Волгоград. Церковь Спаса Преображения (старая). Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:не позже 1771. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, перекрёсток улиц Комсомольской и Мира Координаты: 48.710761, 44.518401 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О месте и виде первого царицынского храма с таким названием сведений не сохранилось, но его существование подтверждается тем, что форштадт крепости часто именовался в документах и на картах Преображенским. Мы находим храм в форштадте на планах Царицынской крепости 1729, 1737 годов. В 1771 году царицынский купец Ермолай Рудаков (по сведениям третьего номера журнала «Саратовские епархиальные ведомости» за 1897 год, фамилия его была Неживаго) построил деревянную церковь приблизительно там, где сейчас пересекаются улицы Комсомольская и Мира (около нынешнего магазина «Каравай»). В документах упоминается, что строился храм купцом вместе с женой Марфой. Известно, что священнослужители этого храма отличались большим миссионерским рвением, а прихожане заботились о внешнем и внутреннем убранстве церкви. В июне 1843 года епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков), находясь у нас в городе, награждает священника Спасо-Преображенской церкви Василия Дилигенского за успешное преподавание грамоты и Закона Божьего калмыцким детям. А в 1865 году благодарности епархиального начальства удостаивается купец Пётр Антонов за постройку церковной ограды. 25 мая 1885 года храм был отстроен вновь и освящен. Он стал каменным, крепким и теплым. Кроме главного престола, церковь имела еще два: в правом приделе — во имя Иоанна Богослова, а в левом — во имя преподобного Тихона Амафунтского Чудотворца (день памяти 16/29 июня). Уже на следующий год после освящения храма при нём в церковной сторожке открывается школа, а ещё одна размещается в нанятом попечительством доме. Законоучителем в них становится священник Порфирий Афанасьевич Надеждинский (числящийся законоучителем и заведующим и в 1902 году), а помогают ему дьякон А. Внуковский и К. Поспелова.

http://sobory.ru/article/?object=55780

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА (БАН), первая рус. гос. б-ка. Основана в 1714 г. по указу Петра I . Первоначальный фонд составили 3 книжных собрания: б-ка Аптекарского приказа, б-ка курляндских герцогов (получена в дар от герцогини курляндской (буд. императрицы) Анны Иоанновны , включала в себя книги из прибалтийских провинций) и Готторпская б-ка. В первые годы своего существования б-ка пополнилась частными собраниями деятелей Петровской эпохи - А. А. Виниуса, Р. К. Арескина, П. П. Шафирова, Я. В. Брюса, И. В. Паузе. Книжные собрания Петра I, его сестры царевны Наталии Алексеевны, сына Алексея Петровича и книги из кремлевского дворца поступали в 1725-1729 гг. В 1718 г. б-ка начала обслуживать читателей, с 1725 г. находится в составе академических учреждений, в 1728 г. помещена в здании АН и Кунсткамеры на набережной Невы, в 1747 г. присоединена к АН, до открытия в 1814 г. Имп. Публичной б-ки являлась единственной общедоступной б-кой. Неоднократно меняла название: в 1714-1725 гг.- Б-ка Его Величества, Публичная, или Казенная, б-ка; в 1725-1747 гг.- Имп. Петербургская б-ка; в 1747-1917 гг.- Б-ка имп. АН; в 1917-1925 гг.- Б-ка РАН; в 1925-1992 гг.- Б-ка АН СССР; с 1992 г.- Б-ка РАН. Первый директор - лейб-медик Петра I Р. К. Арескин (1714-1718); первый библиотекарь - И. Д. Шумахер (1714-1761). В 1757-1765 гг. б-кой управляла комиссия в составе Шумахера, М. В. Ломоносова и И. К. Тауберта. Далее библиотекарями (т. е. директорами б-ки) были: Тауберт (1765-1771), С. К. Котельников (1771-1797), И. Ф. Буссе (1797-1800), Ф. И. Шуберт (1800-1818). В XVIII в. в б-ке уже существовали рус. и иностранное отд-ния (рус. фондами заведовал историк А. И. Богданов, затем О. Петров, иностранными - Ф. И. Брем, Г. Фрейганк, И. К. Бакмейстер), но номинально раздел произошел в 1819 г., когда главой рус. отд-ния был назначен П. И. Соколов, а главой иностранного - Х. Д. Френ. Во главе 1-го (рус.) отд-ния стояли: Соколов (1819-1835), Я.

