому И. оставлен на должности игумена мон-ря, при этом указано, что он не представил счет за предыдущий период игуменства. В 1722 г. в составе артели иконописцев И. принимал участие в создании нового, т. н. Вощатинского иконостаса для соборного храма Загоровского Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря (после возвращения мон-ря в Православие в конце 30-х гг. XIX в. и начала там реставрационных работ в 40-х гг. XIX в. иконостас перенесли в Петропавловскую ц. с. Вощатин Владимир-Волынского у. Волынской губ., ныне в НМ(Л)). Работы велись на пожертвование покровителей мон-ря - семей Чацких и Загоровских, гербы к-рых украшают икону преподобных Антония и Феодосия Печерских. Дату создания иконостаса подтверждает внесение в 1722 г. в монастырский помянник рода жолковского резчика Ивана Карповича, автора резного обрамления икон. Этим же годом была датирована написанная И. копия (не сохр.) чудотворной Загоровской иконы Божией Матери. К сохранившимся иконам иконостаса И. несомненно относятся храмовая икона «Рождество Богородицы», парная к ней икона «Введение Богородицы во храм» и Нерукотворный образ Спасителя. Кроме И. в Загоровском мон-ре в 1722-1724 гг. работал некий «маляр» Иаков, упоминаемый в монастырских метрических книгах (Метрическая книга Загоровского мон-ря//ХНБ. 819506). После работ в Загоровском мон-ре имя И. появляется вновь только в 1737 г. в авторской подписи на исполненном на холсте (единственный известный случай в наследии мастера) «Распятии» (НМ(Л), происходит из Преображенской ц. упраздненного Черчицкого мон-ря в бывш. с. Черчицы Луцкого повета, ныне в черте г. Луцка), где И., как и прежде, именует себя иеромонахом Белостокского мон-ря: «Сей образ написася в святей обители Белостоцкой рукой смиреннаго иеромонаха Иова...» Несмотря на преклонный возраст, И. сохранял творческую активность. Во время составления представителем священноначалия василианского ордена (т. н. визитатором) инвентарного описания Белостокского мон-ря с ведомостями про клир (т. н. визитами) в 1740 г. И., как отмечалось в визитационном описании, просил определить к нему ученика для обучения живописи. Долгая творческая жизнь И. предполагает, что он и прежде имел учеников. Возможно, у него обучался мон. Анания (Мазыкевич), принявший постриг ок. 1699 г. в Белостокском мон-ре и впосл. (с 1721) живший в Мильчанском Рождество-Богородицком муж. мон-ре в с. Мильча (ныне Дубновского р-на Ровненской обл.). Кроме того, в документе от 23 ноября 1739 г. среди иноков Почаевского Успенского мон-ря упоминается иконописец мон. Митрофан (Созанский), к-рый также мог быть учеником И.

http://pravenc.ru/text/578180.html

Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию XVII века. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е годы. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля. В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объём " восьмерик на четверике " . В восточной части четверика размещён балкон хор, что встречается только в усадебных храмах крупнейших вельмож раннепетровского времени. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарём создают оригинальный многоглавый силуэт храма. Само расположение двух приделов по сторонам прохода на " владельческие " хоры восходит (через множество промежуточных ступеней) к таким памятникам константинопольской архитектуры времени Палеологов, как церковь Паммакаристос начала XIV века. Сложный декоративный набор на фасадах храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и даже " царственные " раковины-короны, свидетельствуют, наравне с композиционными особенностями, о том, что храм в Воскресенской Слободке сооружался на Нерльском берегу в период, когда этот стиль был ещё популярен в провинции. Особое внимание привлекает столь необычная для данного сооружения высоченная колокольня. Четыре её яруса украшены плоскими пилястрами в стиле " Аннинское барокко " , что придаёт ей определённую строгость и яркое своеобразие. Венчание шатровое со слуховыми оконцами и остатком невысокого шпиля. Образцом для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской церкви Космы и Дамиана в Кадашах, что на Полянке (не сохр.) 1730-е годы, тогда как завершающая часть с полуглавиями и шатром взята, вероятно, из колокольни усадебной церкви в Вешняках (1734). Так что и колокольня принадлежит к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой. Внутри полуразрушенного храма сохранились фрагменты мозаичных полов; даже в одном месте имеется надпись 1894, выложенная также из мозаики. Несмотря на заброшенный вид и отсутствие штукатурки на фасадах (вперемежку с кладкой красного кирича), церковь впечатляет своим внешним видом на фоне бескрайних полей Суздальского ополья.

