Постренессансное время начинается XVII столетием. В этот и значительную часть следующего века сосуществуют два стилистических направления – барокко и классицизм . Во второй половине XVIII и первой трети XIX столетий классицизм, вытеснив барокко, будет господствующим направлением. Барокко (“barocco” – по-итальянски “вычурный”) – это стиль контрреформации с иррациональным, весьма динамичным построением пространства и отдельных форм во всех видах искусства, с активным использованием в декоре мотива раковины. Продолжаются градостроительные работы. Так Рим предстаёт с грандиозными ансамблями и улицами, удобно по пути паломников соединяющими христианские святыни. Храмы часто приобретают необычные очертания овала, направленного вдоль или поперёк основной оси. Наиболее выдающийся мастер эпохи – Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.), создавшего колоннады площади у храма св. Петра, овальную церковь Sant Andrea al Quirinale, Scala Reggia – папскую лестницу трапециевидной формы (способствующую визуальному увеличению фигуры понтифика), сень с витыми колоннами под средокрестием собора св. Петра над престолом-гробницей Апостола и алтарь в основной апсиде храма – так называемую Cathedra Petri, скульптурное надгробие Урбана VIII и статую сотника Лонгина в интерьере собора св. Петра, а также многие другие, в том числе и живописные работы. В южной части западноевропейского мира господствует барокко, а в северной, протестантской, наряду с ним – классицизм, продолжающий ренессансные традиции переосмысления античного наследия. В Англии нормативным явлением стал классицизм с его выдающимся примером – собором св. Павла в Лондоне (1675–1711 гг.), архитектор Кристофер Рен с.166]. Среди барочных церквей Германии вызывают особое внимание дрезденские сс.206–207] Frauenkirche (1722–1738 гг., архитектор Георг Бэр) и Hoffkirche (1738–1755, архитектор Гаэтано Киавери), а также мюнхенский храм, посвящённый Иоанну Непомуку, возведенный по проекту братьев Азам (1733–1734 гг.), с чрезвычайно вычурным овальным интерьером.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Коростынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Богоматери стоит посреди кладбища на восточной окраине довольно большого села Коростынь (Шимский район Новгородской области). Она выстроена в 1720е годы по заказу императрицы Екатерины I, которой принадлежало это село, известное еще с XV века. Колокольня и купол храма видны издалека в равнинном пейзаже южного побережья озера Ильмень. История возведения этого храма вкратце такова: в 1721 г. супруга императора Петра I, императрица Екатерина, посылает работавшего в то время в Петербурге итальянского архитектора Гаэтано Киавери «в село Коростино для дела церкви» (этот факт установлен И. Э. Грабарем в начале XX века, но он не знал, ни где это село, ни был ли там действительно выстроен храм). Проект этого храма был создан в 1722 г., сами проектные листы (план с сечением по трем уровням и фасад) сохранились в собрании графики Альбертины в Вене. В 1950е гг. В. Ф. Шилков сопоставил проектные чертежи Киавери, опубликованные к тому времени немецким исследователем Э. Хемпелем, и формы церкви в Коростыни; он пришел к выводу о том, что в проектном чертеже и существующем храме «“гофрированная” стена главного фасада, а также трактовка плана передней и алтаря совпадают, хотя имеются и значительные отличия». От себя заметим, что настоящей «гофрированной », волнообразно изогнутой стены в проекте Киавери 1722 г. не было, а трактовку алтаря и передней (паперти) в существующей церкви и в проектах итальянского архитектора можно считать похожей только очень приблизительно..... Коростынь - место очень древнее: согласно находкам археологов, копавших здесь " жальники " - так новгородцы называют языческие могильники курганного типа, люди в этих краях селились за сотни лет до того, как саму Коростынь впервые упомянули в письменных документах. Первое упоминание получилось очень громким, деревня буквально ворвалась в историю - именно в 1471 году здесь был подписан Коростынский мир между Иваном III и новгородскими силами под предводительством Дмитрия Борецкого, сына Марфы Посадницы. Незадолго до этого Борецкий проиграл Шелонскую битву - генеральное сражение Московско-новгородской войны; Коростынский мир юридически закреплял зависимое положение Новгородской республики от Москвы. В дальнейшем в истории Коростыни столь громких событий уже не происходило. В XV-XVII веках - это погост, в XVIII-м - дворцовая вотчина, принадлежавшая государыни императрицы Екатерины I. Вот она то и решает выстроить здесь, " в село Коростино " , храм по проекту, работавшего в то время в Петербурге итальянского архитектора Гаэтано Киавери. Проект храма для Коростыни был создан в 1722 году; сами проектные листы (план с сечением по трём уровням и фасад) сохранились в собрании графики Альбертины в Вене.