http://pravenc.ru/text/63754.html

В 1757 г. в обители приняла постриг с именем Нектарии и до самой кончины в 1771 г. жила княгиня Наталия Долгорукова. Дочь сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметьева, она родилась в г. Лубнах в 1714 г. В 1729 г. Наталия была обручена с другом Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым. Вскоре Петр II умер, и на престол взошла Анна Иоанновна, а Долгоруковы оказались в опале. Многие советовали Наталии расторгнуть помолвку, но девушка, по искренней любви к Ивану Алексеевичу и по совести («честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему»), вступила с ним в брак (1730). На следующий день после венчания, супругов известили о ссылке. В Сибири у них родились дети Михаил (1731) и Димитрий (1738). Перед рождением младшего, Ивана Алексеевича увезли в Новгород, где в 1739 г. четвертовали. С разрешения царицы в 1740 г. Наталия поселилась в Москве и посвятила себя воспитанию детей. Когда старший сын поступил на военную службу и женился, она удалилась во Флоровский монастырь, а младший сын поселился в Киево-Печерской Лавре. В 1767 г. м. Нектария описала для сына Михаила и его жены свою жизнь с детства до приезда в Сибирь, а также приняла схиму. В 1769 г. на руках подвижницы умер тяжело больной сын Димитрий. Его похоронили у входа в Успенский собор Лавры. Там же впоследствии было предано погребению и тело м. Нектарии. В 1810 г. внук Иван Михайлович напечатал ее «Своеручные записки», которые сделали княгиню 1-й мемуаристкой России и неоднократно переиздавались. «Не хвалюсь своим терпением, но от милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла… Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла… Я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ… Во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла… Не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить», – писала м. Нектария. Подвиг ее жертвенной любви воспели в стихах Кондратий Рылеев, Иван Козлов (в его поэме о княгине отражено предание, что перед постригом она бросила венчальное кольцо в Днепр), Николай Некрасов (поэма «Русские женщины»: «Пускай долговечнее мрамор могил,/Чем крест деревянный в пустыне,/Но мир Долгорукой еще не забыл,/а Бирона нет и в помине»).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМЕЛЬЯНОВ Василий (в старообрядческом крещении Филипп; 1729 - 19.04.1797, Москва), наставник московской поморской общины (см. Поморское согласие ), защитник института брака у беспоповцев (см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). Е. был гос. крестьянином, по-видимому, с. Покровского (в XVIII в. вошло в черту Москвы - район ул. Покровской, совр. Бакунинской), первоначально принадлежал к московской федосеевской общине на Преображенском кладбище . В 80-х гг. жил в доме купца И. Абросимова на Немецком рынке; об этом сообщал в автобиографии поморец А. С. Озерский, обучавшийся у Е. грамоте, лит. навыкам и церковному пению и называвший своего наставника «мужем просвещенным, добродетельным и почтенным» ( Хвальковский, Юхименко. 1999. С. 318). По свидетельству Павла Любопытного , Е. был «мужем благочестивым и примерной добродетели», блестящим полемистом («тщательный писатель о разных предметах в защиту Христовой церкви и в обличение врагов ея»), «знатным собирателем священных предметов древности» и «редким» собирателем «предков своих и настоящих мужей истории и творений их» ( [Любопытный П. О.] Исторический словарь 86 раскольничьих отцов. С. 28). Не разделяя позиции федосеевцев , считавших невозможными «моление за царя» и заключение старообрядцами браков, Е. перешел в поморское согласие и выступил инициатором создания в Москве поморской моленной. Ок. 50 его единомышленников составили общину. Благодаря членству в ней богатых семейств (в частности, каретника П. Алексеева, поверенного В. Ф. Монина, женатого на сестре Е., А. Т. Заикина, ленточника Н. Петрова) и более лояльной политике московских властей по отношению к старообрядцам после 1771 г., когда было разрешено строительство часовен на принадлежавшем старообрядцам-поповцам Рогожском кладбище и на федосеевском Преображенском кладбище, поморцы приобрели дом с участком на Покровской ул. напротив Рыкунова (ныне Балакиревского) пер. В нач. 70-х гг. XVIII в. здесь были построены деревянная часовня и дом «для призреваемых» (по примеру Преображенского кладбища). Поскольку участок был куплен на имя Монина, моленная получила название Монинской или Покровской. Е. являлся ее настоятелем до конца жизни, попечителем был Монин.