http://sobory.ru/article/?object=01351

Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною» ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267). По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II , патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 94-95). Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к мон-рю гору ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 268). Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек. «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря (Р 12, XVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (Hieros. Patr. 328, 1695 г., ныне в б-ке Исследовательского центра Киккского мон-ря на подворье Архангелу мон-ря , который описан А. И. Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740, не сохр., издан А. Папагеоргиу). Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о К. и. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

Т. 23. С. 157; Выголов. 1988. С. 42-48). Возможно, такое бережное отношение к стенам старого собора было связано не только с почитанием его основательницы, вел. кн. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии), но и с ограниченностью финансовых средств, отведенных на реставрацию. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг., восстановлен в 1471 г. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг., восстановлен в 1471 г. В 1469 г. при участии Е. были «обновлены» (точный характер работ неизвестен, поскольку церкви не сохр.) древняя каменная ц. Воздвижения на Торгу и храм на Золотых воротах во Владимире (ПСРЛ. Т. 23. С. 159; Выголов. 1988. С. 71-73). В том же году он возвел в Троице-Сергиевой лавре трапезную и поварню (ПСРЛ. Т. 23. С. 158; Выголов. 1988. С. 112-131), преобразованную в церковь в 1735 г., причем размещавшаяся на ее зап. фасаде рельефная каменная икона Богоматери Одигитрии (Смоленской) - видимо, одно из ранних воспроизведений чудотворного оригинала - была перенесена внутрь и стала почитаться как местная святыня ( Выголов. 1988. С. 128). Активное участие Е. в архитектурном обустройстве Троице-Сергиева мон-ря можно объяснить семейными традициями: его дед Ермола (в иночестве Ефрем) и отец Димитрий (в иночестве Дионисий) приняли здесь постриг ( Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. С. 158-163; Тихомиров М. Н. Средневек. Москва в XIV-XV вв. М., 1957. С. 152-155; То же. М., 1997. С. 176-179; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 70). Белокаменная парадная трапезная (пострадала от пожара в 1564, разобрана в 1740) была близка по виду т. н. Владычной палате (1433) в Вел. Новгороде, построенной с привлечением иностранных мастеров и напоминающей готические рефектории североевроп. мон-рей ( Выголов. 1988. С. 122-125). Она имела большой зал с арочными окнами и столпом в центре, наружные лестницы и крыльца. Трапезная Троице-Сергиева мон-ря долгое время была образцом при возведении парадных монастырских трапезных; возможно, особенности ее архитектуры повлияли на облик Грановитой палаты (1487-1491, архитекторы М.