http://sobory.ru/article/?object=00835

В атрибутах с прихода в средину закладки Дворца: I. Надпись над Орденом Св. Андрея: «Сие чудо новое: под неприступным градом, Наполнилась земля разверстым ныне адом. II. Над Орденом Александровским: «Сие чудо новое: а Россы творящи, Зрит воздух на себе суда горящи. III. Над Орденом Георгиевским: «Сие чудо новое: Геллеспонт пришел к кончине, Огнем Россы, действуют в водах и пучине». IV. Над Орденом Екатерининским: «Сие чудо новое: весь мир на то взирает, Российский Сципион вал южный попирает». V. На камне, покрывавшем место закладки, медная доска с надписью: «Сему зданию прожект сделал и практику начал Российской Архитект, Москвитянин, Василий Иванович Баженов, Болонской и Флорентинской Академии Художеств Академик, главной Артиллерии Архитект и Капитан, сего сдания начальной Архитект и Экспедиции онаго строение Член, от роду ему 35 лет. – По сочинении прожекта, за Архитскта был Титулярной Советник Матвей Козаков. – В Экспедиции сего строение были Членами: Дворянин, Статский Советник Федор Никифорович Борисов; Дворянин, конной Гвардии Ротмистр Иван Григорьевич Вахрамеев; Дворянин Примиер-Маиор Михайло Андреевич Суровцов, Коллежский, при Экспедиции, Секретарь Константин Яковлевич Титов. Закладка была Июня 1773 года при Императрице Екатерине Алексеевне второй и при Наследнике, Сыне Ея, Павле Петровиче. Надпись сию составил С. Петербургской Академии Художеств гравировальщик Иван Пурышев». На трех щитах, под атрибутами поставленных, надписи: «Да процветет Москва, подобием райска крина, Возобновляет Кремль и град Екатерина; Народы на небо радостно вопиют, Младенцы из гробов то зрети возстают. Герои Росские вы что изобразили, Как боги дерзостных гигантов поразили. Визирь от имени Минервина бежит, Под Бендером земля пылает и дрожит. Станбул не ожидал сего ужасна вида, В котором Росская явилась Фемида. Покрыла пламенем весь бездны горизонт, Пучины рыжет огнь и стонет Геллеспонт. Уже запасено было огромное количество кирпича, Белого камня и извести; приступили к копанию рвов для фундамента. Но когда от близости их к стенам Архангельского собора открылась опасность в том, что с южной стороны оне дали трещину: тогда Императрица Екатерина II отложила это величественное предприятие, коего памятником осталась только одна модель. Многие отличнейшие Архитекторы заимствовали от нея для своих планов части фасадных видов, или некоторые отделения внутренних комнат и галерей, или орнаменты. В этой модели придворная церковь служила как бы программою для церквей в некоторых благотворительных заведениях Москвы. 966 По одной этой модели можно судить о гении Баженова; она важна для нас еще и тем, что сохраняет модели храмов и зданий, уже несуществующих в Кремле, как на пр.: Сретенского и Гостунского соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Исследователями храма Л. А. Секретарь и Л. А. Филипповой установлено, что строительство церкви было начато только в 1726 году, через четыре года после того, как Киавери составил в 1722 году свой проект для Коростыни. По указанию самовластной императрицы петербургский архитектор Пьетро Трезини посылает в это время в Коростынь двух десятских и 20 каменщиков, а " для смотрения и показывания в том строении " с чертежами отправляет ученика архитектуры Данилу Ельчанинова, работавшего в 1723 году в качестве архитекторского ученика в команде петербургского архитектора М. Г. Земцова. Кирпич для храма отпускали с казённых заводов в Новгороде. Сооружение получилось действительно незаурядное - чего стоят только восьмигранный ярус звона колокольни, сильно вытянутый по оси север-юг и превращённый фактически в овал, и могучий башнеобразный восьмерик самого храма! Композиция и стиль существующего здания Успенской церкви указывает на авторство скорее Трезини или Данилы Ельчанинова, чем Гаэтано Киавери: это продолговатый объём (тип с базиликальным планом и зальным пространством), над которым в восточной части над внутренним средокрестием возвышается восьмигранный барабан, в то время как над западным фасадом поставлена колокольня. Фасады, за исключением западного, в основном плоские, они украшены плоскими же пилястрами, карнизами и наличниками окон и входных проёмов. В целом архитектура существующей церкви в Коростыни является продолжением петровского, петербургского " северного барокко " , основанного на голландской и северогерманской версиях этого стиля. Это протестантское по духу барокко чувствуется и в декоре фасадов и интерьера, и в общей объёмнопространственной композиции храма, развивающей композицию Петропавловского собора в Петербурге. В храме три престола: центральный - в честь Успения Божией Матери, южный - в честь Преображения Господня, северный - в честь Воздвижения Креста Господня. Церковь была закрыта в конце 1930-х годов, открыта в годы войны и затем уже больше не закрывалась. В храме хорошо сохранились сделанные до революции росписи работы В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. В Успенской церкви находится особопочитаемая в этих краях " Старорусская " икона Божией Матери (список 1877 года). Ежегодно 24 августа, в день заключения мира между Москвой и Новгородом, здесь проходят молебен и Крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00835