http://pravenc.ru/text/189925.html

Настоятели монастыря Настоятельство в Варницком монастыре до 1764 г. было «игуменское», а с этого года переименовано в «строительское». Кто был первый игумен – данных, указывающих это, – никаких нет; равно не сохранилось сведений и о первых годах монастыря. Как выше сказано, наиболее отдаленные сведения относятся к 1482 году, когда упоминается первый известный игумен «Троицкий с варниц Иосиф», сослуживший преосвященному Ростовскому Архиепископу Иоасафу при освящении храма в Угличском Покровском монастыре 1 октября 1482 года. Затем сведения о игуменах Варницких прерываются до 1614 г., в котором был в обители строитель Авраамий, первый упоминаемый в труде П. Строева «Списки Иерархов и Настоятелей монастырей рос. церкви.» Вот перечень игуменов Варницкого монастыря по этому труду (стр. 355) до 1764 года: После Авраамия: Нифонт, в январе 1624 г. Иона, 1647 г. Тимофей, 1654 г. Иона, в сент: 1657 г., в окт. – декаб. 1662 г. Варлаам, 1708 г. Иоаникий, 1722 и 1738. Иринарх, 1744 г. 14 Исаия, 1746–49 г. 15 Мисаил, 1757 г. Исаия, в янв. 1758 г. Адриан, 1759–64 г. Игнатий, 1764–65 г. 16 Здесь нужно упомянуть, что с переводом в Варницкий монастырь монахинь – ими сначала (в 1725 г.) управляли игуменья Христофора, а в 1729 г. наместница Мастридия. С 1764 г. монастырем управляли строители: 1) Ианнуарий, с 1765–1770 г, 2) Феофил, с 1771–1773 г. 3) Иларион, с 1773–1777 г; из экономов Ростовского Архиерейского Дома; был Членом Ростовской Духовной Консистории. 4) Мелхиседек Митрополитский, с 1777–1778 г:, из казначеев Ростовского Архиерейского Дома. 5) Варлаам, с 28 мая по 20 ноября 1778 г. 6) Порфирий, с 1778–1783 г.; затем поступил в игумены Угличского Покровского монастыря; из экономов Архиерейского Дома. Был Членом Духовной Консистории и смотрителем Семинарии. Из Покровского в 1789 г. переведен в Ярославский Толгский монастырь, где в 1893 г. произведен в архимандрита (первого в этой обители). 7) Анатолий, малороссиянин, с 1783–1786 г. При нем построена была зимняя каменная одноэтажная церковь св. Кирилла чудотворца, сгоревшая в 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Скачать epub pdf Глава 1. История пастырского богословия в России У истоков русской Пастолорогии стоит руководство, изданное с благословения Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге в 1771 году под названием «Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная». Фактом своего появления, а тем более бесспорным своим успехом эта книга свидетельствовала, в какой мере уже в век Екатерины II (1729–1796), отнюдь не отличавшийся благочестием, Русская Православная Церковь обладала целостностью церковного сознания. Авторами ее, по-видимому, были два лица: епископ Смоленский Парфений (Сопковский, † 1795) и архиепископ Могилевский Георгий (Конисский , 1717–1795). Книга эта никак не претендует на какую-либо наукообразность, она написана на прозаичном, приближенном к русскому церковнославянском языке. Однако она служила неоспоримым, безусловно авторитетным руководством и для учащих и для учащихся, а равно и для уже исполняющих свое служение пастырей. В 1845 году митрополит Московский Филарет (Дроздов , 1782–1867) указывал, что, несмотря на некоторую устарелость, «сочинение о должностях пресвитеров приходских... приспособлено к Православной Церкви, проникнуто духом Слова Божия и святых отцов и образует приходского священника не только правилами благоразумия и благочестия, но истинно духовными и душеспасительными наставлениями». Принята была эта книга в качестве руководства и в русских Духовных Академиях; в 1853 году она вышла 25-м изданием и была переведена на английский язык. Чтобы получить ясное представление об этой замечательной книге, воспроизведем из нее часть «Предисловия к пресвитерам». «Четыре должности суть, которыя исполнять прилежно обязаны пресвитеры. Первая: Проповедывать Слово Божие, не упуская благовременнаго случая, и тем прихожан своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому, по наставлению апостола Павла: Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением, и учеиием ( 2Тим. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕССИНГ [Нем. Lessing] Готхольд Эфраим (22.01.1729, Каменц, Саксония - 15.02.1781, Брауншвейг), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения . Жизнь Г. Э. Лессинг Портрет. 1771 г. Худож. Антон Графф (б-ка Лейпцигского ун-та) Г. Э. Лессинг Портрет. 1771 г. Худож. Антон Графф (б-ка Лейпцигского ун-та) Род. в многодетной семье протестант. пастора Иоганна Готфрида Лессинга и его жены Юстины Саломеи (урожд. Феллер). После посещения городской школы Каменца обучался в 1741-1746 гг. в элитной школе-интернате Санкт-Афра в Майсене. В 1746 г. поступил в Лейпцигский ун-т, где изучал теологию, а с 1748 г.- также и медицину. Наиболее сильное влияние в период студенчества на Л. оказали филолог И. А. Эрнести, историк И. Ф. Крист и математик А. Г. Кестнер. Благодаря знакомству с К. Милиусом и К. Ф. Вайсе Л. сблизился с членами труппы лейпцигского театра Ф. К. Нойбер. В 1747-1748 гг. он опубликовал при поддержке Милиуса свои первые поэтические опыты и комедию «Дамон, или Истинная дружба» (Damon oder die wahre Freundschaft), а в 1748 г. получил известность как драматург благодаря успешной премьере поставленной театром Нойбер комедии «Юный ученый» (Der junge Gelehrte). Увлекшись искусством, Л. предпочел академической или пастырской деятельности образ жизни свободного литератора и в 1748 г. переехал в Берлин, где жил до 1755 г. с перерывом на краткое пребывание в Виттенберге с целью защиты написанной в 1751-1752 гг. диссертации об испанском писателе и враче XVII в. Х. Уарте. Вращаясь в берлинских околотеатральных и богемных кругах, Л. зарабатывал на жизнь литературным трудом в периодических изданиях - «Берлинской привилегированной газете» под ред. Милиуса (сначала как рецензент и переводчик, а с 1751 как редактор ежемесячного беллетристического приложения «Новейшее из царства остроумия») и «Критических сообщениях из царства учености» под ред.

http://pravenc.ru/text/Лессинга.html

Скачать epub pdf 85. Екатерина II Алексеевна, императрица и самодержица всероссийская жена императора Петра III Федоровича, до принятия православия София-Августа-Фридерика, княжна ангальт-цербстская, дочь Христиана-Августа, владетельного герцога ангальт-цербстбернбургского, от брака с Иоанной-Елизаветой, принцессой голштейн-эттинской. Родилась в Штеттине 21 апреля 1729 г.; приглашенная императрицей Елизаветой в Россию, приехала с матерью в Петербург 3 февраля, приняла православие в Москве 28-го и обручена великим князем наследнику 29 июня 1744 г.; вступила с ним в брак 21 августа 1745 г.; родила сына-первенца (впоследствии император Павел I, см. 137) 20 сентября 1754 г.; имела еще дочь Анну (ум. в младенчестве) 9 декабря 1757 г.; по воцарении мужа сделалась императрицею 26 декабря 1761 г.; после отречения мужа от престола 29 июня торжественно короновалась в Москве как государыня самодержавная 22 сентября 1762 г.; занятая уже сочинением своего знаменитого «Наказа», конфирмовала доклад Ивана Ивановича Бецкого об учреждении Воспитательного дома в Москве, первого в России, 10 июня 1763 г.; отобрала поместья у монастырей в ведомство Коллегии экономии 14 января; основала Воспитательное общество благородных девиц (Смольный монастырь) в Петербурге 5 мая; лично посетила Остзейский край летом и пересоздала Академию художеств указом 1 ноября 1764 г.; подписала устав С.