http://pravenc.ru/text/190209.html

В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. приходские храмы в Хлынове, Спасский собор (1-й - 1693, 2-й - сер. 60-х гг. XVIII в.-1818) и ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (позднее в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1699), строятся из камня. Постройки типа восьмерик на четверике появились в нач. XVIII в. и не стали определяющими для вятской школы; их декор выдержан в нарышкинских формах: в Хлынове Пятницкая (или Сретенская) ц. (1705-1712, не сохр.), имевшая уникальную колокольню с повалом под ярусом звона, в Слободском Преображенская ц. (1699-1717, не сохр.) и Спасский монастырский собор (1740, не сохр.). В Хлынове были также построены храмы восьмериком от земли, редкие для рус. каменной архитектуры и известные лишь в Вел. Устюге (собор Иоанно-Предтеченского мон-ря, 1695-1740, не сохр.) и Иркутске (собор Вознесенского мон-ря, 1749-1767, не сохр.). Считается, что на композицию восьмериковых хлыновских церквей во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (1714-1723) и Всехсвятской (1723, не сохр.) оказало влияние деревянное зодчество; формы их первоначального завершения неизвестны. К переходному типу принадлежала Тихвинская ц. в с. Красном (ныне в черте Кирова, 1715, не сохр.), четверик к-рой со стороны трапезной был 3-гранным при традиц. 3-апсидном алтаре с востока. Особняком в архитектуре Хлынова стоит Никольская надвратная церковь Трифонова мон-ря (ок. 1700) с ее сдержанным нарышкинским декором, построенная, очевидно, московскими мастерами наподобие храмов над св. воротами Троице-Сергиева и Новодевичьего мон-рей. Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Указ имп. Петра I о прекращении каменного строительства везде, кроме С.-Петербурга (1714), приостановил развитие каменного храмоздания на Вятке до 40-х гг. В это время появились храмы, построенные по образцу Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Изящество храма подчеркнуто тонкими шеями глав с ажурными крестами, а также угловыми парными пилястрами, по высоте равными четверику от цоколя до карниза. Нарядность также придает широкое использование полихромных рельефных изразцов, редких для вологодского зодчества. Церковь во имя Св. Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе в Тотьме. 1768–1772, 1780–1788 гг. Фотография. 2004 г. Элементы раннего барокко и древнерус. формы сочетает 2-ярусная бесстолпная ц. св. Иоанна Предтечи (1738-1740), черты нарышкинского стиля прослеживаются в Воскресенской ц. в Тотьме (1744-1749). Замечательными образцами барокко в Вологде были не сохранившиеся до наст. времени Воскресенская ц. на Ленивой площадке (1762-1763) и ц. Преображения Господня на Болоте. Основной кубический объем храмов завершали ступенчато расположенные 5 глав на 2-ярусных барабанах. Упрощенным завершением отличалась ц. свт. Леонтия Ростовского (1758, не сохр.). Изящные ярусные колокольни были завершены восьмериками с высокими фигурными шпилями. Наиболее часто в Вологде эпохи позднего барокко строились 3-частные храмы с колокольнями над притвором, основной объем к-рых, близкий к кубическому, имел ярусное завершение в виде 2 вытянутых восьмериков, увенчанных луковичной главкой, напр. церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дюдиковой пуст. (1748, не сохр.), в честь Владимирской иконы Божией Матери (1759-1764), свт. Николая на Сенной пл. (1713-1777; использованы элементы архитектуры раннего классицизма, не сохр.), Успения Пресв. Богородицы (50-е гг. XVIII в., действующая), прп. Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), вмч. Екатерины во Флоровке (1776, не сохр.), Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (на Числихе), в центре княжеской части города, с шатровой колокольней (1778-1780, действующая), арх. Гавриила (1780), Богородицкая на Верхнем долу (не сохр.), Преполовения Господня в Устюжне (1800, не сохр.). Нарядный Владимирский храм, 2-светный, ярусный, с 5-гранным алтарем и небольшой трапезной, перекрытый куполом со световым восьмериком, имеет зубчатые карнизы и разорванные фронтоны наличников, соответствующие традициям XVII в., но плоские спаренные пилястры напоминают о петровском барокко. К этим памятникам была близка по архитектуре Петропавловская ц. в Новинках (1772, частично сохр.).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Церковь Вознесения Господня над св. вратами Свияжского Успенского мон-ря. 1-я пол. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. архитектурная ситуация в К. и Т. е. объяснялась преобладанием купеческого (в городе) и помещичьего (в окрестностях) заказа. По образцу Петропавловской ц. в 20-30-х гг. возникли многочисленные (сравнимые по количеству с Москвой или В. Устюгом) церкви типа восьмерик на четверике, имевшие сильно вытянутые по вертикали пропорции. В Казани они, как правило, были украшены скромным петровским декором, напр. Ильинская ц. Никольского монастыря (1736, не сохр.) или ц. Московских чудотворцев на подворье Раифского мон-ря (1739). Эти храмы имели ярусные колокольни, напр. по-провинциальному громоздкая Успенская ц., возведенная среди руин древнего Болгара (1732-1734), имела шатровую колокольню. Многочисленные церкви Свияжска сохраняли очень качественный рельефный нарышкинский декор, замечательные образцы к-рого были представлены на Никольской ц. «в Жильцех» (1734, не сохр.). Немало было возведено храмов, в уменьшенном виде повторявщих формы Петропавловской ц. и совершенно скупых по внешнему убранству. Это особенно характерно для построек, возведенных на средства И. А. Михляева и его вдовы Е. И. Михляевой: ц. Параскевы Пятницы на месте деревянного храма сер. XVI в. (1728), предназначенная для рабочих суконной фабрики Михляева; ц. прмц. Евдокии (по приделу, главный престол - Нерукотворного образа Спасителя, 1734) с одноярусной колокольней, упрощенными наличниками окон и 8-гранным окном на сев. и юж. фасадах (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 27, 71; Фролов. 2005. С. 36-39). К тому же типу храмов относятся ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1731, в Ст. Татарской слободе, ныне - центр крещено-татарских приходов); ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Суконной слободе (освящена в 1738), возведенная на средства Е. И. Михляевой, в виде бесстолпного четверика с высокой полусферической кровлей, поставленного на подклет; ц. Смоленской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Варлаама Хутынского (ок. 1726, не сохр.) (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 59, 70; Фролов. 2005. С. 39-40, 61, 67-68). В новых формах перестраивались старинные и строились новые храмы в Свияжске: в 1-й пол. XVIII в. появился грушевидной формы купол на барабане свияжского Успенского монастырского собора, пощипцовое покрытие заменено, а на фасадах поставлены декоративные аттики сложной формы, призванные скрыть неровности новой кровли; выстроен из кирпича надвратный храм в честь Воскресения Господня на месте Борисоглебской ц. ок. 1600 г. ( Яблоков. 1906. С. 39). Из кирпича возвели церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1735, с 1740 - во имя Софии Премудрости Божией, не сохр.) и Благовещения (1755, не сохр.; Остроумов, Чумаков. 1971. С. 56).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010