Язык русских духовно-публицистических сочинений того времени может быть сравнен разве с языком французских проповедников времен лиги 171 : «ныне совершилось ваше спасение: низложен сатана и его ангелы», восклицает один проповедник, по поводу низвержения Бирона. Одно из слов Юшкевича, в день рождения императрицы Елисаветы (1741 г.), раскрывает «ухищренную политику губителей отечественного счастья». «Был ли кто из русских искусный художник, архитект, а наипаче ежели был ученик Петра, тут они тысячу способов придумывали, как бы его уловить, к делу какому-нибудь подвесть и, таким образом, (…) голову ему отсечь, или послать его в такое место, где необходимо умереть от голоду, – за то одно, что инженер, что архитект, что ученик Петра Великого. Всех людей добрых, простосердечных, государству доброжелательных и отечеству весьма потребных под разными претекстами губили, разоряли, а равных себе безбожников, бессовестных грабителей весьма любили и уважали. Только телом, только тенью здесь, а сердцем и душой вне России пребывали. Все свои сокровища, в России неправдой нажитые, вон из России за море высылали, и там иные в банки, иные на проценты многие миллионы полагали». «Архиереев, священников, монахов мучили, казнили, расстригали, – непрестанные почты, и водой, и сухим путем, отвозят их в дальние сибирские города – Охотск, Камчатку, Оренбург», – так жаловался иногда сам Димитрий Сеченов, теперь подобным же образом действовавший против Арсения. Но не тоже ли самое говорит и Арсений, когда замечает: «горе нам, бедным архиереям, яко не от подан, но от своих мнящихся быти правоверных, мучительство претерпеваем» 172 . Так говорили в то время проповедники публично, с церковных кафедр, в присутствии двора и самой императрицы. Может ли нас после этого удивлять тон речи Арсения в его доношениях, не предназначавшихся ни для публичного произнесения, ни для высочайших особ, а адресованных к его собратам-архиереям, заседавшим в Синоде, в котором и сам он состоял равноправным членом? Нам кажется, что Арсений, по меньшей мере, с полной справедливостью мог во всяком случае сказать о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Среди других святынь Георгиевской церкви - прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это - священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен... это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом. Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины - селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