-Петербургского Вольного экономического общества 31 октября 1765 г.; указала собираться в Москву депутатам от всех сословий в числе 565 человек для составления нового Уложения в декабре 1766 г.; сама со всем двором и иностранными посланниками предприняла плавание Волгою от Твери до Казани, по окончании которого торжественно открыла в Москве Комиссию Уложения 31 июня, но отказалась принять титулы Великой, Премудрой и Матери Отечества, поднесенные ей за ее «Наказ» членами комиссии 21 августа 1767 г.; первая в России привила себе, а также сыну своему, наследнику престола, коровью оспу и, вступившись за диссидентов (православных) в Польше, послала Суворова в Польшу в 1768 г.; начала первую турецкую войну, объявленную России самою Турцией, учредила новый орден св. Георгия 26 ноября и завела первые на Руси ассигнационные банки в 1769 г.; удивила Европу баснословно грандиозными подвигами графа Орлова при Чесме 24 июня и графа П. А. Румянцева при Кагуле 7 июля 1770 г.; встревоженная страшной моровой язвой в Москве, где отчаянной чернью убит архиепископ Амвросий, но остался мужественный Еропкин, утешалась завоеванием всего Крыма князем В. М. Долгоруким в 1771 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Свято-Вознесенский кафедральный собор (Муром) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Вознесенский собор является кафедральным собором Муромской епархии. Был построен в 1729 году вместо деревянной Вознесенской церкви. Содержание История [ править править код ] Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня. В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм с прежним названием. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол. Таким образом, в храме было три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского. Архитектура холодного храма сохранилась практически без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками, вообще так называемого ярославского типа церковных построек, который замечается в большей части Муромских церквей. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью. Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Эти украшения приклад позднейшего времени. На иконах Божией Матери «Успение» и «Живоносный источник» подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР Николо-Богоявленский Морской собор с колокольней. Фотография. 2012 г. Николо-Богоявленский Морской собор с колокольней. Фотография. 2012 г. в С.-Петербурге (Никольская пл., 1/3), 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко. Посвящение собора связано с морской символикой: свт. Николай почитается как покровитель мореплавателей, в день Богоявления (Крещения Господня) освящается вся водная стихия. В честь посвящения собора были названы близлежащие Никольские площадь, переулок, рынок и мост. Строительство Территория бывш. Морских слобод, на которой расположен храм, относилась к приходу Вознесенской ц. (первоначальный храм построен в 1728-1729, архит. И. К. Коробов), однако для жителей слобод до 1732 г. требы обычно исполняли иеромонахи Александро-Невского монастыря, приписанные к Никольской Адмиралтейской часовне «в светлицах» полкового двора (построена не позднее 1714). В 1733 г. в Адмиралтейской слободе была сооружена полотняная Никольская ц., в нее после пожара 1735 г. в Исаакиевском соборе перешел служить соборный причт. В 1743 г. вместо полотняной построили деревянную церковь на новом участке Адмиралтейского ведомства - «сборном месте» для морских служителей среди полковых «светлиц», к западу от нее располагалось кладбище; к приходу были приписаны 3384 служителя. В 1747 г. имп. Елизавета Петровна пожертвовала храму Евангелие в серебряном окладе (позднее в тот же оклад было вставлено Евангелие 1771 г.). Возможно, что именно этой церкви или часовне принадлежали также впосл. переданные в Никольский собор иконы Успения Пресв. Богородицы от «кузнечной команды» (1729) и свт. Николая от «первого отделения корабельных мастеровых» (1713), для нее адмиралтейской конторой был заказан образ свт. Николая (1752). С 1 июля 1752 г. настоятелем храма служил воспитанник Александро-Невской семинарии и МДА свящ. Иоанн Иоаннович Панфилов. В 1761 г. церковь была перенесена в здание Морского шляхетского корпуса, на ее месте соорудили деревянную часовню.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010