8 верш., в ширину 1 арш. 4 вершка, и когда эта всем принадлежащим украшением в совершенство приведена будет, тогда об освящении из этой Коллегии сообщить его преосвященству. 19 15 июля совершена была закладка церкви преосвященным Сильвестром. На деле о построении этой церкви, хранящемся в архиве с.-петербургской духовной консистории, Петропавловского собора ключарем, иереем Петром Гребневским сделана была следующая надпись: «вышеозначенная при морском полковом дворе вновь строящаяся каменная церковь , во имя св. Николая Чудотворца, его преосвященством заложена 15 июля 1753 года». А коммисионер Коллегии, купчина Ефимов, которому поручено было купить презент его преосвященству, того же 15 июня донес подрядной конторе, что презент этот 17 аршин люстрину в лавке купца Саввы Яковлева по 2 р. за арш. куплен и архиерею отдан. 20 Начатые теперь с Божьего благословения работы продолжались очень быстро: в августе 1753 г. положено было уже 700 погонных саж. цоколя; весной и летом 1754 г. сделан был первый аппартамент, а 6-го сентября того же года начат и второй, и окончен осенью 1755 г., исключая пяти восьмериков или восьмиугольных башен с их куполами и главами. «Вновь строящейся морской полковой церкви стенные своды каменной работой сегодня все окончены, писал в Коллегию архитектор Чевакинский от 9-го октября 1755 г., и кровля в непродолжительном времени покроется, а в предбудущее лето надлежит отделать только пять восьмериков, которых сегодня, за наступающим осенним временем, делать не можно». Из ведомости поданной князем Гагариным в Коллегии 15-го декабря 1755 г. видно, что в 1754 и 1755 годах положено в стены кирпича 1342700. 21 К работам 1755 г. относятся также устройство 4-х фронтонов, на которые употреблено 264 погонных сажен тесаного кирпича, отделка внутренних столбов, пилястр и пьедесталов, на которые тесаного кирпича употреблено было 736 погон. сажен. Для совершенного окончания устройства главного церковного здания, с внешней стороны не доставало только 68 баз из дикого камня для стольких же окружающих собор колонн, которые (базы) обязался поставить к строению июля 1755 года ржевский купец Сила Тарасов Еремеев, но которых он не поставил к сроку, по непредвиденным несчастным обстоятельствам именно по случаю разбития в октябре 1754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА [Лат. Lucas] († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия). Житие Л. было написано его современником и учеником на греч. языке. Автор, не называющий себя по имени, передал события, свидетелем к-рых он был, вскоре после кончины святого. В тексте имеются общие для агиографических произведений места, однако с исторической т. зр. его можно считать достоверным. Впоследствии греч. Житие было утеряно. Сохранился его лат. перевод (BHL, N 4978), к-рый впервые опубликовал О. Гаэтано по единственной рукописи, найденной им в ц. св. Луки в Арменто, где покоилось тело святого ( Caietanus. 1657. P. 96). Издатель значительно переработал и дополнил изначальный текст Жития, написанный довольно грубым языком. Позднее лат. Житие Л., весьма близкое по содержанию к изданию Гаэтано, было опубликовано в Acta Sanctorum болландистами, которые использовали более позднюю рукопись. Согласно Житию, Л. род. на Сицилии в г. Демена (возможно, искаженное название г. Энна; в рукописи, использованной болландистами, родиной святого ошибочно назван г. Мерина) у знатных и благочестивых Иоанна и Федибии. C детства он воспитывался в божественном учении и во всем был послушен родителям, но, когда те решили женить достигшего зрелости сына, Л. впервые выразил неповиновение. Он ушел из дома и поселился в известном греч. мон-ре св. Филиппа в Аджире (пров. Энна, Сицилия), недалеко от родного города. Получив наставления от игумена обители (это был, вероятно, св. Савва Коллесанский), Л. между 930 и 940 гг. удалился в Реджо (ныне Реджо-ди-Калабрия, Калабрия, Италия) для дальнейшего обучения у прп. Илии Спилеота , к-рый прославился в Калабрии духовными подвигами и чудесами. Стяжав пророческий дар еще в монастыре св. Филиппа, Л. предвидел набег арабов ок. 959 г. и ушел из Реджо в г. Ноа (ныне Ноэполи, пров. Потенца), расположенный между р. Агрий и подножием Апеннин, на границе Лукании и Калабрии.

http://pravenc.ru/text/2110784.html

К изучению легенды о К. впервые обратился иезуит Гаэтано, который опирался на канон Сергия и на лат. чтения. Исследователь пришел к выводу, что К. происходил с Востока, а причиной его переселения на Сицилию было т. н. великое гонение, начатое в 303 г. императорами Диоклетианом и Максимианом. Предположение Гаэтано было отвергнуто Папебруком, к-рый считал, что в каноне Сергия и в лат. чтениях речь идет о разных святых. Поскольку имя Калогер (греч. Καλγερος) означает «старец» или «монах», болландист предположил, что жившие на Сицилии греки могли называть так разных подвижников, чьи настоящие имена были забыты (ActaSS. Iun. T. 3. P. 589). По мнению Папебрука, К., которому посвящен канон Сергия, был основателем или настоятелем мон-ря Фрагала. Болландист предположил, что в рукописи канона указание на место рождения святого содержало ошибку (τς Καλχδονος χραν вместо Καρχδονος), в действительности К. происходил из Карфагена. Т. о., К., Григорий и Димитрий были африканцами, бежавшими или сосланными на Сицилию в V в., во время преследований правосл. духовенства вандалами. Впосл. еп. Григорий и диак. Димитрий приняли мученическую смерть, К. избежал гибели и стал монахом. Др. К., о к-ром рассказывается в лат. чтениях, по версии Папебрука, был выходцем с Востока. Чтения основаны на достоверном сказании, восходящем к несохранившемуся греч. Житию, к-рое было искажено при переработке. Поэтому болландист «отредактировал» изданный им текст, исключив «недостоверные» подробности, напр. упоминания об имп. Нероне и об ап. Петре. Для датировки жизни святого Папебрук воспользовался данными раннего Жития св. Филиппа из Аджиры, в к-ром утверждается, что Филипп род. в пров. Фракия при имп. Аркадии (395-408) (Vita di S. Filippo d " Agira. 1981. P. 120-121). Исходя из этих сведений, болландист пришел к выводу о том, что Римским папой, к-рый направил К. на Сицилию, был св. Лев I Великий (440-461) и что К. скончался ок. 485 г. Такая датировка позволила исследователям предположить, что бегство К. с Востока было связано с борьбой между православными и монофизитами в эпоху Халкидонского Собора (451).

http://pravenc.ru/text/1320137.html

Временем окончания иконостаса можно с определенной долей допущения назвать 1758 год, в случае если тобольским митрополитом было дозволено А.В. Исецкому остаться в монастыре еще на один год. В пользу того, что А.В. Исецкий мог задержаться в монастыре еще на год, говорит, например, факт продления в 1756 году тобольским митрополитом срока пребывания в Енисейске далматовского уставщика А.Д. Стафиева. Таким образом, изученные нами материалы архива Троицкого туруханского монастыря позволяют не только документально приписать авторство иконостаса деревянной монастырской церкви тобольскому архиерейскому резчику А.В. Исецкому, но и существенно уточнить его датировку (Искусствовед Н.Н. Исаева датирует иконостас 1750-1755 г.г.). Несмотря на документальные данные о нахождении в 1755 году в туруханском монастыре тобольского иконописца А.О. Калинина, у нас нет оснований приписывать ему авторство иконописного ряда Троицкого иконостаса. Прибыв вместе с А.В. Исецким в июне 1755 года в монастырь, А.О. Калинин в 1756 году, получив «пашпорт», отбыл в Енисейск, не сойдясь в цене своей работы с архимандритом Авмросием. В мае 1757 года монастырская промемория сообщала о том, что иконописец Калинин находится в Енисейске и «ныне живет там за свою волю». Этот факт дает дополнительную возможность расширить наши знания о круге мастеров-иконописцев, работавших в Енисейске в середине XVIII века - в период интенсивного строительства каменных церквей и украшения их интерьеров. Попутно отметим, что в указанное время в Енисейске был завершен иконостас холодного храма Спасского монастыря, осуществлялись работы над иконостасами Христорождественского собора (1755-1758 гг.) девичьего монастыря, придельного Благовещенского храма (1756-1757 гг.) Воскресенской церкви и Преображенской церкви на Торгу (1747-1760 гг.). Интересна дальнейшая судьба иконостаса, выполненного А.В. Исецким в 1755-1757 г.г. В августе 1801 года иконостас был перенесен в холодный Троицкий храм каменной монастырской церкви, строительство которой было начато еще в 1778 году. Перенос и установку иконостаса во «вновь построенной каменной церкви» осуществил «Инбацкой волости поселыцик» Федот Чуманов, получивший за работу 20 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=20849

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010